Научная статья на тему 'Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза'

Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2848
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Т. А.

Статья посвящена особенностям мотивации профессионального самоопределения студентов технического вуза. В сравнительном плане представлены результаты исследования мотивационной структуры личности, мотивов выбора и обучения профессии у студентов технических и гуманитарных специальностей и динамика мотивации выбора профессии и обучения от 1-го к 3-му и 5-му курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to peculiarities of motivation of technical students' vocational self-determination. The author analyses and compares a person's motivational structure, motives of choice and training in a profession among students of technical and humanitarian specialities and the dynamics of occupational choice through studying from the 1st course to the 3rd and 5th ones.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза»

Т. А. Колесникова

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа представлена кафедрой психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Л. Карпова

Статья посвящена особенностям мотивации профессионального самоопределения студентов технического вуза. В сравнительном плане представлены результаты исследования мотивационной структуры личности, мотивов выбора и обучения профессии у студентов технических и гуманитарных специальностей и динамика мотивации выбора профессии и обучения от 1-го к 3-му и 5-му курсу.

Ключевые слова: самоопределение, мотивация, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, мотивационная структура личности.

The article is devoted to peculiarities of motivation of technical students' vocational self-determination. The author analyses and compares a person's motivational structure, motives of choice and training in a profession among students of technical and humanitarian specialities and the dynamics of occupational choice through studying from the 1st course to the 3rd and 5th ones.

Key words: self-determination, motivation, vocational self-determination, vocational motivation, a person's motivational structure.

Современное общество ставит перед молодежью все более сложные задачи, предъявляет высокие требования, особенно в профессиональной сфере. Но в изменившихся социальных условиях меняется и мотивация молодых людей к той или иной профессиональной деятельности, поэтому профессиональное самоопределение, которое является многомер-

ным и многоступенчатым процессом, нельзя рассматривать без данного фактора. Анализ работ К. А. Абульхановой-Славской, А. И. Зинченко, Г. А. Суворовой, А. А. Файзулаева, В. Д. Шадрикова, А. Г. Шмелева и других показывает, что мотивация профессионального самоопределения - это динамичное образование: она регулирует деятельность личности по

подготовке и осуществлению выбора своего профессионального и образовательного пути, постановке и достижению профессиональных целей, выбору средств их достижения, а также по саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Как отмечает Е. А. Климов, «профессиональное самоопределение - это деятельность человека, принимающая то или иное содержание, это, прежде всего, образы желаемого будущего, особенности осознания себя и своего места в системе деловых межлюдских отношений» [7, с. 74]. Результатами профессионального самоопределения в юношеском возрасте становятся: выбор будущей профессии и учебного заведения для ее освоения, долгосрочные профессиональные цели и планы, соотнесенные с личными целями и структурой жизненных ценностей человека, а также действия, направленные на реализацию данных целей и планов. Студент как субъект профессионального самоопределения предстает в единстве активного самопознания и преобразования себя в соответствии с видением мира внешнего. Эти преобразования происходят во внешнем плане - в учебно-профессиональной деятельности, во внутреннем -в деятельности профессионального самоопределения. Оба плана связаны с системой и иерархией мотивов, движущих деятельностью студента в процессе обучения в вузе выбранной специальности и определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

При рассмотрении самоопределения личности часто говорят и о самореализации (В. А. Бодров, И. С. Кон), связывая их с выполненным делом и взаимоотношениями с окружающими людьми. Так, И. С. Кон отмечает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) «что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится» (труд в широком

смысле слова); 2) «каковы его взаимоотношения с окружающими людьми» (общение). То есть самоопределение не только планирующее образование, связанное с будущими выборами, это сложное образование, пронизывающее всю человеческую жизнь [8].

Мотивация профессионального самоопределения рассматривается как комплекс мотивационных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального выбора и интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельности человека. В данной структуре выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора (С. Е. Залесская, Е. И. Головаха), подчеркивают взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно-профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (О. С. Гре-бенюк, Н. С. Пряжников) [11]. Структурными компонентами здесь выступают мотивы выбора профессии и места учебы, мотивы обучения и выбора места работы, а также осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности, общей структурой мотиваци-онной сферы личности и профессионального выбора в связи с возрастными особенностями. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, формирование мотивации возможно только в деятельности, и как замечает А. К. Маркова, мотивация обучения, учебно-познавательные мотивы также формируются в ходе самой учебной деятельности [10].

Профессиональная мотивация и профессиональные интересы как элемент в общей структуре личности всегда сущест-

венным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Эмоционально положительное принятие профессии порождает желание выполнить ее должным образом и служит исходным моментом формирования всей психологической системы деятельности [12].

Целью проведенного нами исследования было изучение особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов различных технических и гуманитарных специальностей технического вуза. Испытуемые - студенты I, III и V курсов Орловского государственного технического университета девяти факультетов (транспорта и строительства, электроники и приборостроения, юридического, гуманитарного и др.) - всего 519 человек (250 девушек и 269 юношей) в возрасте от 17 до 25 лет. В соответствии с классификацией профессий Е. А. Климова («человек - человек», «человек - техника») мы сформировали две основных группы испытуемых: 1-я - студенты, обучающиеся техническим специальностям (368 человек), 2-я - студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям (151 человек). Для выявления особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов разных специальностей использовался метод поперечных срезов: обследовались студенты разных курсов, т. е. находящиеся на разных стадиях профессионального самоопределения в вузе. В психодиагностическом комплексе - опросники «Диагностика мотивацион-ной структуры личности» В. Э. Мильмана и «Мотивы выбора профессии» Р. В. Ов-чаровой, тесты «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной.

В данной статье представлены общие результаты, полученные по вышеперечисленным методикам и обработанные с помощью ¿-критерия Стьюдента. У студентов 1-й и 2-й группы - технических и гуманитарных специальностей, а также соответственно у студентов I, III и V курсов были выявлены достоверно значимые различия по ряду показателей.

Исследование типов общей направленности личности (делящихся на «общежитейскую» и «рабочую») проводилось с помощью опросника В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности», включающего шкалы: жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность.

В результате сравнения эмпирических показателей мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица1 Показатели мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей

(по опроснику В. Э. Мильмана)

Специальность 1-й курс 3-й курс 5-й курс

ОН РН ОН РН ОН РН

Техн. 64,81 51,75 62,33 48,11 48,51 38,44

Гуман. 56,98 44,29 33,40 28,75 45,05 37,01

t 2,27* 2,79** 2,59** 2,11* 0,51 0,28

Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ОН - общежитейская направленность, РН - рабочая направленность.

Полученные статистические данные свидетельствуют, что существуют достоверные различия в показателях выраженности в общежитейской и рабочей направленности у студентов технических

и гуманитарных специальностей на I и III курсах. Большие статистические различия (при р < 0,01) наблюдаются по средним показателям рабочей направленности у студентов I курса и общежитейской направленности - у студентов III курса. Это говорит о том, что у первокурсников технических специальностей больше выражена рабочая направленность мотивационной структуры личности (общая активность, творческая активность, социальная полезность) на I курсе обучения, а уже на III курсе вуза -

С целью выявления динамики мотивационной структуры личности студентов I, III и V курсов технического вуза мы осуществили сравнение показателей общежитейской и рабочей направленностей личности. Значимые различия констатированы между показателями РН и ОН на всех курсах обучения. Так, у студентов I курса, так же как и V, более выраженной, чем у студентов III курса, является рабочая направленность. Общежитейская направленность становится значимо более выраженной к V курсу.

Снижение показателей рабочей направленности от I к III курсу является иллюстрацией известного «кризиса III курса», часто проявляющегося у студентов в общем падении интереса и даже разочаровании в выбранной профессии. Тенденция к повышению рабочей и общежи-

общежитейская направленность (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение). Сравнения среднего значения по общежитейской (ОН) и рабочей направленности (РН) студентов I и III курсов показывают, что существуют достоверные различия между таковыми по техническим и гуманитарным специальностям. В целом для студентов технических специальностей показатели среднего значения общежитейской и рабочей направленности выше, чем у студентов гуманитарных специальностей.

тейской мотивации к V курсу обучения в вузе, очевидно, связана с тем, что выпускник стоит перед необходимостью трудоустройства, начала самостоятельной жизни, создания семьи и перехода в новый статус взрослого человека.

С целью уточнения мотивации выбора профессии мы обратились к опроснику Р. В. Овчаровой, который позволяет определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии, в частности: общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми, престиж, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, высокий заработок и т. д. Выявленные значимые различия представлены в табл. 3, 4.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей мотивационной структуры личности студентов технических и гуманитарных специальностей по курсам (по опроснику В. Э. Мильмана)

Показатель 1-й курс 3-й курс T 1-й курс 5-й курс t 3-й курс 5-й курс T

ОН 64,81 63,42 1,28 64,81 76,28 2,40* 63,42 76,28 2,84**

РН 51,75 48,96 2,55* 51,75 52,12 0,39 48,96 52,12 2,37*

Примечание: * - при уровне значимостир < 0,05; ** - при уровне значимостир < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ОН - общежитейская направленность, РН -рабочая направленность.

Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимостир < 0,001. ВМ - внешняя мотивация, ВнМ - внутренняя мотивация.

Таблица 3

Показатели внешней и внутренней мотивации выбора профессии студентов технических и гуманитарных специальностей (по опроснику Р. В. Овчаровой)

Специальность 1-й курс 5-й курс

ВМ ВнМ t ВМ ВнМ t

Технич. 17,45 15,70 8,60*** 20,69 18,49 1,29

Гуман. 17,67 14,91 3,38*** 25,61 19,23 2,43*

Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимостир < 0,001. ВМ - внешняя мотивация, ВнМ - внутренняя мотивация.

Таблица 4

Сравнительный анализ внешней и внутренней мотивации выбора профессии студентов по курсам (по опроснику Р.В. Овчаровой)

Показатель 1-й курс 3-й курс t 1-й курс 5-й курс t

ВМ 17,45 21,69 6,09*** 17,45 20,69 4,74***

ВнМ 15,70 19,53 6,43*** 15,70 18,49 4,24***

Сопоставление показателей внешней и внутренней мотивации выявило, что существуют достоверные различия между ВМ и ВнМ (при р < 0,001) у студентов гуманитарных и технических специальностей. Так, студенты технических специальностей I курса, выбирая профессию, руководствуются преимущественно внешними мотивами, они же преобладают и у студентов гуманитарных специальностей на I и V курсах. Сравнение ведущих типов мотивов позволило констатировать рост внешней и внутренней мотивации выбора профессии от I к III курсу и дальнейшую ее стабилизацию к V курсу. То есть можно утверждать, что максимальные изменения в мотивации студентов в выборе профессии происходят с I по Ш курс обучения в вузе.

Описанное распределение различных типов мотивации у студентов гуманитарных и технических специальностей I, III и V курсов может быть обосновано рядом причин: приоритетностью в современном обществе мотивов социального престижа, высокого заработка, а также ограниченностью выбора трудоустройст-

ва по полученной специальности (особенно в условиях небольших областных и районных центров, жителями которых являются опрошенные студенты). Постепенный рост внешней и внутренней мотивации от начала к концу обучения в вузе может свидетельствовать о процессах профессионального и личностного самоопределения, активизирующихся в юношеском возрасте, повышении уровня развития самосознания, рефлексии и осознанного отношения к профессии.

Проведя сравнительный анализ мотивации выбора профессии студентами технических и гуманитарных специальностей, мы обратились к исследованию другого аспекта мотивации профессионального самоопределения - особенностей мотивации обучения в вузе. С этой целью была использована методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, включающая в себя следующие шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные

качества), «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Полученные выявленные различия представлены в табл. 5, 6.

Таблица 5

Показатели мотивации обучения в вузе студентов технических и гуманитарных специальностей (по тесту Т. И. Ильиной)

Специ- 1-й курс

альность ПЗ ОП ПД

Технич. 7,07 5,97 8,17

Гуманит. 6,91 10,03 12,22

t 0,40 2,17* 2,25*

Таблица 6

Сравнительный анализ мотивации обучения

в вузе студентов технических и гуманитарных специальностей по курсам (по тесту Т. И. Ильиной)

Показатель 1-й курс 3-й курс t 1-й курс 5-й курс t

ПЗ 7,07 6,50 2,40* 7,07 6,56 1,93

ОП 5,17 5,97 4,38** 5,17 6,09 4,39**

ПД 8,17 7,67 1,33 8,17 7,57 1,99*

Примечание: * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при уровне значимости р < 0,01; *** - при уровне значимости р < 0,001. ПЗ - шкала «приобретение знаний», ОП - шкала «овладение профессией», ПД - шкала «получение диплома»

Достоверные различия, зафиксированные между средними значениями по различным шкалам у студентов технических и гуманитарных специальностей на I курсе, являются очень показательными: для студентов-гуманитариев более значимыми выступают такие мотивы обучения в вузе, как овладение профессией и получение диплома. На наш взгляд, это можно объяснить спецификой специальности, по которой обучаются студенты. Во-первых, юридическая и социологическая деятельность в отличие от профессий программистов и инженеров имеют

менее четкие критерии оценки сформированное™ профессиональных навыков, а значит, особо нуждаются в формальном подтверждении овладения профессией. Во-вторых, названные профессии, вошедшие в нашем исследовании в группу гуманитарных, предъявляют особые требования к поддержанию социального статуса и престижа, важным элементом которого выступает диплом о высшем образовании. Напротив, в среде IT-специалистов определяющим становится не наличие документа об образовании, а реально сформированные навыки практической работы (умение обращаться с компьютером, писать программы и т. п.).

Сравнительный анализ показателей различных типов мотивов обучения в вузе у студентов I, III и V курсов показывает следующую динамику: мотив овладения профессиональными навыками становится все более значимым от начала к концу обучения, достигая своего максимума к V курсу. У первокурсников же мотив получения знаний является более значимым, чем для студентов III курса, и получения диплома - для V курса. Преобладание познавательной и формальной мотивации к обучению в вузе на I курсе в противоположность мотивации овладения профессией на V очевидно связано и с возрастными особенностями. Поступающие в вуз после школьной ступени образования юноши и девушки имеют весьма размытое представление о будущей профессии, в связи с чем основные мотивы ее приобретения на начальном этапе обучения ассоциируются с получением диплома. На более поздних этапах, по мере углубления и дифференциации представления о своей специальности и овладения практическими навыками, ведущими становятся специфически связанные с профессией мотивы.

Обобщив результаты, полученные в ходе исследования особенностей мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных

специальностей, можно сделать следующие выводы:

1. Для студентов технических специальностей показатели общежитейской и рабочей направленности в целом выше, чем у студентов гуманитарных специальностей.

2. У студентов I курса технических специальностей более выраженной является рабочая направленность мотиваци-онной структуры личности, выражающаяся в общей и творческой активности, нацеленности на социальную полезность, тогда как на III курсе доминирующей становится общежитейская направленность, связанная с проблемами жизнеобеспечения, приобретения желаемого социального статуса и т. п.

3. От I к III курсу обучения в вузе наблюдается снижение показателей рабочей направленности, которая может быть проявлением «кризиса III курса», описываемого в психологической литературе. Также отмечается тенденция к повыше-

нию рабочей и общежитейской мотивации к V курсу обучения.

4. Среди мотивов выбора профессии у студентов технических специальностей I курса, так же как и у студентов гуманитарных специальностей I и V курсов, преобладают внешние. Кроме того, констатируется рост внешней и внутренней мотивации выбора профессии от I к III курсу и дальнейшая ее стабилизация к V курсу.

5. Среди мотивов обучения в вузе для студентов-гуманитариев наиболее значимыми является овладение профессией и получение диплома.

Отмечается динамика различных видов мотивов обучения: мотив овладения профессиональными навыками становится все более значимым от начала к концу обучения, достигая своего максимума к V курсу. Мотивы получения знаний и получения диплома являются более значимыми на I курсе обучения, чем на III и V соответственно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.

3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев: Наукова думка, 1988.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., пере-раб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

6. КлимовЕ. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

8. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.

9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Прогресс, 1971.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж,

1996.

12. Фокин В. А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2005. № 2.

13. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.