Научная статья на тему 'Трансформация мужественности в российском обществе'

Трансформация мужественности в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1127
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МУЖЕСТВЕННОСТЬ. ГУСЕЙНОВ Р.Д / NURTURING / MASCULINITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Соломатин Евгений Вячеславович

В статье обозначена актуальность выдвинутой проблемы. Представлен анализ понятий «маскулинность», «мужественность». Представлена трансформация понятия «мужественность» в историческом контексте. Автор акцентирует внимание на множественности маскулинности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MASCULINITY IN RUSSIAN SOCIETY

The relevance of advanced problem is indicated in the article. The analysis of the concepts of «masculinity», «manhood» is shown. There is presented the transformation of the concept of «masculinity» in a historical context. The author focuses his attention on the multiplicity of masculinity.

Текст научной работы на тему «Трансформация мужественности в российском обществе»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Федосеева И.А., Соломатин Е.В.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЖЕСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Являясь общечеловеческой ценностью, образование, как социальная система, не только отражает явления, происходящие в обществе, но и следует тем социокультурным изменениям, которые в нем происходят. Система образования, как и любая другая сложная социальная система, имеет относительную свободу функционирования (автономность). Она детермирована множеством связей и отношений с другими социальными системами, а также закономерностями и законами развития материи - физической, биологической, социальной, иной.

Обратимся к ключевому понятию «образование». Само понятие «образование» как сложный смысловой конструкт имеет множество определений. Значение, в котором настоящее понятие употребляется сегодня, оно приобрело в конце ХУШ века под влиянием развивающейся науки педагогики и неогуманистов и означало тогда общий духовный процесс формирования человека. За прошедшее время данное понятие приобрело более широкое толкование. С точки зрения В.А. Сластёнина и В.П. Каширина под определением образование понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [8, с.135]. В данном определении образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление особой важности в организации жизнедеятельности человека и социума.

Образование как социальное явление возникло вместе с появлением общества и являлось, по сути, его определяющим социальным институтом в обеспечении наследования новыми поколениями наработанного опыта и культуры, определяло вектор развития всей социальной системы, его устойчивость. Можно заключить: образование как социальное явление обусловлено историческим типом общества, реализует важную социальную функцию - активизирует социально значимые цели и задачи, придает им своеобразие, формирует (воспитывает) личность по заданным извне параметрам, с учётом национальной культуры.

Сегодня становится всё понятней, что государственное и общественное процветание и благополучие - это не только высокий экономический и технологический ресурс, это, прежде всего, ресурс человеческий. Ресурс человеческий - это люди, образованные, воспитанные, патриотичные, с высоким уровнем творческой силы и желанием жить и трудиться во благо своей страны, мира на планете. И таких людей делает идеологическая система, где образование занимает определяющее место, выражая смыслы и ценности национального характера.

Принимая во внимание, что образование провозглашено государственной поли-

тикой приоритетной областью, оно является одним из оптимальных способов вхождения человека в мир культуры. Образование, в том числе и воспитание, как важнейший социальный институт не столько транслирует базовые культурные ценности, сколько черпает свое содержание из культуры, которая воспроизводит значимые для общества идеалы, нормы, традиции, типы поведения. Актуальность современного образования обусловлена тем, что информационному обществу нужна личность жизненными ориентирами, которой являются общественно-значимые, нравственные, ценностные составляющие интеллекта.

К социально-одобряемым и разделяемым ценностям относят любовь, дружбу, семью, добро, справедливость, патриотизм, женственность, мужественность, благородство и др. Для русского человека такие понятия как женственность и мужественность, составляющие ментальность русской души, на протяжении всего исторического периода являлись жизнеутверждающей силой. Однако прежде чем рассматривать генезис понятия мужественности и его трансформацию в историко-педагогической ретроспективе, нужно сказать о таких взаимосвязанных характеристиках как «маскулинность» и «мужественность».

В области современных социальных наук существуют разные концепции к определению понятия «маскулинность». Согласно эссенциалистскому подходу маскулинность рассматривается как биологическая категория, отличающая мужчину от женщины, как совокупность физических качеств, поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Социально-конструктивистский подход рассматривает маскулинность в формате гендерных ожиданий и гендерных норм, и конструируется как гендерная идентичность.

В психологическом энциклопедическом словаре вносятся коррективы в определении данного понятия. «Маскулинность - нормативное представление о соматических (телесных), психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин» [2, с. 214]. Другими словами то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли. Несмотря на некоторые расхождения в определениях понятия «маскулинности», с полным основанием можем утверждать, «маскулинность» - это социальный конструкт, отражающий представление о мужской гендерной роли.

Этимологический анализ понятия «мужественность», свидетельствует о том, что в современной педагогике, психологии, политологии, философии и других науках термин «мужественный» используется в различных сочетаниях: «мужественный поступок», «мужественный боец», мужественный характер», «мужественный народ» и др. Отметим некоторые позиции к определению сущности понятия «мужественный». В подавляющем большинстве определений феномен «мужественность» идентичен понятию «мужество». При этом под мужеством большинство исследователей понимают характерные черты присущие мужскому полу. Эту позицию подчеркивает И.А. Каиров. «Мужество - сложная волевая черта личности, своеобразное сочетание смелости, выдержки, настойчивости и решительности» [3, с.112] . Согласно краткому психологическому словарю, «мужество - личностное качество, дающее возможность человеку не терять присутствие духа и вести себя с достоинством в любой угрожающей жизни обстановке» [5, с. 75]. Дальнейший анализ этой дефиниции свидетельствует о том, что большинство

авторов единодушны в рассмотрении мужественности как кодекса поведения мужского пола, который, как генетическая помять, может передаваться от поколения к поколению. Это означает, что при рассмотрении мужественности, необходимо учитывать ее множественность, историчность, ситуативность.

У каждого народа, в том числе и русского, существует своя память. Именно она обеспечивала выживание в годы первой, второй мировой войны, выполнения интернационального долга в Афганистане, Чечне, на Кавказе. Героизм, преданность Родине, служение Отечеству, высокое чувство патриотизма, честь, доблесть - все это являлось мерилом мужества, проявлением мужественности, нашей генетической памятью. Так, в очерке «Кадетский монастырь» Н. С. Лесков пишет, что «воспитанные в духе патриотизма воспитанники кадетских корпусов, трудности и удары судьбы переносили мужественно, не падая духом, не теряя собственного достоинства [6, с.130]. Для дореволюционных учебных заведений, периода Гражданской, Второй мировой войны, мужественность рассматривалась в подготовке верных сынов Отечества, Родины-Матери. Доминантным признаком в системе ценностей, которая отличала подготовку будущего российского офицера, является его духовно-нравственный потенциал. Российская военная история знает множество примеров, доказывающих высокий уровень не только храбрости и доблести российского офицера, но и его высочайшее проявление уважения, и сострадание не только к своим соотечественникам, но и военным противникам. Идеология дореволюционных военно-учебных заведений была представлена треугольной формулой «За веру, Царя и Отечество!» которая символизировала воспитание мужественности и являлась «символом веры» офицера на протяжении всей его жизни. Нравственный контекст является основополагающим компонентом воспитательного процесса. Уместно привести некоторые фрагменты XIX века. Например: «Офицер должен строго исполнять свои обязанности, постоянно стремиться к одной цели и безропотно приносить все пожертвования. В нем нравственная сила армии» [1]. В этом же ключе высказывание русского полководца М.И. Кутузова о своих подчиненных офицерах «Командуя полком, действовал с отличною храбростью и примерным мужеством сначала и до конца против неприятеля, которого, встречая всегда в штыки, опрокидывал с большим уроном»[4].

Темой патриотизма, самоотверженности, преданности царю и отечеству пронизывался весь воинский коллектив. Патриотический дух сплачивал армейские подразделения, взывал к подвигам, поднимал в атаку, скреплял воинское братство. Для офицерской среды было характерно чувство войскового товарищества. Чувство офицерской солидарности культивировалось в кадетском корпусе, военном училище и поддерживалось в полку. О поведении офицеров в бою свидетельствуют многочисленные донесения, рапорты, представления и т. д., хранящиеся в военных архивах.

Мужской идеал мужественности помещался в систему координат патриотического дискурса и выражался в песнях, клятвах, призывах. Военно-церемониальная музыка являлась составной частью воспитания солдат в русской, позже советской армии, проводником музыки в народные массы, являлась мощной силой для подъема патриотического движения во время взятия Измаила, в войне 1812 г., Великой Отечественной войне и др. Так, 7-я Симфония Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде стала одним

из главных духовных символов борьбы с захватчиками в годы Великой Отечественной войны; «Священную войну» А.В. Александрова увозили с собой солдаты, уходя на фронт, эту песню пели шепотом в партизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями; музыка А.В. Александрова сопровождала Государственный гимн СССР.

Доминирование патриотизма в рассмотрении понятия «мужественность» наблюдаем и в Советское время. Еще по-прежнему сильны патриотические чувства молодежи, в воздухе ощущается запах пороха, «дуновение» времен Великой Отечественной войны, школьников воспитываем в духе преданности Родине. Тем не менее, происходит смещение акцентов в определение феномена мужественность. Отличительной особенностью является то, что меняется содержание данного понятия, обусловленное мирным периодом жизни.

Молодежь, в основном представители мужского пола, едет осваивать целину, строить БАМ, поднимать Магнитку, Днепрогэс. Образ мужественности олицетворяется с закаленным в боях зрелым бойцом, который, не боясь трудностей, едет в Казахстан, распахивает земли, прокладывает пути. Подъем патриотизма сопровождается культурно-массовой работой: призывами «Всем классом на БАМ!», «Даешь Магнитку!», выступлением агитбригад, появлением новых песен «Веселей ребята, выпала нам, строить путь железный, а короче БАМ», которые становятся шлягером советского времени.

Образ мужественности олицетворяется с закаленным в боях зрелым бойцом, который, не боясь трудностей, едет в Казахстан, распахивает земли, прокладывает пути. В постсоветскую эпоху происходит трансформация феномена «мужественность». По-прежнему данное понятие ассоциируется с воинской службой, героизмом, увлечениями «мужественными» видами спорта. Но в период глобализации, стремительного потока изменений отношений полоролевого взаимодействия, более корректно говорить о множественности мужественности. В условиях ускорения темпов социокультурного развития можно выделить несколько моделей мужественности.

Для сторонников традиционной модели характерны наличие власти и лидерства. Происходит самореализация мужчины в профессиональной сфере, доминирование качеств необходимых для карьерного роста, таких как энергичность, властность, уверенность, жесткость, потребность в достижении цели. Следуя логике изложений, такой мужчина самодостаточен, успешен, уверен в себе.

В сфере семейно-брачных отношений для традиционной модели мужественности, характерны патриархальные взгляды на семью. Мужчина является «добытчиком», ведущим в сфере семейно-брачных отношений, ответственным за судьбы членов своей семьи.

Для сторонников современной модели мужественности можно наблюдать выстраивание партнерских отношений между полам. Как правило, это соответствует эгалитарному типу семейно-брачных отношений. Об этом со всей очевидностью свидетельствует высказывание Рапацевич Е.С.: «Сфера власти и лидерства не является принадлежностью только мужской роли; проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается от мужчины независимо от его служебной занятости» [7, с.333]. Предъявляются высокие требования к личностному росту мужчин, наличию коммуни-

кативного взаимодействия, умению выстраивать взаимоотношения с противоположным полом, к их нравственной культуре.

Между тем, опуская влияния расы, национальности, традиций, этнических особенностей, принадлежности к определенному классу субкультуры, отметим, что в современном информационном обществе происходит размывание граней понятия «мужественности». В кадетских корпусах дореволюционной России одним из проявлений мужественности являлось уважительное и благоговейное отношение к женщине, как олицетворению «красоты, слабости и тайны». В настоящее время для многих подростков «мужественность» отождествляется с внешней физической силой, атлетическим телосложением, с желанием быть «крутым». Более того, сегодня в образовательных учреждениях отсутствует стратегическая линия мужского воспитания, за исключением специализированных учебных заведений (кадетских корпусов, военных институтов, училищ и др.). В понятие «стать мужчиной» вкладывают различные характеристики - от галантного поведения при выходе из общественного транспорта, мужского праздника, до службы в армии.

В этой связи нам было интересно узнать и проанализировать мнения молодежи на предмет понимания мужественности. В качестве респондентов участвовали курсанты Новосибирского военного института ВВ МВД им. И.К. Яковлева. Им были предложены различные вопросы, включая опросник неоконченных предложений.

На вопрос «Что для вас означает мужественность?», были получены следующие ответы.

Большинство респондентов считают, что эта черта присуща мужчинам, она заключается в умении взять на себя ответственность, способности принимать решения в трудных ситуациях, отстаивать высшие ценности общества. Были и другие ответы. Например, «мужественность» - это состояние души мужчины, черта характера присущая сильным людям.

На вопрос «Какие качества включает понятие «мужественность?», более половины респондентов предложили следующие. Это - храбрость, - решительность, - ответственность, - честь, - достоинство, - надежность, - самообладание, - самопожертвование, - выносливость, - стрессоустойчивость.

Следующий вопрос касался факторов, влияющих на воспитание мужественности. Среди предложенных вариантов ответов (семья, учебные заведения, в том числе школа, СМИ, армия, спортивные клубы, общественные организации), подавляющее большинство курсантов выбрало семью, армию и спортивные клубы. Исходя из сделанного выбора, закономерным явился ответ на следующий вопрос «Воспитывается ли в учебных заведениях такое качество как «мужественность»?

Все респонденты единодушно ответили, что только в военных вузах воспитывается данное качество.

Особый интерес представляли ответы на вопрос: «Трудно ли в настоящее время быть мужественным человеком?». Надо отметить, что мнения курсантов разделились: (30%) считают, что все зависит от воспитания; (40%) полагают, что все зависит от самого человека; (20%) категорично заявляют, что не трудно быть мужественным человеком, поскольку «Родину кроме нас некому защищать». Были и другие ответы. Так,

(10%) считают, что трудно быть мужественным человеком, поскольку много соблазнов, много лжи, изменились ценности.

В то же время «мужественность» должна проявляться не в раболепии, не в поиске секса, а в великодушии, надёжности, уважительном и внимательном отношении, в том числе, и к представителям женского пола, в готовности подставить своё плечо, защитить собственное достоинство, поддержать слабого. Мужественность это характерная черта высоконравственной личности, выражающая ее внутреннюю сущность. Наивно полагать, что мужественным юноша станет сам по себе по мере взросления. Быть мужчиной - это не просто быть человеком с мужской анатомией, это, прежде всего, умение им быть, следовать определённым нормам, социокультурным экспектациям, брать и нести ответственность за свои поступки, предъявляемым обществом по отношению к представителю мужского пола. Ясно одно, пока в государственной политике России не будет четкой позиции к воспитанию мужественности, представлению мужественного юноши, мужчины, то, что называется идеологией мужественности, грани данного феномена, так и будут иметь размытые очертания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блондель, А.Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. Спб., 1836. С.

12-49.

2. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560с.

3. Каиров, И.А. Педагогический словарь. Т1. 1960. - С.112

4. Кутузов, М.И. Документы. Т. II. М., 1951. - С. 252.

5. Краткий психологический словарь - 1996. - С.75.

6. Лесков, Н.С. Собр. соч.: В 10 т. Т.3. - С.105.

7. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово» 2005.- 720с.

8. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие.- М.: «Академия», 2001. - 480 с.

9. Федосеева И.А. Социальное воспитание в России в историко-педагогической ретроспективе. Гендерный аспект // Вестник экономической интеграции. 2012. № 9 (53). - С. 160-166 (0,5 п. л.)

10. Федосеева И.А. Духовность как основа национального воспитания // «Социальная политика и социология» Междисциплинарный научно-практический журнал. 2011. № 9 (75). — С. 173-178 (0,4 п. л.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.