Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПОЛКОВОДЦЕВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПОЛКОВОДЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОЛКОВОДЦЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранюк Н. М.

Включение военной составляющей в образование суворовцев с позиции воспитания гражданской идентичности одно из приоритетных направлений деятельности преподавателей довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. В статье рассмотрены способы реализации воспитания суворовцев за счет применения героического наследия полководцев при изучении учебных дисциплин. Анализ тематического планирования по учебным дисциплинам показал, что включение в программный материал исторического наследия полководцев позволяет решать в ходе урочной деятельности задачи военно-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранюк Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MEASURES OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN THE SCHEDULED ACTIVITIES OF THE MOSCOW SUVOROV MILITARY SCHOOL THROUGH THE USE OF THE HISTORICAL HERITAGE OF COMMANDERS

The inclusion of the military component in the education of Suvorov residents from the standpoint of civil identity education is one of the priorities of teachers of pre-university education of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The article discusses the ways to implement the education of the Moscow Suvorov Military School Students through the use of the heroic heritage of commanders in the study of academic disciplines. The analysis of thematic planning in academic disciplines has shown that the inclusion of the historical heritage of commanders in the program material allows solving the tasks of military-patriotic education in the course of regular activities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПОЛКОВОДЦЕВ»

УДК 378.016

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПОЛКОВОДЦЕВ

Н.М. Баранюк

IMPLEMENTATION OF MEASURES OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN THE SCHEDULED ACTIVITIES OF THE MOSCOW SUVOROV MILITARY SCHOOL THROUGH THE USE OF THE HISTORICAL HERITAGE OF COMMANDERS

N.M. Baranyuk

Аннотация. Включение военной составляющей в образование суворовцев с позиции воспитания гражданской идентичности одно из приоритетных направлений деятельности преподавателей довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. В статье рассмотрены способы реализации воспитания суворовцев за счет применения героического наследия полководцев при изучении учебных дисциплин. Анализ тематического планирования по учебным дисциплинам показал, что включение в программный материал исторического наследия полководцев позволяет решать в ходе урочной деятельности задачи военно-патриотического воспитания.

Abstract. The inclusion of the military component in the education of Suvorov residents from the standpoint of civil identity education is one of the priorities of teachers of pre-university education of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The article discusses the ways to implement the education of the Moscow Suvorov Military School Students through the use of the heroic heritage of commanders in the study of academic disciplines. The analysis of thematic planning in academic disciplines has shown that the inclusion of the historical heritage of commanders in the program material allows solving the tasks of military-patriotic education in the course of regular activities.

Ключевые слова: историческое наследие, полководцы, образование, урочная деятельность, военно-патриотическое воспитание.

Keywords: historical heritage, commanders, education, military activity, military-patriotic education.

Включение в учебные дисциплины образовательных организаций Министерства обороны военной составляющей способствует эффективной подготовке к военной службе выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов, формируя необходимые компетенции, знания, умения и навыки. В этой связи особую значимость приобретает обращение к историческому наследию, устоявшимся воинским ритуалам и ратным традициям отечественных полководцев, которые несут в себе фундаментальные основы военно-патриотического воспитания будущих офицеров. Своевременность

изучения данной проблемы позволит эффективно решать воспитательные задачи по формированию военного патриотизма в суворовских военных училищах и кадетских корпусах.

Изучение нормативно-правовых актов по теме исследования позволяет нам констатировать, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. На уровне основного общего образования у обучающихся формируется система ценностей и установок поведения: подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе, а в довузовских образовательных организациях Министерства обороны - и для успешной и результативной профессиональной деятельности [6].

Основным документом в России, регламентирующим организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020 гг.», в которой определены основные цели государственной политики в сфере патриотического воспитания: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью» [5].

Образовательная деятельность в суворовских военных училищах является основным видом деятельности, цель которой подготовить суворовцев к военной или государственной службе. Эффективным средством реализации образовательных задач выступает урочная деятельность, направленная на усвоение образовательных программ, а также формирования у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитания суворовцев в духе верности России, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. В процессе обучения преподаватель призван не только передавать суворовцам какое-либо количество информации, но и воспитывать в духе патриотизма, любви к своей Родине, Вооруженным Силам, своему воинскому коллективу, воинским традициям, ритуалам и бережному отношению к историческому наследию страны. Поэтому, наиболее эффективным средством для решения воспитательных задач на уроке является внедрение в урочную деятельность исторического наследия.

Под использованием исторического наследия следует понимать освящение героического прошлого России, внедрение в образовательный процесс, вклада полководцев в строительство Вооруженных Сил, создания военной мощи России, пропаганду патриотических идей и взглядов, а также исторических фактов связанных с биографией военачальников. Особым воспитательным потенциалом на уроке является применение исторического

наследия выдающихся отечественных полководцев: Петра I, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, П.С. Нахимова, М.И. Драго-мирова, М.Д. Скобелева, С.О. Макарова, М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова и др. Военные заветы и традиции полководцев - основа военно-патриотического воспитания и военного образования суворовцев.

Большой воспитательный потенциал несет образ великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, который стоял у истоков зарождения патриотизма: «быть верным России, служить ей победоносно, храбро и искусно, развивать патриотические и духовные качества, искать «естественность» в Отечестве» [1, с. 14]. Павел Степанович Нахимов подчеркивал, что «...воспитание молодых только личным примером и непосредственно в тех условиях и там, где в будущем должна проходить служба офицера. А старший должен постоянно контролировать и совершенствовать полученные знания» [4, с. 7]. Георгий Константинович Жуков уделял большое внимание дисциплине и исполнительности своих подчиненных, увековечив свои мысли в мемуарах «Воспоминания и размышления»: «Без знания истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать гражданина», «Чуткость, такт, предупредительность начальника в отношениях с подчиненными, сочетающиеся с деловитостью и требовательностью» [2, с. 212].

Реализацию воспитательных задач военно-патриотического воспитания с использованием исторического наследия полководцев в урочной деятельности суворовских военных училищ рассмотрим на примере одного из старейших суворовских военных училищ - Московского (Горьковского) суворовского военного училища, история которого начинается с 1944 г. Сейчас Московское суворовское военное училище является одной из ве-дущихдовузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, успешно выполняющей задачи по образованию будущих офицеров. Следует отметить, что военно-патриотическое воспитание в суворовских военных училищах - составная часть воспитательного процесса, важный компонент подготовки суворовцев, направленный на формирование патриотических чувств, верности своему Отечеству, готовности защищать интересы страны.

В результате анализа рабочих программ по дисциплинам гуманитарного цикла (история, литература, обществознание, география и др.) выявлено, что задача военно-патриотического воспитания суворовцев заложена в личностные результаты изучения предмета: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [7].

Приведем несколько тем уроков по различным дисциплинам, в содержании которых возможно использование исторического наследия:

1. Изобразительное искусство: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Оружие и амуниция защитников Древней Руси», выполнение коллективного выставочного проекта -«Дружина защитников Отечества», «Военная символика и эмблемы в форме армии ВС РФ», «Выполнение эскиза индивидуального герба для выставочного творческого проекта «Наши гербы и девизы». При проведении уроков изобразительного искусства суворовцы моделируют свои идеи в рисунках, изучают историю России, Вооруженных сил, знакомятся с военной формой одежды, воспроизводят через рисунок военно-исторические события, битвы, развивающие чувство гордости за свою страну.

2. История: «Эпоха Великих географических открытий», «Российское общество в Петровскую эпоху», «Отечественная война 1812 года», «Заграничные походы русской армии», «Основные события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и др. При проведении уроков истории, преподаватель должен активно использовать примеры исторического наследия России. Для активизации познавательной деятельности суворовцев на уроках уместно рассказать о роли отечественных полководцев в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после нее.

3. Литература: «Русские народные сказки», «Бородино - проблематика и поэтика», «Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев», «Творчество А.С. Пушкина, А.А. Фета, И.С. Тургенева», «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе» и др. Возможности уроков литературы для воспитания патриотизма безграничны. Суворовцы видят подвиги защитника Родины через сказки, былины, сопоставляют духовные и профессиональные качества русских воинов. Яркие образы военачальников в литературных произведениях формируют эмоциональный мир суворовца. Метапредметность уроков, посвященных историческим летописям, дают возможность суворовцам продемонстрировать знания по истории, географии.

4. Математика: использование задач с военным содержанием в преподавании курса математики предоставляет возможность: приблизить уровень подготовленности суворовцев, к требованиям их будущей военно-профессиональной деятельности; воспитывать чувство патриотизма; повысить научность общего образования, укрепить связи с жизнью и практикой. Возможность включения задач с военным содержанием в математическое образование суворовцев рассмотрим на примере введения военной составляющей в раздел школьного курса математики «Комбинаторика и теория вероятностей». Приведем примеры некоторых математических задач, с военной составляющей:

1) Из двух отрядов разведчиков (численностью 10 и 12 человек соответственно) необходимо выбрать для боевого задания по одному бойцу. Сколько способов решения этой задачи существует?

2) В соревнованиях по армейскому рукопашному бою участвует 10 команд. Сколько существует способов распределения трех призовых мест?

3) В соревнованиях по стрельбе участвуют 4 спортсмена из Ставропольского ПКУ, 9 - из Краснодарского ПКУ, 7 - из Тюменского ПКУ и 5 -из Кызыльского ПКУ. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из Тюменского ПКУ.

4) Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что он первые три раза попал в мишени, а последние два - промахнулся.

5) Порядок выступления 7 участников конкурса строевой песни определяется жребием. Сколько различных вариантов жеребьевки при этом возможно?

6) Радиолокационная станция ведет наблюдение за шестью объектами, в течение некоторого времени. Контакт с каждым из них может быть потерян с вероятностью 0,2. Найти вероятность того, что хотя бы с тремя объектами контакт будет поддерживаться в течение всего времени.

Для активизации познавательной деятельности суворовцев на уроках поданному разделу уместно рассказать о роли математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после нее. Так, коллективом математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна в 1942 г. были разработаны таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам, которые ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.

5. География: «Человек и природа», «Воздействие человека на природу», «Как сберечь природу? Практическая работа № 3. Составление карты стихийных природных явлений» и др. Перечисленные темы по дисциплине «География», несут в себе возможности для военно-патриотического воспитания будущих офицеров, прививая любовь к Родине, чувство ответственности и причастности к безопасности и сохранению природных ресурсов Земли. Для достижения наиболее длительного эффекта воспитательных задач преподаватель должен вести повествование ярко, эмоционально, приводя интересные факты и постоянно обращаясь и включая в беседу суворовцев. Следует рассказывать суворовцам о стихийных бедствиях (землетрясениях, лесных пожарах, наводнениях). Переживания трагических последствий природных катаклизмов способствует формированию у суворовцев сопереживания, желания прийти на помощь, отзывчивости и чувства гордости за то, что наша сплоченная и единая страна всегда объединяется и приходит на помощь, как к своим гражданам, так и к другим народам.

Примеры исторического наследия полководцев, для включения в урочную деятельность:

1) показ научно-образовательные фильмов о жизни и военной деятельности полководцев;

2) оформление патриотических стендов, военно-мемуарных книжных выставок в кабинетах;

3) создание «воспитательной среды» на уроках;

4) проведение уроков в форме экскурсий в музеи, памятные места, посещение исторических памятников;

5) подготовка докладов о детстве полководцев, семье, обучении военному делу, становлении как военачальников;

6) проведение викторин, тестов по знанию суворовцев памятных дат, биографии полководцев.

Включение исторического наследия военно-патриотического содержания в процессе урочной деятельности предоставляет возможность:

• приблизить уровень подготовленности суворовцев к требованиям их будущей военно-профессиональной деятельности;

• воспитывать чувство патриотизма;

• повысить научность общего образования, укрепить его связи с жизнью и практикой.

Используя историческое наследие России и примеры героических подвигов отечественных полководцев, преподаватель должен подготавливать дополнительные информационные и интерактивные средства: подбор научно-образовательных исторических фильмов, применение компьютерных технологий, создание «воспитательной среды», применение информационно-коммуникационных технологий, проблемного обучения и игровых технологий. Для достижения эффективного результата образовательной деятельности, следует подбирать исторические факты и события, учитывая некоторые факторы:

• соответствие исторического материала учебной программе конкретной дисциплины;

• соответствие информации возрасту обучающихся и отсутствие пояснений, заслоняющих тему урока;

• влияние исторического наследия на формирование мотивов будущей военно-профессиональной деятельности суворовца.

Насыщение образовательных дисциплин материалами военно-патриотической направленности является одним из приоритетных направлений работы преподавателя для воспитания патриота и гражданина на конкретном программном материале.

Особое место в Московском суворовском военном училище занимают уроки мужества. Они проводятся со всеми учебными курсами, в формате беседы с приглашенными ветеранами, действующими офицерами, выпускниками училища. В ходе мероприятия суворовцы узнают о жизни, героических подвигах выпускников училища, формируется чувство долга и отваги, гордости за историческое прошлое своей страны.

Использование военной составляющей в училище можно наблюдать, также в повседневной деятельности: порядок обращения суворовцев к преподавателям, воспитателям и друг к другу «товарищ преподаватель» или по воинскому званию «товарищ майор». Преподаватель также обращается к суворовцам только на «Вы»: «товарищи суворовцы», «суворовец Иванов»; доклад

преподавателю перед началом урока, приветствие, проведение вечерней поверки, исполнение гимна, подъем флага и др. Представленный порядок регламентирован Уставом суворовского военного училища и служит формой исторического наследия в выполнении воинских традиций и ритуалов.

Таким образом, проблема военно-патриотического воспитания - одна из самых важных в нашем государстве. Обучение и воспитание на героических образах, традициях полководцев, изучение и внедрение военной истории России в урочную деятельность суворовских военных училищ является наиболее эффективным средством, направленным на решение воспитательных задач и выступает важным этапом формирования у суворовцев начальных военно-патриотических знаний и профессионально-прикладных навыков.

Как показало изучение научных источников по теме исследования, включение исторического наследия полководцев в образовательный процесс, рабочие программы по предметам, формируют блоки тем военно-патриотической направленности. Образовательный потенциал урока станет наиболее успешным, если включение героического наследия полководцев не будет носить случайный характер, а найдет место в каждой дисциплине и будет сопровождаться красочными иллюстрациями, и, главное, подкреплен историческими фактами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агура, Н. Народные герои Русской армии и флота / Н. Агура. - К., 1914. -92 с. - Текст : непосредственный.

2. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. - М. : Изд-во АПН, 1972. - 640 с. - Текст : непосредственный.

3. Матвейчук, Н. М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев / Н. М. Матвейчук. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - 67-4. - С. 257-261.

4. Тарле, Е. В. Нахимов / Е. В. Тарле. - М. : Воениздат. 1940. - 21 с. - Текст : непосредственный.

5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362833/ (дата обращения: 18.11.2020). - Текст : электронный.

6. Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями «президентское суворовское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «суворовский (морской) корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», и находящихся в ведении Министерства обороны РФ, приёма в указанные образовательные организации». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110268/ (дата обращения: 01.12.2020). - Текст : электронный.

7. Рабочие программы по предметам на 5-9 классы. - URL: http://msvu.mil.ru/ Obrazovanie /Rabochie-programmy-na-5-9-klassy. - Текст : электронный.

8. Head, Gay. Hi There, High School: how to make a success of your teen years / G. Head. - New York; Toronto; London: SBS Scholastic Book Services, 1969. - 92 p.

9. Thomas, Hywel. Financial Delegation and the Local Management of Schools: preparing for Practice / H. Thomas, G. Kirkpatrick, E. Nicholson. - London: Cassell Educational Ltd, 1989. - 181 p.

REFERENCES

1. Agura N. Narodnye geroi Russkoy armii i flota [Folk heroes of the Russian Army and Navy]. Kiev, 1914. 92 p.

2. Zhukov G.K. Vospominaniya i razmyshleniya [Memories and reflections]. Moscow, APN, 1972.640 p.

3. Matveychuk N.M. Sushchnost, soderzhanie i struktura voenno-patrioticheskogo vospitaniya suvorovtsev na ideyakh otechestvennykh polkovodtsev [The essence, content and structure of the military-patriotic education of Suvorov Cadets based on the ideas of Russian commanders]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2020, No. 67-4, pp. 257-261. (In Russian).

4. Tarle E.V. Nakhimov [Nakhimov]. Moscow, Voenizdat, 1940. 21 p.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 "O gosudarstvennoy programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoy Federacii na 2016-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 362833. (In Russian).

6. Prikaz Ministra oborony RF ot 21.07.2014 g. № 515 "Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti v federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh organizaciyakh so special'nymi naimenovaniyami "prezidentskoe suvorovskoe uchilishche", "suvorovskoe voennoe uchilishche", "nahimovskoe voenno-morskoe uchilishche", "suvorovskiy (morskoy) korpus" i v professional'nykh obrazovatel'nykh organizaciyakh so special'nym naimenovaniem "voenno-muzykal'noe uchilishche", i nakhodyashchihsya v vedenii Ministerstva oborony RF, priyoma v ukazannye obrazovatel'nye organizacii" [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 21, 2014 No. 515 "On Approval of the Procedure of Organization and Implementation of Educational Activities in Federal State Educational Organizations with Special Names "Presidential Suvorov School", "Suvorov Military School", "Nakhimov Naval School", "Suvorov (Naval) Corpus"and in Professional Educational Organizations with a Special Name "Military Music School"and Administered By The Ministry Of Defense Of Russia, the Admission to These Educational Organization"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110268. (In Russian).

7. Rabochie programmy po predmetam na 5-9 klassy [Work programs on subjects for grades 5-9]. Available at: http: //msvu.mil.ru/Obrazovanie/Rabochie-programmy-na-5-9-klassy. (In Russian).

8. Head G. Hi There, High School: how to make a success of your teen years. New York; Toronto; London, SBS Scholastic Book Services, 1969. 92 p.

9. Hywel Th. Financial Delegation and the Local Management of Schools: preparing for Practice. London, Cassell Educational Ltd, 1989. 181 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Баранюк, Н. М. Реализация мероприя- Baranyuk N. M. Implementation of

тий военно-патриотического воспитания Measures of Military-Patriotic Education

в урочной деятельности Московского in the Scheduled Activities of the Moscow

суворовского военного училища путем Suvorov Military School Through the Use

применения исторического наследия of the Historical Heritage of Commanders /

полководцев / Н. М. Баранюк. - Текст : N. M. Baranyuk // The Bulletin of Armavir

непосредственный // Вестник Армавир- State Pedagogical University, 2022, No. 1,

ского государственного педагогического pp. 24-32. (In Russian). университета. - 2022. - № 1. - С. 24-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.