УДК 82
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Костенко Ирина Вячеславовна,
старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Бабина Ксения Александровна,
студентка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье на примере произведений современных писателей рассмотрена трансформация и адаптация классики в массовой литературе. Выявлены нюансы данных преобразований, исследовано отражение современных общественных тенденций и проблем в книжных текстах нынешних авторов. Проведён анализ трансформаций сюжета классических историй, изменений характеров главных героев, причины переноса действий в иную эпоху или реальность. Сделан вывод о значении обогащения современной литературы путем переосмысления и адаптации классических текстов.
Ключевые слова: массовая литература, классика, трансформация литературного произведения, авторский миф, книгоиздание.
Annotation. The article highlights the phenomenon of transformation of the classical literary text in modern mass literature. It is investigated how today's writers rethink and adapt works of classical literature, based on what is relevant at the moment, as well as based on the needs of the audience. On the example of the works of modern writers in various genres, the transformation and adaptation of the classics that exist at the moment is considered. The nuances of this transformation were revealed, namely, the reflection of modern social trends and problems in the book texts of current authors. The ways of including the myth in the text and using it in modern works are reflected. The analysis of how and why the writers today change the plot of stories already familiar to us, change the main characters and transfer the action to another era or place. Conclusions are drawn about the need to enrich modern literature through reinterpretation and adaptation of classical texts.
Key words: mass literature, transformation of classical texts, book industry, the author's myth, book publishing, information and library business.
Постановка проблемы. В последние годы трансформация классического художественного текста в современной массовой литературе стала одним из наиболее интересных и актуальных вопросов для исследований. Данный феномен может быть рассмотрен как результат восприятия и интерпретации классических текстов в контексте современности, либо как способ использования классического образа и тематики в новом контексте. Это явление становится все более популярным среди авторов и читателей, что приводит к рождению новых литературных произведений, но, одновременно, вызывает вопросы и проблемы для исследования. Изменение одного элемента может создать целую новую линию повествования. Кроме того, часто используется смешение нескольких классических текстов в одном произведении.
Одна из главных проблем, связанная с трансформацией классического художественного текста, заключается в том, что значение и роль классических текстов сегодня представляются совершенно иными, чем в прошлом. Современные авторы не только используют классику в качестве источника вдохновения, но и активно вносят изменения в произведения, перекладывая на них свое видение мира и литературных тенденций. Каждый автор заменяет, усиливает или ослабляет определенные элементы
оригинального текста, что создает сильное искажение понимания и интерпретации изначальных произведений. Вопрос в том, насколько такая трансформация вписывается в современные культурные тенденции. Литература, по мнению многих, является отражением присущих современному обществу направлений развития и изменений. Ввиду этого важно выявить нюансы трансформации, чтобы оценить их влияние на восприятие аудиторией информации и то, насколько она отвечает сегодняшним реалиям.
Изложение основного материала. Современную массовую литературу можно назвать своего рода переводом с языка одной культуры на язык другой, более упрощенной, обыденной и привычной для большинства [8]. Взяв на себя роль «посредника», она выполняет двойную функцию - с одной стороны, она упрощает литературу, а с другой в какой-то степени возвращает литературе читателя.
Художественные приемы, используемые в массовой литературе, часто предназначены для увлекательности, а не для создания глубоких образов и символов. В этом случае обычно используются стандартные книжные образы, типовые герои и стандартные сюжеты. Но в то же время, некоторые авторы могут использовать мифологические или литературные образы и символы, чтобы привлечь внимание читателей.
На данный момент в книгоиздательской сфере одним из самых востребованных и популярных жанров массовой литературы является фэнтези. Чаще всего фэнтезийный мир строится на основе какого-либо мифа, в котором уже содержится определенная логика его сотворения и функционирования. Мир фэнтези - это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания. Можно сказать, что это один из способов адаптации элитарного текста для массового потребителя.
Каждое следующее поколение писателей в той или иной форме возвращается к мифам, переосмысливая старые сюжеты в соответствии с требованиями и модами своей эпохи. Ярким примером трансформации классического текста (в данном случае мифа) является роман американской писательницы Мадлен Миллер «Цирцея».
Роман основан на греческой мифологии и рассказывает историю колдуньи Цирцеи, дочери бога Гелиоса, которая изгоняется на одинокий остров и вынуждена бороться за свою жизнь в мире, где боги и герои владеют волшебством.
Цирцея - одна из героинь гомеровского эпоса Одиссея. В этом эпосе Цирцея является волшебницей, которая превращает одиссеевых спутников в свиней. Гомер говорит о ней, как о «богине ужасной с речью людской» [«Одиссея», песнь 10, 135]. Миллер же рассматривает Цирцею с новой точки зрения, показывая ее как женщину, которая борется за свою независимость, свой мир и свою любовь.
Миллер не только переосмыслила Цирцею как героиню, но также трансформировала и других персонажей греческой мифологии. Она вновь создала знаменитых Одиссея, Икара, Дедала и других, которые уже не являются бессмертными героями, но обретают человеческие черты и национальность. Это позволило автору показать героев в качестве обычных людей с их недостатками, страхами и проблемами. Миллер изящно и чрезвычайно правдоподобно превращает периферийных героев древнего мифа в объёмных, глубоких персонажей, за внутренней жизнью которых следить необычайно интересно.
Второй пример трансформации текста в современной массовой культуре- это фэнтезийный роман «Перси Джексон и Похититель молний», Рик Риордан.
Автор снова вдохнул жизнь в античный миф с помощью серии романов о Перси Джексоне - двенадцатилетнем, страдающем дислексией мальчике, который однажды узнал, что он - сын Посейдона, древнегреческого бога морей. Риордан не просто переносит древнегреческих богов в XXI век, он преображает их под влиянием современного мира. Например, Гермеса в XXI веке по праву можно назвать самым занятым богом, так как, ему неведом покой со времен сотворения телеграфа. Адаптируясь к современности, был также изменён его неизменный атрибут, жезл кадуцей, который видоизменился в мобильный телефон с украшением в виде двух змей [6].
По ходу развития сюжета в романе читатель узнает об истории титанов и богов, а также знакомится с некоторыми персонажами, напрямую связанными с мифами. Например, Перси Джексону довелось встретиться с Медузой Горгоной, которую он
вместе с друзьями изначально принимает за безобидную владелицу придорожного кафе, попадают в знаменитую ловушку Гефеста, предназначенную для его жены Афродиты и Ареса, а на пути к Подземному миру герои также попадаются в сети Прокруста, который в нашем мире творит зло с помощью ортопедических матрасов. В этом эпизоде Перси, как и Тесей в свое время, положил конец его злодеяниям, обманом заставив его самого лечь на ложе, после чего отрубил ему голову [6].
Без сомнения, персонажи Риордана - это связующее звено между античными мифами и современными читателями. Несмотря на то, что главные герои являются носителями совершенно новой формы мировосприятия, они продолжают дело величайших героев древности и настолько органично вписываются в мифологические сюжеты, что заставляют читателей по-новому взглянуть на уже известные мифы.
Заключительное анализируемое нами произведение - «Песнь о Трое» Колин Маккалоу.
«Песнь о Трое» - это интересная и яркая попытка рассказать о Троянской войне с точки зрения десятка участников легендарных событий, причем с обеих сторон конфликта - Елены и Агамемнона, Одиссея и Патрокла, Гектора и многих других персонажей великого мифа. В романе они предстают обычными людьми, со своими сильными и слабыми сторонами. Например, таков Троянский принц Гектор, который в оригинальной поэме является одним из величайших героев-защитников Трои и в дальнейшем погибает в битве с греками. В романе Маккалоу показывает Гектора с другой стороны - она описывает его как человека, задумавшегося о будущем своей страны и о будущем своих детей. Гектор становится символом надежды и идеалом, независимо от того, на чьей стороне стоишь в войне.
Автор предприняла попытку пересказать события, известные нам по «гомеровскому» эпосу, языком, более понятным современному читателю. Мы более детально узнаём героев, о чем они думали и чувствовали, что любили и ненавидели. Писатель вдохнула жизнь в персонажей, которых не посчитал нужным раскрыть в полной мере легендарный древнегреческий сказитель.
Рассмотренные произведения относится к такому литературному феномену как авторский миф. Он может включать в себя определенную тему, идею, символ или образ, связанный с автором или его жизнью, и который становится ключевым элементом в пересмотре оригинального текста. Такой подход может быть особенно эффективен в создании более сложного и многовариантного художественного текста, который позволяет читателю видеть дополнительные слои смысла, которые не присутствовали в оригинале.
Использование авторского мифа является очень эффективным сценарием. Оно позволяет создать интересный и занимательный сюжет, который увлекает читателя волшебным миром мифологии. Это делает роман не только занимательным, но и познавательным для читателей.
Можно сказать, что авторский миф обновляет известные архетипические образы с помощью «малых» сюжетов: он включает мифологические мотивы в истории об отдельных незначительных людей, сжимает историю до одной семьи [5].
Таким образом, трансформация уже известных нам текстов позволяет авторам предложить читателям совершенно новый взгляд на известные произведения и показать, как они могут быть актуализированы для современной аудитории.
Выводы. В статье была рассмотрена проблема трансформации классического художественного текста в современной массовой литературе. Было выявлено, что современные авторы предлагают новый взгляд на известные произведения путем изменения сюжета, героев, времени и места действия. Привнося что-то новое, своё, но при этом оставаясь в рамках своеобразного канона писатели создают авторский миф, с помощью которого творят определённую картину мира, вплетая отрывки реальности в контекст своего повествования.
Трансформация классических текстов в новом формате позволяет авторам обогащать современную литературу и делать классические произведения более доступными и понятными для современной аудитории.
Список литературы:
1. Акунин, Б. Нефритовые четки / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2018. - 704 с. - ISBN 9785-8159-1511-4. Текст: непосредственный.
2. Интертекстуальность - Текст: электронный // Журнал Литературная мастерская: сайт. - 2018. - URL: https://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/intertekstualnost.html (дата обращения: 10.05.2023)
3. Купина, H.A. Массовая литература сегодня. Учебное пособие / H.A. Купина, М.А. Литовская, H.A. Николина. - М.: Флинта, 2009. - 424 с. - ISBN: 978-5-9765-0102-7 Текст: непосредственный
4. Миллер, Мадлен Цирцея / Мадлен Миллер; пер. с англ. Л. Трониной. - М.: Издательство ACT: CORPUS, 2020 - 432 с. - ISBN 978-5-17-111581-4. Текст: непосредственный.
5. Пьянзина, В.А. Авторский миф как жанр современной литературы / В.А. Пьянзина - Текст: электронный // Журнал Universum: филология и искусствоведение. - 2017. -№9(43). - URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/5111 (дата обращения: 10.05.2023)
6. Риордан, Рик Перси Джексон и похититель молний: роман / Пер. с англ. Симонова В. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011. - 512 с. - ISBN: 978-5-04-116389-1. Текст: непосредственный
7. Цветкова, Б.Л. Массовая литература как культурный феномен / Б.Л. Цветкова -Текст: электронный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки: - 2016. - №2(42) - С. 128-135. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/massovaya-literatura-kak-kulturnyy-fenomen (дата обращения: 11.02.2023)
8. Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: специальность 10.01.01 «Русская литература»: автореферат диссертации на соискание доктор филологических наук / Черняк Мария Александровна. - Санкт-Петербург, 2005. - 488 с.
УДК 82
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ АУДИОКНИГИ
Костеико Ирина Вячеславовна,
старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Грицкова Анастасия Алексеевна,
студентка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Представлено определение аудиокниги, ее видов. Рассмотрена современная история аудиокниг. Выявлен тренд на глубокое прослушивание (дано авторское определение термина) аудиоизданий в период пандемии COVID-19 и проанализировано их положение на рынке в 2022 году. Определены внешние и внутренние меры по поддержке данного типа цифровых книг.
Ключевые слова: издательская отрасль, аудиокнига, рынок, развитие, глубокое прослушивание, меры поддержки.
Annotation. The definition of an audiobook and its types is presented. The modern history of audiobooks is considered. The trend for deep listening (the author's description of the term is given) of audio publications during the COVID-19 pandemic is revealed, and their position in