УДК 378
СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ
Л.А. Гусева, Н.В. Волкова, О.Ю. Юрьева (г. Казань, Российская Федерация)
В статье рассмотрена мотивация личности как основа успешности профессиональной подготовки и обучения. На основе детального анализа мотивационного процесса в обучении делается вывод о различных личностных смыслах для студентов в процессе получения знаний в ВУЗе. Выявлена и обоснована необходимость культивировать мотивацию достижений успехов у студентов, развивать в них потребности в успешности осуществляемой деятельности.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная подготовка, обучение, карьерные ориентации, профессия.
MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY STRUCTURE AS A BASIS FOR
SUCCESS TRAINING AND TRAINING
L.A. Guseva, N. V. УоШога, O. Yu. Уигувга (Kazan, Russian Federation)
The article discusses the motivation of the person as the foundation of success of training and education. Based on a detailed analysis of the motivational process in training concludes different personal meaning for students in the process of acquiring knowledge in the university. Spotted and the necessity to cultivate success achievement motivation in students, to develop in them the need for the success of activities.
Keywords: motivation, training, training, career orientation, profession.
В современной науке весьма актуальными становятся работы по исследованию психологических характеристик человека, способствующих его успешности, продуктивности и высокому качеству жизни. Данной теме посвятили свои работы многие авторы, обозначив одним из внутренних факторов успешности - мотивацию достижения [1]. Социум имеет потребность в высокоразвитых личностях, инициативных профессионалах, предприимчивых и творческих людях. Эта установка требует переустройства некоторых общественных систем, в том числе и образовательной. В рамках образования особое значение приобретает именно мотивационный аспект. Мотивация есть побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность [2]. Этот психологический феномен играет роль регулятора активности человека, его поведения и деятельности. И потому мотивация находится в фокусе интереса многочисленных современных исследователей.
Мотивация представляет собою динамический процесс психофизиологического плана и одновременно комплекс факторов, инициирующих активность субъекта, определяющих направление его деятельности. Вместе с тем учебная мотивация есть комплекс факторов, инициирующих активность учащегося субъекта, определяющая направление на освоение новых знаний, овладение умениями и навыками. Развивать свой интеллект, самореализовываться и раскрываться позволяет именно учебная мотивация как элемент психической жизни субъекта.
Современная психология (Б.Ф. Ломов, В.И. Ковалев, К.К. Платонов, В.К. Вилюнас) понимает мотивационную сферу личности как комплекс устойчивых мотивов, иерархично выстроенный, отражающий ту или иную направленность личности. Составляющими мотивационной сферы личности являются цели, потребности и диспозиции - собственно мотивы. Диспозиции могут быть реализованы в различных потребностях. Деятельность по удовлетворению потребностей может быть разделена на виды деятельности, соответствующие частным целям [3, с. 79].
Интересы, желания, намерения и задачи также является побудителями поведения человека, помимо потребностей и целей. Интерес представляет собою «особое мотивационное состояние познавательного характера» [4], опосредованно связанное с действующей на данный момент потребностью. При осуществлении деятельности, направленной на реализацию цели, субъект сталкивается с препятствиями, требующими их преодоления - в этой ситуации возникает мотивационный фактор или задача. Намерения и желания как мотивационные состояния периодически сменяют друг друга, сиюминутно возникают, реагируют на изменения условий выполнения действия. Указанные мотивационные факторы в той или иной степени влияют на собственно мотивацию поведения субъекта. В то же время играют в структуре мотивации скорее инструментальную роль, нежели собственно побудительную.
Значительная масса проблем в психологической науке разрешается в тот момент, когда исследователи отбрасывают установку, согласно которой
личности осознают истинные мотивы своего поведения, своих мыслей и чувств. Ведь в действительности истинные мотивы человека могут быть иными, отличными от кажущихся на первый взгляд. Здесь речь идет о сознательности и бессознательности мотивации деятельности человека. Среди управляемых человеком потребностей и целей есть те, которые им осознаются, однако есть и те, осознание которых невозможно, либо затруднительно [5, с. 42].
Ценности человека и потребности формируют смыслы, которые определяют расстановку явлений или объектов в жизни человека. Смыслом обладают явления или объекты, относящиеся к актуализации личностных потребностей и ценностей. Потребности и ценности людей различны, индивидуальны, своеобразны в способах их реализации [6, с.57].
В мотивационную сферу включены также такие диспозиции, как мотив власти, мотив альтруизма, агрессивность и аффилиация (потребность в общении). Общение, желание находиться в обществе себе подобных и стремление установить с ними эмоционально-положительные взаимоотношения представляют собою феномен аффилиации, антиподом которой является мотив отвергания. Мотивы аффилиации занимают особое место в мотивационной структуре личности. Они тесно взаимосвязаны с деятельностными мотивами, ведь общение начинается при совместной деятельности [7 с. 68].
Для мотивационной сферы личности также имеет большое значение устойчивость, сила мотивов. Мотивация различается и по принципу конкретной деятельности. К примеру, в рамках учебной деятельности студента мотивы могут быть как общие, нацеленные на познание вообще, так и конкретные, обуславливающие интерес к конкретным дисциплинам. Работе механизма мотивации может помочь стимулирование. Сам по себе стимул не обязательно должен стать мотивом. Более того, личность может даже не принять стимул полностью. Однако итоговый эффект будет весьма заметным. Представим возникновение мотивации в такой последовательности этапов:
• появление потребности;
• осознание потребности;
• осознание стимула;
• при содействии стимула преобразование потребности в мотив, осознание мотива.
При оценке мотивационной сферы личности используются все упомянутые в данном параграфе параметры. Чтобы деятельность человека была эффективной, высокорезультативной, важно соблюдение следующих условий: множественность мотивов в сфере конкретной деятельности, их развитость, положительное отношение к процессу, устойчивость и сила мотива, определенная иерархия в структуре мотивации.
Учебная деятельность нацелена на трансформацию личности студента, на изменение его психологии. Как качество профессиональной подготовки на начальных этапах обучения в вузе в целом, так и становление студента профессионалом в частности, напрямую зависит от характеристик его мотивации в процессе учебной деятельности [8, с. 228]. Среди них: познавательные, профессиональные и мотивы творческого достижения, мотивы социального порядка - личного престижа, сохранения и повышения статуса, самореализации, самоутверждения, материальные мотивы.
Мотив творческого достижения является важнейшим фактором мотивации у студентов на достижение успешности и эффективного обучения. Человек нуждается в достижениях и выражается это посредством стремления к успеху. Успех здесь есть различие нынешнего уровня деятельности и её результатов от прошлого, то есть состязание против самого себя за свой успех. Другое проявление потребности в достижениях можно зафиксировать в деятельности, направленной на достижение неблизких целей, в создании уникальных продуктов труда, либо методов и способов их создания. Учебная деятельность включает в себя множество возможностей для студента достигнуть этот более высокий уровень. Следовательно, личности, обладающие развитым мотивом творческого достижения, должны получать большее удовлетворение от учебы, прилагать еще больше усилий в процессе
профессиональной подготовки. Это позволит получить более высокие результаты, повысить успеваемость учащегося.
Противоположным явлением потребности в достижениях выступает потребность в избегании неудачи. Исследователи полагают, что если в мотивационной структуре личности студента преобладает нацеленность на избегание неудачи, то вероятна и низкая потребность в улучшении достигнутых результатов. Такие студенты ориентируются больше на типовые способы деятельности, нежели на оригинальность в своих решениях. Они попросту боятся творчества, а в отношении учебной деятельности срабатывает некий защитный механизм. Им свойственна повышенная тревожность. Процесс профессиональной подготовки в их случае сводится не к удовлетворению успехами и достижениями в процессе учебы, а к избеганию неуспеха и сопутствующих ему неприятностям [8, с. 238].
Процесс обучения в высшем учебном заведении в большей степени проходит в группах. И здесь огромное значение имеет общение между студентами. Возникающие затруднения в процессе удовлетворения потребности в общении способны вызвать у студента психоэмоциональное напряжение, тревогу, даже фрустрацию и депрессию. По этой причине мотив аффиляции требует отдельного рассмотрения, однако это несколько выходит за рамки темы нашего исследования.
Молодость - такой период в развитии личности, когда потребность в самоутверждении и доминировании продолжает активно развиваться. Проявляется это в стремлении оказывать влияние на других людей, обладать авторитетом, быть убедительным, иметь возможность контролировать окружающих. А также в возможности навязывать свои вкусы и взгляды, свое видение решения различных проблем другим членам его социальной группы. В случае профессиональной подготовки данная потребность увеличивает удовлетворенность от учебы, способна повысить чувство ответственности в отношении к учебе. Более того, при наличии элемента соревновательности и
соответствующего мотива в достижениях эффективность учебного процесса существенно возрастает.
В современной науке мотивы распределяются на основные две группы:
• мотивы познания - содержание учебной деятельности и процесс ее выполнения;
• социальные мотивы - различные социальные взаимодействия учащегося субъекта с другими субъектами.
Мотивы познания в свою очередь можно разделить на:
• познавательные мотивы, ориентирующие учащегося на поиск и овладение новой информацией;
• мотивы, ориентирующие учащегося на усвоение учебно-познавательных методов добывания знаний. Здесь подразумевается личностный интерес студента использовать приемы, при помощи которых он сможет самостоятельно приобретать знания, самостоятельно регулировать учебную деятельность и разумно организовывать процесс учебного труда;
• самообразовательные мотивы, направляющие учащегося субъекта на улучшение его методик поиска знаний.
Указанные мотивы познания способны сформировать у учащегося мотивацию достижения, включающую в себя нацеленность на успешность в процессе постоянного соревнования с самим собой, желание достичь более высоких показателей в учебной деятельности [9, с. 115]. Познавательные мотивы создают условия для преодоления кризисных ситуаций в процессе учебы, инициируют познавательную активность, инициативность и формируют фундамент для компетентности человека [10, с. 183].
Мотивы познания определяются динамическими и содержательными характеристиками. Содержательные характеристики включают в себя:
• личный смысл обучения для учащегося;
• действенность как влияние мотива на процесс учебной деятельности и
поведение;
• определенный статус мотива в структуре мотивации (основной или второстепенный);
• самопроизвольность проявления мотивации - мотив возникает самостоятельно или при взаимодействии с другим субъектом;
• степень осознания мотива;
• распространенность мотива на различные типы деятельности.
К числу динамических характеристик относят:
• положительная либо отрицательная модальность мотивов;
• степень устойчивости мотивов;
• скорость возникновения мотива, его сила.
Преподавателю следует постоянно держать в поле своего зрения формы проявления мотивов, ведь именно в таком случае он сможет фиксировать особенности мотивации к обучению того или иного учащегося. Далее необходимо проанализировать содержание этих мотивов, выявлять скрытое за ними [11, с. 264-269].
Итак, мотивация напрямую влияет на эффективность учебного процесса. В большей степени, тогда когда мотив учащегося является именно познавательным. Однако это не всегда так. По этой причине мотивы следует разделять на внутренние и внешние. Именно первый тип непосредственно связан с получаемыми знаниями. Во втором же случае процесс обучения является для студента средством достижения каких-либо целей. Освоение знаний - есть цель обучения, однако в случае, если студенту не нужны эти знания, то цель эта недостижима. В то же время у него может быть какая-то другая потребность, опосредованно стоящая за получением знаний. К примеру, учащийся стремится обучиться знаниям, так как нацелен получить престижную профессию.
Таким образом, внешне деятельность учащихся схожа, при этом внутренне она различна. Это различие кроется в мотивах, в смысловой окраске. Процесс получения знаний в вузе может подразумевать различный личностный смысл для студента. Тип мотива имеет большое значение, если целью
исследователей является решение вопроса о повышении эффективности учебного процесса. Оба типа мотивов одинаково необходимы: культивирование мотивации только к познанию может сформировать в личности нечто вроде снобизма. В таком случае субъект будет нацелен разрешить только собственную потребность в освоении дисциплин, оставляя в стороне свои социальные обязанности. Поэтому процесс учебно-познавательной мотивации всегда должен коррелироваться посредством мотивации социальной. Ведь учащемуся следует быть нацеленным на знания, чтобы принести пользу социуму [7, с. 67-70].
Развивая тему познавательной потребности, следует отметить, что она в большей степени проявляется, когда студент прилагает усилия для расширения своих знаний и опыта, старается структурировать их, овладеть компетенциями, научиться понимать суть окружающих его проблем, выстраивает целостную и обоснованную картину мира.
Ключевыми целями учащегося являются следующие: освоение
методологии учебной деятельности, получение комплекса фундаментальных знаний, овладение статусом - быть студентом. С течением времени учащиеся лучше узнают тонкости будущей профессии. Возникает более оформленное отношение к выбранной специальности. И здесь именно потребность в познании при содействии мотивации к достижениям напрямую влияют на уровень успешности, на успеваемость студентов особенно на начальных этапах обучения в вузе, культивируя чувство удовлетворенности своей учебой [12, с. 136].
Необходимым условием успешности как подготовки специалиста на первых учебных курсах, так и успешности и удовлетворенности его в дальнейшей трудовой деятельности является сознательный выбор будущей профессии, самостоятельно сформированная концепция будущей профессиональной деятельности, своего рода жизненный план. В литературе выделяют следующие карьерные ориентации или «якоря» [13].
1. Профессиональная компетентность - наличие талантов и навыков в определенной сфере. Обладающие такой установкой люди стремятся стать профессионалами и получают особенное удовлетворение при достижении успеха в работе. Сюда же относится и необходимость признания их талантов.
2. Менеджмент - нацеленность личности на интеграцию усилий других субъектов, компиляция функций управления организации, ответственность за результат. Лишь в момент, когда человек достигнет целевого положения в своей карьере, когда он будет способен в той или иной степени управлять предприятием, такая личность будет считать, что достигла своей цели.
3. Независимость - стремление освободиться от правил и ограничений в сочетании с потребностью в автономном поведении. Такая личность не стремится выстраивать карьеру.
4. Стабильность - потребность в предсказуемости предстоящих событий, в стабильности и безопасности. Такие личности часто бывают талантливыми, их карьера идет вверх, в то же время велика вероятность их отказа от предлагаемого повышения. Ведь перемены могут привнести в их жизнь неудобства.
5. Служение - взаимодействие с людьми, помощь человечеству, служение с целью улучшить мир или социум. Данная карьерная ориентация не позволит человеку работать или учиться в организации, ценности которой противоречат его целям и ориентирам. Такая личность способна отказаться от карьерного повышения. Обычно сферами профессиональной самореализации таких людей являются охрана окружающей среды, проверка качества товаров, защита прав тех или иных групп.
6. Вызов - конкуренция, поиск решений трудных задач, победа, борьба с трудностями, необходимость разнообразия, новизны. Личность склонна бросать вызов, рассматривать различные социальные явления и ситуации как возможность выигрыша либо проигрыша. Здесь наибольшее значение имеют победа и процесс её достижения, нежели определенная сфера применения
своих навыков, квалификация или профессия. Если победа достигается слишком легко, то может наступить скука.
7. Интеграция стилей жизни - комбинирование, взаимное проникновение сфер жизни. Отсутствие строгого единственного коррелята, такого, как семья или постоянное самосовершенствование. Необходим баланс подобных сфер. Данная личность в меньшей степени ценит свою профессиональную деятельность, организацию, в которой работает. Ценность имеет сама жизнь человека.
8. Предпринимательство - готовность к риску, а также стремление творить (но это не обязательно творческий человек), создавать новинки, бороться с препятствиями. При наличии данной карьерной ориентации личность стремится открыть свое дело, а не работать на кого-то. Такой человек приложит все усилия и пойдет на серьезный риск ради развития собственной организации даже в том случае, если первое время будет терпеть неудачи [8, с.431].
Изменчивость и динамичность профессиональной мотивации влияет на отношение учащихся к обучению в вузе с самых начальных этапов, а также на их последующую профессиональную деятельность. Совокупность мотивов, скоррелированных с конкретной потребностью, обозначается в отечественной психологии как «мотивационный синдром» [13, с. 17]. Следует отметить также, что «перекрещивание» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации и доминирования, позволяет посредством стимуляции одного мотива влиять на мотивы других потребностей [14, с.113]. Согласимся с позицией А.А. Вербицкого [13, с. 17] в понимании им феномена мотивационного синдрома - это и механизм понимания соотношения и взаимосвязи мотивов, целей, интересов, влечений в мотивационной структуре конкретного учащегося, и механизм осмысления самой мотивационной сферы как системы, в рамках которой взаимодействуют указанные мотивационные компоненты.
Мотивационный синдром может проявляться различным образом. К примеру, это могут быть профессиональные мотивы или познавательные. Обе
формы составляют более широкое целое - мотивационный синдром учебной деятельности, который указывает на динамику взаимных трансформаций этих мотивов. Лишь выраженность ведущих мотивов (познавательных и профессиональных) составляет содержательное отличие познавательного мотивационного синдрома от профессионального.
Итак, карьерные ориентации в сочетании с профессиональным самоопределением в значительной мере обуславливают выбор жизненного пути учащегося. Результативность, эффективность учебной и профессиональной деятельности, удовлетворенность субъекта своим трудом, нацеленность на высокопрофессиональную подготовку в высшем учебном заведении и повышение квалификации в дальнейшем - все это зависит от решения важнейшего вопроса в жизни человека - выбора профессионального направления.
Профессии выбираются исходя из различных мотивов. Понимание человеком важности той или иной сферы профессиональной деятельности или возможной должности в конкретной сфере. Целый спектр побуждений связан с определенными характеристиками профессии, с особенностями и условиями будущей трудовой деятельности. Имеет значение стремление управлять людьми, процессами, ресурсами, желанием руководить, организовывать, работать в коллективе и прочее.
Структура, особенности мотивации современных учащихся как корреляты успешности их профессиональной подготовки на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении нуждается в тщательном и всестороннем исследовании. Необходимо культивировать мотивацию достижений успехов у студентов, развивать в них потребность в успешности осуществляемой деятельности. Результатом этого будет состояние удовлетворенности студентов от их обучения в вузе на первых курсах. Это облегчит учебный процесс, повысит эффективность достижения учебных целей и освоения образовательной программы. Также мотив аффилиации и познавательная потребность существенно влияют на профессиональную подготовку студентов.
При положительном влиянии этих факторов возрастает степень удовлетворенности студентов от обучения.
Источники:
1. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 615 с. [McClelland D. Human Motivation. SPb.: Piter, 2007. 615p. (In Russ.)]
2. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.:ПЕР СЭ, 2005. 783 с. [Psychological lexicon. Encyclopedic Dictionary in six volumes/Editors L.A. Karpenko, A.V. Petrovskyi. Moscow: PER SE, 2005. 783 p. (In Russ.)]
3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: «Наука», 1988. 193 с. [Kovalev V.I. Motives and activities. Moscow: «Nauka», 1988. 193 p. (In Russ.)]
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 468 с. [Nemov R.S. Psychology: Textbook for university students: in 3 books 4th edition. Moscow: Publishing Center for the Humanities VLADOS, 2003. Book 1: General foundations of psychology, 468 p. (In Russ.)]
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: «София», 1976. 159 с. [Aseev V.G. Motivation of behavior and personality formation. Moscow: «Sofiya», 1976. 159 p. (In Russ.)]
6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений». Санкт-Петербург, «Издательство СОЮЗ», 1999. 344с. [Morozov A.V. Business psychology. A course of lectures. Textbook for higher and secondary vocational schools: SPb.: «Publishing House SOYUZ», 1999. 344 p. (In Russ.)]
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология, Ростов н/Д: Феникс, 2004. 576 с. [Stolyarenko L.D. Pedagogical Psychology, Rostov on Don: Feniks, 2004. 576 p. (In Russ.)]
8. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. М.: «Педагогическое общество России», 2003. 512 с. [Gamezo M., Petrova E., Orlova L. Aging and pedagogical psychology. Moscow: «Pedagogicheskoye obschestvo Rossii», 2003. 512 p. (In Russ.)]
9. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 115 с. [Hekhausen H. The Achievement Motive. SPb.: Rech, 2001. 115 p. (In Russ.)]
10. Крылов А.А. Психология. М.: ПБОЮЛ 2001. 584 с. [Krylov A.A. Psychology. Moscow: PBOUL 2001. 584 p. (In Russ.)]
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. [Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: Piter, 2000. 512 p. (In Russ.)]
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Педагогическая литература». 2002. 136 с. [Zimnyaya I.A. Pedagogical Psychology. Moscow: «Pedagogicheskaya literatura». 2002. 136 p. (In Russ.)]
13. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. № 3, 1997. С.12-22. [Verbitskyi A.A., Bakshaeva N.A. Problem of the motives transformation in the context training // Voprosy psikhologii. No. 3, 1997. Pp. 12-22. (In Russ.)]
14. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с. [Bakshaeva N.A., Verbitskyi A.A. Students' motivation Psychology. Moscow: Logos, 2006. 184 p. (In Russ.)]
References:
1. Makklelland D. Motivatsiya cheloveka. SPb.: Piter, 2007. 615 s.
2. Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar' v shesti tomakh / Red.-sost. L.A. Karpenko. Pod obshch. red. A.V. Petrovskogo. M.:PER SE, 2005. 783 s.
3. Kovalev V.I. Motivy povedeniya i deyatel'nosti. M.: «Nauka», 1988. 193 s.
4. Nemov R.S. Psikhologiya: Ucheb. Dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: v 3 kn. Kn. 1: Obshchie osnovy psikhologii. 4-e izd. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003. 468 s.
5. Aseev V.G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniya lichnosti. M.: «Sofiya», 1976. 159 s.
6. Morozov A.V. Delovaya psikhologiya. Kurs lektsiy; Uchebnik dlya vysshikh i srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy». Sankt-Peterburg: «Izdatel'stvo SOYuZ», 1999. 344 s.
7. Stolyarenko L.D., Pedagogicheskaya psikhologiya, Rostov n/D: Feniks, 2004. 576 s.
8. Gamezo M., Petrova E., Orlova L. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. M.: «Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii», 2003. 512 s.
9. Khekkhauzen X. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. SPb.: Rech', 2001. 115 s.
10. Krylov A.A. Psikhologiya. M.: PBOYuL, 2001. 584 s.
11. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2000. 512 s.
12. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M.: «Pedagogicheskaya literatura». 2002. 136 s.
13. Verbitskiy A.A., Bakshaeva N.A. Problema transformatsii motivov v kontekstnom obuchenii // Voprosy psikhologii. № 3, 1997. S.12-22.
14. Bakshaeva N.A., Verbitskiy A.A. Psikhologiya motivatsii studentov. M.: Logos, 2006. 184 s.
Зарегистрирована: 06.06.2014
Гусева Любовь Акимовна (г.Казань), the Academy of Social Education (Kazan Social and Legal Institute), Department, кафедра гражданского и арбитражного процесса, заведующая, кандидат политических наук, доцент. Тел.: 296-82-80. Е-mail: guseva,[email protected]
Волкова Наталья Васильевна (г.Казань), Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт управления и территориального развития, кафедра государственного и муниципального управления, доцент, кандидат социологических наук. Тел.: 296-82-80. Е-mail: [email protected] Юрьева Ольга Юрьевна (г.Казань), Казанский научно-исследовательский технологический университет, аспирантка. Е-mail: [email protected]
Guseva Lyubov' Akimovna (Kazan), the Academy of Social Education (Kazan Social and Legal Institute), Department of Civil and arbitration process, Head, candidate of political science, associate professor. E-mail: [email protected]
Volkova Natal'ya Vasil'evna (Kazan), Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Governance and Territorial Development, Department of Public Administration, associate professor, candidate of social sciences. E-mail: [email protected]
Yureva Ol'ga Yur'evna (Kazan), Kazan National Research Technological University, graduate student. Email: [email protected]