Научная статья на тему 'Патриотизм: религиозные и гражданские аспекты исторический анализ'

Патриотизм: религиозные и гражданские аспекты исторический анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
937
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ИСТОРИЯ РОССИИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / STATE / CITIZENSHIP / RELIGION / FAITH / HISTORY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлов Д.А.

В данной статье рассмотрены некоторые вопросы взаимодействия государственной и духовной власти, особенности исторического развития Российского государства, его противостояние иностранным захватчикам, борьба за духовный и политический суверенитет. Автором приводится сравнительный исторический анализ различных этапов существования религии и государства, особенности их взаимодействия и их влияние на развитие патриотизма и патриотического воспитания в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM, RELIGIOUS AND CIVIC ASPECTS OF HISTORICAL ANALYSIS

This article considers some issues of interaction of state and religious power, features of historical development of Russian state, its opposition to foreign invaders, the struggle for spiritual and political sovereignty.

Текст научной работы на тему «Патриотизм: религиозные и гражданские аспекты исторический анализ»

УДК 322.22

ПАТРИОТИЗМ: РЕЛИГИОЗНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Павлов Д. А.

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Российская Федерация.

Аннотация: в данной статье рассмотрены некоторые вопросы взаимодействия государственной и духовной власти, особенности исторического развития Российского государства, его противостояние иностранным захватчикам, борьба за духовный и политический суверенитет.

Автором приводится сравнительный исторический анализ различных этапов существования религии и государства, особенности их взаимодействия и их влияние на развитие патриотизма и патриотического воспитания в России. Ключевые слова: Патриотизм, патриотическое воспитание, государство, гражданственность, религия, вера, история России.

Патриотизм, являясь сложной категорией, имеет под собой различные основания - политическое, социальное, культурное, педагогическое религиозное, по -разному трактующие данное понятие, например, по педагогическому основанию патриотическое воспитание - особая форма просветительской деятельности, предусматривающая активизацию морально - нравственных и гражданско - правовых императивов, направленных на созидательную и протекционистскую деятельность человека относительно своей Родины, государства.

Лихачев Д. С. считал патриотизм ключевой составляющей русской, общенациональной идеей, обладавшей главенствующей ролью в отечественной истории, в становлении Российского государства, не безосновательно полагая, что без знания своей культуры и истории, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство.

Первый этап развития патриотических идей, начался с X века, когда идеи патриотизма оформляются в художественных образах, широко распространенных как в устном народном творчестве, так и в древнерусской литературе. По мнению Арефьева А. В. «В основе этико - педагогической концепции "Повести временных лет" Нестора лежит борьба Добра и Зла. Добро отожествлялось с патриотизмом, стремлением к процветанию родной страны. Носителями Добра выступали Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Согласно Д. С. Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к Отечеству» [1]. Данная традиция формирования образа «доброго царя», защитника отечества берет свое начало с момента крещения Руси князем Владимиром I, с этого же момента начинается сближение религиозной и светской власти: «Всех почитайте,

братство любите, Бога бойтесь, царя чтите»[2], возвышение личности правителя укреплялось посредствам концентрации военной и политической мощи в его руках, также как и благодаря освящению верховной власти в религиозном плане: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду»[3], а также защитой и личным покровительством Бога: «Не прикасайтесь к помазанным Моим... не делайте зла»[4]. Таким образом, как видно из приведенных цитат на начальном этапе государственного строительства, и утверждения верховной власти, взаимодействие церкви и государства было глубоким и носило взаимовыгодный характер. Благодаря совместным усилиям, предпринятым духовной и светской властью, племенные объединения славян превращаются в единое государство, занимающее видное место на международной арене того времени. Осознание своего единства, подкрепленного общностью культуры и религии стало мощным толчком к развитию патриотизма.

Второй этап развития патриотических идей связан с борьбой за конфессиональный суверенитет, противодействию политическому влиянию Византии, и борьба с рыцарскими орденами, носителями идей западноевропейского христианства.

Русская православная церковь, находясь в Константинопольском патриархате, непрерывно вела борьбу за независимость, постепенно отстаивая свой суверенитет. Первым митрополитом славянского происхождения на Руси стал митрополит Илларион в XI веке, полное освобождение в религиозном плане от Константинопольского диктата происходит в 1589 году, с избранием первого русского патриарха - Иова (Ивана), таким образом, несмотря на декламируемое единство

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

—--—

всего Христианского (православного) мира, государственный суверенитет и защита интересов своей страны возобладала в духовной среде русского общества того времени. Подобное отношение к сложившемуся мироустройству подкреплялось словами апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» [5].

Обоснование самостоятельного бытия Русской православной церкви от Константинопольского патриархата происходило постепенно, развиваясь в мирном русле, в то же время шла ожесточенная борьба с западноевропейским рыцарством, переключившим свое внимание от ближневосточного региона на Русь. Российское государство середины XIII века, буквально стояло на грани катастрофы, вероломное вторжение татаро - монгольского войска и установление определенной формы политической зависимости усугублялось постоянной экспансией рыцарских духовных орденов, видевших своей задачей покорение «диких славянских» народов, и обращение их в «истинную веру». Сохранение национального государства, своей самобытной культуры, единства народа стало основным мотивом действия правителей России. За свои заслуги перед Отечеством и православной верой князья Александр Невский и Дмитрий Донской были канонизированы русской православной церковью, и стали святыми покровителями Российского государства.

Единство церкви и государства обусловило победу в борьбе за единство и независимость государства. Помощь оказанная духовенством светской власти сплотила народ, заставив действовать на благо Родины призрев свои личные интересы и даже на какой то момент отодвинув междоусобные распри.

Дальнейшее развитие государства и централизованной власти, прошедших сквозь «горнило Смуты», неизбежно сталкивало с его с окрепшей и самостоятельной церковью, борьба интересов стала следующим важным моментом развития взаимоотношений между церковью и государством.

Ситуация связанная с борьбой за первенство, обострившаяся в середине XVII века, и точно выраженная словами патриарха Никона: «Священство выше Царства, ибо Священство от Бога, а царство же от Священства», привела к разрыву отношений между царем и патриархом, закончившись заточением последнего в монастыре. Окончательное решение спора, чья власть в стране главнее, произошло в эпоху Петра I, законодательно утвердившего Синод - орган, надзирающий за деятельностью церкви, возглавляемый светским лицом - оберпрокурором синода.

Несмотря на подчинение церкви государству, в российском обществе продолжает развиваться идея служению Родине, выраженная в девизе «За Веру, Царя и Отечество», наглядно демонстрирующая важность нравственных основ и духовного начала в деле защиты

государства. Начиная с эпохи Петра Великого, служение своему отечеству становится нормативом духовной и светской жизни, равнозначным для всех категорий граждан, начиная от дворян заканчивая крепостными крестьянами.

Разграничивая права и обязанности церкви и государства, Соловьев В. С. давал высокую оценку деятельности церкви в области воспитания российского общества: «Итак, нормальное отношение между Церковью и государством состоит в том, что государство признает за вселенскою Церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для соглашения законных мирских интересов с этою высшею волей и для сообразования политических отношений и дел с требованиями этой окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии» [6], таким образом, слова философа подтверждают евангельское «отдайте Кесарю - кесарево, Богу - богово»[7], ограничивая тем самым вмешательство церкви в государственные дела.

Необходимо понимать, что российский патриотизм, воспитанный в духе православной веры, является противоположным понятиям «шовинизм» и «национализм». Бердяев Н. А. в своей статье отмечал: «Именно Евангелие открыло людям, что нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Если фарисеи ставили субботу выше человека и были обличаемы Христом, то и всякий человек, который поставил отвлеченную идею выше человека, исповедует религию субботы, отвергнутую Христом. При этом все равно, будет ли это идея церковной ортодоксии, государственности и национализма или идея революции и социализма» [8]. В данной трактовке патриотизм является составным элементом вселенской любви Бога к человеку, и не может являться предметом политической интриги. Однако отечественный философ Ильин И. А., отождествляет понятия «патриотизм» и «национализм» акцентируя внимание на том, что государство, как и народ, утратившие / отказавшиеся от национальной идеи со временем разлагаются, стоит отметить, что подобное отношение автора было вызвано победой большевизма, и пропагандируемой большевиками идеи «мировой революции».

Революция и последовавшие после нее гонения на Веру, создали в представлении людей, образ мученичества священнослужителей, что способствовало преображению церкви и сплочению истинно верующих людей. Начало Советского периода в истории России напрямую связан с идеями «мировой революции», уничтожению национальных государств, путем объедине-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 239 ~

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 9

ния их в одно государство под диктатурой пролетариата. Популярные на тот период времени идеи космополитизма, и обесценивание идей патриотизма провоцировали ситуацию культурного раскола общества, аналогичную расколу XVII века, что в условиях обострения международной обстановки явилось бы концом России как единого государства. Изоляция Советского Союза и отказ мирового сообщества от мировой пролетарской революции, явились отрезвляющим эффектом, активизировавшим деятельность по пропаганде советского патриотизма, который, не смотря на вербальные формулировки в своем содержании, близко примыкал к православной традиции патриотического воспитания.

На сегодняшний день патриотизм и патриотическое воспитание приобретает формальные черты, утрачивая духовную составляющую. Любовь к Родине и готовность к ее защите продолжают оставаться определяющими морально - нравственными ориентирами развития личности, однако испытывая при этом серьезную конкуренцию со стремлением человека к личному материальному благополучию, и индивидуальным интересам. По этому поводу высказался протоиерей Дмитрий Полохов: «По нашему убеждению, единственным средством в противостоянии этой угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории Православной Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера» [9].

Сотрудничество государства с представителями мировых религий, по вопросам нравственного воспитания, является залогом гармоничного развития российского общества, и мерой противодействия росту экстремистских настроений, религиозной и этнической розни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Арефьев, А. В. Идеи патриотизма в России: исторический аспект // А. В. Арефьев с. - 9.

[2] 1-е послание Петра, 2:17 // издательство московской патриархии русской православной церкви. - Москва. -2013. - с. - 1209.

[3] Притча 8: 15 // Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издательство московской патриархии. - Москва. - 2010 с. - 601.

[4] 4. Псалтирь 104: 15 // Псалтирь. - М.: благовест, 2015. - с. - 208.

[5] 1-е послание к Тимофею святого апостола Павла, 5:8 // издательство московской патриархии русской православной церкви. - Москва. - 2013. - с. - 1297.

[6] Соловьев, В. С. Соч. в 2-х томах, т. 1, АКАДЕМИЯ НАУК СССР институт философии издательство «МЫСЛЬ» Москва — 1988 ст. - 532 - 533

[7] 7. Евангелие От Матфея 22: 15-21 // издательство московской патриархии русской православной церкви. -Москва. - 2013. - 1039.

[8] 8. Бердяев, Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине Собрание статей Русские записки №1. Париж-Шанхай, 1937

[9] 9. Протоиерей Дмитрий Полохов, Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание [текст]: / материалы областной научно-практической конференции "Патриотическое воспитание в Саратовской области" ст. 191.

PATRIOTISM, RELIGIOUS AND CIVIC ASPECTS OF HISTORICAL ANALYSIS

Pavlov D.A.

Tyumen industrial University, Tyumen, Russian Federation.

Annotation: this article considers some issues of interaction of state and religious power, features of historical development of Russian

state, its opposition to foreign invaders, the struggle for spiritual and political sovereignty.

Key words: Patriotism, Patriotic education, the state, citizenship, religion, faith, history of Russia.

REFERENCES

[1] Arefiev, A. V. the Idea of patriotism in Russia: historical aspect // A. V. Arefiev, S. - 9.

[2] 1st Epistle of Peter 2:17 // publishing house of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. - Moscow. -2013. - p - 1209.

[3] Parable 8: 15 // Holy Scriptures of the old and New Testament. - M.: Publishing house of the Moscow Patriarchate. -Moscow. - 2010 S. - 601.

[4] Psalm 104: 15 // Psalm. - M.: Blagovest, 2015. - p - 208.

[5] 1st Epistle to Timothy St. Paul the Apostle, 5:8 // publishing house of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. - Moscow. - 2013. - p - 1297.

[6] Solovyov V. S. Op. in 2 volumes, vol. 1, USSR ACADEMY of SCIENCES Institute of philosophy, publishing house "MYSL", Moscow — 1988 article - 532 - 533

[7] The gospel Matthew 22: 15-21 // publishing house of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. - Moscow. - 2013. - 1039.

[8] Berdyaev, N. A. About fanaticism, Orthodoxy and truth, a Collection of articles Russian notes No. 1. Paris-Shanghai, 1937

[9] Archpriest Dmitry Polokhov, the View of the Orthodox Church on patriotism and Patriotic education [text] / / materials of regional scientific-practical conference "Patriotic education of the Saratov region" article 191.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.