Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ РИКА РИОРДАНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ “PERCY JACKSON AND THE LIGHTNING THIEF”)'

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ РИКА РИОРДАНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ “PERCY JACKSON AND THE LIGHTNING THIEF”) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ / ПИСАТЕЛЬ / РОМАН / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕМАТИКА / МИФ / МИФОЛОГЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузёма Т. Б.

В статье рассматривается индивидуально-авторский стиль американского писателя Рика Риордана (на материале произведения “Percy Jackson and the Lightning Thief”). Представлено понимание стиля античными авторами, даны интерпретации данного понятия современными учеными. Проанализирована сюжетная линия романа “Percy Jackson and the Lightning Thief”, обозначены основные тематики произведения. Рассмотреныо использование Риком Риорданом стилистических приёмов и выразительных средств.The article considers the individual author's style of the American writer Rick Riordan (based on the material of the work “Percy Jackson and the Lightning Thief”). The understanding of the style by ancient authors is presented, the interpretations of this concept by modern scientists are given. The storyline of the novel “Percy Jackson and the Lightning Thief” is analyzed, the main themes of the work are identified. The use of stylistic techniques and expressive means by Rick Riordan is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ РИКА РИОРДАНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ “PERCY JACKSON AND THE LIGHTNING THIEF”)»

УДК 81'42

Филологические науки

Кузёма Т. Б., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ РИКА РИОРДАНА (НА

МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ "PERCY JACKSON AND THE

LIGHTNING THIEF")

Аннотация: В статье рассматривается индивидуально-авторский стиль американского писателя Рика Риордана (на материале произведения "Percy Jackson and the Lightning Thief"). Представлено понимание стиля античными авторами, даны интерпретации данного понятия современными учеными. Проанализирована сюжетная линия романа "Percy Jackson and the Lightning Thief', обозначены основные тематики произведения. Рассмотреныо использование Риком Риорданом стилистических приёмов и выразительных средств.

Ключевые слова: индивидуально-авторский стиль, писатель, роман, стилистические приёмы и выразительные средства, композиция, тематика, миф, мифологема.

Abstract: The article considers the individual author's style of the American writer Rick Riordan (based on the material of the work "Percy Jackson and the Lightning Thief"). The understanding of the style by ancient authors is presented, the interpretations of this concept by modern scientists are given. The storyline of the novel "Percy Jackson and the Lightning Thief" is analyzed, the main themes of the work are identified. The use of stylistic techniques and expressive means by Rick Riordan is considered.

Keywords: individual-author's style, writer, novel, stylistic techniques and expressive means, composition, theme, myth, mythologeme.

В последние годы в лингвистическом научном пространстве наблюдается активный интерес прогрессивных ученых лингвистов к изучению индивидуально-авторского стиля, что отмечено появлением большого числа научных статей и диссертаций, рассматривающих данную тему. Теоретически она широко представлена в работах отечественных лингвистов И.В. Арнольд, М.П. Брандеса, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, А.Н. Соколова, М.Ю. Скребнева, В.Н. Телии, А.В. Фёдорова и др. Актуализируется лингво-психологическое восприятие и осознание индивидуально-авторского стиля, которому характерны следующие направления: автор -текст, а также текст -язык - речь. Именно в конечном результате речевой деятельности автора будет проявляться его индивидуальное авторское сознание и понимание языковых структур, и станут очевидными формы и средства, к которым он прибегал для воздействия на читательскую аудиторию.

Несмотря на то, что в последние годы все больше авторов, критиков, биографов обращают внимание на творчество американского писателя Рика Риордана, его индивидуально-авторский стиль (на материале произведения "Percy Jackson and the Lightning Thief') не становился предметом отдельного исследования, что и обусловило выбор темы данной статьи.

В рамках проводимого исследования и выбранной темы статьи необходимо пояснить ключевые понятия, такие как «индивидуально-авторский стиль» или «идиостиль». Необходимо отметить тот факт, что интерпретация понятия «идиостиль» менялась на протяжении развития лингвистической мысли. Еще древние авторы и античные риторы изучали теорию стиля, называя речь одним из главных способов убеждения.

Теоретические основы обоснования понятия «авторский стиль», рассмотрение художественной речи, ее типа и характера были представлены в известных работах Аристотеля в «Поэтике» и «Риторике». Нельзя не отметить

тот факт, что античное понимание стиля было ориентировано прежде всего на поэзию. Таким образом первостепенным можно назвать поэтический стиль [1].

В середине ХХ века появляются работы отечественных лингвистов, в которых исследование идиостиля представляется по-новому, с точки зрения изучения языковой личности (В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Тынянов).

Современными авторами также предложено множество формулировок понятию «индивидуально-авторский стиль». Наиболее распространенным является следующее толкование: «индивидуально-авторский стиль - специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики» [2, с. 184].

Большинство авторов склонны полагать, что идиостиль - это ёмкое понятие, не ограничивающееся только речевой характеристикой писателем произведения. Это также и тематика произведения (одна из сторон содержания художественного произведения, раскрывающая определенную тему), и его проблематика. Отметим тот факт, что идиостиль автора отражает его мировоззрение, показывает его творческую и духовную особенность, авторскую неповторимость [3].

Рик Риордан является известным современным писателем США и автором пяти популярных романов о Перси Джексоне. Также он писал книги для детей и выпустил ряд фантастических романов для взрослой аудиторию. Изначально Рик Риордан полагал, что его целевой аудиторией после написания "Percy Jackson and the Lightning Thief" будут подростки. Однако, книга также нашла отклик у читателей других возрастных категорий. Интересным моментом является то, что данная книга основана на греческой мифологии, однако, несмотря на этот факт она стала бестселлером в пуританской стране. Отметим, что отечественные лингвисты реже обращаются к изучению творчества Рика Риордана, чем языковеды Америки, склонные к компаративному подходу (проводится сравнение его произведений с различными античными мифами или авторскими произведениями в русле неомифологизма). Рику Риордану удалось показать мифологическую основу

через призму современного восприятия, т.е. переписанные современным языком греческие мифы представить интересными и актуальными для современных читателей.

Проведённое исследование показало, что Рик Риордан использует приемы ретроспекции (активное включение в повествование событий прошлого.) и проспекции (приём «забегания» вперёд). Данные приёмы представлены разными лексико-стилистическими средствами и имеют различный функциональный потенциал при реализации их в художественном тексте.

Так, ретроспекция необходима для того, чтобы показать взаимосвязь событий, происходящих в произведении автора с мифологией античности. Так, в романе Рика Риордана "Percy Jackson and the Lightning Thief" имеются вставки повествования, коротко пересказывающие содержание мифа. Данные вставки Рик Риордан вводит в текст с помощью диалога. Также практически каждый используемый автором художественный прием включает в себя несколько понятий или явлений, чаще всего двух типов. Первый тип имеет отношение к античности, в то время как второй относится к современности.

Отметим, что роман Рика Риордана "Percy Jackson and the Lightning Thief" является удачным вариантом написания художественного произведения в русле неомифологизма, (т.е. концепции, которая рассматривает мифологизм как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века)

[4].

В рамках проводимого исследования необходимо отметить, что Рик Риордана поднимает несколько важных тем в своем романе, что также подчеркивает его индивидуально-авторский стиль и объясняет наполнение произведения различными мифологемами. Перечислим основные темы повествования:

1. Автор раскрывает тему индивидуации человека, поиска себя, своих главных качеств. В "Percy Jackson and the Lightning Thief" Перси неоднократно задаётся философским вопросом «кем он является в этом мире?». Рик Риордан подчеркивает индивидуальность Перси, его попытки приспособиться к разным

жизненным условиям, показывает, что местом наиболее комфортным для Перси стал лагерь полукровок.

2. Тема трансформации личности. Рик Риордан анализирует изменения, т.е. «трансформации», происходящие с главным героем в начале его пути и в конце. Данная тема показывает трансформацию Перси от робкого, неуверенного в себе героя до персонажа полного отваги, решимости и смелости. Эта тема получила выражение благодаря использованию автором мифологемы пути, характерной жанру фэнтези и позволяющей ярко и полно раскрыть авторские интенции.

3. Тема формирования личных качеств. На протяжении всего романа "Percy Jackson and the Lightning Thief" главный герой воспитывает в себе такие качества как настойчивость, упорство, постоянство, демонстрирует силу духа, умение достойно справляться со всеми испытаниями и препятствиями.

4. Тема семьи. Рик Риордан в романе неоднократно обращается к этой теме, довольно детально описывая образ матери Перси, болезненные отношения с отчимом, контраст взаимоотношений Перси и матери и матери и отчима, встречу главного героя со своим отцом. Рик Риордан показывает читателю, что семейные связи могут проявляться по-разному, например, родство главного героя с полукровками, и с людьми, помогающими ему во время путешествия.

5. Тема преданности и верности. В античных мифологических произведениях неоднократно можно наблюдать раскрытие этой темы. Автор же подчеркивает ее актуальность и для современных реалий. В романе Рик Риордан раскрывает ее как с помощью описания действий Перси, так и с помощью описания действий его друзей. В романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" внешний конфликт построен в рамках противостояния человек-человек. Автор поднимает тему предательства, многочисленных обманов, к которым прибегают главные герои на пути достижения своих целей. Главному персонажу романа Перси Рик Риордан отводит главную задачу -разоблачить всех врагов и раскрыть их коварные заговоры против него.

Интересен тот факт, что для усиления своего романа, для реализация саспенса автор отмечает Перси как сына Посейдона, а не Зевса.

Отметим отличительную черту мифотворчества Р. Риордана, которая состоит в том, что автор «омолаживает» и делает современными своих героев при этом сохраняя все их качества. Так, стремясь придать греческой мифологии современные характеристики и черты, Рик Риордан использует современные символы. Назовем их: использование инвалидной коляски Хироном, Дионис в гавайской рубашке, Арес, имеющий внешность современного байкера и носящий очки. В романе можно наблюдать и желание автора сделать антагониста романа негативным персонажем, а именно то, что главный антогонист романа "Percy Jackson and the Lightning Thief" Люк впоследствии встает на сторону Хроноса, имеющего в греческой мифологии характерные для злодея черты [5].

Все повествование в романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" ведется автором в виде дневников и личных воспоминаний Перси от первого лица. Яркие диалоги раскрывают характер героев, что позволяет читателям понимать их максимально точно.

Рик Риордан тщательно подбирал названия глав в своем романе, добавляя с помощью их некую ироничность: "I Become Supreme Lord of the Bathroom" и "We Get Advice from a Poodle". Для этого рассказчик перемешивает стили. Так, для довольно строгого декларирующего тона начала фразы ("Become Supreme Lord...") выбрано нетипичное для такого стиля окончание ("... of the Bathroom"). Проявлением высокого стиля можно считать употребление эпитета supreme, однако далее автор опять обращается к основному в романе разговорному стилю от лица американского подростка. Таким образом получается эффект обманутого ожидания, что делает повествование более ярким и интересным. Так, в романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" можно наблюдать, смешение серьезного и смешного, мистического и настоящего, карикатурного и естественного, т.е. характерные черты гротескного стиля.

Проведенный анализ показал, что мифологемы, представленные в романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" можно разделить на два типа. Первый тип мифологем основан на сюжете произведения. В то время как второй тип мифологем акцентирован на создание образов героев. Отметим, что символ в данном случае является важной частью создания мифологемы. Так автор наделяет различными качествами предметы, принадлежащие персонажам романа. Зевса Рик Риордан изображает с молнией. Аида автор изображает с двузубыми виллами. Как молния, так и двузубые виллы являются символами власти, могущества, силы. Утрачивая их герои терпят неудачи.

Автор демонстрирует, как внешние факторы окружающего мира влияют на человека. Также важной ролью этих символов является то, что они работают на создание мифологемы силы, которая является сюжетообразующей. Молния Зевса также является символом мира и представляет собой движущую силу основного конфликта произведения.

Рик Риордан использует в романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" многочисленные стилистические приёмы и выразительные средства (аллюзии, эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, асиндетон, гиперболы, лексико-семантические фигуры, олицетворение, градация), что делает роман более ярким, интересным, экспрессивным, запоминающимся.

Также отметим, что по ходу изложения повествования значительно нарастает интенсивность описания персонажей романа "Percy Jackson and the Lightning Thief", что в свою очередь позволяет автору использовать лексику семантика которой обладает интенсивной положительной или в большинстве случаев отрицательной коннотацией.

Особый интерес вызывает использование автором в романе "Percy Jackson and the Lightning Thief" перифраза, к которому он прибегает, чтобы не называть имена богов («Our friend way downstairs» (наш друг внизу) и «Old Corpse Breath» (старый нюхальщик трупов) про Аида, «Certain god of earthquakes I could mention (некий бог, сотрясающий землю, имя которого я не хочу упоминать) про Ареса, «Old Seaweed» (старый водяной) и «Old Barnacle

Beard» (этот старый похотливый бородач) про Посейдона. Посредством использования данного приема автор вносит определенную интригу в свой роман, поскольку читателю необходимо самому догадываться о каком персонаже идет речь. Также это определенный способ импликации в создании образов.

Анализируя индивидуально-авторский стиль Рика Риордана, необходимо отметить часто встречающееся в тексте неравномерное чередование длины абзацев. Некоторые предложения представлены минимумом слов, что позволяет писателю акцентировать внимание читателей на этих словах, повысить степень напряженности происходящего в романе, структурно подчеркнуть элементы сюжета или описания ярких эмоций и глубоких чувств главных героев, на синтаксическом уровне организации раскрыть мифологемы, корректировать темп повествования, за счет смены различных по интенсивности и напряженности элементов художественного текста.

Таким образом индивидуально-авторскому стилю Рика Риордана характерна насыщенность мифотворческими элементами, многочисленное использование различных стилистических приёмов и выразительных средств, разнообразие тем, поднятых в романе, оригинальность сюжета, что в свою очередь позволяет повысить у читателя активный интерес к произведению и античной мифологии, представленной в необычном виде.

Библиографический список:

1. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка: Учебник для вузов / И.В. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 384 с.

2. Виноградов, В.В. О языке художественного текста / В. В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1999. - 656 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://danefae. org/lib/vw/oj axl/.

3. Вишнякова А.В., Кузёма Т.Б., Шутова О.А. Категория стиля в литературоведении. // E-Scio. 2020. № 10 (49). С. 221-227.

4. Mugijatna, S. Rick Riordan's Intention in Writing Percy Jackson and the Lightning Thief and the Reception of the Readers // S. Mugijatna, Y. Habsari. - 2014. - 10 c.

5. Riordan, R. Percy Jackson and the Lightning Thief / R. Riordan. -Miramax Books/ Hyperion. - 2005. - 390 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.