Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ'

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ-СТОМАТОЛОГИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING MOTIVATION / MOTIVES / DENTAL STUDENTS / QUESTIONING / EDUCATIONAL/LEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лампусова В. Б., Орехова Л. Ю., Шаламай Л. И.

Введение. Проблема учебной мотивации является ведущей в психологии обучения. Содержание мотивации, ее структура формируют определенный мотивационный уровень студента и степень его учебной активности. За время обучения в вузе соотношение мотивов меняется, что отражается на успеваемости студентов.Цель - исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов-стоматологов IV курса.Методы и материалы. Анализировали характер учебной мотивации 48 студентов IV курса Cтоматологического факультета. Использовали методику А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», методику Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», а также Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач».Результаты. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается многими мотивами. Наиболее сильными, ведущими мотивами являются профессиональные, учебные, учебно-познавательные и мотив получения диплома. В мотивационной сфере студентов присутствуют как внешние, так и внутренние мотивы, не зависящие от внешних стимулов. Студенты в равной степени нацелены на получение знаний и на овладение профессией. У студентов имеются как мотивы достижения успеха, так и мотивы избегания неудачи, выраженные в бóльшей степени. Приведены приемы формирования положительной учебной мотивации на занятиях студентов-стоматологов IV курса.Выводы. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается профессиональными, учебными, учебнопознавательными и прагматическими мотивами. В структуре мотивации есть внешние и внутренние мотивы, придающие ей устойчивость. Студенты удовлетворены выбранной профессией, учебная деятельность не является вынужденной. У студентов-стоматологов направленность на избегание неудач преобладает над стремлением к достижению успеха, что необходимо учитывать в мотивационном сопровождении учебного процесса.Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE SENIOR STUDENTS OF DENTAL FACULTY

Introduction. The question of learning motivation turns out to be the leading one in psychology of study. The content and structure of motivation form a certain motivational level of a student as well as the degree of his educational activity. During the years of study at the university, the correlation of motives changes, influencing the academic progress of the students.The objective of our study was to investigate the motivation peculiarities of educational activity in 4th year-students of the Faculty of Dentistry.Methods and materials. Forty-eight 4th year - students of the Faculty of Dentistry were analyzed for the structure of their motivation to study. The techniques and methods used in the study were «Studying the motives of students` learning activities» by A. A. Rean and V. A. Yakunin, «Motivation for university education» by T. I. Ilyina, «Motivation for success» and «Motivation to avoid failures» by T. Ehlers.Results. The learning activity of dental students is supported by many motives. The strongest leading motives are professional, educational, and cognitive motives as well as motivation for obtaining a diploma. The motivational sphere of students embraces both external and internal motives that do not depend on external stimuli. The students are equally aimed at gaining knowledge and mastering the profession. In the sphere of motivation, the students have both motivations for achieving success, and the motives for avoiding failures. The methods of forming positive learning motivation in the classes of 4-year dentistry students are given.Conclusion. The educational activity of dental students is supported by professional, educational, cognitive, and pragmatic motives. The structure of motivation includes both external and internal motives that give it stability. Students are satisfied with their chosen profession, and their educational activities are not compelled. The dental students have motivations for archiving success and the motives for avoiding failures, expressed to a greater extend. It must be taken into account in motivational support.Authors declare no conflict of interest.The authors confirm that they respect the rights of the people participated in the study, including obtaining informed consent when it is necessary, and the rules of treatment of animals when they are used in the study. Author Guidelines contains the detailed information.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ им. акад. И. П. ПАВЛОВА The Scientific Notes of Pavlov University

journal homepage: www.sci-notes.ru

Оригинальные работы / Original papers

О CC ® Коллектив авторов, 2019

УДК 378.180.6:37.015.3] :616.31

DOI: 10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39

В. Б. Лампусова*, Л. Ю. Орехова, Л. И. Шаламай

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Поступила в редакцию 01.07.19 г.; принята к печати 25.12.19 г.

Резюме

Введение. Проблема учебной мотивации является ведущей в психологии обучения. Содержание мотивации, ее структура формируют определенный мотивационный уровень студента и степень его учебной активности. За время обучения в вузе соотношение мотивов меняется, что отражается на успеваемости студентов.

Цель — исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов-стоматологов IV курса. Методы и материалы. Анализировали характер учебной мотивации 48 студентов IV курса Стоматологического факультета. Использовали методику А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», методику Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», а также Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач».

Результаты. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается многими мотивами. Наиболее сильными, ведущими мотивами являются профессиональные, учебные, учебно-познавательные и мотив получения диплома. В мотивационной сфере студентов присутствуют как внешние, так и внутренние мотивы, не зависящие от внешних стимулов. Студенты в равной степени нацелены на получение знаний и на овладение профессией. У студентов имеются как мотивы достижения успеха, так и мотивы избегания неудачи, выраженные в большей степени. Приведены приемы формирования положительной учебной мотивации на занятиях студентов-стоматологов IV курса.

Выводы. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается профессиональными, учебными, учебно-познавательными и прагматическими мотивами. В структуре мотивации есть внешние и внутренние мотивы, придающие ей устойчивость. Студенты удовлетворены выбранной профессией, учебная деятельность не является вынужденной. У студентов-стоматологов направленность на избегание неудач преобладает над стремлением к достижению успеха, что необходимо учитывать в мотивационном сопровождении учебного процесса

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы, студенты-стоматологи, анкетирование, учебная деятельность Для цитирования: Лампусова В. Б., Орехова Л. Ю., Шаламай Л. И. Учебная мотивация студентов-стоматологов старших курсов. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2019;26(4):34-39. DOI: 10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39.

* Автор для связи: Виктория Борисовна Лампусова, ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Минздрава России, 197022, Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8. E-mail: [email protected].

Victoria B. Lampusova*, Liudmila Yu. Orekhova, Liudmila I. Shalamay

Pavlov University, Saint Petersburg, Russia

EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE SENIOR STUDENTS OF DENTAL FACULTY

Received 01.07.19; accepted 25.12.19

Summary

Introduction. The question of learning motivation turns out to be the leading one in psychology of study. The content and structure of motivation form a certain motivational level of a student as well as the degree of his educational activity. During the years of study at the university, the correlation of motives changes, influencing the academic progress of the students.

The objective of our study was to investigate the motivation peculiarities of educational activity in 4th year-students of the Faculty of Dentistry.

Methods and materials. Forty-eight 4th year — students of the Faculty of Dentistry were analyzed for the structure of their motivation to study. The techniques and methods used in the study were «Studying the motives of students' learning

activities» by A. A. Rean and V. A. Yakunin, «Motivation for university education» by T. I. Ilyina, «Motivation for success» and «Motivation to avoid failures» by T. Ehlers.

Results. The learning activity of dental students is supported by many motives. The strongest leading motives are professional, educational, and cognitive motives as well as motivation for obtaining a diploma. The motivational sphere of students embraces both external and internal motives that do not depend on external stimuli. The students are equally aimed at gaining knowledge and mastering the profession. In the sphere of motivation, the students have both motivations for achieving success, and the motives for avoiding failures. The methods of forming positive learning motivation in the classes of 4-year dentistry students are given.

Conclusion. The educational activity of dental students is supported by professional, educational, cognitive, and pragmatic motives. The structure of motivation includes both external and internal motives that give it stability. Students are satisfied with their chosen profession, and their educational activities are not compelled. The dental students have motivations for archiving success and the motives for avoiding failures, expressed to a greater extend. It must be taken into account in motivational support.

Keywords: learning motivation, motives, dental students, questioning, educational/learning activity

For citation: Lampusova V. B., Orekhova L. U., Shalamay L. I. Educational motivation of the senior students of Dental faculty. The Scientific Notes of Pavlov University. 2019;26(4):34-39. (In Russ.). DOI: 10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39.

* Corresponding author: Victoria B. Lampusova, FSBEI HE I. P. Pavlov SPbGMU MOH Russia, 6-8, L. Tolstoy str., Saint Petersburg, Russia, 197022. E-mail: [email protected].

ВВЕДЕНИЕ

Стоматологическое образование в нашей стране стремительно меняется, на практике реализуется концепция непрерывного медицинского образования в стоматологии, все более высокие требования предъявляются к образовательному и личностному развитию выпускников медицинских вузов. Улучшение профессиональной подготовки студентов определяется рядом факторов, среди которых важнейшей составляющей является мотивация учебной деятельности [1, 2]. Проблема мотивации — ведущая в психологии обучения, поскольку главной психологической характеристикой любой деятельности человека, в том числе и учебной, является именно ее мотивация. Известно, что успевающие и неуспевающие учащиеся отличаются не по своим способностям или интеллектуальному уровню, а прежде всего, по силе мотивации [3]. Понимание ее решающего значения привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. В то же время структура мотивов студента, формирующаяся в период его обучения, становится частью его личности и отражает жизненные ориентиры и ценности будущего специалиста.

Учебная мотивация студентов определяется рядом объективных и субъективных факторов: образовательным учреждением, где проходит учебная деятельность, организацией учебного процесса, личностными особенностями учащегося и преподавателя, спецификой предмета [4, 5]. В нашем Университете в течение ряда лет проводятся исследования по выявлению благоприятных психологических показателей, прогнозирующих высокий уровень академической успеваемости студентов различных факультетов и, в том числе, студентов-стоматологов [6, 7]. За время обучения в вузе мотивационная сфера студентов, соотношение мотивов существенно меняются от курса к курсу. Интерес и старания успешно учиться у младших курсов часто сменяются потерей интереса к учебе у старшекурсников. Это проявляется в избирательном отношении к учебным предметам, снижении успеваемости и дисциплины. В связи

с этой проблемой было проведено исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов-стоматологов IV курса в ходе изучения дисциплины «Стоматология терапевтическая».

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ

Исследуемую группу составили 48 студентов IV курса Стоматологического факультета Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. Средний возраст студентов был 22 года. В группе значительно превалировала численность девушек — 36 (75 %). Число иногородних студентов — 28 (58,3 %) — превышало число студентов из Санкт-Петербурга — 20 (41,7 %). По результатам прошедших экзаменационных сессий, все студенты были успевающими.

Для исследования мотивации учебной деятельности была использована методика А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» [8]. Из всего списка студенты выбирали 5 наиболее значимых для них мотивов. Проводили анкетирование соответственно методике Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» и по методикам Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» [9]. Применяли методы математической и статистической обработки материала с помощью программы «Microsoft Excel».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мотивы учебной деятельности студентов-стоматологов показаны на рисунке.

Учебная деятельность студентов-стоматологов IV курса поддерживается многими мотивами, т. е. является полимотивированной. Большое число актуализированных мотивов повышает общий уровень мотивации учения.

По своему влиянию на мотивацию мотивы были не равнозначными и разделялись на более сильные и слабые. Практически у всех студентов (95,7 %) самым сильным мотивом было стать высококвалифицированным специалистом, т. е. студенты ориентированы на развитие и становление себя как

Получить интеллектуальное удовольствие Избежать осуждения и наказания за плохую учебу Добиться одобрения родителей и окружающих Быть примером для сокурсников Достичь уважения преподавателей Выполнять педагогические требования Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

Не отставать от сокурсников Не запускать изучение предметов учебного цикла Быть постоянно готовым к очередным занятиям Приобрести глубокие и прочные знания Постоянно получать стипендию Успешно учиться, сдавать экзамены только на «хорошо» и «отлично» Успешно продолжить обучение на последующих курсах

Получить диплом Стать высококвалифицированным специалистом

2,1

0,0

0,0

8,5

2,1

10,6

27,7

38,4

70,2

55,3

83,0

89,4

95,7

0

20

40

60

Результаты выбора студентами мотивов учебной деятельности Results of students choosing motives for learning activities

100 %

Группировка мотивов по отношению к учебной деятельности

Grouping of motives in relation to educational activity

Таблица 1

Table 1

Группа мотивов Мотивы, %

Внутренние Стать высококвалифицированным специалистом — 95,7. Приобрести глубокие и прочные знания — 89,4. Получить интеллектуальное удовлетворение — 70,2

Внешние Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности — 83,0. Получить диплом — 55,3

профессионала (профессиональный мотив). Мотив приобрести глубокие и прочные знания (89,4 %) говорит об актуальности мотивации на учение, на освоение образовательной программы вуза (учебный мотив). Мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (83,0 %) — студент учится для того, чтобы стать профессионалом (профессиональный мотив). Получить интеллектуальное удовлетворение (70,2 %) — выбор этого мотива означает, что студентам важно не просто получить знания, но и получать интеллектуальное удовлетворение от их освоения и поиска (учебно-познавательный мотив, эстетический). Для 55,3 % студентов важно получение диплома (профессиональный, прагматический мотив). Положительная оценка со стороны родителей и близких людей важна для 38,4 % студентов (мотив престижа). Совсем не значимы для студентов такие мотивы, как не отставать от сокурсников и выполнять педагогические требования. Таким образом, у студентов-стоматологов доминирующими мотивами являются профессиональные, учебные и учебно-познавательные.

В структуре мотивации очень важна еще и качественная характеристика мотивов по отношению к самой учебной деятельности (внешние и внутренние мотивы). Внешняя мотивация основана на поощрениях и наказаниях учащегося, на применении различных внешних стимулов, при этом сама по

себе учебная деятельность для студента не значима. Такая учебная деятельность при отсутствии стимулов быстро прекращается, учение сопровождается волнением, эмоциональной напряженностью, иногда желанием противодействовать. Истоки же внутренней мотивации находятся во внутреннем мире личности студента, для него учебная деятельность имеет личностный смысл, является значимой сама по себе, так как удовлетворяет потребностям учащегося. Деятельность, обусловленная внутренней мотивацией индивида, может продолжаться долго, она не зависит от внешних факторов. Внутренняя мотивация дает удовольствие от работы, вызывает интерес, повышает самооценку личности. Устойчивый интерес к занятиям, тяга к знаниям у студента вырастают, прежде всего, из его внутренней мотивации. Структура внутренних и внешних мотивов учебной деятельности студентов-стоматологов показана в табл. 1.

В мотивационной сфере студентов-стоматологов IV курса присутствуют как внутренние, так и внешние мотивы. Ценным является наличие у студентов внутренних профессиональных, учебных и учебно-познавательных мотивов, которые определяют устойчивость учебной мотивации и ее длительное сохранение по времени.

Анкетирование студентов по методике Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»,

Мотивация обучения в вузе у студентов-стоматологов, баллы

Motivation of studying at university in dental students, score

Таблица 2

Table 2

Шкала Значение в группе студентов Максимальное значение

Приобретение знаний 6,8 12,6

Овладение профессией 5,6 10,0

Получение диплома 6,5 10,0

Таблица 3

Мотивации достижения успеха и избегания неудач у студентов-стоматологов, баллы

Table 3

Motivations to achieve success and avoid failures in dental students, score

Мотивация Уровень мотивации у студентов Выраженность мотивации

Достижения успеха 15,6 Средняя — 11 — 16

Избегание неудачи 17,7 Высокая — 17 — 20

предусматривало анализ набранных баллов по трем шкалам: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями, сформировать профессионально важные качества) и «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Результаты тестирования приведены в табл. 2.

По шкалам «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» студенты имели средние значения показателей. Стремление получить диплом при формальном усвоении знаний у студентов также присутствует, но не является доминирующим. В целом результаты этой методики говорят о том, что студенты удовлетворены выбранной профессией, имеют достаточно выраженные мотивы учебной деятельности, и она не носит вынужденный, принудительный характер. Удовлетворенность студента будущей профессией, положительное отношение к ней на протяжении всей его учебы в вузе являются важными условиями высокой мотивации обучения будущей специальности.

Большое влияние на результаты деятельности студентов в различных сферах, в том числе и в учебной, оказывают широкие формы мотивации, одним из основных видов которой является мотивация достижения успеха. Мотивация достижения связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к делу, реальное понимание своих возможностей, вера в себя. Такие люди упорно прилагают усилия к достижению цели, трудности воспринимают как стимул к развитию и движению вперед. Мотивация избегания подразумевает приложение усилий личности не по направлению к цели, а для уклонения от возможных поражений и потерь, и является неэффективной стратегией. Мотивация

избегания проявляется отсутствием инициативы, неуверенностью в себе, боязнью критики, выбором неадекватных задач. Направленность студентов на достижение успеха и на отсутствие поражения оценивали соответственно заданным градациям соответствующей методики. Уровни мотивации студентов-стоматологов приведены в табл. 3.

Мотивация к успеху присутствует в психологической характеристике студентов-стоматологов. Ее уровень расценивается как средний (15,6 балла), т. е. студенты имеют средний уровень потребности в достижении и стремления к улучшению результатов своей деятельности, настойчивости в достижении своих целей и самооценки. Мотивация к избеганию неудач (17,7 балла) доминирует у студентов. Боязнь неудачи ограничивает учебную активность студента, его творческие способности, понижает самооценку и препятствует академической успешности. Установлено, что боязнь неудачи повышает уровень личностной тревожности и эмоциональной неуравновешенности студента, что негативно отражается на эффективности учебной деятельности [10].

Таким образом, учебная мотивация студентов-стоматологов обеспечивается сложным взаимодействием внутренних и внешних мотивов. Ведущие (сильные) мотивы направлены на будущую профессиональную деятельность и овладение нужными знаниями. Учебная деятельность не является формальной для студентов, у них имеется потребность в интеллектуальном удовлетворении от деятельности учения. Получение диплома также значимо для студентов. Важно, что в совокупности мотивов присутствуют выраженные внутренние учебные и учебно-познавательные мотивы, что говорит об устойчивом стремлении студентов к овладению новыми знаниями, к поиску знаний, о стремлении студентов к самообразованию. Данные мотивы связаны с ориентацией на достижение результата, с наличием у студентов качеств

мотивации достижения. Студенты, ориентированные только на получение профессии, часто выделяют для себя «нужные» и «ненужные» дисциплины, что негативно сказывается на их успеваемости. Согласно методике Т. И. Ильиной, студенты также имеют достаточно выраженную мотивацию к приобретению знаний и к овладению профессией. Студенты-стоматологи удовлетворены выбранной профессией, и их учебная деятельность не является вынужденной. Эти результаты согласуются с данными ранее проведенного опроса студентов-стоматологов нашего Университета, где положительное мнение о профессии за время обучения сохранили 82 % выпускников [11]. Мотивация к успеху присутствует в психологической характеристике студентов-стоматологов, но более выражена у них мотивация избегания неудач. Стремления к достижению и к избеганию присутствуют у каждого индивида, но при этом важно соотношение этих мотивов, где оптимальным является определенное доминирование мотивов достижения успеха. Данные психологические особенности личности формируются, начиная с детского возраста, и привносятся студентами при поступлении в вуз, определяя привычный им стереотип учебной деятельности. Соответственно этому, мотиваци-онное сопровождение учебного процесса следует осуществлять с учетом доминирующей мотивации у студента, и при необходимости постепенно формировать у него ориентацию на результат.

Мотивация студентов к учебной деятельности непостоянна, имеет изменчивый характер и может легко приобретать отрицательную направленность. Чтобы поддерживать и развивать интерес студентов к учебе, на этапах учебного процесса мы использовали определенные педагогические и психологические приемы [12, 13]. На первом занятии цикла характеризовали местоположение группы на образовательном маршруте и формулировали ближайшие и отдаленные цели обучения, поскольку изучение некоторых разделов дисциплины на этом цикле завершалось (ближайшие цели), изучение других — продолжалась уже на V курсе (отдаленные цели). Обозначение цели имеет большое мотивирующее значение, само понятие «цель» предполагает, что она должна быть достигнута. Учебную деятельность каждого студента во время цикла и по его окончании объективно оценивали по ряду параметров и рассчитывали ранговый уровень каждого студента по всем 4 модулям. Возможность получить дополнительные баллы или избежать снятия баллов в своем рейтинге являлась для студентов действенным внешним стимулом учебной активности. Профессиональная направленность знаний, связь с будущей профессиональной деятельностью являются важными мотивирующими факторами. Практическая работа студентов в составе малых групп (врач, больной, ассистент) максимально приближена к условиям будущей профессии, закрепляет

мотивы овладения профессией и коммуникативные мотивы. Студенты, работая в команде, мотивируют друг друга, достигая общий результат. Привлечение проблемных заданий на занятиях стимулирует студентов к поиску новых продуктивных способов разрешения проблемы, практическому использованию своих знаний, развитию творческих способностей и усиливает мотивы достижения. Самостоятельная работа студентов — подготовка докладов, презентаций, рефератов, работа в Студенческом научном обществе — развивает учебно-познавательные мотивы, творческую активность, мотивирует студента к самообразованию. Желание продолжать учебную деятельность есть у студента тогда, когда она удовлетворяет студента и сопровождается положительными эмоциями. Для усиления мотивов достижения, положительной самооценки, веры в себя, каждому студенту давали возможность утвердиться в посильных для него на данном этапе видах учебных заданий (но не ниже базового уровня). При этом старались показать студенту связь между его усилиями и результатами его труда. Словесное поощрение студента при этом помогало ему лучше осознать свою успешность. Психологическое благополучие студентов, атмосфера успешности на занятиях также являются мощными мотивирующими факторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

1. Разнообразие и выраженность мотивов свидетельствуют о положительной учебной мотивации студентов-стоматологов IV курса. Ведущими мотивами являются профессиональные, учебные, учебно-познавательные и прагматические.

2. Среди ведущих мотивов выражены внутренние мотивы, определяющие устойчивое стремление студентов к учебно-познавательной деятельности.

3. Студенты удовлетворены выбранной профессией, и деятельность учения не является формальной.

4. В мотивационной сфере студентов-стоматологов мотивы избегания неудач доминируют над мотивами достижения успеха, что может негативно влиять на успешность учебной деятельности и указывает на необходимость психологической поддержки развития у студентов качеств мотивации достижения.

Конфликт интересов

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Conflict of interest

Authors declare no conflict of interest.

Соответствие нормам этики

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.

Compliance with ethical principles

The authors confirm that they respect the rights of the people participated in the study, including obtaining informed consent when it is necessary, and the rules of treatment of animals when they are used in the study. Author Guidelines contains the detailed information.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилюнас В. Психология развития мотивации. -СПб.: Речь, 2006. - 457 с.

2. Григорьева Н. Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения студентов // Высш. образование сегодня. - 2016. - № 2. - С. 60-63.

3. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высш. образование в России. - 2016. - № 7 (203). - С. 25-37.

4. Дворецкая Т. А. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течении учебного года // Проф. образование в соврем. мире. - 2018. - Т. 8, № 2. - С. 1024-1033. Doi: 10.15372/PEMW 20180222.

5. Кудрявцева Т. В., Орехова Л. Ю., Ванчакова Н. П. и др. Роль психотипа преподавателя-стоматолога в определении профессиональной пригодности в системе профе-сионального медицинского образования // Пародонтоло-гия. - 2016. - Т. 21, № 1 (78). - С. 30-33.

6. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В. и др. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского ВУЗа // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2015. -Т. 22, № 4. - С. 51-54.

7. Тюсова О. В., Исаева Е. Р., Тишков А. В. и др. Психологические показатели как прогностические критерии академической успеваемости студентов в медицинском вузе // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. -2017. - Т. 24, № 2. - С. 66-72.

8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - С. 512.

9. Райгородский Д. А. Практическая психодиагностика: методики, тесты. - Самара: Бахрах-М, 2008. - С. 672.

10. ДерягинаЛ. Е., ШерстенниковаА. К. Роль доминирующей мотивации в успешности (неуспешности) учебной деятельности и ее взаимосвязь с личностной и ситуативной тревожностью // Соврем. исслед. соц. проблем (электрон. науч. журн.). - 2015. - № 12 (56). - С. 3-14.

11. Орехова Л. Ю., Кудрявцева Т. В., Кучумова Е. Д. и др. К вопросу о профессиональной подготовке выпускников стоматологического факультета // Стоматол. науч.-образоват. журн. - 2014. - № 3/4. - С. 44-48.

12. Агранович Н. В., Кнышева С. А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии // Соврем. проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2, Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=22799 (дата обращения: 21.06.2018).

13. Семенова Л. Г. Развитие мотивации достижения в профессиональном становлении студентов вуза // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. - 2008. - N° 2 (58). - С. 354-359.

REFERENCES

1. Vilyunas V The psychology of motivation development. SPb, Retch, 2006:457. (In Russ.).

2. Grigoryeva N. G. Motivated educational activity as a factor of successful training of students. Higher Education Today. 2016;2:60-63. (In Russ.).

3. Semenova T. V. The effect of academic motivation on achievement: a role of academic activity. Higher education in Russia. 2016;7(203):25-37. (In Russ.).

4. Dvoretskaya T. A. Orientation dynamic of students educational motivation of different courses during the academic year. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1924-1033. Doi: 10.15372/ PEMW 2018022. (In Russ.).

5. Kudryavseva T. V, Orekhova L. Yu.,Vanchako-va N. P.,Tachalov V V., Loboda E. S. The role of dentists instructor psychology characteristics in professional suitability for medical education. Parodontolgya. 2016;21(1(78)):30-33. (In Russ.).

6. Toussova O. V., Shaporov A. M., Pavlova O. V., Lebe-deva G. G., Isaeva E. R. Social and physiological peculiarities and orientation of medical students. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2015;22(4):51-54. (In Russ.).

7. Toussova O. V., Isaeva E. R., Tishkov A. V, Shaporov A. M., Pavlova O. V, Efimov D. A., Vlasov T. D. Psychological indexes as academic success prognostic criteria for students in the medical university. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2017;24(2):66-72. (In Russ.).

8. Ilyin E. P. Motivation and motives. SPb, Piter, 2011:512. (In Russ.).

9. Raigorodskii D. A. Practical psychodiagnosis. Techniques and tests. Samara, Bashrach-M, 2008:672. (In Russ.).

10. Deryagina L. E., Sherstennikova A. K. The role of dominant motivation in the success (failure) of educational activity and its relationship with personal and situational anxiety. Modern Research of Social Problems. 2015;12(56):3-14. (In Russ.).

11. Orekhova L. Yu., Kudryavtseva T. V., Kuchumo-va E. D., Kuchumova I. D., Erokhina N. I. To the issue of training graduates of the faculty of dentistry. Dental scientific and educational journal. 2014;3/4:44-46. (In Russ.).

12. Agranovich N. V, Knysheva S. A. Studying of motivation of educational activity of higher school medical students and its role in formation of readiness for the future profession. The contemporary issues of science and education. 2015;2(2). (In Russ.). Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=22799 (accesed 21.06.2018).

13. Semenova L. G. Development of achievement motivation in the professional development of university students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2008; 2(58):354-359. (In Russ.).

Сведения об авторах:

Лампусова Виктория Борисовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и паро-донтологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург, Россия), ORCID: 0000-0002-5063-4605; Орехова Людмила Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии терапевтической и пародонтологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург, Россия), ORCID: 0000-0002-8026-0800; Шаламай Людмила Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург, Россия), ORCID: 0000-0002-7205-1320.

Information about authors:

Lampusova Victoria B., Can. of Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Dentistry Therapeutic and Periodontology, Pavlov University (Saint Petersburg, Russia), ORCID: 0000-0002-5063-4605; Orekhova Liudmila Yu., Dr. of Sci. (Med.), Prof., Head of the Department of Dentistry Therapeutic and Periodontology, Pavlov University (Saint Petersburg, Russia), ORCID: 0000-0002-80260800; Shalamay Liudmila I., Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Dentistry Therapeutic and Periodontology, Pavlov University (Saint Petersburg, Russia), ORCID: 0000-0002-7205-1320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.