Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/74PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шевелёва А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/74PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sheveleva A.M. (2019). The psychology students career orientations in combination with motives of education and labor activity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PSMN519.pdf (in Russian)
Автор выражает благодарность Г.А. Сахно за участие в сборе и обработке эмпирических данных
УДК 159.9 ГРНТИ 15.21.51
Шевелёва Анна Максимилиановна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]; [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2868-0859 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=479454 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/T-2494-2018 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191876171
Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами
Аннотация. В статье представлены результаты исследования карьерных ориентаций (карьерных «якорей»), мотивации обучения и мотивации трудовой деятельности студентов. Применены опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, методика изучения мотивов обучения в вузе Т.И. Ильиной и методика изучения мотивации трудовой деятельности И.Г. Кокуриной «Словарь». В исследовании участвовали 114 студентов-психологов очной формы обучения разных курсов Южного федерального университета. Обнаружено, что наиболее адекватная мотивация обучения, выражающаяся в преобладании мотивов приобретения знаний и овладения профессией, связана с карьерными ориентациями «служение», «вызов», «профессиональная компетентность». То есть со стремлениями реализовывать в своей карьере базовые ценности, улучшать мир, развивать и применять профессиональное мастерство, решать трудные задачи, преодолевать препятствия, побеждать, ставить и достигать цели. Карьерный якорь «служения» связан также с повышением коммуникативного мотива и понижением конкурентного мотива трудовой деятельности. Чем больше студенты руководствуются мотивом формального получения диплома о высшем образовании, тем меньше ценна для них стабильность карьеры. Чем больше у студентов выражен утилитарно-прагматический мотив трудовой деятельности, тем меньше они склонны к управленческой или предпринимательской карьере. Чем больше для студентов ценна автономия и независимость в карьере, тем менее важна для них общественная полезность труда (кооперативный мотив). На основе анализа выраженности и взаимосвязей учебно-трудовых мотивов и их сочетания с карьерными ориентациями студентов автором описаны профессионально ориентированная,
https:// mir-nauki. com
непрофессионально ориентированная тенденции и тенденция, сочетающая признаки первых двух.
Ключевые слова: карьерные ориентации; «якоря карьеры»; трудовые мотивы; учебные мотивы; мотивы обучения в вузе; студенты; студенты-психологи
Потенциал высшего образования как старта карьеры для современных молодых людей охватывает гораздо больше, чем возможность приобрести выбранную специальность. При этом даже внутри одной профессии возможно построение разных смыслов. Они определяют, что в профессии привлекательно для человека, в какой её области он хочет специализироваться или какие аспекты профессии оказываются для него нежелательными. Личностные образования в виде мотивов, целей, ценностей относительно учебно-профессиональной и трудовой деятельности реализуются, актуализируются и развиваются в процессе обучения студентов в вузе. Неизбежно они находят своё отражение в дальнейшем построении карьеры. Как указывает автор концепции карьерных якорей Э. Шейн [1; 2], у каждого человека существуют установки относительно того, что для него является важным в профессиональной карьере - карьерные якоря, или карьерные ориентации. Они мотивируют на карьерные выборы в течение всей жизни, задают и помогают удерживать направление развития карьеры. Их содержание включает систему побуждений к профессиональной деятельности в виде мотивов, интересов, ценностей, потребностей и т. п. Согласно Э. Шейну, карьерные якоря являются элементом Я-концепции личности, от которых человек не откажется даже перед лицом трудного выбора.
Мотивационная составляющая подготавливает основу для целостного профессионального развития личности во всех направлениях - от профессиональных выборов и карьерных стратегий до формирования профессионально важных качеств личности [3-5].
Психологические исследования трудовой и учебной мотивации студентов и представлений студентов о карьере достаточно многочисленны. В то же время нестабильность социально-экономической ситуации, изменчивость ценностной составляющей разных аспектов карьеры для представителей разных поколений, разных социальных групп, специфика психологической профессии, предполагающая её значительное влияние на личность и социальные взаимодействия субъекта, побуждают проявлять глубокий исследовательский интерес к данной теме. Подобный интерес продиктован тем, что изменения в общественном сознании и на рынке труда отражаются на критериях выбора направления профессионального образования, карьеры, способах самореализации в обучении и профессиональной деятельности.
Также открытыми остаются вопросы, связанные с оценкой формирования у выпускников вузов необходимых профессиональных компетенций и готовности выполнять профессиональные функции. Эти вопросы касаются применяемых критериев их оценок, стадий развития профессионального самосознания в процессе обучения и самостоятельной деятельности, влияния особенностей деятельности на профессиональное самосознание, адекватности разработки индивидуальной карьерной траектории выпускника меняющимся информационным и бытийным условиям жизни [6].
Целью настоящего исследования было выявление взаимосвязи карьерных ориентаций и связанных с учебной и трудовой деятельностью мотивов у студентов-психологов. Проверялась гипотеза о наличии взаимосвязей карьерных ориентаций с мотивами обучения и трудовой деятельности.
В исследовании приняли участие студенты-психологи разных курсов очного обучения Южного федерального университета в количестве 114 человек мужского и женского пола в возрасте от 17 до 21 года.
Ниже предлагаем перечень и характеристику использованных психодиагностических методик.
• Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, шкалы которого соответствуют основным карьерным ориентациям: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
• «Методика изучения мотивов обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Включает три шкалы: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома».
• Методика изучения мотивации трудовой деятельности И.Г. Кокуриной «Словарь». Направлена на выявление шести смыслообразующих мотивов: преобразовательного, коммуникативного, утилитарно-прагматического, кооперативного, конкурентного, мотива достижения. Дополнительно возможно выявление двух видов ориентации каждого из мотивов: результирующей и процессуальной.
Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (корреляционный анализ по Спирмену, критерий Фридмана, критерий Манна-Уитни). Результаты при уровне значимости < 0,05 принимались за статистически достоверные и были подвергнуты дальнейшему анализу и интерпретации.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.
В выборке студентов обнаружены различия в предпочтении карьерных ориентаций. Наибольшую выраженность имеют три карьерные ориентации - «служение», «интеграция стилей жизни» «менеджмент» (указаны в порядке убывания). Отвергаемой является карьерная ориентация «профессиональная компетентность». Таким образом, для студентов-психологов важнейшими ориентирами в карьере оказались возможность реализации собственных базовых ценностей через преданность своему делу и оказания помощи людям, баланс разных жизненных сфер и ролей (семьи, работы, саморазвития), стремление к управлению и организации деятельности других людей. При этом достижение профессионального мастерства и развитие способностей редко рассматривается как показатель профессионального успеха. Полученные нами результаты относительно ведущих карьерных ориентаций студентов-психологов согласуются с данными, описанными в работах Т.Н. Васильевой с соавторами [6], О.П. Цариценцевой и Н.В. Лазаревой [7], Т.А. Тереховой [8].
Проанализировав мотивы обучения в вузе на уровне выборки, мы выявили их иерархию. По убыванию предпочтения мотивы располагаются в следующем порядке: «получение диплома», «приобретение знаний», «овладение профессией». Таким образом, обучаясь в вузе, большинство испытуемых в первую очередь ориентированы на диплом как формальное подтверждение получения ими высшего образования. При этом обходные пути в сдаче зачётов и экзаменов считаются ими приемлемыми. В свою очередь, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества в выборке присутствует на недостаточном уровне. Т.И. Ильина, автор применённой в исследовании методики диагностики мотивов обучения в вузе, считает адекватным мотивационный комплекс, в котором преобладают показатели мотивов приобретения знаний и овладения профессией. В исследованной выборке лишь для 11 % испытуемых характерно преобладание
https:// mir-nauki. com
данной пары мотивов. В отношении остальных испытуемых можно сделать вывод о деформации мотивационной составляющей обучения.
Также мы можем предположить, что студенты, ориентированные преимущественно на получение диплома, не связывают свою будущую профессиональную деятельность с той специальностью, по которой учатся в вузе. Возможно, выбор направления образования для них был связан с другими, непрофессиональными интересами и продиктован соображениями о полезности получаемых знаний для обыденной жизни, общения, межличностного взаимодействия, самопомощи, самосовершенствования. Теоретические подтверждения данного предположения мы можем найти в работах ряда исследователей - профессию психолога выбирают как средство справиться с собственными проблемами и развить те качества личности, которых, по мнению субъекта, не хватает [9; 10].
Выраженность мотивов трудовой деятельности также различается на статистически значимом уровне. Ведущие мотивы - кооперативный, коммуникативный и мотив достижения. При этом внутри кооперативного мотива и мотива достижения достоверно преобладает процессуальная ориентация, связанная с направленностью на потребности своего ближайшего окружения и развитие себя. Отвергаемым является преобразовательный мотив - деятельность ради самой деятельности, результат ради самого результата. Таким образом, для студентов-психологов движущими силами трудовой деятельности являются представления о полезности собственного труда для людей, общества в целом и в особенности для родных и близких, общение и взаимодействие с людьми, позитивные отношения и оказание помощи людям, стремление к самосовершенствованию в процессе труда.
Обнаружены корреляционные взаимосвязи показателей карьерных ориентаций с показателями мотивов обучения и труда (рис. 1).
Так, ведущая на уровне выборки карьерная ориентация «служение» имеет наибольшее количество корреляционных связей с мотивами обучения в вузе и мотивами трудовой деятельности. Обнаружена прямая взаимосвязь с мотивами приобретения знаний и овладения профессией, с коммуникативным мотивом. Данная карьерная ориентация обратно пропорционально взаимосвязана с конкурентным мотивом. Это означает, что карьера, ориентированная на базовые ценности личности, преданность своему делу, работу с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше, согласуется с мотивацией, направленной на общение, установление и поддержание контактов между людьми, любознательность и стремление к приобретению знаний, профессиональных умений, формированию профессионально-важных качеств в области психологии. С повышением выраженности данной карьерной ориентации снижается конкурентный мотив, то есть снижается стремление к сравнению себя с другими, демонстрации высокого статуса и превосходства.
Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» на уровне выборки наименее выражена, но обнаруживает наиболее тесные прямые корреляционные связи с показателями мотивов обучения - «приобретение знаний» и «овладение профессией». С этими же мотивами напрямую взаимосвязана карьерная ориентация «вызов».
Таким образом, наибольшую мотивационную наполненность имеют карьерные ориентации «служение», «вызов» и «профессиональная компетентность». Студенты, для которых в карьере ценно служить выбранному делу и помогать людям, быть высококлассными специалистами, развивать своё мастерство, быть способными к решению сложных, не каждому доступных профессиональных задач, к преодолению препятствий - это наиболее адекватно мотивированные на обучение студенты.
Рисунок 1. Значимые корреляционные взаимосвязи исследованных показателей (коэффициент корреляции Спирмена, ** - уровень значимости результата < 0,01, * - уровень значимости результата < 0,05)
Карьерные ориентации «менеджмент» и «предпринимательство» тем сильнее выражены, чем меньшее значение имеет утилитарно-прагматический мотив трудовой деятельности. То есть, студенты, склонные к управлению и организации труда других людей, к взятию на себя полной ответственности за общее дело, к занятию руководящей должности, к созданию собственного предприятия, готовые к развитию новых бизнес-проектов, меньше всего стремятся снизить свои трудозатраты и получить личную пользу от своей работы. В свою очередь, студенты, для которых в труде важно экономить свои силы, энергию и сохранять здоровье, удовлетворять потребности, напрямую с работой не связанные, наименее склонны к карьере, связанной с управленческой и предпринимательской деятельностью. Из этого можно сделать вывод о том, что востребованная в настоящее время направленность профессионального образования на развитие предпринимательских и управленческих навыков и готовность реализовать их в профессиональной деятельности подходит не для всех. Данный факт следует учитывать при консультировании по вопросам построения индивидуальной образовательной траектории и профессиональной карьеры.
Чем больше выражена карьерная ориентация «автономия», тем меньше значение кооперативного мотива трудовой деятельности. То есть, чем выше у студента стремление в карьере делать всё по-своему, к достижению свободы от контроля и ограничений, свободы в принятии решений и выборе действий, независимости от организации и чужих правил, тем меньше он склонен руководствоваться мотивом кооперации как общественной полезности своей работы.
С ростом карьерной ориентации «стабильность» снижается значимость мотива обучения «получение диплома». Так, студенты, для которых важно лишь формальное подтверждение высшего образования, вероятно, готовы гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке труда, рисковать и не склонны к обеспечению своей стабильной и надёжной занятости в одной профессии и в одной организации, к «пусканию корней», предсказуемости работы и структурированным трудовым задачам. Возможно, такие студенты полагают, что преимущества на рынке труда обеспечиваются не столько качеством и содержанием полученного профессионального образования, сколько формальным статусом «человека с высшим образованием».
Карьерная ориентация «интеграция стилей жизни» - стремление сбалансировать работу с другими сферами жизни, получившая на уровне выборке второе место по степени
https:// mir-nauki. com
выраженности, не обнаружила значимых корреляционных связей с показателями мотивов. На этом основании мы полагаем, что мотивационная наполненность данной ориентации разнородна и не позволяет выявить единой тенденции.
Обнаружены корреляционные взаимосвязи между показателями исследованных мотивов (рис. 1). Так, мотив приобретения знаний имеет прямую взаимосвязь с коммуникативным мотивом. А мотив овладения профессией напрямую взаимосвязан с мотивом кооперации. Таким образом, студенты-психологи стремятся преимущественно к тем знаниям, которые способны сделать их успешными в общении в установлении контактов и позитивных отношений с людьми. Получаемую профессию они рассматривают как средство принести пользу окружающим людям.
Интересно, что показатель мотива обучения «получение диплома», имеющий на уровне выборки наибольшую выраженность, обнаружил только одну значимую корреляционную взаимосвязь. Это обратная связь с карьерной ориентацией «стабильность» (см. выше). Из этого мы можем предположить, что студенты, ориентированные только на формальное получение высшего образования, имеют размытые представления о том, что для них важно в учёбе, профессиональной деятельности, карьере.
Интерпретация полученных данных позволяет отметить основные тенденции, обнаруженные в выборке студентов-психологов. Данные тенденции определяются выраженностью и взаимосвязями учебно-трудовых мотивов и их сочетанием с карьерными якорями.
Профессионально-ориентированная тенденция. В наибольшей степени мотивационно подкреплены карьерные ориентации «служение», «вызов», «профессиональная компетентность». С ними связан наиболее адекватный комплекс мотивации обучения - мотивы приобретения знаний и овладения профессией. То есть, больше всего включены в учёбу те студенты, которые в своей карьере нацелены на реализацию своих базовых ценностей, преданность делу и помощь людям, решение сложных профессиональных задач и преодоление препятствий, развитие и повышение мастерства. Основная мотивация трудовой деятельности определяется представлениями о полезности собственного труда для людей, общества и своего ближайшего окружения, о возможности работы с людьми и создания позитивных отношений, а также стремлением к самосовершенствованию в процессе труда.
Непрофессионально ориентированная тенденция. Согласно статистическим результатам, данная тенденция преобладает в выборке. Она выражается в том, что многие студенты стремятся к получению диплома как формального подтверждения высшего образования, не имеют чёткой системы представлений о том, что для них определяет ценность профессии и карьеры. Они, возможно, не связывают свою профессиональную карьеру с получаемой специальностью, а направление обучения выбрали исходя из непрофессиональных интересов.
Сочетание профессионально ориентированной и непрофессионально ориентированной тенденций. Привлекательность выбора данного направления образования для студентов связывается с возможностью не только стать профессионалом в данной области, но и приобрести знания, полезные для развития собственной коммуникативной успешности, навыков межличностного взаимодействия, установления и поддержания позитивных контактов с людьми. Получаемая специальность видится студентами как способная принести пользу как обществу в целом, так и своему ближайшему окружению. Можно предположить, что студенты в перспективе планируют применить свои профессиональные психологические знания не только в профессии, но и в обыденной жизни для благоприятного построения дружеских,
романтических, семейных и других межличностных контактов и решения собственных психологических проблем.
В процессе работы над исследованием был проведён анализ карьерных ориентаций и мотивов учебной и трудовой деятельности у студентов на разных этапах обучения, а также у студентов с разными ведущими карьерными ориентациями. Результаты будут представлены в последующих работах автора.
Полученные в результате проведённого исследования данные могут найти применение психологическом консультировании абитуриентов и студентов по вопросам выбора профессионального образования, построения индивидуальной образовательной траектории, в решении проблем психологической готовности к профессиональной деятельности, при планировании карьеры. На основе полученных результатов возможна разработка тренинговых программ психологического сопровождения профессионального становления студентов через активизацию процесса самопознания, осознание профессиональной Я-концепции, прояснение карьерных выборов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Schein Edgar H. Career Anchors (discovering your real values). San Francisco, Jossey-Bass Pfeiffer. - 1990.
2. Schein E.H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st Century. The Academy of Management Executive. 1996. №10(4). Pp. 80-88.
3. Rogova E.E., Pankratova I.A., Zholudeva S.V., Sheveleva A.M., Naumenko M.V., Skrynnik N.E. Studying interrelation of professional motivation and professional concepts of specialists with different professional orientation as a basis for career building // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. №11. Рр. 10137-10153. http://www.ijese.net/makale/1237.
4. Anna M. Sheveleva, Marina V. Naumenko, Irina A. Pankratova, Evgeny I. Rogov, Lyudmila D. Zheldochenko, Svetlana V. Zholudeva, Career orientations and motivation of top and middle-level managers // Opción. - Vol. 35 (2019). - Pp.1590-1607. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24799.
5. Рогов Е.И., Гадаборшева З.И. Профессиональные мотивы как основа развития профессионально важных качеств педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018 г. № 4. С. 79-85.
6. Васильева Т.Н., Фокина Т.А., Голубева О.В., Мухина М.В. О профессиональных предпочтениях студентов-психологов наборов разных лет // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/62PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
7. Лазарева Н.В., Цариценцева О.П. Содержание карьерных ориентаций студентов педагогического вуза // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Киров. - 2019. С. 126-130.
8. Терехова Т.А. Проявления карьерных ориентаций у студентов-психологов // Гуманитарный вектор. 2011. №1 (25). С. 120-125. https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-kariernyh-orientatsiy-u-studentov-psihologov.
9. Донцов А.И, Донцов Д.А., Донцова М.В. Социально-психологические особенности студентов-психологов и специфика их профессионального становления // NovaInfo.Ru. №4. 2011 г. С. 360-377. https://novainfo.ru/article/239.
10. Егоренко Т.А. Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
https:// mir-nauki. com
Sheveleva Anna Maksimilianovna
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
The psychology students career orientations in combination with motives of education and labor activity
Abstract. The article is devoted to the career orientations (career "anchors") with education and labor activity motivation of psychology students research. "Career Anchors Questionnaire" by E. Shein, "The technique of studying the motives of education in high school" by T.I. Ilyina and the technique of studying the motivation of labor activity "Dictionary" by I.G. Kokurina were used. 114 psychology students of Southern federal university took part in the study. It is revealed that the most adequate motivation of education expressed in the predominance of motives for acquiring knowledge and mastering the profession is associated with career orientations "service/dedication to a cause", "pure challenge", "technical/functional competence". In other words, it is connected with aspiration to realize basic values in their careers, to improve the world, to develop and apply professional skills, to solve difficult problems, to overcome obstacles, to win. The career anchor of "service/dedication to a cause" is also associated with an increase of the communicative motive and a decrease of the competitive motive of labor activity. The more students are guided by the formal motive of getting a diploma of higher education, the less the stability of a career is valuable for them. The more utilitarian and pragmatic motive of labor activity is expressed in students, the less they are inclined to managerial or entrepreneurial career. The more autonomy and independence in career is valuable for students, the less social usefulness of labor (cooperative motive) is important for them. On the basis of the educational and labor motives expression and their combination with career orientations the author describes professionally oriented, unprofessionally oriented trends and the trend combining the features of the first two.
Keywords: career orientations; career anchors; motives of labor activity; motives of education; votives of university educations; students; psychology students