ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 4
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Т.Н. Харланова
(факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
Harlanova76@mail.ru)
В статье рассмотрены особенности развития карьерных ориентаций студентов разных специальностей. Проведена диагностика развития исследуемого феномена с помощью комплекса диагностических методов. Особое внимание уделено исследованию мотивов выбора будущей профессии, определяющих весь ход развития карьерных ориентаций в процессе профессиональной подготовки. Определено, что карьерные ориентации студентов достаточно часто являются аморфными, неупорядоченными, не выступают стимулом работы над собой еще в период обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: карьерные ориентации, студенческая молодежь, мотивы выбора профессии, "якоря" карьеры, профессиональная подготовка.
Успешная реализация личности в профессиональном плане зависит от того, какие факторы обусловили профессиональный выбор, насколько выбранная профессия отвечает интересам и способностям будущего специалиста, какой у него уровень достижений в сфере профессиональной деятельности, насколько субъект профессиональной деятельности будет активным в процессе построения собственной профессиональной карьеры и т.п.
Актуальность поставленной проблемы требует детального изучения особенностей развития карьерных ориентаций студентов разных специальностей, что и было целью нашей работы.
Исследование особенностей развития карьерных ориентаций студенческой молодежи проводилось в 2013 г. на базе Республиканского высшего учебного заведения "Крымский гуманитарный университет" (г. Ялта); Севастопольского городского гуманитарного университета (г. Севастополь), МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва). В исследовании приняли участие 156 студентов 4-5-х курсов, которые учатся по специальностям "Психология" (47 человек), "Социальная педагогика" (33 человека), "Дошкольное образование" (34 человека), "Экономика" (42 человека).
Все респонденты прошли полную диагностику в соответствии с определенной программой исследования, которая предусматривала изучение и сравнение (по специальностям):
а) ведущих мотивов выбора профессии;
б) доминирующих карьерных ориентаций студентов;
в) степени осознанности студентами карьерных ориентаций;
г) особенностей планирования карьеры;
д) тенденций развития карьерных ориентаций студентов;
е) степени развития карьерных ориентаций будущих специалистов.
Рассмотрим более подробно результаты каждого из отмеченных направлений исследования.
Ведущие мотивы выбора профессии определялись на основе опросника "Определение мотивов выбора профессии". Респондентам предоставлялся ряд утверждений, которые характеризуют мотивацию выбора какой-либо профессии. Предлагалось оценить, в какой мере каждый из этих мотивов повлиял на выбор самих опрашиваемых. Шкала оценки: 5 — очень сильно повлияло; 4 — сильно; 3 — средне; 2 — слабо; 1 — никак не повлияло.
Подсчет результатов осуществлялся по таким направлениям:
а) определение наиболее значимых мотивов выбора профессии, их иерархии;
б) выявление мотивов выбора профессии, которые у современных студентов теряют свою значимость;
в) дифференциация мотивов по группам и выявление доминирующих групп мотивов.
Как наиболее значимые рассматривались мотивы, которые заняли первые 8 мест в ранге, как наименее значимые — мотивы, которые заняли последние места с 3 по 5.
Результаты диагностики показали, что у будущих психологов значительно опережает по значимости (что отвечает сумме набранных баллов) мотив "Позволяет использовать профессиональные умения вне работы". Другие 7 мотивов набрали приблизительно одинаковое количество баллов. Это мотивы: "Предоставляет возможность приносить пользу людям", "Отвечает моим способностям", "Является привлекательной", "Предоставляет возможность для роста профессионального мастерства", "Предоставляет больше возможностей для проявлений творчества", "Требует общения с разными людьми", "Содействует умственному и физическому развитию". Наименее значимыми оказались мотивы: "Выбрана моими друзьями", "Нравится родителям", "Требует
переезда на новое место жительства", "Позволяет работать рядом с домом".
Следовательно, для будущих психологов наиболее влиятельным является мотив, связанный с возможностью уже в период обучения в вузе использовать полученные знания, т.е. с текущей жизнедеятельностью, а не жизненной перспективой. Это подкрепляется также значимостью мотивов влияния будущей профессии на индивидуальное развитие.
У будущих социальных педагогов значительно опережает по значимости мотив "Предоставляет возможность приносить пользу людям". Другие мотивы набрали приблизительно одинаковое количество баллов. Это следующие мотивы: "Требует общения с разными людьми", "Содействует умственному и физическому развитию", "Предусматривает высокое чувство ответственности", "Позволяет использовать профессиональные умения вне работы", "Позволяет сразу получить хороший результат труда для других", "Предоставляет возможность для роста профессионального мастерства".
Наименее значимыми оказались мотивы: "Выбранная моими друзьями", "Требует переезда на новое место жительства", "Является высокооплачиваемой", "Близка к любимому школьному предмету", "Позволяет работать рядом с домом".
Следовательно, для будущих социальных педагогов наиболее влиятельными являются мотивы, связанные с возможностью общения с разными людьми и возможностью приносить пользу людям. Это также подкрепляется значимостью мотивов влияния будущей профессии на индивидуальное развитие.
У будущих воспитателей значительно опережает по значимости мотив "Предоставляет возможность для роста профессионального мастерства". Другие 7 мотивов набрали приблизительно одинаковое количество. Это мотивы: "Предусматривает высокое чувство ответственности", "Предоставляет больше возможностей для проявлений творчества", "Является привлекательной", "Позволяет использовать профессиональные умения вне работы", "Отвечает моим способностям", "Позволяет реализовать способности к руководящей работе". Наименее значимыми оказались мотивы: "Близка к любимому школьному предмету", "Избранная моими друзьями", "Требует переезда на новое место жительства", "Является высокооплачиваемой", "Нравится родителям". Следовательно, для будущих воспитателей наиболее влиятельными являются мотивы, связанные с возможностью совершенствования профессионального мастерства, проявления творчества и
чувством ответственности, которое связано со спецификой будущей деятельности.
У будущих экономистов и финансистов значительно опережает по значимости мотив "Требует общения с разными людьми". Другие 7 мотивов набрали почти одинаковое количество баллов. Это мотивы: "Предоставляет возможность для роста профессионального мастерства", "Является престижной", "Позволяет использовать профессиональные умения вне работы", "Предоставляет возможность приносить пользу людям", "Позволяет сразу получить хороший результат труда для других", "Отвечает моим способностям".
Наименее значимыми оказались мотивы: "Позволяет реализовать способности к руководящей работе", "Единственно возможная при сложившихся обстоятельствах", "Позволяет ограничиться имеющимся образованием".
Следовательно, для будущих экономистов и финансистов наиболее влиятельными являются мотивы, связанные с возможностью общения с другими людьми, совершенствования профессионального мастерства, престижа, что связано со спецификой будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, можно увидеть, что весомыми для студентов-психологов и воспитателей дошкольных учебных заведений оказались мотивы ответственности и возможности проявления творчества, что указывает на специфику будущей профессиональной деятельности и осознание молодыми специалистами требований, которые будут к ним предъявлены. Относительно мотивов, которые присущи только студентам экономического профиля, нужно отметить, что наиболее весомым для них оказался мотив престижа профессии, т.е. студенты выбирали профессию, принимая во внимание ее престижность на рынке труда.
Вместе с тем для будущих специалистов гуманитарного профиля значительно снизилась влиятельность мотивов, которые раньше были значимыми для студентов, а именно — влияние родителей и товарищей и возможность перейти в другую социальную среду благодаря обучению в вузе и получению высшего образования, т.е. современные студенты более самостоятельны и независимы от чужого мнения при выборе профессии. Для студентов-экономистов и студентов-финансистов наименее значимыми оказались мотивы, которые связаны с возможностью управления и ограничением имеющимся образованием, т.е. студенты стремятся к усовершенствованию своих профессиональных знаний и умений, получению дополнительного образования. Если
рассматривать полученные данные с точки зрения карьерных ориентаций, то структура мотивов выбора профессии более направлена на текущие проблемы, чем на будущий карьерный рост.
Выявление групп внутренних индивидуально и социально значимых и внешних позитивных и негативных мотивов для каждого из респондентов проводилось с помощью ключа, который приведен в опроснике "Определение мотивов выбора профессии". Дифференциация мотивов по группам позволила определить доминирующие группы мотивов для каждой специальности респондентов. Согласно методике, в состав группы внутренних индивидуально значимых мотивов входят мотивы привлекательности будущей профессии, возможности общения с людьми, соответствия будущей профессии способностям будущих специалистов, содействия их умственному и физическому развитию, возможность проявления творчества. К группе внутренних социально значимых мотивов относятся мотивы, связанные с чувством ответственности, возможностью приносить пользу людям, совершенствовать профессиональное мастерство, реализацией способностей к руководящей работе, быстрым получением хорошего результата труда для других.
Внешними позитивными мотивами выбора профессии являются: необходимость переезда на новое место жительства, высо-кооплачиваемость труда, возможность работать рядом с домом, близость к любимому школьному предмету, возможность использования профессиональных умений вне работы.
К группе внешних негативных мотивов выбора профессии относятся мотивы вкуса родителей, друзей, возможности ограничиться имеющимся образованием, престижности, единственно возможного варианта при обстоятельствах, которые сложились.
Среди практических психологов преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии (46,8% от общего количества студентов). Достаточно представленными у них оказались и внутренние социально значимые мотивы (27,9% респондентов), которые связаны с предоставлением помощи другим. Наименее выражены (в сравнении с другими специальностями) у студентов данной группы негативные социальные мотивы.
У студентов специальности "Социальная педагогика" доминируют внутренние социально значимые мотивы (47,7%), хотя достаточно представленными оказываются и внутренние индивидуально значимые мотивы (35,3%). Вместе с тем в этой группе наименее выражены внешние позитивные мотивы (всего 4,2%).
У студентов, обучающихся по специальности "Дошкольное образование", оказались наименее представленными внутренние индивидуально значимые мотивы (всего 14,2%). Среди других преобладает группа внутренних социально значимых мотивов (35,9%), но значительное влияние на выбор профессии оказали как внешние позитивные, так и внешние негативные мотивы (соответственно 21,3 и 28,6%).
Среди студентов специальностей "Финансы", "Экономика" преобладают внутренние индивидуально значимые (33,3%) и внешние позитивные мотивы (31,1%), весомым является влияние и внешних негативных мотивов, вместе с тем здесь значительно меньше, чем у студентов других специальностей, проявление внутренних социально значимых мотивов.
Если рассматривать полученные данные с точки зрения карьерных ориентаций, то структура мотивов выбора профессии студентами гуманитарных специальностей более направлена на содержание профессиональной деятельности, чем на будущий карьерный рост, однако у большей части студентов экономических специальностей (31,1%) доминируют мотивы, которые связаны с будущим карьерным ростом.
По группам мотивов студентов всех специальностей наблюдается такое соотношение: внутренние индивидуально значимые мотивы преобладают у 32,4% студентов, внутренние социально значимые мотивы — у 31,3%, внешние позитивные мотивы — у 18,3%, внешние негативные мотивы — у 18,0% студентов. Следовательно, у студентов наиболее влиятельными оказались блоки внутренней мотивации, наименее представленным — блок внешних негативных мотивов.
Проанализировав результаты методики "Мотивы выбора профессиональной деятельности", можно сделать вывод, что студенты экономического профиля более направлены на карьерный рост, чем студенты гуманитарного профиля, на что указывают высокие оценки по мотиву стремления к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, незначимость возможности ограничения имеющегося образования. Низкие оценки по мотиву "Единственно возможная при сложившихся обстоятельствах" указывают на взвешенное решение будущих специалистов во время выбора профессии.
Изучение доминирующих карьерных ориентаций студентов осуществлялось с помощью опросника "Якоря карьеры" Е. Шейна. Студентам предлагалось 41 утверждение, касающееся карьеры, каждое из которых они должны были оценить по
10-бальной шкале, ориентируясь на их важность (1 блок утверждений) и степень согласованности с ними (2 блок).
По результатам опроса рассчитывались такие шкалы: "профессиональная компетентность", "менеджмент", "автономия" (независимость), "стабильность работы", "стабильность места проживания", "служение", "вызов", "интеграция стилей жизни", "предпринимательство".
Было определено, что для значительного количества будущих практических психологов (74,0%), социальных педагогов (54,0%), экономистов (54,8%) карьера совсем не связана с определенной профессиональной деятельностью. То есть они не считают, что будут искать сферу своей реализации по тому профилю, который получили в вузе. Лишь 26,0% практических психологов, 46,0% социальных педагогов, 45,2% экономистов и 65,0% воспитателей дошкольных учебных заведений связывают жизненную перспективу со специальностью, по которой учатся.
Анализ ответов респондентов показывает, что студенты готовы сохранить профессиональную позицию в пределах учреждения за счет отказа от высшей должности, но им трудно принять решение об уходе из учреждения, даже когда их работа не связана с профессией.
Большинство будущих экономистов/финансистов (72,0%) отметили высокую значимость для них вопросов, связанных с перспективой в будущем заниматься управленческой деятельностью (блок "Менеджмент"). Относительно будущих специалистов со-циономического профиля (практических психологов, социальных педагогов, воспитателей дошкольных учебных заведений) можно сказать, что для большинства из них вопросы, связанные с управленческой деятельностью, не имеют первоочередного значения. На высокую значимость этой ориентации указало лишь 24,0% будущих практических психологов и воспитателей дошкольных учебных заведений и 43,0% социальных педагогов.
Для социальных педагогов, чья профессиональная деятельность в будущем не всегда предоставит им возможность достичь вершин управленческой деятельности, привлекательность руководящей деятельности еще в период обучения в вузе оказалась не менее низкой, чем сохранение преданности собственной профессии. Относительно будущих финансистов и экономистов можно сказать, что для них в будущей профессиональной деятельности более значима возможность занимать руководящую позицию, чем сохранение преданности собственной профессии.
Привлекательнее для всех студентов является автономия в работе, возможность сохранять независимость от разнообразных ограничений и организационных преград. Половина студентов будущих психологов, 55,0% будущих социальных педагогов, 59,0% будущих воспитателей дошкольных учебных заведений и 81,0% будущих экономистов/финансистов, указали на высокую значимость для них этого аспекта будущей деятельности.
Данные результаты объясняют значимость карьеры для студентов — будущих социальных педагогов и экономистов/финансистов менеджмента: это возможность руководить событиями самому и избегать внешнего влияния. Вместе с тем такие ожидания противоречат самой идее карьерного роста, который в качестве одного из главных условий предусматривает подчинение собственных интересов, активности, свободного времени требованиям определенной организационной системы.
Следовательно, будущие практические психологи, социальные педагоги и воспитатели дошкольных учебных заведений, с одной стороны, ожидают автономии, а с другой — чувствуют высокую потребность в защищенности со стороны учреждения, где будут работать. Но любое учреждение предусматривает прежде всего включение своих сотрудников в определенные режимные отношения и неготовность студенческой молодежи это понять может привести к существенным разочарованиям в будущем. Безусловно, у студентов младших курсов еще рано ожидать полной всесторонней подготовленности к будущей профессиональной деятельности, но наличие противоречия между ориентацией на независимость от учреждения и ожиданием от нее определенных гарантий может остаться и в дальнейшем. Менее противоречивыми оказались результаты будущих экономистов/финансистов. Большинство студентов понимают, что автономия в будущей профессиональной деятельности не гарантирует им защищенность со стороны учреждения, где они будут работать.
Заметно уменьшилась для будущих специалистов привлекательность стабильности места проживания. Лишь 26,0% практических психологов считают этот аспект для себя значимым, тогда как для остальных важной является именно мобильность. Другие респонденты (49,0% социальных педагогов, 50,0% воспитателей дошкольных учебных заведений, 41,0% экономистов/финансистов) ориентированы на стабильность места проживания во время выбора профессии. Привлекательность стабильности места проживания можно объяснить более сильной ориентацией на семью
и рождение детей, так как большинство респондентов — лица женского пола.
Блок "Служение" выявляет заметную направленность студентов на глобальные отношения человека с профессией, которые выходят за пределы сугубо исполнительской (операционной или технологической) реализации содержания деятельности, его наполнения высшими смыслами. Высокая значимость этой ориентации диагностирована у 74,0% будущих экономистов/финансистов, 70,0% будущих психологов, 46,0% будущих социальных педагогов, 44,1% будущих воспитателей дошкольных учебных заведений. Следовательно, наиболее привлекательной для этих студентов является идея самореализации своего личностного потенциала в профессиональной деятельности в процессе достижения жизненно значимой цели.
Важным аспектом при исследовании карьерных ориентаций будущих специалистов является их настроенность на преодоление трудностей, решение сложных проблем, в том числе умение включаться в конкурентную борьбу. Такие студенты среди будущих психологов выявлены лишь в количестве 21,2%, социальных педагогов — 36,3%, воспитателей дошкольных учебных заведений — 18,0%, экономистов/финансистов — 76,1%. Таким образом, мы можем видеть, что большинство будущих специалистов социономического профиля вообще отбрасывают борьбу и конкуренцию как жизненно значимые ценности, что свидетельствует о явно недостаточной ориентации студентов на решение сложных проблем. Здесь скорее преобладает их ориентация на спокойную, бесконфликтную жизнь, что безусловно не будет способствовать эффективному карьерному продвижению в будущем. Можно сделать вывод, что они в своих карьерных прогнозах более ориентированы на пассивность, избегание трудностей и борьбы, упование на роль обстоятельств.
Относительно будущих экономистов/финансистов можно сказать, что они настроены на преодоление трудностей, предварительно ориентированы на решение сложных задач, направленных на конкурентную борьбу. Студенты экономического профиля более ориентированы на активность, готовы к преодолению трудностей в профессиональной деятельности, которая будет способствовать карьерному росту.
Шкала "Интеграция стилей жизни" диагностирует ориентацию студентов или сугубо на карьеру, которая подчиняет себе другие области жизни, или на стремление согласовать карьеру с другими жизненно значимыми сферами. Здесь четко проявилась
тенденция на интеграцию, т.е. карьера не выступает ведущей целью, сохраняются и другие ценности. Такая ориентация присуща 81,0% психологов, 64,0% социальных педагогов, 82,3% воспитателей дошкольных заведений, 69,0% экономистов/финансистов. Таким образом, меньшинство студентов считают, что нужно всем поступаться ради карьеры. Безусловно, выявленные данные не могут гарантировать, что ситуация не изменится в дальнейшем, когда сегодняшние студенты встанут перед реальным жизненным выбором — чему предоставить приоритеты, но во время обучения в вузе у них четко прослеживается стремление всесторонне включиться в разные области жизни. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют, что ориентация на подчинение жизни профессии больше представлена у будущих социальных педагогов и экономистов.
Анализ ответов студентов по отдельным вопросам указывает на некоторую противоречивость результатов. С одной стороны, студенты хотят сохранить привычный для них образ жизни, с другой — большая часть участников исследования не считает, что выбор образа жизни важнее карьеры. То есть они не хотят менять уже привычный образ жизни, и в то же время допускают возможность кое-чем поступиться в соответствии с жизненными обстоятельствами.
Наконец на блок "Предпринимательство", который связан со стремлением создавать новые организации, товары и услуги сориентированы 81% экономистов/финансистов, 62% воспитателей дошкольных заведений, 46% социальных педагогов, 26% психологов. Полученные данные дают возможность утверждать, что студенты стремятся осуществить собственное творение, они сориентированы на поиск идей, но это происходит, скорее, на уровне фантазии, чем имеет конкретный действенный характер.
По результатам диагностики лишь для 4,7% будущих экономистов/финансистов ни одна из карьерных ориентаций не является приоритетной, т.е. карьера не занимает центральную часть их жизни. По другим специальностям такие студенты не были выявлены.
Таким образом, видно, что карьерные ориентации студентов являются достаточно абстрактными, противоречивыми, они не выступают стимуляторами действенной активности.
Для определения степени осознанности карьерных ориента-ций студентам было дано задание — написать сочинение "Как я представляю свою профессиональную карьеру". Студентам предлагалось написать сочинение по нескольким пунктам в произ-
вольной форме. Сочинения анализировались по таким критериям: наличие ответов на все вопросы, конкретность и развернутость ответов; связанность с профессией, которая получается в настоящий момент; общее настроение — позитивное или негативное.
Полученные в результате анализа сочинений данные позволяют сделать такие выводы:
— у большинства студентов, которые написали сочинение, достаточно оптимистичные взгляды на будущее, они планируют достичь успеха в профессиональной сфере;
— не все студенты желают в будущем делать карьеру в сфере профессиональной подготовки. Около 15,6% будущих специалистов уже на начальных курсах четко уверены в том, что будут делать карьеру в совсем другой сфере деятельности;
— достаточно четко представляют себе будущие жизненные перспективы, связанные с карьерой, около 30% опрошенных;
— 15,4% участников имеют идеализирующее, чрезмерно романтическое представление о будущей профессии, их вообще не привлекают вопросы построения собственной карьеры;
— значительная часть студентов не связывает будущие жизненные перспективы с необходимостью приложить дополнительные усилия по профессиональному развитию еще в период обучения в вузе;
— заметна тенденция конкретизации жизненных целей и перспектив у студентов в процессе обучения. Так, студенты старших курсов имеют более четкое представление о будущей карьере, чем студенты младших курсов;
— среди экономистов/финансистов заметна ориентация на случай, связи, финансовую помощь со стороны в становлении и развитии карьеры;
— некоторые студенты вообще не понимают сущность понятия "карьера".
Полученные данные свидетельствуют о том, что на сознательном уровне карьерные ориентации студентов достаточно часто являются аморфными, неупорядоченными, не выступают стимулом работы над собой еще в период обучения в вузе. Анализ ответов студентов разных специальностей позволяет сделать вывод, что становление и развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи разных специальностей и высших учебных заведений имеют близкие тенденции, но есть и некоторые отличия. На этот процесс влияют мотивы выбора профессии, отношение самих студентов к будущей профессиональной деятельности, их лич-
ностные качества, стремление к самосовершенствованию, самореализации, успеху в будущей профессиональной деятельности.
Сопоставление результатов диагностики мотивов выбора профессии и методики "Как я представляю свою профессиональную карьеру" позволяет увидеть, что студенты, у которых ведущими являются внутренние мотивы, склонны к карьерному росту, четко представляют свой профессиональный путь, стремятся к самосовершенствованию, получению знаний во время обучения в высшем учебном заведении, стремятся помогать другим, приносить пользу людям. Студенты, ведущими мотивами которых оказались внешние мотивы, по большей части полагаются на случай, связи, денежные вливания во время построения карьеры, имеют идеализированные представления о будущей профессиональной деятельности, ориентированы на быстрое получение результатов, уверены, что их профессиональная жизнь не будет связана с приобретаемой специальностью.
Вместе с тем во время написания сочинения преобладающее большинство студентов испытали трудности или просто уклонились от ответов, что может указывать на отсутствие у них каких-либо жизненных перспектив, стремления к карьерному росту. Студенты занимают пассивную жизненную позицию, способны чаще полагаться на случай, чем на собственные силы.
Сопоставление результатов позволяет увидеть, что наличие конкретной жизненной или профессиональной цели не гарантирует ее реализацию из-за отсутствия конкретных путей и этапов ее достижения. Следовательно, у студентов процесс планирования будущей карьеры является достаточно аморфным, расплывчатым, не сопровождается осознанием необходимых для реализации целей шагов.
Было выявлено, что большинство студентов не имеют четкой профессиональной цели, или имеют цель, не связанную с профилем подготовки, не осознают, какие шаги необходимы для осуществления целей. Вместе с тем заметными оказались тенденции отсутствия и ограниченности путей достижения целей при наличии четкой профессиональной или другой цели. Это указывает на пассивность студентов, ориентацию на случай, связи во время профессиональной реализации, что особо ярко выражено у будущих экономистов/финансистов.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что общими наиболее значимыми мотивами для студентов всех специальностей является возможность использования профессиональных умений вне работы, возможность общения с разными людьми,
возможность роста профессионального мастерства. Можно отметить, что студенты направлены на карьерный рост, усовершенствование своего мастерства ради решения собственных потребностей и проблем. Тем не менее, структура мотивов выбора профессии студентами гуманитарных специальностей более направлена на содержание профессиональной деятельности, чем на будущий карьерный рост. Карьерные ориентации студентов являются достаточно абстрактными, противоречивыми, они не выступают стимуляторами действенной активности. На сознательном уровне карьерные ориентации студентов достаточно часто являются аморфными, неупорядоченными, не выступают стимулом работы над собой еще в период обучения в высшем учебном заведении.
Список литературы
1. Бегичева О.Л. Социально-психологические характеристики карьерных ориентаций студентов, обучающихся по направлению "менеджмент": Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2012. 24 с.
2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С. 3-26.
3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
4. Кужненкова А.С. Изучение карьерных ориентаций и учебной мотивации современной студенческой молодежи // Личность в Природе и Обществе: научные труды молодых ученых. Серия "Психология и педагогика": материалы межвузовских психолого-педагогических чтений (Москва, 25 апреля 2013 г.). Вып. 16 / Сост. и науч. ред.: А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. М.: Изд-во РУДН, 2013. С. 151-155.
5. Мусина-Мазнова Г.Х. Теоретические основы карьерного становления специалиста социальной сферы. Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2012. 76 с.
6. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 589-590.
7. Терновская О.П. Карьерные ориентации студентов в процессе вузовской подготовки (на примере студентов психологического факультета) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XXIX. М., 2005. С. 229-232.
8. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2006. 19 с.
9. Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях // Организационное поведение. Самара: Бахрах-М, 2006. С. 707—722.
10. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.: Молодая гвардия, 1969. С. 226-244.
11. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг. Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им. Н.К. Крупской, 2009. 186 с.
FEATURES OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
T.N. Harlanova
The article describes the features of the development of career orientations of students of different specialties. Diagnostics of the development of the phenomenon under study by means of a complex of diagnostic methods. Particular attention is given to studying the motives for choosing future profession, determine the entire course of development of career orientations during vocational training. It was determined that career orientations of students are often amorphous, disordered, does not act on a stimulus work in the period of study in higher education.
Key words: career orientation, students, the motives of choice of profession, career anchors, training.
Сведения об авторе
Харланова Татьяна Николаевна — соискатель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель — профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова А.И. Подольский. E-mail: Harlanova76@mail.ru