Научная статья на тему 'Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов'

Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
651
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREER ORIENTATIONS / MOTIVATION OF EDUCATION IN HIGH SCHOOL / MOTIVES OF TRAINING / PROFESSIONAL ATTITUDES / PROFESSIONAL ORIENTATION / VALUE ORIENTATIONS / GOAL-SETTING / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мантурова Н.М.

Изменения в мире профессий требуют мобильности и конкурентоспособности от современной личности, важными составляющими которых являются мотивация обучения в вузе и карьерные ориентации, взаимосвязь параметров которых определяет условия процесса обучения в вузе. Цели карьеры определяются личностными целями, установками, профессиональной направленностью личности, также они зависят от целей деятельности, в которую включена личность, от мотивов, которые заложены в деятельности, от условий, в которые включается студент, обучаясь в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF TRAINING AND CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS

Changes of professions in the world require mobility and competitiveness in a modern person, important components of which are the motivation of learning in high school and career orientation, the relationship of the parameters of which determines the conditions of the learning process in high school. Career goals are determined by personal goals, attitudes, professional orientation of the individual, they also depend on goals of an activity, in which an individual is involved, on the motives that are inherent in the activity, on the conditions in which the student is included, studying in the higher education system.

Текст научной работы на тему «Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159. 923 + 378

Manturova N.M., senior teacher, Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogicai University

(Novosibirsk, Russia), E-mail: pinori1973@mail.ru

MOTIVATION OF TRAINING AND CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS. Changes of professions in the world require mobility and competitiveness in a modern person, important components of which are the motivation of learning in high school and career orientation, the relationship of the parameters of which determines the conditions of the learning process in high school. Career goals are determined by personal goals, attitudes, professional orientation of the individual, they also depend on goals of an activity, in which an individual is involved, on the motives that are inherent in the activity, on the conditions in which the student is included, studying in the higher education system.

Key words: career orientations, motivation of education in high school, motives of training, professional attitudes, professional orientation, value orientations, goal-setting.

Н.М. Мантурова, ст. преп. каф. практической и специальной психологии факультета психологии,

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Е-мail: pinori1973@mail.ru

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Изменения в мире профессий требуют мобильности и конкурентоспособности от современной личности, важными составляющими которых являются мотивация обучения в вузе и карьерные ориентации, взаимосвязь параметров которых определяет условия процесса обучения в вузе. Цели карьеры определяются личностными целями, установками, профессиональной направленностью личности, также они зависят от целей деятельности, в которую включена личность, от мотивов, которые заложены в деятельности, от условий, в которые включается студент, обучаясь в системе высшего образования.

Ключевые слова: карьерные ориентации, мотивация обучения в вузе, мотивы обучения, профессиональные установки, профессиональная направленность, ценностные ориентации, целеполагание.

Профессиональная сфера в современном обществе отличается высокой динамичностью, обусловленной возникновением новых профессий, усложнением форм и содержания деятельности, сменой привычной системы ценностей, изменением стереотипов построения профессиональной карьеры. Экономическая составляющая престижа той или иной профессии играет не последнюю роль в становлении профессионального развития личности. Таким образом, в профессиональной сфере, с одной стороны, формируется потребность в мобильных специалистах, способных успешно и эффективно решать профессиональные задачи в изменяющихся условиях, а с другой - реальным состоянием профессиональной системы подготовки кадров, запросами самой личности к современным условиям профессионального становления и к будущей профессиональной карьере. Особое внимание заслуживает создание психолого-педагогических условий обучения в вузе, способствующих формированию готовности субъекта к будущей профессиональной деятельности, его способности к активному жизненному и профессиональному целеполаганию, ориентации на карьеру средствами профессии. Именно в период обучения в системе высшего образования происходит первичное «освоение» профессии, формируется жизненная и профессиональная позиция, изучаются основы профессиональной деятельности, формы поведения и общения, что и определяет профессиональное будущее студентов вуза, их карьерную ориентацию.

В зарубежной психологии выделяют два подхода в определении профессиональной карьеры: структурные теории, сфокусированные на личностных характеристиках и профессиональных задачах (Т. Парсонс, Д. Холланд), и теории развития,

сосредоточенные на развитии человека на протяжении всего жизненного пути (Д. Сьюпер) [1].

В отечественной науке понятие «карьера», «профессиональная карьера», «карьерный рост» рассматривают с нескольких позиций: понятие карьеры рассматривается как «продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии» (Ф.Р Филиппов) [2]; карьера определяется как «индивидуально осознанная позиция, связанная с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» и «не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида» (А.Я. Киба-нова) [3]; карьера рассматривается как один из аспектов успеха (Т.Г. Бортникова) [4].

Профессиональная карьера - это динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс, который человек строит сам, учитывая особенности внутриорганизацион-ной структуры и свои собственные цели, желания и установки [5].

Таким образом, цели карьеры определяются, прежде всего, личностными целями, установками, профессиональной направленностью личности, также они зависят и от целей деятельности, в которую включена личность, от мотивов, которые заложены в деятельности, от особенностей коллектива, роли личности в этом коллективе.

Профессиональная деятельность выступает вектором направления развития личности. Е.А. Климов отмечает, опираясь на экспериментальные исследования, что имеет место влияние каждой профессии на формирование сходных интересов, привычек, установок, манеры поведения [6]. Это позволяет говорить об идентификации личности с профессией, усвоении и отражении

в личности основных особенностей конкретной профессии. Данный процесс протекает наиболее успешно у лиц, чьи личностные особенности в большей степени соответствуют требованиям профессии, у лиц, которые проявляют к выбранной профессии повышенный интерес, испытывают духовное удовлетворение от её освоения и практической деятельности в данной области, что свидетельствует о высоком уровне их профессиональной направленности [7].

На процесс становления профессиональной карьеры большую роль оказывает мотивация обучения студентов в вузе, взаимодействие с преподавателями как представителями данной профессиональной сферы, что является основой перспективы развития личности в профессии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения [8].

Проблема мотивации деятельности человека широко представлена в исследованиях российских и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.Г. Яро-шевский, и др.) [9].

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования мотивации и мотивов выделяет ряд концепций в их определении: в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность (Л.И. Божович); понятие «мотивационной сферы» включает аффективную и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности (Л.С. Выготский); «понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.» (В.Г. Асеев).

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в определённую деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебно-профессиональную деятельность (Л.И. Божович).

По мнению Е.П. Ильина, ведущими учебными мотивами у студентов в период обучения в вузе являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные» [10].

В исследованиях роли мотивации в профессиональном становлении личности в период обучения в вузе выявлены ведущие мотивы профессиональной мотивации «социальная полезность», «социальный статус», которые определяют роль профессии в социуме и составляют основу отношения личности к профессии. Немаловажное значение в становлении профессии играют мотивы «творческой активности» и «общей активности», которые характеризуют студентов как способных к достижению успеха в решении сложных профессиональных проблем, наибольшая успешность которых достигается в решении практических задач, появляется способность к творческой, детальной разработке идей [11].

Таким образом, мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Для выявления мотивации обучения студентов в вузе и их взаимосвязи с карьерными ориентациями было организовано и проведено исследование на базе ФГБОУ ВО НГПУ (Новосибир-

ского Государственного Педагогического Университета) факультета психологии. Было протестировано 94 респондента в возрасте от 20 до 35 лет. В первую группу вошли 48 респондентов (студенты очной формы обучения), во вторую группу вошли 46 респондентов (студенты заочной формы обучения).

Были использованы методики: 1. «Мотивация обучения в ВУЗе», предложенная Т.И. Ильиной. 2. «Якоря карьеры» Э. Шей-на, эта методика позволяет определить карьерные ориентации студентов. 3. Тест «Успех в профессиональной деятельности» Т. Элерса [12], позволяющий выявить уровень активности обучения студентов в вузе.

Полученные результаты по методике «Мотивация обучения в вузе» позволяют сделать вывод, что у студентов заочной формы обучения ведущим мотивом является мотив на «Приобретение знаний», а у респондентов дневной формы обучения ведущий мотив «Получение диплома».

С использованием методики «успех в профессиональной деятельности» получены результаты, которые говорят о том, что у студентов и дневного и заочного обучения преобладает средний уровень активности обучения в вузе.

С использованием методики «Якоря карьеры» выявили у респондентов дневного и заочного обучения следующие карьерные ориентации:

- у респондентов очной формы обучения ярко выражены карьерные ориентации «Менеджмент» (тенденция управлять людьми, проектами, бизнес-процессами) и «Предпринимательство» (стремление создавать что-то новое, организовать своё дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им).

- у респондентов заочной формы обучения ярко выражена карьерная ориентация «Профессиональная компетентность» (стремление быть мастером своего дела, достигать успеха в профессиональной сфере, развивать свои способности).

Остальные показатели карьерных ориентаций: «Независимость» (главное в работе - это свобода и независимость); «Служение» (воплощать в работе свои идеалы и ценности); «Вызов» (сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи); «Интеграция стилей жизни» (сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой) равны между группами респондентов очного и заочного обучения.

Далее мы оценили достоверность различий показателей двух выборок студентов дневного и заочного отделения факультета психологии НГП с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни.

Нами были получены эмпирические значения и уровни значимости по каждой диагностической шкале (таблица 1 и 2).

В результате применения критерия Манна-Уитни выявлены достоверные различия по двум показателям: мотивация на приобретение знаний и мотивация на получение диплома. Мотивация на приобретение знаний в группе студентов заочного отделения выше (доминирует), чем в группе студентов дневного отделения; а мотивация на получение диплома в группе студентов дневного отделения выше (доминирует), чем в группе студентов заочного отделения. Следовательно, студенты заочного отделения имеют устойчивые мотивы на знания, дающие возможность состояться в профессии, мотивация студентов дневного отделения является внешней и носит прагматический характер, значение имеет наличие диплома, а не компетенции, позволяющие стать профессионалом в выбранной деятельности.

Таблица 1

Оценка достоверности различий показателей мотивации обучения в вузе у студентов разных отделений обучения

Статистические показатели Статистические показатели при применении критерия Манна-Уитни

Xr 1 группа Xr2 2 группа иэмп р-уровень значимости Принимаемая гипотеза

Приобретение знаний 2020 2445 844* 0,049237 Н,

Овладение профессией 2382 2083 1002 0,440418 Н0

Получение диплома 2573 1892 716** 0,003339 Н,

Примечание:

Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: *** - высокий уровень достоверности (р<0,001); ** - средний уровень достоверности (р<0,01); * - низкий уровень достоверности (р<0,05); 1г , группа - сумма рангов выборки студентов дневного отделения; I 2группа - сумма рангов выборки студентов заочного отделения; иэмп - эмпирическое значение критерия Манна-Уитни.

Таблица 2

Оценкадостоверности различий показателей карьерных ориентаций у студентов разных отделений обучения

Статистические показатели приприменении критерия

Статюстачнские Манна-Уитни

поюанаенли Xr 1 группа Xr2 2 группа иэмп р-уровень знз чимости Принимаемая гипотеза

Профессиональная 2074 2391 898 0,119210 Н0

компетентност ь

Менеджмент 2866 1599 518*** 0,000009 Н,

Автономия (независимость) 2460 2005 924 0,173372 Н0

Стабильность работы 2330 2135 Ю5о 8,705т97 Н0

Стабильность мевиа 209т 2367 922 0,16862о Н0

жительства

Служение 212Ü 223о 9 44 2,296211 Н0

Вызов 2от2 2033 931 0,т92231 Н0

Интеграция стилей жизни 2466 1999 918 0,159478 Н0

Предпринимательство 2768 1697 6 1 б9** 0,000223 Н,

Успех 2004 2461 828* 0,036839 Н,

Примечание:

Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: вень достоверности (р<0,01); * -низкий уровеньдостоверности(р<0,05);1г, г

высокий уровень достоверности (р<0,001); ** - средний уро-■ и^у^а(^ав(с^1^тыбзрви ст«деноив дневного отделения;

, - сумма рангов выборки студентов заочного отделения; иэмп - эмпирическое значение критерия Манна-Уитни.

В результате применения критерия и Манна-Уитни выявлены достоверные разкиоои пнтрумзора занелям:«Мездртрено», «Предпринимательство», «Успех». Менеджмент в первой группе студентов дневногдеивелеоия вр|ше )доминируеу)«внмвгррзпе студентов заочного отделения. Предпринимательство в группе студентов дневногсзКрвенияиышв(дыб1инир-ив), ремр г-рпнз студентов заочного обучения. Стремление добиться успеха в группе студентов заУеВОГООб^еН иядомтове-ои б31ШИ(д0М УНИ-рует), чем в группе сеудентов рвевнего обучения

По переменным «Профессиональная компетентность», «Независимость», о<С»аВнльноен»раКове1», Дтабильнотыеместа жительства», «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни» достоверно значимыхезилиниНннобнаружено,

0,344*

0,347*

Склонность преодолевать препятствия (Вызов)

доминирует склонность преодолевать препятствия, решать не-разрешимыепроблемы,т. е.«бросатьвызов».

Между показателями переменных «Получение диплома» и «Вызов» г5 =-0,340 при уровне значимости р=0,021. Коэффициент корреляции отрицательный, следовательно, выявлена обратно пропорциональная зависимость переменных, т. е. с ростом показателей первой переменной происходит уменьшение показателейвторой.

Чем выше уровень мотивации получения диплома, тем ниже у студентов склонность преодолевать препятствия, решать не-разрешимыепроблемы т. е. «бросатьвызов».

Между показателями переменных «Получение диплома» и «Профессиональная компетентность» г =-0,440 при уровне

-0,440***

-0,340*

Рис. 1. Схема корреляционных взаимосвязей психологических параметров респондентов заочного отделения

Процедура корреляционного анализа показателей психологических параметров учебной мотивации и профессиональной карьеры респондентов заочного отделения факультета психологии позволила выявить четыре значимых взаимосвязи, из них две имеют отрицательный коэффициент корреляции и две - положительный.

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Профессиональная компетентность» г5=0,344 при уровне значимости р=0,019. Коэффициент корреляции положительный, следовательно, выявлена прямо пропорциональная зависимость переменных, т.е. с ростом показателей первой переменной происходит увеличение показателей второй. Чем выше уровень мотивации «овладения профессией», тем больше доминирует «профессиональная компетентность».

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Вызов» г5 =0,347 при уровне значимости р=0,018. Чем выше уровень мотивации «овладения профессией», тем больше

значимости р=0,0022. Чем выше уровень мотивации на получение диплома, тем ниже у студентов профессиональная компетентность, поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

Корреляционный анализ взаимосвязей психологических параметров учебной мотивации и профессиональной карьеры респондентов дневного отделения факультета психологии представлен на рисунке 2.

В результате корреляционного анализа на данной выборке респондентов выявлено семь значимых взаимосвязей, из них шесть положительных и одна отрицательная.

Между показателями переменных «Приобретение знаний» и «Успех» г5 =0,316 при уровне значимости р=0,028. Коэффициент корреляции положительный, следовательно, выявлена прямо пропорциональная зависимость переменных, т. е. с ростом по-

казателей первой переменной происходит увеличение показателей второй. Чем выше уровень мотивации на «Приобретение знаний», тем больше доминирует «Успех».

Между показателями переменных «Получение диплома» и «Стабильность работы» г5 =0,286 при уровне значимости р=0,048. Чем выше уровень мотивации на «Получение диплома», тем больше доминирует «Стабильность работы», т.е. студенты будут испытывать потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу. Они очень ценят социальные гарантии.

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Менеджмент» г5=0,407 при уровне значимости р=0,004. Чем выше уровень мотивации на «Овладения профессией», тем больше доминирует у студентов желание управления: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами.

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Вызов» г5 =0,491 при уровне значимости р=0,0004. Чем выше уровень мотивации на «Овладение профессией», тем больше доминирует склонность преодолевать препятствия, решать неразрешимые проблемы, т.е. «бросать вызов».

Мотивация «Приобретение знаний»

0,287*

Мотивация «Получение диплома»

0 491***

0,453***

0,309***

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Предпринимательство» ге =0,453 при уровне значимости р=0,001. Чем выше уровень мотивации на «Овладения профессией», тем больше у таких студентов склонность создать что-то новое, организовать своё дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании -собственный бизнес(«Предпринимательство»).

Между показателями переменных «Овладение профессией» и «Независимость» ге =0,309 при уровне значимости р=0,032. Чем выше уровень мотивации на «Овладения профессией», тем больше доминирует «Независимость» т. е. для студентов первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между показателями переменных «Получение диплома» и «Менеджмент» ге =-0,322 при уровне значимости р=0,026. Чем выше уровень мотивации на «Получение диплома», тем ниже у студентов желание управления людьми и проектами.

Итак, полученные результаты исследования показывают, что студенты очной формы имеют более широкий спектр мотивов обучения в вузе, тем самым преподаватели имеют больше возможностей оказывать влияние на формирование у студентов внутренней мотивации обучения, используя различные образовательные технологии и активные методы обучения.

У студентов заочной формы мотивация обучения в вузе имеет ярко выраженный характер и направлена на становление себя

Мотивация « Овладение профессией»

как профессионала в данной сфере, где мотивы получения знаний, стремление к успеху являются ведущими.

Таким образом, пути становления профессиональной мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы создавать все условия для правильного формирования и развития профессионально-ориентированной, мобильной,конкурентоспособнойличности.

респондентов дневного отделения

Библиографический список

1. Павловец Г.Г. Учебная мотивация как фактор профессионального становления современных студентов. Available at: conf.stavsu. ru/_ WordDocs604.doc

2. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. Mоcква: Mbi^^ 1989.

3. Кибанова A^. Управление персоналом организации. Под редакцией A^. Кибанова 4-е изд., доп. и перераб. Mоcква: 2010.

4. Бортникова Т.Г. Об этноконфессиональных аспектах региональной социокультурный ситуации. Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001; 2 (22): 39 - 45.

5. Тихомирова И.В. Mотивационные особенности студентов, представляющих разные таксоны обучаемости. Труды СГУ. Серия: Гуманитарные науки. Психология и социология образования. Mоcква: СГУ, 2005; 82: 11 - 24.

6. Климов E.A. Введение в психологию труда: учебник. Mоcква: Культура и спорт; ЮНИТИ, 2001.

7. Зыбина Л.Н. Ценностные ориентации студентов в период обучения в вузе. Философия образования. 2015; 1 (58): 75 - 84.

8. Зыбина Л.Н. Роль карьерных ориентаций в становлении профессиональной карьеры студентов разных профилей обучения. Развитие человека в современном мире. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н.Я. Большуновой, Ü.A. Шамшиковой. 2014: 102 - 114.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В Давыдова. Mоcква, 2001.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

11. Зыбина Л.Н. Динамика уровня профессиональной направленности студентов-психологов в процессе получения высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2009; 6 (18): 203 - 206.

12. Захаров ЮЛ. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования. Кемерово, 1996.

References

1. Pavlovec G.G. Uchebnaya motivaciya kak faktor professional'nogo stanovleniya sovremennyh studentov. Available at: conf.stavsu.m/_ WoгdDocs/604.doc

2. Filippov F.R. Otpokoleniya k pokoleniyu: Social'naya podvizhnost'. Moskva: Mysl', 1989.

3. Kibanova A.Ya. Upravlenie personalom organizacii. Pod Tedakciej A.Ya. Kibanova 4-e izd., dop. i pererab. Moskva: 2010.

4. Bortnikova T.G. Ob 'etnokonfessional'nyh aspektah Tegional'noj sociokul'tumyj situacii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser Gumanitamye nauki. Tambov, 2001; 2 (22): 39 - 45.

5. Tihomirova I.V. Motivacionnye osobennosti studentov, predstavlyayuschih raznye taksony obuchaemosti. Trudy SGU. Senya: Gumanitamye nauki. Psihologiya i sociologiya obrazovaniya. Moskva: SGU, 2005; 82: 11 - 24.

6. Klimov E.A. Vvedenie vpsihologiyu truda: uchebnik. Moskva: Kul'tura i sport; YuNITI, 2001.

7. Zybina L.N. Cennostnye onentacii studentov v period obucheniya v vuze. Filosofiya obrazovaniya. 2015; 1 (58): 75 - 84.

8. Zybina L.N. Rol' kaT'emyh orientacij v stanovlenii professional'noj kaT'eiy studentov raznyh profilej obucheniya. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod Tedakciej N.Ya. Bol'shunovoj, O.A. Shamshikovoj. 2014: 102 - 114.

9. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Pod redakciej V.V Davydova. Moskva, 2001.

10. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-PeteTbuTg: Piten 2002.

11. Zybina L.N. Dinamika urovnya professional'noj napravlennosti studentov-psihologov v processe polucheniya vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 6 (18): 203 - 206.

12. Zaharov Yu.A. Teoriya i praktika formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya molodezhi v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya. Kemerovo, 1996.

Статья поступила в редакцию 09.09.18

УДК 614.1

Akimov A.M., Cand. of Sciences (Social Studies), researcher of laboratory of epidemiology and prevention of cardiovascular disease, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center, Russian Academy of Science; scientific researcher, Interdepartmental laboratory of epidemiology cardiovascular diseases SB RAS (Novosibirsk, Russia), E-mail: akimov@cardio.tmn.ru

Bessonova M.I., cardiologist, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center, Russian Academy of Science (Tomsk, Russia), E-mail: bessonovami@cardio.tmn.ru

Gafarov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of Cardiovascular Diseases, Scientific-Research Institute of Therapy and Prevention Medicine, Russian Academy of Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: valery.gafarov@gmail.com

Kuznetsov V.A., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation,

Deputy Director for Research, Tyumen Cardiology Research Center, Tomsk National Research Medical Center, Russian Academy

of Science (Tomsk, Russia), E-mail: kuznets@tmn.ru

RESPONSIBILITY AS ONE OF THE PARAMETERS OF STRESS AT THE WORKPLACE, IN MEN AND WOMEN OF AN OPEN CITY POPULATION: GENDER ASPECT. The objective of the research is to study responsibility as one of the parameters of stress at workplace, for men and women of an open urban population in a gender aspect with reference to Tyumen. The study was conducted within the framework of cardiological screening in the open urban Tyumen population among men and women aged 25-64. A representative sample was formed from the election lists of citizens of one of the administrative districts of Tyumen in the number of 2000 people, 250 people in each sex-age group for four decades of life (response was 85.0% for men and 70.5% for women) . The study of the parameters of stress at work (responsibility) was carried out according to the algorithms of the WHO program "Monica-psycho-social". In the open urban population, the model of Tyumen established the highest self-assessment of responsibility in the workplace in women, mainly older women, and increased responsibility at work in both women of the older age group of 55-64, and mainly in young women under 45.

Key words: open population, gender, responsibility at work, stress at work.

A.М. Акимов, канд. соц. наук., научный сотрудник лаборатории эпидемиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Тюменский кардиологический научный центр, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, г. Томск; научный сотрудник Межведомственной лаборатории эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний РАН, г. Новосибирск, E-mail: akimov@cardio.tmn.ru

М.И. Бессонова, врач-кардиолог Тюменского кардиологического научного центра, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, г. Томск, E-mail: bessonovami@cardio.tmn.ru

B.В. Гафаров, д-р мед наук, проф., руководитель Межведомственной лаборатории эпидемиологии сердечнососудистых заболеваний РАН, г. Новосибирск, E-mail: gafarov@mail.ru

В.А. Кузнецов, д-р мед. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ, зам. директора по научной работе, Тюменский кардиологический научный центр, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, E-mail: kuznets@tmn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.