Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-педагогический анализ / Суворовские военные училища / кадетские корпуса / военно-патриотическое воспитание / суворовцы / кадеты. / historical and pedagogical analysis of Suvorov military schools / cadet corps / military-patriotic education / cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. B. Шевцова, Л. В. Яроцкая, Н. М. Матвейчук

В статье рассматривается процесс зарождения и формирования Суворовских военных училищ и кадетских корпусов в России. Проводится ретроспективный анализ истории развития Суворовских училищ, начиная с 29 июля 1731 г., со времен правления Екатерины II. Авторы акцентируют внимание на особенностях проведения мероприятий военно-патриотической направленности и практическом использовании различных методов и приемов патриотического воспитания. Прослеживается их преобразование в зависимости от исторического периода и правления в российском государстве. Раскрывается порядок проведения военно-патриотического воспитания в училищах, его особенности и изменения при подготовке будущих офицерских кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS AND CADET CAMPUSES

The article considers a process of origin and formation of Suvorov military schools and cadet corps in Russia. A retrospective analysis of the history of development of Suvorov schools since July 29, 1731, since the reign of Catherine II. The authors focus on features of military-patriotic events and the practical use of various methods and techniques of patriotic education. The researchers trace the transformation, depending on the historical period and the rule in the Russian state. The article reveals the procedure for conducting military-patriotic education in schools, its features and changes in the training of future officers.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ»

В процессе овладения фразировкой проводится работа над элементами, необходимыми для технического осуществления этой задачи: работа с дыханием, звукоизвлечением. Таким образом осуществляется диалектическое единство художественных и технических навыков в интонировании, с которым тесно связана фразировка. По словам В.Л. Живова, «главным приемом достижения единства музыкальной и литературной фразировки является сознательное изменение музыкальной структуры посредством использования цепного дыхания, постоянства темпа, динамики, тембра.... или...с помощью введения ... средств, способствующих дроблению целого на отдельные разделы» [2, с. 186 - 187].

Для отработки навыка фразировки нами использовались стихотворные тексты, поскольку именно стихотворный текст вызывает стабильно устойчивые трудности фразирования, т.к. учащиеся механически приравнивают строку к фразе. Результатом становится следующая фразировка:

.Белка песенки поет и орешки все грызет.

А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

4. Одной из составляющих фразировки является соблюдение логических и психологических пауз. Логические производятся с целью создания смысловой

Библиографический список

организации, а психологические - для перехода от одной фразы к другой, отличающейся по эмоциональному содержанию.

5. Большое значение при интонировании и фразировке имеют темп и ритм чтения, всецело обусловленные текстом произведения. По словам В.Л. Живова, «ничто так не искажает замысел композитора, как отсутствие у исполнителя чувства темпоритма, которое есть не что иное, как результат понимания музыкального произведения в целом» [2, с. 149].

Необходимо отметить, что результаты экспериментального обучения показали: работа над выразительностью на уроках литературного чтения по методике «Речевой хор» позволила систематизировать методы и приемы, способствующие повышению уровня осознанности художественного текста, а также помогла повысить уровень владения интонационно-структурными компонентами выразительности.

Работа в данном направлении будет проводиться нами в дальнейшем как посредством организации бинарного урока (с попеременным участием учителя начальных классов и учителя музыки), так и в рамках традиционного урока учителем начальных классов, поскольку специальное музыкальное образование для подобной работы - условие необязательное.

1. Ивановский Ю.А. Речевой хор: Организация речевого хора и методика работы с ним. Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2005.

2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Владос, 2018 - 272.

3. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. Москва: Учпедгиз, 1946.

4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1983.

5. Горецкий В.Г О проверке навыка чтения. Начальная школа. 2001; № 8.

6. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника. Москва, 2000.

7. Каширина М.М. Выразительность речи как коммуникативная категория: семантико-деривационный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата лингвистических наук. Майкоп, 2017.

8. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 1998.

9. Семенюк В. О. Заметки о хоровой фактуре. Москва, 2000

10. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. Москва: Флинта, 2013. References

1. Ivanovskij Yu.A. Rechevoj hor: Organizaciya rechevogo hora i metodika raboty s nim. Sankt-Peterburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2005.

2. Zhivov V.L. Horovoe ispolnitel'stvo: teoriya, metodika, praktika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Vlados, 2018 - 272.

3. Blinov I.Ya. Vyrazitel'noe chtenie ikultura ustnojrechi. Moskva: Uchpedgiz, 1946.

4. Gorbushina L.A., Nikolaicheva A.P. Vyrazitel'noe chtenie irasskazyvanie detyam doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1983.

5. Goreckij V.G. O proverke navyka chteniya. Nachal'naya shkola. 2001; № 8.

6. Demchenko A.D. Vokal'nyeigry s det'mi. Programmno-metodicheskoe posobie po postanovke pevcheskogo i rechevogo golosa rebenka-doshkol'nika. Moskva, 2000.

7. Kashirina M.M. Vyrazitel'nost'rechikakkommunikativnaya kategoriya: semantiko-derivacionnyjaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata lingvisticheskih nauk. Majkop, 2017.

8. Kubasova O.V. Vyrazitel'noe chtenie: posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 1998.

9. Semenyuk V. O. Zametki o horovoj fakture. Moskva, 2000

10. Cheremisina-Enikolopova N.V. Zakony i pravila russkoj intonacii. Moskva: Flinta, 2013.

Статья поступила в редакцию 01.04.20

УДК 371

Shevtsova S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department No. 7 (Automobile Training), Military University of Ministry of Defense of the Russian Federation ((Moscow, Russia), E-mail: svet-svet343@mail.ru

Yarotskaya L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of MSU, Professor of Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: lvyar@yandex.ru Matveychuk N.M., teacher, Moscow Suvorov Military School of Military Institute of Physical Culture of Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Nm9184@yandex.ru

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS AND CADET CAMPUSES. The

article considers a process of origin and formation of Suvorov military schools and cadet corps in Russia. A retrospective analysis of the history of development of Suvorov schools since July 29, 1731, since the reign of Catherine II. The authors focus on features of military-patriotic events and the practical use of various methods and techniques of patriotic education. The researchers trace the transformation, depending on the historical period and the rule in the Russian state. The article reveals the procedure for conducting military-patriotic education in schools, its features and changes in the training of future officers.

Key words: historical and pedagogical analysis of Suvorov military schools, cadet corps, military-patriotic education, cadets.

C.B. Шевцова, д-р пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svet-svet343@mail.ru

Л.В. Яроцкая, д-р пед. наук, доц., проф. МГЛУ, проф. Института международного права и правосудия МГЛУ, г. Москва, E-mal: lvyar@yandex.ru Н.М. Матвейчук, преп., Московское суворовское военное училище Военного института физической культуры Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Nm9184@yandex.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

В статье рассматривается процесс зарождения и формирования Суворовских военных училищ и кадетских корпусов в России. Проводится ретроспективный анализ истории развития Суворовских училищ, начиная с 29 июля 1731 г, со времен правления Екатерины II. Авторы акцентируют внимание на особенностях проведения мероприятий военно-патриотической направленности и практическом использовании различных методов и приемов патриотического воспитания. Прослеживается их преобразование в зависимости от исторического периода и правления в российском государстве. Раскрывается порядок проведения военно-патриотического воспитания в училищах, его особенности и изменения при подготовке будущих офицерских кадров.

Ключевые слова: историко-педагогический анализ, Суворовские военные училища, кадетские корпуса, военно-патриотическое воспитание, суворовцы, кадеты.

Зарождение и развитие военной педагогики в России неразрывно связано со всей историей страны и государства в целом. Одной из составляющих военного обучения и воспитания является военно-патриотическая работа, направленная на воспитание будущих офицеров в начальном военном образовании - кадетских корпусах и Суворовских военных училищах.

Составной частью организации воспитательного процесса суворовцев и кадет является военно-патриотическое воспитание, направленное на развитие и совершенствование военного образования на исторических примерах.

В ходе анализа исторической литературы было выявлено, что до XVIII века целенаправленная и организованная подготовка офицерских кадров в России не проводилась. Командные должности в основном замещались по родовому признаку Назначение на должности проводилось, прежде всего, учитывая происхождение и принадлежность офицера к той или иной военной династии, а только потом учитывалась профессиональная направленность личности офицера.

29 июля 1731 г был учрежден Первый кадетский корпус (с 1743 г именовался Императорский сухопутный кадетский корпус, с 11 сентября 1766 г по Указу Екатерины II - Императорский сухопутный шляхетский кадетский корпус, с начала XIX в. - Первый кадетский корпус). «К концу 30-х годов в кадетском корпусе образование становится более систематизированным и последовательным, с 1737 года вводятся публичные экзамены, определяется объем знаний по военным дисциплинам, начинается выпуск учебников по программам обучения. За первые 30 лет своего существования с 1732 по 1762 год в кадетский корпус поступило 2 058 человек, выпустились из стен корпуса 1 557 человек, из них 1 200 человек окончили учебное заведение с присвоением офицерского звания» [1, с. 38]. В 1757 году князем Юсуповым учрежден Корпус типографии «для печатания учебных кадетских книг» [2, с. 104].

Мероприятия в рамках военно-патриотического воспитания, проводимые в военных школах того времени, нуждались во внесении определенной последовательности в процесс его постановки и организации. Научного обоснования данного процесса в военной школе с точки зрения соблюдения и учета законов и закономерностей формирования определенных качеств личности будущего офицера не применялось. В основе методики военно-патриотического воспитания суворовцев лежали в основном методы осуждающего, санкционирующего и принудительного характера, почти в полной мере отсутствовал личный пример командира, в воспитательный процесс был практически не включен исторический военный опыт Активно применялись поощрительные меры: «Отличившееся получали медали: в 5-м возрасте - золотые, а в 4-м серебряные, удостоенные такой награды носили на кафтанах золотые и серебряные нашивки, состоящие из лаврового венка и внутри его Корпусного герба» [1, с. 41].

Названые недостатки реализации военно-патриотического воспитания суворовцев и кадет на этапе создания и становления военного образования были характерны для того времени и отражали объективную картину воспитания в целом. Во-первых, педагогическая наука того времени набирала обороты, только развиваясь, она не могла дать точные ответы на все вопросы, касающиеся особенностей организации военно-патриотического воспитания. Во-вторых, процесс военно-патриотического воспитания в военной школе имеет свое содержание, специфику и особенности. Опыта в области военно-патриотического воспитания военной школы не отмечалось, поэтому военные педагоги начинали с воспитания долга, чести, мужества и храбрости. В-третьих, особенности личности Петра I накладывали определенный отпечаток на решение задач военно-патриотического воспитания суворовцев и кадет в военной школе на этапе ее создания [3, с. 58]. «В первой четверти XVIII века правительство Петра I создало систему подготовки офицерских кадров, которая стала основой ее дальнейшего прогрессивного развития и зарождения военного образования в России» [2, с. 103].

На начальном этапе своего развития военно-учебные заведения русской армии в области военно-патриотического воспитания ставили целью обучения прибывшего воина «порядочному поведению», «как обуться, одеться и дать себе добрый вид: быть не лениву, смелу, проворну, поворотливу, чтоб крестьянская подлая привычка, уклона, ужимка, чесание при разговоре совсем были из него истреблены». Что касается методов воспитания, то «... новоприверстанный не должен быть не только сначала бит, но ниже стращен, а все сие ласковостью и с истолкованием ему изъяснять» и лишь в крайнем случае, если через некоторое время «усмотрится в нем грубое упрямство и сопротивление», его можно только штрафовать [4, с. 102].

Значительное увеличение ассигнований на военное образование наблюдалось в годы царствования Екатерины II. Воинские уставы 1755 года были ограничены боевыми требованиями, инициатива офицеров в ответственном выполнении поставленных задач сводилась к минимуму. В воспитании рекрутов Екатерина II повелела внушать им отличительную черту русских солдат, которая формировала силу войска - смелость, отвагу и самопожертвование во благо Отечества.

Манера ответственно развивать солдата в духе патриотизма в екатерининское время дала место таким высоким системам воспитания солдата, как суворовская и воронцовская. Суворовское воспитание солдата и в наше время может служить образцом патриотизма и закаливания.

Великий русский полководец, генералиссимус Александр Василевич Суворов смог создать такую оригинальную, прогрессивную и устойчивую систему

взглядов на способы обучения и воспитания войск, что многие элементы явились фундаментальными для военной педагогики.

По мнению Александра Васильевича, в процессе воспитания педагоги должны учитывать человеческие достоинства военнослужащего, постоянно развиваться его национальное самосознание, патриотическое сознание, совершенствоваться морально-боевые качества. Главной задачей воспитания воинов по-суворовски являлась «выработка дисциплинированности, поскольку она - мать победы. В то же время субординация или послушание - мать дисциплины». Ключевым элементом или составной частью в военной школе являлось военно-патриотическое воспитание, под которым понималось формирование «... во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях, направленных на защиту Родины, исполнению воинского долга во благо Отечества; во-вторых, воспитание смелости, решительности, уверенности в своих силах. Суворов говорил: «Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы. Мы, русские, все одолеем» [5 , с. 66].

Развитие начального военного образования при Анне Иоанновне отличалось массовым открытием учебных заведений для дворянских детей, доступ других был закрыт Манифест «О вольности дворянству», утвержденный 18 февраля 1762 г, разрешал дворянам не посылать своих детей на принудительное военное обучение и освобождал от многих обязательств. С тех пор российскому благородному дворянству жаловалась вольность и свобода, чем окончательно подняли честь и достоинство.

Отечественная военно-педагогическая теория и практика получила мощное развитие благодаря военно-педагогическим взглядам генерал-фельдмаршал П.А. Румянцева (1725 - 1796), чьи идеи нашли отражения в его работах «Мысли о состоянии армии и об обустройстве войск», «Обряд службы» (1770). Особо значимо генерал-фельдмаршал выделял воспитание, в котором он подчеркивал моральную, патриотическую и физическую стороны. Петр Александрович активно внедрял в воспитательный процесс идеи наставничества, а также формирования у кадетов нравственных качеств, гуманности и человеколюбия.

В 1796 г. на российский престол вступил Павел I, изменивший подготовку войск и офицерских кадров в целом. Стали более широко использоваться прусские порядки в обучении и воспитании военнослужащих. Славные суворовские традиции воскресли в царствование Александра I благодаря оставшимся сподвижникам гениального военного педагога.

В начале XIX в. в России имевшиеся к тому времени пять военно-учебных заведений не могли обеспечить армию должным количеством офицеров, поэтому наряду с традиционными кадетскими корпусами открывались и новые типы учебных заведений - специальные военные школы. В 1798 г. была создана медико-хирургическая академия [6, с. 9]. В 1832 г. начала функционировать военная академия, перед которой была поставлена задача готовить офицеров высшего звена [7, с. 123]: «... для образования офицеров к службе Генерального штаба и распространения военных познаний утверждается в Санкт-Петербурге при Главном штабе его Императорского Величества Военная академия» [8, с. 140].

Документом, регламентирующий подготовку офицеров в военной школе России, стало «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденное в 1848 году, содержание которого основывалось на религиозно-нравственном, патриотическом воспитании кадет и заключалось в ответственном и нравственном развитии индивидуальных особенностей обучающихся.

С 1882 г. Александром III образование в кадетском корпусе (военной гимназии) было признано недостаточным для военной подготовки, и следовало продолжать образование в юнкерском училище. На формирование военно-патриотического воспитания юнкеров большое влияние оказывал распорядок дня военных училищ, наличие «военных кабинетов», стрелковых полей, комнат хранения оружия, соответствующих наглядных пособий и т.д. Свободное время юнкера посвящали чтению, пользуясь книгами из фундаментальных и ротных библиотек. В военно-учебных заведениях дореволюционной России патриотическое воспитание реализовывалось посредством личного примера командиров (начальников) и чтения исторических очерков полководцев. По окончании курса юнкера старшего класса при высокой нравственности и основательной строевой и правовой подготовке выпускались на службу в войска офицерами.

С 1910 г был введен курс «Основы нравственности», что предусматривало «разъяснение и укрепление в юношах здравых понятий, дисциплинирующих волю и приучающих человека правильно разбираться в различных требованиях» [9].

Особую торжественность военной службе в училищах придавало принятие присяги. Торжественная клятва, существовавшая с петровских времен, была очень длинна, точна и строга. В торжественной обстановке читались вслух военные законы, карающие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Все юнкера были очень серьезны и проникались сознанием великой ответственности в своей будущей службе Государю и Родине [10].

В годы войны, в тяжелое для страны и всех советских людей время, военная педагогика продолжала развиваться, решать те неимоверно сложные и ответственные задачи, которые перед ней возникали. В 1943 г были созданы

Суворовские и Нахимовские военные училища и средние специализированные учебные заведения. Большое внимание уделялось пропаганде славных боевых традиций, подвигов личного состава. Были учреждены боевые ордена: Отечественной войны, Кутузова, Нахимова, Ушакова, Суворова, Александра Невского и др. С 10 ноября 1942 г Указом Президиума Верховного Совета «О предоставлении права награждения орденами и медалями СССР и нагрудными знаками командующим фронтами, флотами, армиями и флотилиями, командирам корпусов, дивизий, бригад, полков» предоставлялось право награждения отличившихся бойцов военачальникам от командира полка и выше. Опыт идеологической и организационно-партийной работы в годы войны является бесценным, в нем собралось немало положительных моментов и достоинств, которые наряду с другими факторами обеспечили высокий моральный дух, психологическую устойчивость, ответственность и способствовали достижению Победы.

В послевоенные годы военно-патриотическое воспитание в созданных в годы войны учебных заведениях поступательно развивается по всей стране. Вызванный рост значимости патриотизма был связан с напряженной обстановкой в мире и обострением холодной войны. В полном объеме был использован колоссальный патриотический потенциал советского народа, в частности поколения победителей в Великой Отечественной войне. Следует отметить, что система военно-патриотического воспитания функционировала и активно развивалась на достаточно высоком уровне и была под постоянным контролем государства. Одной из главных задач, поставленных перед обучением и воспитанием, являлось укрепление обороноспособности и боевой мощи армии через улучшение подготовки в Суворовских и кадетских училищах. Введенный общеобразовательный предмет «Начальная военная подготовка» в полной мере охватывал юношей, тем самым выполняя поставленные перед военно-патриотическим воспитанием задачи по укреплению военной мощи СССР Эффективная система контроля, созданная в таком виде, позволяла эффективно и в максимально короткие сроки влиять на формы, методы и способы ведения военно-патриотического воспитания, а также на всю его организационную структуру.

Библиографический список

Процесс военно-патриотического воспитания у воинов начинался с младенчества и достигал зрелости ко времени совершеннолетия и назначения на воинскую должность.

Начало и середина 90-х годов стала разрушительной для системы военно-патриотического воспитания будущих офицеров. Постановление СМ РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР» перекладывает военно-патриотическое воспитание на Министерство образования РСФСР и предлагает его проведение через общеобразовательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», кружковую и факультативную работу, а также через работу секций по военно-прикладным видам спорта и сдачей нормативов «Готов к труду и обороне». С этого момента военно-патриотическое воспитание лишается государственной поддержки и финансирования.

В начале 2000 года в России постепенно начинается восстановление системы военно-патриотического воспитания. Появление государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.» открыло новые возможности организовывать и проводить мероприятия военно-патриотической работы в Суворовских военных училищах и кадетских корпусах. Активно стала развиваться учебно-материальная база, способствующая эффективному проведению занятий по военной истории, предметам начальной военной подготовки, установилась устойчивая связь с общественными организациями и движениями по патриотическому воспитанию, воспитанники стали принимать активное участие в военно-патриотических мероприятиях, встречах с ветеранами боевых действий, Параде Победы на Красной площади в городе-герое Москве.

Таким образом, зарождение и развитие Суворовских военных училищ и кадетских корпусов предполагало целенаправленную и организованную подготовку военных кадров. Изменения, которые вносились в систему военно-патриотического воспитания суворовцев и кадет, были связаны с наращиванием военной мощи российского государства, совершенствованием войск и модернизацией военной техники и оружия.

1. Висковатов А. Краткая история Перваго Кадетскаго корпуса. Санк-Петеррбург: Военная типография Главного штаба Его императорского Величества, 1852.

2. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XXв. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва: ВУ, 2004.

3. Зинченко М. Характеристика Петра Великого как полководца. Санкт-Петербург, 1902.

4. Столетие Военного министерства: в 1Э т. Санкт-Петербург, 1914; Т, 4, Ч. 1, Кн. 2, Отд. Э.

5. Байков Л.Л. Свойства боевых элементов и подготовка войск к войне и бою. Одесса, 1910.

6. Миронов В.И. Система подготовки военных специалистов оперативно-тактического профиля и пути ее развития. Диссертация ... кандидата военных наук. Москва: ВАФ, 199б.

7. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России. Москва: Наука, 197Э.

8. Гейсма П.А. Учреждение Императорской военной академии военный сборник. 1908; № 12.

9. Лебедев Н. Несколько слов о преподавании законоведения в кадетских корпусах: (опыт преподавания по программе 1910 года). Педагогический сборник. 191Э; № 5.

10. Куприн А.И. Юнкера. Краткая история Перваго Кадетскаго корпуса. Москва: Военная типография Главного штаба Его императорского Величества. Директ-Медиа, 2014.

11. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией С.В. Смульского. Москва: Издательство РАГС, 2010.

References

1. Viskovatov A. Kratkaya istoriya Pervago Kadetskago korpusa. Sank-Peterrburg: Voennaya tipografiya Glavnogo shtaba Ego imperatorskogo Velichestva, 1852.

2. Alehin I.A. Razvitie teoriiiprakíiki voennogo obrazovaniya v RossiiXVIII - nachala XX v. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2004.

3. Zinchenko M. Harakíeristika Petra Velikogo kak polkovodca. Sankt-Peterburg, 1902.

4. Stoletie Voennogo ministerstva: v 1Э t. Sankt-Peterburg, 1914; T, 4, Ch. 1, Kn. 2, Otd. Э.

5. Bajkov L.L. Svojstva boevyh 'elementov ipodgotovka vojskk vojneiboyu. Odessa, 1910.

6. Mironov V.I. Sistema podgotovki voennyh specialistovoperativno-takticheskogoprofilya iputieerazvitiya. Dissertaciya ... kandidata voennyh nauk. Moskva: VAF, 199б.

7. Beskrovnyj L.G. Russkaya armiya i flot v XIX veke. Voenno-'ekonomicheskijpotencial Rossii. Moskva: Nauka, 197Э.

8. Gejsma P.A. Uchrezhdenie Imperatorskoj voennoj akademii voennyj sbornik. 1908; № 12.

9. Lebedev N. Neskol'ko slov o prepodavanii zakonovedeniya v kadetskih korpusah: (opyt prepodavaniya po programme 1910 goda). Pedagogicheskijsbornik. 191Э; № 5.

10. Kuprin A.I. Yunkera. Kratkaya istoriya Pervago Kadetskago korpusa. Moskva: Voennaya tipografiya Glavnogo shtaba Ego imperatorskogo Velichestva. Direkt-Media, 2014.

11. Lutovinov V.I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej S.V. Smul'skogo. Moskva: Izdatel'stvo RAGS, 2010.

Статья поступила в редакцию 01.04.20

УДК 378.811.161.1

Rudabe Es'hagh. senior teacher, Russian Language Department, Faculty of Foreign Languages, West Tehran Branch of the Islamic "Azad" University

(Tehran, Iran), E-mail: Rudabem@gmail.com

WAYS TO SOLVE COMPLICATIONS CONNECTED WITH PRACTICAL SPEECH ACTIVITY (SPEAKING) OF IRANIAN RUSSIANIST STUDENTS IN LANGUAGE UNIVERSITIES OF IRAN. The article discusses the current state of the system of teaching academic and professional Russian as a foreign language in Iranian language universities. It focuses on the reasons for the decline in the quality of students' training, suggests ways to improve the quality of education and increase the level of proficiency in practical speech activity. The need for Iranian students as future philologists and translators of foreign language communicative competence in all types of speech activity, especially speaking, is emphasized. The need to minimize the theory of grammar in favor of functional grammar is noted, which, when separated from the linguistic environment, can provide students not only with knowledge about the content of a grammatical material, but also help them to master in parallel communicative-behavioral characteristics, speech-behavioral tactics and sociocultural stereotypes owned by native speakers of the Russian language. Based on the research, the author proposes improvement methods aimed at improving the quality of professional training of Iranian students, requiring a rethinking of the purpose and content of training.

Key words: Russian as foreign language, practical speech activity, speaking, communicative competence, functional grammar.

Э52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.