DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-89-94 УДК 37.03
Дата поступления статьи: 10/У11/2019 Дата принятия статьи: 25/УШ/2019
И.В. Никулина, А.Э. Снежкова
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Никулина Ирина Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4716-9650
© Снежкова Алиса Эмилевна — магистр III курса кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7148-663X
АННОТАЦИЯ
Мотивация учебной деятельности является одним из ключевых аспектов обучения. Проведенные психологические, педагогические исследования доказали значимую роль мотивационных переменных в эффективности учебной деятельности. Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности обусловлена, с одной стороны, возрастающим интересом государства к реализации потенциала личности для ее дальнейших достижений, которые являются основой развития современного информационного и высокотехнологичного общества, а с другой стороны, снижением внутренней учебной мотивации в процессе обучения. Внутренняя мотивация учебной деятельности гарантирует успешность и значительные достижения обучающегося в учебном процессе, что, в свою очередь, напрямую связано с дальнейшим прогрессом не только его лично, но и в совокупности людей — всего общества в целом. Внутренняя мотивация учебной деятельности определяется системой мотивов, находящих отражение в интересе к содержанию учебной деятельности, в создании продуктивного результата, в получаемом удовольствии от процесса познания, от решения интеллектуальных задач. Внутренняя учебная мотивация обуславливает академические достижения, позитивную динамику успеваемости, а также является условием психологического благополучия.
Методы исследования: анализ и синтез научных идей и результатов исследований в сфере мотивации; обобщение и систематизация фактов и положений о мотивации учебной деятельности; изучение мотивации учебной деятельности обучающихся.
В статье представлено определение мотивации учебной деятельности, дан сравнительный анализ понятий «мотивация» и «мотив». Рассмотрены мотивы, относящиеся к внешней (мотив социального одобрения, боязнь наказания, мотив общения, внеучебная школьная мотивация) и внутренней (познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации) мотивации учебной деятельности. Проанализированы результаты анкетирования обучающихся 5—11 классов, выделены ведущие мотивы учебной деятельности на каждом из возрастных этапов.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивы, внешние мотивы, внутренние мотивы, уровень сформированности мотивации, диагностика мотивации.
Цитирование. Никулина И.В., Снежкова А.Э. Исследование уровня сформированности мотивации учебной деятельности обучающихся // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 3. С. 89-94. БОТ: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-89-94.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-89-94 Submitted: 10/^11/2019
Accepted: 25/VIII/2019
UDC 37.03
I.V. Nikulina, A.E. Snezhkova
STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF MOTIVATION FOR LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS
© Nikulina Irina Vyacheslavovna — Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4716-9650
© Snezhkova Alisa Emilevna — master of the 3rd year of study, Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7148-663X
ABSTRACT
Motivation for learning is one of the key aspects of learning. Conducted psychological, pedagogical studies have proved a significant role of motivational variables in the effectiveness of educational activities. The urgency of the problem of motivation for educational activity is due, on the one hand, to the growing interest of the state in realizing the potential of the individual for its further achievements, which are the basis for the development of modern information and high-tech society, and on the other hand, to a decrease in internal educational motivation in the learning process. The internal motivation of educational activity guarantees the success and significant achievements of the student in the educational process, which, in turn, is directly related to the further progress not only of him personally, but also in the aggregate of people — the whole society as a whole. The intrinsic motivation of educational activity is determined by a system of motives reflected in interest in the content of educational activity, in creating a productive result, in enjoying the process of cognition, and solving intellectual problems. Internal educational motivation determines academic achievement, positive dynamics of academic performance, and is also a condition of psychological well-being.
Research methods: analysis and synthesis of scientific ideas and research results in the field of motivation; generalization and systematization of facts and regulations on the motivation of educational activities; study of the motivation of learning activities of students.
The article presents the definition of motivation for educational activities, gives a comparative analysis of the concepts of «motivation» and «motive». The motives related to external (motive of social approval, fear of punishment, motive of communication, extracurricular school motivation) and internal (cognitive interest, motivation to achieve, awareness of social need, motive of self-realization) motivation for learning activities are considered. The results of a survey of students in grades 5—11 are analyzed, the leading motives of educational activity at each of the age stages are highlighted.
Key words: motivation of study activity, motives, external motives, internal motives, level of motivation formation, diagnostics of motivation, personality development.
Citation. Nikulina I.V., Snezhkova A.E. Issledovanie urovnya sformirovannosti motivatsii uchebnoi deyatel'nosti obuchayushchikhsya [Study of the level of motivation for learning activities of students]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 3, pp. 89-94. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-89-94 [in Russian].
Введение
Социокультурные изменения, происходящие в сфере образования, в частности в сфере общего школьного образования, приводят к интенсивному изменению социальных ориентиров в обществе. Непрерывное и динамическое изменение педагогической среды, переход к новой образовательной парадигме сопровождаются появлением новых требований ко всем участникам образовательного процесса: как к педагогам, так и к обучающимся. Появление новых требований порождает необходимость находить средства для их удовлетворения. Этот процесс получил свое отражение в системе школьного образования. Современная школа на-
ходится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Однако педагоги сталкиваются с нежеланием обучающегося учиться, это касается как дисциплин гуманитарного, так и естественного цикла. В настоящее время обучающиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей, стоящей перед педагогом в средней общеобразовательной школе, яв-
ляется создание психолого-педагогических условий для развития внутренней мотивации учебной деятельности.
Важность развития мотивации и мотивацион-ной сферы обучающегося очевидна, так как современными ориентирами общества и образования стали постоянное стремление к познанию, саморазвитию и самообразованию не только на всем периоде обучения, но и в течение всей жизни. Основные усилия педагогов направлены в первую очередь на улучшение и постепенное совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как развитие мотивационной сферы деятельности обучающихся относится к очень глубинным и трудно осознаваемым сторонам человеческой психики, являясь важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности. Сложность развития мотивационной сферы заключается в том, что необходимо формировать не внешние, а внутренние мотивы учебной деятельности, которые дают начало самоактуализации личности. Преобладание в структуре учебных мотивов интереса к учебной деятельности, мотивов достижения, развитого уровня самоконтроля и настойчивости, умения преодолевать трудности, возникающие при решении интеллектуальных задач, способствует результативности и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Степень разработанности проблемы
В философской, педагогической, психологической литературе отмечается важная роль мотиваци-онных переменных в эффективности деятельности [Ильин 1995; Леонтьев 2005; Маслоу 1999; Никулина 2008; Никулина, Санько 2017; Хекхаузен 2003], рассматривается структура мотивации учебной деятельности, источники и механизмы возникновения учебных мотивов, роль мотивации в достижении эффективности учебной деятельности [Бак-шаева, Вербицкий 2006; Божович 2001; Гордеева 2013; Маркова 1981; Маркова, Матис, Орлов 1990; Реан 1999; Шепелева 2008].
Теоретический анализ литературы показал, что успех в учебной деятельности зависит от особенностей учебной мотивации, выполняющей роль движущей силы, определяющей академические достижения обучающихся. Побудительной силой учебной деятельности является мотив. Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, «опредмеченная потребность». Мотивами могут быть предметы внешнего мира, привычки, чувства, представления - все то, в чем нашла воплощение потребность. Мотив показывает, во имя чего осуществляется учебная деятельность и какие при этом преследуются цели.
Термин «мотивация» значительно шире термина «мотив». Мотивация - это сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека. Под мотивацией понимают процессы детерминации активности человека или формирования побуждения его к деятельности [Ильин 1995; Леонтьев 2005; Хекхаузен 2003]. В учебном процессе мотивацион-ная сфера личности проявляется в качестве совокупности различных побуждений: мотивов, потреб-
ностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.
В структуре учебной мотивации можно выделить внешние и внутренние мотивы. Выделенные мотивы играют различную роль в эффективности учебной деятельности и по-разному определяют психологическое благополучие обучающихся. К внешним мотивам относят: мотив социального одобрения, боязнь наказания, мотив общения, вне-учебную школьную мотивацию. Обучающиеся с выраженной мотивацией социального одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения со стороны педагогов, одноклассников, родителей. Мотив «боязнь наказания» показывает значимость для обучающегося наказания, порицания со стороны других людей за его учебные неудачи. Обучающиеся с выраженной мотивацией боязни наказания учатся прежде всего потому, что опасаются наказания за неуспехи в учебной деятельности. Обучающиеся, у которых ведущим мотивом является мотив общения, проявляют заинтересованность в тех видах деятельности, где присутствует коммуникация, что не всегда относится непосредственно к учебному процессу. Обучающиеся с внеучебной школьной мотивацией проявляют заинтересованность в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.). Они с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости.
Внутренние мотивы учебной деятельности связаны с процессом познания и достижения результатов в ней. К внутренним мотивам относятся: познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации. Обучающиеся с выраженным познавательным интересом испытывают потребность в получении нового знания и новой информации. Они получают удовольствие от самого процесса открытия нового. Обучающиеся с доминирующим мотивом достижения проявляют желание быть лучшими, осознавать себя способными, умными, компетентными. В учебной деятельности они хотят доказать себе, что способны на многое. Мотив осознания социальной необходимости учения проявляется в стремлении обучающихся быть образованными. Они учатся потому, что осознают необходимость получения хорошего образования для собственного успешного будущего. Мотив самореализации свидетельствует о значимости учебной деятельности как ведущей сферы самореализации.
Мотивация личности подвержена возрастными изменениям. У дошкольников и младших школьников основными мотивами являются интерес к учению, стремление к взрослости, принятие новой социальной роли (ученика). В средних классах ведущими мотивами являются стремление найти свое место среди товарищей; познание и оценка свойств своей личности; интерес к определенному предмету в школе на фоне снижения общей мотивации учения; мотив избегания неприятностей (боязнь
наказания). Для старших школьников наиболее ярким мотивом учебной деятельности становится подготовка к следующей ступени своего образования.
Результаты исследования
С целью изучения ведущих мотивов учебной деятельности было проведено анкетирование среди обучающихся 5—11 классов города Самары. В анкетировании приняло участие 66 человек (учащиеся с пятого по одиннадцатый класс). Анкета включала в себя тридцать девять вопросов, каждый из которых направлен на выявление доминирующего мотива учебной деятельности обучающихся. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что на каждом возрастном этапе происходит изменение доминирующих мотивов в структурах внешней и внутренней мотивации учебной деятельности (рис. 1).
Преобладающими мотивами в структуре внешней мотивации учебной деятельности у обучающихся 5—7 классов являются мотивы социального одобрения родителей и боязни наказания со стороны школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся данной возрастной группы учатся потому, что есть внимание со стороны родителей к их учебным успехам и они не желают показаться в глазах педагогов неспособными. На втором месте
по значимости в структуре внешней мотивации учебной деятельности стоит мотив общения, что свидетельствует о том, что обучающиеся ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями, одноклассниками, педагогами.
Преобладающими мотивами в структуре внешней мотивации учебной деятельности у обучающихся 8—9 классов являются мотив социального одобрения педагогами и мотив социального одобрения родителями. Для обучающихся данной возрастной группы важно получить одобрение со стороны педагогов и родителей. Доминирующим в структуре внешней мотивации учебной деятельности обучающихся 10—11 классов выступает мотив общения.
Доминирующими мотивами в структуре внутренней мотивации учебной деятельности у обучающихся 5—7 классов являются познавательный интерес и мотив самореализации (рис. 2). Обучающиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового, проявляют интерес к новому знанию и новой информации. Мотив самореализации выражается в значимости учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где обучающийся может заявить о себе, развивая свой потенциал.
5-7 кпасс 8-9кпасс 10-11 класс
4А 4Б 4В 5 А Внешние мотивы
1Л - престижность учебы в классе; 1Б- престижность учебы в семье 4Л -мотив социального одобрения (одноклассникам ш; 46 -мотив социального одобрения ¡педагогами' 4е- мотив социального одобрения <родителями> л4 -боязнь наказания со стороны школы ?Б- боязнь наказания со стороны семьи ~- мотив общения 5 - вне1 чебная школьная мотивация.
Рис. 1. Доминирующие мотивы в структуре внешней мотивации учебной деятельности
Рис. 2. Доминирующие мотивы в структуре внутренней мотивации учебной деятельности
Преобладающим мотивом в структуре внутренней мотивации учебной деятельности у обучающихся 8—9, 10—11 классов оказался мотив осознания социальной необходимости учения; учащиеся данной возрастной группы стремятся быть образованными людьми, осознавая необходимость получения хорошего образования.
Результаты анкетирования показали высокую степень развития познавательного интереса у учащихся 5—7 классов, которая к 10 классу резко понижается, что требует поиска способов сохранения и развития внутренней учебной мотивации старшеклассников.
Выводы
Основной проблемой развития мотивационной сферы обучающихся является преобладание внешних мотивов учебной деятельности: общение в рамках школы и потребность в социальном одобрении. Внешняя мотивация учебной деятельности непродуктивна и кратковременна. Обучающиеся с преобладанием внешней мотивации испытывают внутренний дискомфорт. Снижение интенсивности внешнего фактора (уменьшение социального одобрения, снижение угрозы наказания) приводят к демотивации учебной деятельности, что требует создания условий для формирования внутренней мотивации учебной деятельности. Внутренняя мотивация учебной деятельности выражается интересом к приобретению знаний, преодолению трудностей, реализации собственного интеллектуального, творческого и личностного потенциала, что гарантирует дальнейший непрерывный и независимый от внешней среды рост личности.
Библиографический список
Бакшаева, Вербицкий 2006 — БакшаеваH.A., Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/ 1042469/Verbickiy__Psihologiya_motivacii_studentov.html.
Божович 2001 — Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/ download/html/?book=bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001 &bookhl.
Гордеева 2013 — Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 444 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnikov-i-studentov-struktura-mekhanizmy-usloviya-razvi.
Гордеева 2005 — Гордеева Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. 2005. № 4. C. 3-27. URL: https:// mybiblioteka.su/9-99627.html.
Ильин 1995 — Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С. 27—41. URL: https://poisk-ru.ru/s833t11.html
Леонтьев 2005 — Леонтьев A.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с. URL: https:// studfiles.net/preview/3004604.
Маркова 1981 — Маркова A.K. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
Маркова, Матис, Орлов 1990 — Маркова A.K., Матис T.A., Орлов A.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с. URL: http:// pedlib.ru/Books/1/0389.
Маслоу 1999 — МаслоуA. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/ maslow_motivation_and_personality.pdf.
Никулина 2008 — Никулина И.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 303—311. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/ 4443.
Никулина, Санько 2017 — Никулина И.В., Санько A.M. Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. № 5. С 27—32. URL: http://www.ssc.smr.ru/ media/journals/izvestia_hum/2017/2017_5_27_32.pdf.
Реан 1999 — О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / Реан А.А. [и др.] // Ананьевские чтения-99: тезисы научно-практич. конф. СПб., 1999. С. 222—223. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ ananyevskie_chteniya_ 1999/go,0;fs,0.
Хекхаузен 2003 — Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с. URL: http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/ %D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1% 86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%
1%8C%Z%D0%A5%^B5%D0%BA%D1%85%D0%BQ%D1%83%D0% B7%D0%B5%D0%BD.%D0%A5.%20(2003,%20860%E^1%81.)%20(%D0% A1%D0%B5%D1%80.%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82 %ШЕ5Ш%8[ШШдаШШШ%81%0(Ш%01%85Ш) %BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8).PDF.pd£
Шепелева 2008 — Шепелева E.A. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2008. 166 с. URL: https:// www.dissercat.com/content/osobennosti-uchebnoi-i-sotsialnoi-samoeffektivnosti-shkolnikov.
References
Bakshaeva, Verbitskiy 2006 — Bakshaeva N.A., VerbtskiyA.A. Psikhologiya motivatsii studentov [Psychology of motivation of students]. M.: Logos, 2006, 184 p. Available at: https://www.e-reading.club/bookreader.php/1042469/ Verbickiy_-_Psihologiya_motivacii_studentov.html [in Russian].
Bozhovich 2001 — Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psikhol. tr. Pod red. D.I. Fel'dshteina; Ros. akad. obrazovaniya, Mosk. psikhol.-sots. in-t. 3-e izd. [Problems of personality formation: Selected psychological works. D.I. Feldstein (Ed.); Russian Academy of Education, Moscow psychologic-social university. 3-rd edition]. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001, 349 p. Available at: http:// elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/
?book=bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001&bookhl [in Russian].
Gordeeva 2013 — Gordeeva T.O. Motivatsiya uchebnoi deyatel'nosti shkol'nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya: dis. ... kand. psikhol. nauk [Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions of development: Candidate's of Psychological Sciences thesis]. M., 2013, 444 p. Available at: https://www.dissercat.com/ content/motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnikov-i-studentov-struktura-mekhanizmy-usloviya-razvi [in Russian].
Gordeeva 2005 — Gordeeva T. O. Motivatsionnye faktory, vliyayushchie na dostizheniya v uchebnoi deyatel'nosti [Motivational factors influencing achievements in educational activities]. Psikhologiya v vuze [Psychology in the university], 2005, no 4, pp. 3—27. Available at: https:// mybiblioteka.su/9-99627.html [in Russian].
Ilyin 1995 — Ilyin E.P. Sushchnost' i struktura motiva [Essence and structure of motive]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1995, Vol. 16, no. 2, pp. 27—41. Available at: https://poisk-ru.ru/s833t11.html [in Russian].
Leontiev 2005 — Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Smysl, Akademiya, 2005, 352 p. Available at: https://studfiles.net/ preview/3004604 [in Russian].
Markova 1981 — Markova A.K. Issledovanie motivatsii uchebnoi deyatel'nosti i idei L.S. Vygotskogo [Study of motivation of educational activities and ideas of L.S. Vygotsky]. In: Nauchnoe tvorchestvo L.S. Vygotskogo i sovremennaya psikhologiya [Scientific creativity of L.S. Vygotsky and modern psychology]. M.: Prosveshchenie, 1981, 256 p. [in Russian].
Markova, Matis, Orlov 1990 - Markova A.K, Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivatsii ucheniya: kniga dlya uchitelya [Formation of motivation of teaching: book for teacher]. M.: Prosveshchenie, 1990, 192 p. Available at: http:// pedlib.ru/Books/1/0389 [in Russian].
Maslow 1999 — Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. SPb.: Evraziya, 1999, 478 p. Available at: http://www.bim-bad.ru/docs/ maslow_motivation_and_personality.pdf [in Russian].
Nikulina 2008 — Nikulina I.V. Motivatsiya professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nostiprepodavatelya vysshei shkoly [Motivation of vocational and pedagogical activity of the teacher of higher school]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2008, no. 66, pp. 303—311. Available at: https:// journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4443 [in Russian].
Nikulina, Sanko 2017 — Nikulina I.V, Sanko A.M. Motivatsiya nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti prepodavatelei universiteta [Encouraging effective research activity of university teachers]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences], Vol. 19, no. 5, 2017, pp. 27—32. Available at: http:// www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2017/ 2017_5_27_32.pdf [in Russian].
Rean 1999 — Rean A.A. et al. O tsennostno-motivatsionnoi sfere studentov-universantov [On the value-motivational sphere of students-universants]. In: Anan'evskie chteniya-99: tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Ananev readings-99: theses of research and practical conference]. SPb., 1999, pp. 222—223. Available at: http://elib.gnpbu.ru/ text/ananyevskie_chteniya_1999/go,0;fs,0/ [in Russian].
Khekkhauzen 2003 — Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel'nost'. 2-e izd. [Motivation and activities. 2nd edition]. SPb.: Piter; M.: Smysl, 2003, 860 p. Available at: http:// znakka4estva.ru/uploads/category items/ %D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1% 86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%
1%8C%2^D^%D^B5%D0%BA%E^1%g5%D^^E^1%83%D0% ^%D0%B5%D0%Bn%D0%A5.%20(20CB;%2C860%D1%81.)%20(%D0% A1%D0%B5%D1%80.%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82 %E0%B5%П1%8C%E0%BC%2C%П%BF%D1%81%П%B8%D1%85%П) %BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8).PDF.pdf [in Russian].
Shepeleva 2008 — Shepeleva E.A. Osobennosti uchebnoi i sotsial'noi samoeffektivnosti shkol'nikov: dis. ... kand. psikhol. nauk [Peculiarities of educational and social self-efficiency of schoolchildren: Candidate's of Psychological Sciences thesis]. M.: MGU, 2008, 166 p. Available at: https:/ /www.dissercat.com/content/osobennosti-uchebnoi-i-sotsialnoi-samoeffektivnosti-shkolnikov [in Russian].