Научная статья на тему 'Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей'

Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ТИПЫ МОТИВАЦИИ / БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТУДЕНТЫ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL MOTIVES / MOTIVATION TYPES / BASIC PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS / STUDENTS OF INTRAMURAL AND EXTRAMURAL FORM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибкова Ольга Владимировна, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна, Федорова Татьяна Юрьевна

Введение. Современное высшее образование ставит вопросы по изучению и анализу формируемых в вузе устойчивых мотивационных составляющих той деятельности, к которой осуществляется подготовка студентов. Статья посвящена исследованию динамики профессиональной мотивации к деятельности психолога у студентов очно-заочной формы обучения. Цель исследования. Выявить влияние учебного процесса, как инструмента повышения мотивации, на профессиональную подготовку студентов психологов к деятельности по предназначению. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов-психологов первого и пятого курсов очно-заочной формы обучения. Психологическое обследование проводилось с применением батареи диагностических методик: тест Motype, тест «Определение «Ведущего» мотива», «Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей», измеряющих тип мотивации, иерархию мотивов и удовлетворенность студентами базовыми психологическими потребностями к деятельности психолога с их последующей математической статистической обработкой. Результаты исследования. Различия показателей таких элементов мотивационной сферы, как тип мотивации, мотивы и потребности в исследуемых стратах (первокурсники и выпускники) имеют противоречивый характер. У первокурсников в большей степени выражена адаптация к профессии психолога, о чем говорит обнаруженная связь патриотического и люмпенизированного типов мотивации (rxу =-0,533), мотива достижения и процессного мотива (rxу = 0,99); у выпускников вовлеченность в нее (связь патриотического типа мотивации и потребности в компетентности (rxу = 0,435), мотива вознаграждения и потребности в компетентности (rxу = 0,486)). Связи элементов мотивационной сферы могут выступать критериями содержательности учебного процесса, которые в проведенном исследовании имеют высокий и средний уровни. Выводы. На формирование способности выпускников вуза удовлетворять потребность социума в профессии психолога, характеризующейся нацеленностью мотивационной сферы на профессию, оказывают влияние тип доминирующей мотивации, иерархия профессиональных мотивов и базовые психологические потребности, имеющие свои особенности в начале и конце их обучения при решающей роли учебного процесса.Introduction. Modern higher education raises questions on studying and the analysis of steady motivational components of that activity formed in higher education institution to which training of students is carried out. Article is devoted to research of dynamics of professional motivation to activity of the psychologist at students of intramural and extramural form of education. Research objective. To reveal influence of educational process, as instrument of increasing the motivation, on vocational training of students of psychologists to activities by the mission. Technique and research organization. 60 psychology students of the first and fifth courses of intramural and extramural form of education have taken part in research. Psychological examination was conducted with use of the battery of diagnostic techniques: the Motype test, the test "Definition of "Leading" Motive", "Scale of Satisfaction of Basic Psychological Requirements" measuring type of motivation, hierarchy of motives and satisfaction with students with basic psychological requirements to activity of the psychologist with their subsequent mathematical statistical processing. Results of research. Distinctions of indicators of such elements of the motivational sphere as motivation type, motives and needs for studied striations (first-year students and graduates) have inconsistent character. At the first-year students adaptation to the profession of the psychologist expressed more, what is said by found communication of patriotic and lumpenized types of motivation (rxу = -0.533), motive of achievement and process motive (rxу = 0.99); graduates have involvement into it (communication of patriotic type of motivation and need for competence (rxу = 0.435), motive of remuneration and need for competence (rxу = 0.486)). Communications of elements of the motivational sphere can act as criteria of pithiness of educational process which in the conducted research have high and average levels. Conclusions. On formation of ability of university graduates to satisfy need of society in the profession of the psychologist, being characterized with aiming of the motivational sphere at the profession, the type of dominating motivation, hierarchy of professional motives and the basic psychological requirements having the features at the beginning and the end of their training under the crucial role of the educational process have all posed impact.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грибкова Ольга Владимировна, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна, Федорова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют рекомендовать использование одномоментной регистрации динамики ЭКС у всех членов команды для оценки качественных и количе -ственных показателей, характеризующих навыки психоэмоциональной регуляции при командной работе. При моделировании процессов релаксации и активации при индивидуальной работе и в группе обращает на себя внимание увеличение максимальной скорости активации при командной работе по сравнению с индивидуальной, особенно в более сыгранных пятерках. Это свидетельствует о необходимости применения групповых методов саморегуляции в командных видах спорта в режиме визуального контроля динамики ЭКС, отражающего текущий уровень активации одновременно у всех членов команды.

Свето-звуковая стимуляция, проводимая в групповом режиме позволяет синхронизировать уровень активации всех членов группы и удерживать его достаточно длительное время (в течении 20 минут), а также способствует синхронизации и увеличению скорости активации, что позволяет рекомендовать данный методический прием для использования в командных видах спорта для эффекта психоэмоциональной сонастройки спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Определение психофизического состояния обучаемого на основе измерения электрокожного сопротивления / И. Д. Граб, А.В. Затылкин, В.Б. Алмаметов, Н.К. Юрков // Труды международного симпозиума «Надежность и качество» : в 2 т. Т. 2. - Пенза, 2010. - С. 453-455.

2. Vogt, S. From visuo-motor interactions to imitation learning: behavioral and brain imaging studies / S. Vogt, R. Thomaschke // Journal of Sports Sciences. - 2007. - № 25 (5). - Iss. 3. - Р. 497-517.

3. Visual search, anticipation and expertise in soccer goalkeepers / G.J. Savelsbergh, A.M. Williams, J. Van der Kamp, P. Ward // Journal of Sports Sciences. - 2002. - No. 20. - Р. 279-287.

4. Lago-Rodriguez, A. Mirror neuron system and observational learning: Behavioral and neuro-physiological evidence / A. Lago-Rodriguez, V. Lopez-Alonso, Miguel Fernandez-Del-Olmo // Behavioural Brain Research. - 2013. - No. 248. - Р. 104-113.

REFERENCES

1. Grab, I.D., Zatylkin, A.V., Almametov, V.B. and Yurkov, N.K. (2010), "Determination of the psychophysical state of a learner based on measuring electric skin resistance", Proceedings of the international symposium reliability and quality, Penza State University, Penza, Volume 2, pp. 453-455.

2. Vogt, S. and Thomaschke, R. (2007), "From visuo-motor interactions to imitation learning: behavioral and brain imaging studies", Journal of Sports Sciences, No. 25 (5), pp. 497-517.

3. Savelsbergh, G.J., Williams, A.M., Van der Kamp, J. and Ward, P. (2002), "Visual search, anticipation and expertise in soccer goalkeepers", Journal of Sports Sciences, No. 20, Iss. 3, pp. 279-287.

4. Lago-Rodriguez, A., Lopez-Alonso, V. and Fernandez-del-Olmo, M. (2013), "Mirror neuron system and observational learning: Behavioral and neurophysiological evidence", Behavioural Brain Research, No. 248, pp. 104-113.

Контактная информация: Irina.stanislavskay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2020

УДК 159.9.072.433

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ольга Владимировна Грибкова, кандидат психологических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский

университет транспорта, г. Москва

Аннотация

Введение. Современное высшее образование ставит вопросы по изучению и анализу формируемых в вузе устойчивых мотивационных составляющих той деятельности, к которой осуществляется подготовка студентов. Статья посвящена исследованию динамики профессиональной мотивации к деятельности психолога у студентов очно-заочной формы обучения. Цель исследования. Выявить влияние учебного процесса, как инструмента повышения мотивации, на профессиональную подготовку студентов психологов к деятельности по предназначению. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов-психологов первого и пятого курсов очно-заочной формы обучения. Психологическое обследование проводилось с применением батареи диагностических методик: тест Motype, тест «Определение «Ведущего» мотива», «Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей», измеряющих тип мотивации, иерархию мотивов и удовлетворенность студентами базовыми психологическими потребностями к деятельности психолога с их последующей математической статистической обработкой. Результаты исследования. Различия показателей таких элементов мотивационной сферы, как тип мотивации, мотивы и потребности в исследуемых стратах (первокурсники и выпускники) имеют противоречивый характер. У первокурсников в большей степени выражена адаптация к профессии психолога, о чем говорит обнаруженная связь патриотического и люмпенизированного типов мотивации (гху =-0,533), мотива достижения и процессного мотива (гху = 0,99); у выпускников - вовлеченность в нее (связь патриотического типа мотивации и потребности в компетентности (гху = 0,435), мотива вознаграждения и потребности в компетентности (гху = 0,486)). Связи элементов мотивационной сферы могут выступать критериями содержательности учебного процесса, которые в проведенном исследовании имеют высокий и средний уровни.

Выводы. На формирование способности выпускников вуза удовлетворять потребность социума в профессии психолога, характеризующейся нацеленностью мотивационной сферы на профессию, оказывают влияние тип доминирующей мотивации, иерархия профессиональных мотивов и базовые психологические потребности, имеющие свои особенности в начале и конце их обучения при решающей роли учебного процесса.

Ключевые слова: учебный процесс, профессиональные мотивы, типы мотивации, базовые психологические потребности, студенты очно-заочной формы обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p559-566

RESEARCHING OF PSYCHOLOGICAL SPECIALTIES STUDENTS' EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION

Olga Vladimirovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ludmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social sciences, senior lecturer, Russian University of

Transport, Moscow

Abstract

Introduction. Modern higher education raises questions on studying and the analysis of steady motivational components of that activity formed in higher education institution to which training of students is carried out. Article is devoted to research of dynamics of professional motivation to activity of the psychologist at students of intramural and extramural form of education. Research objective. To reveal influence of educational process, as instrument of increasing the motivation, on vocational training of students of psychologists to activities by the mission. Technique and research organization. 60 psychology students of the first and fifth courses of intramural and extramural form of education have taken part in research. Psychological examination was conducted with use of the battery of diagnostic techniques: the Motype test, the test "Definition of "Leading" Motive", "Scale of Satisfaction of Basic Psychological Requirements" measuring type of motivation, hierarchy of motives and satisfaction with students with basic psychological requirements to activity of the psychologist with their subsequent mathematical statistical processing. Results of research. Distinctions of indicators of such elements of the motivational sphere as motivation type, motives and needs for studied striations (first-year students and graduates) have inconsistent character. At the first-year students adaptation to the profession of the psychologist expressed more, what is said by found communication of patriotic and lumpenized types of motivation (гху = -0.533), mo-

tive of achievement and process motive (гху = 0.99); graduates have involvement into it (communication of patriotic type of motivation and need for competence (гху = 0.435), motive of remuneration and need for competence (гху = 0.486)). Communications of elements of the motivational sphere can act as criteria of pithiness of educational process which in the conducted research have high and average levels. Conclusions. On formation of ability of university graduates to satisfy need of society in the profession of the psychologist, being characterized with aiming of the motivational sphere at the profession, the type of dominating motivation, hierarchy of professional motives and the basic psychological requirements having the features at the beginning and the end of their training under the crucial role of the educational process have all posed impact.

Keywords: educational process, professional motives, motivation types, basic psychological requirements, students of intramural and extramural form of education.

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования государственного образовательного стандарта к образовательному процессу учебного заведения обусловлены постоянно возрастающим запросом общества на удовлетворение социальных потребностей населения, к которым относятся психологическое сопровождение деятельности всех групп населения. Качественное оказание психологических услуг различным категориям граждан возможно при наличии специалистов, мотивированных на профессию, подготовка которых возложена на вузы [1, 4]. Для достижения оптимального функционирования учебно-профессиональной мотивации с последующим переносом на профессию у студентов в вузе должны быть созданы необходимые условия. К таким условиям можно отнести содержание учебного процесса, направленного на овладение студентами профессиональными знаниями, умениями и навыками [2, 3]. Под профессиональной мотивацией мы понимаем комплекс внутренних и внешних факторов, которые формируют и направляют учебную деятельность студента по овладению профессиональными компетенциями. Ее основной составляющей, на наш взгляд, являются мотивы с формирующими их потребностями.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования применялся метод психологического тестирования. Диагностика уровня психологических потребностей у студентов при овладении ими профессией психолога осуществлялась по методике «Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей» (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А. Сычев) и включала 21 утверждение, которые оценивались по шкале от 1 «абсолютно неверно» до 7 «совершенно верно» с интервалом в один «шаг». Диагностика мотивации осуществлялась по методике В.И. Герчикова и включала 23 утверждения, следующим оцениванием: при совпадении ответа с ключом давался один балл, в обратном случае - ноль баллов.

Диагностика иерархии мотивов осуществлялась по методике «Определение «Ведущего» мотива», оценка проводилась по шкале от 1 до 5 с интервалом в один «шаг» в зависимости от значимости ответа для респондента.

Для количественной обработки результатов исследования использовался программный пакет, SPSS-26 в который, входили методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.

Основу выборки составили 60 студентов-психологов первого и пятого курсов очно-заочной формы обучения. Студенты в выборку определялись случайным образом, средний возраст первокурсников составлял 17 лет, студентов пятого курса - 21 год, все испытуемые были женского пола. Обследование было добровольным. Период обследования: 1 семестр - для первокурсников, девятый - для выпускников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявление значимости мотивов овладения профессией психолога у студентов очно-заочного обучения осуществлялось тестированием с использованием методики

«Определение «Ведущего» мотива». Основные групповые показатели, характеризующие ранг мотивов в структуре личности респондентов приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели описательной статистики мотивов овладения профессией психолога студентами очно-заочного обучения (К = 60)_

Мотив Среднее (Мср.) Медиана (Ме) Мода (Мо) Ст. отклонен.

1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс

Мотив вознаграждения 43,17 37,00 43,00 37,00 43,00 37,00 2,09 1,64

Социальный мотив 30,00 29,50 30,00 29,50 30,00 29,00 2,51 2,56

Процессный мотив 29,17 30,20 29,00 30,00 29,00 30,00 2,56 2,73

Мотив достижения 33,00 34,00 33,00 34,00 33,00 34,00 1,26 1,95

Идейный мотив 29,50 29,00 29,50 29,00 29,00 29,00 1,61 2,51

Анализ обработки результатов диагностики позволил выявить, что доминирующее положение у студентов первого и пятого курсов обучения занимает мотив вознаграждения (Мср. = 43,17 и 37,00 соответственно). Затем следуют мотив достижения (Мср. = 33,00 и 34,00), социальный мотив (Мср. = 30,00 и 29,50), идейный мотив (Мср. = 29,50 и 29,00) и процессный мотив (Мср. = 29,17 и 30,20). Такая иерархическая структура мотивов по овладению студентами профессией психолога свидетельствует о влиянии внешней среды на их формирование. Причем одним из ведущих факторов, по нашему мнению, может выступать учебный процесс, организованный университетом.

Диагностика мотивации овладения профессией психолога у студентов осуществлялась тестированием с использованием методики В.И. Герчикова, позволяющей выявить доминирующие базовые типы профессиональной (учебно-профессиональной) мотивации. Основные групповые показатели, характеризующие тип мотивации в структуре личности респондентов, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели описательной статистики типов мотивации при овладении профессией психолога студентами очно-заочного обучения (К = 60)_

Мотивация Среднее (Мср.) Медиана (Ме) Мода (Мо) Ст. отклонен.

1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс

Инструментальный тип мотивации 12,17 12,00 12,00 12,00 12,00 12,00 2,51 1,23

Профессиональный тип мотивации 10,43 9,50 10,00 9,50 10,00 9,00 2,66 1,48

Патриотический тип мотивации 7,07 6,50 7,00 6,50 7,00 6,00 2,16 1,48

Хозяйский тип мотивации 7,50 9,00 7,50 9,00 7,00 9,00 1,93 1,95

Люмпенизированный тип мотивации 5,50 6,50 5,50 6,50 5,00 6,00 1,61 1,33

Анализ обработки результатов диагностики показал, что доминирующее положение у студентов первого и пятого курсов обучения занимает инструментальный тип мотивации (Мср. = 12,17 и 12,00 соответственно). Затем следуют: профессиональный тип мотивации (Мср. = 10,43 и 9,50), хозяйский тип мотивации (Мср. = 7,50 и 9,00), патриотический тип мотивации (Мср. = 7,07 и 6,50) и люмпенизированный тип мотивации (Мср. = 5,50 и 6,50). Такое распределение типов мотивации при овладении студентами профессии психолога свидетельствует о значимости статуса, которым будет владеть студент по окончании вуза. Не малую роль при обретении статуса психолога, по нашему мнению, принадлежит рейтингу вуза, который определяется, в первую очередь, качеством получаемого студентами образования.

Диагностика степени удовлетворения базовых психологических потребностей при овладении профессией психолога студентами психолого-педагогического университета осуществлялась тестированием с использованием методики «Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей», разработанной авторским коллективом Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осиным, О.А. Сычевым, позволяющей выявить доминирующие базовые типы психологических потребностей согласно теории самодетерминации. Основные групповые показатели, характеризующие базовые психологические потребности в структуре личности студентов, приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели описательной статистики базовых психологических потребно-стей при овладении профессией психолога студентами очно-заочного обучения (К = 60)

Потребность Среднее (Мср.) Медиана (Ме) Мода (Мо) Ст. отклонен.

1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс

Потребность в автономии 34,00 33,0 34,00 33,0 34,00 33,0 3,23 1,95

Потребность в компетентности 29,47 29,00 29,00 29,00 29,00 29,00 2,26 2,03

Потребность в связанности 37,00 39,00 37,00 39,00 37,00 39,00 1,23 1,82

Анализ обработки результатов диагностики показал, что доминирующее положение у студентов первого и пятого курсов обучения занимает потребность в связанности (Мср. = 37,00 и 39,00 соответственно). Затем следуют: потребность в автономии (Мср. = 34,00 и 33,00), потребность в компетентности (Мср. = 29,47 и 29,00). Такое распределение базовых психологических потребностей при овладении студентами профессии психолога может свидетельствовать о значимости удовлетворения потребности в общении между ними, как будущими психологами, и социальным окружением, как потребителями психологических услуг, в ходе которого формируются приемы адаптации к окружающей среде, в том числе, профессиональные приемы поведения в ходе оказания психологической помощи. По нашему мнению, заслуга в удовлетворении потребности в связанности принадлежит вузу, в котором организовано их обучение профессии психолога.

Для анализа вопроса о взаимосвязи профессиональной мотивации, мотивов и психологических потребностей в условиях существующей организации учебного процесса студентов осуществлен корреляционный анализ показателей, используемых для диагностики мотивационной сферы по критерию Пирсона. Основные его результаты приведены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 - Взаимосвязь показателей типов мотивации и мотивов по результатам корреляций_

Патриот. тип Люмпенизир. тип Мотив Процессный

мотивации мотивации достижения мотив

Патриот. тип мотивации -,533**

Люмпенизир. тип мотивации -,533**

Мотив достижения 999**

Процессный мотив 999**

Результаты корреляционного анализа показывают, что мотив достижения имеет положительную связь с процессным мотивом (гху=0,99). Это может свидетельствовать о наличии взаимосвязи мотивационных явлений ожидания внутреннего удовлетворения от выполняемых профессиональных функций с самоутверждением в профессии психолога за счет оптимальной организации процесса обучения. Наличие отрицательной связи до-стиженческого (патриотический) и избегающего (люмпенизированный) типов мотивации в мотивационной сфере первокурсников может говорить, по нашему мнению, об отрицательном, со стороны люмпенизированного типа мотивации, временном (начальном) влиянии на преданность выбранной профессии, обусловленной адаптацией первокурсников к условиям обучения (условиям существующего в вузе учебного процесса) и, в этой связи, возможном снижении заинтересованности в получении необходимых профессиональных компетенций при оптимально организованном университетом учебном процессе.

Таблица 5 - Взаимосвязь показателей типов мотивации, мотивов и потребностей по результатам корреляционного анализа студентов 5 курса_

Патриотический тип мотивации Мотив вознаграждения Потребность в компетентности

Патриотический тип мотивации ,435*

Мотив вознаграждения ,486**

Потребность в компетентности ,435* ,486**

* - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Корреляционный анализ мотивации, мотивов и потребностей студентов пятого курса показал наличие положительной связи потребности в компетентности с патриотической мотивацией и мотивом вознаграждения, что, по нашему мнению, говорит о присутствии у выпускников надежд на получение материальных и статусных выгод от профессии, на признание их окружением и востребованность их профессиональных компетенций при условии наличия необходимых знаний, умений, навыков и честного служения психологии. Отрицательные связи при диагностике мотивационной сферы с применением вышеперечисленных методик у пятикурсников не выявлены.

Для целостного видения связей мотивации, мотивов и психологических потребностей в структуре мотивационной сферы студенческих страт осуществлен факторный анализ исследуемых личностных явлений. Результатом использования данного метода явилось проявление наиболее значимых факторов, объясняющих около двух третей суммарного процента дисперсии. Основные данные анализа приведены в таблицах 6 и 7. Таблица 6 - Матрица факторных нагрузок после уапшах-вращения студентов-

Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Учебный процесс

Инструментальный тип мотивации -0,821

Хозяйский тип мотивации 0,765

Процессный мотив 0,954

Мотив достижения 0,954

Идейный мотив -0,836

Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 10 итераций. Показаны нагрузки величиной не менее 0,700.

В первый фактор «Внутренняя мотивация» (28% суммарной дисперсии) вошли творческие мотивы достижения и мотивы саморазвития. Данные элементы фактора могут говорить о внутреннем настрое студентов-первокурсников на профессию, инициативу, нестандартный (инновационный) подход к работе и удовлетворение от возможности самореализации в ней. Эти элементы фактора задаются организацией и содержанием учебного процесса вуза и факультета (института). Во второй фактор «Внешняя мотивация» (23% суммарной дисперсии) вошел идейный мотив, который может показывать студентов, как людей, преданных выбранной профессии, вузу (факультету) и группе в определенных условиях деятельности. Он показывает направленность на достижение поставленной цели в овладении профессиональными компетенциями, которые формируются в ходе обучения. Отрицательная нагрузка данного мотива может говорить о недостаточной адаптации первокурсников к новым условиям образовательного процесса и неуверенности в своих силах на начальном этапе обучения профессии психолог. В третий фактор «Учебный процесс» (21% суммарной дисперсии) вошли инструментальный и хозяйский типы мотивации. Данные элементы относятся к типу мотивации, которая базируется на достижении поставленных целей, в нашем случае - к овладению профессии психолога. Фактор нагрузили положительными показателями хозяйский тип мотивации, что, по нашему мнению, свидетельствует о добровольном принятии содержания учебных программ по овладению профессии психолога, а отрицательными - мотивация, которая характеризует начальный этап обучения, характеризующийся субъективным ощущением подавления самостоятельности в выборе вектора обучения выбранной профессии и обязательным выполнением учебной нагрузки.

Таблица 7 - Матрица факторных нагрузок после уапшах-вращения выпускников

Внутренняя мотивация Учебный процесс Внешняя мотивация

Профессиональный тип мотивации 0,808

Процессный мотив -0,701

Мотив достижения -0,713

Потребность в автономии -0,853

Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 10 итераций. Показаны нагрузки величиной не менее 0,700.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первый фактор «Внутренняя мотивация» (29% суммарной дисперсии) вошел с отрицательной нагрузкой мотив достижения. Для выпускников, по нашему мнению, это может свидетельствовать о их стремлении к самостоятельности, которая может быть достигнута преодолением внутренней неустойчивости при попадании в другую и новую профессиональную среду и в которой они предполагают реализацию своих компетенций, полученных в стенах вуза, вызову возможным преградам и их преодолению, реализации возможности дальнейшего саморазвития.

Во второй фактор «Учебный процесс» (24% суммарной дисперсии) вошел с отрицательной нагрузкой процессный мотив, а с положительной - профессиональный тип мотивации. Оптимистичным в данной ситуации, по нашему мнению, является стремление выпускника к дальнейшему профессиональному росту, однако это будет возможно при преодолении необоснованных, но периодически возникающих ограничений в профессиональной деятельности.

В третий фактор «Внешняя мотивация» (19% суммарной дисперсии) вошла с отрицательной нагрузкой потребность в автономии, которая предполагает устранение внешних воздействий на личность выпускника, обеспечивающих его независимое от векторов движения социума личностное развитие как профессионала-психолога.

Значимость влияния учебного процесса, как одного из факторов, оказывающих воздействие на мотивационную сферу студентов, в частности, на мотивацию, мотивы и психологические потребности осуществлялась с использованием и критерия Манна-Уитни. Выяснилось, что изменения, происходящие в мотивационной сфере под влиянием учебного процесса, неоднозначны и имеют показатели, представленные в таблице 8.

Таблица 8 - Результаты показателей мотивационной сферы студентов

Элементы мотивационной сферы Иэмп Икр, р<0.01 Икр, р<0.05 Зона значимости/незначимости

Инструментальный тип мотивации 416 292 338 зона незначимости

Профессиональный тип мотивации 348.5 292 338 зона незначимости

Патриотический тип мотивации 382.5 292 338 зона незначимости

Хозяйский тип мотивации 268 292 338 зона значимости

Люмпенизированный тип мотивации 288.5 292 338 зона значимости

Мотив вознаграждения 6 292 338 зона значимости

Социальный мотив 398 292 338 зона незначимости

Процессный мотив 360.5 292 338 зона незначимости

Мотив достижения 57.5 292 338 зона значимости

Идейный мотив 367 292 338 зона незначимости

Потребность в автономии 361.5 292 338 зона незначимости

Потребность в компетентности 398.5 292 338 зона незначимости

Потребность в связанности 176 292 338 зона значимости

Анализ показателей таблицы 8 свидетельствует о том, что хозяйский тип мотивации, мотивы достижения и вознаграждения, потребность в связанности у студентов пятого курса статистически значимо выше, чем в страте первокурсников. Это означает, что выпускники университета по сравнению со студентами первого года обучения, характеризуются более высокой ответственностью за возможные принимаемые решения в ходе оказания психологических услуг. Однако первокурсники в большей степени, чем пятикурсники, способны проявлять высокую самоотдачу. Такой результат, по нашему мнению, связан с организацией учебного процесса, который направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций. Первокурсники еще только «входят» в профессию и обучаются ей, в то время как студенты выпускного года обучения в значительной степени освоили основы профессии, что позволяет им быть на более высоком уровне вовлеченности в нее.

Показатели элементов мотивационной сферы по шкале «люмпенизированный тип мотивации» в страте студентов выпускного курса статистически значимо выше, чем в группе первокурсников. Это может означать, что выпускники, по сравнению в поступившими в университет студентами, характеризуются более высокой уверенностью в том,

что профессия психолога может выступать способом улучшения своего статуса, избегая, при этом, большого расхода профессиональных знаний. Они считают, что трудовой вектор, направленный на профессиональный комфорт и профессиональную безопасность, может выступать объединяющим жизненным медиатором.

Данные таблицы показателей элементов мотивационной сферы студентов говорят о значимости изменений в ее структуре по хозяйскому и люмпенизированному типам мотивации, мотивам вознаграждения и достижения, потребности в связанности. Однако ее доминантами являются: мотив вознаграждения, инструментальный тип мотивации, потребность в связанности.

ВЫВОДЫ

Различия показателей таких элементов мотивационной сферы, как тип мотивации, мотивы и потребности в исследуемых стратах (первокурсники и выпускники) имеют противоречивый характер: у первокурсников в большей степени выражена адаптация к профессии психолога, у выпускников - вовлеченность в нее. Такое отношение к профессии у студентов формируется благодаря учебному процессу вуза, нацеленного на их обучение профессии психолога и выпуск грамотных молодых специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза / В.И. Шарагин, О.В. Грибкова, А.В. Романова, Е.С. Куманцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. - № 5 (171). - С. 470-476.

2. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г, Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

3. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

4. Исследование профессиональной мотивации у студентов бакалавров социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, М.В. Некрасова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 43-49.

REFERENCES

1. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Correlation of indicators of students' educational motivation for physical education classes in the conditions of psychological safety of the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

3. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

4. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Nekrasova M.V. and Sharagin V.I. (2019), "Study of social university's bachelor student's profession motivation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 43-49.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.