Путём обращения к своим истинных потребностям женщина с одной стороны, обращается к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, культуре, а с другой стороны своим телесным уровнем она включена в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, главной составляющей которой выступает самосознание, не зависящее от действий, переживаний и ожиданий других людей. Тогда критериями эмоционального благополучия и удовлетворённости (в том числе, образом телесного Я) становится не степень соответствия общепринятым идеалам, а адекватная самооценка и уважение собственной личности.
Библиографический список
1. Болохов а М.В. Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб., 2009.
2. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М., 2001.
3. Вулф Н. Миф о красоте. Как представления
о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2001.
4. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. Т. 1. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред.:
А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воло-викова. - М., 2009.
5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону, 1999.
6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М., 1989.
7. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования. Учебник. Части I, II. - Владивосток, 2001.
8. Hunter J. E. Images of women // J. of Soc. Issues. - 1976. - J№32.
9. Mathes E. W., Kahn A. Physical attractiveness, happiness, neuroticism and self-esteem // J. of Psychology. - 1975. - V. 90.
УДК 159.922.1
Малова Татьяна Васильевна
Вятский государственный гуманитарный университет
mtv_60@mail.ru
МУЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
В статье на основе имеющихся подходов в гендерных исследованиях рассмотрена сущность гендерного самоопределения личности, раскрыто определение «мужественность» и охарактеризовано оно применительно к гендерным ролям мужчин и женщин в семье и обществе.
Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерные идеалы, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная индивидуальность, самоопределение, мужественность, женственность.
Современная ситуация в нашей стране характеризуется изменением сложив шихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества, переходом на новые условия хозяйствования, на рыночные отношения; ломкой традиционной системы гендерной стратификации, резким ослаблением поляризации женской и мужской социальных ролей. Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность. Изменяются культурные стереотипы маскулинности и фемининнос-ти. Они становятся менее жесткими и полярны-
ми, более противоречивыми. В основном они отражают женскую точку зрения.
Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях. Большинство семей носит дисфункциональный характер в силу того, что мужчина и женщина живут в сожительстве или в разводе. Современная женщина стремится выражать себя, свою личность мужскими чертами характера. С самого детства девочку учат быть мужественной и удовлетворять эту свою потребность мужскими способами. Воспитанием занимается в основном женщина. На фоне ее му-
жественности мужчина выглядит слабым и жалким.
Возникают противоречия:
- с одной стороны современное общество и семья нуждаются в мужественных мужчинах и женщинах, готовых преодолевать трудности, а с другой стороны - понятие мужественности весьма размыто в представлениях мужчины и женщины;
- с одной стороны, мужественность рассматривается как мужское качество личности, с другой стороны - как проявление гендерного равенства;
- с одной стороны, мужественность - это жизненная необходимость, с другой стороны -два мужественных человека не могут создать гармоничный союз; отсутствие мужественности у мужчины мешает женщине быть женственной.
Следовательно, целью нашего исследования является теоретическое обоснование мужественности как категории гендерного самоопределения личности мужчины и женщины.
Сначала мы рассмотрим в рамках гендерных исследований сущность гендерного самоопределения личности, затем проанализируем имеющиеся определения мужественности и, наконец, охарактеризуем данную категорию относительно специфики гендерных ролей мужчин и женщин в семье и обществе.
Первоначально гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода, объединяющего функционально-обусловленное разделение мужских и женских ролей, направленного на осмысление позиции мужчин и женщин в семье и обществе.
Затем выделился гендерный (эгалитарный) подход, методологической основой которого стали: идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского относительно социальной природы человеческой психики, ее становления под влиянием культуры своего общества; теория линз гендера С. Бем, идея гендерного равенства
О.А. Ворониной, Л.В. Штылевой и др. [2; 3; 14].
Среди них наиболее приемлемыми и эффективными для современного общества стали две концепции: теория социальной конструкции гендера и теория гендерной системы, направленные на обогащение возможностей ребенка и обеспечение условий его саморазвития и самореализации в роли мальчика или девочки, а в будущем -мужчины или женщины (Н.Ю. Ерофеева, И.С. Клецина, Л.И. Столярчук и др.) [4; 6; 12].
Модель развития и воспитания с учётом гендерного подхода предусматривает расширение возможностей выбора, как для девочек/женщин, так и для мальчиков/мужчин, а также отход от такого понимания мужественности и женственности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества.
Наше исследование носит эклектичный характер: не исключает некоторые возможности полоролевого подхода, однако особый акцент делает на эгалитарный подход. Оно направлено на формирование представлений об идеальных образах мужчины и женщины как базовых, но при этом раскрывает многообразие культурного содержания мужских и женских ролей и их взаимозаменяемость, создает условия для реализации идей гендерного равенства и обеспечения каждому ребёнку свободы выбора модели гендерного поведения (фемининной, маскулинной или андро-гинной), поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений. Однако не поддерживается свобода выбора, касающаяся пола человека, нетрадиционных сексуальных ориентаций и однополых браков. При этом не формируется враждебное отношение к этим проявлениям, т.к. каждый человек ответственен за свой выбор.
Гендерное самоопределение личности понимается нами как сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение человеком собственной жизненной позиции в роли мужчины или женщины в различных проблемных ситуациях; выбор траектории собственного развития по маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности на основе самоос-мысления и переосмысления мужских или женских стереотипов, оценки ресурсных и потенциальных гендерных возможностей личности, учета их сильных и слабых сторон. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации в индивиде (юноши или девушки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине [8].
Гендерное самоопределение личности с педагогической точки зрения выступает как непрерывный, двусторонний процесс и результат субъект-субъектных отношений.
Как непрерывный процесс гендерное самоопределение личности начинается с формирования Я-концепции ребенка дошкольного возраста. Сначала другие люди действуют по отношению к ребенку (гендерные установки), затем он
сам вступает во взаимодействие с окружающими (гендерная идентичность), наконец, он начинает действовать относительно себя (гендерное самоопределение). Семья, детский сад и школа являются главными ориентирами в гендерном самоопределении личности. Мужское и женское начала должны гармонировать и взаимодопол-нять друг друга.
Гендерное самоопределение личности как двусторонний процесс - это, с одной стороны, форма самоорганизации, самовоспитания и самореализации личности мальчика/юноши или девочки/девушки в определенной гендерной роли, с другой стороны - результат педагогического сопровождения взрослых (родителей, учителей, воспитателей) с опорой на гендерные нормы и стереотипы, вариабельность гендерного поведения и возможности выбора.
Гендерное самоопределение личности выступает и как результат субъект - субъектных отношений (ребенок - взрослый), наивысшей формой которого является гендерная индивидуальность. Мужская/женская индивидуальность, как указывает Е.Н. Каменская, - это интегральный целостный «образ Я» мужчины/женщины, который включает личностные качества: активное, осознанное освоение гендерных ролей, соответствующие ожиданиям общества, и индивидуальные -самореализация богатства внутреннего мира, женское/ мужское своеобразие, ощущение самоценности, мужское/женское достоинство, наличие неделимого «Я» (ядра), включающего ориентацию на гендерное совершенствование [5]. Гармоничность гендерного самоопределения личности возможна лишь в случае совпадения индивидуального гендерного идеала с идеалами общества.
Проблемы гендерного самоопределения личности изучались в различных областях науки: гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи; становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения; взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи и др. Однако мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины в данных исследованиях не рассматривалась.
При анализе литературных источников однозначного понятия «мужественности» не выявлено. Одни рассматривают мужественность как ген-
дерную характеристику личности мужчины и ассоциируют ее с понятием «маскулинность». Другие понимают мужественность как свойство личности, схожее с понятием «мужество». Третьи -отождествляют с понятием «героизм». В любом случае мужественность характеризует, в первую очередь, сущность мужчины, нежели женщины.
Однако современная ситуация развития общества свидетельствует о возникновении андро-гинного типа личности, для которого свойственно проявление мужских и женских качеств. Распространение данного типа среди мужчин и женщин обусловлено не только биологическими особенностями развития человека, но и социальнопсихологическими, а также провозглашением гендерного равенства и свободы выбора человека в семье и в профессиональной сфере жизнедеятельности. Поэтому попытаемся охарактеризовать категорию «мужественность» с учетом специфики мужского и женского начал в человеке.
Изучая проблемы пола, психологи Ю.В. Алёшина и А.С. Волович мужественность связывают с маскулинными качествами: сильный, активный, независимый, агрессивный, инструментальный, рациональный, ориентирующийся на свои достижения [1].
И.С. Клецина дифференцирует свойства мужественности на настоящие (самостоятельность, ответственность, целомудрие, благородство, заботливость, хозяйственность, авторитетность, решительность, выдержанность) и искажённые (беспринципность, азартность, пошлость, сквернословие, озлобленность, нерадивость, грубость, истеричность, хамство) [6].
Т. А. Репина отмечает, что любым качеством может обладать как представитель одного пола, так и противоположного, но частота, с которой встречается это качество у представителей разного пола, степень и характер его выраженности, а также место в структуре личности мужчины и женщины различны [11].
М. Мид связывает понятие мужественности с мужеством. Мужественность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него; это превосходство над собственными страхами; готовность к самоотречению в борьбе за высшее благо общества; способность не только совершать подвиги, но и признавать ошибки; не игнорирование опасностей, но осознание и преодоление; одно из главных качеств всякого удачливого полководца и государственного деятеля; сочетание
в человеке силы духа, чувства долга, доблести, благородства и самоуважения [10].
Мужественный человек - это тот, кто обладает мужеством. Мужество - личностное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели. Высшее проявление мужества - героизм [7].
Во многих источниках говорится о мужественности мужчин. Но мало говорят о том, что обладателем данного качества должна быть и женщина. В этом есть своя специфика. Однако здесь не следует путать мужественность с мужеподобием.
Теперь рассмотрим мужественность мужчины и женщины с позиции мужской и женской чести, в отношении института брака и семьи, ответственного материнства и отцовства, супружеской верности и сексуальной распущенности, семейного насилия, предупреждения асоциального поведения, формирования лидерства в деловой сфере жизнедеятельности человека.
В.А. Сухомлинский отмечал, что «женщина -властелин и повелитель в любви - это могучая сила, воспитывающая настоящего мужчину. .. .Мужество и мужественность женщины творит духовное благородство, красоту, преданность, верность мужчины» [13]. Подлинная женственность - это сила нежности и строгости, ласки и непоколебимости. О.С. Муравьева указывает на то, что при воспитании настоящего дворянина молодому человеку рекомендовалось больше бывать в обществе дам. Это обязывало мужчину (мальчика, юношу) в присутствии женщины (девочки, девушки) держаться осторожно, вежливо, «искать изящества и приобретать правильные привычки. Уважением к женщине упрочивается и самоуважение». Отношением к женщине оценивалось подлинное мужское достоинство. Ю.Б. Рюриков соотносит понятия женственности и мужественности с мужским и женским достоинствами. «Настоящая человеческая женственность и настоящая мужественность - такие же стержневые человеческие ценности, как истина, добро, красота и справедливость» [13].
Обет супружеской верности выступает как гармоничная основа семейного счастья. Быть всегда вместе: в горе и радости, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит - это значит, что
оба супруга должны обладать огромным мужеством. Если у женщины мужественность проявляется в умении ждать и сохранять верность любимому мужчине, то мужественность мужчины по отношению к женщине вызывает у него желание ее защитить, толкает на подвиги и героизм.
Если мужественность девушки во взаимоотношении с юношей в предбрачный период заключается в способности устоять перед сексуальным соблазном, сохранить свою девственность, целомудрие, то мужественность мужчины проявляется в чистоте помыслов, удержании страсти «в узде» и особой ответственности перед будущей супругой. Это способствует формированию здорового общества, предупреждению венерических заболеваний, разводов, росту брошенных детей и родителей.
Немаловажное значение категория «мужественность» имеет в решении проблем, связанных с супружеской изменой и семейным насилием. Мужественность женщины и мужчины заключается в умении достойно преодолеть обиду и простить измену; совладать с эмоциями и чувствами, чтобы не совершить насилие и преодолеть попытку суицида.
Мужественность отца и матери можно рассмотреть в ракурсе иерархической модели семьи, где существует соподчинение жены мужу, детей -родителям, младших братьев и сестер - старшим. Главой семьи по праву является отец, а мать выполняет функцию помощницы. Мужественность мужчины выражается в постоянном труде на благо семьи и государства, духовном наставничестве и служении жене, детям и особой ответственности за свою семью. Мужественность женщины заключается в умении довериться супругу во всем; создании отцовского авторитета в глазах детей, несмотря на разного рода супружеские неурядицы; умении проявлять строгость в сочетании с кротостью и терпением по отношению к детям; создание оптимальных условий для верховной власти супруга. Именно мужественность в сочетании с мудростью помогут современной эмансипированной женщине занять соответственное по супружескому рангу положение в семье и сделать ее счастливой.
Кроме того, мужественность отца рассматривается в подготовке сына к службе в армии и необходимости выполнять гражданский долг - мужественно защищать свою Родину. Мужественность матери - в принятии данной необходимос-
ти, умении поддержать отца в этом решении и стойко переносить тягости расставания и разлуки. Недаром в годы Великой Отечественной войны широко использовался призыв «Родина-мать зовет!» Однако реальная действительность свидетельствует об обратном. Родители не только не готовят парней к службе в армии, воспитывают их физически слабыми, не формируют силу воли, но и всякими правдами и неправдами пытаются их освободить от нее.
Предназначение женщины во все времена заключается в мужественном преодолении мук и испытаний, связанных с рождением детей и продолжением рода человеческого. В годы войны женщина, жертвуя собой, проявляла мужественность в защите своих детей, Родины, мстила врагам за гибель любимого и своей семьи. Однако в настоящее время достаточно распространен образ женщины - террористки, смертницы. Она также обладает мужественностью. Только эта мужественность направлена на разрушение и уничтожение человечества ради слепой веры и эгоистических побуждений.
Мужественность также необходима при формировании активной жизненной позиции и стойкости в отношении разного рода соблазнов (наркотики, алкоголизм, компьютерная зависимость, азартные игры и др.) и сексуальной распущенности. Женщины быстрее мужчин поддаются искушению и быстро погибают. Поэтому им требуется мужское влияние, крепкое плечо, способные их защитить от этой зависимости. Однако молодые парни, устремляясь к самоутверждению во взрослой жизни, используют алкоголь, наркотики, табак. Они тем самым не только сами вступают в зависимость, но и подвергают этому девушек. Современные отцы, лишенные мужественности, вместо строгого наставления и отеческой поддержки в трудные минуты в отношении сына или дочери, упиваются вином и тем самым утрачивают отцовский авторитет.
Кроме того, первый сексуальный опыт девушки чаще всего получают в нетрезвом виде. Сексуальными партнерами, как правило, становятся парни, у которых гипертрофировано понятие о мужественности и мужской чести. У них не воспитано чувство ответственности за свои поступки. Это приводит к нежелательной беременности, абортам и бесплодию, а как следствие - рост детских домов и интернатов для стариков.
Мужественность необходимы мужчине и женщине в профессиональной, спортивной и политической сферах жизнедеятельности. Не секрет, что сегодня многие женщины выбирают профессии, сопряженные с физическим трудом и риском. Их все чаще можно встретить в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сфере бизнеса. Кроме того, они занимают ответственные руководящие должности, являются владельцами фирм, что требует особого проявления стойкости и мужества в принятии ответственных решений, в установлении деловых отношений с партнерами, в защите интересов организации и др. Женщины участвуют в политической жизни общества, являются представителями той или иной партии, мужественно отстаивают свои политические взгляды наравне с мужчинами.
Таким образом, мужественность как категория гендерного самоопределения личности рассматривается как выражение мужской и женской чести, гендерного равенства и свободы выбора мужчины и женщины в семье, профессиональной и политической сферах жизнедеятельности.
Под мужественностью понимается основополагающее качество личности, которое особенно ценится не только в мужчине - отце, воине, защитнике; но и женщине - матери, верной супруге, хранительнице домашнего очага, хозяйке. Если для мужчины мужественность - это норма жизни, то для женщины мужественность - это свойство личности, ярко проявляющееся в период войн, лихолетья, трудных жизненных ситуациях, требующих выражения материнского инстинкта в защите детей; мужества в решении серьезных личностных, семейных и деловых проблем.
Мужественность эмансипированной женщины заключается в том, чтобы быть женственной рядом с мужчиной (отцом, мужем, сыном) и создавать условия для развития и проявления его мужественности. Мужественность мужчины -это быть мужчиной по отношению к женщине (матери, жене, дочери) и мужчине в семье и обществе. Тогда рядом с ним будет всегда женственная женщина.
Гендерное самоопределение - это выбор, который проявляется через гендерную адаптивность («Быть со всеми»), гендерную автономность («Оставаться самим собой») либо их сочетание - быть со всеми и при этом оставаться самим собой.
Библиографический список
1. АлешинаЮ.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии. - 1991. - N°4. - С. 74-82.
2. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСС-ПЭН), 2004. - 336 с.
3. Воронина О.А. Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 309 с.
4. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. -Ижевск: ERGO, 2010. - 312 с.
5. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 39.
6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 530 с.
8. Малова Т.В. Педагогическая сущность и структура гендерного самоопределения личности // Вестник ВятГГУ - 2009. - №>3. - С. 130-134.
9. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. - Киров: ВятГТУ, 2006. - 110 с.
10. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. -344 с.
11. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С. 158165.
12. Столярчук Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 399 с.
13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
14. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 320 с.
УДК 159.9:61
Вертячих Наталья Николаевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
natalya_morozova@bk.ru
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Описаны основные индивидуально-психологические особенности респондентов с различными уровнями психического здоровья. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.
Ключевые слова: нарушения психической адаптации, индивидуально-психологические особенности, клинико-психологический анализ.
Стремительные изменения в окружающем мире и условиях профессиональной деятельности требуют от современного человека значительного напряжения адаптационного потенциала для сохранения эффективного функционирования и привычного качества жизни [7; 9]. Рост распространенности психических заболеваний именно в периоды резких изменений социальной и политической ситуации указывает на то, что человек не всегда бывает в состоянии самостоятельно справиться с возникающими проблемами [2].
Нарушения психической адаптации, обусловленные психотравмирующим воздействием фак-
торов социальной среды, становятся условиями формирования собственно невротических расстройств, а также различных соматических страданий. Донозологические формы нарушений психической адаптации не являются объектом традиционной психиатрической помощи; в общеполиклинической сети здравоохранения эти состояния, как правило, тоже не получают должного внимания. Складывается порочный круг, когда самая активная и трудоспособная часть населения, благополучие которой во многом является целью многих социальных и экономических преобразований в первую очередь и страдает от реализуемых перемен.