Научная статья на тему 'Мотивационные основы привлечения студентов вузов физической культуры к дополнительному профессиональному образованию'

Мотивационные основы привлечения студентов вузов физической культуры к дополнительному профессиональному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА / EDUCATIONAL MICROENVIRONMENT / CARRIER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова В.А., Кукосян О.Г., Демин А.Н.

В статье рассмотрены мотивационные факторы получения дополнительного профессионального образования. Установлено существенное влияние на отношение студентов к пополнению знаний широких мотивационных установок, задаваемых социокультурной средой. Обнаружены гендерные различия мотивации получения дополнительного образования, а также различия, обусловленные получаемой специальностью, которые усиливаются от начала к концу обучения. Фактором, снижающим интерес к расширению круга знаний, является невысокое стремление к компетентности, характерное для значительной части студентов. Полученные данные являются основой разработки программ мониторинга мотивации профессионального развития, а также создания программ его психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL BASES OF INVOLVEMENT OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION TO ADDITIONAL PROFESSIONAL EDICATION

Motivational factors of getting additional professional education are examined in the article. It is established that broad motivational aims put up by the sociocultural environment influence greatly on the students relation to deepening their knowledge. Gender motivational differences of getting an additional education have been revealed. Moreover, the differences depending on the received specialty which are grooving from the beginning to the end of the training have been proved too. It should be pointed out that low aspiration to the competence which is typical for the most part of students is one of the main factors lowering the students interest to the widening of their knowledge. The obtained data are the basis for elaboration of the monitoring programs of motivation of the professional development, and for creation the programs for its pedagogical accompaniment.

Текст научной работы на тему «Мотивационные основы привлечения студентов вузов физической культуры к дополнительному профессиональному образованию»

УДК 378.037.1

мотивационные основы привлечения студентов вузов физической культуры к дополнительному профессиональному образованию

Кандидат психологических наук, доцент В. А. Черкасова, доктор психологических наук, профессор О. Г. Кукосян, доктор психологических наук, профессор А. Н. Демин,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье рассмотрены мотивационные факторы получения дополнительного профессионального образования. Установлено существенное влияние на отношение студентов к пополнению знаний широких мотивационных установок, задаваемых социокультурной средой. Обнаружены гендерные различия мотивации получения дополнительного образования, а также различия, обусловленные получаемой специальностью, которые усиливаются от начала к концу обучения. Фактором, снижающим интерес к расширению круга знаний, является невысокое стремление к компетентности, характерное для значительной части студентов. Полученные данные являются основой разработки программ мониторинга мотивации профессионального развития, а также создания программ его психологического сопровождения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, мотивация, карьерные ориентации, образовательная микросреда.

Дополнительное профессиональное образование как никакое другое способствует развитию карьеры человека. В силу своей гибкости и необходимости живо реагировать на изменения в социально-экономической ситуации, дополнительное профессиональное образование учитывает требования рынка к подготовке и компетентности специалиста.

Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может или не хочет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Индивидуальный жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, установок. Карьерные ориентации возникают в ходе социализации, на основе и

в результате обучения и переобучения в начальные годы развития карьеры [1].

Мы исследовали карьерные установки студентов-выпускников разных специальностей КГУФКСТ как основу отношения к послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию. Для практического изучения карьерных ориентаций использовалась психодиагностическая методика Эдгара Шейна «Якоря карьеры».

В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов, очного и заочного обучения факультетов экономики и менеджмента, тренерского, педагогики и психологии, оздоровительного и педагогического. В целом выборка составила - 641 человек (370 юношей,

271 девушка).

У студентов имеются определенные приоритеты, касающиеся профессиональной карьеры. Наиболее значимым фактором для всех участников исследования оказалась стабильность места работы и заработка, ради которой они готовы сменить место жительства -значимость стабильности места жительства невысока. Ориентация на служение занимает второе место. Студенты - будущие специалисты по физической культуре и спорту - рассматривают свою профессиональную деятельность как служение другим людям, что говорит о ясном понимании смысла избранной участниками исследования профессии. На третьем по значимости месте оказалась ориентация на интеграцию стилей жизни - значит, многие студенты не рассматривают профессиональную карьеру как единственный смысл жизни и хотят, чтобы профессиональная деятельность позволяла реализовать жизненные ценности и цели, выходящие за ее рамки. Четвертое и пятое место занимают ориентация на менеджмент и предпринимательство, что соответствует условиям, в которых студенты включаются в профессиональное становление.

№2 ! 2012

33

Нельзя не отметить, что в числе наименее значимых карьерных ориентаций оказалась профессиональная компетентность. Среди карьерных приоритетов студентов она находится на предпоследнем месте. Это свидетельство своего рода расхождения целей и средств: студенты хотели бы иметь стабильную работу и заработок, но не видят связи между этими целями и тем, что их достижение напрямую зависит от собственной профессиональной компетентности. Невысокая значимость профессиональной компетентности может быть препятствием для своевременного включения выпускников в образовательные программы, необходимые для поддержания высокого уровня профессионализма [2].

Сходство карьерных установок студентов разных факультетов, дневной и заочной формы обучения еще раз подтверждает вывод о том, что как отношение к образованию, так и карьерные установки формируются в значительной степени под влиянием макросредовых факторов (культурных традиций, социальной и экономической ситуации, особенностей рынка труда). Однако определенный вклад в формирование карьерных ориентаций вносит и образовательная микросреда вуза - то, какие приоритеты она задает содержанием и организацией процесса обучения и подготовки специалистов.

Вклад микросреды вуза оценивался на основе сравнения карьерных ориентаций студентов разных специальностей и форм обучения. Анализ карьерных ориентаций студентов факультета спорта и факультета экономики и менеджмента, а также студентов заочной формы обучения третьего курса показывает, что они не различаются по пяти параметрам из девяти.

Все студенты-третьекурсники мало озабочены приобретением профессиональной компетентности. К пятому курсу дифференциация карьерных установок студентов дневной и заочной форм обучения становится более отчетливой.

Из восьми достоверных различий между группами шесть приходятся на различия между студентами дневной и заочной форм обучения. Студенты дневной формы обучения в большей степени, чем студенты заочной, готовы включиться в менеджмент и предпринимательство, принимать сложные ситуации профессиональной деятельности, являющиеся вызовом для специалистов в личностном и профессиональном плане. Студенты заочной формы обучения больше, чем студенты дневной, дорожат стабильностью места работы, хотя и готовы сменить место жительства, поступиться какими-то интересами вне профессии, о чем говорит более низкий показатель ориентации на интеграцию стилей жизни.

Сравнение показателей карьерных ориентаций студентов с третьего по пятый курс показывает, что, несмотря на их очевидную зависимость от широких социальных факторов, этапы обучения также накладывают на них определенный отпечаток. Ситуация завершения обучения на пятом курсе способствует, по-видимому, интенсификации профессионального самоопределения.

На это указывают различные акценты карьерных установок у студентов факультета спорта и факультета экономики и управления очной формы обучения.

Невысокая значимость для всех трех групп профессиональной компетентности является указанием на необходимость совершенствования ценностных аспектов учебного процесса и профессиональной практики, которые не могут не оказывать влияния на карьерные ориентации студентов.

Профессиональная карьера занимает разное место в жизни мужчин и женщин. На первом курсе показатели карьерных установок девушек и юношей достоверно различаются по двум показателям: «Вызов» и «Предпринимательство», причем характер этих различий находится в противоречии с традиционными полоро-левыми стереотипами.

Девушки имеют более высокие показатели готовности противостоять вызовам профессиональной деятельности, решать задачи такой сложности, которая под силу немногим. Они также выражают большее желание работать в сфере предпринимательства, чем юноши. Девушки имеют более высокие показатели желания заниматься менеджментом, стремления к автономии. С другой стороны, у них несколько ниже, чем у юношей, показатель отношения к своей профессии как к служению другим людям, хотя принято считать, что служение является профессиональной установкой, характерной для женщин.

Наибольшее количество достоверных различий между юношами и девушками по показателям карьерных установок отмечено на выпускном пятом курсе. У юношей отмечено более активное стремление к предпринимательству, к автономии, склонность к принятию вызова профессиональной деятельности, у девушек больше проявляется ориентация на служение людям и меньше заинтересованность в сохранении места жительства.

Обнаруженные различия карьерных установок юношей и девушек приводят к заключению о различии мотивационных предпосылок обращения к дополнительному образованию. Если для юношей таким побуждением, с большой вероятностью, может быть вызов, стремление к самостоятельности как индикатору профессиональной состоятельности и успешности, то для девушек более вероятным побуждением к профессиональному самообразованию может быть ориентация на служение людям, на укрепление уверенности в себе путем повышения профессиональной компетентности.

Мы изучили соотношение общежитейских и деловых мотивов выпускников очной и заочной формы обучения по методике Мильмана. Общежитейскую направленность характеризуют мотивы жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, общения; деловую - мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности. Ни та, ни другая направленность не имеют преимущества у тех или иных студентов.

С целью уточнения возможного влияния общежитейской и деловой направленности на отношение к

34

№2 I 2012

дополнительному образованию был проведен корреляционный анализ показателей того и другого вида направленности, а также показателей стремления к самоактуализации, установленных по методике Шо-стрема. Показатели общежитейской направленности преимущественно отрицательно коррелируют с параметрами стремления к самоактуализации. Особо следует отметить отрицательные корреляционные связи потребности в комфорте, ориентации на жизнеобеспечение с потребностью в познании. Показатели деловой направленности связаны с показателями самоактуализации в основном положительными корреляционными связями. В связи с задачами исследования следует выделить положительную корреляционную связь показателя стремления к социальной полезности и потребности в познании.

Несмотря на различный характер взаимосвязей показателей общежитейской и деловой направленности с показателями самоактуализации, две группы индикаторов мотивации взаимосвязаны между собой (рис.). Наиболее включен в такого рода взаимосвязи показатель стремления к социальному статусу, входящий в группу мотивов общежитейской направленности. Он связан положительными корреляционными связями со всеми тремя показателями мотивации, характеризующими деловую направленность. Следовательно, студенты взаимосвязывают социальный статус с общей и творческой активностью со стремлением к общественной полезности. Имеются также положительные корреляционные связи показателей творческой активности и общения, жизнеобеспечения и общей активности.

КОМФОРТ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Рис. Достоверныекорреляционныесвязимотивационных индикаторов общежитейскойи деловойнаправленности

Полученные данные подтверждают устойчивость представлений о взаимосвязи преуспевания, выражающуюся в высоком социальном статусе, с познанием, творческой активностью. Однако низкая заинтересованность студентов в наращивании профессиональной компетентности говорит о том, что понимание ценности образования, заложенное культурой, не перерастает непосредственно в познавательную активность, во включение в самообразование. Повышение активности, связанной с самообразованием, требует специально организованной работы, передающей общекультурные ценности в ценности образовательной

микросреды вуза, в мотивационный климат, делающий очевидными положительные следствия включения в разнообразные программы дополнительного образования для приобретения соответствующего социального статуса, для профессионального саморазвития.

Таким образом, наиболее устойчивой мотивацией включения в процесс освоения программ дополнительного профессионального образования является саморазвитие, показатели которого положительно коррелируют с показателями самоактуализации; общежитейские мотивы преимущественно отрицательно коррелируют с параметрами самоактуализации.

Среди карьерных ориентаций студентов ведущую роль играют ориентация на постоянство места работы и заработка, автономность, готовность включиться в предпринимательство, принять вызов профессиональной деятельности, что сопровождается высокой степенью готовности к смене места жительства, но слабой заинтересованностью в профессиональной компетентности.

Влияние образовательной микросреды вуза на карьерные ориентации студентов отчетливо проявляется лишь на выпускном курсе, о чем свидетельствуют достоверные различия их показателей у выпускников и студентов младших курсов, зависящие от специфики избранной студентами профессии.

Карьерные ориентации достоверно зависят от пола студентов, усиливаясь от младших курсов к старшим, и выражаются в большей ориентации девушек на служение людям и самосовершенствование, а у юношей - на автономию, предпринимательство, преодоление трудностей на пути профессионального развития. Эти различия отражают нормативный процесс усвоения полоролевых стереотипов.

Необходимым микросредовым условием направленного включения студентов и специалистов по физической культуре и спорту в процесс освоения программ дополнительного профессионального образования является мониторинг их образовательных потребностей и мотивационных установок в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы вуза.

Результаты исследования состава личностных и средовых предпосылок получения дополнительного профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма и особенностей их воздействия на становление профессионального статуса специалиста позволяют внести предложения по организации и технологии направленного педагогического регулирования этого процесса. Здесь можно выделить два основных направления оптимизации региональной образовательной политики вуза:

- введение необходимых корректировок в состав и содержание регионального раздела профессиональной образовательной программы вуза с учетом образовательных потребностей, мотивов и интересов студентов и слушателей ФПК;

- внедрение адекватных инновационных технологий организации учебного процесса и направленно-

№2 I 2012

35

го формирования необходимых профессиональных качеств выпускников с учетом требований развития личности, а также актуализации, гуманизации и индивидуализации образовательных воздействий.

В ходе настоящего исследования выявлены особенности ценностных ориентаций личности (отношение к образованию, мотивы освоения профессии, характер карьерных установок и др.), свойственные обследованному контингенту студентов и слушателей ФПК Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В связи с этим целесообразна корректировка микросредовых предпосылок направленного их формирования. Необходимо, как мы полагаем:

1) ввести постоянный мониторинг образовательных потребностей и мотивационных интересов «Студент - профессия - специалист» как обязательную предпосылку направленной корректировки региональных компонентов профессиональной образовательной программы вуза;

2) разработать дифференцированную по составу специализаций программу элективных курсов и спецсеминаров, учитывающих спектр образовательных устремлений студентов, их карьерную ориентацию и познавательную мотивацию потребности в конкретных областях знаний (юриспруденция, экономика, психология, медицина, социология);

3) разработать комплексную программу психологического сопровождения процесса становления профессио-

нально ориентированного мышления студентов на всем протяжении их обучения в вузе (в порядке индивидуальных заданий на самостоятельную работу, дифференцированных по специфике учебных дисциплин и кафедр);

4) организовать работу постоянно действующего психологического семинара для преподавателей всех кафедр по проблемам актуализации и формирования внутренней, личностной мотивации и вооружения студентов средствами удовлетворения насущных и формирующихся образовательных интересов и познавательных потребностей;

5) разработать методические указания по оказанию консультативной помощи студентам в преодолении психологических барьеров, стереотипов, установок, опасений, препятствующих их активному и эффективному включению в образовательный процесс профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Черкасова, В. А. Психолого-педагогические проблемы дополнительного профессионального образования: учебное пособие. - Краснодар, 2004 (в соавт. с Г. Б. Горской).

2. Черкасова, В. А. Мотивационные основы привлечения студентов к дополнительному профессиональному образованию. Spolecztnstwo I Edukacja Mitdzynarodowe Studia Hu-manistyczne №1/2011, Wyzsza Szkola Menedzerska w Legnicy, Vysoka skola menedzinarodneho podnikania ISM Slovakia v Presove, Киевский национальный университет культуры и искусств, 2011. - С. 171-181.

motivational bases of involvement of students of higher educational institutions of physical education to additional professional edication

V. Cherkasova, Assistant Professor, Candidate of Psychological Sciences,

O. Kukosyan, Professor, Doctor of Psychological Sciences,

A. Demin, Professor, Doctor of Phychological Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

Motivational factors of getting additional professional education are examined in the article. it is established that broad motivational aims put up by the sociocultural environment influence greatly on the students' relation to deepening their knowledge. Gender motivational differences of getting an additional education have been revealed. Moreover, the differences depending on the received specialty which are grooving from the beginning to the end of the training have been proved too. it should be pointed out that low aspiration to the competence which

is typical for the most part of students is one of the main factors lowering the students' interest to the widening of their knowledge. The obtained data are the basis for elaboration of the monitoring programs of motivation of the professional development, and for creation the programs for its pedagogical accompaniment.

Key words: additional professional education, motivation, carrier orientations, educational microenvironment.

36

№2 l 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.