Научная статья на тему 'Особенности мотивации студентов - будущих специалистов по охране труда'

Особенности мотивации студентов - будущих специалистов по охране труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / TRAINING MOTIVATION / LABOR PROTECTION SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Ибрагимова Наиля Исмаиловна, Андреева Татьяна Сергеевна, Майстренко Валентин Иванович

Рассмотрены особенности профессии и характерные черты подготовки специалистов по охране труда. Представлены результаты исследования мотивации обучения в вузе у будущих специалистов по охране труда, обучающихся на дневной и заочной форме. Установлено, что ведущей мотивацией к обучению у студентов является получение диплома, тогда как овладение профессией является главной мотивацией лишь у 14% респондентов.The features of the profession and aspects of training of specialists in labor protection are considered. The results of a study on the motivation of learning in high school with future specialists in labor protection, enrolled in full-time and part-time studies are presented. It has been established that the leading motivation for learning from all students is “getting a diploma”. “Mastering a profession” is the main motivation of only 14% of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Ибрагимова Наиля Исмаиловна, Андреева Татьяна Сергеевна, Майстренко Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации студентов - будущих специалистов по охране труда»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.12.P.68 УДК

Е. В. Майстренко, Н. И. Ибрагимова, Т. С. Андреева,

Сургутский государственный университет В. И. Майстренко,

Сургутский государственный педагогический университет

Особенности мотивации студентов — будущих специалистов по охране труда

Современный рынок труда требует все более квалифицированных специалистов во всех сферах профессиональной деятельности. Особое место среди профессий занимают инженеры. И отдельное место среди инженерных специальностей занимает инженер, выполняющий обязанности специалиста по охране труда.

На сегодняшний день эта профессия широко востребована. Теперь не только предприятия сферы материального производства имеют в своем штате целые отделы по охране труда, но и все организации страны обязаны иметь сотрудника, обеспечивающего решение вопросов безопасности всех видов работ в организации в целом и для каждого отдельного сотрудника в частности. И потребность в специалистах в области охраны труда продолжает возрастать. Повысились и требования к уровню их компетентности, особенно к качеству подготовки специалистов, работающих на вредных и опасных производствах.

Итак, можно говорить об усилении интереса к этой профессии, хотя в обществе о ней бытует несколько искаженное представление. Немало и тех, кто рассматривает должность специалиста по охране труда как не столь уж сложную.

Однако уже в процессе обучения студенты начитают понимать, что изучение дисциплин технического профиля требует от них не только знаний и усердия, но и определенных психофизиологических характеристик восприятия и мышления. Назовем для примера готовность

к чтению чертежей, выполнению сложных расчетов, понимание технологических процессов и др. При этом они должны овладеть еще и управленческими, и юридическими вопросами будущей профессии, так как должность, на которую они будут претендовать после окончания вуза, относится к аппарату управления и предполагает работу с нормативно-правовой документацией.

Важным аспектом профессиональной деятельности специалистов по охране труда является защита человека и среды его жизни и труда от вредных воздействий при выполнении работ, производственных процессов, а также в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера. Поэтому таким специалистам необходимы знания и понимание закономерностей процессов, протекающих в организме человека, в окружающей среде, а значит, студентами изучаются дисциплины медико-биологического, экологического характера. Получается так, что профессия специалиста по охране труда предполагает междисциплинарное образование, широту эрудиции, она выдвигает разноплановые требования к личностным качествам, прежде всего к коммуникабельности, способности разрешать множественные конфликтные ситуации. А поскольку овладение профессией требует от обучающихся постоянного напряжения сил, то в процессе обучения

© Майстренко Е. В., Ибрагимова Н. И., Андреева Т. С., Майстренко В. И., 2018

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

ш

МАИСТРЕНКО

доктор биологических наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: психофизиологические и физиологические аспекты безопасности труда, психология труда. Автор более 70 опубликованных научных работ

ТАТЬЯНА

СЕРГЕЕВНА

АНДРЕЕВА

кандидат химических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: обеспечение комплексной безопасности в условиях производства, психология трудовой деятельности. Автор 29 опубликованных работ

НАИЛЯ

ИСМАИЛОВНА

ИБРАГИМОВА

кандидат философских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: обеспечение комплексной безопасности в условиях производства, управление охраной труда, психологические аспекты безопасности труда. Автор 26 опубликованных научных работ

ВАЛЕНТИН

ИВАНОВИЧ

МАИСТРЕНКО

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сургутского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная психология, психологическое консультирование, психология труда. Автор более 20 опубликованных научных работ

Рассмотрены особенности профессии и характерные черты подготовки специалистов по охране труда. Представлены результаты исследования мотивации обучения в вузе у будущих специалистов по охране труда, обучающихся на дневной и заочной форме. Установлено, что ведущей мотивацией к обучению у студентов является получение диплома, тогда как овладение профессией является главной мотивацией лишь у 14% респондентов.

Ключевые слова: мотивация к обучению, специалисты по охране труда.

The features of the profession and aspects of training of specialists in labor protection are considered. The results of a study on the motivation of learning in high school with future specialists in labor protection, enrolled in full-time and part-time studies are presented. It has been established that the leading motivation for learning from all students is "getting a diploma". "Mastering a profession" is the main motivation of only 14% of students.

Key words: training motivation, labor protection specialists.

Распределение студентов согласно выбору ими ведущих мотивов обучения

Форма обучения Курс Мотивы обучения в вузе

приобретение знаний овладение профессией получение диплома

всего (%) к-во ст. (%) всего (%) к-во ст. (%) всего (%) к-во ст (%)

дневная (n = 56) 2 20 (35,71%) 10 (17,85%) 8 (14,28%) 3 (5,35%) 28 (50,00%) 7 (12,50%)

3 6 (10,71%) 4 (7,14%) 12 (21,43%)

4 4 (7,14%) 1 (45,83%) 9 (16,07%)

заочная (n = 48) 3 20 (41,67%) 9 (18,75%) 7 (14,58%) 4 (8,34%) 21 (43,75%) 8 (16,67%)

4 11 (22,92%) 3 (6,25%) 13 (27,08%)

у студентов могут возникать трудности, разочарования, личностные кризисы, что отражается и на мотивации к обучению.

В нашем исследовании принимали участие 104 студента Сургутско-

го государственного университета, получающих образование по направлению «Техносферная безопасность». В их число вошли 56 студентов второго, третьего и четвертого курсов дневной формы обучения со

средним возрастом 20,2 года, а также 48 студентов третьего и четвертого курсов со средним возрастом 26,6 года заочной формы обучения.

В исследовании использовалась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной. Мотивация определялась по трем шкалам:

• «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

• «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

• «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Преобладание мотивов «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею [6].

Полученные результаты представлены в таблице.

В ходе исследования было установлено, что ведущим мотивом 50% студентов дневной формы обучения является получение диплома. Похожие результаты получены в группе заочников: этот же мотив выявлен у 43,75% респондентов. Сходные данные о мотивации студентов, согласно которым 45,9% обследованных учились ради диплома, были получены и другими авторами [7].

При сравнении выборок результатов тестирования студентов дневной и заочной формы обучения с помощью и-критерия Манна - Уит-ни по шкале мотивации «приобретение знаний» получено эмпирическое значение Иэмп = 1302, которое находится в зоне незначимости (при р < 0,05). По шкале «овладение профессией» между исследуемыми группами значение иэмп = 963 и находится в зоне значимости (при р < 0,01), а по шкале «получение диплома» иэмп = 962,5 и находится в зоне значимости (при р < 0,01).

К сожалению, в нашем исследовании овладение профессией является главным мотивом лишь для 14% студентов обеих форм обучения. Этот факт не может не огорчать. Тем более что при рассмотрении динамики мотивации обучения со 2-го по 4-й курс прослеживается тенденция к ослаблению мотива «овладение профессией», а у студентов дневной формы обучения - и значительное ослабление мотива «приобретение знаний».

Л. В. Васильева и Е. Л. Маркова также отмечают, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов первых курсов, на последующих курсах этот показатель существенно снижается [1]. И. В. Горде-ева по результатам собственных исследований выделяет тот факт, что за пять лет в четыре раза возросло количество обучащихся, ориен-

тирующихся при выборе профессии на мнение друзей и, возможно, поступивших «за компанию», а потом обнаруживающих снижение собственного интереса к профессии [4]. Естественно, когда студенты сталкиваются с реальной учебной нагрузкой, еще и такого широкого дисциплинарного спектра, как при обучении на специалиста по охране труда, то возникает ситуация неуспеха, неудовлетворенность собой, своим выбором профессии и т.п. [2, 3].

Конечно, мотивация студентов к обучению имеет многофакторную природу. На нее влияют организация учебного процесса, его материально-техническое оснащение, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, применение интерактивных форм обучения, вовлечение студентов в исследователь-

скую, инновационную, проектную деятельность, поощрения и вознаграждения и др. [5]. Можно называть и внешние факторы, в частности такие, как социально-экономические условия, в которых живет и учится студент, влияние на него последствий интенсивного реформирования системы образования и многое другое.

Главное, что полученные нами результаты исследования должны не только настораживать, но и подталкивать к анализу нынешней ситуации, чтобы вносить различного рода коррективы в процесс обучения для изменения мотива-ционной позиции будущих специалистов, от компетентности которых в последующем будет зависеть безопасность, а порой и жизнь работников организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Л. В., Маркова Е. Л. Мотивация выбора профессии как ведущий фактор регуляции учебной активности студента // Проблемы высшего образования. 2005. № 1. С. 170-173.

2. Гиль Л. Б., Ибрагимова Н. И, Соколова С. В. Роль мотивации к учению в формировании свободы выбора // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 51.

3. Гладкая И. В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № 1. С. 66-74.

4. Гордеева И. В. Критерии выбора профессии и мотивация получения высшего образования студентов УРГЭУ // Культура и образование: электрон. науч.-практ. журн. 2014. № 12 (16). С. 48. URL: http://kio.mgik.org (дата обращения: 04.12.2018).

5. Горшкова О. О. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов инженерных вузов к исследовательской деятельности // Альма матер (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 58-62.

6. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 05.11.2017).

7. Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З. Мотивация обучения в вузе будущих бакалавров как индикатор трудоустройства субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник ТИСБИ. 2014. № 1. С. 12-19.

LITERATURA

1. Vasil'yeva L V, Markova Ye. L Motivatsiya vybora professii kak vedushchiy faktor regulyatsii uchebnoy aktivnosti studenta // Problemy vysshego obrazovaniya. 2005. № 1. S. 170-173.

2. Gil' L B., Ibragimova N. I., Sokolova S. V. Rol' motivatsii k ucheniyu v formirovanii svobody vybora // Fundamental'nyye issledovaniya. 2007. № 10. S. 51.

3. Gladkaya I. V. Motivatsiya i motivy polucheniya vysshego professional'nogo obrazovaniya sovremennymi studentami // Vestnik TOGIRRO. 2012. № 1. S. 66-74.

4. Gordeyeva I. V. Kriterii vybora professii i motivatsiya polucheniya vysshego obrazovaniya studentami URGEU // Kul'tura i obrazovaniye: elektron. nauch.-prakt. zhurnal. 2014. № 12 (16). S. 48. URL: http://kio.mgik.org (data obrashcheniya: 04.12.2018).

5. Gorshkova O. O. Kontseptual'nyye osnovy professional'noy podgotovki studentov inzhenernykh vuzov k issledovatel'skoy deyatel'nosti // Al'ma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2015. № 1. S. 58-62.

6. Metodika izucheniya motivatsii obucheniya v vuze T. I. Il'inoy. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (data obrashcheniya: 05.11.2017).

7. Mukhametzyanova F. G, Gil'manovA.Z. Motivatsiya obucheniya v vuze budushchikh bakalavrov kak indikator trudoustroystva sub"yektov

uchebno-professional'noy deyatel'nosti // Vestnik TISBI. 2014. № 1. S. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.