Научная статья на тему 'Функции преподавателей вузов в современных условиях'

Функции преподавателей вузов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1702
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / КОНТАКТНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / ВРЕМЕННЫЕ ТРУДОЗАТРАТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санько А. М.

Образование всегда реагирует на изменения в обществе, а преподаватель, в свою очередь, является его ключевой фигурой. Меняется общество, меняются требования. Преподаватель вуза обязан меняться, что требует непрерывного совершенствования как в предметной области, так и в области методики обучения, приобретения навыков работы в информационных системах управления учебным процессом. Актуальность проблемы уточнения функций профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования обусловлена необходимостью рационального распределения времени на качественное выполнение ими работы. Деятельность преподавателей вуза в современных условиях направлена на подготовку конкурентоспособных кадров, что требует от данных работников значительных интеллектуальных, временных усилий; готовности к эффективному социальному взаимодействию с коллегами, студентами, партнерами; технологической компетентности при решении задач в информационно-образовательной среде и информационных системах управления учебным процессом, связанных с организацией научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-методической и контактной работы. В статье представлены результаты, полученные с помощью следующих методов исследования: анализа и синтеза научной информации, профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения» и проекта профессионального стандарта «Научный работник», результатов исследований в области профессиональной деятельности преподавателей; обобщения и систематизации научных фактов и положений; опроса преподавателей образовательных организаций (монографическая выборка составила 20 человек). Опытно-экспериментальная работа заключалась в определении временных трудозатрат на выполнение функций профессорско-преподавательским составом образовательных организаций высшего образования, значимости каждой из выделенных функций и получении оценки удовлетворенности преподавателей от результатов выполнения своего функционала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF UNIVERSITY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

Education always responds to changes in society, and the teacher, in his turn, is its key figure. Society is changing, demands are changing. The teacher of the University is obliged to change, which requires continuous improvement both in the subject area and in the field of teaching methods, acquiring skills in information systems of educational process management. The relevance of the problem of clarifying the functions of professional activity of teachers of educational institutions of higher education is due to the need for rational allocation of time for quality performance of their work. The activity of university teachers in modern conditions is aimed at the training of competitive personnel, which requires significant intellectual, temporary efforts from these employees; readiness for effective social interaction with colleagues, students, partners; technological competence in solving problems in the information and educational environment and information management systems of the educational process associated with the organization of research, teaching, organizational, methodological and contact work. The article presents the results obtained by the following research methods: analysis and synthesis of scientific information, professional standard «Teacher of professional training» and the draft of the professional standard «Scientist», the results of the research in the field of professional activity of teachers; generalization and systematization of scientific facts and provisions; survey of teachers of educational organizations (monographic sample was 20 people). Experimental work was to determine the time spent on the functions of the teaching staff of educational institutions of higher education, to determine the importance of each of the selected functions and to assess the satisfaction of teachers from the results of their functions.

Текст научной работы на тему «Функции преподавателей вузов в современных условиях»

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62 УДК 378.12

Дата поступления статьи: 18/I/2019 Дата принятия статьи: 27/II/2019

А.М. Санько

ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Санько Альбина Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5536-5929

АННОТАЦИЯ

Образование всегда реагирует на изменения в обществе, а преподаватель, в свою очередь, является его ключевой фигурой. Меняется общество, меняются требования. Преподаватель вуза обязан меняться, что требует непрерывного совершенствования как в предметной области, так и в области методики обучения, приобретения навыков работы в информационных системах управления учебным процессом. Актуальность проблемы уточнения функций профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования обусловлена необходимостью рационального распределения времени на качественное выполнение ими работы. Деятельность преподавателей вуза в современных условиях направлена на подготовку конкурентоспособных кадров, что требует от данных работников значительных интеллектуальных, временных усилий; готовности к эффективному социальному взаимодействию с коллегами, студентами, партнерами; технологической компетентности при решении задач в информационно-образовательной среде и информационных системах управления учебным процессом, связанных с организацией научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-методической и контактной работы.

В статье представлены результаты, полученные с помощью следующих методов исследования: анализа и синтеза научной информации, профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения» и проекта профессионального стандарта «Научный работник», результатов исследований в области профессиональной деятельности преподавателей; обобщения и систематизации научных фактов и положений; опроса преподавателей образовательных организаций (монографическая выборка составила 20 человек).

Опытно-экспериментальная работа заключалась в определении временных трудозатрат на выполнение функций профессорско-преподавательским составом образовательных организаций высшего образования, значимости каждой из выделенных функций и получении оценки удовлетворенности преподавателей от результатов выполнения своего функционала.

Ключевые слова: функции профессиональной деятельности преподавателей вузов, учебно-методическая работа, научно-исследовательская работа, контактная работа, организационно-методическая работа в информационных системах управления учебным процессом, временные трудозатраты на выполнение функций профессиональной деятельности.

Цитирование. Санько А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 1. С. 57—62. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62.

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62 Siitmñte^ Ы/ушэ

Accepted: 27/II/2019

UDC 378.12

A.M. Sanko

FUNCTIONS OF UNIVERSITY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

© Sanko Albina Mikhalovna — Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086 Russian Federation.

E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5536-5929

ABSTRACT

Education always responds to changes in society, and the teacher, in his turn, is its key figure. Society is changing, demands are changing. The teacher of the University is obliged to change, which requires continuous improvement both in the subject area and in the field of teaching methods, acquiring skills in information systems of educational process management. The relevance of the problem of clarifying the functions of professional activity of teachers of educational institutions of higher education is due to the need for rational allocation of time for quality performance of their work. The activity of university teachers in modern conditions is aimed at the training of competitive personnel, which requires significant intellectual, temporary efforts from these employees; readiness for effective social interaction with colleagues, students, partners; technological competence in solving problems in the information and educational environment and information management systems of the educational process associated with the organization of research, teaching, organizational, methodological and contact work.

The article presents the results obtained by the following research methods: analysis and synthesis of scientific information, professional standard «Teacher of professional training» and the draft of the professional standard «Scientist», the results of the research in the field of professional activity of teachers; generalization and systematization of scientific facts and provisions; survey of teachers of educational organizations (monographic sample was 20 people).

Experimental work was to determine the time spent on the functions of the teaching staff of educational institutions of higher education, to determine the importance of each of the selected functions and to assess the satisfaction of teachers from the results of their functions.

Key words: functions of professional activity of teachers of higher education institutions, educational and methodical work, research work, contact work, organizational and methodical work in the information systems of management of educational process, time work efforts for the performance of functions of professional activity.

Citation. Sanko A.M. Funktsii prepodavatelei vuzov v sovremennykh usloviyakh [Functions of university teachers in modern conditions]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 1, pp. 57—62. DOI: http://doi.org/ 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62 [in Russian].

Введение

«Интеграция образовательной организации высшего образования в социально-экономическую реальность как фактор, который влияет на показатели эффективности и конкурентоспособности, обуславливает трансформирование функций преподавателей университетов с учетом перспективных задач развития общества» [Шмидт, Купера 2006].

«Новые социально-экономические условия функционирования образовательных организаций высшего образования определяются постоянными технологическими изменениями, ужесточением нормативных сроков реализации учебных процессов, революционными открытиями в области информационных и коммуникационных технологий в связи с быстрым темпом социальных и технических инноваций. Наиболее значимые изменения в деятельности образовательных организаций выс-

шего образования» [Смирнова 2015] связаны с техническим прогрессом, обилием сервисов и программных продуктов, с которыми должен уметь работать специалист в университете.

«При бесспорном желании данных специалистов выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии» [Санько, Никулина, Храмцова, Сариева 2016], выражающемся в недостатке кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать различные задачи по сопровождению образовательной и научно-исследовательской деятельности, предполагающей взаимодействие между структурными подразделениями образовательной организации высшего образования.

Целью статьи является изучение деятельности преподавателей вузов г. Самары. «Изучение со-

держания профессиональной деятельности преподавателей университета в настоящее время вышви-ло увеличение объема документооборота, программных продуктов и сервисов, которые используются для сбора, обработки и представления информации, обеспечивающей образовательный процесс» [Стре-калова, 2016]; увеличение сроков согласования документов, диапазона пространственных и временных перемещений для согласования, способов коммуникации внутри организации и вне ее, общей информационной перегрузки преподавателей.

Степень разработанности проблемы

Исследователями разработана матрица основных трудовых обязанностей и функций, которые в современных условиях расширили и дополнили функционал преподавателей в рамках бизнес-процессов кафедры в большинстве российских университетов. Эти обязанности разделены на следующие 14 бизнес-процессов (содержание деятельности).

1. Аудиторные занятия — проведение занятий и контроль за получением информации и передачей информации студентам по заданиям учебной дисциплины; выдача учебных материалов, передача информации по организации и прохождению образовательного процесса; организация самостоятельной работы студентов и ее контроль. Информирование управления по планированию и мониторингу образовательной деятельности о результатах качества обучения студентов; подготовка к сдаче отчета о выполнении учебной нагрузки; согласование расписания занятий, зачетов и экзаменов; контроль за своевременным заполнением студентами отчетной документации о выполнении заданий и размещение информации в информационных системах управления учебным процессом.

2. Консультации и индивидуальная работа со студентами: составление графика консультаций; консультирование студентов в рамках учебного процесса по всем организационным, методическим, научно-исследовательским вопросам; контроль за своевременным размещением информации о графике консультаций; контроль за выполнением графика консультаций. Информирование студентов о расписании занятий, зачетов, экзаменов, консультаций, времени индивидуальной работы со студентами, проводимой преподавателем, с помощью своевременного размещения соответствующей информации на кафедральном информационном стенде, образовательном портале, в социальных сетях либо иным способом в информационных системах управления учебным процессом.

3. Открытые занятия, взаимопосещение занятий: согласование с другими преподавателями графика взаимопосещения занятий; своевременное заполнение отчетной документации (результатов взаимопосещений, открытых занятий) и размещение ее в информационных системах управления учебным процессом.

4. Производственные и учебные практики: подготовка приказа о прохождении производственной (других видов) практики студентами; прием отче-

тов по практике на кафедру, формирование согласно приказу описи для сдачи отчетов в архив; подготовка и печать заявлений на практику; выдача заявлений; контроль за своевременностью сдачи отчетов о практике; подготовка отчетов согласно описи в архив и размещение всей документации по проведению практики в информационных системах управления учебным процессом.

5. Курсовые работы: подготовка Распоряжения о закреплении тем курсовых работ и назначении руководителей; передача сведений в управление по планированию и мониторингу образовательной деятельности; контроль за своевременностью сдачи курсовых работ; ведение журнала; сдача подписанных курсовых работ в архив кафедры и их размещение в информационных системах управления учебным процессом.

6. «Своевременное заполнение экзаменационных и зачетных ведомостей, ведомостей текущей успеваемости; передача информации на факультеты, в управление по планированию и мониторингу образовательной деятельности университета и ее размещение в информационных системах управления учебным процессом.

7. Руководство деятельностью студентов по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (ВКР): подготовка приказа о закреплении тем ВКР и назначении научных руководителей; передача сведений в подразделение, отвечающее за мониторинг учебного процесса; ведение журнала; оформление сопроводительных документов для сдачи ВКР в архив и их размещение в информационных системах управления учебным процессом.

8. Участие в подготовке и реализации плана профориентационной работы кафедры; подготовка и публикация статей о деятельности и достижениях кафедры, лучших студентах, выпускниках кафедры с целью популяризации педагогического образования; размещение отчетов о проделанной работе в информационных системах управления учебным процессом» [Осипова 2015].

9. Учебно-методическая деятельность: составление учебных планов, рабочих программ дисциплины и фондов оценочных средств, методических рекомендаций, учебных пособий, календарных планов и графиков учебного процесса и их размещение в информационных системах управления учебным процессом [Вавилова, 2014].

10. Научно-методическая деятельность: подготовка и проведение научно-методических конференций и семинаров; разработка показателей результативности учебного процесса и критериев оценки качества подготовки студентов; сопровождение документов при проведении конкурсов, оформлении грантов, осуществлении научных экспериментов.

11. Научно-исследовательская деятельность: осуществление интеграции исследовательского опыта в учебные дисциплины; разработка авторских курсов; передача знаний через практику; формирование у обучающихся исследовательских компетенций; руководство научно-исследовательской дея-

тельностью студентов, подготовка студенческих работ на конкурсы разного уровня, подготовка публикаций обучающихся; научное руководство аспирантами, соискателями; консультирование докторантов, оппонирование диссертационных работ; повышение квалификации в виде курсов, стажировок, защиты диссертации. Результатами научно-исследовательской деятельности преподавателя являются: наличие публикаций в значимых российских и зарубежных рецензируемых журналах, наличие прорывных текстов и грантов; высокий индекс российского и международного цитирования; включение публикаций в отечественные и международные исследовательские сети; приглашение в качестве ведущего специалиста в центральные российские и зарубежные вузы; нахождение в «ядре» научного сообщества [Гареев 2017].

12. Организационно-методическая деятельность: подготовка материалов к заседанию кафедры, совета факультета и других организационных собраний, а также отчетов (протоколов, сообщений и т. д.) по итогам этих мероприятий и их размещение в информационных системах управления учебным процессом. Аудит контингента студентов (для менеджеров образовательной программы и кураторов): актуализация имеющейся информации.

13. Экспертно-методическая деятельность: рецензирование «учебно-методических разработок, обобщение и анализ передового педагогического опыта, отбор и рекомендация лучших разработок для участия в смотрах-конкурсах; посещение занятий других преподавателей и последующий анализ методического уровня ведения занятий; подготовка заключений о качестве методической работы и о степени ее соответствия современным требованиям к уровню методической работы подразделения; разработка тестовых заданий для оценки качества и уровня подготовки студентов по отдельным дисциплинам, комплексам и выпускным» квалификационным испытаниям [Соловова, 2012].

14. Курьерская деятельность (сопровождение и документооборот): доставка внутренних документов в другие структурные подразделения университета.

Однако такое разнообразие в содержании профессиональной деятельности преподавателей не способствует повышению качества выполняемой

и

Ряд1;

организационно

методическая paEoia; 10; 9J В научно-исследовательская pa6oia

□ контактная paEoia

S учебно-методическая рабСв

Е2 организационно-'.1,!.' iоцическ pa6oia

работы. Вместе с тем данные бизнес-процессы, отражающие жизнедеятельность кафедры, условно могут быть сведены к реализации четырех укрупненных трудовых функций профессиональной деятельности преподавателя — это научно-исследовательская работа (НИР и НИРС); контактная работа (аудиторная/внеаудиторная, онлайн/офлайн); учебно-методическая работа (подготовка к занятиям, разработка учебно-методической документации и ее оцифровка для размещения в информационной образовательной среде университета); организационно-методическая работа в информационных системах управления учебным процессом (фиксация успеваемости, личных достижений, экзаменационных и зачетных ведомостей и иных отчетных документов), что коррелирует с обобщенными трудовыми функциями проекта профессионального стандарта «Научный работник» (функция организация проведения исследований и разработок в рамках реализации научных, научно-технических, инновационных проектов) и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (функции — преподавание по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации; научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения; организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО).

Результаты исследования

В ходе нашего пилотажного исследования был проведен опрос преподавателей образовательных организаций высшего образования города Самары. В исследовании приняли участие преподаватели Самарского национального исследовательского университета, Самарского государственного университета путей сообщения, Самарского государственного института культуры и Самарского государственного медицинского университета (монографическая выборка составила 20 человек). Преподавателям предлагалось проранжировать временные трудозатраты на выполнение укрупненных трудовых функций в порядке уменьшения времени (см. рис.).

Ряд1; научно-исслсдосо юльасоя работа; 10; 9%

Рис. Затраты времени на осуществление функций Figure. The time spent on the implementation of the functions

профессиональной деятельности преподавателем вуза (в %) of professional activity of a university teacher (%)

В результате преподаватели всех образовательных организаций высшего образования отметили, что наибольшее время затрачивается на осуществление функции учебно-методической работы (подготовка к занятиям, разработка учебно-методической документации, включающая ее оцифровку и работу в информационной образовательной среде вуза) (см. рис.). Вместе с тем в современных условиях изменилось содержание учебно-методической работы преподавателя. Так, преподаватели отмечают увеличение ее формализации. Больше времени тратится не на отбор содержания, а на заполнение определенных форм таблиц, интерактивных окон в информационно-образовательной среде, что значительно снижает удовлетворенность от выполнения учебно-методической работы преподавателем вуза, превращая его в технического работника.

Далее мнения преподавателей разделились: часть преподавателей невыпускающих кафедр больше тратит времени на научно-исследовательскую работу — 50 % от общего числа, что обусловлено необходимостью ее активизации в условиях действия эффективного контракта [Никулина, Санько 2017]; а другая часть преподавателей — на контактную работу — 30 % от общего числа респондентов, что обусловлено научными интересами преподавателей, характером читаемых дисциплин и наличием либо отсутствием дополнительных общественных поручений по кафедре (менеджер образовательной программы, нормоконтролер, куратор, про-фориентационная работа) или совмещением преподавательской деятельности с административно-управленческой. Все опрошенные преподаватели отмечали недостаточность затрачиваемого времени на эффективное осуществление функции научно-исследовательской работы, что естественным образом отражалось на степени удовлетворенности от выполнения данной функции. Организационно-методическая работа в информационных системах управления учебным процессом является в настоящее время наименее трудозатратной по времени (10 % от общего затраченного времени на выполнение всех функций профессиональной деятельности преподавателя), что обусловлено либо отсутствием у конкретного преподавателя поручений по кафедре, требующих отчетности в информационных системах управления учебным процессом, либо неотлаженностью работы данных систем (есть требования по предоставлению отчетной документации, но информационные системы работают с ошибками, поэтому все дублируется на бумажном носителе).

Выводы

Таким образом, деятельность преподавателей образовательных организаций высшего образования в современных условиях носит учебно-методический характер, в котором значительное количество усилий отводится технологическому аспекту деятельности, что ведет к ее формализации и снижению качества содержательной составляющей.

В результате падает уровень удовлетворенности преподавателя своей деятельностью, теряется ее смысловая составляющая и возникает чувство вины перед собой, студентами, коллегами от недостатка времени для выполнения всех функций качественно. В итоге страдает социальный аспект профессиональной деятельности преподавателя: снижаются затраты на коммуникацию, профессиональное взаимодействие, что приводит к профессиональным деформациям и конфликтам в педагогической среде.

Библиографический список

Осипова 2015 — Осипова О.С. Экономико-математическое моделирование нормативной численности учебно-вспомогательного состава образовательных организаций // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 508-513. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25676011.

Стрекалова 2016 — Стрекалова Н.Б. Сетевые коммуникации в современном образовании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 116—117. URL: https: / / elibrary. ru/item.asp?id= 25614788.

Вавилова 2014 — Вавилова Л.Н. Методист профессиональной образовательной организации: содержание деятельности и проблемы профессионального становления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 24—31. URL: http://prof-obr42.ru/Archives/3 %2815 %292014.pdf.

Смирнова 2015 — Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 589—593. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25676023.

Шмидт, Купера 2006 — Шмидт Ю.Д., Купера А.В. Стимулирование труда профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 85—89. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/ inside/724.

Соловова 2012 — Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 548 с. URL: https://famous-scientists.ru/list/12872.

Соловова, Никулина, Новоселова, Санько 2017 — Соловова Н.В., Никулина И.В., Новоселова О.В., Санько А.М. Инновационные технологии управления персоналом образовательной организации высшего образования в условиях институциональных изменений: монография. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2017. 322 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32396982.

Никулина, Санько 2017 — Никулина И.В., Санько А.М. Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 5. С. 27—32. URL:

http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2017/ 2017_5_27_32.pdf.

Гареев 2017 — Гареев P.P. Научно-исследовательская деятельность современного преподавателя российского вуза: проблемы и возможные решения / / Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 4 (24) С. 77—83. URL: https://www.rea.ru/ru/org/ cathedries/prlogkaf/Documents/ %D0 %93 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B5 %D0 %B2 %20 %D0 %A0. %20 %D0 %A0.24.pdf.

Санько, Никулина, Храмцова, Сариева 2016 — Санько А.М., Никулина И. В, Храмцова А.Б., Сариева З.И. Управление внедрением инноваций в образовательном учреждении: монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. 196 с.

References

Osipova 2015 — Osipova O.S. Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie normativnoi chislennosti uchebno-vspomogatelnogo sostava obrazovatel'nykh organizatsii [Economic-mathematical modeling of the staffing needs for the educational support personnel of the higher education organizations]. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire [Managerial Sciences in the Modern World], 2015, Vol. 1, no. 1, pp. 508-513. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25676011 [in Russian].

Strekalova 2016 - Strekalova N.B. Setevye kommunikatsii v sovremennom obrazovanii [Network communications in modern education]. In: Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika: materialy VI Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 19 fevr. 2016 g.) [Pedagogical experience: theory, methodology, practice: materials of the VI International research and practical conference (Cheboksary, February 19, 2016)]. Cheboksary: TsNS «Interaktiv plyus», 2016, no. 1 (6), pp. 116-117. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25614788 [in Russian].

Vavilova 2014 — Vavilova L.N. Metodist professional'noi obrazovatel'noi organizatsii: soderzhanie deyatelnosti i problemy professional'nogo stanovleniya [Methodist of vocational education organization: the content of the activities and problems of professional development]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 2014, no. 3 (15), pp. 24-31. Available at: http://prof-obr42.ru/ Archives/3 %2815 %292014.pdf [in Russian].

Smirnova 2015 - Smirnova M.E. Spetsifika normirovaniya truda uchebno-vspomogatel'nogopersonala v usloviyakh sovershenstvovaniya sistemy obrazovaniya [The specificity of regulation of labor of educational support personnel in the improvement of the education system]. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire [Managerial Sciences in the Modern World], 2015, Vol. 1, no. 1,

pp. 589 — 593. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25676023 [in Russian].

Shmidt, Kupera 2006 - Shmidt Yu.D, Kupera A.D. Stimulirovanie truda professorsko-prepodavatel'skogo i uchebno-vspomogatel'nogo personala vuza [The work's motivation of universities professor and subordinate academic staff]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [Journal University Management: Practice and Analysis], 2006, no. 6, pp. 85-89. Available at: http://www.umj.ru/ index.php/pub/inside/724/ [in Russian].

Solovova 2012 — Solovova N.V. Upravlenie metodicheskoi rabotoi vuza v usloviyakh realizatsii innovatsionnykh metodicheskikh zadach: monografiya [Management of methodological work of the university in the context of implementation of innovative methodological tasks: monograph]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2012, 548 p. Available at: https://famous-scientists.ru/list/12872 [in Russian].

Solovova, Nikulina, Novoselova, Sanko 2017 — Solovova N. V, Nikulina I. V, Novoselova O.V, Sanko A.M. Innovatsionnye tekhnologii upravleniya personalom obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniya v usloviyakh institutsional'nykh izmenenii: monografiya [Innovative technologies of personnel management of educational institutions of higher education in the context of institutional changes: monograph]. Samara: Izdatel'stvo SNTs RAN, 2017, 322 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32396982 [in Russian].

Nikulina, Sanko 2017 — Nikulina I.V, Sanko A.M. Motivatsiya nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti prepodavatelei universiteta [Encouraging effective research activity of university teachers]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences], 2017, Vol. 19, no. 5, pp. 27—32. Available at: http:// www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2017/ 2017_5_27_32.pdf [in Russian].

Gareev 2017 — Gareev R.R. Nauchno-issledovatel'skaya deyatelnost' sovremennogo prepodavatelya rossiiskogo vuza: problemy i vozmozhnye resheniya [Research activity of the modern teacher of the Russian higher education institution: problems and posssible solutions]. Chelovecheskii kapital i professional'noe obrazovanie [Human Capital and Professional Education], 2017, no. 4 (24), pp. 77—83. Available at: https://www.rea.ru/ru/ org/cathedries/prlogkaf/Documents/ %D0 %93 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B5 %D0 %B2 %20 %D0 %A0. %20 %D0 %A0.24.pdf [in Russian].

Sanko, Nikulina, Khramtsova, Sarieva 2016 — Sanko A.M., Nikulina I.V., Khramtsova A.B., Sarieva Z.I. Upravlenie vnedreniem innovatsii v obrazovatel'nom uchrezhdenii: monografiya [Management of innovation introduction in an educational institution: monograph]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2016, 196 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.