Научная статья на тему 'Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа»'

Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEARNING MOTIVATION / SOCIAL WORK / STUDENTS / OBTAINING DIPLOMA / ACQUIRING KNOWLEDGE / MASTERING PROFESSION / COMPONENTS OF LEARNING MOTIVATION / ESSAY / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА / ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ / ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ / КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ЭССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарубина Юлия Николаевна

В статье рассматривается мотивация учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа». Раскрываются факторы и стадии мотивационного процесса, динамические характеристики системы мотивации. Выявляется роль мотивационного блока в структуре учебной деятельности студентов. Сравнительный анализ мотивационного профиля студентов осуществляется на основе исследований мотивации обучения, проведенных автором в 2015 и 2019 годах. Диагностическим инструментарием стали методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина. Дополнительный метод исследования анализ эссе, в которых студенты аргументируют наличие или отсутствие желания продолжать обучение по выбранному направлению и в дальнейшем работать в социальной сфере. Полученные результаты позволили выделить наиболее значимые мотивы обучения и их динамику у студентов направления «Социальная работа». Анализ эссе показал, что в целом около 80 % студентов высказались скорее положительно о перспективе работать по приобретённой специальности. В заключении делается вывод о росте показателей мотивации по шкале «овладение профессией», сохранение значимости мотивов «приобретение знаний» и «получение диплома», а также включение в число приоритетных мотива «получать интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «добиться одобрения родителей и окружающих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарубина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of motivation for educational activities of bachelor students in the direction of «Social Work»

The article discusses the motivation of the educational activities of bachelor students in the direction of "Social Work". The factors and stages of the motivation process, the dynamic characteristics of the motivation system are revealed. The role of the motivational block in the structure of educational activities of students is revealed. A comparative analysis of the motivational profile of students is carried out on the basis of studies of learning motivation conducted by the author in 2015 and 2019. Diagnostic tools have become the methodology "Studying the motivation of learning at a university" T.I. Il’ina and "Studying the motives of students' teaching activities" by Artur Rean and Valeriy Yakunin. An additional research method was the analysis of essays in which students argue for the presence or absence of a desire to continue their education in a chosen direction and to continue to work in the social sphere. The results obtained made it possible to single out the most significant learning motives and their dynamics among students of the Social Work direction. An analysis of the essay showed that in general, about 80% of students spoke more positively about the prospect of working in their acquired specialty. In conclusion, a conclusion is drawn about the growth of motivation indicators on the scale of "mastering a profession", maintaining the significance of the "motives acquiring knowledge" and "obtaining a diploma", as well as the inclusion of the motive "receive intellectual satisfaction" as the priority motive instead of "gaining the approval of parents and others".

Текст научной работы на тему «Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа»»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161 УДК 378:364

Зарубина Юлия Николаевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье рассматривается мотивация учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа». Раскрываются факторы и стадии мотивационного процесса, динамические характеристики системы мотивации. Выявляется роль мотивационного блока в структуре учебной деятельности студентов. Сравнительный анализ мотивационного профиля студентов осуществляется на основе исследований мотивации обучения, проведенных автором в 2015 и 2019 годах. Диагностическим инструментарием стали методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина. Дополнительный метод исследования - анализ эссе, в которых студенты аргументируют наличие или отсутствие желания продолжать обучение по выбранному направлению и в дальнейшем работать в социальной сфере. Полученные результаты позволили выделить наиболее значимые мотивы обучения и их динамику у студентов направления «Социальная работа». Анализ эссе показал, что в целом около 80 % студентов высказались скорее положительно о перспективе работать по приобретённой специальности. В заключении делается вывод о росте показателей мотивации по шкале «овладение профессией», сохранение значимости мотивов «приобретение знаний» и «получение диплома», а также включение в число приоритетных мотива «получать интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «добиться одобрения родителей и окружающих».

Ключевые слова: мотивация обучения, социальная работа, студенты, получение диплома, приобретение знаний, овладение профессией, компоненты мотивации обучения, эссе.

Информация об авторе: Зарубина Юлия Николаевна, ORCID 0000-0003-0481-766X, кандидат психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия.

E-mail: zarubinayuliya@mail.ru

Дата поступления статьи: 23.10.2019.

Для цитирования: Зарубина Ю.Н. Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 157-161. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161.

Yuliya N. Zarubina

Demidov Yaroslavl State University

THE DYNAMICS OF MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES OF BACHELOR STUDENTS IN THE DIRECTION OF «SOCIAL WORK»

The article discusses the motivation of the educational activities of bachelor students in the direction of «Social Work». The factors and stages of the motivation process, the dynamic characteristics of the motivation system are revealed. The role of the motivational block in the structure of educational activities of students is revealed. A comparative analysis of the motivational profile of students is carried out on the basis of studies of learning motivation conducted by the author in 2015 and 2019. Diagnostic tools have become the methodology «Studying the motivation of learning at a university» T.I. Il'ina and «Studying the motives of students' teaching activities» by Artur Rean and Valeriy Yakunin. An additional research method was the analysis of essays in which students argue for the presence or absence of a desire to continue their education in a chosen direction and to continue to work in the social sphere. The results obtained made it possible to single out the most significant learning motives and their dynamics among students of the Social Work direction. An analysis of the essay showed that in general, about 80% of students spoke more positively about the prospect of working in their acquired specialty. In conclusion, a conclusion is drawn about the growth of motivation indicators on the scale of «mastering a profession», maintaining the significance of the «motives acquiring knowledge» and «obtaining a diploma», as well as the inclusion of the motive «receive intellectual satisfaction» as the priority motive instead of «gaining the approval ofparents and others».

Keywords: learning motivation, social work, students, obtaining diploma, acquiring knowledge, mastering profession, components of learning motivation, essay.

Information about the author: Yuliya N. Zarubina, ORCID 0000-0003-0481-766X, Candidate of Psychological Sciences, Demidov Yaroslavl State University, 150000, Yaroslavl, Russia.

E-mail: zarubinayuliya@mail.ru

Article received: October 23, 2019.

For citation: Zarubina Yu. N. The dynamics of motivation for educational activities of bachelor students in the direction of «Social Work» // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020, vol. 26, № 1, pp. 157-161 (In Russ.). DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161.

Изменения, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий, значительно трансформируют учебный процесс. Новые образовательные подходы и системы (например, дистанционные и массовые онлайн-курсы), множественность источников

знаний, экспоненциальный рост объема информации приводят к реорганизации не только самого образовательного процесса, но и затрагивают те структуры личности студента, которые оказывают влияние на эффективность и успешность учебной деятельности.

© Зарубина Ю.Н., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

157

Изучая структуру учебной деятельности, Н.В. Нижегородцева выделяет пять функциональных блоков учебно-важных качеств: личностно-мотивационный, принятия учебной задачи, представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности, информационной основы деятельности, управления деятельностью [Нижегородцева: 14].

Мотивационный блок в структуре учебной деятельности играет ведущую роль, так как обуславливает проявление учебной активности. Установки, потребности, интересы, цели студента являются факторами, составляющими основу мо-тивационного процесса. Знание логики мотиваци-онного процесса, включающего стадии возникновения потребности, целеполагания, поиск путей удовлетворения потребности и действий, к этому приводящих, делает процесс управляемым.

Разнообразие потребностей, лежащих в основе системы мотивации субъекта, обуславливает полимотивированность учебной деятельности. П.М. Якобсон [Якобсон: 230] динамическую систему мотивов представляет как совокупность отрицательной мотивации, внешней по отношению к учебной деятельности и связанной с возможными негативными последствиями неуспеха, положительной, включающей социальные мотивы, и внутренней мотивации учения как стремления познавать новое.

Источниками учебной мотивации М. В. Матю-хина считает внутренние познавательные и социальные потребности, внешние требования, ожидания, возможности и личные мотивы, включающие интересы, потребности, установки и стереотипы [Бакшаева, Вербицкий: 11].

В педагогической и психологической литературе значительное внимание уделено проблемам мотивации учебной деятельности школьников, в то время как учебная мотивация студентов вуза является наименее изученной.

Е.П. Ильин, проанализировав результаты исследований разных авторов, выявил, что наиболее стабильно проявляющимися мотивами, не зависящими от социально-экономических и политических изменений в стране, являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности [Ильин: 264].

Учебная мотивация, по мнению И. Н. Мещеряковой, обусловлена личными особенностями студента, образовательной системой и особенностями образовательного учреждения, а также субъективными характеристиками преподавателя, его отношением к предмету и спецификой самих учебных предметов [Мещерякова: 137].

С формированием и развитием мотивации учебной деятельности студентов связаны не толь-

ко эффективность образовательного процесса, но и превращение полученных знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста. Поэтому вопрос изучения мотивацион-ных составляющих обучения приобретает особую актуальность.

Целью авторского исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа» в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова.

Впервые изучение мотивации учебной деятельности студентов направления «Социальная работа» было проведено автором в апреле 2015 года. В данный период в опросе приняли участие 44 студента, среди них 15 студентов второго курса, 14 -третьего и 15 - четвертого [Зарубина: 32].

Диагностическим инструментарием стали методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (методика предложена А.А. Реаном, В. А. Якуниным).

Согласно данным исследования по методике «Изучение мотивации обучения в вузе», у студентов всех курсов наиболее выражены мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома. Средний балл по группам студентов второго, третьего и четвертого курсов составил 5,36; 7,3 и 6,8 соответственно по шкале «приобретение знаний» при максимальном значении 12,6 по данной шкале.

Среднегрупповые баллы по шкале «получение диплома» у студенческих групп второго, третьего и четвертого курсов составили 4,9; 5,3 и 5,6 при максимально возможном значении 10 баллов. Это немного ниже, чем показатели мотивации приобретения знаний в процессе обучения, но гораздо более выражены, чем показатели по шкале «овладение профессией». Здесь показатели по группам распределились следующим образом: 3 - средний балл у студентов второго курса, 1,9 - у студентов третьего курса и 1,8 - у четвертого.

Нами был сделан вывод о том, что такие низкие баллы свидетельствуют либо о неадекватном выборе профессии студентами направления «Социальная работа», либо об отсутствии четкого видения особенностей профессии и ее перспектив. Групповая беседа, проведенная со студентами, показала, что в целом они удовлетворены выбором будущей профессии. Социальная работа как профессиональная и практическая деятельность соответствует ценностным ориентациям и личностным качествам будущих бакалавров. Однако низкая оплата труда в социальной сфере нивелирует ценность профессии социального работника для студентов, они редко связывают с ней перспективы карьерного роста. Значительная часть студентов на всех курсах выразила желание, в случае увеличе-

158

Вестник КГУ ^ 2020

ния размера оплаты труда, работать по получаемой профессии.

Использование методики Реана и Якунина имело целью выявить наиболее значимые для студентов мотивы обучения путем ранжирования шестнадцати предложенных и выбора пяти доминирующих в системе мотивации. Обработка результатов проводилась подсчетом частоты выбираемых мотивов как наиболее значимых по всей выборочной совокупности. Затем определялось ранговое место мотива.

Анализ полученных результатов позволил выявить следующие особенности. Наиболее значимыми мотивами у студентов всех курсов являлись: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, добиться одобрения родителей и окружающих.

Нами был сделан вывод о том, что учебная деятельность студентов полимотивирована, и ее мотивы взаимосвязаны, не существуют изолированно.

В сентябре 2019 года автором было проведено повторное исследование мотивации учебной деятельности студентов направления «Социальная работа». В исследовании также приняли участие студенты второго, третьего и четвертого курса бакалавриата. Выборку составили 16 студентов второго курса, 12 студентов третьего курса и 14 студентов четвертого курса.

Данные, полученные с помощью методики Ильиной, позволили выявить, что в целом у студентов бакалавриата ведущими мотивами по-прежнему остаются мотивы «приобретения знаний» и «получение диплома». Среднегрупповой балл по шкале «получение диплома» у студентов второго курса составил 7,7, третьего курса - 6,3, четвертого курса - 5,5.

Мотив «приобретение знаний» находится на втором месте со следующими показателями: 6,7 у студентов второго курса; 5,6 - у студентов третьего курса и 6,0 - у студентов четвертого курса.

Что касается шкалы «овладение профессией», то здесь можно говорить о достаточно ощутимом росте показателей выраженности данного мотива у студентов всех курсов. Средний балл по шкале у студентов второго курса составил 4,7 и у студентов третьего курса - 4,75. У студентов четвертого курса этот показатель равняется 4,1.

Если сравнить полученные результаты с данными исследования, проведенного в 2015 году, то можно констатировать, что студенты направления «Социальная работа» в своей учебной деятельности по-прежнему более всего ориентированы на приобретение знаний и получение диплома. Однако, согласно полученным данным, значимость получения диплома несколько выше, чем показатели мотивации на приобретение знаний. Также полу-

ченные данные демонстрируют, что у студентов в целом стали выше баллы по шкале «получение диплома», а не просто идёт опережение показателей мотивации получения знаний. Поэтому можно сделать вывод, что основная цель и мотивация обучения в вузе - получение документа о высшем образовании. Возможно, это связано с тем, что на современном этапе меняются требования к будущим сотрудникам и специалистам, в том числе и в социальной сфере. Опросы работодателей показывают, что наиболее ценными сейчас являются навыки, которыми владеет соискатель, опыт участия в проектной деятельности, в том числе и в вузе, личностные качества сотрудника. И зачастую важно просто наличие документа об образовании в совокупности с другими значимыми характеристиками соискателя на рабочее место.

Более выраженный мотив овладения профессией в процессе обучения в вузе, по сравнению с 2015 годом, является позитивным моментом и может свидетельствовать о возможном желании работать по специальности после окончания обучения, осознании значимости и общественного признания профессии. Хотя более низкие показатели по данному мотиву, в сравнении с другими, показывают необходимость целенаправленной работы со студентами в плане ориентации их на будущую практическую деятельность по выбранной специальности.

Анализ данных, полученных с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности» Реана и Якунина, позволил заключить, что в число пяти наиболее значимых для студентов 2 курса мотивов вошли следующие (в порядке убывания значимости): приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированным специалистом, успешно сдавать экзамены, получить диплом, получить одобрение и поддержку окружающих. Необходимо отметить, что лишь немного ниже рангом оказался мотив «быть примером для сокурсников».

У студентов 3 курса определяющими мотивами стали следующие: приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом, стать высококвалифицированным специалистом, успешно продолжить обучение, постоянно получать стипендию. Мотивы расположены в порядке убывания значимости.

Подавляющее большинство (68 %) студентов четвертого курса в пятерку наиболее значимых мотивов включили «получить интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «постоянно получать стипендию», который был выделен студентами третьего курса.

При этом наименьшее число выборов оказалось у мотивов «достичь уважения преподавателей» и «добиться одобрения родителей и окружающих».

По сравнению с данными, полученными с помощью методики Реана и Якунина в 2015 году, результаты исследования 2019 года позволяют сде-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

159

лать вывод, что у студентов всех курсов часть доминирующих мотивов осталась неизменной, в частности мотив «стать высококвалифицированным специалистом» и мотивы получения знаний и диплома. Мотив получения одобрения и поддержки окружающих сохранился в 2019 году лишь у студентов второго курса, что может свидетельствовать о большем уровне сформированности крепкой адекватной самооценки у студентов старших курсов. Стремление получать интеллектуальное удовлетворение по-прежнему характерно для студентов четвертого курса, но не столь значимо для третьекурсников и не вошло у них в пятерку основных. Это может быть связано с наличием других приоритетов, а именно с большей значимостью для них хорошей успеваемости и получения стипендии.

В целом сравнительный анализ двух проведенных автором исследований свидетельствует, что показатели мотивации по шкалам «приобретение знаний» и «получение диплома» по-прежнему значимы для студентов бакалавриата направления «Социальная работа». Но вместе с тем значительный рост показателей мотивации по шкале «овладение профессией», а также включение в число приоритетных у студентов четвертого курса мотива «получать интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «добиться одобрения родителей и окружающих» в 2015 году, являются показателем более взвешенного, обдуманного и целенаправленного желания получить образование по данному направлению.

Вспомогательным методом в исследовании мотивации обучения по направлению «Социальная работа» в 2019 году стало написание эссе, где студентам было предложено дать развёрнутые ответы на вопросы «Собираетесь ли Вы работать по специальности? Почему?» и «Что могло бы Вас мотивировать на продолжение обучения по данному направлению в магистратуре и в дальнейшем работать по полученной профессии?»

Анализ работ-эссе показал, что основным негативным моментом, снижающим мотивацию работать по полученной в вузе профессии, является низкая оплата труда в социальной сфере и отсутствие в обозримом будущем перспектив её повышения. В целом около 80 % студентов высказались скорее положительно о перспективе работать по приобретённой специальности. Те студенты, которые твёрдо уверены, что своё профессиональное будущее не свяжут с социальной работой, в качестве аргумента указывают низкий уровень оплаты труда, неясные перспективы карьерного роста, низкий престиж профессии в обществе и наличие других интересов и склонностей. Больше всего таких ответов демонстрируют студенты второго курса. Это связано с отсутствием у них чёткого представления об особенностях и возможностях профессии, видения ясных перспектив трудоустройства, малень-

ким опытом прохождения практики в учреждениях социального обслуживания.

На вопрос о мотивации продолжения обучения по данному направлению и возможном трудоустройстве по специальности более половины отметили, что уже мотивированы поступать в магистратуру по социальной работе. Также в качестве возможных побудительных моментов были отмечены повышение стипендии, увеличение количества практических занятий, увеличение заработной платы в системе социального обслуживания населения и повышение престижа социальной работы в обществе. В качестве аргументов намерений продолжить обучение по направлению «Социальная работа» и в дальнейшем трудоустроиться были отмечены «желание работать с людьми», «помогать нуждающимся в помощи», «интересно учиться», «социальная работа - многопрофильная специальность» и «не будет проблем с трудоустройством».

Можно сделать вывод, что более чёткие и ясные перспективы развития социальной сферы, повышение уровня оплаты труда, репутационные выгоды и признание значимости специалистов по социальной работе в обществе будут активизировать и стимулировать мотивацию обучения студентов и дальнейшей их работы по специальности.

В целом сравнительный анализ мотивацион-ного профиля студентов, обучающихся на бакалавриате по направлению «Социальная работа», фиксирует рост показателей мотивации по шкале «овладение профессией», сохранение значимости мотивов «приобретение знаний» и «получение диплома», а также включение в число приоритетных мотива «получать интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «добиться одобрения родителей и окружающих» в предыдущем исследовании.

Список литературы

Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата

обращения: 10.09.2019).

Зарубина Ю.Н. Технология повышения мотивации студентов направления «Социальная работа» к обучению в вузе // Вестник социально-политических наук. 2016. № 15. С. 32-36.

Зонова В.Е. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения в вузе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-motivatsiya-kak-faktor-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 11.09.2019).

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

160

Вестник КГУ 2020

Мельникова В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61-64.

Мещерякова И.Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (269). С. 137-139.

Нижегородцева Н.В. Понятие учебной деятельности и готовности к обучению в парадигме систе-могенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Агентство Литера, 2004. Ч. 2. С. 12-15.

Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.

Atkinson J., Birch D. Introduction to Motivation. New York, D. Van Nostrad Company, 1978, 324 с.

References

Bakshaeva N.A., Verbitskii A.A. Psikhologiia motivatsii studentov: uchebnoe posobie [Psychology of student motivation: a study guide]. Moscow, Logos Publ., 2006, 184 p. (In Russ.)

Gnezdilova L.B., Gnezdilov M.A. Uchebnaia motivatsiia kak osnova effektivnogo obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Educational motivation as the basis of an effective educational process in a university]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (access date: 10.09.2019). (In Russ.)

Zarubina Iu. N. Tekhnologiia povysheniia motivatsii studentov napravleniia "Sotsial'naia rabota' k obucheniiu v vuze [Technology to increase the motivation of students of the direction «Social Work» to study at a university]. Vestnik sotsial'no-politicheskikh nauk [Bulletin of socio-political sciences]. 2016, № 15, pp. 32-36. (In Russ.)

Zonova VE. Professional'naia motivatsiia kak faktor uspeshnosti obucheniia v vuze [Professional motivation as a factor in the success of studies at a university]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-motivatsiya-kak-faktor-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (access date: 11.09.2019). (In Russ.)

Il'in E.P. Motivatsiia i motivy [Motivation and motives.]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006, 512 p. (In Russ.)

Mel'nikova V.E. Motivatsiia k obucheniiu studentov v vuze kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Motivation for teaching students at a university as a psychological and pedagogical problem]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorod State University]. 2016, № 5 (96), pp. 61-64. (In Russ.)

Meshcheriakova I.N. Osobennosti motivatsii uchebnoi deiatel'nosti studentov-psikhologov razlichnykh kursov [Features of motivation for educational activities of psychology students of various courses]. Izvestiia VGPU [News of Voronezh State Pedagogical University]. 2015, № 4(269), pp. 137-139. (In Russ.)

Nizhegorodtseva N.V. Poniatie uchebnoi deiatel'nosti i gotovnosti k obucheniiu v paradigme sistemogeneticheskogo podkhoda [The concept of educational activity and readiness for learning in the paradigm of a system-genetic approach]. Sistemogenez uchebnoi i professional'noi deiatel'nosti [Systemogenesis of educational and professional activities]. Iaroslavl', Agentstvo Litera Publ., 2004, part 2, pp. 12-15. (In Russ.)

Rean A.A. Psikhologiia lichnosti [Psychology of Personality]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2013, 288 p. (In Russ.)

Iakobson P.M. Psikhologicheskie problemy motivatsii povedeniia cheloveka [Psychological problems of motivation of human behavior]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969, 317 p. (In Russ.)

Atkinson J., Birch D. Introduction to Motivation. New York: D. Van Nostrad Company Publ., 1978, 324 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.