Научная статья на тему 'Преобладающий тип карьерных ориентаций и особенности «Я-концепции» студентов-заочников'

Преобладающий тип карьерных ориентаций и особенности «Я-концепции» студентов-заочников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ"Я" / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / CAREER ORIENTATIONS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / "SELF-CONCEPT" / IMAGE "I" / SOCIAL ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленок Татьяна Петровна

Современное личностно ориентированное профессиональное образование должно учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся. Эффективность учебной и профессиональной деятельности в значительной степени определяется мотивационными особенностями личности, установками на определенный тип профессионального самоопределения. С этим связана актуальность исследования данных особенностей студенческой молодежи. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей карьерных ориентаций и социального образа «Я» как составной части Я-концепции студентов заочной формы обучения гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Предполагалось, что студенты, совмещая учебную и профессиональную деятельность, активно самоопределяются в профессии, формируют основные жизненные и профессиональные планы. Карьерные ориентации исследовались методикой «Якоря карьеры», которая позволяет выявить следующие типы профессиональных ценностей: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Исследование показало, что преобладающими типами карьерных ориентаций являются стабильность работы, менеджмент и интеграция стилей жизни (7,47; 6,88; 6,57 балла из 10 соответственно). Наименее важными оказались профессиональная компетентность и стабильность места жительства (4,05; 4,6 балла). Исследование Я-концепции, заключающееся в анализе социальных ролей, которые студенты выполняют в настоящее время и собираются выполнять в будущем, выявило низкую осознанность и значимость социальных ролей, связанных с профессиональной деятельностью. В целом результаты свидетельствуют о низкой выраженности карьерно-профессиональной направленности, особенно на длительную перспективу, ее частичном несоответствии содержанию профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDOMINANT TYPE OF CAREER ORIENTATIONSAND CHARACTERISTICS OF SELF-CONCEPT PART-TIME STUDENTS

Modern student-centered professional education should take into account the age and individual psychological features of students. The efficiency of educational and professional activities is largely determined by the motivational personality characteristics, attitudes on a particular type of professional identity. Related to this is the relevant study of these features in students. The article presents the results of theoretical and empirical research of features of career orientations and social image "I", as part of the "I-concept" ("self-concept"), students of correspondence courses of the faculty of Russian Timiryazev State Agrarian University. It is expected that students combining academic and professional activities actively identify themselves in the profession, form basic life and professional plans. Career orientation was studied by the method of "Anchor career", which allows to identify the following types of professional values: professional competence, management, autonomy, stability, service, challenge, integration of styles of life, entrepreneurship. The study showed that the predominant types of career orientations are a stable performance, management and integration of styles of life (7,47; to 6,88; 6,57 points out of 10 respectively). The least important were: professional competence and stability of residence (4,05; 4,6 points). Research I-concepts consists in the analysis of social roles that students perform in the present tense, the near and distant future, revealed the low awareness and the importance of social roles associated.

Текст научной работы на тему «Преобладающий тип карьерных ориентаций и особенности «Я-концепции» студентов-заочников»

УДК 37.047;159.9.07

КОВАЛЕНОК ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, канд. психол. наук, доцент

E-mail: tkovalenok@yandex.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, 49, Москва, 127550, Российская Федерация

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ТИП КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

Современное личностно ориентированное профессиональное образование должно учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся. Эффективность учебной и профессиональной деятельности в значительной степени определяется мотивационными особенностями личности, установками на определенный тип профессионального самоопределения. С этим связана актуальность исследования данных особенностей студенческой молодежи. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей карьерных ориентаций и социального образа «Я» как составной части Я-концепции студентов заочной формы обучения гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева. Предполагалось, что студенты, совмещая учебную и профессиональную деятельность, активно самоопределяются в профессии, формируют основные жизненные и профессиональные планы. Карьерные ориентации исследовались методикой «Якоря карьеры», которая позволяет выявить следующие типы профессиональных ценностей: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Исследование показало, что преобладающими типами карьерных ориентаций являются стабильность работы, менеджмент и интеграция стилей жизни (7,47; 6,88; 6,57 балла из 10 соответственно). Наименее важными оказались профессиональная компетентность и стабильность места жительства (4,05; 4,6 балла). Исследование Я-концепции, заключающееся в анализе социальных ролей, которые студенты выполняют в настоящее время и собираются выполнять в будущем, выявило низкую осознанность и значимость социальных ролей, связанных с профессиональной деятельностью. В целом результаты свидетельствуют о низкой выраженности карьерно-профессиональной направленности, особенно на длительную перспективу, ее частичном несоответствии содержанию профессионального обучения.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональное самоопределение, Я-концепция, образ «Я», социальные роли.

Введение. В настоящее время термин «карьера» используется как синоним понятия «профессиональный путь», рассматривается как последовательность различных работ, трудовых постов личности. Совокупность социально обусловленных побуждений к профессиональной деятельности, характерных для определенного человека, называют карьерными ориентациями. Предполагается, что они складываются стихийно в начальные годы развития карьеры, относительно устойчивы и часто реализуются личностью неосознанно [1].

В современной психологии труда выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3) профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4) самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом [2].

Карьерные ориентации начинают формироваться на этапе профессиональной адаптации - в период, когда личность соотносит свои возможности с требованиями профессии, специальности, конкретной трудовой функции, особенностями социально-экономической ситуации [3]. Одним из факторов такого процесса становится Я-концепция личности, которая определяет особенности тех выборов из веера возможностей, которые совершает субъект на различных этапах профессионального пути.

Существуют различные представления об этом личностном образовании и методах его диагностики. Выделяются когнитивная, аффективная и поведенческая составляющие Я-концепции; модальности - идеальная, реальная, зеркальная; уровни - организма, социального индивида, личности [4]. Я-концепция выполняет активную роль, влияя на цели, которые индивид перед собой ставит, на систему прогнозов относительно будущего, обеспечивая процессы самоопределения и самореализации.

Цель исследований - выявление особенностей карьерно-профессиональных ориентаций студентов, обучающихся заочно, и определение уровня

сформированности социального «образа Я» как составной части Я-концепции.

В исследовании принимали участие студенты гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, обучающиеся заочно, большая часть - в возрасте от 20 до 25 лет, число студентов мужского и женского пола примерно одинаково. Исследование проводилось в период экзаменационной сессии во время учебных занятий. В исследовании использовался тест «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В.Э. Винокурова [5]), в котором испытуемым предлагается оценить по 10-балльной шкале важность (лично для них) утверждений, характеризующих различные виды ценностных ориентаций. Методика позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Методика. Для диагностики Я-концепции применялась модифицированная методика Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Лик «Я-концепция» учащихся [6], в которой был несколько изменен способ анализа данных. Испытуемым предлагалось составить перечни своих социальных ролей, разбив их на 3 группы: первая группа - социальные роли, которые испытуемый

Преобладающая ориентация на стабильность работы означает, что респонденты испытывают потребность в безопасности, защите, предсказуемости жизни. Основным приоритетом при выборе места работы в этом случае является низкая вероятность увольнения, социальные гарантии. Инновационные проекты с неопределенным будущим не привлекают таких людей, ответственность за свою профессиональную жизнь они перекладывают на работодателя. Отмечается связь такого типа ориентаций с низким уровнем притязаний.

Вторая по выраженности карьерная ориентация студентов - «Менеджмент», т.е. управление, реа-

играет в настоящее время; вторая группа - социальные роли, которые испытуемый собирается реали-зовывать после окончания университета; последняя группа - социальные роли через 15 лет. Время выполнения задания ограничивалось 10 минутами.

Результаты и обсуждение. Обработка результатов осуществлялась путем анализа числа и типа ролей в каждой группе. Выделялись следующие типы ролей: глобальные (личность, человек, субъект и т.п.); ген-дерные (мужчина, парень, девушка и т.п.); семейные (дочь, сын, внук и т.п.); учебно-профессиональные (работник, будущий педагог, студент, будущий владелец собственного бизнеса и т.п.); роли, связанные с досугом (автолюбитель, любитель футбола, волонтер и т.п.). Подсчитывалось среднее число ролей каждого типа в каждом из трех списков. Помимо этого, учитывался ранг роли - то, какой по-порядку стояла роль в списке. Определялся средний ранг роли определенного типа в конкретный период. Полученные данные представлены в таблице 1. Отметим, что в отдельных протоколах встречались роли, характеризующие коммуникативное «Я» («Подруга», «Хороший друг»), материальное «Я» («Владелец своей квартиры», «Наследник»), этниче-ско-региональную принадлежность («Не гражданин РФ»), физическое «Я» («Красавчик»), однако в силу их единичности они в анализ не включались.

лизация потребности во власти, неважно, над чем: людьми, проектами, бизнес-процессами. Для людей с ориентацией такого типа важно лидировать, иметь высокий доход.

В определенной степени эти две ведущие карьерные ориентации задают противоположные по направленности векторы профессионального развития личности, однако могут быть реализованы в условиях какой-либо могущественной государственной корпорации. Учитывая особенности социальной ситуации, в которой находятся студенты заочного отделения, очевидно, по каким-то объективным причинам вынужденные со-

Таблица 1

Результаты диагностики карьерных ориентаций

№ Карьерные ориентации Средний балл важности по 10-балльной шкале Ранг ценности

1 Профессиональная компетентность 4,05 9

2 Менеджмент 6,88 2

3 Автономия 6,21 5

4 Стабильность работы 7,47 1

5 Стабильность места жительства 4,60 8

6 Служение 5,97 6

7 Вызов 5,55 7

8 Интеграция стилей жизни 6,57 3

9 Предпринимательство 6,41 4

вмещать обучение и профессиональную деятельность, можно говорить о некоторой романтичности, недостаточной реалистичности карьерных установок.

Третья по значимости карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни» является признаком важности сохранения имеющегося стиля жизни. Для таких людей важно, чтобы все было уравновешено: карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им несвойственно, для поведения характерен конформизм.

На последнем месте по значимости - ориентация на профессиональную компетентность. Это позволяет говорить о том, что опрошенные не видят в себе

Наиболее осознанными являются семейные роли, их число в течение времени жизни закономерно увеличивается. Неожиданно небольшим оказалось число учебно-профессиональных ролей. Исследование проводилось на выборке студентов заочного обучения, поэтому предполагалось, что как минимум будут выделяться две роли этого типа (студент и работник). Однако результаты показывают, что примерно 50% испытуемых выделяют в настоящее время только одну учебно-профессиональную роль. В следующий временной промежуток испытуемые выделяли уже более двух ролей. «Через 15 лет» число этих ролей опять слегка снижается, содержательный анализ показал, что это происходит за счет исчезновения учебных ролей, присутствовавших в предыдущие периоды (студент, выпускник, обладатель диплома и т.п.).

Обращает на себя внимание недостаточная конкретность профессиональных ролей. Так, точное название будущей профессии встречалось только в 10% протоколов, редкими были карьерные роли, отражающие изменение уровня профессионального статуса или мастерства, роли, связанные с профессиональным общением.

Еще одним параметром анализа результатов был порядок перечисления ролей. В подобного рода тестах характеристики, которые человек записывает в начале своего списка, рассматриваются как более

способностей и талантов, которые могли бы развиваться в профессиональной деятельности, для них не имеет значения профессиональное мастерство, компетентность. В определенной степени эта ориентация противоположна ориентации на менеджмент, и такие результаты представляются закономерными.

Анализ результатов диагностики «Я-концепции» показал, что в среднем испытуемые выделяют около 7 социальных ролей, при этом их число остается примерно одинаковым в различные периоды жизни. Такое число ролей свидетельствует о среднем уровне рефлексии (высоким считается 15 и более разнообразных ответов) (табл. 2).

осознанные и значимые для субъекта. В результатах представленного исследования на первых местах в списке ролей текущего периода жизни оказались гендерные и глобальные роли, и только после них -учебно-профессиональные роли. Такая последовательность, возможно, объясняется тем, что первые ответы, как правило, связаны с защитной реакцией личности на ситуацию диагностики. В определенной степени это подтверждается и тем, что в последующих перечнях ролей на первых местах чаще оказываются учебно-профессиональные и семейные.

В большинстве ответов испытуемых на первых местах (в настоящем времени) оказались категории, связанные с полом, что говорит об их актуальности и значимости. Это закономерно, так как в исследовании принимали участие молодые люди, находящиеся в том возрасте, когда одной из основных задач является установление и поддержание партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Прогнозируя свои роли на период через 15 лет после окончания университета, т.е. на возраст около 40 лет, испытуемые вспоминали о профессиональных ролях почти в последнюю очередь. При этом возраст 40-45 лет является в большинстве случаев возрастом максимальных профессиональных достижений.

Указывая свои социальные роли, человек показывает, насколько ему важна принадлежность той

Таблица 2

Типы социальных ролей студентов

Роль Среднее число ролей Средний ранг ролей

настоящее время после университета через 15 лет настоящее время после университета через 15 лет

Глобальные 0,96 0,87 0,78 3,95 5,45 4,42

Гендерные 0,91 0,69 0,52 3,67 4,56 3,58

Семейные 2,26 2,87 3,43 4,50 3,82 3,81

Учебно- профессиональные 1,52 2,67 2,28 4,41 3,21 7,07

Досуг 0,87 0,43 0,22 5,00 4,67 7,40

Общее число ролей 6,52 7,53 7,23

или иной группе людей, насколько он идентифицировался с определенным сообществом (в данном случае профессиональным). Увеличение порядкового номера учебно-профессиональных ролей больше чем на 3 позиции может интерпретироваться как недостаточный уровень сформированности перспективной профессиональной идентичности.

Выводы

Результаты проведенного исследования показывают актуальность организации работы по карьерному консультированию, коррекции карьерных ори-ентаций, стимуляции процессов профессионального самоопределения. Ситуация учебно-профессиональной деятельности является оптимальной для расширения представлений о закономерностях реализации в профессиональной деятельности, развития профессионального самосознания, Я-концепции, формирования умений планирования карьеры и создания целостной модели будущей профессиональной деятельности [7, 8]. Одной из форм такой работы могли бы стать психологические спецкурсы и тренинги профессиональной идентификации [9, 10].

Библиографический список

1. Коваленок Т.П. Неосознаваемые детерминанты профессионального выбора // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина. 2009. № 5. С. 17-18.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2005. 480 с.

3. Попова Е.В., Козленкова Е.Н. Особенности профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование интереса к профессиям космической отрасли // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина. 2014. № 1 (61). С. 141-145.

4. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2002. 298 с.

6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2007. 448 с.

7. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Формирование инновационного мышления студентов университета // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина. 2012. № 4 -1 (55). С. 25-28.

8. Лысенко Е.Е., Нестерова О.С. Анализ профессионально важных личностных качеств у будущих педагогов // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина. 2011. № 4 (49). С. 77-79.

9. Козленкова Е.Н., Ушатова И.В. Представления студентов о тренинге как методе формирования профессиональных умений // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина. 2011. № 3 (48). С. 99-101.

10. Назарова Л.И., Комендантова Ю.С. Приме -нение технологии контекстного обучения при организации тренингов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всерос. научно-практ. конф.; Науч. ред. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров, 2013. С. 28-31.

Статья поступила 06.09.2016 г.

PREDOMINANT TYPE OF CAREER ORIENTATIONS

AND CHARACTERISTICS OF SELF-CONCEPT PART-TIME STUDENTS

TATIANA P. KOVALENOK, PhD (Psy), Associate Professor

E-mail: tkovalenok@yandex.ru

Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Timiryazevskaya str., 49, Moscow, 127550, Russian Federation

Modern student-centered professional education should take into account the age and individual psychological features of students. The efficiency of educational and professional activities is largely determined by the motivational personality characteristics, attitudes on a particular type of professional identity. Related to this is the relevant study of these features in students. The article presents the results of theoretical and empirical research of features of career orientations and social image "I", as part of the "I-concept" ("self-concept"), students of correspondence courses of the faculty of Russian Timiryazev State Agrarian University. It is expected that students combining academic and professional activities actively identify themselves in the profession, form basic life and professional plans. Career orientation was studied by the method of "Anchor career", which allows to identify the following types of professional values: professional competence, management, autonomy, stability, service, challenge, integration of styles of life, entrepreneurship. The study showed that the predominant types of career orientations are a stable performance, management and integration of styles of life (7,47; to 6,88; 6,57 points out of 10 respectively). The least important were: professional competence and stability of residence (4,05; 4,6 points). Research I-concepts consists in the analysis of social roles that students perform in the present tense, the near and distant future, revealed the low awareness and the importance of social roles associated

with professional activities. Overall, the results indicate that low-intensity career-vocational orientation, especially in the long term, its partial inconsistency with the content of professional learning.

Key words: career orientations, professional self-determination, "self-concept", image "I", the social role.

References

1. Kovalenok TP. Neosoznavaemye determinanty professional'nogo vybora [Unconscious determinants of professional choice] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2009. Issue 5. Рp. 17-18.

2. Prjazhnikov N.S., Pryazhnikova E.J. Psikhologi-ya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. M.: Academy, 2005. 480 p.

3. Popova E.V., Kozlenkova E.N. Osobennosti pro-fessional'noy orientatsii shkol'nikov, napravlennoy na formirovanie interesa k professiyam kosmicheskoy otrasli [Features of professional orientation of pupils, aimed at the formation of interest in the professions of the space industry // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2014. Issue 1(61). Pp. 141-145.

4. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-Consciousness]. M.: Moscow University press, 1983. 284 p.

5. Pachobut L.G., Chiker V.A. Organizatsionnaya sotsial'naya psikhologiya [Organizational social psychology]. SPb.: Rech, 2002. 298 p.

6. Praktikum po psikhologii menedzhmenta i pro-fessional'noy deyatel'nosti [Workshop on psychology of management and professional activities: textbook] / under the editorship of G.S. Nikiforov, M.A. Dmitrie-va, V.M. Snetkov. SPb.: Rech, 2007. 448 p.

7. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Formirovanie in-novatsionnogo myshleniya studentov universiteta [The development of innovative thinking agroengineering university students] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2012. Issue 4-1 (55). Pp. 25-28.

8. Lysenko E.E., Nesterova O.S. Analiz profession-al'no vazhnykh lichnostnykh kachestv u budushchikh pedagogov [The analysis of professionally important personal qualities of future teachers] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2011. Issue 4 (49). Pp. 77-79.

9. Kozlenkova E.N., Ushatova I.V Predstavleniya stu-dentov o treninge kak metode formirovaniya profession-al'nykh umeniy [Students' opinion of training class as way of acquiring professional abilities] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2011. Issue 3 (48). Pp. 99-101.

10. Nazarova L.I., Komendantova Yu.S. Prime-nenie tekhnologii kontekstnogo obucheniya pri organi-zatsii treningov [Application of contextual technology at trainings] // Innovative processes in education: strategy, theory and practice of development: VI All-Russian scientific and practical conference; scientific editors: E.M. Dorozhkin, VA. Fedorov. 2013. Pp. 28-31.

Received on September 6, 2016

УДК 378.146;372.8

ШИНГАРЕВА МАРИНА ВАЛЕНТИНОВНА, канд. пед. наук

E-mail: mar-lex@mail.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, 49, Москва, 127550, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Обозначена проблема разработки фонда оценочных средств в условиях реализации ФГОС ВО. Даны представления о современных компетентностно-ориентированных оценочных средствах и технологиях, об их функциональных возможностях в образовательном процессе. Одним из основных методов и средств мониторинга процесса и результата формирования у студентов профессиональных компетенций при осво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.