УДК 159.947.5+159.9.072.432
Н.М. Клепикова
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
АННОТАЦИЯ. Статья презентует результаты эмпирического исследования профилей мотивации студентов факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, получающих образования очно на базе среднего образования и очно-заочно на базе среднего специального образования. Выявлены общие характеристики мотивационного профиля студентов: учебная деятельность всех первокурсников связана с мотивом приобретения знаний, на завершающем этапе он уступает место мотиву, направленному на получение диплома, при этом среди наиболее выраженных мотивов остаются: «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Обозначена специфика мотивационных профилей в зависимости от курса и формы обучения студентов. Разница между студентами, обучающимися очно и заочно, выражается в незначимости для последних внешней мотивации. Ведущими для них оказались познавательная мотивация, мотивация достижения, саморазвития и самоуважения. В мотивационном профиле студентов очной формы обучения наиболее выражены: интроецированная и экстернальная мотивация, на четвертом курсе ведущую роль играет амотивация. Наименее значимыми мотивами стали «выполнение педагогических требований» и «готовность к занятиям».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Учебная деятельность, мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, мотивационный профиль, очная форма обучения, заочная форма обучения, студенты.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 16 мая 2019 г.; дата принятия к печати 21 июня 2019 г.; дата онлайн-размещения 15 июля 2019 г.
N.M. Klepikova
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation
MOTIVATION FEATURES OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITY DEPENDING ON MODE OF STUDY
ABSTRACT. The article presents the results of empiric research of motivation profiles of students of Psychology Department of Novosibirsk State Pedagogical University who are getting education as full-time students on the secondary education basis and as full-time and part-time students on the secondary vocational education basis. It reveals the general characteristics of the students' motivation profile: the learning activity of all first-year students is connected with the motive of obtaining knowledge, while at the final phase of studies it gives way to the motive directed at getting the diploma, whereas the most represented motives are «to become a highly qualified specialist», «to ensure the success in future professional activity ». The article marks the specificity of motivation profiles depending on the year of studies and the students' mode of study. The difference between the full-time and part-time students is expressed in insignificance of the external motivation for the latter. The leading ones for them are cognitive motivation, motivation of accomplishment, self-development and self-respect. In motivation profile of the full-time students the most expressed are the introjected and external motivation, in the forth year the leading role is performed by amotivation. The least significant motives are «implementing pedagogical requirements» and «readiness for classes»
© Клепикова Н.М., 2019
KEYWORDS. Learning activity, motivation, internal motivation, external motivation,
motivation profile, full-time mode of study, part-time mode of study, students.
ARTICLE INFO. Received May 16, 2019; accepted June 21, 2019; available online
July 15, 2019.
Современное российское образование, находясь в условиях преобразований, продолжает решать приоритетные задачи профессионального развития. Заказчиком образовательных услуг востребованы не исполнители, обладающие набором знаний, а специалисты психологи, откликающиеся на социальные изменения, личностно активные, устремленные в будущее. Акцент при подготовке таких специалистов должен делаться «на мотивационной основе деятельности <...>, так как она <...> определяет отношение студента к учебной и к дальнейшей практической деятельности» [1, с. 79]. Во время обучения в вузе формируется система «потребностей и мотивов, иерархия которых будет характеризовать целостную личность» [2, с. 3]. К сожалению, до сих пор «предпочтение отдается знаниям, умениям, интеллектуальному развитию, а мотивационно-ориентационный аспект оказывается вытесненным из учебного процесса» [3, с. 242]. Цель нашей работы обратить внимание на мотивацию учебной деятельности студентов-психологов, охарактеризовать динамику от первого к выпускному курсу, описать ее особенности в зависимости от формы обучения.
Необходимо отметить, что мотивация как проблема исследования является базовой для психологии. Изучение мотивации учебной деятельности становится отдельным направлением ее разработки. В разные годы этой теме уделяли внимание выдающиеся деятели науки А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Е.П. Ильин, Т.О. Гордеева и др.. Благодаря усилиям этих ученых сегодня сложилось представление о мотивации учебной деятельности как многокомпонентном и многоуровневом образовании, состоящем из множества постоянно изменяющихся, вступающих в новые взаимоотношения факторов. Все компоненты выступают «выступают субъективными формами проявления и существования как друг друга, так и собственно мотива, достаточно тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в деятельности» [2, с. 10]. В мотивационной сфере могут быть выделены доминирующие мотивы, устойчивые, глубоко личностные, организующие и подчиняющие себе все другие побудители. Эти мотивы, по мнению В.Г. Леонтьева, составляют мотивационное ядро личности, определяют духовный облик [4]. А.А. Реан указывает, что полимотивированность учебной деятельности связана с ее сложностью [5]. Согласно Е.П. Ильину, в основу учебной деятельности помимо познавательной и профессиональной мотивации заложены прагматическая, социально-общественная и лично-престижная [6, с. 440]. На протяжении XX в. отечественными авторами предложена не одна классификационная модель мотивов учебной деятельности [7—9]. Одна из современных классификаций представлена в работах Т.О. Гордеевой, доминирующие мотивы относятся к внешней мотивации (стимулирующей, основанной на понимании последствий поведения) и внутренней (смыслообразующей, личностной) мотивации [10]. Подчеркивается несостоятельность противопоставления внешних и внутренних мотивов, которые в учебной деятельности сосуществуют, образуя специфические профили [10; 11].
Сравнение мотивационных профилей студентов, обучающихся очно на базе среднего образования и заочно на базе среднего специального образования, представляется нам востребованным, так как расширяет поле эмпирических исследований в данной области, образованное работами наших коллег, которые изучали следующие аспекты: особенности мотивации обучения студентов различных на-
правлений подготовки [12] и форм обучения [13], динамика мотивации учебной деятельности [1; 14—16], особенности учебной мотивации в условиях перехода на бакалавриат [17], возможности применения адаптированного и модифицированного инструментария диагностики мотивации учебной деятельности [11; 18], мотивация как фактор успешной учебной деятельности [19] и пр.
Организация и методы исследования
Эмпирически исследованы особенности учебной мотивации студентов—психологов (на материале выборки студентов разных курсов и форм обучения). Исследование осуществлено на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Выборку составили 160 респондентов, студенты факультета психологии I (n = 40) и IV [выпускного] (n = 40) курса заочной формы обучения на базе среднего специального образования, I (n = 40) и IV [выпускного] (n = 40) курса очной формы обучения на базе среднего образования. Возрастной показатель варьировался от 17 до 46 лет.
На первом этапе эмпирического исследования подобраны методики для изучения мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин); мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина); академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин). На втором этапе осуществлена диагностика студентов разных курсов и форм обучения. На третьем этапе посредством Microsoft Excell, SPSS (версия 17.0) реализован качественный (оценка частоты встречаемости признака и средних значений) и количественный (критерии: ф* — угловое преобразование Фишера, Д—Краскела—Уоллеса, U—Манна—Уитни) анализ. На четвертом этапе интерпретированы результаты, которые достоверны не ниже чем на 5 % уровне значимости.
Для исследования значимости мотивов учебной деятельности студентов разных курсов и форм обучения применялось ранжирование результатов, полученным по методике А.А. Реана, В.А. Якунина. Для студентов первого курса вне зависимости от формы обучения, самым главным оказался мотив приобретения глубоких и прочных знаний. Для студентов четвертого курса вне зависимости от формы обучения данный мотив второй по значимости, после мотива, связанного с получением диплома. Подобное смещение закономерно для студентов выпускного курса, когда диплом, как подтверждение статуса бакалавра, готового к выполнению профессиональных обязанностей, действительно становится важным.
При сопоставлении данных привлекает внимание факт, что для всех студентов независимо от формы обучения в числе пяти наиболее значимых мотивов оказались мотивы, направленные на приобретение глубоких прочных знаний, становление высококвалифицированным специалистом, обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, интеллектуальное удовлетворение и получение диплома. Мотив «получить интеллектуальное удовлетворение» оказался не ценным только для студентов четвертого курса очной формы обучения.
Незначимы для студентов заочной формы обучения мотивы, связанные с одобрением родителей и окружающих, избеганием осуждения и наказания за плохую учебу. Студенты заочной формы обучения чаще всего взрослые, работающие специалисты, учебная деятельность которых в меньшей степени детерминирована внешними факторами. Для студентов очной формы обучения не значимым являются мотивы, направленные на выполнение педагогических требований и постоянную готовность к очередным занятиям. Мы связываем это обстоятельство с отсутствием единых требований, которым могла бы соответствовать учебная деятельность в вузе, проверок и оценок во время занятий. В целом наши выводы совпадают с результатами исследований О.В. Ломтатидзе, О.В. Мылтасовой, в ко-
торых подчеркивается, что для студентов всех курсов и форм обучения наиболее значимыми мотивами являются следующие: «стать высококвалифицированным специалистом», «получить диплом», «приобрести глубокие прочные знания», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» [18].
Методика «Изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной отражает тип преобладающей мотивации учебной деятельности студентов первого и четвертого курсов очной и заочной форм обучения. У всех студентов преобладает мотивация, направленная на приобретение знаний, далее «получение диплома», « овладение профессией». Исключением стали студенты четвертого курса заочной формы обучения, у которых два последних мотива меняются местами. Результаты нашего исследования совпадают с данными, опубликованным И.Ф. Албеговой, Ю.Н. Зарубиной, Ф.Г. Албеговым [12]. У студентов первого и четвертого курсов заочной формы обучения, а также у студентов первого курса очной формы обучения мотив, связанный с приобретением знаний более выражен, чем у студентов-психологов четвертого курса очной формы обучения. Так же можно заметить, что у студентов четвертого курса очной формы обучения мотивы, связанные с овладением профессией и получением диплома, имеют выраженность ниже «статистической нормы», заложенной автором методики. На четвертом курсе мы отмечаем пониженный фон мотивации, осмыслить выявленный феномен, оказалось возможным с помощью методики «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина.
Сопоставление средних значений по шкалам этой методики показало, что у студентов первого и четвертого курсов заочной формы в мотивационном профиле наиболее выражены: познавательная мотивация, мотивация достижения, саморазвития и самоуважения. У студентов первого курса очной формы обучения ведущими оказались познавательная, интроецированная и экстернальная мотивация, а наименее значима мотивация достижений. Наибольшую обеспокоенность вызывает мотивационный профиль студентов четвертого курса очной формы обучения, в котором преобладают амотивация, интроецированная мотивация и эк-стернальная мотивация, в то время как мотивация саморазвития и достижения выражены очень слабо.
Таким образом, студентам всех курсов заочной формы обучения присуща внутренняя мотивация учебной деятельности. Выражено стремление познать новое, глубоко понимать изучаемый предмет и получать удовольствие в процессе обучения. Эти студенты учатся ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки. Для студентов очной формы обучения, не смотря на высокую познавательную мотивацию, актуальными являются и внешние мотивы, связанные с ощущением того, что обучение — это обязанность, выполнение которой должно контролироваться извне. На четвертом курсе на первый план выходит амотива-ция, как потеря смысла, а вместе с ней остаются потребность соответствовать социальным нормам, стыд и чувство долга. Подобная тенденция в мотивацион-ном профиле студентов отражена в работе Н.В. Дроздовой, которая указывает, на «трепетное отношение» психологов-выпускников к мнению ближайшего окружения родителей и сверстников [1].
Определив в общих чертах профиль мотивации учебной деятельности, обратимся к его специфическим чертам, выявленным посредством индуктивной статистики. Рассмотрим результаты по методике изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана, В.А. Якунина после применения углового преобразования Фишера. Студентам-психологам заочной формы обучения вне зависимости от курса обучения по сравнению со студентами-психологами, обучающимися очно, более важно овладеть компетенциями необходимыми в профессиональной деятельности
(получение интеллектуального удовлетворения, ф* = 2,618 при р < 0,01). В процессе освоения основной образовательной программы они стремятся не просто овладеть информацией, но и осознать ее, а также оперировать полученными знаниями в практической деятельности. Одновременно с более глубоким отношением к учебе, студенты-психологи заочной формы обучения ориентированы на получение диплома, как документа подтверждающего их профессиональный статус (получение диплома, ф* = 2,451 при р < 0,01).
Студенты-психологи очной формы обучения, в зависимости от курса различаются доминированием мотивов получение диплома (ф*=2,767 при р < 0,01) и получение стипендии (ф*=2,454 при р < 0,01). Больший вес эти мотивы приобретают на четвертом курсе, когда диплом становится символом успешного завершения образовательного этапа, а стипендия помогает приобрести материальную независимость.
Далее анализировалась мотивация учебной деятельности на предмет преобладания внешних или внутренних мотивов у студентов-психологов разных курсов и форм обучения. С уверенностью можем говорить, что у студентов-психологов, обучающихся заочно, в учебной деятельности преобладают внутренняя мотивация: познавательная (Н = 17,962 при р < 0,0001), мотивация достижения (Н = 18,633 при р < 0,0001), мотивация саморазвития (Н = 16,307 при р < 0,001), включая мотивы приобретение знаний (Н = 11,47 при р < 0,0001), овладение профессией (Н = 19,003 при р < 0,0001). Преобладающая внутренняя мотивация выражается в том, что учебная деятельность сама по себе доставляет удовольствие, вызывает интерес решение различных задач, а также возможность развить свой потенциал, мастерство и компетентность. Внутренняя мотивация обучения связана с проявлением целеустремленности, когда освоение основной образовательной программы осуществляется студентами с энтузиазмом.
У студентов-психологов очной формы обучения выявлено преобладание внешней экстернальной мотивации (Н = 11,598 при р < 0,01) и амотивации (Н = 29,176 при р < 0,0001). Учебная деятельность осуществляется под диктатом внешних требований и ожиданий семьи или, шире, общества в целом. Студенты-психологи учатся, чтобы соответствовать социальным ожиданиям, избежать конфликтных ситуаций в семье, формально вписаться в требования высшего учебного заведения, при том фрустрированной оказывается потребность в автономии. Такое «принуждение» к учебной деятельности со стороны значимых людей, родителей и преподавателей, с течением времени влечет за собой полную потерю интереса к выбранной профессии и процессу ее освоения, следовательно, порождает тенденцию роста количества отчислившихся из вуза студентов.
Констатировав различия в мотивационном профиле студентов-психологов, обучающихся на очной и заочной формах, обратим внимание на курсы обучения. В мотивации первокурсников и выпускников, обучающихся очно, выявлены различия в выраженности познавательной мотивации и амотивации. У первокурсников более выражено стремление постичь суть изучаемых предметов, узнать новое, получить удовольствие в процессе учебной деятельности (познавательная мотивация, U = 550,5 при р < 0,05). Студенты четвертого курса по сравнению с первокурсниками, демотивированы, интерес к учебе снижен, также как и осмысленность учебной деятельности (амотивация, U = 223,5 при р < 0,0001). Особо подчеркнем, что амотвация не становится доминирующей в мотивационном профиле студентов выпускного курса, однако значение, которое мы получили, соответствует «повышенному уровню выраженности».
В мотивации учебной деятельности студентов первого и четвертого курсов заочной формы обучения выявлены следующие различия: получение диплома
(и = 629 при р < 0,05), мотивации достижения (и = 618 при р < 0,05), мотивации саморазвития (и = 615 при р < 0,05), амотивация (и = 620 при р < 0,05). В мотивации первокурсников присутствует стремление добиваться высоких результатов в учебе, развивать способности, раскрывать потенциал в учебной деятельности, получить диплом, как подтверждение профессионального статуса. К четвертому курсу возрастает значение амотивации в мотивационном профиле студентов, в данном случае значение оказывается ниже среднего статистического, тем не менее, обнаруженная тенденция вызывает обеспокоенность.
При сравнении профилей мотивации студентов — первокурсников очной и заочной форм обучения, выявлено, что преобладающими в профиле студентов первого курса заочной формы обучения являются: познавательная (и = 614,5 при р < 0,05), мотивации достижения (и = 226 при р < 0,0001), мотивации саморазвития (и = 540 при р < 0,01), мотивации самоуважения (и = 562 при р < 0,05). У этой группы студентов более выраженно стремление глубоко понимать изучаемые предметы, добиваться в учебе высоких результатов, получать удовольствие в учебной деятельности, развивать свои способности, становиться компетентными в избранной профессии.
В результате сопоставления профилей мотивации учебной деятельности студентов четвертых курсов очной и заочной форм обучения, констатированы следующие различия: экстернальная мотивация (и = 539 при р < 0,01) и амотивация (и = 228 при р < 0,001) преобладают у студентов четвертого курса очной формы обучения; мотивы приобретения знаний (и = 540 при р < 0,01), овладения профессией (и = 221,5 при р < 0,0001), также познавательная мотивация (и = 564,5 при р < 0,05), мотивация саморазвития (и = 615,5 при р < 0,05) преобладают у студентов четвертого курса заочной формы обучения. Студенты, получающие образование очно, находятся под большим внешним давлением, иногда теряя личный смысл. У студентов-психологов заочной формы обучения выражена учебная мотивация, связанная со стремлением к получению знаний, пониманию изучаемых предметов, получению удовольствия в учебной деятельности, развитию способностей, достижению профессиональной компетентности. Следовательно, для студентов четвертого курса очной формы обучения, учебная деятельность является скорее необходимостью, которой они следуют по чьим — либо требованиям, что в конечном итоге не приносит студентам ни удовлетворения от процесса учебной деятельности, ни радости от приобретения профессии. Для студентов четвертого курса заочной формы обучения, наоборот большое значение имеют именно познавательные мотивы, которые говорят о стремлении глубоко познать изучаемые предметы, развивать свои способности, овладеть профессией психолога.
Выводы
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Учебная деятельность студентов вне зависимости от формы обучения на начальном этапе мотивирована приобретением глубоких и прочных знаний. На завершающем этапе этот мотив немного уступает мотиву, направленному на получение диплома, при этом среди наиболее выраженных мотивов остаются: «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». У студентов-психологов всех курсов и форм обучения преобладает мотивация, направленная на приобретение знаний, далее по значимости следует мотив, связанный с получением диплома и приобретением профессии, только у студентов четвертого курса заочной формы обучения эти два мотива меняются местами.
2. Разница между студентами очной и заочной форм обучения (без учета курса) выражается в незначимости для последних мотивов, отражающих внешнюю мотивацию — «одобрение родителей и окружающих» и «отсутствие осуждения и наказания за неудачи в учебе». Для студентов заочной формы ведущими являются познавательная мотивация, мотивация достижения, саморазвития и самоуважения, преобладают внутренние мотивы — приобретение знаний, овладение профессией. Студентам важно не только стать психологами, но и быть довольными процессом обучения, они нацелены на получение знаний, востребованных в будущей профессиональной деятельности, диплом, рассматривается как подтверждение компетентности. Студентам очной формы обучения тоже важен диплом, но не менее значимо материальное поощрение за учебную деятельность. В мотиваци-онном профиле этих студентов наиболее выражены интроецированная мотивация и экстернальная мотивация. Наименее значимые мотивы учебной деятельности у этих студентов — выполнение педагогических требований и постоянная готовность к очередным занятиям.
3. Разница между студентами первого и четвертого курсов очной формы обучения заключается в выраженной амотивации последних (при низкой мотивации саморазвития и мотивации достижения) и высокой познавательной мотивации первых.
4. У студентов четвертого курса заочной формы обучения, по сравнению с четверокурсниками очной формы обучения, преобладающими являются внутренние мотивы приобретение знаний, овладение профессией также познавательная мотивация, мотивация саморазвития. У выпускников, получающих образование очно преобладают экстернальная мотивация и амотивация.
Выявленные различия мотивационных профилей в зависимости от формы обучения обязуют обратить внимание профессорско-преподавательского состава университета на проблемы выпускников очной формы обучения. Молодые люди, покидающие стены вуза, вероятно, пасуют на пороге вхождения в профессиональную деятельность. Учитывая преобладание экстернальной мотивации, успешность молодых специалистов, может быть обусловлена курированием первых этапов профессиональной деятельности опытным наставником.
Список использованной литературы
1. Дроздова Н.В. Содержание мотивации учебной деятельности студента-психолога на этапе профессионализации как ключевая характеристика психологического барьера / Н.В. Дроздова // Наука и современность. — 2016. — № 45. — С. 78-83.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М. : Логос, 2017. — 335 с.
3. Жуков Г.Н. Проблемы формирования профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения / Г.Н. Жуков // Образование и наука. — 2003. — № 3. — С. 12-23.
4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. — Новосибирск : Изд-во НГПУ,1987. — 92 с.
5. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб. : Питер, 2015. — 304 с.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдштейна. — Воронеж : Институт практической психологии, 1997. — 352 с.
8. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. — М. : Педагогика, 1984. — 144 с.
9. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М. : Просвещение, 1969. — 317 с.
10. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т.О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. — 2016. — № 62. — С. 38-53.
11. Гордеева Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35, № 4. — С. 96-107.
12. Албегова И.Ф. Особенности мотивации обучения студентов направления «Социальная работа» / И.Ф. Албегова, Ю.Н. Зарубина, Ф.Г. Албегов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Ярославль,
2015. — С. 16-18.
13. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения [Электронный ресурс] / М.В. Мухина [и др.] // Мир науки. — 2018. — Т. 6, № 6. — Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN618.pdf.
14. Горская Н.Е. Особенности становления мотивации учебной деятельности студентов вуза в процессе обучения / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина, Н.С. Баребина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. — 2016. — № 2 (36). — С. 129-133.
15. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза / М.В. Овчинников // Научные исследования в образовании. — 2007. — № 5. — С. 151-155.
16. Смолвик О.В. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности студентов / О.В. Смолвик, Л.Ю. Шобонова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61 (3). — С. 365-369.
17. Герасимова А.С. Особенности учебной мотивации студентов в условиях перехода к двухуровневой системе высшего образования / А.С. Гасимова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. — 2010. — № 2 (8). — С. 116-121.
18. Ломтатидзе О.В. Особенности использования методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунина) при исследовании учебной мотивации / О.В. Ломтатидзе, О.В. Мылтасова // Психологический вестник Уральского федерального университета. — 2013. — Вып. 10. — С. 205-211.
19. Гао Лин Мотивация усвоения научно-профессиональных понятий российскими и китайскими студентами : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Гао Лин. — СПб, 2016. — 168 с.
References
1. Drozdova N.V. Motivation contents for psychological students' learning activity at the professionalization stage as a key characteristic of psychological barrier. Nauka i sovremen-nost' = Science and Modernity, 2016, no. 45, pp. 78-83. (In Russian).
2. Verbitskii A.A., Larionova O.G. Lichnostnyi i kompetentnostnyi podkhody v obrazo-vanii : problemy integratsii [Personal and Competence Approaches in Education: Problems of Integration]. Moscow, Logos Publ., 2017. 335 p.
3. Zhukov G.N. Formation of Professional Readiness of Students to Activity of the Master of Vocational training. Obrazovanie i nauka = The Education and science journal, 2003, no. 3, pp. 12-23. (In Russian).
4. Leontev V.G. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii uchebnoi deyatel'nosti [Psychological Mechanisms of Motivation of Educational Activity]. Novosibirsk State Pedagogical University, 1987. 92 p.
5. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2015. 304 p.
6. Iliin E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 p.
7. Bozhovich L.I. Fel'dshtein D.I. (ed.). Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of Personality Formation]. Voronezh Institute of Practical Psychology Publ., 1997. 352 p.
8. Matyukhina M.V. Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol'nikov [Motivation Teaching Younger Students]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 144 p.
9. Yakobson P.M. Psikhologicheskie problemy motivatsii povedeniya cheloveka [Psychological Problems of Human Behavior. Motivation]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969. 317 p.
10. Gordeeva T.O. Motivation: New Theoretical Approaches, Diagnostics and Practical Recommendations. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology,
2016, no. 62, pp. 38-53. (In Russian).
11. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. «Academic Motivation Scales» Questionnaire. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological magazine, 2014, vol. 35, no. 4, pp. 96-107. (In Russian).
12. Albegova I.F., Zarubina Yu.N., Albegov F.G. Features of motivation of training students in the direction of "Social Work". Sistemogenez uchebnoi i professional'noi deyatel'nosti. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Systemogenesis of Educational and Professional Activity. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference]. Yaroslavl, 2015, pp. 16-18. (In Russian).
13. Mukhina M.V., Katkova O.V., Mukhina E.S., Romanov V.V. Special Motivation Features of the Students of the Pedagogical University & Extramural Studies. Mir nauki = World of Science, 2018, vol. 6, no. 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN618.pdf. (In Russian).
14. Gorskaya N.E., Glyzina V.E., Barebina N.S. The Features of the Formation of Motivation for Learning Activity of University Students in the Training Process. Vestnik Kras-noyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2016, no. 2 (36), pp. 129-133. (In Russian).
15. Ovchinnikov M.V. Structure and Dynamics of Educational Motivation in Students of a Pedagogical University. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii = Research and Development in Education, 2007, no. 5, pp. 151-155. (In Russian).
16. Smolovik O.V., Shobonova L.Y. Comparative Analysis of Students' Academic motives. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 61 (3), pp. 365-369. (In Russian).
17. Gerasimova A.S. Features of students' leaning motivation in terms of transition to two-level system of higher education. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the Samara Academy of Humanities. The series Psychology, 2010, no. 2 (8), pp. 116-121. (In Russian).
18. Lomtatidze O.V., Myltasova O.V. Features of using methodology "Studying motives of students' learning activity" (A. A. Rean, V. A. Yakunina) in investigating learning motivation. Psikhologicheskii vestnik Ural'skogo federal'nogo universiteta= Psychological Bulletin of the Ural Federal University, 2013, iss. 10, pp. 205-211. (In Russian).
19. Gao Lin Motivatsiya usvoeniya nauchno-professional'nykh ponyatii rossiiskimi i ki-taiskimi studentami. Kand. Diss. [Motivation of digesting scientific and professional concepts by Russian and Chinese students. Cand. Diss.]. Saint Petersburg, 2016. 168 p.
Информация об авторе
Клепикова Наталья Михайловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Российская Федерация, г. Новосибирск, e-mail: [email protected].
Author
Natalya M. Klepikova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Chair of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Клепикова Н. М. Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения / Н. М. Клепикова // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 2. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5.
For Citation
Klepikova N.M. Motivation Features of Students' Learning Activity Depending on Mode of Study. Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5. (In Russian).