Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ДИАЛОГ, ДОВЕРИЕ, СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ДИАЛОГ, ДОВЕРИЕ, СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полежаев Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются современные тренды развития налогового администрирования в России, основанные на внедрении цифровых технологий и принципов клиентоцентричности во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Построение взаимоотношений государства и налогоплательщиков на основе диалога, доверия, сокращения издержек способствует обеспечению устойчивости и надежности финансового состояния государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION TRANSFORMATION: DIALOGUE, TRUST, COST REDUCTION

The article discusses the current trends in the development of tax administration in Russia, based on the introduction of digital technologies and the principles of customer-centricity in the relationship between tax authorities and taxpayers. Building relations between the state and taxpayers based on dialogue, trust and cost reduction contributes to ensuring the stability and reliability of the state financial condition.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ДИАЛОГ, ДОВЕРИЕ, СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК»

Полежаев В. А.

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ДИАЛОГ, ДОВЕРИЕ, СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК

Аннотация. В статье рассматриваются современные тренды развития налогового администрирования в России, основанные на внедрении цифровых технологий и принципов клиентоцентричности во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Построение взаимоотношений государства и налогоплательщиков на основе диалога, доверия, сокращения издержек способствует обеспечению устойчивости и надежности финансового состояния государства.

Ключевые слова. Налоги, налоговое администрирование, электронные сервисы, цифровизация, электронный документооборот.

Polezhaev V.A.

TAX ADMINISTRATION TRANSFORMATION: DIALOGUE, TRUST, COST REDUCTION

Abstract. The article discusses the current trends in the development of tax administration in Russia, based on the introduction of digital technologies and the principles of customer-centricity in the relationship between tax authorities and taxpayers. Building relations between the state and taxpayers based on dialogue, trust and cost reduction contributes to ensuring the stability and reliability of the state financial condition.

Keywords. Taxes, tax administration, electronic services, digitalization, electronic document management.

Введение

Федеральная налоговая служба является ключевым органом, который обеспечивает пополнение бюджета государства. В то же время, следует отметить, что в современных условиях ФНС России не только выполняет формальные функции, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами [1], но также создаёт среду, способствующую взаимопониманию, взаимопредсказуемости и доверию между налоговыми органами и налогоплательщиками. Только на такой основе, по мнению автора, можно создать эффективную систему налогового администрирования. События последних лет как нельзя лучше показывают необходимость выстраивания доверительного взаимодействия власти и общества. Материалы и методы

В условиях мировой пандемии и экономической нестабильности, связанной с беспрецедентными санк-ционными ограничениями со стороны недружественных государств [2], ФНС России впервые выступила не только как фискальный орган, но и как оператор государственных мер поддержки бизнеса и населения. Основная часть налоговых услуг перешла в онлайн, а данные, которыми оперирует ФНС России, обеспечили предоставление адресных мер поддержки бизнесу и гражданам без лишних барье-

ГРНТИ 06.73.15 EDN DLOFLJ © Полежаев В.А., 2023

Владимир Алексеевич Полежаев - кандидат экономических наук, заместитель руководителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу.

Контактные данные для связи с автором: 197110, Санкт-Петербург, Морской пр., 28 (Russia, St. Petersburg, Mor-skoy av., 28). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 06.02.2023.

ров. В проактивном порядке осуществлены перенос сроков уплаты, реструктуризация налоговых платежей в отношении налогоплательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее пострадавших отраслей.

На базе информационных ресурсов ФНС России была создана система выплат субсидий бизнесу и гражданам. Выплаты на сохранение численности сотрудников петербургским налогоплательщикам из наиболее пострадавших отраслей и на профилактику коронавируса составили более 6 млрд руб. субсидий. Для выдачи льготных кредитов на поддержание занятости населения и на другие неотложные нужды использована блокчейн-платформа ФНС России, которая позволила быстро проверять заявки налогоплательщиков и передавать данные в банки. Эти заявки на выдачу беспроцентных и льготных кредитов одобрялись в течение дня в автоматическом режиме.

В настоящее время, когда экономика страны несет санкционные издержки, ФНС России также обеспечила реализацию беспрецедентных федеральных и региональных мер налоговой поддержки. Кроме административных мер (мораторий на проверки, мораторий на банкротство, снижение налоговой нагрузки на ряд отраслей (1Т, гостиницы, общепит и т.д.), снижение или «заморозка» налоговых ставок, «заморозка» применения кадастровой оценки при исчислении налога на имущество организаций, введение инвестиционных вычетов и др.), ФНС России перенесла в проактивном режиме сроки уплаты налогов с возможностью дальнейшей их реструктуризации для ряда категорий налогоплательщиков, в том числе в проактивном режиме организован перенос сроков уплаты страховых взносов на социальное страхование, что сделано впервые.

Безусловно, все эти меры стали возможными благодаря цифровизации налоговой службы и развитию электронных сервисов. Безусловно, также и то, что реализация этих значительных и своевременных мер поддержки способствует укреплению доверия между государством и налогоплательщиками. Результаты и обсуждение

Созданная цифровая аналитическая платформа ФНС России сейчас используется для нужд статистики и оказания услуг не только в налоговой сфере, а также для информационного обеспечения региональных органов власти. Такие информационные ресурсы ФНС России как «Единый регистр населения», «Единый реестр малого и среднего предпринимательства», ГИР БО (бухгалтерская отчетность), сервис «Прозрачный бизнес», ЕГРЮЛ и ЕГРИП и другие используются как органами власти, так и налогоплательщиками.

В настоящее время ФНС России предоставляет более 72 электронных сервисов, которые можно получить через официальный сайт или через «личные кабинеты» налогоплательщиков. Сайт имеет удобный интерфейс и понятную навигацию, сервисы распределены по разделам, благодаря чему их легко найти. Так, например, в отдельные разделы собраны Личные кабинеты для юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, сервисы для регистрации бизнеса, для получения открытой информации из реестров, ведение которых осуществляет ФНС России, «налоговые калькуляторы», «жизненные ситуации» и другие, наиболее популярные у налогоплательщиков группы сервисов.

Личные кабинеты налогоплательщиков используют более 1,8 млн петербуржцев, более 147 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 110 тыс. юридических лиц. Функционал личных кабинетов постоянно расширяется, с помощью этих сервисов можно урегулировать большинство возникающих у налогоплательщиков вопросов, не посещая налоговую инспекцию. В России, в рамках федерального проекта «Государство для людей», реализуется переход к клиентоцентричной модели государственного управления. Эффективное и комфортное взаимодействие граждан и государства обеспечивается за счет постоянного сбора и анализа данных обратной связи, исследования актуальных потребностей и пользовательского опыта населения. Эти и другие принципы клиентоцентричности активно внедряются в культуру налоговых органов.

Например, одним из направлений деятельности налоговых органов в современных условиях стало внедрение дистанционных методов взаимодействия, позволяющих максимально сократить временные затраты и издержки налогоплательщиков, при этом стремясь к стопроцентному доверию со стороны налогоплательщиков. Служба ставит перед собой задачу взять как можно больше налоговых расчетов «на борт» налоговой инспекции, отменив ряд налоговых отчетов и деклараций. Так, с 2021 года отменено представление налоговых деклараций по земельному и транспортному налогам для юридических лиц. С 2023 года планируется перейти на бездекларационный принцип уплаты налога на имущество

152

Полежаев В. А.

организаций (как сейчас это сделано по налогу на имущество физических лиц). Отсутствие у налогоплательщиков обязанности подавать налоговые декларации, а у налогового органа проверять их, снизит издержки у обеих сторон.

В рамках курса клиентоцентричности ФНС России переходит на упрощенный порядок получения налоговых вычетов по НДФЛ, стараясь максимально уменьшить издержки налогоплательщиков для получения причитающихся им по закону выплат. Пользователи личных кабинетов - физические лица оценили предоставление налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном и проактивном порядке. В 2022 году налоговые органы Санкт-Петербурга вернули 31 млрд руб. налоговых вычетов, в том числе в упрощенном порядке (проактивном, на основании лишь заявления налогоплательщика) - 7 млрд руб.

Сроки возврата для рассмотрения заявлений на возврат существенно сокращены. К концу 2024 года ФНС России планирует, что в упрощенном порядке жители будут получать вычеты на лечение, обучение, добровольное медицинское страхование, на фитнес-услуги на основе анализа автоматизированной информации из внешних источников (аптек, вузов, клиник и т.д.). Это - достаточно масштабная работа, потому что сегодня такие вычеты по стране заявляет порядка 2 млн граждан на сумму более 100 млрд руб. Одно дело, когда налогоплательщик получает вычет, заполнив огромное количество документов и не ранее чем через 4 месяца, другое дело, когда ФНС России, исходя из своих собственных данных, предложит налогоплательщикам получить все эти выплаты в личном кабинете, причем достаточно быстро, в течение 1,5 месяцев.

Еще одним примером того, как благодаря современным технологическим решениям можно просто и удобно платить налоги является налог на профессиональный доход для самозанятых, введенный во всех субъектах РФ с 2020 года. Возможность регистрироваться за пару минут в мобильном приложении, за пару кликов декларировать доходы и автоматически платить налоги, оказалась привлекательной для петербуржцев. В городе к 1 сентября 2022 г. самозанятыми стали уже почти 400 тысяч граждан, которые уплатили более 2 млрд рублей налогов. Особенно актуальным этот режим оказался для арендодателей, водителей, репетиторов, дизайнеров и др. Кстати, во время пандемии самозанятые как меру господдержки получили полный возврат налога за предшествующий год.

Развитием специального налогового режима для самозанятых должен стать новый режим: АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) для субъектов микробизнеса с численностью занятых до 5 человек и выручкой до 60 млн руб. Микробизнес получит возможность доверить расчет налогов налоговой службе на основе данных, поставляемых банками и из ресурса контрольно-кассовой техники. Сейчас этот режим в порядке эксперимента введен в 4-х субъектах Российской Федерации. При положительных результатах эксперимента проактивный расчет налогов для микробизнеса будет реализован во всех регионах.

Следующий проект, отвечающий принципам клиентоцентричности, который сейчас запущен ФНС, - это внедрение института единого налогового счёта (ЕНС), который будет использоваться с 1 января 2023 года. Внедрение ЕНС позволит максимально снизить временные затраты на оплату налогов и избежать ошибок, приводящих к возникновению так называемых «технических» долгов, появление которых связано с неверным указанием КБК, ОКАТО и прочих реквизитов. Платежи будут вноситься только с использованием двух реквизитов - ИНН и суммы платежа. «Налоговый автомат» разнесёт платежи туда, куда нужно.

Разрабатываемые ФНС России сервисы направлены и на использование идеи общественного контроля для обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей. Любой гражданин, чей телефон имеет доступ в Интернет, может с помощью мобильного приложения ФНС России «Проверка чеков» проверить легальность кассового чека и, в случае обнаружения ошибок, сообщить об этом в ФНС России.

Служба продолжает формировать удобную среду и совершенствует информационные коммуникации с налогоплательщиками на основе омниканальности. Создаётся единая система коммуникаций с клиентом с помощью разных каналов, при этом сохраняется вся история общения и ведется профиль активности клиента. Цель проекта состоит в том, чтобы налогоплательщики могли использовать любые удобные каналы и в режиме 24/7, а при возникновении проблемы получить быстрый ответ по всем «жизненным ситуациям» налогоплательщика. В дополнение к существующим каналам коммуникации сейчас активно развивается чат-бот ФНС России и услуги Единого контакт-центра (ЕКЦ).

Следующий проект Службы связан с формированием бизнес-среды и доверия одного хозяйствующего субъекта другому. Планируется создание центров компетенций по контрольной работе и разработка информационно-аналитической системы контрольного блока - ИАС КБ. Подсистема ИАС КБ предназначена для поиска схем уклонения от уплаты налогов на основе правил, задаваемых методологами. Она позволяет бизнесу видеть себя «глазами налогового инспектора» в соответствии с утвержденными критериями рисков. Подсвечивая риски для налогоплательщиков, система дает возможность последним самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства, не дожидаясь выездной налоговой проверки. Безусловно, это тоже гармонизирует отношения бизнеса и власти.

Электронный документооборот между предприятиями, сервисы ККТ, АСК НДС, система автоматической прослеживаемости товаров и другие информационно-аналитические инструменты позволяют проследить создание прибавочной стоимости по всей цепочке, соответственно, обеспечить начисление налогов и проконтролировать их уплату без излишнего истребования документов у налогоплательщиков. Канули в лету те времена, когда налогоплательщики в рамках камеральных проверок возили в налоговые инспекции документы буквально грузовиками. Подчеркнем, что все эти новации не привели к снижению качества контрольной работы налоговых органов.

Электронный документооборот - один из мощнейших проектов службы. Службой выстроены отношения и документооборот по линии «бизнес - государство» (Б20). Но самый главный документооборот образуется в сфере Б2Б (бизнес - бизнес). От его прозрачности и достоверности зависит то, как хозяйствующий субъект «видит» своего контрагента, когда он вступает в отношения с ним. Этот проект, который рассчитан как минимум до 2024 года, позволит провести цифровизацию на единых стандартах к электронному документообороту, унифицировать его, отказаться от очень многих устаревших форм документов и в целом фактически прийти к такому цифровому построению экономики, когда движение документов и, соответственно, прозрачность, будет обеспечиваться в едином «облаке». Налоговым органам будет доступно это «облако» и, соответственно, меньше будет требований на представление огромного количества документов в рамках контрольной работы.

Безусловно, этот проект очень сложный, потому что он касается уже не только налоговиков. Он касается миллионов хозяйствующих субъектов и их ментальности, которая выстроена в течение ряда десятилетий, в части функционирования систем электронного документооборота между предприятиями. Проект по развитию электронного документооборота касается и тех, кто создаёт «бумажный» НДС и «бумажные» потоки товаров и финансовых средств.

ФНС России возлагает большие надежды, что внедрение этого проекта кардинальным образом обелит рынок РФ и позволит перейти к прозрачной цифровой модели взаимоотношения бизнеса с бизнесом (Б2Б) и бизнеса с государством (Б20). С 2027 года планируется выстраивание системы предиктивного государственного контроля на основании первичных цифровых данных. Считается, что реализация такого электронного документооборота позволит обеспечить прирост ВВП нашей страны на 1,5%. Заключение

Как известно, взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков строятся на властном подчинении. Но, требуя от налогоплательщиков исполнения конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги, налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков всей информацией о налогах и обеспечивать представление услуг, необходимых для исполнения этой обязанности. Такой подход в построении взаимоотношений государства и налогоплательщиков на основе диалога, доверия, сокращения издержек позволяет обеспечивать устойчивость и надежность финансового состояния государства.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 31.06.1998 г. № 146-ФЗ.

2. Максимцев И.А., Межевич Н.М. Уроки эволюции глобальной экономики и перспективы евразийской интеграции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.