Научная статья на тему 'ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ И ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ'

ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ И ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / LEARNING MOTIVATION / TECHNOSPHERE SAFETY / FIRE SAFETY / ENGINEERING SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Майстренко Валентин Иванович

Рассмотрены особенности динамики мотивации к обучению студентов первого - четвертого курсов, получающих образование по направлениям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность». Представлены результаты исследования мотивации по трем шкалам: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Установлено, что доминирующая мотивация по шкале «овладение профессией» имеется лишь у 19% из всех обследованных студентов. Формальное получение диплома является доминирующей мотивацией к обучению у 38%.The features of the dynamics of motivation to learn from 1 to 4 course students in the areas of “technosphere safety” and “fire safety.” The results of the study of motivation on the three scales: “the acquisition of knowledge”, “mastering the profession”, “obtaining a diploma”. It was established that the dominant motivation on the “mastering a profession” scale is only in 19% of all the students surveyed. Formal obtaining a diploma is the dominant motivation to learn from 38%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Майстренко Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ И ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ»

ЭО!: 10.255867RNU.HET.19.07.R68 УДК 159.9.072.43

Е.В. Майстренко, В.И. Майстренко,

Сургутский государственный университет

Динамика мотивации студентов технических направлений к обучению в вузе и овладению профессией

Сургутский государственный университет

Нет нужды доказывать, что инженерное дело - движущая сила научно-технологической революции наших дней. Именно инженеры призваны выступать в качестве творцов тех инноваций, с которыми мы связываем становление общества и экономики знаний и формирование нового технологического уклада.

Исторически в нашей стране и в мире сложился широкий спектр профессий инженерной направленности. Но в их списке редко кто выделяет такие профессии, как специалист по охране труда, инженер по пожарной или промышленной безопасности. Конечно, они не являются новыми, но их роль по

умолчанию считается второстепенной.

Вероятно, именно этим, пусть даже отчасти, объясняется сложившаяся ситуация, когда многие наши промышленные отрасли демонстрируют плачевное состояние производственного травматизма и выделяются на мировом фоне высокими показателями тяжелых несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом. К сожалению, не все гладко у нас и с пожарной безопасностью. Она хромает как на производстве, так и в быту, а также в сфере досуга. Как очевидно, создавшееся положение связано с серьезными проблемами в работе служб охраны труда, промыш-

ленной и пожарной безопасности, а значит, и с изъянами в подготовке их инженерного состава.

Как поднять уровень образования инженеров в области техносфер-ной и противопожарной безопасности? Задача эта по определению носит многофакторный характер и охватывает все этапы обучения студентов и весь цикл преподаваемых им дисциплин.

Но в числе факторов, определяющих качество образования, есть и стержневые, сквозные для всего учебно-воспитательного процесса. Среди них мы выделили мотивацию к обучению, представляющую собой движущую силу учебно-познавательной деятельности студентов, в значительной мере определяющую не только ход и результаты их профессионального становления, но и формирование жизненных установок.

Можно сказать, что от того, насколько сформирована у студентов мотивация к обучению и какие виды мотивации (внешняя/внутренняя, положительная/отрицательная, устойчивая/неустойчивая и др.) являются преобладающими, зависит процесс обучения и его результат -уровень подготовки молодого специалиста [2, 4].

В исследовании, которое освещается в настоящей статье, ставилась цель установить особенности динамики мотивации студентов направлений «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность» к обучению в вузе.

© Майстренко Е.В., Майстренко В.И., 2019

ГЛАВНОЕ - I И Mill IIIII Щ

ЕЛЕНА ^^^^ ВИКТОРОВНА МЯ МАЙСТРЕНКО

доктор биологических наук, заведующая кафе-I дрой безопасности жиз-^ т/ недеятельности Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: психофизиологические и физиологические аспекты безопасности труда, психология труда. Автор более 75 опубликованных научных работ. Электронная почта: mev2670@mail.ru

В исследовании принимали участие студенты дневной формы двух направлений: направления «Техносферная безопасность» -73 человека и «Пожарная безопасность» - 71 человек (см. табл. 1). Исследование проводилось в начале весеннего семестра, когда у студентов первого курса уже в основном завершился период адаптации к условиям обучения в вузе и появился опыт первой экзаменационной сессии.

Для определения мотивации к обучению студентов использовалась методика, предложенная Т.И. Ильиной [6]. В ней имеются три шкалы:

1) «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), максимум -12,6 баллов;

2) «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформиро-

É ВАЛЕНТИН

^Ч ИВАНОВИЧ

МАЙСТРЕНКО

кандидат психологиче-^^ ^^^^ ских наук, доцент кафе-I дры психологии Сургутского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная психология, психологическое консультирование, психология труда. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: mvi2767@mail.ru

вать профессионально важные качества), максимум - 10 баллов;

3) «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов), максимум - 10 баллов.

Считается, что преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею [3].

В результате исследования установлено, что по всей группе студентов обоих направлений подготовки (144 человека) доминирую-

щей является мотивация по шкале «приобретение знаний», она преобладала у 43% студентов (см. рис. 1).

У 38% респондентов доминирует мотивация по шкале «получение диплома». Мотивация к обучению в вузе по шкале «овладение профессией» представлена как доминирующая лишь у 19% студентов.

Получается так, что именно та мотивация, которая напрямую связана с уровнем компетентности молодого специалиста («овладение профессией»), является ведущей только у пятой части обследованных. Этот результат перекликается с данными, представленными другими авторами [5, 7], причем они примерно совпадают как для дневной формы обучения, так и для заочников.

При анализе динамики результатов, полученных отдельно по каждому направлению подготовки, было установлено, что у студентов направления «Пожарная безопасность» наблюдается спад значений по всем трем шкалам от первого к четвертому курсу (см. рис. 2).

При сравнении выборок результатов тестирования студентов направления «Пожарная безопасность» с помощью и-критерия Манна - Уитни по шкале «приобретение знаний» получено эмпирическое значение, которое показывает значимое различие 1-го и 4-го курсов иэмп = 47 (при р < 0,01), 2-го и 4-го курсов иэмп = 53 (при р < 0,01) и 3-го и 4-го курсов иэмп = 50 (при р < 0,01), что обращает внимание на то, что интерес к овладению новыми знаниями в ходе обучения существенно снижается. По шкале «овладение профессией» наблюдается значимое различие 1-го и 3-го курсов Бэмп = 92 (при р < 0,01), 1-го и 4-го курсов иэмп = 47

Таблица 1

Количественное распределение участников обследования

Направление 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Всего

Техносферная безопасность 17 20 22 14 73

Пожарная безопасность 18 20 20 13 71

Рассмотрены особенности динамики мотивации к обучению студентов первого - четвертого курсов, получающих образование по направлениям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность». Представлены результаты исследования мотивации по трем шкалам: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Установлено, что доминирующая мотивация по шкале «овладение профессией» имеется лишь у 19% из всех обследованных студентов. Формальное получение диплома является доминирующей мотивацией к обучению у 38%.

Ключевые слова: мотивация обучения, техносферная безопасность, пожарная безопасность, инженерная специальность.

The features of the dynamics of motivation to learn from 1 to 4 course students in the areas of "technosphere safety" and "fire safety." The results of the study of motivation on the three scales: "the acquisition of knowledge", "mastering the profession", "obtaining a diploma." It was established that the dominant motivation on the "mastering a profession" scale is only in 19% of all the students surveyed. Formal obtaining a diploma is the dominant motivation to learn from 38%.

Key words: learning motivation, technosphere safety, fire safety, engineering specialty.

■ Получение знаний

38% 43% ■ Овладение

профессией

19% Получение диплома

Рис. 1. Соотношение доминирования мотиваций к обучению по трем шкалам у студентов, получающих образование в области техносферной и пожарной безопасность (n = 144)

(при р < 0,01), 2-го и 3-го курсов иэмп = 107 (при р < 0,01) и 2-го и 4-го курсов иэмп = 53 (при р < 0,01).

Выше представленные результаты демонстрируют спад заинтересованности в «овладении профессией» на 3-м и 4-м курсах, что актуализирует необходимость разнонаправленной работы профессорско-преподавательского состава по повышению интереса студентов специальности «Пожарная безопасность» к выбранной профессии. В частности, в работах ряда авторов подчеркивается необходимость развития мотивации успеха [1, 8].

Несколько иная картина представлена у студентов направления «Техносферная безопасность». При сравнении выборок результатов тестирования студентов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го курса с помощью и-критерия Манна - Уитни почти по всем шкалам получены эмпирические значения и , которые на-

эмп' £

ходятся в зоне незначимости. Только наблюдается значимое различие 1-го и 4-го курсов Бэмп = 60 (при р < 0,01), подтверждающее повышение мотивации студентов по шкале «овладение профессией».

У студентов направления «Техносферная безопасность» обнаруженная тенденция динамики мотивации в ходе обучения является вполне обнадеживающей, так как их представления о выбранной профессии в процессе подготовки не только расширились, но и приобретаемая ими профессия стала вы-

зывать больший интерес. Вероятно, можно говорить о том, что по мере приобретения высшего образования у студентов формируется не-

можно сделать вывод, что большинство студентов мало заинтересованы в овладении профессией и почти половина из числа обследованных ориентирована лишь на получение документа о высшем образовании, что не является надежным показателем выпуска высококвалифицированных специалистов.

Однако динамика мотивации по шкале «овладение профессией» у студентов направления «Техно-сферная безопасность» с 1-го по 4-й курс положительная, что может подтверждать адекватное формирование профессиональной идентичности в процессе обучения.

Динамика мотивации по трем

кая профессиональная идентич- шкалам у студентов направления

ность, которая «подпитывает» мотивацию на овладение профессией.

Из полученных результатов по всей группе обследованных

«Пожарная безопасность» демонстрирует общее снижение заинтересованности в обучении. Требуется дополнительное исследование

Рис. 2. Динамика мотивации к обучению по трем шкалам у студентов направления «Пожарная безопасность»

Рис. 3. Динамика мотивации к обучению по трем шкалам у студентов направления «Техносферная безопасность»

ГЛАВНОЕ - I И illll MUI Щ

причин с последующими корректирующими мероприятиями.

Говоря в более широком смысле, уместно будет подчеркнуть, что своего рода деформация мотивации, смещение мотивов с цели на средства оказывает существенное отрицательное влияние на качество подготовки кадров. «Охотники за дипломами» часто лишь имитируют процесс обучения, очень быстро расстаются с приобретенными знаниями, манкируют своей профессией. Это большая социально-психологическая проблема, истоки которой надо искать от-

нюдь не в студенческой среде. Скорее, это большая психологическая травма, полученная нашим обществом в целом и только лишь проявляющаяся у представителей новых поколений.

Проблема видится еще и в том, что сфера образования не столько решает содержательные задачи формирования устойчивой мотивации учащихся и студентов к обучению и последующей профессиональной деятельности, сколько наращивает формальные инструменты управления поведением обучающихся. Эту тенденцию можно

наблюдать начиная с государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, ее закрепляет единый государственный экзамен, а затем усугубляют разнообразные формы аттестации студентов вузов, включая рейтинги, тесты, зачетные единицы и новые интерпретации традиционной зачетно-экзаменационной системы. И реакция молодых людей на усиление формализма в сфере образования обязывает академическое сообщество к более глубокому изучению социально-психологических процессов в среде подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Л.В., Маркова Е.Л. Мотивация выбора профессии как ведущий фактор регуляции учебной активности студента // Проблемы высшего образования. 2005. № 1. С. 170-173.

2. Гиль Л.Б., Ибрагимова Н.И., Соколова С.В. Роль мотивации к учению в формировании свободы выбора // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 51.

3. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № 1. С. 66-74.

4. Горшкова О.О. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов инженерных вузов к исследовательской деятельности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 58-62.

5. Майстренко Е.В., Ибрагимова Н.И., Андреева Т.С., Майстренко В.И. Особенности мотивации студентов - будущих специалистов по охране труда // Высшее образование сегодня. 2018. № 12. С. 68-70.

6. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 05.11.2017).

7. Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Мотивация обучения в вузе будущих бакалавров как индикатор трудоустройства субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник ТИСБИ. 2014. № 1. С. 12-19.

8. Радченко И.А. Мотивация успеха - условие саморазвития студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 322-326.

LITERATURA

1. Vasil'yeva L.V., Markova Ye.L. Motivatsiya vybora professii kak vedushchiy faktor regulyatsii uchebnoy aktivnosti studenta // Problemy vysshego obrazovaniya. 2005. № 1. S. 170-173.

2. Gil' L.B., Ibragimova N.I., Sokolova S.V. Rol' motivatsii k ucheniyu v formirovanii svobody vybora // Fundamental'nyye issledovaniya. 2007. № 10. S. 51.

3. Gladkaya I.V. Motivatsiya i motivy polucheniya vysshego professional'nogo obrazovaniya sovremennymi studentami // Vestnik TOGIRRO. 2012. № 1. S. 66-74.

4. Gorshkova O.O. Kontseptual'nyye osnovy professional'noy podgotovki studentov inzhenernykh vuzov k issledovatel'skoy deyatel'nosti // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2015. № 1. S. 58-62.

5. Maystrenko Ye.V., Ibragimova N.I., Andreyeva T.S. Maystrenko V.I. Osobennosti motivatsii studentov - budushchikh spetsialistov po okhrane truda // Vyssheye obrazovaniye segodnya. 2018. № 12. S. 68-70.

6. Metodika izucheniya motivatsii obucheniya v vuze T.I. Il'inoy. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (data obrashcheniya: 05.11.2017).

7. Mukhametzyanova F.G., Gil'manov A.Z. Motivatsiya obucheniya v vuze budushchikh bakalavrov kak indikator trudoustroystva sub'yektov uchebno-professional'noy deyatel'nosti // Vestnik TISBI. 2014. № 1. S. 12-19.

8. Radchenko I.A. Motivatsiya uspekha - usloviye samorazvitiya studenta // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. 2014. № 11-1. S. 322-326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.