Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ В СВУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ В СВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ХОККЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / МО РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кофанов Р.А.

Материал данной статьи посвящен актуальным проблемам развития современного общества, молодого поколения, будущих защитников Отечества. Рассмотрены вопросы деятельности суворовцев и кадет училищ Министерства обороны. Проведена параллель между хоккейной тренировкой и патриотическим воспитанием. Приведены примеры качеств, которые способствуют формированию будущих офицеров Вооруженных сил. Материал статьи может быть использован воспитателями в учреждениях Министерства обороны для работы с подрастающим поколением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ В СВУ»

федеральный университет; Межвузовский центр по преподаванию культурологии в технических вузах РФ . 2013. С. 224-228.

13. Бородай В.А. Эмоциональная компетентность - когнитивные особенности // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления. - Саратов: Академия бизнеса. 2015. С. 28-31.

14. Borodai V. Brand of the employer as DNA of corporate culture of service company // European Research. 2017. № 1 (24). С. 34-35. DOI: 10.20861/24102873-2017-24-001

Кофанов Р.А.

ИФКСиЗ

ФБГОУВО «Московский педагогический государственный университет» Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ

КАЧЕСТВ У ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ В СВУ Аннотация: Материал данной статьи посвящен актуальным проблемам развития современного общества, молодого поколения, будущих защитников Отечества. Рассмотрены вопросы деятельности суворовцев и кадет училищ Министерства обороны. Проведена параллель между хоккейной тренировкой и патриотическим воспитанием. Приведены примеры качеств, которые способствуют формированию будущих офицеров Вооруженных сил. Материал статьи может быть использован воспитателями в учреждениях Министерства обороны для работы с подрастающим поколением.

Ключевые слова: Суворовское военное училище, Президентское кадетское училище, хоккей, патриотическое воспитание, Вооруженные силы, МО РФ.

Введение. Современное российское общество утратило свою идеологию в период 90-ых, проблемы и пережитки того времени плавно перетекли и отразились на детях двухтысячных. Наркомания, алкоголизм, курение, организованная преступность, демократия в развращенной форме сыграли серьезную роль в разложении общества [2, 78]. Суворовские училища, существовавшие со времен Великой Отечественной войны, как и все общество, переживали потрясение и имели те же проблемы, только в более яркой форме [3, 20]. В наши дни государство в лице верховного главнокомандующего и министра обороны уделяет достаточно большое внимание и финансирование на создание новых и улучшение условий в ранее созданных Суворовских и президентских училищах.

Система обучения и подготовки суворовцев является нестандартной и закрытой, но в рамках современной модели образования России. Министерство обороны заинтересовано в качественно подготовленных кадрах для Вооруженных сил, будущих офицеров и прапорщиков. Каждый военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своей страны,

готовый отстаивает ее интересы в Мирное и военное время.

Одно из ключевых мест в системе подготовки будущих курсантов, а затем и офицеров занимает физическая подготовка [5, 12]. В распорядок дня включена утренняя физическая зарядка (УВЗ), спортивно-массовая работа, секционная деятельность, включающая более 10 видов спорта. В системе Министерства Обороны в настоящее время функционирует 28 образовательных организаций, 24 из которых участвуют в Первенствах и Спартакиадах по 10 видам спорта, включая командные и личные зачеты.

В связи с этим перед исследованием были поставлены задачи:

1) узнать, насколько актуален хоккей в рамках Суворовского училища;

2) определить, какие личные качества необходимо развивать в будущих офицерах;

3) сравнить представления суворовцев о качествах личности развиваемых в хоккее с качествами необходимых для будущих офицеров;

4) сформулировать практические рекомендации по увеличению количества суворовцев в секции по хоккею в Московском Суворовском военном училище.

Методы и орагнизация исследования.

В 2014 году в Министерстве обороны решили возродить патриотические традиции Советского Союза, в частности вид спорта, который подарил Миру великих россиян - хоккей. Славные периоды хоккейной истории нашей страны поспособствовали созданию крытых хоккейных площадок на территории ПКУ и в создании Первенства Вооруженных Сил среди довузовских образовательных учреждений МО РФ.

В январе 2016 году в Московском СВУ была создана хоккейная команда. Первые две тренировки наглядно продемонстрировали, что данный вид спорта интересен суворовцам, так как на первой присутствовали 14 человек, а на второй количество увеличилось в более чем в два раза и составило 30 человек. Формирование и создание команды происходило в течение января и февраля месяца. За данный промежуток времени прошел естественный отбор, отсеялись суворовцы, которые не были готовы ложиться под шайбу, играть с силовой борьбой. Хоккей - очень динамичный и контактный вид спорта, где ловкость, сила и мощь должны сочетаться с интеллектом, техникой и умением быть частью единого механизма. Большинство этих качеств наложенных на преданность своему делу, самоотверженность ради команды и готовность выходить на лед и сражаться сравнимы с ведением боя в мобилизационное время.

Воспитание суворовцев - исключительно серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. В качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации образования. Интересные идеи высказывал М. И. Драгомиров, которым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, -

говорил он, - тот недостоин чести им командовать». Сам А.В. Суовров говорил: «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.» Анализируя личностные характеристики офицера, можно выделить следующие психофизические качества, необходимые командиру - коммуникабельность, ответственность, самокритичность, выносливость, ловкость, сила, быстрота, смелость, решительность, эмоционально-волевая устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, настойчивость, инициативность, умение найти контакт с подчиненными, умение слышать и слушать, дисциплинированность. Рассмотрим основные качества необходимее офицеру наиболее подробно.

Таблица личностных качеств необходимых будущему офицеру

Коммуникабельность (умение слушать и слышать подчиненных) Командиру необходимо слушать так, чтобы подчиненный хотел рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать помогает командиру установить контакт, расположить к себе подчиненного, поняв его точку зрения, - и при необходимости корректировать ее в нужную сторону. Способность, умение и готовность командира легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими, в том числе и подчиненными. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения офицера.

Инициативность Способность командира как личности, выраженная в стремлении к самостоятельным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. Здоровая напористость командира, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться - вот что отличает инициативного офицера. Сразу стоит отметить, что инициативность - это смелость и ответственность за свои решения. Встречается много людей, чьи идеи свежи и порой даже гениальны, однако воплощает их кто-то другой - тот, кто: а) смелый, б) предприимчивый, в) находчивый. Многим знакомо выражение, что в армии инициатива наказуема, что, на наш взгляд, совершенно необоснованно, ведь инициатива наказуема лишь в том случае, когда она проявлена не вовремя и не в правильной форме

Настойчивость Волевое качество командира, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности, отличается от упрямства тем, что желание достичь результата определяется разными мотивами, а не лишь мотивом самоутверждения, как при упрямстве.

Ответственность - одна из наиболее важных личностных характеристик офицера, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора как

неизбежные свершившиеся факты.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность командира на определенный результат своей деятельности. Такой офицер точно знает, чего хочет, куда идет и за что борется, умеет преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Самокритика - рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Наличие критики к себе считается условием психического здоровья личности. Исходя из этого, самокритичность - это умение командира отстраненно взглянуть и оценить себя и свои поступки; увидеть собственные ошибки и по возможности их исправить.

Смелость - энергия и уверенность в себе, готовность идти вперед и делать то, что хочется и считаешь нужным, несмотря на страх или не видя страха. Смелость не всегда подразумевает отсутствие страха. Смелость - это умение командира быть сильнее страха: страх может быть - это чаще всего инстинктивная реакция. Смелость заключается в том, чтобы быть сильнее страха. В тесте Кеттелла, смелость - это предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности. У решительного командира начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности - это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учетом конкретных обстоятельств. Именно поэтому на протяжении всего периода обучения и воспитания бедующего офицера особое значение придается развитию этого качества.

Немаловажную роль в жизнедеятельности командира играет уровень развития его физических качеств, таких как выносливость, сила, быстрота, ловкость. Физически развитый командир пользуется уважением своих подчиненных, являясь для них образцом. Его организм лучше противостоит утомлению в процессе двигательной деятельности, способен преодолевать большое внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, совершает больше двигательных действий в минимальное время, способен выполнять движения координированно и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.

Таблица высказываний суворовцев о качествах, которые _ формируются в хоккее_

Общение в команде 15 суворовцев Ребята отметили, что у многих в команде уже есть друзья и что у них происходит общение и обмен информации до и после тренировки, так же поддержка общения в учебное время вне тренировок

Самостоятельность 18 суворовцев Старшие суворовцы отметили, что благодаря тренировкам по хоккею они стали самостоятельнее и организованнее и уже помогают младшим

Упорство и трудолюбие 24 суворовца На тренировках от суворовцев требуется полная самоотдача и они выполняют тренерскую задачу и план трнеировки

Ответственность 20 суворовцев Старшие суворовцы (8-10 класс) берут под опеку младших (5-7 класс), помогая в бытовых, учебных и спортивных направлениях

Целеустремленность 26 суворовцев Данное качество было выбрано большинством суворовцев, так как каждый ставит перед собой задачу стать лучше, сильнее и техничнее в хоккее

Самокритика 12 суворовцев Данный показатель развит в основном у старших суворовцев, так как они более осознанно могут оценить свой уровень в сравнении с другими

Смелость (самоотверженность) 23 суворовца Данным качеством прославилась наша команда на Первенстве по хоккею и была отмечена как самая самоотверженная команда

Решительность 19 суворовцев Каждый суворовец на льду должен быстро принимать решение, чтобы во время игры принести максимальную пользу команды, поэтому скорость реакции и принятия решения развивается как на физическом, так и на психологическом уровне

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам исследования можно сделать вывод, что все качества необходимые офицерам, так или иначе, отражаются в деятельности хоккейной команды. По результатам опроса из 30 суворовцев членов

сборной команды по хоккею почти все качества были отмечены более чем 50% ребят, кроме одного «самокртика», это логично, так как возраст хоккеистов от 11 до 17 лет и многие младшие ребята еще не могут оценить свои действия. Понятия коммуникабельность, инициативность и настойчивость были заменены синонимами общение в команде, самостоятельность, упорство и трудолюбие и по набранным голосам 50%, 60% и 80% соответственно. Таким образом, хоккей - является наиболее подходящим видом спорта для развития личностных качеств у суворовцев -будущих курсантов, а затем офицеров. В связи с этим, считаю, что развитие самостоятельности и умения быстро реагировать на ситуацию и проблему, принимать правильное решение в стрессовой обстановке соответствует качествам будущих офицеров.

Нахождение в команде, формирует и патриотические качества, такие как: любовь к Родине, готовность выполнять поставленные задачи, самопожертвование, взаимовыручка. Поэтому в хоккейной команде происходит развитие ребят готовых защищать свою Родину в будущем.

Создание спортивных коллективов в училищах будет способствовать здоровому формированию и развитию детей, так как современное общество не имеет основ идеологии, как это закладывалось в СССР, у нас нет ярко выраженной концепции развития общества и государства [7, 58]. Формирование патриотического воспитания происходит в кадетских классах, кадетских школах, кадетских корпусах, в ПКУ, СВУ, но все это разнопланово и не исходит от одного источника, общество получит разных патриотов, со спорными проблемами и разногласиями в различных вопросах [6, 37]. Механизмы воспитания уже известны, есть примеры успешных теорий примененных на практике, но все это не гарантирует великого будущего для нашей страны.

Основной целью тренировочного процесса считаю развитие физической силы, воспитание высокоразвитой и подготовленной личности для выполнения в будущем задач государственной важности.

Использованные источники:

1. Быков А. К. Закономерности воспитания как научно-педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2012. №7.

2. Дарков С.К. Российские кадеты. - М., 2005.

3. Дубяга В. Ф., Чертополох А. А., Чураев Э. Н. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и основные направления ее психокоррекции. - М.:- ВУ 2006.

4. Ковалев А.П. Становление и развитие системы довузовской военно-профессиональной подготовки в России (1920-1990 гг.): Дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.

5. Кунц Н.З. Суворовцы и нахимовцы - герои. - М.: Интеграф-сервис, 2003

6. Лощилов И. Кадетские истории. - СПб., 2005.

7. Макарова Л.Н., Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ

им..Р. Державина, 2005.

8. Р. А. Гуща, И. В. Иванов Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Россия, статья: «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА, ИМЕЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДЧИНЕННЫХ»

Кофанов Р.А. студент ИФКСиЗ

Сысоев Ю.В., доктор пед. наук

профессор РФ, г. Москва ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СУВОРОВЦЕВ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

АННОТАЦИЯ:

В современной России вопросам патриотического воспитания уделяется особое внимание, о чем свидетельствует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. К сожалению, не все образовательные организации и спортивные школы ставят первоочередной задачу воспитания поколения подростков, любящих свою Родину.

В статье представлен список образовательных организаций, подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации, способствующих формированию патриотизма в сознании подрастающего поколения. Проведено изучение понятия «патриотизм» в различные временные эпохи нашего государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Патриотизм, физическая подготовка, Спартакиада довузовских учреждений Министерства Обороны Российской Федерации, воспитание патриотических качеств.

Kofanov Ruslan Andreevich

student

Moscow, Russian Federation Sysoyev Yriy Vasilyevich Dr. ped. Sciences, Professor Moscow, Russian Federation FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS IN THE SENIOR FORMS AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION ABSTRACT:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.