Научная статья на тему 'Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета'

Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ МОТИВАЦИИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / SPECIALIST TRAINING / MOTIVES / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION / MOTIVATION ORIENTATION / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умнов Владимир Павлович

Отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Отношение к учению, выступая средством достижения обучения, образует учебную мотивацию. Поэтому становится актуальным изучение мотивации студентов, оказывающей влияние на формирование личностной и профессиональной направленности студента. Исходя из того, что на факультетах физической культуры обучаются студенты с разной направленностью личности и что на каждом этапе развития личности при смене ведущей социальной позиции происходит модификация её содержания сообразно ведущим мотивам и потребностям, можно ожидать, что это может существенно сказываться на мотивации обучения студентов. Изучение этого вопроса явилось самостоятельным этапом нашего исследования. Можно полагать, что изменение предметного содержания дисциплин учебного плана влияет на динамику мотивов и структуру мотивации в процессе обучения студентов в вузе.В работе применялась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной, включающая три шкалы: «Приобретение знаний»; «Овладение профессией»; «Получение диплома». Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Опрос студентов проводился с 1 по 4 курс: в ноябре 2016 г. приняло участие 115 студентов, в ноябре 2017 г. и октябре 2018 г. 92 и 84 студента соответственно. Полученные результаты анкетирования студентов указывают на то, что у них восновном преобладают мотивы по первым двум шкалам («Приобретение знаний» и «Овладение профессией»), что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии педагога по физической культуре и спорту. В то же время до 40 % студентов не удовлетворены выбранной профессией. Выявлено, что студенты ориентированы на получение диплома в большей степени (мотивы социального и личного престижа), чем на овладение профессией (профессиональная мотивация). В мотивации обучения студентов имеют место половые различия: в целом у юношей в большей степени, чем у девушек, наблюдается стремление к освоению знаний, овладению профессией и нацеленность на получение диплома. Мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома, с переходом студентов на последующий курс в основном не изменяются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of students’ educational activity motivation at the Faculty of Physical Culture and Sport of the Petrozavodsk State University

The attitude towards the future profession can be regarded as a form and a measure of accepting the ultimate goals of learning. Students’ attitude to studying creates educational activity motivation. This idea substantiates the need to examine students’ educational activity motivation which affects their individual and professional development. Based on the fact that personal orientations of the students educated at the Faculty of Physical Culture differ and also that a change in motivation content due to a change in their main social position occurs at each stage of personal development congruous to their leading motives and needs, it can be expected that these can greatly influence the educational activity motivation of the students. The authors hypothesise that the change in subject content of academic disciplines affects the motive dynamics and the structure of student motivation during the learning process.The current research was based on the technique titled “Motivation for Studying at the University” by T.I. Ilyina, which includes three scales: “acquiring knowledge”; “mastering the profession”; “receiving a degree”. The domination of motives from the first two scales confirms the appropriateness of the student’s career choice and their satisfaction with it. The questionnaire was administered to students in all 4 years of study; 115 students were surveyed in November 2016, 92 in November 2017, and 84 in October 2018.The outcomes of the survey suggest that motives from the first two scales “acquiring knowledge”; “mastering the profession”) generally prevail. This indicates that the students made the right career choice to become Physical Education teachers. However, up to 40 % of the students are dissatisfied with the chosen profession. It was revealed that the students are more interested in receiving a university degree (motives of social and personal prestige) than in mastering their future profession (professional motivation). Student motivation is also characterised by gender differences: overall, young men are more motivated to acquire knowledge, master the profession, and earn a degree than young women. Motivation related to acquiring knowledge and receiving a degree generally does not change over the years of study.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 4 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 4 _www.psychinedu. ru

Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения

УДК 159.947(075)

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-4-351-363

Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета

В. П. Умнов

Н1

1 Петрозаводский государственный университет, 199034, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33

Сведения об авторе

Владимир Павлович Умнов, SPIN-код: 4839-3553, e-mail: uvpp@mail.ru Для цитирования: Умнов, В. П. (2019) Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета. Психология человека в образовании, т. 1, № 4, с. 351-363.

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-351-363

Получена

7 сентября 2019; прошла рецензирование 1 ноября 2019; принята 14 ноября 2019. Права:

© Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация. Отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Отношение к учению, выступая средством достижения обучения, образует учебную мотивацию. Поэтому становится актуальным изучение мотивации студентов, оказывающей влияние на формирование личностной и профессиональной направленности студента. Исходя из того, что на факультетах физической культуры обучаются студенты с разной направленностью личности и что на каждом этапе развития личности при смене ведущей социальной позиции происходит модификация её содержания сообразно ведущим мотивам и потребностям, можно ожидать, что это может существенно сказываться на мотивации обучения студентов. Изучение этого вопроса явилось самостоятельным этапом нашего исследования. Можно полагать, что изменение предметного содержания дисциплин учебного плана влияет на динамику мотивов и структуру мотивации в процессе обучения студентов в вузе. В работе применялась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной, включающая три шкалы: «Приобретение знаний»; «Овладение профессией»; «Получение диплома». Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Опрос студентов проводился с 1 по 4 курс: в ноябре 2016 г. приняло участие 115 студентов, в ноябре 2017 г. и октябре 2018 г. — 92 и 84 студента соответственно. Полученные результаты анкетирования студентов указывают на то, что у них в основном преобладают мотивы по первым двум шкалам («Приобретение знаний» и «Овладение профессией»), что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии педагога по физической культуре и спорту. В то же время до 40 % студентов не удовлетворены выбранной профессией. Выявлено, что студенты ориентированы на получение диплома в большей степени (мотивы социального и личного престижа), чем на овладение профессией (профессиональная мотивация). В мотивации обучения студентов имеют место половые различия: в целом у юношей в большей степени, чем у девушек, наблюдается стремление к освоению знаний, овладению профессией и нацеленность на получение диплома. Мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома, с переходом студентов на последующий курс в основном не изменяются.

Ключевые слова: подготовка специалиста, мотивы, мотивация, мотивация обучения, направленность мотивации, половые различия.

A study of students' educational activity motivation at the Faculty of Physical Culture and Sport of the Petrozavodsk State University

V. P. Umnov™

1 Petrozavodsk State University, 33 Lenina Avenue, Petrozavodsk 185910, Russia

Abstract. The attitude towards the future profession can be regarded as a form and a measure of accepting the ultimate goals of learning. Students' attitude to studying creates educational activity motivation. This idea substantiates the need to examine students' educational activity motivation which affects their individual and professional development. Based on the fact that personal orientations of the students educated at the Faculty of Physical Culture differ and also that a change in motivation content due to a change in their main social position occurs at each stage of personal development congruous to their leading motives and needs, it can be expected that these can greatly influence the educational activity motivation of the students. The authors hypothesise that the change in subject content of academic disciplines affects the motive dynamics and the structure of student motivation during the learning process.

The current research was based on the technique titled "Motivation for Studying at the University" by T.I. Ilyina, which includes three scales: "acquiring knowledge"; "mastering the profession"; "receiving a degree". The domination of motives from the first two scales confirms the appropriateness of the student's career choice and their satisfaction with it. The questionnaire was administered to students in all 4 years of study; 115 students were surveyed in November 2016, 92 in November 2017, and 84 in October 2018. The outcomes of the survey suggest that motives from the first two scales "acquiring knowledge"; "mastering the profession") generally prevail. This indicates that the students made the right career choice to become Physical Education teachers. However, up to 40 % of the students are dissatisfied with the chosen profession. It was revealed that the students are more interested in receiving a university degree (motives of social and personal prestige) than in mastering their future profession (professional motivation). Student motivation is also characterised by gender differences: overall, young men are more motivated to acquire knowledge, master the profession, and earn a degree than young women. Motivation related to acquiring knowledge and receiving a degree generally does not change over the years of study.

Keywords: specialist training, motives, motivation, educational activity motivation, motivation orientation, gender differences.

Author

Vladimir P. Umnov, SPIN: 4839-3553, e-mail: uvpp@mail.ru

For citation:

Umnov, V. P. (2019) A study of students' educational activity motivation at the Faculty of Physical Culture and Sport of the Petrozavodsk State University. Psychology in Education, vol. 1, no. 4, pp. 351-363. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-351-363

Received

7 September 2019; reviewed 1 November 2019; accepted 14 November 2019.

Copyright:

© The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Формирование интеллектуального и духовного потенциала общества, соответствующего уровню развития мирового социума, является одной из приоритетных целей модернизации отечественного образования, стратегические цели которого направлены на создание интеллектуального базиса современной экономики, науки, здравоохранения, культуры, гармоничного взаимодействия человека и природы (Шевченко 2018). В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от

15 апреля 2014 г. № 295) определены основные цели образовательной политики на современном этапе, которые предполагают обеспечение качества образования, соответствующего запросам российского общества. От результата и условий реализации образовательных программ, пишет Г. Н. Пономарев, «напрямую зависит качество подготовки специалиста, которому предстоит воплощать свои творческие и профессиональные потенции в XXI веке» (Пономарев 2000, 176). На это указывается и в работах Л. Ф. Кенаревой (Кенарева 2017; 2018). Качество высшего образования определяется востребованностью субъекта профессиональной деятельности, его

Табл. 1. Показатели мотивации обучения студентов 1-4 курсов (2016 год)

Курсы"\^ п Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

1 20 7,2 57,1 4,5 45,0 5,7 57,0

2 35 7Д 56,4 5,6 56,0 6,0 60,0

3 30 8,6 68,3 5,9 59,0 5,6 56,0

4 30 7,6 60,3 4,1 41,0 5,7 57,0

Примечание: в числителе — средний балл, в знаменателе — средний балл в процентах. По шкале «Приобретение знаний» максимум баллов, который может получить опрашиваемый при ответах на вопросы анкеты, составляет 12,6 балла; по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома» — по 10 баллов. То же в последующих таблицах

мобильностью, способностью эффективно решать разноплановые задачи, работать в сложных условиях (Ракитина 2017). В этой связи переход на новую концепцию подготовки педагога требует решения целого ряда задач, одной из которых следует считать мотивацию обучения студентов в освоении выбранной специальности.

В процессе обучения студентов в институтах физической культуры и спорта одной из важнейших задач является повышение эффективности формирования ценностно-мотивационной сферы личности студента, направленной на овладение педагогической деятельностью (Епифанов, Михайлова 2016; Катровский, Губа 2016). Исходя из того, что мотивом называется побуждение, определяющее активность человека и ее направление, то «под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности» (Ильин 2000, 253). Отношение к учению, выступая средством достижения обучения, образует учебную мотивацию, а отношение студентов к своей будущей профессии, пишет В. А. Якунин (Якунин 1998), можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения.

Высокая мотивация помогает студенту реализовать свой потенциал, достигать должного уровня профессионального мастерства в избранном виде деятельности, овладевать «...некоторым ядром знаний, умений, навыков, описываемых в «титульном листе специальности» (Лобашев, Талых 2014, 105). Формирование профессиональной мотивации и на ее

основе профессиональной позиции определяет устойчивый выбор профессии, что, в конечном счете, является предпосылкой успешности профессионального становления (Губа 2012; Михайлова, Губа 2017).

В области физического воспитания интерес представляет исследование А. А. Чунаева (Чу-наев 1982), которым установлено, что динамика мотивов учения студентов обусловлена сложным переплетением их спортивной, учебной и педагогической деятельности. Спорт к последнему году обучения становится в меньшей степени объектом достижения результата и всё более превращается в объект познания, а затем и педагогического созидания. В. П. Умновым (Умнов 2006) выявлено, что уже на первом курсе первостепенной целью студентов является пополнение и расширение диапазона двигательных умений и навыков, необходимых им как будущим специалистам по физической культуре. При этом студент отмечает важность овладения методикой обучения, а изучение техники гимнастических упражнений ставит на второе место.

Таким образом, стремление стать профессионалом в определенном виде деятельности, выступающее в качестве мотива-цели, наполняет профессиональным содержанием и саму учебную деятельность. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. И в то же время «.никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и,

Табл. 2. Показатели мотивации обучения студентов 1-4 курсов (2017 год)

п Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

1 14 6,6 52,3 5,7 57,0 4,8 48,0

2 20 7,3 58,4 5,4 54,0 5,5 55,0

3 27 7,0 55,4 5,7 57,0 4,6 46,0

4 31 6,7 53,1 5Д 51,0 5,9 59,0

таким образом, не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности» (Реан 2013, 98).

Исходя из того, что на факультете физической культуры обучаются студенты с разной направленностью личности и что на каждом этапе развития личности при смене ведущей социальной позиции происходит модификация её содержания сообразно ведущим мотивам и потребностям (Умнов, Зайцева 2004), можно ожидать, что это может существенно сказываться на мотивации обучения студентов. Можно полагать, что изменение предметного содержания дисциплин учебного плана влияет на динамику мотивов и структуру мотивации в процессе обучения студентов в вузе, т. е. от первого к последнему курсу изменяется учебно-профессиональная деятельность студентов и их мотивация. В этой связи изучение мотивации обучения студентов института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета по профилю «Физическая культура» представляет как теоретический, так и практический интерес. Это явилось целью настоящей работы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать сравнительную характеристику проявления основных групп мотивов обучения студентов.

2. Изучить половые различия в проявлении основных групп мотивов обучения студентов.

Методика исследования

В работе применялась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной (Ильин 2000, 433).

В данной методике имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Опрос студентов института физической культуры, спорта и туризма по профилю «Физическая культура» проводился с 1 по 4 курс: в ноябре 2016 г. приняло участие 115 студентов (привлекался к сбору материала Д. У. Вахитов), в ноябре 2017 г. и октябре 2018 г. — 92 и 84 студента соответственно (привлекалась к сбору материала К. А. Годиева).

Результаты и их обсуждение

Сравнительная характеристика мотивов обучения студентов

Результаты анкетирования студентов, проведенного в 2016 г., представлены в таблице 1. При анализе полученных данных следует, что в среднем 60,5 % студентов мотивированы на получение знаний, 50,3 % — на овладение профессией и 57,5 % — на получение диплома.

Анализ ответов студентов по курсам позволяет заключить, что в наибольшей степени удовлетворены выбором профессии педагога по физической культуре и спорту студенты 2 и особенно 3 курса. А студенты 1 и 4 курсов менее мотивированы на овладение профессией. По шкале «Получение диплома» обнаружено, что

Табл. 3. Показатели мотивации обучения студентов 1-4 курсов (2018 год)

Курсгл^-^ п Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

1 14 6,0 56,5 5,3 53,0 5,3 53,0

2 20 6,6 52,9 5,2 52,0 5,2 52,0

3 27 7,7 61,6 5,7 57,0 6,0 60,0

4 31 6,9 54,4 5,7 57,0 4,6 46,0

на его получение в большей степени ориентированы студенты 2 курса. Настораживает то, что более половины студентов 1 курса (55,0 %) не нацелены на овладение профессией.

Результаты анкетирования студентов в 2017 г. представлены в таблице 2.

Как видно из полученных данных, чуть более половины студентов склонны к приобретению знаний. Это же наблюдается и по шкале «Овладение профессией», но число студентов, стремящихся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, снижается на четвертом курсе. На «Получение диплома» более ориентированы студенты второго и особенно четвертого курсов.

При анализе результатов анкетирования студентов, проведенного в 2018 г. (табл. 3), видно, что больше половины студентов склонны к приобретению знаний (особенно студенты 3 курса). То же наблюдается и по шкале «Овладение профессией». На «Получение диплома» в большей степени сориентированы студенты 3 и в меньшей степени 4 курсов.

Таким образом, результаты анкетирования студентов указывают на то, что у них в основном преобладают мотивы по первым двум шкалам («Приобретение знаний» и «Овладение профессией»), что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии педагога по физической культуре и спорту.

Половые различия в мотивации обучения студентов

Анализ полученных результатов анкетирования, проведенного в 2017 г. (рис. 1), показал, что по группе мотивов «Приобретение знаний» девушки 2 и 3 курсов более нацелены на приоб-

Рис. 1. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Приобретение знаний» (2017 год)

Рис. 2. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Приобретение знаний» (2018 год)

ретение знаний, чем студентки 1 и 4 курсов. У юношей больший процент выбора показали студенты 2 и 4 курсов, в отличие от юношей 1 и 3 курсов.

В 2018 г. по группе мотивов «Приобретение знаний» у девушек больший процент выбора показали 3-й (53,2 %) и 4 (57,5 %) курсы, тогда как на 1 курсе положительный ответ составил меньше 50 %. У юношей больший процент лиц, нацеленных на получение знаний, составили студенты 1 и 3 курсов (рис. 2).

Таким образом, из представленных диаграмм на рис. 1-2 отчетливо видно, что независимо от года и курса обучения мотивация на приобретение знаний у юношей в основном выше, чем у девушек. Статистической значимости полученные различия достигают по Т-критерию Уайта только в трех случаях: на 4 курсе в 2017 г., на 1 и 3 курсах в 2018 г. (р < 0,05).

По группе мотивов «Овладение профессией» больший процент выборов в 2017 г. (рис. 3) показали студентки 2 курса, тогда как у студенток 1, 2 и 4 курсов процент выбора мотивов, связанных с овладением профессией, одинаковый (52,0 %). У юношей больший процент показали студенты 1 и 3 курсов, в то время как только 34,0 % студентов 2 курса нацелены на овладение профессией (половые различия значимы при р < 0,05).

В 2018 г. больший процент положительного выбора у девушек был на 3 курсе (60,0 %), а у юношей — на 4 курсе (64,0 %). У студентов других курсов данный показатель находится в диапазоне от 47,0 % до 58,0 % (рис. 4).

Таким образом, в мотивации, связанной с овладением студентами специальностью «педагог по физической культуре», не наблюдается четких половых различий. Исключение составляют результаты опроса 2017 г.: девушки 2 курса в большей степени ориентированы на овладение профессией, чем юноши. Правда, статистической значимости полученные различия достигают только на 2 курсе в 2017 г. (р < 0,05).

По группе мотивов «Получение диплома», изучавшихся в 2017 г. (рис. 5), у девушек 2 и 4 курсов более высокий процент желания получить диплом. Среди юношей 1, 3 и 4 курсов более половины нацелены на получение диплома, чем студенты 2 курса (всего 45,0 %).

В 2018 г. у девушек самый большой процент выбора оказался на 3 курсе — 66,0 %, в то время как у студенток 4 курса он составил всего 39,0 %, а у 1 и 2 курсов — 53,1 % и 44,0 %. У юношей мотив получения диплома почти одинаков на всех курсах (рис. 6).

Рис. 3. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Овладение профессией» (2017 год)

Рис. 4. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Овладение профессией» (2018 год)

Рис. 5. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Получение диплома» (2017 год)

Табл. 4. Показатели динамики мотивации обучения студентов

Пол 2017 год 2018 год 2017 год 2018 год 2017 год 2018 год

1 курс 2 курс 2 курс 3 курс 3 курс 4 курс

Девушки

Приобретение 6,4 6,2 7,0 6,7 7,2 7,2

знаний 50,5 49,5 55,6 53,2 56,8 57,5

Овладение 5,2 4,6 7,4 6,0 6,4 5Д

профессией 52,0 46,0 74,0 60,0 64,0 51,0

Получение 4,0 4,4 6,4 6,6 3,8 3,9

диплома 40,0 44,0 64,0 66,0 38,0 39,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю ноши

Приобретение 6,8 7Д 7,7 8,8 5,6 6,6

знаний 54,0 56,3 61,1 69,8 56,0 52,4

Овладение 6,2 5,8 3,4 5,5 5,8 6,4

профессией 62,0 58,0 34,0 55,0 58,0 64,0

Получение 5,6 5,7 5,6 5,5 5,3 5,3

диплома 56,0 57,0 56,0 55,0 53,0 53,0

Рис. 6. Выраженность (в %) проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Получение диплома» (2018 год)

Рис. 8. Динамика проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Овладение профессией»

70 60

50 40

30 20

10

т

1-2 курс 2-3 курс 3-4 курс

девушки

Рис. 7. Динамика проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Приобретение знаний»

Рис. 9. Динамика проявления мотивации студентов по курсам по шкале «Получение диплома»

Таким образом, при сравнении результатов анкетирования студентов, полученных в 2017 и 2018 гг., можно заключить, что в 2017 г. в среднем 52,2 % девушек были мотивированы на получение знаний, а в 2018 г. — 50,8 %. У юношей, наоборот, процент лиц, мотивированных на получение знаний, в 2017 г. составлял 57,3 %, а в 2018 г. составил 61,9 %.

При анализе группы мотивов «Овладение профессией» оказалось, что в 2017 г. девушки в большей мере были ориентированы на овладение профессией (57,5 %), чем в 2018 г. (52,4 %). У юношей наблюдается обратная картина — 51,3 % и 57,5 % соответственно.

В группе мотивов «Получение диплома» половых различий практически не наблюдается.

Динамика мотивации обучения студентов

Для изучения динамики мотивации студентов нами начато лонгитюдное исследование. В данной статье проанализируем результаты анкетирования студентов, обучавшихся в 2017 г. на 1 курсе и перешедших в 2018 г. на 2 курс, студентов 2 курса — на 3 курс и студентов 3 курса — на 4 курс, т. е. дважды исследовались одни и те же студенты, обучавшиеся на

1-2 курсах, 2-3 и 3-4 курсах. Усредненные показатели мотивации обучения студентов представлены в таблице 4.

Так, по шкале «Приобретение знаний» процент девушек, выбравших мотивы данной группы, в принципе постоянен, т. е. переход на следующий курс практически не оказывает влияния на сформировавшийся у них выбор мотивов данной группы.

По шкале «Овладение профессией» наблюдается уменьшение процента девушек, выбравших мотивы данной группы. Так, количество студенток 1-2 курсов, нацеленных на овладение профессией, снизилось на 6 %, у студенток

2-3 курсов — на 14 %, 3-4 курсов — 13 % (различия не достигают уровня статистической значимости). Можно полагать, что в ходе обучения в институте у студенток снижается интерес к овладению профессией педагога по физической культуре и спорту. Причем к старшим курсам эта тенденция усиливается.

По шкале «Получение диплома» обнаружено, что переход студенток на следующий курс практически не оказывает влияния на сформировавшийся у них выбор мотивов данной группы.

Рассмотрим динамику мотивов обучения юношей-студентов. Так, по шкале «Приобретение знаний» наблюдается увеличение числа студентов, выбравших мотивы данной группы:

у студентов 1-2 курсов на 2,3 %, 2-3 курсов на 8,7 %, а у студентов 3-4 курсов имеет место снижение на 3,6 % (статистически недостоверно).

По шкале «Овладение профессией» у студентов 1-2 курсов процент, выбравших мотивы данной группы, снижается на 4 %, а у студентов

2-3 и 3-4 курсов, наоборот, повышается на 21 % и 6 % соответственно (статистически недостоверно).

По шкале «Получение диплома» обнаружено, что переход студентов на следующий курс практически не оказывает влияния на сформировавшийся у них выбор мотивов данной группы.

Проведенный анализ полученных результатов анкетирования студентов позволяет увидеть сходство и различие в изменении выбора мотивов девушек и юношей, перешедших на следующий курс. Сходство наблюдается в выборе мотивов по шкале «Приобретение знаний» и «Получение диплома»: переход студентов на следующий курс практически не оказывает влияния на сформировавшийся у них выбор мотивов на предыдущем курсе (рис. 7). По шкале «Овладение профессией» у девушек и юношей, перешедших с 1 на 2 курс, незначительно снижается процент лиц, выбравших мотивы данной группы, в то время как у студенток 2-3 и

3-4 курсов данный процент снижается, а у юношей повышается (рис. 8). Различие также имеет место по шкале «Получение диплома». У юношей, перешедших с 1 на 2 и с 3 на 4 курс, число лиц, выбравших мотивы данной группы, больше, чем у девушек, а у студентов, перешедших со 2 на 3 курс, наоборот, меньше (рис. 7).

Заключая рассмотрение динамики мотивации обучения студентов, можно сказать, что мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома, с переходом студентов на последующий курс в основном не изменяются. Это соответствует следующему положению: «содержательная сторона учебного процесса на факультете физической культуры формирует устойчивую структуру мотивации студентов, которая не исключает индивидуальную изменчивость мотивов юношей и девушек при переходе их с одного курса на другой» (Умнов, 2006, 15). Вместе с тем следует отметить, что у юношей в большей степени, чем у девушек, наблюдается стремление к освоению знаний, овладению профессией и нацеленность на получение диплома. Правда, различия не во всех случаях достигают уровня статистической значимости.

В любых психолого-педагогических явлениях связь между причиной и следствием никогда не бывает однозначной, т. е. каждая причина может порождать несколько следствий и, наобо-

рот, каждое следствие может порождаться несколькими причинами (Ашмарин 1978). Конечно, объективная количественная основа исследования и корректный математический анализ являются непременным условием научного эксперимента, однако «.недопустимо переходить границу, за которой физический смысл вычислительного метода превращается в объяснительную концепцию и возводится до уровня методологической платформы для теоретических конструкций и обобщений. Математические формулы ценны лишь постольку, поскольку отражают и кодируют реальное поведение субъекта С^еИЪгё 1960), но им не дано истолковывать его сущность» (Верхошанский 1988, 102). Поэтому установленное в нашем исследовании отсутствие достоверности различий преждевременно считать, что между изучаемыми явлениями вообще не может быть различия. Можно лишь утверждать, что нет различия при данных условиях исследования.

Полученные нами результаты находят подтверждение в литературе. Так, С. В. Бобровиц-кая (цит. по: Ильин 2000) выявила, что только 43 % опрошенных первокурсников педагогического института имели ориентацию на овладение профессией, а 57 % студентов, поступая в вуз, не ставили перед собой цели получения педагогического образования. Мотивами поступления у них были: легкость поступления (по их мнению), нежелание юношей идти в армию, престижность диплома о высшем образовании (именно диплома, а не образования). Последнее, пишет Е. П. Ильин, свидетельствует о девальвации высшего образования: «Ценностью становятся не знания, образование, а документ» (Ильин 2000, 265).

Устойчивость учебной мотивации связана с адекватностью представлений студентов о выбираемой профессии, что является предпосылкой успешности профессионального становления (Михайлова, Губа 2017). Однако, как отмечается в работе В. А. Якунина (Якунин 1998), до 70-80 % абитуриентов разных вузов имеет слабые представления о своей будущей работе и предъявляемых профессиональных требованиях. Ссылаясь на данные ряда исследований, он пишет, что от 30 % до 50 % первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. В спортивных вузах к старшим курсам позиции «стать студентом другого вуза» возрастают в три раза, и практически каждый шестой студент не собирается работать по профилю получаемого образования (Михайлова, Губа 2017). На это указывают и результаты наших бесед: боль-

шинство студентов 1 курса имеют неадекватные представления о своей будущей работе, а после прохождения педпрактики в общеобразовательной школе на 3 курсе «не видят себя в качестве учителя физической культуры». Следует согласиться с Т. А. Маркиной с соавторами (Маркина, Романина, Тимофеев 2017), что в условиях снижения интереса молодежи к спортивной деятельности, отсутствия опыта творческой деятельности, потребности в освоении ценностей педагогической профессии абитуриентов современная система образования требует изменения стратегий их профессиональной подготовки. Работодатели «больше ценят практические навыки молодого специалиста, а также нестандартность его мышления, а не узкие полученные знания читаемых в вузе дисциплин» (Кенарева 2018, 58).

Таким образом, в результате проведенного исследования мотивации студентов, выбравших профессию педагога по физической культуре и спорту, выявлено, что студенты ориентированы на получение диплома в большей степени (мотивы прагматичные, социального и личного престижа), чем на овладение профессией (профессиональная мотивация). Причем к выпускному курсу стремление к овладению профессией снижается. То же имеет место и в институтах спорта Российской Федерации (Михайлова, Губа 2017). Причинами такого положения может быть то, что только 68,7 % молодежи удовлетворены качеством образования, а 56,2 % молодых людей не удовлетворены материальным положением и 51,4 % — оплатой труда. Причем 72,9 % молодых людей считают, что не обладают личностными качествами для профессиональной самореализации в современной социально-экономической ситуации (Дубинина, Максимова, Федорова 2012).

Вызывает беспокойство то, что половина студентов 1 курса (табл. 1-3) не нацелены на овладение профессией, т. е. не видят себя в будущем в качестве учителя физической культуры или тренера по виду спорта. Это наводит на мысль, что профориентационная работа в школе и вузе недостаточно эффективна, на что указывается и в работах Е. П. Ильина (Ильин 1984), В. П. Умнова (Умнов 1990), Т. В. Михайловой и В. П. Губа (Михайлова, Губа 2017). Можно согласиться с Ильиным, что причинами такого положения могут быть неудовлетворенность некоторых учителей своей профессией, недостаточно высокий уровень профессионального мастерства, отсутствие умений выявления педагогических наклонно-

стей учащихся. Да и программа вступительного экзамена по физической культуре для поступающих на направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль — «Физическая культура») не способствует отсеву случайных людей для профессии педагога по физической культуре и спорту: тестируется уровень развития физических качеств, общая физическая подготовленность абитуриентов и не выявляется их склонность к педагогической деятельности.

Выводы

1. Результаты анкетирования свидетельствуют об адекватном выборе студентами профессии педагога по физической культуре и спорту.

2. Студенты ориентированы в большей степени на получение диплома (мотивы социального и личного престижа), чем на овладение профессией (профессиональная мотивация). К выпускному курсу стремление к овладению профессией педагога по физической культуре и спорту снижается.

3. В мотивации обучения студентов имеют место половые различия:

• в целом у юношей в большей степени, чем у девушек, наблюдается стремление к освоению знаний, овладению профессией и нацеленность на получение диплома;

• по шкале «Приобретение знаний» мотивация обучения у юношей и у девушек, сформированная на предыдущем курсе, не изменяется. Вместе с тем установлено, что у юношей при переходе с 1 на 2 курс и со 2 на 3 курс процент лиц, избравших мотивы данной группы выше, чем у девушек;

• по шкале «Овладение профессией» у девушек с переходом на следующий курс наблюдается снижение числа лиц, избравших мотивы данной группы, а у юношей при переходе со 2 на 3 курс и с 3 на 4 курс, наоборот, возрастает;

• по шкале «Получение диплома» у юношей, перешедших с 1 на 2 курс и с 3 на 4 курс, число лиц, выбравших мотивы данной группы, больше, чем у девушек, а у студентов, перешедших со 2 на 3 курс, наоборот, меньше.

4. Мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома, с переходом студентов на последующий курс в основном не изменяются. Следовательно, наше предположение, что изменение предметного содержания дисциплин учебного плана влияет на динамику мотивов и структуру мотивации в процессе обучения студентов в вузе, на этом этапе проведенного исследования не нашло подтверждения. Однако чтобы утверждать это или опровергнуть, требуется проведение полноценного лонгитюдного исследования, что является задачей нашей последующей работы.

Литература

Ашмарин, Б. А. (1978) Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 223 с.

Верхошанский, Ю. В. (1988) Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 331 с.

Губа, В. П. (2012) Особенности решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания. Вестник Брянского государственного университета, № 1-2, с. 57-61.

Дубинина, Н. Н., Максимова, С. Г., Федорова, Е. Н. (2012) Молодежь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности. Петрозаводск: Острова, 121 с.

Епифанов, К. Н., Михайлова, Т. В. (2016) Эффективность формирования целевых установок к профессиональной тренерской деятельности у студентов институтов спорта. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 6, с. 59.

Ильин, Е. П. (1984) Влияние учителей физкультуры и тренеров на выбор школьниками профессии учителя физкультуры. В кн.: Е. П. Ильин (ред.). Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л.: ЛГПИ, с. 57-59.

Ильин, Е. П. (2000) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 508 с.

Катровский, А. П., Губа, В. П. (2016) Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве. Мир психологии, № 1 (85), с. 220-229.

Кенарева, Л. Ф. (2017) Компетентностный подход в построении педагогического и образовательного процессов будущего спортивного педагога. В кн.: Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Вып. 2. М.: Эвенсис, с. 71-74.

Кенарева, Л. Ф. (2018) Теоретико-педагогический подход к качественной подготовке спортивных педагогов в современных социокультурных условиях. В кн.: В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова, Т. С. Дмитриева, С. О. Захарченко (ред.). Качество жизни: современные вызовы и векторы развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (30.10-01.11.2018). Петрозаводск: ПетрГУ, с. 56-63.

Лобашев, В. Д., Талых, А. А. (2014) Элементы педагогических технологий в моделировании процессов профессионального образования. Петрозаводск: ПетрГУ, 111 с.

Маркина, Т. А., Романина, Е. В., Тимофеев, А. Ю. (2017) Компетентностный подход к разработке системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов физкультурных вузов. В кн.: Ю. В. Байковский,

A. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11-12 мая 2017г.). М.: РГУФКСМиТ, с. 630-634.

Михайлова, Т. В., Губа, В. П. (2017) Формирование ценностно-мотивационной сферы личности студента в процессе овладения тренерской деятельностью в институтах спорта Российской Федерации. В кн.: Ю. В. Байковский, А. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIIIМеждународной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11-12 мая 2017г.). М.: РГУФКСМиТ, с. 53-58.

Пономарев, Г. Н. (2000) Подготовка педагога по физической культуре: основные принципы и направления обновления. В кн.: В. Ю. Волков, Г. Н. Пономарев, В. Г. Щербаков (ред.). Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. СПб.: РГПУ, с. 176-177.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"на 2013-2020годы». [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 07.08.2019).

Ракитина, О. В. (2017) О специфике профессиональной подготовки спортивных психологов на ступени магистратуры. В кн.: Ю. В. Байковский, А. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. М.: РГУФКСМиТ, с. 645-651.

Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб.: Питер, 286 с.

Умнов, В. П. (1990) Ориентация школьников на специальность учителя физической культуры. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи в условиях перестройки. Межвуз. науч.-практ. конф. 24-25 октября 1990 г. Тез. докл. и сообщ. Курган: б. и., с. 184-187.

Умнов, В. П. (2006) Психолого-педагогические предпосылки обучения двигательным действиям (на примере гимнастических упражнений). Петрозаводск: КГПУ, 56 с.

Умнов, В. П., Зайцева, Л. Н. (2004) Изучение направленности личности студентов факультета физической культуры. В кн.: Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Ч. 1. Шадринск: ШГПИ, с. 193-196.

Чунаев, А. А. (1982) Динамика профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе ее формирования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ульяновск, 22 с.

Шевченко, Н. Н. (2018) Ценности образования в контексте проблемы повышения качества жизни. В кн.:

B. М. Кирилина, Н. В. Колесникова, Т. С. Дмитриева, С. О. Захарченко (ред.). Качество жизни: современные вызовы и векторы развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (30.10-01.11.2018). Петрозаводск: ПетрГУ, с. 80-84.

Якунин, В. А. (1998) Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 638 с.

References

Ashmarin, B. A. (1978) Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovanij v fizicheskom vospitanii [Theory and methodology of pedagogical research in physical education]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 223 p. (In Russian)

Verkhoshanskij, Yu. V. (1988) Osnovy spetsial'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Basics of special physical training of athletes]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 331 p. (In Russian)

Chunaev, A. A. (1982) Dinamika professional'no-pedagogicheskoj motivatsii studentov v protsesse ee formirovaniya [Dynamics of professional and pedagogical motivation of students in the process of its formation]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogika). Ulyanovsk, 22 p. (In Russian)

Dubinina, N. N., Maksimova, S. G., Fedorova, E. N. (2012) Molodezh'Karelii: Otsenka sovremennogopolozheniya, dukhovno-nravstvennogo razvitiya, obshchestvennoj i sotsial'no-ekonomicheskoj aktivnosti [Karelian youth: Assessment of the current situation, spiritual and moral development, social and socio-economic activity]. Petrozavodsk: Ostrova Publ., 121 p. (In Russian)

Epifanov, K. N., Mikhaylova, T. V. (2016) Effektivnost' formirovaniya tselevykh ustanovok k professional'noj trenerskoj deyatel'nosti u studentov institutov sporta [Coaching goal setting efficiency in students of sports institutions]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 6, p. 59. (In Russian)

Guba, V. P. (2012) Osobennosti resheniya natsional'nogo proekta v sfere srednego obrazovaniya i vospitaniya [Features of the solution of the national project in the average sphere education and education]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 1-2, pp. 57-61. (In Russian) Ilyin, E. P. (1984) Vliyanie uchitelej fizkul'tury i trenerov na vybor shkol'nikami professii uchitelya fizkul'tury [The influence of physical education teachers and coaches on the choice of students of the profession of physical education teacher]. In: E. P. Ilyin (ed.). Psikhofiziologicheskie osobennosti uchebnoj i sportivnoj deyatel'nosti [Psychophysiological features of educational and sports activities]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., pp. 57-59. (In Russian) Ilyin, E. P. (2000) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian) Katrovsky, A. P., Guba, V. P. (2016) Tendentsii i osobennosti territorial'nogo razvitiya vysshej shkoly na postsovetskom obrazovatel'nom prostranstve [Tendencies and features of the territorial development of the higher education in the former Soviet educational space]. Mirpsikhologii, no. 1 (85), pp. 220-229. (In Russian) Kenareva, L. F. (2017) Kompetentnostnyj podkhod v postroenii pedagogicheskogo i obrazovatel'nogo protsessov budushchego sportivnogo pedagoga [Competence approach in the construction of pedagogical and educational processes of the future sports teacher]. In: Innovatsionnye vnedreniya v oblastipedagogiki ipsihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative implementation in the field of pedagogy and psychology. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference]. Vol. 2. Moscow: Evensis, pp. 71-74. (In Russian) Kenareva, L. F. (2018) Teoretiko-pedagogicheskij podkhod k kachestvennoj podgotovke sportivnykh pedagogov v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh [Theoretical and pedagogical approach to qualitative training of sports teachers in modern socio-cultural conditions]. In: V. M. Kirilina, N. V. Kolesnikova, T. S. Dmitrieva, S. O. Zakharchenko (eds.). Kachestvo zhizni: Sovremennye vyzovy i vektory razvitiya: Materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferentsii (30.10-01.11.2018) [Quality of life: Modern challenges and vectors of development: Proceedings of conference (30.10-01.11.2018)]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 56-63. (In Russian) Lobashev, V. D., Talykh, A. A. (2014) Elementy pedagogicheskikh tekhnologij v modelirovanii protsessov professional'nogo obrazovaniya [Elements of pedagogical technologies in modeling the processes of vocational education]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., 111 p. (In Russian) Markina, T. A., Romanina, E. V., Timofeev, A. Yu. (2017) Kompetentnostnyj podkhod k razrabotke sistemy diagnostiki psikhologo-pedagogicheskikh znanij studentov fizkul'turnykh [Competency approach to development of diagnostic systems of psychological and pedagogical knowledge of students of physical and vocational high schools]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya: Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul'tury i sporta (11-12 maya 2017 g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11-12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 582-585. (In Russian) Mikhaylova, T. V., Guba, V. P. (2017) Formirovanie tsennostno-motivatsionnoj sfery lichnosti studenta v protsesse ovladeniya trenerskoj deyatel'nost'yu v institutakh sporta Rossijskoj Federatsii [Formation of the valuable and motivational sphere of the identity of the student in the course of mastering trainer's activity at institutes of sport of the Russian Federation]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya:Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul'tury i sporta (11-12 maya 2017 g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11-12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 53-58. (In Russian) Ponomarev, G. N. (2000) Podgotovka pedagoga po fizicheskoj kul'ture: osnovnye printsipy i napravleniya obnovleniya [Physical education teacher training: Basic principles and directions of renewal]. In: V. Yu. Volkov, G. N. Ponomarev, V. G. Shcherbakov (eds.). Fizicheskaya kul'tura i sport na rubezhe tysyacheletij: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Physical culture and sport at the turn of the millennium: Materials of the All-Russian scientific-practical conference]. Pt. 1. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 176-177. (In Russian) Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014g. № 295 "Ob utverzhdeniigosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federatsii 'Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody'" [RF Government Regulation 15 April 2014 no. 295 "On adoption of the government program of the Russian Federation 'Development of education for 2013-2020'"]. [Online]. Available at: http://base.garant.ru/70643472/ (accessed 7.08.2019). (In Russian) Rakitina, O. V. (2017) O spetsifike professional'noj podgotovki sportivnykh psikhologov na stupeni magistratury [About the specific of professional training of sports psychologists at the master stage]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya: Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul'tury i sporta (11-12 maya 2017g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11-12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 645-651. (In Russian) Rean, A. A. (2013) Psikhologiya lichnosti [Personality psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 286 p. (In Russian)

B. n. YMHOS

Shevchenko, N. N. (2018) Tsennosti obrazovaniya v kontekste problemy povysheniya kachestva zhizni [Values of education in the context problems of increasing the quality of life]. In: V. M. Kirilina, N. V. Kolesnikova, T. S. Dmitrieva, S. O. Zakharchenko (eds.). Kachestvo zhizni: Sovremennye vyzovy i vektory razvitiya: Materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii (30.10-01.11.2018) [Quality of life: Modern challenges and vectors of development: Proceedings of conference (30.10-01.11.2018)]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 80-84. (In Russian) Umnov, V. P. (1990) Orientatsiya shkol'nikov na spetsial'nost' uchitelya fizicheskoj kul'tury [Orientation of schoolchildren to the specialty of a teacher of physical culture]. In: Professional'naya orientatsiya molodezhi v usloviyakhperestrojki. Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. 24-25 oktyabrya 1990g. Tez. dokl. i soobshch. [Professional orientation of young people during the perestroika. Intercollegiate scientific and practical conference. 24-25 October 1990. Abstracts]. Kurgan: s. n., pp. 184-187. (In Russian) Umnov, V. P. (2006) Psikhologo-pedagogicheskie predposylki obucheniya dvigatel'nym dejstviyam (na primere gimnasticheskikh uprazhnenij) [Psychological and pedagogical prerequisites of teaching motor actions (on the example of gymnastic exercises)]. Petrozavodsk: Karelian State Pedagogical University Publ., 56 p. (In Russian) Umnov, V. P., Zajtseva, L. N. (2004) Izuchenie napravlennosti lichnosti studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury [The study of personality orientation of students of the faculty of physical culture]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: Materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Socio-psychological aspects of personality formation: Proceedings of interregional scientific and practical conference]. Pt. 1. Shadrinsk: Shadrinsk State Pedagogical Institute Publ., pp. 193-196. (In Russian) Yakunin, V. A. (1998) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Saint Petersburg: Polius Publ., 638 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.