Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПАРТАКИАДА ДОВУЗОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кофанов Р. А., Сысоев Ю. В.

В современной России вопросам патриотического воспитания уделяется особое внимание, о чем свидетельствует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. К сожалению, не все образовательные организации и спортивные школы ставят первоочередной задачу воспитания поколения подростков, любящих свою Родину. В статье представлен список образовательных организаций, подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации, способствующих формированию патриотизма в сознании подрастающего поколения. Проведено изучение понятия «патриотизм» в различные временные эпохи нашего государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS IN THE SENIOR FORMS AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION ABSTRACT:

In modern Russia, the issues of patriotic education is given special attention, as evidenced by the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation in the years 2016-2020", approved by Resolution of the Russian Government dated 30 December 2015 № 1493. Unfortunately, not all educational institutions and sports schools give priority task of educating generations of teenagers who love their homeland. The article presents a list of educational institutions, subordinated to the Ministry of Defense of the Russian Federation, contributing to the formation of patriotism in the minds of the younger generation. The study of the concept of "patriotism" in the various epochs of our state.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

им..Р. Державина, 2005.

8. Р. А. Гуща, И. В. Иванов Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Россия, статья: «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА, ИМЕЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДЧИНЕННЫХ»

Кофанов Р. А. студент ИФКСиЗ

Сысоев Ю.В., доктор пед. наук

профессор РФ, г. Москва ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

АННОТАЦИЯ:

В современной России вопросам патриотического воспитания уделяется особое внимание, о чем свидетельствует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. К сожалению, не все образовательные организации и спортивные школы ставят первоочередной задачу воспитания поколения подростков, любящих свою Родину.

В статье представлен список образовательных организаций, подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации, способствующих формированию патриотизма в сознании подрастающего поколения. Проведено изучение понятия «патриотизм» в различные временные эпохи нашего государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Патриотизм, физическая подготовка, Спартакиада довузовских учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, воспитание патриотических качеств.

Kofanov Ruslan Andreevich

student

Moscow, Russian Federation Sysoyev Yriy Vasilyevich Dr. ped. Sciences, Professor Moscow, Russian Federation FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS IN THE SENIOR FORMS AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION ABSTRACT:

In modern Russia, the issues of patriotic education is given special attention, as evidenced by the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation in the years 2016-2020", approved by Resolution of the Russian Government dated 30 December 2015 № 1493. Unfortunately, not all educational institutions and sports schools give priority task of educating generations of teenagers who love their homeland.

The article presents a list of educational institutions, subordinated to the Ministry of Defense of the Russian Federation, contributing to the formation of patriotism in the minds of the younger generation. The study of the concept of "patriotism" in the various epochs of our state.

KEYWORDS:

Patriotism, physical training, pre-university Games of the Ministry of Defense of the Russian Federation institutions, education of patriotic qualities.

В современной России вопросам патриотического воспитания уделяется особое внимание, о чем свидетельствует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. К сожалению, не все образовательные организации и спортивные школы ставят первоочередной задачу воспитания поколения подростков, любящих свою Родину.

На сегодняшний день Министерство Обороны Российской Федерации является главным «воспитателем» патриотических качеств молодежи. В системе Министерства Обороны в настоящее время функционирует 28 образовательных организаций, осуществляющих подготовку в сфере основного общего образования. Среди них:

9 суворовских военных училищ - Московское, Санкт-Петербургское, Екатеринбургское, Казанское, Тверское, Ульяновское гвардейское, Уссурийское, Северо-Кавказское; 7 президентских кадетских училищ -Оренбургское, Ставропольское, Краснодарское, Тюменское, Кызылское, Владивостокское, Севастопольское; 4 кадетских корпуса -Санкт-Петербургский, Омский, Кронштадтский морской кадетский корпус и Аксайский казачий кадетские корпуса имени Данилы Ефремова. В том числе работают специализированные профильные образовательные организации: кадетская спортивная школа Военного института физической культуры, кадетская инженерная школа «Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», кадетская школа IT-технологий Военной

академии_связи_имени_Маршала_Советского_Союза

С. М. Буденного, Нахимовское военно-морское училище, Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации и Московское военно-музыкальное училище. Каждая из вышеперечисленных образовательных организаций ставит перед собой три основных цели:

воспитательную, образовательную и оздоровительную.

Министерством обороны Российской Федерации ежегодно проводятся спартакиады, олимпиады, первенства, большая экскурсионная программа во время летней практики для воспитанников, не сдающих государственные экзамены, оздоровительные и лечебные смены на Черном море и других южных курортах России. Основной задачей подготовки является формирование будущей военной «элиты» нашего общества, а так же формирование кадрового резерва государственных органов власти, министерств и ведомств страны.

Патриотическое воспитание человека начинается с самого рождение и продолжается на протяжении всей жизни, но его основа закладывается в школьные годы. Любовь к Родине, преданность Отечеству, готовность защищать интересы общества и страны на международной арене - все это то, к чему готовят юных воспитанников на протяжении 7 учебных лет. Каждое мероприятие, каждое событие формирует мировоззрение молодых людей, создает собственное мнение, заставляет мыслить и творить.

К сожалению, в 90-ые годы вопрос воспитания не был ключевым, так как многие педагоги и родители были вынуждены «выживать», и делали все, чтобы прокормить и уберечь своих детей от «плохих компаний». Сейчас ситуация немного иная, но не менее сложная. Меняется положение дел в обществе, а также интересы и приоритеты подрастающего поколения. Задача педагогов и воспитателей - сформировать правильное сознание у молодежи, чтобы сохранить целостность государства, подготовить патриотически-настроенное поколение, готовое действовать

в интересах народа. Геополитическая ситуация в мире, финансово-экономические международные отношения говорят о том, что нашему обществу необходимы квалифицированные кадры, всесторонне развитые личности, которые не побоятся взять на себя ответственность в трудную минуту.

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

В русском национальном самосознании понятие «патриотизма» зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н. М. Карамзин, С. Н. Глинка, А. И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считался выше всех добродетелей и практически стал российской государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам

перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе,

для благосостояния вашего...». Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

Но не только с военной службой связывали понятие «патриотизма» граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией,

ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее».

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В. И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов

и социалистов...».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г. К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРАВОСЛАВИИ

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», а также «Концепции патриотического

воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам

и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни

и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».

Таким образом, в основе своей работы в должности воспитателя я отдаю предпочтение физической культуре и спорту, так как на занятиях и тренировках формируется характер личности воспитанника. Я обучаю детей ставить перед собой цели и добиваться их, решать различные задачи, которые возникают в процессе деятельности, тем самым я помогаю преодолевать лень. Во время тренировок я стараюсь решать и образовательные задачи, рассказывая, для чего все это может пригодиться в жизни, ставлю в пример известных российских ученых, спортсменов, героев, военачальников и многих других прославленных людей. Через спорт человек преодолевает себя, формирует свое тело, сознание, старается сделать себя лучше, учится быть ответственным. Все эти качества плюс правильное питание и здоровый («трезвый») образ жизни позволяет надеется на достойное будущее нашей страны.

В условиях быта и деятельности суворовцев неотъемлемой частью их жизни является физическая подготовка. На занятиях к ним, предъявляются требования на порядок выше, чем их сверстникам в школе. Отличительной особенностью подготовки становится ежедневный объем физической нагрузки, как во время занятий, так и внеурочное время. Утро суворовца начинается с физической зарядки, на занятиях сдают различные нормативы, а во внеурочное время проходит спортивно-массовая работа и тренировки по различным спортивным дисциплинам.

Суворовцы старших курсов, как правило, ориентированы на поступление в высшие военные учебные заведения, они готовятся стать курсантами, а затем и офицерами для того, чтобы защищать Родину, оберегать население и сохранить независимость нашей страны. Основой их подготовки к поступлению служат нормативы и требования по физической подготовленности, предъявляемые к кандидатам. Во время занятий, суворовцы понимают, что высокий уровень подготовки, способствуют улучшению боевых кондиций: любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь -

к Родине; чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь; сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину; трудолюбие, решительность; предприимчивость, хозяйственность; уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности.

На занятиях по физической подготовке эти качества оттачиваются. Ярким примером служит бег на разные дистанции в составе взвода. Результат засчитывается, когда пробежит последний член команды, поэтому взаимовыручка и взаимопомощь становится неотъемлемой частью жизни курсантов в военном училище. Парадные тренировки по подготовке к торжественному прохождению на Красной площади 9 мая - это еще один яркий пример патриотического воспитания и формирования воли и выдержки. Спартакиады и первенства проводимые Министерством Обороны Российской Федерации между довузовскими образовательными учреждениями являются стимулом и возможностью проявить себя.

В эпоху глобализации и борьбы за лидерство в политических, экономических, информационных, социальных и других сферах воспитание патриотических качеств у молодых граждан Российской Федерации является особенно важным в связи с обостренными международными отношениями вокруг России. Качественная подготовка будущего поколения зависит от правильно сформированных целей и задач. На мой взгляд, ключевые качества, необходимые для развития страны - любовь к Родине, готовность защищать и отдавать жизнь за нее. Физическая культура и воспитание становятся основными инструментами подготовке к труду и обороне страны. Суворовское военное училище - место, где задачи воспитания, основанные на патриотизме, решаются в первую очередь, а занятия по физической подготовке становятся основой в формировании данных качеств.

В Московском суворовском военном училище есть секции по 12 видам спорта - армейский рукопашный бой, самбо, стрельба, спортивное ориентирование, лыжные гонки, полиатлон, мини-футбол, большой футбол, регби, легкая атлетика, плавание, хоккей с шайбой. Суворовцы защищают честь училища на районных, городских, всероссийских, международных соревнованиях. Главным мероприятием является Спартакиада между довузовскими образовательными учреждениями Министерства Обороны Российской Федерации. Заниматься спортом

в училище не только полезно, но и почетно, поэтому каждый курсант выбирает себе занятие по душе и тренируется, чтобы попасть в сборную команду училища.

В распорядке дня занятия по физической подготовке в урочное и внеурочное время занимают второе место после общеобразовательных предметов, поэтому неудивительно, что 30% воспитанников задействованы в сборных командах училища по разным видам спорта и возрастным

категориям.

Задачи физического воспитания в суворовских военных училищах -это подготовка физически развитых подростков, готовых поступать в высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, готовых защищать интересы нашего государства и встать на защиту нашей Родины.

Использованные источники:

1. Галибина Лариса Алексеевна. Воспитание здорового образа жизни у кадет общеобразовательных военно-учебных заведений России: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2002 211 с. РГБ ОД, 61:03-13/130^.

2. Сушанский Артур Сергеевич. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 304 с. РГБ ОД, 61:03-13/248-9.

3. Статья с сайта Национального института развития современной идеологии «Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи».

УДК 005.5.003.12:631.15:338.43:6331.635

Кравченко Т.С., к.э.н.

доцент

кафедра «Экономика и менеджмент в АПК» ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

им. Н.В. Парахина» Россия, г. Орел МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие методики оценки эффективности в отрасли растениеводства. Обоснованы и классифицированы факторы, оказывающие влияние на эффективность производства. В статье поставлена проблема роста экономической эффективности и методов ее оценки как взаимосвязанные и представляющие неотъемлемую часть для формирования конкурентоспособного сельского хозяйства. Также обосновано, что производство продукции в отрасли растениеводства с учетом методов экономической оценки позволит повысить эффективность отрасли, и в целом деятельность сельхозпроизводителей.

Ключевые слова: аграрная экономика, методы оценки, отрасль растениеводства, показатели эффективности, эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.