REFERENCES
1. Minister of Sports of the Russian Federation (2017), "On approval of the concept for the development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2025", Order No. 1007 on 21 November 2017, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283321/ (accessed 22.10.2020).
2. Prokofiev, A.I. (2013), "Dynamics of students' attitude towards health promotion through physical education over many years", Materials of the All-Russian scientific-practical conference: "Modern problems of physical culture and sports", Elets, pp. 48-51.
3. Government of the Russian Federation (2009), On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020", Order of dated August 7, 2009 N 1101-r, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/ (accessed 22.10.2020)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2020
УДК 371.487
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СУВОРОВЦЕВ: МЕТОДЫ, ФОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Светлана Валерьевна Шевцова, доктор педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва; Надежда Михайловна Матвейчук, адъюнкт, преподаватель, Военный институт физической культуры,
Санкт-Петербург
Аннотация
Военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в суворовских военных училищах и входит в систему начальной военной подготовки суворовцев к дальнейшей воинской службе. В статье рассматривается нормативно-правовая база организации и проведения воспитательной работы в суворовских военных училищах, а также методы и формы военно-патриотического воспитания суворовцев. Выявленные методы воспитательной работы и критерии оценки эффективности военно-патриотического воспитания суворовцев позволяют объективно оценивать и организовывать воспитательный процесс в училищах, на примере героического прошлого России и наследия отечественных полководцев.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, суворовские военные училища, суворовцы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p573-578
MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF THE CADETS: METHODS, FORMS AND
CRITERIA THEIR EFFICIENCY
Svetlana Valeryevna Shevtsova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, University Ministry of defense of the Russian Federation, Moscow; Nadezhda Mikhailovna Matveychuk, the adjunct, teacher, Military Institute of physical culture, St. Petersburg
Abstract
Military-patriotic education is one of the priority areas of educational work in Suvorov military schools and is included in the system of initial military training of Suvorov residents for further military service. The article discusses the legal framework for organizing and conducting educational work in Su-vorov military schools, as well as methods and forms of military-patriotic education of Suvorov residents. The identified methods of educational work and criteria for evaluating the effectiveness of military-patriotic education of Suvorov soldiers allow us to objectively evaluate and organize the educational process, using the heroic past of Russia and the legacy of domestic commanders.
Keywords: military-patriotic education, Suvorov military schools, pupil of the Suvorov Military
School.
На современном этапе развития России идеи патриотизма, военно-патриотического воспитания приобрели статус «общенациональной идеи», оказывая влияние на формирование личности граждан страны, в большей степени на подрастающее поколение, которое в последующем будет защищать, и развивать нашу страну в мирное и военное время.
Анализ литературных источников по теме исследования свидетельствует о том, что у истоков формирования патриотизма в России стоит православная церковь. Народной педагогикой были созданы образы былинных богатырей - защитников Родины, которые боролись за независимость, единство и защиту Отечества.
С приходом на престол династии Романовых изменились государственно-церковные отношения. Император Петр I подчинил церковь государству, отменив патриаршество. Формирование патриотизма у народа осуществляло государство, впоследствии Петром I вводилось понятие «государственный патриотизм».
Петр I по праву считается родоначальником патриотизма в русской армии. Основные положения, относящиеся к воспитанию солдат, были изложены в «Уставе воинском» 1716 года [8]. Каждое требование петровского устава содержало патриотический аспект о формировании и развитии у солдат преданности Отечеству, воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности. Воспитательные традиции императора продолжали его последователи: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, М.Д. Скобелев, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе и другие русские, советские полководцы. Основной задачей военно-патриотического воспитания, в петровскую и последующие эпохи, считалось: формирование и развитие высокой боевой выучки, верность воинскому долгу, честь, отвага, войсковое товарищество, смелость, мужество, самопожертвование на благо Отечества.
Культурно-исторические памятники древнерусской письменности «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» содержат в своем тексте представление о корнях и системе воспитания патриотизма у русских воинов.
Военно-патриотическое воспитание в XIX в. становится частью нравственного и гражданского воспитания. Основу данного направления составляли взгляды и деятельность отечественных полководцев: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, В. А. Корнилова и др.
Военно-патриотическое воспитание суворовцев, будущих защитников Отечества, является частью государственно-патриотического воспитания, основным направлением воспитательной работы в довузовских образовательных организациях Министерства Обороны Российской Федерации и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, осознанной необходимости защиты Отечества, подготовку к военной службе, воспитание гордо -сти за принадлежность к своему народу, к его свершениям возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его Защите.
Организация и проведение воспитательной работы в суворовских военных училищах ведется в соответствии с основными положениями документов:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
3. Конвенции ООН «О защите прав ребенка» от 20.11.1989 г.;
4. Постановления Правительства Российской Федерации №1493 от 30 декабря 2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
5. Приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское во-
енно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации»;
6. Приказа Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
а также Уставов и локальных актов суворовских военных училищ, Программ развития на период до 2021 года.
Основным документом планирования воспитательной работы в суворовских военных училищах является план воспитательной работы на учебный год, утверждаемый начальником училища. В нём отражены основные направления воспитательной работы: государственно-патриотическое и воинское воспитание, профилактика правонарушений и травматизма, правовое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, культурно-досуговая работа, социально-психологическая работа, взаимодействие с государственными и общественными организациями, работа с родителями и законными представителями воспитанников. Для успешной и эффективной организации воспитательной работы на учебных курсах, в плане представлены рекомендуемые для использования современные педагогические технологии: организации и проведения коллективно-творческого дела, педагогики сотрудничества, гуманно-личностной технологии, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Отличительной особенностью плана воспитательной работы на учебный год является постановка стратегических целей и задач, решение которых достигается путем применения педагогических методов и форм воспитательной работы.
Методы военно-патриотического воспитания представляют собой пути, способы взаимодействия офицера-воспитателя и суворовцев с целью решения воспитательных задач, которые обеспечивают непрерывное взаимодействие. Изучив руководящие документы, в области организации и проведения воспитательной работы в суворовских военных училищах можно определить наиболее эффективные методы воспитания:
1. Проведение бесед, классных часов, информирований с использованием воспитательного потенциала Отечественной военной истории;
2. Проведение и участие военно-исторических конференций, бесед, викторин по военно-патриотической тематике, приуроченных к празднованию Дней Воинской Славы [9];
3. Организация и проведение уроков мужества, встреч с участниками войн и военных конфликтов, встреч с ветеранами, выпускниками суворовских военных училищ;
4. Проблемно-ценностные дискуссии, направленные на разъяснение смысла и содержания символики РФ (герба, гимна, флага);
5. Организация экскурсий в исторические музеи, просмотры научно-образовательных видеофильмов о боевых традициях, героическом наследии отечественных полководцев;
6. Создание в суворовских военных училищах «особой воспитательной среды» (наличие музея, комнат воинской славы, уголков боевой славы, стенной печати, библиотечной военно-патриотической выставки военно-мемуарной литературы, наличие наглядной агитации на территории училищ);
7. Участие суворовцев в воинских ритуалах и церемониях (посвящения в суворовцы, мероприятия, посвященные Дню памяти генералиссимуса А.В. Суворова, праздник Последнего звонка, торжественные мероприятия, посвященные выпуску, суворовские
чтения, Парад Победы на Красной площади и др.);
8. Взаимодействие с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями (поисковые работы в рамках Всероссийской Вахты Памяти, помощь местным органам в проведении мероприятий, посвященным Дням Воинской Славы, Дню Призывника) [2].
Комплексное использование вышеупомянутых методов, возможно, позволит успешно реализовать поставленные перед суворовскими военными училищами цели и задачи военно-патриотического воспитания.
Наряду с методами, особое место при организации и проведении воспитательной работы, отводиться формам военно-патриотического воспитания и способам организации коллективного, группового и индивидуального процессов.
Формы военно-патриотического воспитания условно можно разделить на две группы:
первая группа, включает в себя преимущественно коллективные мероприятия, направленные на формирование и закрепление основ патриотизма, основных понятий: беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
вторая группа, характеризуется военной и военно-патриотической направленностью, спецификой содержания и задач военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах: военно-технические кружки, строевые занятия, военно-спортивные игры, спортивные секции по военно-прикладным видам спорта, участие в военно-патриотических акциях, поддержание порядка на памятниках и обелисках, поисковая деятельность, учебно-полевые сборы, смотр-конкурс строевой песни, фестивали (схема 1).
Коспитщельная работа в суворовских военных училищах
Гости р(тв еччо-пэтри отическое (вмнео-птрн отеческое воеппаиме)
Техддлогд ¡ЛИ):
-организация и ЩНИВДЕШК Кй.ПеКТ[[БНС-творчесюго лела:
■ пенлгчгика сотяиштасга; - гуышшо-лпвсстош; -икформацпонно-юонмукпкатпвкая: -вдоравысберегакшдаг ■нгроюя
1
1
г
Формы ВГ1В:
тр*ал грунт иоллевтшные мероприятия, натравленные на формирование л закрепление основ патриотизма, основных понятий. ш&рях грунт, мероприятие военной и в от нно-шпр ноги ческой
НЙИрЙВПФННОСТИ.
Методы ВДВ: ■■Резеды* клаеигы? часы, пнформнров-йшсч; -в^жино-истормческпр шнферекшск, шшторины. -\pout я} ААгтва. встречи с рнганвкввш войн п ванных конфликтов;.
■»ХЩрЕШ В НСТСфМЧдагКНВ М>Т£1Г, про смотры нау чкоч>&раз овдтслысьш ьиасо^ипычоь о Создьсс трашшия^. героическом нэелвдин ота селенных полко&гаигв; ■ наиичив &СВУ еосшиа только Л среды >.■.. - кникьук ритуалы и церемонии. ■ вз&юшеийстниг с госуяарст&иогымгI н местными органами ШИКП1, н воекно ■ иаириоткчее и о ш
йбЪёД! СК^Ю [В МИ
Схема 1 - «Организация воспитательной работы в суворовском военном училище по направлению военно-
патриотического воспитания»
Исходя из специфики и направлений военно-патриотического (государственно-патриотического) воспитания в суворовских училищах, при определении уровня сформи-рованности военно-патриотических качеств, следует использовать критерии оценки, характеризующие полученные в ходе воспитательной работы результаты:
1. Когнитивный (познавательный) - определяет основы понимания патриотизма, развития военно-патриотических знаний (знание истории семьи (фамилии), знания о «малой родине», знания понятий «Отечество», «патриотизм», «долг», понимание роли и
места России в современном мире);
2. Мировоззренческо-ценностный - оценивает степень сформированности системы взглядов и убеждений, позволяющих уяснить место и значение личности в развитии патриотизма, его положительного воздействия на все стороны жизнедеятельности суворовцев, связанной со служением Отечеству, гордость за принадлежность к истории, культуре, воинским традициям, героическому прошлому, осмысление своей роли и места в жизни общества, Вооруженных Сил РФ);
3. Мотивационно-потребностный - оценивает уровень военно-патриотической направленности личности суворовца, его ориентации, цели и установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями (потребность в познании исторического прошлого, проявление устойчивого интереса к военной истории, особенностям развития государства, Вооруженных Сил РФ, наличие военно-патриотических, духовных, нравственных идеалов, интерес к военной службе, желание выполнять воинский долг по защите Отчества);
4. Деятельностно-поведенческий - определяет готовность суворовца к полноценной самореализации в качестве гражданина-патриота и защитника Отечества в воинской деятельности (социальная активность суворовца в качестве субъекта военно-патриотической деятельности, готовность к военно-патриотической деятельности на благо Отечества, дальнейшее обучение в высшем военном заведении, офицерская деятельность) [1].
Практика и опыт проведения мероприятий военно-патриотического воспитания суворовцев показывает, что эффективность работы отражается в поведении и деятельно -сти суворовцев в училище и за его пределами. Следовательно, деятельностно-поведенческий критерий является основным, позволяющим с наибольшей степенью объективности определить реальные результаты организации и проведения воспитательной работы, определить степень готовности суворовца к выполнению военно-патриотической деятельности.
Приведенные выше критерии позволяют проводить в суворовских военных училищах комплексную и объективную оценку работы по военно-патриотическому (государственно-патриотическому) воспитанию.
Таким образом, во все периоды становления и развития государства воспитание патриотизма, любви к Родине и своему народу были основной идеей формирования личности военнослужащих. Особое значение следует уделять формированию и развитию военно-патриотических качеств личности, чувств и убеждений суворовцев, будущих офицеров, применяя в организации воспитательной работы эффективные методы и формы воспитания. Мониторинг результатов военно-патриотического воспитания является неотъемлемой частью воспитательной работы и должен проводиться с использованием критериев оценки эффективности воспитательного процесса в суворовских военных училищах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. - Волгоград : ПринТерра, 2008. - 164 с.
2. Криворучко, А.П. Суворовец - гордость Отечества / А.П. Криворучко, А. А. Криворучко. - Москва : Проспект, 2015. - 640 с.
3. Матвейчук Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев / Н.М. Матвейчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 257-261.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Шевцова, С.В. Историко-педагогический анализ становления и развития суворовских военных училищ и кадетских корпусов / С.В. Шевцова, Л.Н. Яроцкая, Н.М. Матвейчук // Мир
науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 350-352.
6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_362833/ (дата обращения: 08.11.2020).
7. Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно / Напечатался повелением ея императорского величества, - 9-м тиснением. - Санкт-Петербург: При Имп. Акад. Наук, 1795. - 144, 138 с. [оригин. назв.].
8. О днях воинской славы и памятных датах России : Федеральный закон от 13.03.1995 г. №32-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5978/ (дата обращения: 08.11.2020).
REFERENCES
1. Vyrshchikov, A., Kusmartsev, M. and Lutovinov, V. (2008), Military-patriotic education of youth, PrinTerra,Volgograd.
2. Krivoruchko, A.P. and Krivoruchko, A.A. (2015), Suvorovets-pride of the Fatherland, Avenue, Moscow.
3. Matveychuk, N. (2020), "The essence, content and structure of military-patriotic education of Suvorov soldiers based on the ideas of Russian military leaders", Problems of modern pedagogical education, No. 67-4. pp. 257-261.
4. Selevko, G. (1998), Modern educational technologies, Public education, Moscow.
5. Shevtsova, S., Yarotskaya L. and Matveychuk N. M. (2020), "Historical and pedagogical analysis of the formation and development of Suvorov military schools and cadet corps", Mir nauki, kul-tury, obrazovaniya, No. 2 (81). pp. 350-352.
6. Government of the Russian Federation (2015), State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020", Decree of the December 30, 2015 No. 1493, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362833/ (accessed: 08.11.20).
7. Her Imperial Majesty (1795), The military regulations on the positions of field marshals, and all the generals, and other ranks that should be with the army, and these military Affairs and behavior that everyone should fix, Printed by the order of, 9th embossed, With Uti. Acad. Nauk, St. Petersburg.
8. State Duma of the Russian Federation (1995), "About days of military glory and memorable dates of Russia", Federal Law of Mart 13, 1995 No. 32-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5978/(accessed: 08.11.2020).
Контактная информация: [email protected], [email protected].
Статья поступила в редакцию 21.10.2020
УДК 796.012.1
ИЗУЧЕНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ
Валентина Владимировна Шурыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Дмитрий Валерьевич Костылев, магистр, Людмила Николаевна Костылева, магистр, Алена Сергеевна Решетник, магистр, Элина Аликовна Рахматуллина, магистр, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация
В статье приводится анализ организации и доступности физической активности студентов выпускного курса в режиме самоизоляции и работы в дистанционном формате. В 2020 году население России, как и многие другие страны мира, столкнулись с проблемой пребывания на карантинном режиме, который был вызван угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Пребывание на ограничительном режиме дома в течение длительного периода времени остро ставит проблему поддержания физической активности, как взрослого населения, так и детей, подростков и студентов, находящихся на дистанционном формате обучения. Сидячий образ жизни и низкая