Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РИКА РАЙОРДАНА'

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РИКА РАЙОРДАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANCIENT MYTHOLOGY / MYTHOLOGISM / FICTION / DEMYTHOLOGIZING / MYTHOLOGIZING / АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИФОЛОГИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА / ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темкина Вера Львовна, Мухамедвалиева Альфина Шафхатовна

Цель. Статья посвящена средствам отражения античного мира в современной англоязычной художественной прозе. Цель исследования заключается в анализе особенностей использования художественного мифологизма в серии книг Рика Райордана «Percy Jackson and the Olympians». Методы исследования включают в себя анализ научной литературы, метод сплошной выборки материала, метод лингвистического описания данных с элементами экстралингвистической интерпретации фактов языка и контекстуального анализа. Результаты. Изучив исследования значения художественного мифологизма и рассмотрев особенности его использования в произведениях Рика Райордана, мы пришли к выводу, что для лучшего выражения своих идей автор сочетает разные типы художественного мифологизма, которые дополняют друг друга. Область применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в курсах литературоведения, стилистики, интерпретации художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MYTHOLOGISM IN RICK RIORDAN’S WORKS

Purpose. The article is devoted to the means of reflecting the ancient world in the modern English-language fiction. The research objective is to analyze the features of mythologism in a series of books Percy Jackson and the Olympians by Rick Riordan. The main methods of the research are based on the analysis of scientific literature, the continuous sampling method and the method of linguistic description of data with the elements of extra-linguistic interpretation of language facts and contextual analysis. Results. Having analyzed the existing definitions of mythologism and its use in the works by Rick Riordan, we came to the conclusion that the author combines different types of mythologisms, complementing each other, to better express the author’s ideas. Practical implications. The received results can be used in the courses of stylistics, interpretation of the text.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РИКА РАЙОРДАНА»

Doi: 10.12731/2077-1770-2020-1-265-273 УДК 80

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РИКА РАйОРДАНА

Темкина В.Л., Мухамедвалиева А.Ш.

Цель. Статья посвящена средствам отражения античного мира в современной англоязычной художественной прозе. Цель исследования заключается в анализе особенностей использования художественного мифологизма в серии книг Рика Райордана «Percy Jackson and the Olympians».

Методы исследования включают в себя анализ научной литературы, метод сплошной выборки материала, метод лингвистического описания данных с элементами экстралингвистической интерпретации фактов языка и контекстуального анализа.

Результаты. Изучив исследования значения художественного мифологизма и рассмотрев особенности его использования в произведениях Рика Райордана, мы пришли к выводу, что для лучшего выражения своих идей автор сочетает разные типы художественного мифологизма, которые дополняют друг друга.

Область применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в курсах литературоведения, стилистики, интерпретации художественного текста.

Ключевые слова: античная мифология; художественный мифо-логизм; художественная проза; демифологизация; мифологизация.

peculiarities of mythologism in rick riordan's works

Temkina V.L., Muhamedvalieva A.S.

Purpose. The article is devoted to the means of reflecting the ancient world in the modern English-language fiction. The research objective is

to analyze the features of mythologism in a series of books Percy Jackson and the Olympians by Rick Riordan.

The main methods of the research are based on the analysis of scientific literature, the continuous sampling method and the method of linguistic description of data with the elements of extra-linguistic interpretation of language facts and contextual analysis.

Results. Having analyzed the existing definitions of mythologism and its use in the works by Rick Riordan, we came to the conclusion that the author combines different types of mythologisms, complementing each other, to better express the author's ideas.

Practical implications. The received results can be used in the courses of stylistics, interpretation of the text.

Keywords: ancient mythology; mythologism; fiction; demythologiz-ing; mythologizing.

В современной художественной прозе сегодня наблюдается все возрастающий интерес авторов к античной мифологии. Мифы Древней Греции, отражающие «борьбу новых и старых поколений, пластическую красоту, гармонию и порядок олимпийского мира» являются нескончаемым источником вдохновения многих писателей, создавая совершенно иную проекцию их интерпретации [9, с. 74]. Обращение писателей к мифологическим элементам можно отметить на протяжении всей истории мировой литературы, начиная с античных времен.

Изучением мифов в разные периоды времени занимались такие ученые, как греческий философ Эвгемер, Дж. Вико, Ф. Шеллинг, Дж. Фрэзер, Е.М. Мелетинский, О.М. Фрейденберг, М. Эли-аде, А.А. Потебня, А.Н. Афанасьев, Ф.М. Мюллер и другие. Они подробно изучали мифологию, исследовали роль языка в создании мифических сюжетов и происхождении мифологии в целом, создавая основу для более подробного изучения художественного мифо-логизма. В своих исследованиях они расширили понятия мифологии и неомифологии, уточнили значение мифологических элементов, выделили эксплицитную и имлицитную структуру художествен-

ного мифологизма, в результате чего возникло большое количество толкований и интерпретаций мифов.

Понятия, характеризующие форму мифовлияний, часто отличаются неопределенностью и субъективностью, что дает возможность современному писателю использовать приемы художественного ми-фологизма, удивительным образом перемешивая и комбинируя их между собой. Однако в исследовании данного вопроса до сих пор существует проблема точного определения значения художественного мифологизма, т.к. теоретическая база постижения сущности мифотворчества не имеет целостности и единства. Для создания единой теории мифологии требуется решение ряда непростых научных и философских задач [8].

Упоминание различных сверхъестественных существ и героев в произведении является отличительным, но не преимущественно значимым признаком использования художественного мифоло-гизма, поскольку в этом случае можно говорить лишь об образах и именах, а количество мотивов, которые можно будет считать мифологическими, станет слишком широким и будет невозможно определить художественный мифологизм в литературе. Именно поэтому С.С. Аверинцев считает, что более правомерна ориентация на структуру художественного мифологизма, которая отличается от мифологических мотивов наличием фантастического начала [1].

В своем исследовании мы опираемся на классификацию художественного мифологизма, представленную в работе Дж. Вайта, где он выделяет шесть его типов:

1. Создание совершенно нового мифа, наполняя его нехарактерными для мифологии смыслами и символами.

2. Передача в произведении глубины древнего мифологического мышления, раскрывающего смысл бытия, часто не поддающийся осмыслению из-за нарушения причинно-следственных связей, необычных совмещений имен и пространств или из-за двойничества, оборотничества персонажей.

3. Введение древних мифологических сюжетов в ткань современного повествования.

4. Включение мифологических персонажей в линию повествования, придавая им иной смысл и символику.

5. Обращение к тем пластам сознания человека, в которых еще живо мифологическое мировоззрение.

6. Обращение к архетипам, связанным с постоянными элементами человеческой жизни, такими как дом, дорога, очаг, детство, старость, любовь, болезнь, смерть с притчеобразными элементами [17].

Способность мифов описывать яркую и подлинную реальность стала настоящим помощником в создании современного жанра фэнтези. Многие авторы опираются на мифологию при создании своей выдуманной реальности, или, другими словами, вторичного мира [5].

Наиболее очевидно прослеживается взаимодействие мифов и вторичного мира в произведениях Дж.Р.Р. Толкина, где его собственный мир проработан настолько детально и правдиво, что созданная им реальность не ограничивается лишь его романами. Или в произведениях Дж. Роулинг мифические создания и реалии предстают перед читателями как элементы обычной жизни волшебников. Именно поэтому в нашем исследовании мы решили сконцентрировать свое внимание на творчестве современных англоязычных писателей.

В данной статье мы рассмотрим подробнее художественный ми-фологизм на примере произведений известного американского писателя и автора нескольких бестселлеров в жанре фэнтези Рика Рай-ордана. В его творчестве сюжет всегда тесно переплетается с античным миром, играющим немаловажную роль в повествовании, при помощи трех основных приемов художественного мифологизма, характерных для современной художественной литературы: реми-фологизация, демифологизация и мифологизация [7].

Объектами художественного мифологизма в этих произведениях являются мифологемы - мифы и их элементы, например, сюжет или персонажи, подвергшиеся различным изменениям в процессе написания. Можно разделить их на несколько категорий: мифологические эпизоды, персонажи, локации и артефакты.

Вводя в свои произведения древнегреческих богов, героев и существ в качестве персонажей, Р. Райордан их видоизменяет. Перед нами предстают довольно простые и понятные современному читателю образы:

«A red convertible Maserati Spyder. It was so awesome it glowed. Then I realized it was glowing because the metal was hot. ... The driver got out, smiling. ... This guy had the same sandy hair and outdoorsy good looks. ... The Maserati driver wore jeans and loafers and a sleeveless T-shirt» [15, p. 63].

В этом примере можно увидеть, как трансформации подвергается не только златокудрый сребролукий бог света Аполлон (в период поздней античности олицетворяющий Солнце), но и его солнечная колесница. При этом автор прибегает здесь лишь к частичной демифологизации, а именно - к сознательному уничтожению загадочного в мифе, приближая таким образом действие произведения к современной реальности [7].

Оправдание одновременного сосуществования колесницы и небесного тела объясняется словами самого Аполлона:

«This chariot is built out of human dreams about the sun, kid. It's as old as Western Civilization. ... The chariot is a manifestation of the sun's power, the way mortals perceive it» [15, p. 70].

По Райордану, даже жизнь богов в наши дни имеет право на существование, и для этого есть свои причины:

«Come now, Percy. What you call 'Western civilization.' Do you think it's just an abstract concept? No, it's a living force. A collective consciousness that has burned bright for thousands of years» [12, p. 99].

Хирон (в древнегреческой и фессалийской мифологиях - кентавр, сын Кроноса и Филиры, изначально наделённый бессмертием) объясняет Перси изменчивый и порой весьма странный характер современных западных прогрессивных идей, чтобы объяснить, отчего боги живут в современном мире. Автор раскрывает не только причины существования богов в наши дни, но и причины их трансформаций. Они предстают перед нами уже не просто как высшие существа, а скорее как отражение человеческих чувств, ощущений, желаний, мечтаний.

Р. Райордан, проводя параллели с древнегреческими мифами, показывает, как его сегодняшний герой Перси повторяет подвиги героев прошлого. Вместе с тем автор задается целью рассказать, что могло бы случиться дальше, и раскрыть завесу последующих событий. Он размышляет над темами судьбы, любви, дружбы, извечной борьбы добра и зла и неизбежного влияния на них прошлого, прибегая при этом к мифологизации.

И вот Олимп, священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом в древнегреческой мифологии, вместо абстрактного места превращается в шестисотый этаж Эмпайр Стейт Билдинга, небоскрёба, расположенного в Нью-Йорке на Пятой авеню. Погибшие монстры периодически возникают вновь, и туман скрывает от смертных жизнь полубогов. Главные герои при этом сражаются с Кроносом (в древнегреческой мифологии сын бога Урана и богини Геи. Первоначально - бог земледелия, позднее персонифицировал время), который отчаянно пытается возродиться.

Автор не просто осовременивает мифы, дабы сделать их более понятными, не утрачивая при этом их характерные черты, но, используя аллюзии, пишет совершенно новый, свой собственный современный миф о приключениях героя по имени Перси Джексон.

Несмотря на все изменения, сами мифологические элементы в произведениях достаточно транспарентны для читателя. У каждого явления есть свое логическое объяснение, которое максимально близко описывает современную реальность.

Р. Райордан сочетает в своих произведениях мифологизацию и демифологизацию, описывая персонажей древнегреческих мифов широко и многосторонне, хотя и не вполне и не всегда согласуясь с оригиналом. Используя в основном именно указанные выше приемы и обращаясь к таким типам художественного мифологизма, как создание нового мифа, введение мифологических сюжетов и включение мифологических персонажей с иным значением в современную линию повествования (классификация, предложенная в работе Дж. Вайта), он не пересказывает сюжеты древнегреческих мифов на

современный лад, а создает новую мифологию, являющуюся продолжением известных мифологических сюжетов.

В дальнейшей работе мы планируем рассмотреть особенности использования мифологизмов и сравнить их в художественных произведениях современных англоязычных авторов.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Античность и современность. М.: МИКИС, 1972. 125 с.

2. Аверинцев С.С., Эпштейн М.Н. Мифы // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 351 с.

3. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 2004. 314 с.

4. Капишникова Е.Ю., Темкина В.Л. Миф, от истоков к авторской мифологии // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика, 2017. № 2. С. 33-38.

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 345 с.

6. Мелетинский Е.М. Мифология: иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб.: НОРИНТ, 1996. 843 с.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 406 с.

8. Найдыш В. М. Мифология. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

9. Садовская И.Г. Мифология. СПб.: Алетейя, 2000. 318 с.

10. Стеблин-Каменский М. И. Миф. СПб.: Наука, 2010. 104 с.

11. Фриче В.М. Литературная энциклопедии. М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. 768 с.

12. Riordan R. Percy Jackson and the Lightening Thief. New York: Scholastic Press, 2005. 400 p.

13. Riordan R. Percy Jackson and the Sea of Monsters. New York: Scholastic Press, 2005. 279 p.

14. Riordan R. Percy Jackson and the Labyrinth. Hyperion Books for Children, 2008. 361 p.

15. Riordan R. Percy Jackson and the Titan's Curse. Hyperion Books, 2007. 352 p.

16. Riordan R. Percy Jackson and the Last Olympian. Hyperion Books, 2009. 381 p.

17. White J.J. Mythology in the Modern Novel. A Study of Prefigurative Techniques. Princeton: Princeton University Press, 1971. 231 p.

References

1. Averintsev S.S. Antichnost'i sovremennost' [Antiquity and modernity]. Moscow: MIKIS, 1972. 125 p.

2. Averintsev S.S., Ehpshteyn M.N. Mify [Myths]. Moscow: Sov. jencik-lopedija, 1987. 351 p.

3. Bart R. Mifologii [Mythologies]. Moscow: Izdatelstvo imeni Sabash-nikovykh, 2004. 314 p.

4. Kapishnikova, E.Yu., Temkina V.L. Mif, ot istokov k avtorskoy mifologii [Myth, from the origins to author's mythology]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologija. Journalistica, 2017. № 2, pp. 33-38.

5. Losev A.F. Dialektika mifa [Dialectics of the myth]. Moscow: Mysl', 2001. 345 p.

6. Meletinskiy E.M. Mifologiya: illyustrirovannyy ehntsiklopedicheskiy slovar' [Mythology: an illustrated encyclopedic dictionary]. St. Petersburg: NORINT, 1996. 843 p.

7. Meletinskiy E.M. Poehtika mifa [The poetics of myth]. Moscow: Nau-ka, 1976. 406 p.

8. Naydysh V.M.Mifologiya [Mythology]. Moscow: KNORUS, 2010. 432 p.

9. Sadovskaya I.G.Mifologiya [Mythology]. St. Petersburg: Aleteyya, 2000. 318 p.

10. Steblin-Kamenskiy M.I. Mif [Myth]. St. Petersburg: Nauka, 2010. 104 p.

11. Friche V.M. Literaturnayaehntsiklopedii [Literary encyclopedia]. Moscow: Izd-vo Kom. Acad., 1930. 768 p.

12. Riordan R. Percy Jackson and the Lightening Thief. New York: Scho-las-tic Press, 2005. 400 p.

13. Riordan R. Percy Jackson and the Sea of Monsters. New York: Scho-las-tic Press, 2005. 279 p.

14. Riordan R. Percy Jackson and the Labyrinth. Hyperion Books for Children, 2008. 361 p.

15. Riordan R. Percy Jackson and the Titan's Curse. Hyperion Books, 2007. 352 p.

16. Riordan R. Percy Jackson and the Last Olympian. Hyperion Books, 2009. 381 p.

17. White J.J. Mythology in the Modern Novel. A Study of Prefigurative Techniques. Princeton: Princeton University Press, 1971. 231 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Темкина Вера Львовна, заведующий кафедрой английской филологии и методики преподавания английского языка, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Оренбургский государственный университет пр. Победы, 13, г. Оренбург, Оренбургская обл., 460018, Российская Федерация veratemkina@yandex.ru

Мухамедвалиева Альфина Шафхатовна, студент 4 курса факультета филологии

Оренбургский государственный университет пр. Победы, 13, г. Оренбург, Оренбургская обл., 460018, Российская Федерация alfina55555@mail.ru

data about the authors

Temkina Vera L'vovna, Head of the Chair of English Philology and Methods ofTeaching English, Candidate of Philological Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Orenburg State University

13, Prospekt Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation veratemkina@yandex.ru

Muhamedvalieva Al'fina Shafhatovna, 4th-year Student of the Faculty of Philology

Orenburg State University

13, Prospekt Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation alfina55555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.