Т. А. Колесникова
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Работа представлена кафедрой психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Л. Карпова
Статья посвящена особенностям мотивации профессионального самоопределения студентов технического вуза. В сравнительном плане представлены результаты исследования мотивационной структуры личности, мотивов выбора и обучения профессии у студентов технических и гуманитарных специальностей и динамика мотивации выбора профессии и обучения от 1-го к 3-му и 5-му курсу.
Ключевые слова: самоопределение, мотивация, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, мотивационная структура личности.
The article is devoted to peculiarities of motivation of technical students' vocational self-determination. The author analyses and compares a person's motivational structure, motives of choice and training in a profession among students of technical and humanitarian specialities and the dynamics of occupational choice through studying from the 1st course to the 3rd and 5th ones.
Key words: self-determination, motivation, vocational self-determination, vocational motivation, a person's motivational structure.
Современное общество ставит перед молодежью все более сложные задачи, предъявляет высокие требования, особенно в профессиональной сфере. Но в изменившихся социальных условиях меняется и мотивация молодых людей к той или иной профессиональной деятельности, поэтому профессиональное самоопределение, которое является многомер-
ным и многоступенчатым процессом, нельзя рассматривать без данного фактора. Анализ работ К. А. Абульхановой-Славской, А. И. Зинченко, Г. А. Суворовой, А. А. Файзулаева, В. Д. Шадрикова, А. Г. Шмелева и других показывает, что мотивация профессионального самоопределения - это динамичное образование: она регулирует деятельность личности по
подготовке и осуществлению выбора своего профессионального и образовательного пути, постановке и достижению профессиональных целей, выбору средств их достижения, а также по саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Как отмечает Е. А. Климов, «профессиональное самоопределение - это деятельность человека, принимающая то или иное содержание, это, прежде всего, образы желаемого будущего, особенности осознания себя и своего места в системе деловых межлюдских отношений» [7, с. 74]. Результатами профессионального самоопределения в юношеском возрасте становятся: выбор будущей профессии и учебного заведения для ее освоения, долгосрочные профессиональные цели и планы, соотнесенные с личными целями и структурой жизненных ценностей человека, а также действия, направленные на реализацию данных целей и планов. Студент как субъект профессионального самоопределения предстает в единстве активного самопознания и преобразования себя в соответствии с видением мира внешнего. Эти преобразования происходят во внешнем плане - в учебно-профессиональной деятельности, во внутреннем -в деятельности профессионального самоопределения. Оба плана связаны с системой и иерархией мотивов, движущих деятельностью студента в процессе обучения в вузе выбранной специальности и определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
При рассмотрении самоопределения личности часто говорят и о самореализации (В. А. Бодров, И. С. Кон), связывая их с выполненным делом и взаимоотношениями с окружающими людьми. Так, И. С. Кон отмечает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) «что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится» (труд в широком
смысле слова); 2) «каковы его взаимоотношения с окружающими людьми» (общение). То есть самоопределение не только планирующее образование, связанное с будущими выборами, это сложное образование, пронизывающее всю человеческую жизнь [8].
Мотивация профессионального самоопределения рассматривается как комплекс мотивационных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального выбора и интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельности человека. В данной структуре выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора (С. Е. Залесская, Е. И. Головаха), подчеркивают взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно-профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (О. С. Гре-бенюк, Н. С. Пряжников) [11]. Структурными компонентами здесь выступают мотивы выбора профессии и места учебы, мотивы обучения и выбора места работы, а также осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности, общей структурой мотиваци-онной сферы личности и профессионального выбора в связи с возрастными особенностями. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, формирование мотивации возможно только в деятельности, и как замечает А. К. Маркова, мотивация обучения, учебно-познавательные мотивы также формируются в ходе самой учебной деятельности [10].
Профессиональная мотивация и профессиональные интересы как элемент в общей структуре личности всегда сущест-
венным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Эмоционально положительное принятие профессии порождает желание выполнить ее должным образом и служит исходным моментом формирования всей психологической системы деятельности [12].
Целью проведенного нами исследования было изучение особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов различных технических и гуманитарных специальностей технического вуза. Испытуемые - студенты I, III и V курсов Орловского государственного технического университета девяти факультетов (транспорта и строительства, электроники и приборостроения, юридического, гуманитарного и др.) - всего 519 человек (250 девушек и 269 юношей) в возрасте от 17 до 25 лет. В соответствии с классификацией профессий Е. А. Климова («человек - человек», «человек - техника») мы сформировали две основных группы испытуемых: 1-я - студенты, обучающиеся техническим специальностям (368 человек), 2-я - студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям (151 человек). Для выявления особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов разных специальностей использовался метод поперечных срезов: обследовались студенты разных курсов, т. е. находящиеся на разных стадиях профессионального самоопределения в вузе. В психодиагностическом комплексе - опросники «Диагностика мотивацион-ной структуры личности» В. Э. Мильмана и «Мотивы выбора профессии» Р. В. Ов-чаровой, тесты «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной.
В данной статье представлены общие результаты, полученные по вышеперечисленным методикам и обработанные с помощью ¿-критерия Стьюдента. У студентов 1-й и 2-й группы - технических и гуманитарных специальностей, а также соответственно у студентов I, III и V курсов были выявлены достоверно значимые различия по ряду показателей.
Исследование типов общей направленности личности (делящихся на «общежитейскую» и «рабочую») проводилось с помощью опросника В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности», включающего шкалы: жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность.
В результате сравнения эмпирических показателей мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза были получены следующие данные (табл. 1).
Таблица1 Показатели мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей
(по опроснику В. Э. Мильмана)
Специальность 1-й курс 3-й курс 5-й курс
ОН РН ОН РН ОН РН
Техн. 64,81 51,75 62,33 48,11 48,51 38,44
Гуман. 56,98 44,29 33,40 28,75 45,05 37,01
t 2,27* 2,79** 2,59** 2,11* 0,51 0,28
Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ОН - общежитейская направленность, РН - рабочая направленность.
Полученные статистические данные свидетельствуют, что существуют достоверные различия в показателях выраженности в общежитейской и рабочей направленности у студентов технических
и гуманитарных специальностей на I и III курсах. Большие статистические различия (при р < 0,01) наблюдаются по средним показателям рабочей направленности у студентов I курса и общежитейской направленности - у студентов III курса. Это говорит о том, что у первокурсников технических специальностей больше выражена рабочая направленность мотивационной структуры личности (общая активность, творческая активность, социальная полезность) на I курсе обучения, а уже на III курсе вуза -
С целью выявления динамики мотивационной структуры личности студентов I, III и V курсов технического вуза мы осуществили сравнение показателей общежитейской и рабочей направленностей личности. Значимые различия констатированы между показателями РН и ОН на всех курсах обучения. Так, у студентов I курса, так же как и V, более выраженной, чем у студентов III курса, является рабочая направленность. Общежитейская направленность становится значимо более выраженной к V курсу.
Снижение показателей рабочей направленности от I к III курсу является иллюстрацией известного «кризиса III курса», часто проявляющегося у студентов в общем падении интереса и даже разочаровании в выбранной профессии. Тенденция к повышению рабочей и общежи-
общежитейская направленность (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение). Сравнения среднего значения по общежитейской (ОН) и рабочей направленности (РН) студентов I и III курсов показывают, что существуют достоверные различия между таковыми по техническим и гуманитарным специальностям. В целом для студентов технических специальностей показатели среднего значения общежитейской и рабочей направленности выше, чем у студентов гуманитарных специальностей.
тейской мотивации к V курсу обучения в вузе, очевидно, связана с тем, что выпускник стоит перед необходимостью трудоустройства, начала самостоятельной жизни, создания семьи и перехода в новый статус взрослого человека.
С целью уточнения мотивации выбора профессии мы обратились к опроснику Р. В. Овчаровой, который позволяет определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии, в частности: общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми, престиж, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, высокий заработок и т. д. Выявленные значимые различия представлены в табл. 3, 4.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей по курсам (по опроснику В. Э. Мильмана)
Показатель 1-й курс 3-й курс T 1-й курс 5-й курс t 3-й курс 5-й курс T
ОН 64,81 63,42 1,28 64,81 76,28 2,40* 63,42 76,28 2,84**
РН 51,75 48,96 2,55* 51,75 52,12 0,39 48,96 52,12 2,37*
Примечание: * - при уровне значимостир < 0,05; ** - при уровне значимостир < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ОН - общежитейская направленность, РН -рабочая направленность.
Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимостир < 0,001. ВМ - внешняя мотивация, ВнМ - внутренняя мотивация.
Таблица 3
Показатели внешней и внутренней мотивации выбора профессии студентов технических и гуманитарных специальностей (по опроснику Р. В. Овчаровой)
Специальность 1-й курс 5-й курс
ВМ ВнМ t ВМ ВнМ t
Технич. 17,45 15,70 8,60*** 20,69 18,49 1,29
Гуман. 17,67 14,91 3,38*** 25,61 19,23 2,43*
Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимостир < 0,001. ВМ - внешняя мотивация, ВнМ - внутренняя мотивация.
Таблица 4
Сравнительный анализ внешней и внутренней мотивации выбора профессии студентов по курсам (по опроснику Р.В. Овчаровой)
Показатель 1-й курс 3-й курс t 1-й курс 5-й курс t
ВМ 17,45 21,69 6,09*** 17,45 20,69 4,74***
ВнМ 15,70 19,53 6,43*** 15,70 18,49 4,24***
Сопоставление показателей внешней и внутренней мотивации выявило, что существуют достоверные различия между ВМ и ВнМ (при р < 0,001) у студентов гуманитарных и технических специальностей. Так, студенты технических специальностей I курса, выбирая профессию, руководствуются преимущественно внешними мотивами, они же преобладают и у студентов гуманитарных специальностей на I и V курсах. Сравнение ведущих типов мотивов позволило констатировать рост внешней и внутренней мотивации выбора профессии от I к III курсу и дальнейшую ее стабилизацию к V курсу. То есть можно утверждать, что максимальные изменения в мотивации студентов в выборе профессии происходят с I по Ш курс обучения в вузе.
Описанное распределение различных типов мотивации у студентов гуманитарных и технических специальностей I, III и V курсов может быть обосновано рядом причин: приоритетностью в современном обществе мотивов социального престижа, высокого заработка, а также ограниченностью выбора трудоустройст-
ва по полученной специальности (особенно в условиях небольших областных и районных центров, жителями которых являются опрошенные студенты). Постепенный рост внешней и внутренней мотивации от начала к концу обучения в вузе может свидетельствовать о процессах профессионального и личностного самоопределения, активизирующихся в юношеском возрасте, повышении уровня развития самосознания, рефлексии и осознанного отношения к профессии.
Проведя сравнительный анализ мотивации выбора профессии студентами технических и гуманитарных специальностей, мы обратились к исследованию другого аспекта мотивации профессионального самоопределения - особенностей мотивации обучения в вузе. С этой целью была использована методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, включающая в себя следующие шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные
качества), «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Полученные выявленные различия представлены в табл. 5, 6.
Таблица 5
Показатели мотивации обучения в вузе студентов технических и гуманитарных специальностей (по тесту Т. И. Ильиной)
Специ- 1-й курс
альность ПЗ ОП ПД
Технич. 7,07 5,97 8,17
Гуманит. 6,91 10,03 12,22
t 0,40 2,17* 2,25*
Таблица 6
Сравнительный анализ мотивации обучения
в вузе студентов технических и гуманитарных специальностей по курсам (по тесту Т. И. Ильиной)
Показатель 1-й курс 3-й курс t 1-й курс 5-й курс t
ПЗ 7,07 6,50 2,40* 7,07 6,56 1,93
ОП 5,17 5,97 4,38** 5,17 6,09 4,39**
ПД 8,17 7,67 1,33 8,17 7,57 1,99*
Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ПЗ - шкала «приобретение знаний», ОП - шкала «овладение профессией», ПД - шкала «получение диплома»
Достоверные различия, зафиксированные между средними значениями по различным шкалам у студентов технических и гуманитарных специальностей на I курсе, являются очень показательными: для студентов-гуманитариев более значимыми выступают такие мотивы обучения в вузе, как овладение профессией и получение диплома. На наш взгляд, это можно объяснить спецификой специальности, по которой обучаются студенты. Во-первых, юридическая и социологическая деятельность в отличие от профессий программистов и инженеров имеют
менее четкие критерии оценки сформированное™ профессиональных навыков, а значит, особо нуждаются в формальном подтверждении овладения профессией. Во-вторых, названные профессии, вошедшие в нашем исследовании в группу гуманитарных, предъявляют особые требования к поддержанию социального статуса и престижа, важным элементом которого выступает диплом о высшем образовании. Напротив, в среде IT-специалистов определяющим становится не наличие документа об образовании, а реально сформированные навыки практической работы (умение обращаться с компьютером, писать программы и т. п.).
Сравнительный анализ показателей различных типов мотивов обучения в вузе у студентов I, III и V курсов показывает следующую динамику: мотив овладения профессиональными навыками становится все более значимым от начала к концу обучения, достигая своего максимума к V курсу. У первокурсников же мотив получения знаний является более значимым, чем для студентов III курса, и получения диплома - для V курса. Преобладание познавательной и формальной мотивации к обучению в вузе на I курсе в противоположность мотивации овладения профессией на V очевидно связано и с возрастными особенностями. Поступающие в вуз после школьной ступени образования юноши и девушки имеют весьма размытое представление о будущей профессии, в связи с чем основные мотивы ее приобретения на начальном этапе обучения ассоциируются с получением диплома. На более поздних этапах, по мере углубления и дифференциации представления о своей специальности и овладения практическими навыками, ведущими становятся специфически связанные с профессией мотивы.
Обобщив результаты, полученные в ходе исследования особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных
специальностей, можно сделать следующие выводы:
1. Для студентов технических специальностей показатели общежитейской и рабочей направленности в целом выше, чем у студентов гуманитарных специальностей.
2. У студентов I курса технических специальностей более выраженной является рабочая направленность мотиваци-онной структуры личности, выражающаяся в общей и творческой активности, нацеленности на социальную полезность, тогда как на III курсе доминирующей становится общежитейская направленность, связанная с проблемами жизнеобеспечения, приобретения желаемого социального статуса и т. п.
3. От I к III курсу обучения в вузе наблюдается снижение показателей рабочей направленности, которая может быть проявлением «кризиса III курса», описываемого в психологической литературе. Также отмечается тенденция к повыше-
нию рабочей и общежитейской мотивации к V курсу обучения.
4. Среди мотивов выбора профессии у студентов технических специальностей I курса, так же как и у студентов гуманитарных специальностей I и V курсов, преобладают внешние. Кроме того, констатируется рост внешней и внутренней мотивации выбора профессии от I к III курсу и дальнейшая ее стабилизация к V курсу.
5. Среди мотивов обучения в вузе для студентов-гуманитариев наиболее значимыми является овладение профессией и получение диплома.
Отмечается динамика различных видов мотивов обучения: мотив овладения профессиональными навыками становится все более значимым от начала к концу обучения, достигая своего максимума к V курсу. Мотивы получения знаний и получения диплома являются более значимыми на I курсе обучения, чем на III и V соответственно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев: Наукова думка, 1988.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., пере-раб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
6. КлимовЕ. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
8. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.
9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Прогресс, 1971.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж,
1996.
12. Фокин В. А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2005. № 2.
13. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994.