Научная статья на тему 'Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре'

Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / мотив / мотивация / учебная деятельность / мотивация учебной деятельности / внутренние мотивы учебной деятельности / внешние мотивы учебной деятельности. / students / motive / motivation / educational activity / motivation of educational activity / internal motives of educational activity / external motives of educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается проблема мотивации учебной деятельности студентов. Современные реалии таковы, что человеку необходимо получать образование в течение всей жизни, что, в свою очередь, актуализирует проблему поддержания высокого уровня учебной мотивации. Теоретический анализ литературы показал, что мотивация учебной деятельности студентов представляет собой взаимодействие двух подсистем: внешней и внутренней мотивации. Подсистема внешней мотивации учебной деятельности представлена мотивами, не связанными со стремлением к познанию, саморазвитию, компетентности, автономии. Она представляет собой неоднородное образование, состоящее из потребностей в общении с другими людьми, в самоуважении, в уважении и признании значимыми другими, в избегании неприятностей. В подсистему внутренней мотивации учебной деятельности входят познавательная потребность, интерес к содержанию учебной деятельности, удовольствие от процесса познания, потребность создавать интеллектуальные продукты, стремление преодолевать трудности интеллектуального характера, ощущение собственной компетентности. Специалисты в области педагогической психологии отмечают, что именно подсистема внутренней мотивации учения обуславливает академические достижения студентов, является предиктором психологического благополучия, оказывает существенное влияние на эффективность учебного процесса. Основной задачей исследования было изучение доминирующих мотивов учебной деятельности у студентов, обучающихся на второй ступени высшего образования. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что ведущими мотивами, входящими в структуру мотивации учебной деятельности, являются профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы. Данные мотивы являются взаимообусловленными и взаимопроникающими в своем развитии системами, придающими учебной деятельности личностный смысл. На основе результатов исследования разработаны рекомендации по поддержанию и формированию внутренней мотивации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of motivation for educational activity in the master's degree program

The article discusses the problem of motivation for student learning activities. Modern realities are such ones that a person needs to get education throughout his life, which in turn actualizes the problem of maintaining a high level of educational motivation. A theoretical analysis of the literature showed that the motivation of students' learning activities is interaction of two subsystems: external and internal motivation. The subsystem of the external motivation of educational activity is represented by motives that are not related to the desire for knowledge, self-development, competence, autonomy. It is heterogeneous education, consisting of the need to communicate with other people, in self-esteem, in respect and recognition by significant others, in avoiding troubles. The subsystem of the internal motivation of educational activity includes cognitive need, interest in the content of educational activity, the pleasure of learning, the need to create intelligent products, the desire to overcome difficulties of intellectual nature, a sense of one's own competence. Specialists in the field of educational psychology note that it is a subsystem of the internal motivation of learning, that determines the academic achievements of students, and is a predictor of psychological well-being, and has a significant impact on the effectiveness of the educational process. The main objective of the study was to study the dominant motives of educational activity among students studying in the second stage of higher education. An analysis of the results of an empirical study showed that the leading motives included in the structure of motivation for educational activity are professional motives, motives of creative self-realization, educational and cognitive. These motives are interdependent and interpenetrating in their development systems that give the educational activity a personal meaning. Based on the results of the study, recommendations were developed on maintaining and shaping the internal motivation of students' educational activities.

Текст научной работы на тему «Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-570 УДК 159.9

И. В. Никулина https://orcid.org/0000-0002-4716-9650

Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре

Для цитирования: Никулина И. В. Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 137-143.

В статье рассматривается проблема мотивации учебной деятельности студентов. Современные реалии таковы, что человеку необходимо получать образование в течение всей жизни, что, в свою очередь, актуализирует проблему поддержания высокого уровня учебной мотивации. Теоретический анализ литературы показал, что мотивация учебной деятельности студентов представляет собой взаимодействие двух подсистем: внешней и внутренней мотивации. Подсистема внешней мотивации учебной деятельности представлена мотивами, не связанными со стремлением к познанию, саморазвитию, компетентности, автономии. Она представляет собой неоднородное образование, состоящее из потребностей в общении с другими людьми, в самоуважении, в уважении и признании значимыми другими, в избегании неприятностей. В подсистему внутренней мотивации учебной деятельности входят познавательная потребность, интерес к содержанию учебной деятельности, удовольствие от процесса познания, потребность создавать интеллектуальные продукты, стремление преодолевать трудности интеллектуального характера, ощущение собственной компетентности. Специалисты в области педагогической психологии отмечают, что именно подсистема внутренней мотивации учения обуславливает академические достижения студентов, является предиктором психологического благополучия, оказывает существенное влияние на эффективность учебного процесса. Основной задачей исследования было изучение доминирующих мотивов учебной деятельности у студентов, обучающихся на второй ступени высшего образования. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что ведущими мотивами, входящими в структуру мотивации учебной деятельности, являются профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы. Данные мотивы являются взаимообусловленными и взаимопроникающими в своем развитии системами, придающими учебной деятельности личностный смысл. На основе результатов исследования разработаны рекомендации по поддержанию и формированию внутренней мотивации учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: студенты, мотив, мотивация, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности, внутренние мотивы учебной деятельности, внешние мотивы учебной деятельности.

I. V. Nikulina

Peculiarities of motivation for educational activity in the master's degree program

The article discusses the problem of motivation for student learning activities. Modern realities are such ones that a person needs to get education throughout his life, which in turn actualizes the problem of maintaining a high level of educational motivation. A theoretical analysis of the literature showed that the motivation of students' learning activities is interaction of two subsystems: external and internal motivation. The subsystem of the external motivation of educational activity is represented by motives that are not related to the desire for knowledge, self-development, competence, autonomy. It is heterogeneous education, consisting of the need to communicate with other people, in self-esteem, in respect and recognition by significant others, in avoiding troubles. The subsystem of the internal motivation of educational activity includes cognitive need, interest in the content of educational activity, the pleasure of learning, the need to create intelligent products, the desire to overcome difficulties of intellectual nature, a sense of one's own competence. Specialists in the field of educational psychology note that it is a subsystem of the internal motivation of learning, that determines the academic achievements of students, and is a predictor of psychological well-being, and has a significant impact on the effectiveness of the educational process. The main objective of the study was to study the dominant motives of educational activity among students studying in the second stage of higher education. An analysis of the results of an empirical study showed that the leading motives included in the structure of motivation for educational activity are professional motives, motives of creative self-realization, educational and cognitive. These motives are interdependent and interpenetrating in their development systems that give the educational activity a personal meaning. Based on the results of the study, recommendations were developed on maintaining and shaping the internal motivation of students' educational activities.

© Никулина И. В., 2019

Keywords: students, motive, motivation, educational activity, motivation of educational activity, internal motives of educational activity, external motives of educational activity.

Введение

Постепенный переход России к цифровой экономике обуславливает новые требования к системе образования. В настоящее время обучающиеся должны быть готовы к непрерывному самообразованию, саморазвитию. Для того чтобы человек стремился к обучению в течение всей жизни, необходимо, чтобы у него была сформирована внутренняя мотивация учебной деятельности. В основе внутренней мотивации учебной деятельности лежит познавательная потребность. Познавательная потребность - это потребность в деятельности, направленной на получение нового знания [2, с. 181]. Основной характеристикой познавательной потребности является то, что она не насыщаема, не исчезает после своего удовлетворения, а еще более усиливается. Человек с развитой познавательной потребностью проявляет готовность к постоянной смене технологий, стремится продуцировать новые знания.

Мотивация учебной деятельности представляет собой систему различных побуждений, инициирующих, направляющих, регулирующих процесс выполнения данной деятельности. Учебная мотивация, с одной стороны, является предиктором академической успешности обучающегося, а с другой стороны - одним из главных условий эффективности учебного процесса.

Мотивация учебной деятельности определяется целым рядом взаимосвязанных факторов: развитием общества и экономики государства; образовательной системой; организацией учебного процесса; спецификой учебного предмета; личностными особенностями преподавателя, его установками, педагогической позицией; особенностями референтной группы; уровнем развития учебного коллектива; индивидуальными особенностями обучающегося и т. д.

Мотивация учебной деятельности выступает в качестве системного образования, состоящего из разнородных мотивов, в основе которых лежат те или иные потребности. Диагностика ведущих мотивов, входящих в структуру мотивации учебной деятельности студентов, позволит определить, насколько они готовы к непрерывному самообразованию и саморазвитию, какие условия необходимо создать для того, чтобы познавательная мотивация стала устойчивым личностным образованием будущего профессионала.

Обзор литературы

Проблема мотивации учебной деятельности активно разрабатывается в педагогической психологии. Изучаются ее структура, компоненты и механизмы функционирования (А. К. Маркова [12]); динамика мотивации в процессе школьного и вузовского обучения (Т. О. Гордеева, Г. И. Ронь [19]); роль педагогов и педагогической отметки в формировании учебной мотивации

(Е. Н. Волкова [3], Б. М. Емалетдинов [8], R. T. Ramos, N. N. Gómez [24]); влияние педагогических технологий, методов и форм обучения на учебную мотивацию (А. В. Гладков [5], Е. В. Палкин [19]); взаимосвязь и взаимовлияние образовательной среды и учебной мотивации (J. L. Meece, E. M. Anderman, L. H. Anderman [23]); зависимость качества обучения от мотивации (M. V. Covington [22], В. Г. Антонов [1], Н. В. Максименко [11]); способы повышения мотивации учебной деятельности (М. Н. Крылова [10], М. Р. Гаранина [4]); влияние мотивации на успешность обучения (Ф. В. Дериш,

Л. О. Пузырева [7]); классификации, виды и особенности учебных мотивов (Р. А. Молдабаева [15], Н. Г. Осипова [16], А. В. Осиповская [17], В. И. Степанов [21]); динамика антимотивации учебной деятельности (Е. В. Минаева, Н. В. Иванова, А. Б. Акпаева [13]); взаимосвязь мотивации учебной деятельности и профессиональной мобильности (И. Н. Ефремкина [9]) и т. д.

Проведенный анализ психологической, педагогической литературы показал, что проблема мотивации учебной деятельности полиаспектна, исследования мотивации учения проводятся с различных теоретико-методологических позиций. Мотивация учения является системным образованием, обеспечивающим побуждение, направленность и регуляцию выполнения учебной деятельности. Она представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из иерархии внутренних и внешних учебных мотивов; учебных целей и намерений их реализовы-вать; саморегуляции и преодоления трудностей; оценки собственного потенциала; представлений о своих достижениях и способах атрибуции успехов и неудач, возникающих в учебной деятельности.

Любая человеческая деятельность полимоти-вирована, однако в каждом виде деятельности

можно говорить о доминирующем мотиве [15, с. 28]. Учебные мотивы делятся на две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние мотивы обусловлены непосредственно учебной деятельностью, в их основе лежат потребности в получении нового знания, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, установка на усвоение способов и приемов самостоятельного получения знаний. Внешние мотивы учебной деятельности отражают более широкие отношения личности с окружающим миром - широкие социальные мотивы, проявляющиеся в чувстве долга, ответственности, в осознании и понимании социальной значимости учения; узкие социальные мотивы, выраженные стремлением занять определенную позицию в отношениях с окружающими; мотивы социального сотрудничества, выражающиеся в ориентации на разные способы взаимодействия с другими людьми; стимульные мотивы, связанные с желанием получить положительную оценку своей деятельности или побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если будешь плохо учиться.

Студенты с доминирующей внутренней мотивацией обнаруживают значимо более продуктивные паттерны академической саморегуляции, настойчивости и успешности, чем студенты с равно доминирующими внутренней и внешней мотивациями [7, с. 72].

Проведенное Т. О. Гордеевой исследование показало, что источником внутренней (познавательной) мотивации учебной деятельности у студентов вуза выступает удовлетворение в процессе обучения базовых потребностей в компетентности, автономии и принятии, причем главной из них является потребность в компетентности.

Методы исследования

С целью определения совокупности мотивов, которые входят в структуру мотивации учебной деятельности студентов, было проведено исследование на базе Самарского университета по методике диагностики учебной мотивации, разработанной А. А. Реаном, В. А. Якуниным, модифицированной Н. Ц. Бадмаевой. Данная методика направленна на определение 7 групп мотивов учебной деятельности:

коммуникативных, профессиональных,

учебно-познавательных, широких социальных мотивов, мотивов творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Студентам предлагалось оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по

значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. При обработке результатов необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника. Кроме этого, студенты отвечали на вопросы авторской анкеты.

Выборку для исследования составили магистранты очного отделения первого курса биологического и экономического факультетов (67 человек). Выбор в пользу студентов, обучающихся на первом курсе, был сделан не случайно, так как магистратура - это вторая ступень высшего образования, позволяющая углубить знания в определенной научной области или вообще сменить специальность. Студенты, поступающие в магистратуру, реализуют идею непрерывного образования на практике. В связи с этим возникает вопрос: какие мотивы движут ими при поступлении в магистратуру, что именно побуждает их осуществлять учебную деятельность?

Результаты и дискуссия

Анализ результатов анкетирования показал, что причиной поступления в магистратуру для 89 % опрошенных является осознание того, что квалификации бакалавра недостаточно для будущей профессиональной деятельности, 31 % опрошенных студентов в качестве причины поступления в магистратуру указали, что им просто нравится учиться. По мнению 68 % респондентов, обучение в магистратуре дает возможность развиваться и самореализовываться, получать знания; 58 % опрошенных студентов считают, что, пройдя подготовку в магистратуре, они станут профессионалами; 47 % студентов учатся ради того, чтобы просто получить образование и добиться успеха в будущем; 31 % - считает, что обучение в магистратуре позволит им расширить круг общения.

Анализ полученных результатов по методике диагностики учебной мотивации, разработанной А. А. Реаном, В. А. Якуниным, модифицированной Н. Ц. Бадмаевой, показал, что среди мотивов учебной деятельности доминируют профессиональные мотивы (среднее значение 4,11). Студенты учатся потому, что им нравится выбранная профессия, они хотят стать высококлассными специалистами, обеспечить себе успешное профессиональное будущее. Доминирование группы профессиональных мотивов в структуре мотивации учебной деятельности является положительным моментом, так как процесс обучения в магистратуре направлен на профессиональное становление студентов, а они, в свою очередь, заин-

139"

тересованы именно в этом.

На втором месте по значимости находятся мотивы творческой самореализации (среднее значение 3,72). Студенты с ведущим мотивом творческой самореализации заинтересованы в применении полученных знаний в творческой деятельности. Их интересуют проблемы развития общества и жизнедеятельности людей.

На третьем месте по значимости находятся учебно-познавательные мотивы (среднее значение 3,69). Следует отметить, что учебно-познавательные мотивы относятся к внутренним мотивам учебной деятельности, так как

напрямую связаны с ее содержанием. Однако сам процесс познания, открытия чего-то нового, приобретение глубоких и прочных знаний, возможность заняться научной деятельностью не столь значимы для студентов, они в большей степени ориентированы на профессиональное становление и творческую самореализацию.

На четвертом месте по значимости находятся коммуникативные мотивы (среднее значение 3,25), студенты стремятся к взаимодействию с интересными людьми, они осознают важность коммуникативных умений для дальнейшей профессиональной деятельности.

Таблица 1

Результаты диагностики учебной мотивации студентов

Коммуникативные мотивы Мотивы избегания Мотивы престижа Профессиональные мотивы Мотивы творческой самореализации Учеб- но-познаватель ные мотивы Социальные мотивы

3,25 1,66 2,31 4,11 3,72 3,69 3,12

На пятом месте по значимости находится группа социальных мотивов (среднее значение 3,12). Социальные мотивы проявляются в осознании необходимости получения высшего образования для обеспечения дальнейшего материального благополучия, служебного продвижения; также упоминаются возможность приносить пользу обществу; долг перед родителями.

На шестом месте по значимости находятся мотивы престижа (среднее значение 2,31). Студенты, которые поставили высокие оценки мотивам данной группы, стремятся выгодно выделиться на фоне других людей, заслужить положительное внимание со стороны преподавателей, получить одобрение со стороны родителей и окружающих.

На седьмом месте по значимости - мотивы избегания (среднее значение 1,66). Данный факт свидетельствует, что большинство студентов, принявших участие в исследовании, не боятся осуждения и наказания за плохую успеваемость, не будут испытывать отрицательных эмоций, если вдруг окажутся в числе отстающих.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что ведущими мотивами учебной деятельности у студентов, обучающихся в очной магистратуре, являются профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы. Ведущая роль профессиональных мотивов в структуре мотивации учебной деятельности, с одной стороны, обусловлена тем, что процесс обучения в магистратуре строится на основе моделирования будущей про-

фессиональной деятельности и большинство магистрантов уже работает, а с другой стороны, тем, что познавательные мотивы приобретают качественно иную форму проявления в мотивацион-ной сфере учения, получая специфическую профессиональную окраску. Результаты, полученные в ходе данного исследования, свидетельствуют о том, что у студентов, обучающихся в магистратуре, данные мотивы являются смыслообразующи-ми. Главной причиной побуждения к учебной деятельности в магистратуре, основой постановки цели, выбора средств и способов ее достижения является динамическое взаимодействие профессиональных, учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации.

Полученные в ходе нашего исследования эмпирические данные находят свое теоретическое обоснование в концепции Н. А. Бакшаевой: «...познавательные и профессиональные мотивы взаимообусловлены в своем развитии форм. Как источник формирования профессиональных мотивов, познавательные являют собой генетически первичную ("низшую") форму их существования. Зарождаясь в контексте развития познавательных мотивов, профессиональные мотивы развиваются далее уже как относительно самостоятельная система и приобретают качество профессионального мотивационного синдрома. Этим развитие не заканчивается, но служит отправным при последующих циклических взаимных трансформациях познавательных и профессиональных мотивов в системе общего мотивационного синдрома учения, изменяя его качество» [2, с. 113].

К источникам внутренней мотивации учебной деятельности и способам ее поддержки можно отнести

— проблемные методы обучения, направленные на развитие любопытства и любознательности студентов; применение интерактивных методов, технологий контекстного обучения, способствующих повышению интереса к будущей профессиональной деятельности [2, 9, 17];

— создание условий для кооперации студентов во время обучения, позволяющей снизить соперничество и конкуренцию между ними, концентрироваться не на защите своего я, а на мыслительной деятельности;

— формирование у педагогов умений правильно ставить вопросы, стимулирующие познавательную мотивацию студентов [12];

— обучение студентов правильному реагированию на неудачи и трудности в учебной деятельности;

— развитие у студентов навыков саморегуляции [6];

— организацию мотивирующей обратной связи со стороны преподавателей;

— развитие когнитивных составляющих мотивации;

— продуманное использование оценок [3].

Заключение

В основе любой деятельности, в том числе и учебной, лежат те или иные мотивы. Изучение мотивов учебной деятельности студентов позволяет, с одной стороны, понять, ради чего учится студент, в чем для него заключается смысл учения. С другой - какие педагогические средства необходимо использовать, какие условия необходимо создать для того, чтобы сформировать у студентов внутреннею мотивацию учебной деятельности. Знания ведущих мотивов, входящих в структуру мотивации учебной деятельности студентов, могут быть применены для оптимизации процесса профессиональной подготовки и обеспечения успешности учебной деятельности. Формирование внутренних мотивов учебной деятельности студентов играет важную роль в стремлении к непрерывному образованию и саморазвитию.

Библиографический список

1. Антонов, В. Г. Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования [Текст] / В. Г. Антонов, И. А. Румянцева, Т. Ю. Кротенко // ПНиО. - 2019. -№ 2 (38). - С. 267-283.

2. Бакшаева, Н. В. Психология мотивации студентов [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М. : Логос, 2006. - 184 с.

3. Волкова, Е. Н. Психологические возможности педагогической отметки [Текст] / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, С. А. Безгодова // Вестник Мининского университета. - 2018. - № 4 (25). - С. 12-20.

4. Гаранина, Р. М. Актуализация мотивационной сферы личности студента в процессе формирования его субъектной позиции [Текст] / Р. М. Гаранина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - № 1 (57). - С. 55-69.

5. Гладков, А. В. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации [Текст] / А. В. Гладков, О. И. Ваганова, М. П. Прохорова // БГЖ. - 2019. - № 1 (26). -С. 274-276.

6. Гордеева, Т. О. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов [Текст] / Т. О. Гордеева, О. А. Сычева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - № 1. - С. 67-87.

7. Дериш, Ф. В. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения [Текст] / Ф. В. Дериш, Л. О. Пузырева // Вестник ПГГПУ -Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2018. - № 1. - С 39-53.

8. Емалетдинов, Б. М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / Б. М. Емалетдинов // Вестник Башкирского ун-та. -2010. - № 2. - С. 521-527.

9. Ефремкина, И. Н. Исследование динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности [Текст] / И. Н. Ефремкина // ПНиО. - 2018. - № 2 (32). - С. 175-180.

10. Крылова, М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза [Текст] / М. Н. Крылова // ПНиО. - 2013. - № 3. - С. 86-95.

11. Максименко, Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете [Текст] / Н. В. Максименко // Вестник ОГУ -2018. - № 6 (218). - С. 40-46.

12. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. -96 с.

13. Минаева, Е. В. Динамика антимотивации учебной деятельности студентов педагогических университетов [Текст] / Е. В. Минаева, Н. В. Иванова, А. Б. Акпаева // ПНиО. - 2018. - № 3 (33). - С. 54-58.

14. Молдабаева, Р. А. Взаимосвязь учебно-познавательных мотивов с профессиональным самоопределением студентов [Текст] / Р. А. Молдабаева, Д. А. Жансерикова, С. М. Нургалиева // Инновационная наука. - 2018. - № 12. - С. 190-192.

15. Никулина, И. В. Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета [Текст] / И. В. Никулина, А. М. Санько // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - Т. 19. - № 5. -С. 27-32.

16. Осипова, Н. Г. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / Н. Г. Осипова, Г. В. Колодезная, А. Н. Шевцов // Образование и наука. - 2018. - № 6. -С. 158-182.

17. Осиповская, А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / А. В. Осиповская // Экономический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 89-93.

18. Палкин, Е. В. Применение методов активного обучения как способ повышения мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / Е. В. Палкин, Т. С. Розанова // Вестник КрасГАУ - 2014. - № 1. -С. 226-231.

19. Ронь, Г. И. Трансформация мотивирующих факторов к получению профессиональных навыков в процессе обучения [Текст] / Г. И. Ронь, А. А. Епишова // Проблемы стоматологии. - 2018. -№ 4. - С. 131-137.

20. Скобина, Е. А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета [Текст] / Е. А. Скобина // Universum: Психология и образование. - 2017. - № 2 (32). - С. 20-27.

21. Степанов, В. И. О мотивах студентов государственных и частных вузов [Текст] / В. И. Степанов // Вестник ТГПУ - 2018. - № 1 (190). - С. 123-128.

22. Covington, M. V Goal theory, motivation, and school achievement: an integrative review ^kst] / M. V. Covington // Annual Review of Psychology. 2000. -VOL. 51:1. - P. 171-200.

23. Meece, J. L. Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement ^kst] / J. L. Meece, E. M. Anderman, L. H. Anderman // Annual Review of Psychology. - 2006. - VOL. 57:1. -P. 487-503.

24. Ramos, R. T. The influence of the teacher on the motivation, the learning strategies, critical thinking of students and academic performance in the area of physical education ^kst] / R. T. Ramos, N. N. Gómez // Psychology, Society and Education. - 2019. - VOL. 11. -р. 137-150.

Reference List

1. Antonov, V. G. Ocenka urovnja i struktury moti-vacii к uchebe studentov bakalavriata kak pokazatelej kachestva obrazovanija = Assessment of the level and structure of motivation for Bachelor's degree students as indicators of the quality of education [Tekst] / V. G. Antonov, I. A. Rumjanceva, T. Ju. Krotenko // PNiO. - 2019. - № 2 (38). - S. 267-283.

2. Bakshaeva, N. V. Psihologija motivacii studentov = Psychology of students' motivation [Tekst] : ucheb.

posobie / N. V. Bakshaeva, A. A. Verbickij. - M. : Logos, 2006. - 184 s.

3. Volkova, E. N. Psihologicheskie vozmozhnosti pedagogicheskoj otmetki = Psychological possibilities of pedagogical mark [Tekst] / E. N. Volkova,

A. V. Mikljaeva, S. A. Bezgodova // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2018. - № 4 (25). - S. 12-20.

4. Garanina, R. M. Aktualizacija motivacionnoj sfery lichnosti studenta v processe formirovanija ego sub#ektnoj pozicii = Updating the motivational sphere of the student's personality in the process of forming his/her subject position [Tekst] / R. M. Garanina // Otechestven-naja i zarubezhnaja pedagogika. - 2019. - № 1 (57). -S. 55-69.

5. Gladkov, A. V. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii kak sredstvo povyshenija uchebnoj motivacii = Modern pedagogical technologies as a means to increase educational motivation [Tekst] / A. V Gladkov,

0. I. Vaganova, M. P. Prohorova // BGZh. - 2019. - № 1 (26). - S. 274-276.

6. Gordeeva, T. O. Motivacionnye profili kak pred-iktory samoreguljacii i akademicheskoj uspeshnosti stu-dentov = Motivational profiles as predictors of students' self-regulation and academic success [Tekst] / T. O. Gordeeva, O. A. Sycheva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. - 2017. - № 1. -S. 67-87.

7. Derish, F. V Vklad chert lichnosti i akademicheskoj motivacii v uspeshnost' obuchenija = Contribution of personality's traits and academic motivation to the learning success [Tekst] / F. V. Derish, L. O. Puzyreva // Vestnik PGGPU. - Serija № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. - 2018. - № 1. - S 39-53.

8. Emaletdinov, B. M. Problema motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov = The problem of motivation of students' educational activity [Tekst] /

B. M. Emaletdinov // Vestnik Bashkirskogo un-ta. -2010. - № 2. - S. 521-527.

9. Efremkina, I. N. Issledovanie dinamiki kar'ernyh orientacij, uchebnoj motivacii, ih vzaimosvjazi u studen-tov-bakalavrov kak uslovija formirovanija gotovnosti k professional'noj mobil'nosti = Study of the dynamics of career orientations, educational motivation, their relationship in Bachelor's degree students as conditions for readiness formation for professional mobility [Tekst] /

1. N. Efremkina // PNiO. - 2018. - № 2 (32). -S. 175-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Krylova, M. N. Sposoby motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov vuza = Ways to motivate the educational activities of University students [Tekst] / M. N. Krylova // PNiO. - 2013. - № 3. - S. 86-95.

11. Maksimenko, N. V. Problemy aktualizacii motivacii akademicheskih dostizhenij studentov kak faktory povyshenija kachestva obuchenija v universitete = Problems of updating the motivation of students' academic achievements as factors of improving the education quality at the university [Tekst] / N. V Maksimenko // Vestnik OGU. - 2018. - № 6 (218). - S. 40-46.

12. Markova, A. K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste = Formation of learning motivation in school age [Tekst] : posobie dlja uchitelja / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1983. - 96 s.

13. Minaeva, E. V Dinamika antimotivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov pedagogicheskih universitetov = Dynamics of anti-stimulation of students' educational activities in pedagogical universities [Tekst] / E. V Minaeva, N. V. Ivanova, A. B. Akpaeva // PNiO. -2018. - № 3 (33). - S. 54-58.

14. Moldabaeva, R. A. Vzaimosvjaz' uchebno-poznavatel'nyh motivov s professional'nym sa-moopredeleniem studentov = Interaction between educational and cognitive motives and the professional self-determination of students [Tekst] / R. A. Moldabaeva, D. A. Zhanserikova, S. M. Nurgalieva // Innovacionnaja nauka. - 2018. - № 12. - S. 190-192.

15. Nikulina, I. V. Motivacija nauch-no-issledovatel'skoj dejatel'nosti prepodavatelej universi-teta = Motivation for research activities of university professors [Tekst] / I. V. Nikulina, A. M. San'ko // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. -2017. - T. 19. - № 5. - S. 27-32.

16. Osipova, N. G. O zakonomernostjah i prichinah otchislenij v vuze i motivacii uchebnoj dejatel'nosti stu-dentov = On the regularities and reasons of contributions in University and motivation of students' educational activity [Tekst] / N. G. Osipova, G. V. Kolodeznaja, A. N. Shevcov // Obrazovanie i nauka. - 2018. - № 6. -S. 158-182.

17. Osipovskaja, A. V. K voprosu o motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov = On the motivation of students' educational activity [Tekst] / A. V. Osipovskaja // Jekonomicheskij zhurnal. - 2013. -№ 2. - S. 89-93.

18. Palkin, E. V Primenenie metodov aktivnogo obuchenija kak sposob povyshenija motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov = Use of active learning methods as a way to increase students' motivation [Tekst] / E. V Palkin, T. S. Rozanova // Vestnik KrasGAU. -2014. - № 1. - S. 226-231.

19. Ron', G. I. Transformacija motivirujushhih faktorov k polucheniju professional'nyh navykov v processe obuchenija = Transformation of motivating factors to professional skills in the learning process [Tekst] / G. I. Ron', A. A. Epishova // Problemy stomatologii. -2018. - № 4. - S. 131-137.

20. Skobina, E. A. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov juridicheskogo fakul'teta = Motivation of students' educational activity in the Faculty of Law [Tekst] / E. A. Skobina // Universum: Psihologija i obrazovanie. -2017. - № 2 (32). - S. 20-27.

21. Stepanov, V I. O motivah studentov gosudar-stvennyh i chastnyh vuzov = About students' motives of state and private universities [Tekst] / V. I. Stepanov // Vestnik TGPU. - 2018. - № 1 (190). - S. 123-128.

22. Covington, M. V. Goal theory, motivation, and school achievement: an integrative review [Tekst] / M. V. Covington // Annual Review of Psychology. 2000. -VOL. 51:1. - P. 171-200.

23. Meece, J. L. Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement [Tekst] / J. L. Meece, E. M. Anderman, L. H. Anderman // Annual Review of Psychology. - 2006. - VOL. 57:1. -P. 487-503.

24. Ramos, R. T. The influence of the teacher on the motivation, the learning strategies, critical thinking of students and academic performance in the area of physical education [Tekst] / R. T. Ramos, N. N. Gómez // Psychology, Society and Education. - 2019. - VOL. 11. -r. 137-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.