Научная статья на тему 'Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект'

Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / BIOLOGICAL AND SOCIAL COMPONENTS / MODERN FACTORS OF ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION / DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION / FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зибров Г.В., Самедова Ю.А.

В статье представлен анализ исторической трансформации понимания сущности патриотизма на протяжении различных этапов становления Российского государства. Определены факторы, воздействующие на формирование патриотических качеств современного человека. Выявлена обобщающая идея, лежащая в основе всех определений содержания данного феномена. Автором проанализирован биологический и социальный аспект патриотизма, выявлена роль их сбалансированности в организации процесса патриотического воспитания молодёжи. Предложены оптимальные формы и методы патриотического воспитания с учетом тенденций современного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF PATRIOTIC EDUCATION: SOCIOCULTURAL ASPECT

The article presents an analysis of the historical transformation of the understanding of the essence of patriotism during various stages of the formation of the Russian state. The factors influencing the formation of Patriotic qualities of a modern person are determined. The generalizing idea underlying all definitions of the content of this phenomenon is revealed. The author analyzes the biological and social aspects of patriotism, reveals the role of their balance in the organization of the process of Patriotic education of young people. The optimal forms and methods of Patriotic education are proposed, taking into account the trends of modern times.

Текст научной работы на тему «Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект»

УДК 37.012.2 ГРНТИ 14.07.05

ГЕНЕЗИС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Г.В. ЗИБРОВ, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Ю.А. САМЕДОВА, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье представлен анализ исторической трансформации понимания сущности патриотизма на протяжении различных этапов становления Российского государства. Определены факторы, воздействующие на формирование патриотических качеств современного человека. Выявлена обобщающая идея, лежащая в основе всех определений содержания данного феномена. Автором проанализирован биологический и социальный аспект патриотизма, выявлена роль их сбалансированности в организации процесса патриотического воспитания молодёжи. Предложены оптимальные формы и методы патриотического воспитания с учетом тенденций современного времени.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, биологический и социальный компоненты, современные факторы организации патриотического воспитания, направления патриотического воспитания, формы и методы.

GENESIS OF PATRIOTIC EDUCATION: SOCIOCULTURAL ASPECT

G.V. ZIBROV, Doctor of Pedagogical sciences, Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

YU.A. SAMEDOVA, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents an analysis of the historical transformation of the understanding of the essence of patriotism during various stages of the formation of the Russian state. The factors influencing the formation of Patriotic qualities of a modern person are determined. The generalizing idea underlying all definitions of the content of this phenomenon is revealed. The author analyzes the biological and social aspects of patriotism, reveals the role of their balance in the organization of the process of Patriotic education of young people. The optimal forms and methods of Patriotic education are proposed, taking into account the trends of modern times.

Keywords: patriotism, patriotic education, biological and social components, modern factors of organization of patriotic education, directions of patriotic education, forms and methods.

Введение. В современной педагогической реальности проблема патриотического воспитания является одной из важнейших, решение которой позволит сохранить ценностные основы существования прогрессивного российского общества. В условиях многонационального государства именно идея патриотизма в качестве сплачивающей основы, реализуемая в воспитательном и образовательном пространстве, будет залогом обеспечения суверенитета России в современной политической обстановке.

Сохранение независимости, укрепление всей социальной структуры общества даёт возможность полноценного развития самой личности, её нравственного, эстетического, профессионального становления. Поэтому во все времена патриотизм осознается как базовая ценность.

Актуальность. При естественной смене поколений необходимо сохранение отличительных черт народа - нравственного потенциала, преданности традиционным ценностям, социальной активности и ответственности. История демонстрировала периоды укрепления и ослабления проявлений патриотических чувств народа. Поэтому сегодня научно-педагогическое сообщество акцентирует внимание на том, что для формирования патриотизма, гражданских качеств молодого поколения необходима специально организованная деятельность, базирующаяся на современных подходах.

Изменения ценностных основ российского общества актуализируют необходимость дальнейшего изучения генезиса феномена патриотизма с позиций сегодняшнего времени, исторической трансформации содержания патриотического воспитания в отечественной педагогике, что позволит наметить новые пути в решении возникших проблем патриотического воспитания молодёжи.

Для реализации поставленной задачи необходимо точное научное понимание структуры и современного содержания понятия «патриотизм», что позволит определить оптимальные пути его формирования как значимой социокультурной ценности среди молодого поколения.

С позиции социально-философского подхода возникновение понятия патриотизма исследователи связывают с периодом формирования государственности в обществе, когда кровнородственные отношения заменяются гражданским статусным положением, обретенным не только благодаря врожденным правам, но и благодаря результатам своего труда [1, с. 178].

В данном качестве человек уже стремится удовлетворять не только свои собственные потребности, но и общественные, что предполагает заинтересованность во всеобщем процветании. Как отмечает А.В. Миронов, данный процесс заложил прочную основу для развития не только материальных, но и духовных ценностей, позволивших наполнить особым смыслом общественное единение, предполагающее не только заботу о всеобщем развитии, но и внимание к проблемам безопасности [2, с. 276-277].

Не стоит забывать, что в основе социального поведения человека лежат биологические корни. В данном аспекте необходимо обратить внимание на следующие моменты. Человек по способу питания и самозащиты изначально был приспособлен к определенной конструкции существования - небольшой родственной группе, дающей возможность выживания и биологического продолжения. Поэтому сложилась большая взаимная привязанность внутри такой группы, которая во время серьезной опасности консолидировала сородичей и могла подвигнуть на значительный риск во имя их спасения.

Постепенно численный и качественный состав групп рос, превращаясь в племена, поселения, первые протогосударства, достигнув современной структуры государства, население которого мы и сегодня осознаём, как в далеком историческом прошлом, той родственной группой, обеспечивающей нам возможность успешной реализации своей жизненной программы.

Древнейшей формой поведения человека является территориальное поведение, которое гарантировало ему доступ к желаемым ресурсам - месту обитания, убежище, пропитание. То есть оно было связано с той территорией, которая обеспечивала человеку необходимый уровень адаптации и поддержания жизненных функций [3]. Угроза данной территории объединяла группы для её защиты. И сегодня в ситуациях стихийных бедствий, острого дефицита ресурсов, войн у людей проявляется территориальное поведение, продиктованное необходимостью выживания, что на субъективном уровне осознается как патриотизм. Таким образом, в сознании человека Родина отождествляется с конкретной зоной происхождения, стимулирующей инстинктивное влечение, что и является биологической основой любви к Родине.

Следует сделать вывод, что в структуре патриотизма как социокультурного явления необходимо учитывать интегративный характер биологического и социального аспектов, что позволит определить современные средства и методы воспитательного процесса. Для того чтобы определить отличительные черты современного патриотизма и спрогнозировать процесс

патриотического воспитания в настоящем и будущем, необходимо проанализировать исторические трансформации представлений о понятии патриотизма, на которые оказывала воздействие смена общественных формаций. Анализ научных трудов позволяет выделить несколько уровней рассмотрения данной проблемы.

В философских и исторических трудах Н.М. Карамзина, В.С. Соловьёва, П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева патриотизм раскрывается как основа бытия российского общества, условие его дальнейшего развития, базирующееся на глубоких убеждениях веры, духовности, ответственности, разрушение которых соотносится с гибелью, потерей будущего.

Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Н.П. Дубинин, В.Н. Кудрявцев, А.А. Магометов, рассматривая патриотизм с точки зрения психологического подхода, делают акцент на различных проявлениях личностного качества, отмечая особое значение социальной активности субъекта. На педагогическом уровне проблема патриотизма раскрывается на примере создания педагогических условий, особая роль в которых отводится образованию (А.Т. Абдуллаев, Ю.Н. Черных, В.Т. Михайловский, А.В. Барабанщиков, А.Н. Вырщиков, В.М. Коровин, Л.Ф. Железняк и другие). Разнообразие подходов в осмыслении сущности патриотизма приводит к выводу о необходимости анализа исторического опыта становления патриотического воспитания.

Привязанность к родной земле и традициям как элементы патриотизма начали формироваться с древних времен. Первоначально, формировавшийся под воздействием внешней опасности патриотизм носил локальный характер. Он не связывался с государством и его политическими институтами. Сохранение родной земли отождествлялось с понятием малой Родины с её местными обычаями и традициями. Патриот определялся как «отчество-любец» -хранитель земли отцов [4].

На данном этапе эволюции патриотизма явно прослеживается территориальное поведение человека, обеспечивающее ему выживание. С малых лет в семьях дружинников мальчиков воспитывали как будущих защитников своей семьи, общины, так как они в будущем являлись основной военной силой, способной защитить территориальную независимость [5, с. 13].

Начиная с конца XV века, выражением общей идеи Родины становится понятие «отечество», что связано с периодом правления Ивана III, начавшего объединение русских земель. Формирование территориальной целостности, а вместе с ней нации, языковой и национальной культуры способствовало появлению на рубеже XVI-XVII веков понятия «государство». Вместе с этим, изменилось содержание понятия «патриотизм», что отразило изменения в сознании людей. Личное благополучие стало отождествляться с благополучием и безопасностью Отечества, его монархического строя. Патриотизм перестал отождествляться только с воинской деятельностью. Патриотом считался тот человек, который приносит пользу своему Отечеству своими созидательными действиями для поддержания монархии как формы правления, способной сохранить целостность государства.

В период правления Петра I патриотизм стал государственной идеологией, выраженной лозунгом «Бог, Царь, Отечество». Создание регулярной армии подтверждает тот факт, что патриотическое воспитание приобрело системный и целенаправленный характер. Основными методами воспитания были личный пример, основанный на героизме, убеждении. В этот период термин «патриот» употребляется в связке с понятием «верный сын отечества», что отделило от него первоначальный смысл «земляк» [4]. В данном контексте следует выделить отличительные черты патриотизма, носящие социальную направленность - слияние личной судьбы и судьбы страны, служение отечеству, самопожертвование во благо его сохранения и процветания.

Учитывая тот факт, что становление и развитие Российского государства связано с историей оборонительных войн, основным направлением развития патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, которое впоследствии получило свое педагогическое обоснование в трудах П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова и других.

В период правления Петра I были открыты школы математических и навигационных наук, Морская академия, первая русская Военная инженерная школа. Необходимость их создания была продиктована тем, что созданной регулярной армии требовался профессиональный руководящий состав. Поэтому обучение в данных заведениях было пронизано идеями служения на благо Отечества.

В 1732 году в период правления Анны Иоанновны в России был открыт первый кадетский корпус, где подготавливали не только военных, но и гражданских специалистов. Особое внимание уделялось комплексному развитию физической и духовной сферы воспитанников, подготовке специалистов-патриотов. Это еще раз подтверждает, что патриотизм стал не только военным, но гражданским понятием.

М.В. Ломоносов считал, что всеобщее бессословное образование, в котором органично соединяется воспитание и обучение, позволит духовно усовершенствовать природу человека. Основной целью воспитания он видел формирование патриотических качеств, среди которых выделял нравственность, трудолюбие, любовь к науке и бескорыстное служение своей Родине. Порядок и дисциплина, по мнению Ломоносова, являлись основными условиями патриотического воспитания [6, с. 76]. Среди наук, способствующих формированию патриотизма у молодых людей, он особенно отмечал географию и историю.

Многие исследователи, в частности, И.Н. Данилевский, М.М. Кром, И.Н. Горский, отмечают, что до конца XVIII века термин «патриот» почти не употреблялся. Только с начала XIX века, благодаря Н.М. Карамзину, обосновавшего употребление в русском языке заимствованного понятия «патриот», как не имеющего аналогов, оно появляется в педагогической деятельности. В основе патриотического воспитания в данный период лежит идея воспитания защитника интересов отечества [7, с. 111]. Немного позднее в данную структуру декабристами добавлена идея народности, национальной самобытности. Однако, триада «православие - самодержавие - народность», олицетворявшая первоначально идею любви к отечеству, в период Николая I получила несколько иное идеологическое основание.

Государству были необходимы верноподданные монархисты, утверждавшие, что только существующий порядок является залогом величия России, её превосходства, что привело к противостоянию в обществе двух непримиримых позиций. Основная проблема заключалась в том, чтобы определиться с направлением формирования государства и общества - идти по пути исключительно русской самобытности или не препятствовать проникновению западной культуры. Эти идеи получили развитие в образовательной и воспитательной сфере, что нашло своё отражение в трудах В.П. Вахтерова, Н.А. Корфа, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Ведущим в процессе воспитания становится принцип, заключавшийся в том, что при создании необходимых жизненных условий в человеке формируются отличительные черты характера, представляющие народную самобытность. Политические, экономические и другие достижения России теперь представлялись не результатом монархического строя, а результатом патриотического сознания народа, жертвующего собой для развития государства.

Надо отметить, что в дореволюционный период наряду с интенсивным развитием гражданского патриотизма, особое внимание уделялось военному патриотизму. Школе отводилось ведущее место в подготовке молодёжи к военной службе, основной целью которой было усвоение нравственных правил, подчинение законности и порядку, освоение воинской дисциплины и ознакомление с боевыми традициями, формирование духовных и физических качеств.

Таким образом, к началу ХХ века понятие «патриот» получило широкое распространение в системе воспитания молодого поколения и стало общепринятым. Однако сложившаяся ситуация в обществе и государстве предопределила те проблемы в системе патриотического воспитания, которые привели к расколу в общественном сознании.

Рассматривая их с точки зрения биологического подхода, следует отметить, что к началу нового тысячелетия обострился дисбаланс между социокультурным и биологическим

компонентами патриотизма социального общества, вызвавший конфликт между коммуникативными и адаптивными возможностями различных слоёв населения. К этому отчасти привело нарушение доступа к желаемым ресурсам той территории, которая обеспечивала существование. Данное обстоятельство спровоцировало нарушение субъективного биологического, психологического и социального комфорта, обострило основной компонент территориального поведения - желание нападать, с целью вернуть свое право хозяина доминировать на той территории, на которой родился и вырос.

Нападению подвергались целые классы, которым приписывались агрессивные намерения. Формы агрессии варьировались от словесных обвинений и угроз до физического уничтожения. Такая форма территориального поведения получила название гиперпатриотического поведения [8]. Это явление наблюдалось и в начале становления советского государства. В современном полиэтническом обществе гиперпатриотизм сопоставим с национализмом, шовинизмом, фашизмом. Это явление имеет пагубные последствия. Все энергетические ресурсы населения направляются на оборону своей территории и усиление обороноспособности, что не даёт возможности развитию культурного и духовного потенциала и приводит в итоге к социальному бедствию. Поэтому соблюдение баланса биологического и социокультурного компонентов очень важно для развития общества на любом историческом этапе.

Особое внимание патриотическому воспитанию молодёжи придавалось на протяжении советского периода. С изменением государственной власти и строя поменялось содержание патриотического воспитания. Так, сразу после революции 1917 года основным направлением стала пропаганда революционных идей, верности марксистско-ленинским коммунистическим идеям, которые предполагали подчинение личных интересов общественным. Это нашло своё отражение в работах М.И. Калинина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко.

Основной идеей патриотизма стала классовость, в основе которой лежала мысль о том, что помещики и крестьяне, рабочие и буржуазия не могут одинаково любить Родину, так как одни заботятся о её процветании, а другие - о своём собственном обогащении. Только трудящиеся массы могли считаться патриотами, что подчеркивает гипертрофированную форму патриотизма.

На данном историческом этапе была создана новая общность - общность советского народа. Поэтому и патриотизм получил разновидность «советского», на формирование которого была направлена учебная и воспитательная работа.

В предвоенные годы в содержание советского патриотизма вкладывалась не только любовь к Родине, основанная на сознательном труде, но и осознание превосходства, исключительности существующего строя. Одним из важнейших инструментов патриотического воспитания стал комплекс «Готов к труду и обороне», утвержденный в 1931 году. Его целью стало повышение мобилизационной готовности молодого поколения. Содержание комплекса включало физическую и военную подготовку, что во время войны сыграло существенную роль. Огромную лепту в патриотическое воспитание внесли пионерские и комсомольские организации, которые наполняли определённым содержанием не только учебное время, но и досуг молодёжи.

В период Великой Отечественной войны основой патриотического направления стало воспитание ненависти к врагу, веры в победу, любви к труду, бдительность, мужество и героизм. Для этого в школах большое количество часов отводилось на строевую и стрелковую подготовку, противовоздушную и химическую оборону, санитарное дело.

После окончания войны все усилия были направлены на формирование политической сознательности. Надо отметить, что еще в военное время среди народных масс формировалось твердое убеждение в исключительности социалистического строя и его вождей. Лозунг «За Родину! За Сталина!» яркое тому подтверждение. В вопросе военной подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах приоритет теперь отдавался организациям Всесоюзного

ы

добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), целью которых по-прежнему оставалась подготовка защитников Родины.

В 70-х годах в понятие «советский патриотизм» постепенно вводится идея интернациональности, дружбы социалистических стран. Теперь любовь к родному краю отождествляется с любовью к многонациональному социалистическому государству, которое обеспечивает всем равные возможности. Параллельно продолжается воспитание молодёжи на боевых традициях и самоотверженного труда Советского народа, подкрепляемое идеями марксизма-ленинизма. Военно-патриотическое направление по-прежнему остаётся приоритетным направлением.

Среди форм военно-патриотического воспитания следует выделить начальную военную подготовку - учебный предмет, введенный в школьную программу, военно-спортивные игры, походы по местам революционной и боевой славы, соревнования по гражданской обороне и многое другое. Основным методом воспитания являлась пропаганда успехов Советского народа во всех сферах жизни, а также идей коммунистической партии, обеспечивающих существование социалистического государства.

Подытоживая анализ советского периода, надо отметить, что патриотическое воспитание носило идеологизированный характер, отвечающий ценностным основам устройства социалистического общества. Исходя из этих ценностей, целью патриотического воспитания было формирование политической стойкости, сознательного защитника социализма, как единственного строя, обеспечивающего процветание страны и всех её граждан.

В 80-х и начале 90-х годов существенно снижается внимание к патриотическому воспитанию молодёжи. Причинами тому послужили трансформации состава и строя нашей страны. Прежние ценности нашего общества утеряли свою актуальность, а новые не были сформулированы в сознании людей. Государство в этот период выпало из системы патриотического воспитания, что существенно снизило работу в этом направлении. Она продолжала проводиться только по собственной инициативе еще существующих военных клубов и общественных организаций. Утрата государственной поддержки и обстановка переходного времени привели к развалу воспитательной системы, возрождение которой начнётся только с началом нового тысячелетия.

Результатом такого распада явилось ослабление патриотизма среди населения, в некоторых случаях до полной его утраты. Разрушение в сознании людей прежней структуры государства, а вместе с ней надежды на реализацию своих потребностей и возможностей привели к разрушению основного комплекса территориального поведения - влечения к своей территории и желание её защищать и отстаивать. Кроме того, был развеян образ реального врага, который долгое время являлся сплачивающим стресс-фактором. Ярким проявлением ослабления территориального поведения явился так называемый космополитизм, отличительная особенность которого - способность оптимально адаптироваться в любом географическом регионе и социуме. Такая способность ведёт к исчезновению влечения к прежнему месту пребывания, что на социальном уровне выражается в утрате патриотизма.

Осознав данную тенденцию, в начале 2000-х годов государство стало принимать меры по возрождению утраченной воспитательной системы. Подтверждением этого являются государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которые, начиная с 2001 года, разрабатываются на каждые пять лет. Для успешной их реализации необходимо понимать, чем же отличается современный патриотизм от патриотизма прошлых лет. Проведённый анализ генезиса понятия «патриотизм» и патриотического воспитания позволил сделать следующие выводы.

На протяжении рассмотренных периодов понятие «патриотизм» наполнялось разным содержанием в зависимости от государственного устройства, военных угроз и основной идеологии. Однако в основе всех определений лежит идея любви к Родине, заключавшаяся в привязанности к родной земле и традициям, их защите, созидательном труде на благо Родины,

поддержании государственного строя, идеологии, нравственное совершенствование. Прослеживается устойчивая закономерность, что любовь к Отечеству автоматически подразумевает осознание своей идентичности со своим народом, идентичности своей судьбы с судьбой народа, а также уважение к существующей государственной власти, что обеспечивает гармоничное соотношение территориального поведения с существующими социальными нормами. Но независимо от существующего государственного строя личность является основным субъектом патриотизма, поэтому определение целей и содержания патриотического воспитания будет оставаться актуальным вопросом в любой исторический период.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой на 2016-2020 годы, целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности патриота, ответственно выполняющего свой гражданский долг, активно содействующего сохранению истории и культуры своей страны, поддерживающего гражданскую позицию в направлении сохранения национальной безопасности и процветании Российской Федерации.

Выводы. В современных целях патриотического воспитания прослеживается историческая преемственность. Идея любви, заботы и защиты своей Родины остаются базовыми ценностями. С учетом динамично меняющейся ситуации основная задача - развивать эффективные современные формы и методы, позволяющие учитывать биологические и социальные аспекты патриотизма. В этой связи выделены те современные факторы, которые необходимо учитывать в процессе организации воспитательного процесса.

Во-первых, современное общество связано с развитием информационного пространства, которое размывает территориально-пространственные границы и способно бесконтрольно воздействовать на сознание человека, что обострило проблему информационной безопасности. Средства массовой информации нередко подменяют ценности национальной культуры обезличенными стереотипами массовой культуры, что существенно затрудняет формирование у молодых людей национальной идентификации, принадлежности к своей культуре, воздействуют на базовые компоненты территориального поведения. Искажение исторических фактов, подмена базовых ценностей затрудняет формирование адекватных взглядов человека на мир, своё место в нём.

Во-вторых, после исчезновения СССР, идея интернационализма перестала культивироваться не только в России, но и в бывших союзных республиках. Сегодня мы наблюдаем существенные изменения в составе населения нашего государства, численность которого активно стали пополнять представители ближнего зарубежья. Происходит смешение различных культур, что при отсутствии развитой системы межнациональных отношений, подразумевающей двустороннее соблюдение нравственного такта и взаимное уважение, не способствует объединению и сплочению людей для решения кардинальных задач общественной жизни.

В-третьих, пришедшая на смену идее коллективизма идея индивидуализма, перенос акцента с развития в коллективе на развитие уникальности личности в ряде случаев принёс не совсем ожидаемый результат. Эгоизм как побочное явление существенно препятствует формированию активной жизненной позиции среди молодого поколения.

Исходя из современных факторов развития нашего общества, необходимо выделить ключевые направления патриотического воспитания, способствующие решению поставленных задач в сложившихся условиях:

формирование уважительного отношения к своей культуре и культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации;

стимулирование интереса к истории своей страны, пропаганда её достижений во всех сферах человеческой жизни;

формирование и развитие сознания своей принадлежности к своему народу, своей культуре, осознания своей роли в развитии своего государства, взаимозависимости общественного и личностного развития;

создание условия для активной преобразующей социально значимой деятельности.

В реализации данных направлений следует учитывать, что в нашем сознании патриотизм по-прежнему разделяется на два типа - гражданский и военный, при этом военный патриотизм в большей степени связывает нас с историческими корнями нашей страны. В государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» развитию военно-патриотического воспитания молодёжи придаётся особое значение.

Идея защиты Родины, сохранения своей культуры, национальных традиций затрагивает биологическую основу патриотизма, стимулируя все структуры территориального поведения, соответствующие современным социальным ценностям. Поэтому пропаганда престижа службы в Вооружённых Силах Российской Федерации обоснованно выделена одним из методов патриотического воспитания молодых людей.

Данное направление работы является приоритетным и с теми, кто защиту Родины выбрал своей профессией. В военных вузах идея патриотизма внедряется в содержание образовательного процесса, где курсу социально-гуманитарных и экономических дисциплин отводится особая роль. Изучение истории, работа с документальными данными, фотографиями позволяет сформировать у будущих офицеров конструктивный взгляд на события прошлого и настоящего нашей страны, развить критичность мышления, позволяющее противостоять негативным информационным воздействиям.

Эффективно зарекомендовали себя следующие формы работы. «Календарь памятных дат», в котором каждый день освещается историческое событие, отражающее достижение нашего государства на протяжении её многовекового развития. Знакомство с подвигами героев, чьими именами названы улицы города, с подвигами своих предков - дедов, прадедов, отдавших жизнь, защищая свою Родину, а также трудившихся в тылу, обеспечивая фронт. Данные формы работы стимулируют познавательную активность курсантов, обеспечивая процесс их национальной идентификации на основе ценностей прошлого и настоящего.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками миротворческих операций как живыми примерами героизма народа, свидетелями достоверных событий, позволяют преодолеть разрыв между поколениями, донести до молодёжи историческую истину.

Существует значительный пласт литературы, кино, освещающих подвиги не только взрослого поколения, но и детей, пожертвовавших своей жизнью для общей победы. Эта информация, как показывает практика, не известна современной молодёжи, вследствие нарушения преемственности в структуре воспитательной системы прошлого и настоящего. Использование фрагментов художественных и документальных фильмов, освещающих наиболее яркие моменты исторических событий, эмоционально подкрепляющих раскрытие тем учебных занятий, оказывают большое воспитательное воздействие.

Курсантские коллективы военных вузов состоят из представителей различных национальностей. Мероприятия, посвященные знакомству с культурой, традициями народов, популяризация их вклада в общую победу позволяют выстроить взаимообогащающий диалоговый характер взаимодействия, обеспечивающий баланс социокультурного и биологического аспекта патриотизма с коммуникативными и адаптационными возможностями курсантов, что на практике реализуется как ощущение субъективного биологического, психологического и социального комфорта представителей разных культур.

Осуществление социально-значимой деятельности реализуется на базе военных вузов путем совмещения учебной и служебной деятельности курсантов. В качестве форм воспитательной деятельности выделены те мероприятия, которые на фоне эмоционально-окрашенного восприятия оцениваются молодыми людьми как исторический акт передачи памяти от поколения к поколению - Дни памяти и воинской славы, Дни мужества, ежегодные парады, посвященные Дню Победы и другие. Участие в значимых в историческом плане мероприятиях позволяет курсантам осознать свою роль в продолжение памяти народа, его социальном развитии.

Таким образом, патриотическое воспитание базируется на сохранении и развитии у граждан исторической памяти. Выявленный социокультурный и биологический аспект патриотизма позволил обосновать направления воспитательного процесса, учет которых при выборе методов и форм, позволит оптимизировать работу по патриотическому воспитанию молодёжи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чельцов М.В. Генезис понятия «патриотизм» в социальной и педагогической сферах до конца XIX века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Новосибирск, 2017. Вып. 1. С. 178-186.

2. Миронов А.В. Идея патриотизма в греческой философии // Известия Саратовского университета. Новая серия: философия, психология, педагогика. 2016. Т. 186 (16). № 3. С. 276-280.

3. Самедова Ю. А., Григоров С.Ю., Забавников В.Н. Психолого-педагогические аспекты военно-патриотической идентификации курсантов в условиях военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28812. (дата обращения 11.02.2020).

4. Кром М.М. Полюбить государство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arzamas.academy/courses/3/3. (дата обращения 10.02.2020).

5. Балашов Р.В., Лутовинов В.И., Метлик И.В., Поляков С.П. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. М.: ДОСААФ России, 2010. 75 с.

6. Русских В.Г. Генезис проблем образования в отечественной государственной политике

XVIII в. // Педагогика. 2011. № 9. С. 75-79.

7. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Идеологема «патриот» в русской, советской и постсоветской культуре. Лозунг и ругательство // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 109-123.

8. Гильбурд О.А. Патриотизм: биологические корни, норма и психопаталогия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:///www.ethology.ru/library/?id=267. (дата обращения 10.02.2020).

REFERENCES

1. Chel'cov M.V. Genezis ponyatiya «patriotizm» v social'noj i pedagogicheskoj sferah do konca

XIX veka // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i socium». Novosibirsk, 2017. Vyp. 1. pp. 178-186.

2. Mironov A.V. Ideya patriotizma v grecheskoj filosofii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: filosofiya, psihologiya, pedagogika. 2016. T. 186 (16). № 3. pp. 276-280.

3. Samedova Yu. A., Grigorov S.Yu., Zabavnikov V.N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty voenno-patrioticheskoj identifikacii kursantov v usloviyah voennogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28812. (data obrascheniya 11.02.2020).

4. Krom M.M. Polyubit' gosudarstvo. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: <http://arzamas.academy/courses/3/3>. (data obrascheniya 10.02.2020).

5. Balashov R.V., Lutovinov V.I., Metlik I.V., Polyakov S.P. Voenno-patrioticheskoe vospitanie i podgotovka molodezhi k voennoj sluzhbe: istoriya i sovremennost'. M.: DOSAAF Rossii, 2010. 75 s.

6. Russkih V.G. Genezis problem obrazovaniya v otechestvennoj gosudarstvennoj politike XVIII v. // Pedagogika. 2011. № 9. pp. 75-79.

7. Odesskij M.P., Fel'dman D.M. Ideologema «patriot» v russkoj, sovetskoj i postsovetskoj kul'ture. Lozung i rugatel'stvo // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2008. № 1. pp. 109-123.

8. Gil'burd O.A. Patriotizm: biologicheskie korni, norma i psihopatalogiya. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:///www.ethology.ru/library/?id=267. (data obrascheniya 10.02.2020).

© Зибров Г.В., Самедова Ю.А., 2020

Зибров Геннадий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самедова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, 2010sham@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.