ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ НА ОСНОВЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10409
Александр Петрович ГЕРАСИМОВ,
кандидат педагогических наук, заслуженный артист РФ, начальник ФГКПОУ «Московское военно-музыкальное училище имени генерала-лейтенанта В.М.Халилова», Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Ирина Алексеевна ГЕРАСИМОВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГКВОУ ВС «Военный университет МО РФ», Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье представлен воспитательный потенциал военно-музыкальных традиций, оказывающих воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферу обучающегося в обстановке закрытого военного учебного заведения, где учтена специфика военно-музыкального профессионального образования, организации социально-культурного воспитания и творчества суворовцев. На примере анализа опыта подготовки военных музыкантов в Московском военно-музыкальном училище имени генерала-лейтенанта В.М.Халилова министерства обороны Российской Федерации авторами выделены следующие педагогические закономерности включения военно-музыкальных традиций в процесс воспитания суворовцев: обеспечение целостности развития личности (интеллектуальное, эмоционально-чувственное и деятельностное) в процессе освоения военно-музыкальных традиций; включение военно-музыкальных традиций в учебно-познавательную, военно-служебную и социально-культурную деятельность учащихся; персонификация военно-музыкальных традиций в учебно-воспитательном процессе; интенсивное взаимодействие между педагогом и обучающимся в открытом поликультурном пространстве. Данные закономерности относятся к частным (специфическим) закономерностям, которые являются конкретным выражением общих закономерностей воспитания и обучения, реализованных в военно-учебных заведениях.
Ключевые слова: педагогические закономерности, патриотическое воспитание, военно-музыкальные традиции, профессиональная подготовка военных музыкантов, традиционные ценности, преемственность традиций.
PEDAGOGICAL REGULARITIES OF SUVOROV'S EDUCATION BASED ON MILITARY MUSICAL TRADITIONS
Alexander P. Gerasimov, Candidate of Sciences in Pedagogy, honored artist of the Russian Federation, the chief of the Federal state public educational institution «Moscow Military Music College of the Ministry of Defense», Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
Irina A. Gerasimova, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of pedagogy Department FGKVOU VS " Military University of MO of the Russian Federation», Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article presents the educational potential of military musical traditions that affect the intellectual, emotional and behavioral sphere of the student, in a closed military educational institution, where the specifics of military musical professional education, the organization of socio-cultural education and creativity of Suvorov residents are taken into account. On the example of the analysis the military musicians training experience in the Moscow military music school named after Lieutenant General V.M.Khalilov of the Ministry of defense of the Russian Federation the authors identified the following pedagogical patterns enable military music traditions in the process of education cadets: to ensure the integrity of personal development (intellectual, emotional, and action) in the process of military music traditions development; the inclusion of military music traditions in educational, military service and social-cultural activity of students; the personification of military music traditions in the educational process; intensive interaction between the teacher and the student in an open multicultural space. These patterns belong to particular (specific) patterns that are a concrete expression of the general patterns of education and training implemented in military educational institutions.
Keywords: pedagogical regularities, patriotic education, military musical traditions, professional training of military musicians, traditional values, continuity of traditions.
Задача обновления современного российского общества неразрывно связана с культурно-духовной сферой, с воспитанием молодого поколения на основе освоения отечественных культурных традиций. Особый подход к реализации этой задачи необходим в военно-учебных заведениях современной России, имеющих специфику закрытых учебных заведений, к которым относится и Московское военно-музыкальное училище министерства обороны Российской Федерации. Данное учебное заведение продолжает российские традиции профессиональной военной подготовки и уникальный педагогический опыт подготовки музыкантов, что создает предпосылки для включения военно-музыкальных традиций в процесс воспитания суворовцев.
Среди исследований, отражающих специфику профессионального военно-музыкального образования, следует отметить труды В.И.Ади-щева, Н.А.Колесниковой, С.М.Филаретовой, В.В.Семичева, посвященные вопросам музыкального воспитания в системе военно-учебных заведений дореволюционной России. Ряд авторов рассматривал вопросы содержания и методики преподавания в военно-музыкальных учебных заведениях (А.П. Герасимов, М.А.Мельник, А.М.Немирский и другие), в том числе внимание с позиции выявления потенциала военной музыки, военно-музыкальных традиций в теории и практике музыкальной педагогики [7]. Вместе с тем этот процесс еще не получил должного обоснования с позиций современной педагогической науки, что делает актуальным выявле-
ние основных педагогических закономерностей воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.
Рассматривая военно-музыкальные традиции следует обратить внимание на то, что это понятие сочетает содержание историко-культурной преемственности, ее военно-исторической специфики и ее предметно-музыкальной конкретизации:
— во-первых, содержание историко-культурной преемственности определяют традиции, представляющие собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей всего человечества, традиции общечеловеческой и национальной культуры, находящие свое выражение в нравственных, правовых идеалах и принципах, политических, этических, эстетических, религиозных идеях и других духовных ценностях и являющиеся базовыми в воспитании подрастающего поколения;
— во-вторых, военно-историческая специфика традиций проявляется в преемственности учебно-воспитательной, служебно-строевой и социально-культурной деятельности от старших поколений ко всем последующим поколениям суворовцев: традиции российской армии и отечественной военной школы, отечественной военной культуры, традиции обучения и воспитания в военных образовательных организациях;
— в-третьих, конкретизация военно-исторических традиций в музыкальном искусстве осуществляется на уровне отбора репертуара, развития навыков музыкального исполнительства, музыкального сопровождения военно-строевой деятельности.
Воспитательный потенциал военно-музыкальных традиций, оказывающих воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферу обучающегося, в обстановке закрытого военного учебного заведения обусловлен спецификой военно-музыкального профессионального образования, организацией социально-культурного воспитания и творчества суворовцев.
Педагогический процесс освоения военно-музыкальных традиций осуществляется постепенно и имеет ступенчатый, развивающийся характер, что отражает общие закономерности динамики педагогического процесса. Речь идет об устойчиво повторяющихся связях между составными частями, компонентами процесса обучения и воспитания [5], которые обусловлены сочетанием особенностей организации деятельности военно-учебных заведений и спецификой военно-музыкальных традиций.
Рассмотрим основные педагогические закономерности, которые определяют эффективность применения военно-музыкальных традиций в воспитании учащихся военно-учебных заведений.
1. Обеспечение целостности развития личности (интеллектуальное, эмоционально-чувственное и деятельностное) в процессе освоения военно-музыкальных традиций
При этом, в первую очередь, обращает на себя внимание ведущая педагогическая закономерность — военно-музыкальные традиции обеспечивают условия для целостного интеллектуального, эмоционально-чувственного и деятельностного развития личности.
Эмоционально-чувственные переживания, полученные при освоении (прослушивании, изучении, исполнении) музыкальных произведений слу-жебно-строевого репертуара военных оркестров, воспринимаются на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактного музыкального материала в глубокие внутренние ассоциативные образы, формирующие традиционные нравственные и эстетические убеждения. При этом приобретенные знания, умения, навыки становятся источником личностного профессионального роста, источником формирования патриотических чувств, взглядов, убеждений, инициируют у обучающихся потребность и способность к рефлексии по выбору ценностных ориента-ций профессиональной деятельности [2, с. 182-190].
Таким образом, здесь речь идет о глубокой взаимосвязи чувственного, логического и практики в педагогическом процессе, построенном на освоении военно-музыкальных традиций.
2. Включение военно-музыкальных традиций в учебно-познавательную, военно-служебную и социально-культурную деятельность учащихся
Обратим внимание на то, что здесь отмечена одна из важнейших педагогических закономерностей: включение военно-музыкальные традиций в учебно-познавательную, военно-служебную и социально-культурную деятельность становится действенным фактором развития личности и патриотического воспитания суворовцев.
Через активное участие воспитанников в воинских церемониалах, различных социокультурных мероприятиях патриотической направленности происходит разностороннее развитие личности, формирование военно-профессиональных ценностей, основанных на общекультурных ценностях народа и национально-государственной идеологии, реализация творческого потенциала, совершенствование коммуникативных качеств, усовершенствование полученных умений и навыков, полученных в учебно- воспитательном процессе.
Суворовцы Московского военно-музыкального училища удостоены чести открывать военные парады в День Победы на Красной площади, участвовать в торжественном марше в честь годовщины легендарного парада войск 1941 года.
Существенное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся, осознание их сопричастности к славной истории страны оказывает ежегодное участие суворовцев в памятно-мемориальных мероприятиях посвященных походу Русской армии под командованием А.В.Суворова
в Швейцарии; воинском церемониале в честь победы русских войск над турками под Плевной в Болгарии у памятника героям Плевны в Москве, где хор суворовцев исполняет богослужебные песнопения, а также произведения духовного и военно-патриотического характера, тем самым продолжая славную традицию юнкерских хоров военных учебных заведений дореволюционной России, которые участвовали и в церковных службах, и в концертах.
Выполнению задач патриотического, мировоззренческого и социокультурного воспитания всемерно способствует концертная деятельность. Сегодня творческие коллективы училища с успехом выступают на различных концертных площадках Москвы, таких как Большой зал Московской государственной консерватории, Московский международный Дом музыки, Государственный Кремлевский дворец, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Центральный академический театр Российской армии. Лучшей оценкой качества выступлений суворовцев служат высказывания зрительской аудитории: «В маленьком выступлении показали всю Россию... игривая, бесшабашная, строгая и суровая»; «Самые обаятельные защитники духа и культуры нашей Родины»; «Вежливый и культурный мускул России»; «Тот момент, когда шесть пацанов-барабанщиков сильнее шестого американского флота»; «Армия + Музыка завоевывают не страны, а сердца!».
3. Персонификация военно-музыкальных традиций в учебно-воспитательном процессе
Следующая педагогическая закономерность обращена к военной истории: персонификация военно-музыкальных традиций обеспечивает неразрывную связь историко-культурных, социально-психологических и духовно-личностных аспектов воспитания суворовцев. В основе данной закономерности лежит принцип формирования мотивации и стремления равняться на лучших, самых достойных. «Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!» — говорил прославенный полководец А.В.Суворов. [3].
В условиях Московского военно-музыкального училища министерства обороны Российской Федерации персонификация военно-музыкальных традиций выстроена на основе примеров жизни и творчества военных музыкантов старших поколений. Первый среди них — талантливый композитор, дирижер и педагог генерал-лейтенант Валерий Михайлович Хали-лов, чье имя сегодня с гордостью носит Московское военно-музыкальное училище. «Человек-легенда, посвятивший свою жизнь армии, музыке, России», — так сказал о нем министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу [4].
Во многом благодаря деятельности В.М.Халилова Россия начала XXI века вновь стала одним из притягательных центров военно-духовой
музыки в мире. Главным делом своей жизни он считал развитие военно-духовой музыки, ее популяризацию в стране и во всем мире. В.М.Халилов подчеркивал, что «военная музыка необходима и полезна. Она прекрасна, она делает людей чище, возрождая в них лучшие качества, возбуждая чувство патриотизма». И далее: «Через музыку мы еще даем понять человеку о том, что он живет в потрясающе красивой стране, с ее широкими просторами, с ее могучими вооруженными силами, то есть военно-патриотическая тема. Она проходит лейтмотивом, то есть главным мотивом, через всю творческую деятельность любого военного оркестра и ансамбля» [4].
В репертуар, который осваивают суворовцы, включены произведения композитора В.М.Халилова, глубоко и прочно связанные с традициями военной истории. Это дает возможность ввести суворовцев в мир традиций русской военной маршевой музыки, освоить новые грани военного марша, расширив его диапазон от прикладного назначения (для прохождения воинских подразделений) до самостоятельного концертного произведения [6, с. 308]. Музыкально реформируя традиционную классическую форму марша, композитор создал жанр, который иногда называют маршем Халилова — программный марш. Марши «Щит», «Александр», «Радуга», «Красноармеец Сухов», «Генерал Милорадович», «25 апреля», «День Революции», «Канонир», «До семи», «Геральдический марш», «Кант», фанфарный марш «Кадет», «Улан», «Молодежный», «Юнкер», «Плац», «Ратный», марш ПВО «Попади», морской марш «Рында», «Лефортовский», «Сигнальный марш», «Стрелковый». Уже в названиях этих маршей легко прослеживается патриотическая направленность. По словам самого автора, его марши призваны вселять «уверенность и надежду в завтрашний день, в нашу Армию замечательную, в наших людей и, конечно, в военную музыку» [1].
Включение этих произведений в курсы специальных музыкально-теоретических дисциплин, в репертуар курсовых оркестров училища способствует реализации воспитательного аспекта в формировании гражданской позиции обучающихся.
4. Интенсивное взаимодействие между педагогом и обучающимся в открытом поликультурном пространстве
Одна из наиболее заметных педагогических закономерностей освоения военно-музыкальных традиций состоит в интенсивности образовательных связей между педагогом и обучающимся в открытом поликультурном пространстве.
В условиях современного поликультурного пространства организация вхождения обучающегося в мир диалога культур становится одним из факторов патриотического воспитания. Обеспечение условий для реализации данной закономерности в закрытом военно-учебном заведении достаточно проблематично, однако в творческой деятельности музыкальных
коллективов училища постоянно открываются новые возможности межкультурного общения.
Сегодня в нашей стране, и за рубежом проходит немало масштабных всероссийских и международных военно-музыкальных фестивалей, участвуя в которых суворовцы не только укрепляют престиж отечественной военной музыкальной культуры, но и получают замечательную возможность для совершенствования профессиональных навыков: Всероссийский фестиваль духовых оркестров им. В.И.Агапкина «Марш столетия», фестиваль духовых оркестров «Золотая валторна», Московский открытый фестиваль студенческих духовых оркестров «Виват, студент!», Международный фестиваль-конкурс «Парад ударных инструментов», Международный военно-музыкальный фестиваль Tattoo on Stage в Швейцарии, «Ода миру», «Амурские волны». Особой гордостью для нас является участие с 2009 года в Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня». В 2018 году по итогам голосования юные музыканты получили «Приз зрительских симпатий».
Новой яркой страницей в летописи Московского военно-музыкального училища им. В.М.Халилова стали гастрольные туры в Сингапур и Китай в рамках цикла культурных мероприятий, организованных в честь 50-летия установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Сингапур и празднования 70-летия образования Китайской Народной Республики. Концерты прошли на открытой площадке в ботанических садах и в культурном центре Национального университета Сингапура. В рамках гастрольного тура в Китай оркестр суворовцев выступил на сцене города Муданьцзян и дал ряд концертов в Большом театре Харбина.
Концертные выступления оркестра состояли из двух отделений (1-е отделение — академическая программа, 2-е отделение — плац-концерт). В совместном номере с детским хором суворовцы исполнили государственный гимн КНР и песню М.Блантера «Катюша».
Анализ педагогического опыта Московского военно-музыкального училища по подготовке военных музыкантов позволил определить важные закономерности включения военно-музыкальных традиций в процесс воспитания суворовцев. Среди них мы выделяем:
— обеспечение целостности развития личности (интеллектуальное, эмоционально-чувственное и деятельностное) в процессе освоения военно-музыкальных традиций;
— включение военно-музыкальных традиций в учебно-познавательную, военно-служебную и социально-культурную деятельность учащихся;
— персонификацию военно-музыкальных традиций в учебно-воспитательном процессе;
— интенсивное взаимодействие между педагогом и обучающимся в открытом поликультурном пространстве.
Безусловно, все выявленные нами закономерности относятся к частным (специфическим) закономерностям. Но при этом они являются конкретным выражением общих закономерностей воспитания и обучения, реализованных в военно-учебных заведениях.
Новое время выдвигает новые требования и новые творческие задачи. Изменяются личностные и общественные приоритеты, разрушаются стереотипы, формируются новые ценностные ориентации — всё это придает патриотическому воспитанию исключительную важность, при этом оно будет эффективным лишь тогда, когда во главу угла будет поставлено изучение истории Российского государства, в том числе военной, через обычаи, обряды, ритуалы и традиции, осознание ценностного содержания которых осуществляется на протяжении всего периода обучения и обеспечивается через интеграцию учебно-познавательной, военно-служебной, культурно-досуговой деятельности в кадетских образовательных организациях.
Литература
1. Военная музыка. Светлый вечер с Валерием Халиловым // Радио ВЕРА. URL: https://radiovera.ru/voennaya-muzyika-svetlyiy-vecher-s-vflenem-halilovyim-31-05-2016.htm documents/projects/more.htm?id=11120786%40morfN PAProject.
2. Герасимова И.А., Герасимов А.П., Мацукевич О.Ю. Педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе кадетского образования // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 4 (72). С. 182-190.
3. Гупало Г.М. Суворов: Жизнь, слова и подвиги великого русского полководца А.В.Суворова. М., Даръ, 2015- 200 с.
4. О Валерии Халилове Благотворительный фонд поддержки и развития духовой музыки имени Валерия Халилова. URL: https://valeriykhalilov.com/
5. Хуторской А.В. Педагогика: Педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет. СПб., Питер, 2019. 608 с.
6. Цицанкин В.С. Валерий Халилов. Любить всю жизнь. М., Молодая гвардия, 2019. 335 с.
7. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство: Проблемы, суждения, мнения: учебное пособие. 2-е изд., доп. М., Прометей, 2016. 404 с.