Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липовка Анна Юрьевна, Бушма Татьяна Валерьевна, Зуйкова Елена Георгиевна, Липовка Владимир Петрович, Черкасова Алина Викторовна

Результативность учебной деятельности современной молодежи во время обучения в вузе в основном определяется целевыми установками и мотивами получения высшего образования. Изучение мотивации студентов на разных этапах учебного процесса актуально, так как является важным компонентом в оптимизации подготовки будущих специалистов. Введение. Изменения в системе высшего образования, связанные с переходом на двухуровневую систему и развитие платных образовательных услуг, трансформировали ценности высшего образования, повлияли на изменение мотивации студентов к получению знаний, приобретению профессиональных навыков, желанию стать востребованным специалистом на рынке труда. Этапы учебного процесса для бакалавров и магистров имеют существенные различия, которые определяют побудительные факторы для формирования мотивации к обучению, влияют на поведенческие характеристики и деятельность студента в приобретении профессиональных навыков. Цель исследования: изучение трансформации мотивов студентов, значимости и ценности высшего образования в представлении молодежи на разных этапах обучения. Методика и организация исследования. Для определения мотивации обучения студентов использовалась методика, предложенная Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Результаты исследования и их обсуждение. Результаты теста бакалавров показали преобладание первого (приобретение знаний) и второго (овладение профессией) мотива учебной деятельности с результатами 7,54 и 6,89 балла соответственно. У 48,4% опрошенных студентов первый мотив оказался ведущим, что свидетельствует об их интересе к обучению в вузе. 38,7% респондентов продемонстрировали преобладание второй шкалы, то есть считают важным овладение профессиональными знаниями и формирование профессионально важных личностных качеств. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Только 12,9% студентов бакалавров продемонстрировали преобладание третьей шкалы (получение диплома), результат которой составил 4,37 балла. Результаты теста магистров показали преобладание третьей шкалы (получение диплома) - среднее значение по группе 8,3 балла. У 55% студентов магистров этот мотив обучения оказался ведущим, что свидетельствует о намерении скорейшего приобретения диплома. Группа шкал «Получение диплома и приобретение знаний», а также «Овладение профессией и получение диплома» имеют наибольшее процентное соотношение (55% и 40%), это говорит о том, что у 95% студентов магистров ведущей мотивацией является именно получение диплома, с меньшим стремлением к получению знаний и навыков по выбранной профессии. Выводы. 1. Мотивация - важный компонент в оптимизации подготовки будущих специалистов. На разных этапах обучения мотивационная составляющая студентов может трансформироваться. 2. Результаты теста наглядно свидетельствуют об адекватном выборе студентов бакалавров профессии и удовлетворенности ею. В процессе учебнопрофессиональной деятельности студентов магистров направленность мотивов изменяется. Большую значимость приобретает желание получить диплом и начать трудовую деятельность. 3. Изучение мотивационных компонентов на разных этапах обучения позволит скорректировать организацию учебного процесса, создать предпосылки, которые реализуют интересы студентов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липовка Анна Юрьевна, Бушма Татьяна Валерьевна, Зуйкова Елена Георгиевна, Липовка Владимир Петрович, Черкасова Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANSFORMATION OF MOTIVES FOR OBTAINING HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION BY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION

The effectiveness of educational activities of the modern youth during their studies at the university is mainly determined by the goals and motives of obtaining higher education. Studying the motivation of students at different stages of the educational process is relevant, since it is an important component in optimizing the training of future specialists. Introduction. Changes in the higher education system connected with the transition to the bi-level system and the development of paid educational services have transformed the values of higher education, influencing on the changes in the motivation of students to acquire knowledge, professional skills, and the desire to become the sought-after specialist in the labor market. The stages of the educational process for bachelors and masters have significant differences, which determine the incentive factors for the formation of motivation to learn, affecting the behavioral characteristics and activities of the student in acquiring professional skills. Purpose of the research: studying the transformation of students' motives, the significance and value of higher education in the perception of young people at different stages of education. Research methodology and organization. To determine the students' motivation for learning, the methodology proposed by T.I. Ilyina "Motivation for studying at the university" was used. Research results and discussion. The results of the bachelor's test showed the predominance of the first (acquiring knowledge) and second (mastering a profession) motive for educational activity with the results of 7.54 and 6.89 points, respectively. For 48.4% of the surveyed students, the first motive turned out to be the leading one, which indicates their interest in studying at the university. 38.7% of respondents demonstrated the prevalence of the second scale, that is, they consider it important to master professional knowledge and the formation of professionally important personal qualities. The predominance of motives on the first two scales testifies to the student's adequate choice of a profession and satisfaction with it. Only 12.9% of undergraduate students demonstrated the prevalence of the third scale (obtaining a diploma), the result of which was 4.37 points. The results of the master's test showed the prevalence of the third scale (obtaining a diploma) - the average value in the group was 8.3 points. For 55% of master's students, this motive of learning turned out to be the leading one, which indicates the intention to acquire a diploma as soon as possible. The group of scales “Obtaining a diploma and acquiring knowledge”, as well as “Mastering a profession and obtaining a diploma” have the highest percentage (55% and 40%), this suggests that 95% of master's students have the main motivation for obtaining a diploma, with less desire to acquire knowledge and skills in the chosen profession. Conclusions. 1. Motivation is an important component in optimizing the training of future specialists. At different stages of training, the motivational component of students can be transformed. 2. The test results clearly indicate the adequate choice of bachelor's students of the profession and satisfaction with it. In the process of educational and professional activity of master's students the orientation of motives changes. The desire to get a diploma and start working is gaining in importance. 3. The study of motivational components at different stages of training will allow to adjust the organization of the educational process, create prerequisites that implement the interests of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.02

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ НА РАЗНЫХ

ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алина Викторовна Черкасова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация

Результативность учебной деятельности современной молодежи во время обучения в вузе в основном определяется целевыми установками и мотивами получения высшего образования. Изучение мотивации студентов на разных этапах учебного процесса актуально, так как является важным компонентом в оптимизации подготовки будущих специалистов. Введение. Изменения в системе высшего образования, связанные с переходом на двухуровневую систему и развитие платных образовательных услуг, трансформировали ценности высшего образования, повлияли на изменение мотивации студентов к получению знаний, приобретению профессиональных навыков, желанию стать востребованным специалистом на рынке труда. Этапы учебного процесса для бакалавров и магистров имеют существенные различия, которые определяют побудительные факторы для формирования мотивации к обучению, влияют на поведенческие характеристики и деятельность студента в приобретении профессиональных навыков. Цель исследования: изучение трансформации мотивов студентов, значимости и ценности высшего образования в представлении молодежи на разных этапах обучения. Методика и организация исследования. Для определения мотивации обучения студентов использовалась методика, предложенная Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Результаты исследования и их обсуждение. Результаты теста бакалавров показали преобладание первого (приобретение знаний) и второго (овладение профессией) мотива учебной деятельности с результатами 7,54 и 6,89 балла соответственно. У 48,4% опрошенных студентов первый мотив оказался ведущим, что свидетельствует об их интересе к обучению в вузе. 38,7% респондентов продемонстрировали преобладание второй шкалы, то есть считают важным овладение профессиональными знаниями и формирование профессионально важных личностных качеств. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Только 12,9% студентов бакалавров продемонстрировали преобладание третьей шкалы (получение диплома), результат которой составил 4,37 балла. Результаты теста магистров показали преобладание третьей шкалы (получение диплома) - среднее значение по группе 8,3 балла. У 55% студентов магистров этот мотив обучения оказался ведущим, что свидетельствует о намерении скорейшего приобретения диплома. Группа шкал «Получение диплома и приобретение знаний», а также «Овладение профессией и получение диплома» имеют наибольшее процентное соотношение (55% и 40%), это говорит о том, что у 95% студентов магистров ведущей мотивацией является именно получение диплома, с меньшим стремлением к получению знаний и навыков по выбранной профессии. Выводы. 1. Мотивация - важный компонент в оптимизации подготовки будущих специалистов. На разных этапах обучения мотивационная составляющая студентов может трансформироваться. 2. Результаты теста наглядно свидетельствуют об адекватном выборе студентов бакалавров профессии и удовлетворенности ею. В процессе учебно-профессиональной деятельности студентов магистров направленность мотивов изменяется. Большую значимость приобретает желание получить диплом и начать трудовую деятельность. 3. Изучение мотивационных компонентов на разных этапах обучения позволит скорректировать организацию учебного процесса, создать предпосылки, которые реализуют интересы студентов в учебном процессе.

Ключевые слова: мотивация, студенты, бакалавриат, магистратура, результативность обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p211-215

TRANSFORMATION OF MOTIVES FOR OBTAINING HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION BY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION Anna Yurievna Lipovka, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Tatyana Valeryevna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Zuikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Vladimir Petrovich Lipovka, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alina Viktorovna Cherkasova, the senior teacher, of the Department of Physical Training, Saint-Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Abstract

The effectiveness of educational activities of the modern youth during their studies at the university is mainly determined by the goals and motives of obtaining higher education. Studying the motivation of students at different stages of the educational process is relevant, since it is an important component in optimizing the training of future specialists. Introduction. Changes in the higher education system connected with the transition to the bi-level system and the development of paid educational services have transformed the values of higher education, influencing on the changes in the motivation of students to acquire knowledge, professional skills, and the desire to become the sought-after specialist in the labor market. The stages of the educational process for bachelors and masters have significant differences, which determine the incentive factors for the formation of motivation to learn, affecting the behavioral characteristics and activities of the student in acquiring professional skills. Purpose of the research: studying the transformation of students' motives, the significance and value of higher education in the perception of young people at different stages of education. Research methodology and organization. To determine the students' motivation for learning, the methodology proposed by T.I. Ilyina "Motivation for studying at the university" was used. Research results and discussion. The results of the bachelor's test showed the predominance of the first (acquiring knowledge) and second (mastering a profession) motive for educational activity with the results of 7.54 and 6.89 points, respectively. For 48.4% of the surveyed students, the first motive turned out to be the leading one, which indicates their interest in studying at the university. 38.7% of respondents demonstrated the prevalence of the second scale, that is, they consider it important to master professional knowledge and the formation of professionally important personal qualities. The predominance of motives on the first two scales testifies to the student's adequate choice of a profession and satisfaction with it. Only 12.9% of undergraduate students demonstrated the prevalence of the third scale (obtaining a diploma), the result of which was 4.37 points. The results of the master's test showed the prevalence of the third scale (obtaining a diploma) - the average value in the group was 8.3 points. For 55% of master's students, this motive of learning turned out to be the leading one, which indicates the intention to acquire a diploma as soon as possible. The group of scales "Obtaining a diploma and acquiring knowledge", as well as "Mastering a profession and obtaining a diploma" have the highest percentage (55% and 40%), this suggests that 95% of master's students have the main motivation for obtaining a diploma, with less desire to acquire knowledge and skills in the chosen profession. Conclusions. 1. Motivation is an important component in optimizing the training of future specialists. At different stages of training, the motivational component of students can be transformed. 2. The test results clearly indicate the adequate choice of bachelor's students of the profession and satisfaction with it. In the process of educational and professional activity of master's students the orientation of motives changes. The desire to get a diploma and start working is gaining in importance. 3. The study of motivational components at different stages of training will allow to adjust the organization of the educational process, create prerequisites that implement the interests of students in the educational process.

Keywords: motivation, students, bachelor's degree, master's degree, learning efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Результативность учебной деятельности современной молодежи во время обучения в вузе в основном определяется целевыми установками и мотивами получения высшего образования. Мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения [2, 3,

5]. Тем не менее, социологические исследования ряда авторов отмечают ряд важных изменений, происходящих в институте высшего профессионального образования - это переход на двухуровневую систему образования, развитие платных образовательных услуг. Эти изменения в значительной степени трансформировали ценности высшего образования, повлияли на изменение мотивации студентов к получению знаний, приобретению профессиональных навыков, желанию стать востребованным специалистом на рынке труда. Молодежь в большей степени ориентирована на построение успешной жизненной карьеры, престижный социальный статус, материальное благополучие и высокий уровень достатка [4, 6].

Этапы учебного процесса для бакалавров и магистров имеют существенные различия, которые определяют побудительные факторы для формирования мотивации к обучению, влияют на поведенческие характеристики и деятельность студента в приобретении профессиональных навыков.

Изучение мотивации студентов на разных этапах учебного процесса актуально, так как является важным компонентом в оптимизации подготовки будущих специалистов.

Цель исследования: изучение трансформации мотивов студентов, значимости и ценности высшего образования в представлении молодежи на разных этапах обучения.

Задачи исследования:

1. Определить значимость мотивационной составляющей обучения в вузе у бакалавров и магистров.

2. Определить адекватность выбора студентами профессии и удовлетворенность

ею.

3. Провести сравнительный анализ доминирующих мотивов студентов-бакалавров и магистрантов.

4. Сформулировать значимость полученных результатов для организации образовательного процесса.

Методы исследования: для определения мотивации обучения студентов использовалась методика, предложенная Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» [1].

В исследовании принимали участие 61 студент, обучающийся по программе бакалавриата и 20 студентов-магистров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методика Т.И. Ильиной состоит из 50-ти вопросов, 46 из которых с возможностью выбора респондентом только одного варианта ответа из двух предлагаемых, 4 прямых вопроса, которые являются нейтральными и в обработку результатов не включаются. Однако ответы на эти вопросы требуют от респондента критической оценки своих личностных качеств. Методика содержит три шкалы:

I - «Приобретение знаний» (максимальное количество баллов - 12,6);

II - «Овладение профессией» (максимальное количество баллов - 10,0);

III - «Получение диплома о высшем образовании» (максимальное количество баллов - 10,0).

Результаты проведенного статистического исследования и краткие комментарии к

ним.

Среди специальностей педагогического направления большой популярностью пользуются специальности направления адаптивной физической культуры (АФК), которые являются востребованными на рынке труда. Среди студентов бакалавров, обучающихся по этому направлению, проведен социологический опрос с целью изучения профессионального самоопределения, а также, значимости высшего образования в представлении современной молодежи. Также был проведен опрос среди магистрантов направления подготовки «Спорт» (рисунок 1).

и магистры и бакалавры

Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

0123456789

Рисунок 1 - Результаты теста Ильиной студентов института АФК и магистрантов направления подготовки

«Спорт»

Результаты теста бакалавров показали преобладание первого (приобретение знаний) и второго (овладение профессией) мотива учебной деятельности с результатами 7,54 и 6,89 балла соответственно. У 48,4% опрошенных студентов первый мотив оказался ведущим, что свидетельствует об их интересе к обучению в вузе. 38,7% респондентов продемонстрировали преобладание второй шкалы, то есть считают важным овладение профессиональными знаниями и формирование профессионально важных личностных качеств. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Только 12,9% студентов бакалавров продемонстрировали преобладание третьей шкалы (получение диплома), результат которой составил 4,37 балла.

Результаты теста магистрантов показали преобладание третьей шкалы (получение диплома) - среднее значение по группе 8,3 балла. У 55% студентов магистров этот мотив обучения оказался ведущим, что свидетельствует о намерении скорейшего приобретения диплома.

Преобладание первой шкалы (приобретение знаний) продемонстрировали 30% опрошенных магистрантов. Мотив «Овладение профессией» оказался важным только для 15% респондентов.

Группа шкал «Получение диплома и приобретение знаний», а также «Овладение профессией и получение диплома» имеют наибольшее процентное соотношение (55% и 40%), это говорит о том, что у 95% студентов магистрантов ведущей мотивацией является именно получение диплома, с меньшим стремлением к получению знаний и навыков по выбранной профессии (таблица 1).

Таблица 1 - Преобладающие группы мотивов студентов

Группа преобладающих мотивов Количество студентов

бакалавров магистрантов

Приобретение знаний и овладение профессией 67,7% 5,0%

Получение диплома и приобретение знаний 25,8% 55,0%

Овладение профессией и получение диплома 6,5% 40,0%

ВЫВОДЫ

1. Мотивация - важный компонент в оптимизации подготовки будущих специалистов. Результаты социологического исследования показали, что высшее образование для молодежи представляет высокую ценность. Однако на разных этапах обучения мотиваци-онная составляющая студентов может трансформироваться.

2. Результаты теста наглядно свидетельствует об адекватном выборе студентов бакалавров профессии и удовлетворенности ею. В процессе учебно-профессиональной деятельности студентов магистрантов направленность мотивов изменяется. Большую значи-

мость приобретает желание получить диплом и начать трудовую деятельность.

3. Эффективность обучения студентов во многом определяется личностными мотивами, индивидуальными и профессиональными запросами к образованию. Изучение мотивационных компонентов на разных этапах обучения позволит скорректировать организацию учебного процесса, создать предпосылки, которые реализуют интересы студентов в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с.

2. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе / Е.М. Каргина // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6. - Ч. 3 - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (дата обращения: 02.03.2021).

3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции / ответственный редактор Г.А. Кайнова. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.

4. Тарбеева Д.А. Мотивация к обучению студентов Уральского государственного лесотехнического университета / Д.А. Тарбеева // Молодой ученый. - 2016. - № 17 (121). - С. 169-172.

5. Кирюшин А.В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультета // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. -2015. - Т. 6, № 1. - 28-32. - URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_6.pdf (дата обращения: 02.03.2021).

6. Хлабыстова, Н.В. Трансформация требований основных потребителей образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета) // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - 50-53.

REFERNCES

1. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motives, Peter, Saint-Petersburg.

2. Kargina, E.M. (2014), "Motivation of training in higher education institution", Modern scientific researches and innovations, No. 6, Part 3, available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (data accessed 03/02/2021).

3. Mormuzheva, N.V. (2013), "Motivation for studying students of professional institutions", Pedagogy: Tradition and Innovation, Proceedings of the 4th International Scientific Conference, Dva komsomoltsa, Chelyabinsk, pp. 160-163.

4. Tarbeeva, D.A. (2016), "Motivation for studying students of the Ural State Forest Engineering University", Young scientist, No. 17 (121), pp. 169-172.

5. Kiryushin, A.V. (2015), "Studying of motivation of training in higher education institution of students social and humanitarian faculty PNU", Uchenye zametki TOGU, Vol. 6, No. 1, pp. 28-32, available at: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_6.pdf (data accessed 03/02/2021).

6. Khlabystova, N.V. (2015), "Transformation of requirements of the main consumers of educational services to higher vocational education in the modern Russian society (case study of Kuban State Technological University)", Theory and Practice of Social Development, № 7, pp. 50-53.

Контактная информация: bushmat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2021

УДК 796.072

САМООЦЕНКА СПОРТСМЕНАМИ АГРЕССИВНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.