Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦКУРСОВ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦКУРСОВ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦКУРС / АНТИЧНОСТЬ / ГОМЕР / "ОДИССЕЯ" / АНАЛИЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ушакова Александра Николаевна

Планирование курса «История античной литературы» связано с наиболее корректным распределением часов между двумя частями дисциплины: древнегреческой и древнеримской литературами. Если не предусмотрены семинарские занятия, некоторые темы или аспекты тем оказываются отнесенными в сферу самостоятельного изучения. Разработка спецкурсов, посвященных античной литературе, представляется одним из перспективных путей для углубленного изучения дисциплины, являющейся основой курса «История зарубежной литературы». Такие спецкурсы помогают развивать навыки компаративистского, контекстуального, интерсемиотического, интертекстуального анализов. В ядро программ должны входить античные тексты, окружение которых могут составлять разножанровые произведения, относящиеся к любым видам искусств. В статье рассматривается вариант спецкурса, базовым текстом которого является поэма Гомера «Одиссея». Сопутствующие тексты: романы двадцатого века и фильм, восходящие к эпической поэме. Определяющим исследование понятием является «взгляд» («точка зрения»). Это понятие входит в название фильма Тео Ангелопулоса и сразу указывает на аспект видения истории, специфику интерпретации. В каждом тексте анализируется «перспектива», одновременно отсылающая к гомеровской поэме и стратегиям толкователей. «Одиссея» является универсальной основой для разных текстов, авторы которых не скрывают механизм взаимодействия с первоисточником. Диалог с Гомером выстраивается на разных уровнях. История об Одиссее - это классический вариант мифа о возвращении, в котором важную роль играют мотивы времени и памяти. Авторы, вступающие в диалог с Гомером, акцентируют внимание на точке зрения, с которой видится и рассказывается история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SPECIAL COURSES IN ANCIENT LITERATURE

Planning of the course "History of Ancient Literature" is connected with the most correct distribution of hours between two parts of the discipline: ancient Greek and ancient Roman literature. If seminars are not provided, some topics or aspects of topics are assigned to the field of independent study. The development of special courses devoted to ancient literature seems to be one of the promising ways for in-depth study of the discipline, which is the basis of the course "History of Foreign Literature". Such special courses help to develop the skills of comparative, contextual, intersemiotic, intertextual analysis. The core of the programs should be ancient texts, the environment of which can be composed of works of various genres related to any kind of art. The article considers a variant of a special course, the basic text of which is Homer's poem "Odyssey". Related texts: twentieth-century novels and a film dating back to an epic poem. The defining concept of research is "view" ("point of view"). This concept is included in the title of Theo Angelopoulos' film and immediately indicates the aspect of the vision of the story, the specifics of interpretation. In each text, a "perspective" is analyzed, simultaneously referring to the Homeric poem and the strategies of the interpreters. "Odyssey" is a universal basis for various texts, the authors of which do not hide the mechanism of interaction with the original source. The dialogue with Homer is built on different levels. The story of the Odysseus is a classic version of the myth of the return, in which the motives of time and memory play an important role. The authors who enter into a dialogue with Homer focus on the point of view from which the story is seen and told.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦКУРСОВ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

частный театр // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2010. № 5 (29). С. 57-65.

7. Указ губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 г. № 27 «О введении режима повышенной готовности». Электронный ресурс] - URL: https:// нижнийновгород.рф/uploads/magic/ru-RU/Document-0-350-src-1613118395.5359. pdf (дата обращения - 16.03.2022).

References

1. Alieva R.A., Aldashov M.K. Pedagogical features and innovative educational technologies in higher education. Izvestiya Osh Technological University. 2019. No. 2. pp. 121-126.

2. Voytkovsky S.B. History of the Russian theater - the history of private initiative. Theatre. Painting. Movie. Music. 2014. No. 1. pp. 33-44.

3. Dobronravova A.M. Specifics and factors of development of amateur and private theaters in the market of theatrical and entertainment services in Russia. Dialogues about culture and art. Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation). 2019. pp. 254-258.

4. Maksimova G.V. Spectacles on the water from ancient times to the XXI century as a phenomenon of directing. Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2008. No. 80. pp. 238-242.

5. Pakhomova E.A. The legal basis for the implementation of the state youth policy in Nizhny Novgorod. Education and Law. 2020. No. 3. pp. 30-35.

6. Streltsova E.I. Studio of theatrical art" - the first modern private theater. SEARCH: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture. 2010. No. 5 (29). pp. 57-65.

7. Decree of the Governor of the Nizhny Novgorod Region No. 27 dated March 13, 2020 "On the introduction of a high-alert mode". Electronic resource] - URL: https:// нижнийновгород .rf/uploads/magic/ru-RU/Document-0-350- src-1613118395.5359. pdf (accessed 16.03.2022).

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦКУРСОВ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ушакова Александра Николаевна

Кандидат филологических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Нижний Новгород), e-mail: alexush@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-41-49

Аннотация:

Планирование курса «История античной литературы» связано с наиболее корректным распределением часов между двумя частями дисциплины: древнегреческой и древнеримской литературами. Если не предусмотрены семинарские занятия, некоторые темы или аспекты тем оказываются отнесенными

в сферу самостоятельного изучения. Разработка спецкурсов, посвященных античной литературе, представляется одним из перспективных путей для углубленного изучения дисциплины, являющейся основой курса «История зарубежной литературы». Такие спецкурсы помогают развивать навыки компаративистского, контекстуального, интерсемиотического, интертекстуального анализов. В ядро программ должны входить античные тексты, окружение которых могут составлять разножанровые произведения, относящиеся к любым видам искусств. В статье рассматривается вариант спецкурса, базовым текстом которого является поэма Гомера «Одиссея». Сопутствующие тексты: романы двадцатого века и фильм, восходящие к эпической поэме. Определяющим исследование понятием является «взгляд» («точка зрения»). Это понятие входит в название фильма Тео Ангелопулоса и сразу указывает на аспект видения истории, специфику интерпретации. В каждом тексте анализируется «перспектива», одновременно отсылающая к гомеровской поэме и стратегиям толкователей. «Одиссея» является универсальной основой для разных текстов, авторы которых не скрывают механизм взаимодействия с первоисточником. Диалог с Гомером выстраивается на разных уровнях. История об Одиссее - это классический вариант мифа о возвращении, в котором важную роль играют мотивы времени и памяти. Авторы, вступающие в диалог с Гомером, акцентируют внимание на точке зрения, с которой видится и рассказывается история.

Ключевые слова: спецкурс, Античность, Гомер, «Одиссея», анализ, интерпретация.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SPECIAL COURSES IN ANCIENT LITERATURE

Ushakova Alexandra Nikolaevna

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Nizhny Novgorod), e-mail: alexush@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-41-49

Annotation:

Planning of the course "History of Ancient Literature" is connected with the most correct distribution of hours between two parts of the discipline: ancient Greek and ancient Roman literature. If seminars are not provided, some topics or aspects of topics are assigned to the field of independent study. The development of special courses devoted to ancient literature seems to be one of the promising ways for in-depth study of the discipline, which is the basis of the course "History of Foreign Literature". Such special courses help to develop the skills of comparative, contextual, intersemiotic, intertextual analysis. The core of the programs should be ancient texts, the environment of which can be composed of works of various genres related to any kind of art. The article considers a variant of a special course, the basic text of which is Homer's poem "Odyssey". Related texts are twentieth-century novels and a film dating back to an epic

poem. The defining concept of research is "view" ("point of view"). This concept is included in the title of Theo Angelopoulos' film and immediately indicates the aspect of the vision of the story, the specifics of interpretation. In each text, a "perspective" is analyzed, simultaneously referring to the Homeric poem and the strategies of the interpreters. "Odyssey" is a universal basis for various texts, the authors of which do not hide the mechanism of interaction with the original source. The dialogue with Homer is built on different levels. The story of the Odysseus is a classic version of the myth of the return, in which the motives of time and memory play an important role. The authors who enter into a dialogue with Homer focus on the point of view from which the story is seen and told.

Key words: special course, Antiquity, Homer, "Odyssey", analysis, interpretation.

Введение

Дисциплина «История античной литературы» традиционно занимает первое место в списке дисциплин, посвященных изучению зарубежной литературы. Античность - это начало западноевропейских литератур. Без уяснения особенностей культуры, искусств данного периода постижение культурной специфики всех последующих периодов будет не только непродуктивно, но и затруднено. Для исследования русской литературы знание античной традиции также необходимо, потому что плодотворный диалог с европейской древностью продолжается на протяжении нескольких столетий.

Любой пропуск элемента в изучении культурной античной системы может привести к непониманию смысла текста, созданного в позднее время, к несчитыванию античного кода. Далеко не во всех высших учебных заведениях лекции дополняются семинарами, которые не входят в лекционную сетку и позволяют поэтому углубленно рассмотреть некоторые темы или распределить темы между лекциями и семинарами без дублирования, чтобы сохранить внушительный объем курса. Дисциплина рассчитана на один семестр (два модуля), в среднем на 36 лекционных часов, которые не всегда поровну делятся между Грецией и Римом. Количество лекционных часов может быть меньше, если еженедельно предусмотрены семинарские занятия.

Планирование курса античной литературы представляется наиболее трудным из списка всех дисциплин не только в связи с ограниченным объемом часов, но и с особенной ответственностью, возлагаемой на преподавателя, обязанного создать достойную практическую и теоретическую базу. В современном контексте на первом курсе изучение Античности сопрягается с трудностями, связанными с недостаточной подготовленностью студентов к восприятию классической информации, которой в средней школе уделяется недостаточно внимания. Перспективным представляется создание спецкурсов, позволяющих погрузиться в некоторые темы, обратить внимание на ту специфику материала, которая не может быть рассмотрена на лекциях или семинарах в силу временных границ, но которая подтвердит важность, жизнеспособность античной традиции. Спецкурсы не всегда могут охватить всю аудиторию, но даже фрагментарный разговор поможет актуализировать значимые концепты. Главным мотивом лекционных,

семинарских занятий и спецкурсов, связанных с античной темой, должна быть ориентированность на вдохновение студентов, которые смогут заинтересоваться дополнительным изучением Античности, чтобы впоследствии глубже исследовать литературу других периодов.

Спецкурсы могут основываться на разных принципах. Можно организовать курс вокруг одного классического текста, в свете которого будут рассмотрены вдохновленные им произведения из разных искусств. Содержание курса можно подчинить и жанровому принципу. Например, спецкурсы «Древнегреческая трагедия» (знакомство не с традиционно изучаемыми текстами), «Античная трагедия» (сравнительное исследование древнегреческих и древнеримских трагедий), «Античная комедия» (сравнительное исследование комедий Аристофана, Менандра, Теренция и Плавта), «Античная лирика» (жанровая дифференциация и соотношение периодов; привлечение материала постантичной лирики), «Мифология» (сравнительный аспект), «Путь к роману» (фокусирование на развитии романного жанра, анализ этапов), «Эволюция жанра» (исследование созданных в разные периоды произведений одного жанра). Перспективным является спецкурс, организованный на литературно-языковой основе. Традиционно на первом курсе основательно изучается латинский язык, хотя некоторые высшие учебные заведения обеспечивают обучение древнегреческому языку, который, безусловно, необходим для наиболее корректного понимания античных произведений. Спецкурс, в котором могут исследоваться тексты на языке оригинала, позволит усовершенствовать знание языка и раскроет смысловые границы произведений. Мы предлагаем подробнее рассмотреть первый вариант курса, основанного на одном классическом тексте, так как данная структура позволит развить навыки сравнительного, контекстуального, межсемиотического анализов, приобщит студентов к понятию диалога культур.

Материалы и методы

В качестве базового литературного античного текста мы выбираем эпическую поэму Гомера «Одиссея». Сопутствующими текстами будут роман Луиджи Малербы «Итака навсегда» (1997), книга Тонино Гуэрры «Одиссея Тонино» (2011), фильм Тео Ангелопулоса «Взгляд Одиссея» (1995), роман Мадлен Миллер «Цирцея» (2018). В список литературных текстов можно включить роман Джеймса Джойса «Улисс». Варианты текстовых комбинаций зависят от концепции преподавателя, количества отведенных часов и идей студентов, которых можно привлечь к выбору произведений.

Последние изыскания в области преподавания «Истории античной литературы» посвящены в основном вопросам рационального распределения часов между темами, проблеме наполняемости курса. Т. Ф. Теперик указывает на три способа интерпретации материала в рамках курса, рассчитанного на один семестр [8]. Первый путь предполагает акцентирование начального этапа античной литературы, второй ориентирован на профессиональные интересы преподавателя, выбирающего авторов и тексты, чтобы создать картину античного мира, третий вариант основывается на программе курса с выделением определенных положений [9]. Безусловно, рациональная организация учебного процесса позволяет и в условиях ограниченного времени многое исследовать даже без семинарских

занятий. В новых учебно-методических пособиях особое внимание уделяется планированию самостоятельной работы студентов, что связано не только с возрастающей ролью такого формата деятельности, но и с необходимостью освоения объемного материала [7].

В разных высших учебных заведениях создаются спецкурсы, посвященные Античности, но особенно актуальными в контексте дефицита времени, выделяемого в течение уже многих лет на изучение рассматриваемого периода, представляются разработки, ориентированные одновременно на античные тексты и систему контекстов и предполагающие формирование у студентов комплекса исследовательских компетенций. Для разработки и усовершенствования выбранного нами спецкурса необходимы контекстуальный, сравнительный, концептуальный, интерсемиотический, интертекстуальный методы. Полиаспектный анализ текста образует в данном случае теоретико-методологическую основу.

Результаты исследования

Ключевым концептом в исследовании выбранных текстов, группирующихся вокруг «Одиссеи» Гомера, является «взгляд» (присутствующее и в названии одного из текстов). Данное понятие в системе культуры может ассоциироваться с «точкой зрения», «аспектом». Все названные и предполагаемые тексты связаны идеей толкования, понимания, сотносимой с определенной позицией. Одна и та же история может быть рассказана по-разному. Все зависит от того, кто будет рассказчиком, где и в какое время будет повествоваться история, кто составит аудиторию, в каких обстоятельствах будут находиться рассказчик и слушатели, каковыми окажутся другие важные элементы системы, в которой порождается текст. Обе поэмы Гомера представляют собой рассказ о войне, людях и богах. В этих историях есть персонажи, сообщающие, комментирующие, сравнивающие. Любое событие интерпретируется, но поэт часто не фокусирует на этом внимание, не развертывает историю персонального видения, потому что законы жанра и сама эпоха не располагают к этому. В «Одиссее» современный читатель особенно выделяет понятие «взгляда» («точки зрения»), потому что акцентирован герой и в персонажной системе маркированы определенные позиции, несмотря на то, что перед нами классический эпос. Читатель, привыкший к психологизму в литературе, в состоянии самостоятельно «достроить» текст Гомера. Для профессионального читателя, в статус которого уже переходит студент первого курса, необходимо дистанцироваться от личных ожиданий сильных психологических мотивировок в эпосе, воздержаться от «одомашнивания» Гомера. Для понимания античного поэта важно вооружиться знаниями об эпохе, мифологии, эпическом роде. Именно поэтому не с Гомера начинается приобщение к истории античной литературы. Работа с текстом поэмы осуществляется на лекции и на семинаре, если он включен в программу. В рамках спецкурса закрепляются теоретические знания (специфика эпохи и литературного рода), происходит погружение в текст.

В «Одиссее» можно выделить несколько связанных с персонажами точек зрения. Первой будет точка зрения Одиссея как героя одного из главных мифов о возвращении. Возвращение предполагает движение, которое в свою очередь связано с понятием дороги, соотносимым с образами спутников, встречных, попутчиков, с понятиями встречи и беседы, рассказывания своей истории,

обнаружения персональной точки зрения, пересечения взглядов, мнений. Одиссей не только идет домой, но и осуществляет важную миссию рассказчика. Именно от самого Одиссея мы вместе с Алкиноем, царем феакийцев, узнаем о пути героя. Герой не просто бесстрастный повествователь, он выражает в слове мировоззрение и отношение к событиям. Одиссей - вспоминающий герой, восстанавливающий в памяти прошлое, оживающее через его речи в настоящем для него самого и его слушателей. Он проходит путь не только в реальности, но и в сознании, следовательно путешествие Одиссея разворачивается одновременно в горизонтальной (пространственной, плоскостной) и вертикальной (временной, объемной) перспективах. Он предуготован к пути. Все остановки его временны. Возвращение на Итаку - это не финал, не точка. Одиссею будет суждено, по предсказанию Тиресия (в одиннадцатой песне), отправиться вскоре в странствие, которое завершится, когда он увидит людей, «моря не знающих» [2]. Мотив дороги тоже является перспективным для создания плана развернутого сравнительного комментария разных текстов, объединенных под знаком Гомера, но это предполагает создание отдельного курса.

В книге Тонино Гуэрры «Одиссея Тонино», представляющей сатурическую форму, то есть смешение стихов и прозы, гомеровская, античная тема сопрягается с современной, отсылающей к жизни итальянского поэта двадцатого века. «Взгляд» Гомера пересекается со «взглядом» Тонино Гуэрры на общей дороге воспоминаний. Одна история прочитывается в свете другой благодаря смысловым параллелям. События из жизни гомеровского героя и Тонино соотносятся [3]. В книге Гуэрры Гомер и Одиссей встречаются с настоящим временем, и не возникает диссонанс межлу эпическим и современным сознаниями.

Фильм Тео Ангелопулоса «Взгляд Одиссея» также свободно включает гомеровскую поэму в контекст настоящего. В нем повествуется о режиссере-греке, приезжающем в Грецию, чтобы найти фильмы первых балканских кинематографистов братьев Манаки. Соавтором сценария фильма был Тонино Гуэрра, для которого так же, как для греческого режиссера Тео Ангелопулоса, синтетическая тема путешествия-памяти-творчества является главной в искусстве и жизни. Герой фильма движется по дороге восстановления памяти, в поиске дома. Название истории Тео Ангелопулоса отсылает к судьбе гомеровского героя и способу интерпретации истории: «Первый фильм, снятый в Греции и, вообще, на Балканах. Но так ли это? Действительно ли это первый фильм? Первый взгляд?» [1]. Начало фильма настраивает зрителя на сложный диалог с Гомером, выделяющим в мифе образ ищущего, вспоминающего и говорящего героя. Важной особенностью гомеровского эпоса является его кинематографичность, что связано с такой характеристикой, как пластичность [7]. Многие действия, образы в поэме представляются живыми, выпуклыми. Интерсемиотический анализ основывается на изучении, сопоставлении специфических знаков произведений, относящихся к разным видам искусства. Именно такое исследование способствует обнаружению новых смыслов в исходном, оригинальном тексте. Фильм "Взгляд Одиссея" акцентирует внимание зрителей/читателей на мотиве первого слова, первого взгляда, без которого невозможно приблизиться к пониманию Гомера.

Одиссей - главный герой, но своеобразное идеологическое поле Одиссея

образуют другие персонажи без которых его история бы не сложилась. Пенелопа, «многоумная старца Икария дочь» [2], - достойная спутница Одиссея. Пенелопа появляется в поэме несколько раз, и читатель признает важность ее роли как матери и жены, осознающей ответственность за сохранение порядка в государстве, на которое в отсутствие правителя посягают враги. Образ Пенелопы в контексте античной мифологии соотносится с образами родственных ей Клитемнестры и Елены, обреченных на совершение предательства. Сознание Пенелопы сокрыто от читателя, хотя ее действия и редкие слова свидетельствуют о мудрости и серьезности персонажа. Взгляд Пенелопы, с точки зрения современности, интересно реконструировать не только потому, что женская тема актуальна, но и потому, что способ существования данного персонажа предполагает именно обилие мыслей и чувств. Пенелопа живет преимущественно внутренней жизнью, так как бежит общества буйных женихов и не может позволить себе проявить волю в собственном доме. Телемаху, сыну Одиссея, отведена в гомеровском эпосе немалая роль, так как именно через него дополнительно раскрываются темы любви к Отчизне, верности, мудрости, силы, стойкости. Он сын, продолжение отца, но в то же время человек, готовый к своему пути, освещаемому памятью об отце. Роман современного итальянского писателя Луиджи Малербы «Итака навсегда» ("Itaka per sempre", 1997) построен как своеобразный диалог мыслей Одиссея и Пенелопы. Этот текст является примером психологической интерпретации эпоса. В начале романа уже заявлены темы памяти, войны, пути, Родины. Одиссей представлен размышляющим, сомневающимся, задающим вопросы, подобным любому человеку настоящего времени. Мысли Пенелопы не менее разветвленны, чем у ее мужа. Она также склонна задавать вопросы, рефлексировать. Мы слышим только голоса героя и его жены, оказываясь на пересечении двух перспектив, мы становимся свидетелями рождения истории. В послесловии писатель говорит о том, что побудили его переписать историю Одиссея и Пенелопы услышанные им рассказы старичка на острове Корфу и замечание жены Анны о том, что Пенелопа сразу догадалась о том, что под маской нищего скрывается Одиссей: «Короче говоря, это история любви, ревности, супружеских хитростей, которую надо интерпретировать по-новому и переписать для современного читателя» [4]. Именно это позволило автору отступить «от гомеровского повествования, чтобы показать не только общепризнанное хитроумие Одиссея, но и его эмоциональную возбудимость, а также хитрость и гордость Пенелопы» [4]. Безусловно, Одиссей играет важную роль в современном романе, многие темы, заявленные у Гомера, раскрываются последовательно, но важнее не смещенные акценты, а выделение образа Пенелопы, обретающей самостоятельный голос: «Характер этой женщины куда менее пассивен, чем явствует из поверхностного прочтения «Одиссеи»; в нашем сознании закрепилось ошибочное и несколько расплывчатое представление об этом замечательном романтическом персонаже» [4]. Словом Пенелопы и завершается роман. Таким образом, в свете гомеровской поэмы текст романа Луиджи Малербы прочитывается как исповедь, не знающая временных границ. Тема памяти сопрягается с темой творчества, классической проблемой авторства поэм. По предположению писателя, автором обеих историй был сам их участник - Одиссей. Таким образом, роман о частной жизни становится теоретически

маркированным, что соотвествует духу времени.

Цирцея - еще один персонаж, играющий в истории Одиссея особенную роль, и в персонажной системе занимающий положение исключительное. Многие годы Одиссей живет в любовном плену у Цирцеи, и покидает колдунью он, мучась тоской по Отчизне и семье. В гомеровской поэме о Цирцее мы узнаем не очень много. Состояние богини явлено сквозь призму взгляда Одиссея. Герой вспоминает о действиях и словах колдуньи, но прямого диалога с ней читатель лишен. С дочерью Гелиоса в поэму входит трагическая тема. Безусловно, еще один «взгляд» в гомеровской поэме принадлежит Цирцее. Именно она становится героиней одноименного романа Мадлен Миллер. В тексте, реконструирующем судьбу Цирцеи, в свете гомеровской поэмы актуализируется тема Одиссея, встреча с которым стала для героини своеобразным вызовом. Эта тема сопрягается с мотивами испытания, воспоминания, пути, возвращения, дома. По сравнению с Цирцеей Одиссей представлен не менее страждущим, но, возможно, более счастливым, так как имеет возможность вернуться домой, о котором постоянно вспоминает [5]. Для него категория дома существует. Цирцея - изгнанница, создавшая новый дом, в котором утвердила свои правила, но мотив потери, ухода не может забыться. В романе Миллер на пересечении взглядов колдуньи и Одиссея возникает и важная тема времени, смерти и бессмертия. Именно через Одиссея во многом объясняется образ Цирцеи. Сама колдунья видит путь героя сквозь призму собственного опыта, своего понимания времени.

Рассмотренные примеры текстов-интерпретаций поэмы Гомера подтверждают возможность различного наполнения спецкурса, целью которого является обнаружение сложной смысловой системы, которая далеко не всегда раскрывается при анализе одного исходного текста.

Обсуждение и заключение

Изучение в рамках предложенного спецкурса классического текста в сопряжении с разновидовыми произведениями позволит не только углубиться в несколько античных тем, но и будет способствовать формированию навыков полиаспектного анализа, приобщит к важным методам филологического анализа. Особенно значимым является то, что студенты первого курса, работая с разновидовыми текстами, убеждаются в необходимости научного погружения в объемный материал. Серьезным стимулом исследования античной литературы в современном контексте может стать продуктивная работа с новыми текстами, обнаруживающими связи с древними источниками.

Литература

1. Ангелопулос Тео, Гуэрра Тонино и др. Взгляд Одиссея То ВХфца тои Обиооеа. Сценарий. www.vvord.ru.

2. Гомер. Одиссея. М.: Эксмо, Библиотека всемирной литературы. 2018. 480 с.

3. Гуэрра Тонино. Одиисея Тонино. Odiséa di Tonino. М., Амаркорд, 2011.

160 с.

4. Малерба Луиджи Змея («Змея», «Греческий огонь», «Итака навсегда»). М., Махаон, 2003. перевод с итальянского Э. Двин с. 443.

5. Миллер Мадлен. Цирцея. М.: Corpus, 2020. 432 с. Miller Madeline. Circe. Bloomsbury, 2019. 336 p.

6. Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 416 с.

7. Любарец С. Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2021. 37 с.

8. Теперик Т. Ф. Проблемы преподавания курса "История античной литературы". Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011 номер 1. С. 129-136

9. Теперик Т. Ф. Проблемы преподавания истории римской литературы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012 номер 1 (2). С. 248 - 251.

References

1. Angelopoulos Theo, Guerra Tonino, etc. Odysseus' view of To ВХеМца тои OSuoosA.The script. www.vvord.ru .

2. Homer. Odyssey. M.: Eksmo, Library of World Literature. 2018. 480 p.

3. Guerra Tonino. Tonino's Odyssey. Odisea di Tonino. M., Amarcord, 2011. 160 p.

4. Malerba Luigi Snake ("Snake", "Greek fire", "Ithaca forever"). M., Machaon, 2003. translated from Italian by E. Dvin S. 443.

5. Miller Madeleine. Circe. M.: Corpus, 2020. 432 p. Miller Madeline. The circus. Bloomsbury, 2019. 336 p.

6. Losev A. F. Homer. M.: Molodaya gvardiya, 2006. 416 p.

7. Lyubarets S. N. Ancient literature: studies.- method. stipend. 2nd ed. Izhevsk: Publishing house "Udmurt University", 2021. 37 p.

8. Teperik T. F. Problems of teaching the course "History of ancient literature". Bulletin of the Moscow University. Series 9. Philology. 2011 issue 1. pp. 129-136

9. Teperik T. F. Problems of teaching the history of Roman literature. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. 2012 number 1 (2). pp. 248 - 251.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ Ю.В. ДРУНИНОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО

Дружинина Варвара Валентиновна

Кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (г. Сочи), e-mail: druzhinina.vv@rudn-sochi.ru

Абионян Алина Андреевна

Магистрант, Российский университет дружбы народов (г. Сочи), e-mail: Ali-naabionyan23@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.