Научная статья на тему 'Социолого-сравнительный анализ развития военно-музыкальной культуры за рубежом'

Социолого-сравнительный анализ развития военно-музыкальной культуры за рубежом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
686
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННАЯ МУЗЫКА / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / MUSICAL CULTURE / MARTIAL MUSIC / MILITARY BAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Газетов Владимир Иванович

В статье рассматривается процесс становления военно-музыкальной культуры за рубежом, определяются основные тенденции ее развития в развитых странах, анализируется структура и деятельность военно-музыкальных служб вооруженных сил стран членов НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological and Comparative Analysis of The Foreign Military Musical Culture Development

The article examines the process of foreign military musical culture development. Its main progress trends in the developed countries are outlined. The structure and activity of the military music services of the armed forces of the NATO member nations are analyzed in this very item.

Текст научной работы на тему «Социолого-сравнительный анализ развития военно-музыкальной культуры за рубежом»

СОЦИОЛОГО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ

В.И. Газетов

Кафедра социологии и культуры Московский государственный университет приборостроения и информатики

ул. Стромынка, 20, Москва, Россия, 101996

В статье рассматривается процесс становления военно-музыкальной культуры за рубежом, определяются основные тенденции ее развития в развитых странах, анализируется структура и деятельность военно-музыкальных служб вооруженных сил стран — членов НАТО.

Ключевые слова: музыкальная культура, военная музыка, военный оркестр.

Важным средством духовного воздействия на внутренний мир человека является музыка, способная передавать и возбуждать чувства отраженных в ней человеческих переживаний. Многообразные возможности музыкальной культуры активно используются в социально-культурной работе с личным составом вооруженных сил зарубежных государств. Необходимым элементом воинских ритуалов является военная музыка — музыка, служащая целям строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания граждан. Военная музыка в исполнении военных духовых оркестров, горнистов, барабанщиков — неотъемлемый атрибут военных и общественных церемоний — парадов, смотров и т.д. Именно военная музыка придает любому воинскому ритуалу особую красочность и значительность, возвышает дух воинов, пробуждает чувство гордости за свой народ, свою страну. Ведущим жанром военной музыки неизменно служит строевой марш.

К другим жанрам строевой церемониальной музыки относятся пьесы, специально написанные для музыкального оформления воинских церемониалов, а также концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания — увертюры, симфонии, фантазии, поэмы. В широком смысле к военной музыке причисляется и музыка к военным песням — строевым, походным, привальным.

Воодушевляющие свойства военной музыки, прекрасно дисциплинирующей и организующей строй, подмечались многими видными отечественными и зарубежными военными теоретиками, писателями, военачальниками и полководцами. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов так оценивал значение военной музыки: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает, утраивает армию... Хороший и полный хор музыкантов возвышает дух солдат, расширяет шаг, это ведет к победе, а победа — к славе!» Военная музыка, торжественная и бравурная, обладает магическим, чудотворным воздействием, вызывает законный восторг и восхищение зрителей и участников военных церемониалов. Этим объясняется повсеместная забота о военных оркестрах, увеличение числа военных музыкантов, высочайшие требования к их профессиональному уровню.

Формирование военно-музыкальной культуры началось в далеком прошлом. Для исполнения военной музыки в странах Древнего Востока, Египте и Ассирии использовались простейшие продольные флейты, трубы, рога, двойной гобой, барабаны, тарелки, литавры. В Древнем Китае значительное развитие получило хоровое пение. В античную эпоху македонянам в строевом движении помогала флейта, карфагенянам — цитра, римлянам — рог и труба. Основой спартанских военных походных песен и походной музыки стал воинственный танец пиррихий, воспроизводивший движения воинов на поле битвы. Популярными среди греков инструментами на празднествах и в военных походах были воспетые в мифах кифары, лиры и авлосы.

В странах Западной Европы возникновение военных оркестров относится к XVII в. Во Франции при Людовике XIV оркестр уже состоял из дудок и барабанов, труб и литавр, гобоев и фаготов. В британской армии гобои появились в 1678 г. С введением в XVIII в. в военный оркестр валторны и особенно кларнета военная музыка стала более мелодичной. В это время в вопросах военной музыки лидирует Германия. Немецкие музыканты выступали в военных оркестрах многих стран. На массовых торжествах, народных гуляниях, празднествах, манифестациях и религиозных процессиях оркестр Национальной гвардии исполнял военные симфонии, патриотические гимны, марши и другие музыкальные произведения. В числе авторов выделяются Ф.Ж. Госсек, Ш.С. Катель, Ж.Ф. Лесюэр, Э.Н. Мегюль, Л. Керубини и другие известные композиторы. Кроме названных инструментов военные оркестры Франции и Г ермании к началу XIX в. имели валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Введение вентильных механизмов обусловило появление семейства саксгорнов. С изобретением пистонов для медных инструментов в 1816 г. в военном оркестре появились корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, саксофоны.

В ХХ в. прикладная функция военной музыки — устрашение противника, сигнализация и т.п. утрачивает значение. Вместе с этим происходит усиление ее социально-культурной роли как специфической разновидности современного музыкального искусства. Упорядочение организации военных оркестров, сопровождавшееся расширением их состава, существенно повысило исполнительские возможности военно-музыкальных коллективов, обогатило выразительные средства военной музыки, расширило репертуар военных оркестров. И сегодня в вооруженных силах передовых стран мирового сообщества военная музыка применяется в строевой и боевой подготовке, в культурно-досуговой работе с личным составом, в воинском быту, концертной деятельности, при проведении общественно-церемониальных мероприятий. Служебно-строевой репертуар военных оркестров иностранных государств постоянно пополняется. Многие имеющие мировую известность композиторы создают оркестровые произведения по военно-патриотической тематике. Среди них Альфред Рид, Ида Готковски, Серж Лансен, Кеннет Элфорд, Эдвард Элгар и Уильям Уолтон — авторы британских коронационных маршей, Джакомо Мейербер — создатель коронационного мар-

ша <^е PROPHЁTE», автор популярных в США маршей Генри Филмор, известные немецкие и австрийские композиторы Карл Тейке, Герман Людвиг Блан-кенбург, Иоганн Готфрид Пифке, Йозеф Вагнер и Карл М. Цирер.

С военными оркестрами успешно работают дирижеры Джордж Буржуа, Фредерик Феннел, Джеффри Брэнд, Георг Чернер, Ие Шу Хан и многие другие. Военно-музыкальная проблематика привлекла внимание многих известных музыкантов, музыковедов и теоретиков музыкального искусства. В XIX — начале XX вв. появились монументальные монографические исследования, посвященные различным сторонам военно-музыкального художественного творчества. Следует отметить работы М. Брене [1], Х.Г. Фармера [2], Ж. Маккензи-Рожена [5].

В вооруженных силах стран — членов НАТО компонентом, нацеленным на решение широкого спектра социально-культурных задач, являются военно-музыкальные службы. В структуре военно-музыкальной службы немецкого бундесвера числится более 18 самостоятельных коллективов, которые ежегодно проводят около 3000 выступлений. Все музыкальные корпуса подчиняются руководителю военно-музыкальной службы бундесвера полковнику Михаэлю Шрамму [7]. В его подчинении находятся: музыкальный корпус штаба бундесвера; биг-бэнд; музыкальный корпус; учебно-образовательный музыкальный корпус; пять армейских музыкальных корпусов; четыре музыкальных корпуса люфтваффе; три музыкальных корпуса различных служб; два музыкальных корпуса ВМФ; военно-музыкальный децернат.

На вершине военно-музыкальной службы бундесвера находятся четыре музыкальных корпуса особого назначения. Это расквартированный в Берлине музыкальный корпус штаба бундесвера ^МшКо^В') под руководством оберст-лейтенанта Фолькера Вёррлейна, который привлекается прежде всего к протокольным выступлениям перед федеральным президентом, канцлером, министром обороны и по случаю разных торжественных церемоний. Второй корпус биг-бэнд бундесвера в Ойскирхене исполняет преимущественно современные развлекательные музыкальные произведения и принимает участие в различных сценических шоу. Третий — это учебный музыкальный корпус в Хильдене (АшЪМшКо^В'), в рамках которого музыкальное образование приобретают около 200 молодых музыкантов, которые по меньшей мере на 12 лет обязываются работать профессиональными оркестрантами. Как правило, обучение длится четыре года на базе Института Роберта Шумана в Дюссельдорфе. И наконец четвертый корпус — это оркестр музыкального корпуса бундесвера (МшКо^В'), размещенный в ЗиГбурге неподалеку от Кёльна. В состав этого оркестра входят лучшие музыканты бундесвера. Его задача — представлять немецкие вооруженные силы на важных концертных площадках при проведении самых значимых мероприятий и церемоний в Германии и за границей.

Музыкальный корпус бундесвера, основанный в Райнбахе в 1957 г. как показательный оркестр вооруженных сил Германии, всегда демонстрировал высочайший уровень исполнительского мастерства [6]. Большое значение в творческой работе оркестра занимает концертная деятельность. Этому способствует высокий профессионализм музыкантов, их виртуозное владение музыкальными инструментами, идеальная слаженность всех оркестровых групп, богатейший

тембр звучания, безупречная интонация, обширный концертный и служебно-строевой репертуар. За годы концертной деятельности музыканты корпуса передали более 5 млн евро на благотворительные цели.

Наряду с музыкальными корпусами особого назначения существуют специализированные музыкальные объединения родов войск и горнострелковый музыкальный корпус (ОеЪМшКо^) в Гармиш-Партенкирхене, возглавляемый оберст-лейтенантом Мартином Кёттером. Музыкальные корпуса бундесвера — это профессиональные духовые оркестры, в которых собраны умелые и одаренные музыканты, пополняемые талантливыми новобранцами. Наряду с симфоническим духовым оркестром периодически создаются камерные ансамбли, биг-бэнды и другие малые музыкальные объединения и коллективы. Спектр задач каждого музыкального корпуса довольно широк — от обслуживания войсковых церемоний до концертных выступлений и участия в современных зрелищных шоу. В случае необходимости военные музыканты могут быть использованы в рамках санитарных подразделений бундесвера. Поэтому каждый фельдфебель военно-музыкальной службы наряду с музыкальным образованием в установленном порядке приобретает квалификацию санитара в Санитарной академии бундесвера в Мюнхене.

Расположенный в Бонне военно-музыкальный децернат (БегМПМш) во главе с оберст-лейтенантом Берндом Цивни занят разработкой принципиальных концепций и рекомендаций в сфере военной музыки, изданием информационных материалов. В его компетенции также находится подготовка и обучение персонала военно-музыкальной службы бундесвера. Децернат взаимодействует с министерством обороны, командующими, службами бундесвера и НАТО, гражданскими учреждениями и организациями, СМИ и отдельными гражданами в области музыкального образования и музыкальной деятельности.

Военно-музыкальная служба бундесвера участвует в решении поставленных командованием социально-культурных задач. Особое место отводится работе с молодежью. Военные оркестранты проводят многочисленные и масштабные мероприятия по поиску и развитию молодых талантов. Событием национального масштаба стал проведенный бундесвером в ноябре 2009 г. конкурс молодежных духовых оркестров В'-Мш1х 2009 в Балингене. Молодым исполнителям были сделаны различные предложения дальнейшей учебы и работы. В рамках В'-Мш1х 2009 на базе музыкального корпуса люфтваффе-2 ^'МшКогр8 2) из Карлсруэ впервые проводились трехдневные дирижерские курсы, работу которых возглавлял заместитель руководителя музыкального корпуса люфтваффе-3 в Мюнстере, лауреат международного конкурса дирижеров капитан Тимор Оливер Ча-дик. Четырем победителям отборочного тура была предоставлена возможность дирижировать оркестром во время концерта призеров конкурса 29 ноября 2009 г.

Курс для молодых флейтистов, посвященный отработке техники правильного дыхания при игре на флейте, артикуляции и упражнениям для пальцев рук и многому другому, возглавила хаупт-фельдфебель Михаэла Кёниг, музицировавшая в 2003—2007 гг. в музыкальном корпусе бундесвера в Зигбурге, а с 2008 г. — в музыкальном корпусе люфтваффе-1 в Нейбиберге под Мюнхеном. Обер-лей-

тенант Харальд Зандман — композитор и аранжировщик, известный по работе с духовым оркестром радио Лейпцига, провел семинар по классу игры на гобое и фаготе. Имеющие ученое звание доцента кларнетисты фельдфебель Т. Олсон, окончивший институт музыки в Базеле, и выпускник института Роберта Шумана в Дюссельдорфе по классу кларнета обер-фельдфебель Т. Альтхён, накопившие огромный опыт преподавания в музыкальных школах различных ступеней, провели занятия с молодыми исполнителями по джазовой импровизации.

Военная музыка обеспечивает надлежащую презентацию бундесвера как внутри страны, так и за рубежом. Будучи органичной частью немецкой культуры, военная музыка служит связующим звеном между армией и народом. Огромное духовное и эмоциональное воздействие оказывают выступления военных оркестров на личный состав подразделений бундесвера, находящихся с миротворческими миссиями на территории зарубежных государств. Другой социально-культурной задачей военно-музыкальной службы является создание положительного имиджа бундесвера в глазах широкой общественности путем проведения многочисленных красочных концертов при большом стечении доброжелательно настроенной публики. Средства, полученные от продажи билетов, как правило, направляются на благотворительные цели. И, наконец, постоянное участие в международных музыкальных праздниках и фестивалях позволяет решать задачу формирования привлекательного образа бундесвера на международной арене. Одновременно военные музыканты вносят свой вклад в укрепление культурной идентичности, что особенно важно в усиливающемся «диалоге культур».

Военно-музыкальная служба вооруженных сил Великобритании в современном виде существует с 1994 г. В настоящее время военно-музыкальная служба Великобритании насчитывает 23 регулярных оркестра, в которых числится около 1100 музыкантов. В составе оркестров находится обычно 35 музыкантов. Все оркестры укомплектованы военнослужащими, имеющими не только музыкальное образование, но и прошедшими специальную медицинскую подготовку в рамках военно-медицинской службы для исполнения в случае необходимости обязанностей санитара. Весь личный состав военных оркестров в обязательном порядке участвует в ежегодных военных учениях. Минимальный срок службы оркестрантов составляет четыре года.

В дополнение к регулярным военным оркестрам, функционирующим под эгидой военно-музыкальной службы, значительное количество пехотных батальонов сохраняют свои собственные музыкальные подразделения либо в форме корпуса барабанов (английский и валлийский полки), либо корпуса труб и барабанов (шотландский, ирландский и гуркский полки). Корпуса барабанов пехотных батальонов, как правило, состоят из барабанщиков, трубачей, флейтистов, а корпуса труб и барабанов формируются из волынщиков и барабанщиков. В отличие от регулярных военных оркестров музыкальные подразделения пехотных батальонов состоят из полностью овладевших какой-либо военной специальностью пехотинцев — пулеметчиков, минометчиков, водителей бронетехники, военных разведчиков и т.д.

Оркестры ведут большую концертную деятельность. Оркестр в парадной форме Горной легкой пехоты завоевал в октябре 2006 г. престижный трофей чем-

пиона среди военных оркестров волынщиков. На многих торжественных мероприятиях, включая коронацию Елизаветы II и Эдинбургский военный фестиваль (Татту), выступали волынки и барабаны 2-го батальона Королевских стрелков-гуркхов, представлявшие британскую армию во многих странах мира. Батальонный оркестр волынок и барабанов «Черная Стража Королевского полка Шотландии» (название батальона связано с почти черным цветом тартана — рисунка клетки) провел множество турне по Европе и США. Волынщики 1-го батальона Шотландского Гвардейского полка, расквартированного в немецком городе Мюнстере, принимали участие во многих военно-музыкальных фестивалях в Европе и за ее пределами. Еще в 1836 г. британское военное министерство предписало каждому батальону иметь по пять волынщиков и по одному старшему волынщику. Сегодня даже в ходе боевых действий и на учениях в каждой роте состоит, по меньшей мере, один волынщик. В состав оркестров волынщиков Королевских ВВС Великобритании, формируемых по географическому принципу на базах ВВС по всему Соединенному Королевству, входят одетые в форму с особым тартаном офицеры, унтер-офицеры и рядовые. Концерты волынок и барабанов ВВС на родине и за рубежом, музыкальное сопровождение церемониальных, общественных и благотворительных мероприятий приносят оркестру популярность. С творчеством оркестра ВВС уже ознакомилась благодарная публика Австралии, Фолклендских островов, Бельгии, Эстонии и государств африканского континента.

Вспомогательные и резервистские функции в ВС Великобритании выполняет так называемая Территориальная армия (ТА), многие полки которой традиционно имеют свои собственные военные оркестры. В настоящее время в составе ТА числится 21 военный оркестр; оркестры расположены по всей Великобритании, в Гибралтаре и на Бермудских островах. Среди них Оркестр Королевского полка принцессы Уэльса; Оркестр Королевского полка стрелков; Оркестр волонтеров Королевского Гибралтарского полка; Оркестр Королевского полка Англии; Оркестр Королевского ирландского полка; Оркестр Королевского валлийского полка; Оркестр Йоркширского полка; Оркестр полка герцога Ланкастерского Ланкашир; Оркестр Королевского полка горной Шотландии; Оркестр мерсийского полка; Оркестр Военно-медицинской службы.

Подготовка музыкантов для военных оркестров осуществляется несколькими специализированными учебными заведениями. В 2007 г. торжественно отпраздновала свое 150-летие Королевская военная школа музыки. Инициатором создания школы в 1857 г. был герцог Кембриджский, отмечавший в конце Крымской войны засилье немецких музыкантов в английских военных оркестрах. Тогда для подготовки музыкантов из числа талантливой английской молодежи военным министерством было приобретено известное здание Кнеллер-холл. Обучение в школе осуществляется ведущими профессорами, педагогами-музыкантами страны, обеспечивающими тесную связь с миром гражданской профессиональной музыки. Слушатели школы проходят обязательную военную подготовку.

В составе последнего конного подразделения французских вооруженных сил Республиканской гвардии Франции, созданной еще императором Наполеоном, числится хор французской армии и уникальный конный оркестр фанфар. С 1995 г. оркестр республиканских гвардейцев возглавляет майор Доминик Габль, успеш-

но закончивший обучение в столичной консерватории, удостоенный за исполнительское мастерство и концертную деятельность многих престижных наград. Габль является не только великолепным дирижером, но и талантливым композитором, обогатившим репертуар оркестра произведениями, сочетающими в себе традиции и современность. С особым вниманием любители военной музыки во время благотворительных концертов относятся к исполнению оркестром маршевых произведений. Французский марш имеет более быстрый темп, нежели британский. Еще во времена Наполеона Бонапарта он был адаптирован к продвижению армии со скоростью 120 шагов в минуту. Собираясь покорить весь мир, Бонапарт желал, чтобы его воины в марше двигались быстрее солдат других армий.

Социально-культурная направленность в деятельности военно-музыкальной службы ВС США занимает приоритетное положение. Выступления известных музыкальных коллективов американской армии сопровождают не только торжественные церемонии и парады, но и являются неизменной частью многочисленных и разнообразных культурно-развлекательных, рекреационных и спортивных мероприятий. Военные оркестры ВВС и ВМС, дислоцированные за пределами США, проводят многочисленные и разнообразные благотворительные акции, способствуя созданию положительного имиджа американской армии и государства в глазах мировой общественности.

Оркестр ВВС США в Европе выполняет важнейшую социально-культурную миссию. Находящиеся на действительной службе в военно-воздушных силах музыканты с помощью своего музыкального мастерства, по сути, углубляют международные отношения, поддерживают моральный дух войск и чувство доверия и дружбы между военными Америки и гражданским населением Европы. Оркестр ВВС США делает более 300 выступлений ежегодно, музыка в его исполнении звучит на радио и телевидении, донося американское музыкальное наследие до миллионов людей на всех континентах. Check Six — ведущая джазовая группа из 13 музыкантов Оркестра военно-воздушных сил США в Европе, представляет Соединенные Штаты и их военно-воздушные силы военной и гражданской аудитории по всему миру от Ирландии до Азербайджана. Check Six принимала участие во многих известных джазовых фестивалях Европы Montreux Jazz Festival, North Sea Jazz Festival и др.

Основанный в 1925 г. оркестр Береговой охраны является неизменным участником многих торжественных церемоний, посвященных государственным событиям и среди них важнейшему — инаугурации президентов. В соответствии с порядком, установленным для всех военных оркестров Америки, оркестр каждые пять лет выступает на зажжении национальной рождественской елки. Высокое исполнительское мастерство музыкантов запомнилось зрителям и по выступлениям оркестра на весеннем карнавальном празднике Марди Грас.

Военный ансамбль Soldiers of Swing — составная часть Европейского оркестра сухопутных войск армии США, возглавляемого подполковником Бет Стил, известной и своим исполнительским мастерством. Европейский военный оркестр — самый большой из армейских оркестров за пределами США, насчиты-

вающий в своем составе 65 музыкантов и 30 хористов и исполняющий почетную миссию своеобразного посла мира в различных европейских странах, размещается на базе в немецком городе Гейльдерберге. Этот оркестр представляет собой многогранный музыкальный коллектив, в состав которого входит концертный и военный оркестры, церемониальная группа, армейский хор, джазовый коллектив и даже рок-группа. Большинство музыкантов ансамбля получили образование в самых престижных университетах и консерваториях. Группа неоднократно принимала участие в международных джазовых фестивалях в Венгрии, Нидерландах, Швейцарии, Италии, Литве. Все музыканты оркестра — военнослужащие. Для них обязательна военная подготовка.

Музыкальное подразделение лейб-гвардейского полка ВС Дании состоит из духового оркестра и корпуса барабанщиков. В составе корпуса плечом к плечу рядом с профессиональными музыкантами несут службу призывники. Репертуар оркестра, инструментами которого являются барабаны, флейты, рожки и трубы, составляют старинные сигналы, марши, фанфары и барабанный бой. В особо торжественных случаях корпус выступает как полный духовой оркестр, завораживая зрителей не только демонстрацией строевых приемов, но и живописной формой — патронташами с вензелем правящего монарха, полусаблями образца 1854 г., шапками из медвежьего меха и синими туниками.

Давняя история фестивалей военных духовых оркестров начинается в 1867 г., когда в рамках Парижской всемирной выставки состоялся Первый международный конкурс военных оркестров. Не менее знаменитый Королевский турнир военных оркестров в Лондоне также имеет более чем столетнюю историю. Собственные фестивали военных оркестров сегодня имеют США, Финляндия, Франция, Бельгия, Швейцария и другие страны. В Нидерландах фестиваль военных оркестров Netherlands Military Tattoo насчитывает более полувека. Фестиваль открывается уличным парадом, во время которого через центр Роттердама маршируют все группы, которые в дальнейшем будут выступать перед зрителями. Постепенно красочное действо перемещается на огромную арену музыкально-спортивного комплекса Ahoy Rotterdam. Международный фестиваль военных оркестров The Edinburgh Military Tattoo проходит в столице Шотландии Эдинбурге под патронажем королевской семьи. Сотни музыкантов и танцоров из разных стран мира уже много десятков лет радуют публику своими выступлениями, которые сопровождаются красочными фейерверками, военными салютами и игрой шотландских волынщиков. Общеевропейские праздники военной музыки регулярно проходят в берлинском Max-Schmeling-Halle под девизом «Праздник, который объединяет» [7]. Ежегодный фестиваль военной музыки проводится в Кёльне. Для поддержания высокого уровня музыкальных праздников их устроителями в Берлине, Бремене, Гармиш-Партенкирхене, Мёнхенгладбахе, Кайзерслаутерне и Кёльне был основан специальный союз der Verband Deutscher Militarmusikver-anstalter.

В 60-ю годовщину победы над фашистской Германией на Соборной площади московского Кремля прошел концерт военных оркестров стран — участниц

антигитлеровской коалиции. Кульминационным моментом стало выступление Сводного международного оркестра под руководством начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главного военного дирижера страны Валерия Халилова. Военные музыканты из России, США, Великобритании и Франции блистательно исполнили Гимн Европы Бетховена, сыграли с включением звона колокольни Ивана Великого «Славься» Глинки, марш «Прощание славянки» Агапкина и «День Победы» Тухманова.

Деятельность военно-музыкальных коллективов различных стран проходит под эгидой международного сообщества военных музыкантов — Международной ассоциации военной музыки (IMMS). Военные музыканты духовых оркестров являются членами многих авторитетных международных организаций — Всемирной ассоциации духовых оркестров и ансамблей (WASBE), Международной ассоциации тромбонистов (ITA), Ассоциации руководителей духовых оркестров стран Азии и Тихого океана (APBDA).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Brenet M. La musique militaire. — Paris, 1917.

[2] Farmer H.G. The rise and development of military music. — L., 1912.

[3] Gaunt S. Troubadours and irony. — Cambridge, 2008.

[4] Ling Jan. A history of European folk music / Translated from the Swedish by Linda and Robert Schenck. — Rochester, Woodbridge, 1997.

[5] Mackenzie-Rоgan J. Fifty years of army music. — London, 1926.

[6] Mit Pauken und Trompeten — 50 Jahre Militarmusik der Bundeswehr. — Bonn, 2007.

[7] Schramm M. Funktionalisierung und Idealisierung in der Musik: Dokumentation zum Symposium // Militarmusik im Diskurs: Eine Schriftenreihe des Militarmusikdienstes der Bundeswehr. — Bd. 3. — Bonn, 2008.

[8] Stock K., Keym St. XIV. Internationaler Kongress der Gesellschaft fur Musikforschung. — Leipzig, 2008.

SOCIOLOGICAL AND COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FOREIGN MILITARY MUSICAL CULTURE DEVELOPMENT

V.I. Gazetov

Chair of Sociology and Culture Moscow State University of Instrumentation and Information Technology Stromynka str., 20, Moscow, Russia, 101996

The article examines the process of foreign military musical culture development. Its main progress trends in the developed countries are outlined. The structure and activity of the military music services of the armed forces of the NATO member nations are analyzed in this very item.

Key words: musical culture, martial music, military band.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.