АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.032+7.032.7
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор, polyakov. en@yandex. ru
КРАСОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, студент, cristisoon@gmail. com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ЖИЛОЙ ДОМ ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XII-VIII ВВ. ДО Н. Э.) В «ИЛИАДЕ» И «ОДИССЕЕ»
Выполнен анализ фрагментов поэм Гомера, посвященных архитектуре жилых построек периода XII-VIII вв. до н. э. - городских и загородных усадебных домов, дворцов Алкиноя, Менелая, Нестора, Одиссея, Приама и др. Рассмотрены градостроительные аспекты, функционально-планировочная структура дворового пространства дома, решение его фасадов, архитектурные элементы и детали, применяемые в те времена строительные материалы. Важную роль в архитектуре усадеб играли способы их отопления и водоснабжения, варианты благоустройства внутренних дворов и садовых участков.
Ключевые слова: Древняя Греция; Гомер; «Илиада»; «Одиссея»; архитектура; жилые усадебные дома; дворовые постройки.
EVGENIIN. POLYAKOV, DSc, Professor, polyakov. en@yandex. ru ALEKSANDR V. KRASOVSKII, Student, canc@tsuab. ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., Tomsk, 634003, Russia
RESIDENTIAL HOUSE OF HOMERIC PERIOD (17-18TH B. C.) IN THE ILIAD AND THE ODYSSEY
The paper presents the analysis of fragments from Homer poems dedicated to architecture of residential houses of 17-18 centuries, B. C., i. e. urban and homestead houses, palaces of Alcinous, Menelaus, Nestor, Odyssey, Priam, etc. The town-planning aspects, functional-planning structure of residential houses are considered in this paper as well as façade design, architectural elements, and applicable building materials. Heating and water-supply systems played the important role in homesteads architecture and also the improvement of inner yards and gardens.
© Поляков Е.Н., Красовский А.В., 2016
Keywords: Ancient Greece; Homer; Iliad; the Odyssey; architecture; residential house; courtyard building.
Настоящая статья открывает цикл научных работ, посвященных архитектуре жилых зданий античных государств - Древней Греции, Этрурии и Древнего Рима. Наименее изученной в этой области является зодчество Древней Греции гомеровского периода (XII-VIII вв. до н. э.). Специалисты судят о нем по немногочисленным археологическим находкам фрагментов фундаментов и стен зданий, глиняным моделям жилых домов и храмов, которые нередко выполняли функции погребальных урн, деталям фресок. Поэтому огромное значение для воссоздания деталей бытового уклада древних греков и облика жилых построек того времени имеют литературные источники. В их числе поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные предположительно в VIII в. до н. э. (рис. 1).
Рис. 1 Гомер (др.-греч. "О^про^, VIII в. до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-аэд, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»
До настоящего времени в этой области сделано немногое. Во втором издании «Всеобщей истории архитектуры» жилой архитектуре гомеровского периода посвящено меньше двух страниц [1, с. 20-21]. В 1940 г. советские ученые В.П. Зубов и Ф.А. Петровский издали книгу «Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры» [2], содержащую подборку цитат древнегреческих и древнеримских ученых, философов и политиков об архитектуре и градостроительстве, различных типах зданий, декоративных элементах и деталях. Однако эти цитаты не были систематизирова-
ны. В предисловии авторы книги отметили, что они хотят «помочь читателю самому критически разобраться в материале, без которого не может обойтись ни один историк архитектуры, но который сам по себе - еще не история архитектуры...» [2, с. 5]. Гомеровскому искусству и архитектуре в этой книге посвящено двенадцать страниц [2, с. 125-136]. Там представлены выдержки из текстов «Илиады» и «Одиссеи», расставленные в произвольном порядке. Следуя пожеланию В.П. Зубова, настоящая работа призвана «критически разобраться» в этом материале и в текстах «Илиады» и «Одиссеи», изданных в нашей стране в переводах Н.И. Гнедича (1784-1833) [3] и В.А. Жуковского (1783-1852) [4] (рис. 2).
Рис. 2. Русские поэты Н.И. Гнедич (слева) и В.А. Жуковский (справа)
Основной целью является систематизация фрагментов поэм Гомера, посвященных архитектуре жилых построек этого периода - городских и загородных усадебных домов, в которых жили как свободные граждане, так и их слуги, рабы. Особое внимание будет также уделено дворцовым комплексам царей и басилевсов - Алкиноя, Менелая, Нестора, Одиссея, Приама и др. В текстах Гомера нас интересуют градостроительные аспекты, функционально-планировочная структура жилого дома, решение фасадов, архитектурные элементы и детали, применяемые строительные материалы (конструктивные и отделочные). Важную роль в архитектуре усадеб играли способы их отопления и водоснабжения, а также озеленение внутренних дворов и садовых участков. Особое внимание в поэмах Гомера уделено бытовой мебели, которая, наряду с архитектурой зданий, обеспечивала комфортные по тем временам условия проживания хозяев дома, их гостей и слуг.
Следует отметить, что генеральным планам жилых усадеб и дворцов в поэмах Гомера уделено немного внимания. Из двух фрагментов, посвя-
щенных Итаке и стране феаков, в которой правил царь Алкиной, можно судить о том, что в гомеровский период было известно, по крайней мере, две формы расселения.
Город Итака размещался на равнине, «под склоном лесистым Нейона» (Одиссея, Песнь 3-я, 80) [4, с. 37]. Столица же феаков на острове Схерия (Корфу) является типичным приморским городом: «С бойницами стены его окружают; пристань его с двух сторон огибает глубокая...» (Одиссея, Песнь 6-я, 262-263) [Там же, с. 84]. Стоящие в гавани корабли были укрыты «защитною кровлей». На берегу размещались храм Посейдона - бога-покровителя моряков, «твердо на тесаных камнях огромных стоящий», торговая площадь и «пространные» складские здания и доки: «Всех кораблей там запас парусов и канаты хранятся; там гладкие также готовятся весла. » (Одиссея, Песнь 6-я, 268-269) [Там же, с. 84].
А теперь давайте, вчитываясь в бессмертные строки Гомера, совершим виртуальную прогулку к жилому дому и дворцу гомеровского периода по его внутренним дворам и переходам. Попытаемся воссоздать особенности быта царей и простых горожан Итаки, Пилоса, Спарты, Трои и других наиболее знаменитых городов того времени.
Следует отметить, что жилые дома, дворцы и храмы той поры имели более или менее стандартный набор помещений, расположенных вдоль продольной оси. Вход осуществлялся через ворота (пропилеи), нередко оборудованные каменными лавками или ступенями. Далее посетитель попадал в обширный двор, окруженный глухой каменной или деревянной стеной. В царских дворцах стены венчались прямоугольными зубцами. К стене примыкали хозяйственные постройки типа мельниц, загонов, помещения для домашнего скота и пр.
На противоположной от ворот стороне двора находился теневой навес (портик). Он вел в прихожую (сени, продомос). Здесь обычно ночевали поздние гости и слуги. Замыкала продольную ось мужская часть дома - андрон (в царских дворцах - мегарон). Это был обеденный зал («гридня», по В.А. Жуковскому), в котором глава семьи принимал своих гостей. По периметру андрона и продомоса размещались подсобные помещения (кладовые, баня, оружейная комната и пр.), а также спальные комнаты для всех членов семьи и слуг. В царских дворцах женская половина (гинекей) обычно размещалась на втором этаже. Здесь же находились и комнаты для служанок. Лестница, ведущая на второй этаж, обычно размещалась в мегароне, и по ней хозяйка дома со своими служанками спускалась к гостям. Усадьба включала также сад и огород, окруженные каменной оградой. Обычно они размещались за спальными помещениями и были функционально связаны с ними (рис. 3).
А теперь, опираясь на свидетельства Гомера, рассмотрим каждый из этих планировочных элементов жилого дома более подробно. Следует отметить, что набор перечисленных выше помещений во многом зависел от функционального назначения и от социального статуса домовладельца. Наиболее простые жилые постройки включали небольшой двор, обеденный зал и спальную комнату. Примером может служить дом царевича Париса в Трое (Илиада, Песнь 6-я, 313-317):
«Гектор великий достигнул Парисова пышного дома.
Сам он дом сей устроил с мужами, какие в то время
В целой Троаде холмистой славнейшие зодчие были:
Мужи ему почивальню и гридню, и двор сотворили
В замке градском, невдали от Приама и Гектора дома.» [3, с. 106-107].
пасгадный дом перистильный дом
Рис. 3. Планировочные схемы греческих жилых домов (http://www.arhitekto.ru/txt/ 2razv26. shtml)
Гораздо проще выглядела стоянка Ахилла в военном лагере мирмидо-нян, которую посетил царь Приам (Илиада, Песнь 24-я, 448-454):
«Но лишь предстали они к Ахиллесовой куще великой (Кущу царю своему мирмидонцы построили в стане Крепко из бревен еловых и сверху искусно покрыли Мшистым, густым камышом, по влажному лугу набравши; Около кущи устроили двор властелину широкий, Весь оградя частоколом; ворота его запирались Толстым засовом еловым.» [3, с. 388].
Достаточно прост, хотя и весьма экзотичен дом волшебницы Цирцеи (Одиссея, Песнь 10-я, 210-213):
«Скоро они за горами увидели крепкий Цирцеин
Дом, сгроможденный из тесаных камней на месте открытом.
Около дома толпилися горные львы и лесные
Волки: питьем очарованным их укротила Цирцея.» [4, с.127].
Приведем два примера загородных домов того времени, которые несли «производственную» функцию. Первый из них - дом «богоравного» свинопаса Евмея, преданного слуги царя Итаки (Одиссея, Песнь 14-я, 6-13):
«Дом же стоял на высоком, открытом и кругообразном Месте, просторный, отовсюду обходный; его для свиных там Стад свинопас, не спросясь ни с царицей, ни с старцем Лаэртом, Сам, поелику его господин был отсутствен, из твердых Камней построил; ограда терновая стены венчала; Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другого
В землю вколоченных кольев его окружал; на дворе же
Целых двенадцать просторных закут для свиней находилось.» [4, с. 171-172].
Не менее своеобразен загородный дом Лаэрта, отца Одиссея, отдаленно напоминавший античный храм-периптер архаического периода (Одиссея, Песнь 24-я, 205-211) (рис. 4):
«Тою порой Одиссей и сопутники, вышед из града,
Поля достигли, которое сам обрабатывал добрый
Старец Лаэрт с попеченьем великим, давно им владея.
Сад там и дом он имел; отовсюду широким навесом
Дом окружен был; и днем под навесом рабы собирались
Вместе работать и вместе обедать; а ночью там вместе спали.» [4, с. 291].
У1.УН1 ГсЫДксоппЫйк^Коп Гсптгкпт^Ыои«Гт)Лтгиси11т<!<(оп11 I чу к тег еп
тстоис, к) ¡и ¡<м тлит </еш «их фар (такт г и С4шрчп<,1хя£ ¿м 1ктм11е<1/1
Рис. 4. Одиссей в гостях у своего отца Лаэрта (http://www.liveinternet.ru/users/ xp0h0metp/post243463065/)
А теперь рассмотрим функционально-планировочную структуру царских дворцов гомеровского периода. Начнем, как говорится, с порога «Одис-сеева славного дома» (рис. 5).
Входной части в доме Одиссея Гомер посвятил не менее пяти фрагментов, хотя для нас так и осталось неясным, из какого материала было сделано ограждение двора - из дерева или камня. Дело в том, что в одном из фрагмен-
тов «Одиссеи» Гомер говорит о «дворе, обнесенном оградой» (Песнь 21-я, 389-390), а в двух других - просто о «стене» (Песнь 18-я, 103) или о «зубчатой стене» (Песнь 17-я, 267).
Рис. 5. Голова мраморной статуи Одиссея (слева) (http://roksalan.narod.ru/Odisseja/ Odissey.jpg); Пенелопа. Ватиканский музей в Риме (справа) (https://ru.wikipedia.org/ wiki/%CF%E5%ED%E5%EB%EE%EF%E0#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0o/oD0 %B9%D0%BB:Penelope-Homer-Odyssey-Project_Gutenberg_eText.jpg)
Зато в информации о воротах больших расхождений нет. Они «двойные» (Песнь 17-я, 267) или «двустворные» (Песнь 21-я, 191), заперты «крепким замком» (Песнь 17-я, 268) или «затвором» (Песнь 21-я, 391), который при необходимости может быть укреплен «корабельным пеньковым канатом» (Песнь 21-я, 390).
Сразу же за воротами размещался мощеный двор квадратной или прямоугольной формы. С внутренней стороны ограды по обе стороны от ворот были установлены каменные скамьи для отдыха хозяев дома и их гостей (Одиссея, Песнь 16-я, 342-344). Сидя на этих скамьях, «говорили о многом они, собеседуя сладко». Хотя и не всегда:
«Но женихи, пораженные, духом уныли; покинув
Залу, они у ограды высокого царского дома
Рядом на каменных гладких скамьях за воротами сели.» [4, с. 204].
Двор был достаточно обширен даже для проведения «гимнастических» занятий (Одиссея, Песнь 17-я, 167-169):
«Тою порой женихи в Одиссеевом доме бросаньем
Дисков и дротиков острых себя забавляли, собравшись
Все на мощеном дворе, где бывали их шумные игры.» [Там же, с. 211].
В центре двора обычно размещался алтарь Зевса или открытый очаг (Илиада, Песнь 11-я, 771-773):
«Пелей престарелый
Тучные бедра вола сожигал молнелюбцу Крониду, Стоя в ограде двора.» [3, с. 187].
По ночам во дворе и внутри дома постоянно горели костры либо жаровни, обогревавшие дом и отгонявшие от него злых духов. Примером можно считать дом Аминтора (Илиада, Песнь 9-я, 471-473) и комнату Пенелопы во дворце Одиссея (Одиссея, Песнь 19-я, 63-64):
«Целые ночи не гаснул
В доме огонь; один - под крыльцом на дворе крепкостенном, И другой - в сенях, пред дверями моей почивальни.» [Там же, с. 149]. «Выбросив на пол золу из жаровень, наклали Новых поленьев туда, чтоб нагрелась палата и был в ней Свет.» [Там же, с. 233].
По периметру двора, как уже отмечалось выше, размещались хозяйственные постройки (Одиссея, Песнь 22-я, 458-459):
«Выйти оттуда они осужденным рабыням велели,
Собрали их на дворе меж стеною и житною башней .» [4, с. 275].
Следует отметить, что в микенской Греции большое внимание уделялось и элементам благоустройства, в частности приусадебным садам и водным источникам. Подтвердим наше утверждение примерами. Первый из них - описание сада на щите Ахилла, изготовленного Гефестом (Илиада, Песнь 18-я, 561-568):
«Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный,
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись;
И стоял он на сребряных, рядом вонзенных подпорах.
Около саду и ров темно-синий, и белую стену
Вывел из олова; к саду одна пролегала тропинка,
Коей носильщики ходят, когда виноград собирают.
Там и девицы, и юноши, с детской веселостью сердца,
Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах.» [3, с. 303].
Второй пример - сад царя Алкиноя (Одиссея, Песнь 7-я, 112-132):
«Был за широким двором четырехдесятинный богатый Сад, обведенный отвсюду высокой оградой; росло там Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных, Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих; Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето, Видимы были на ветвях плоды; постоянно там веял Теплый зефир, зарождая одни, наливая другие. Там разведен был и сад виноградный богатый; и грозды Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем, Частию ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь; иные
Были давимы в чанах; а другие цвели иль, осыпав
Цвет, созревали и соком янтарно-густым наливались.
Саду границей служили красивые гряды, с которых
Овощ и вкусная зелень весь год собирались обильно.
Два там источника были; один обтекал, извиваясь,
Сад, а другой перед самым порогом царева жилища
Светлой струею бежал, и граждане в нем черпали воду.
Так изобильно богами был дом одарен Алкиноев...» [4, с. 89].
На этом наше исследование можно прервать и подвести промежуточные итоги. В вводной части статьи была поставлена цель произвести систематизацию фрагментов «Илиады» и «Одиссеи», посвященных архитектуре жилых построек и дворцовых комплексов гомеровского периода (ХИ-УШ вв. до н. э.).
1. В целом, пришлось констатировать, что Гомер не оставил подробных описаний генеральных планов жилых усадеб и дворцов. Из двух фрагментов, посвященных Итаке и стране феаков, в которой правил царь Алкиной, можно судить о том, что в гомеровский период были известны, по крайней мере, две формы расселения - городское поселение на равнине у подножия горного склона (Итака) и приморский город-порт (столица феаков). В поэмах нет также подробной информации о композиционных и стилистических особенностях фасадов зданий, их декоративных украшениях.
2. Довольно подробно Гомером охарактеризована объемно-планировочная структура дома. В частности, удалось уточнить целый ряд деталей, касающихся устройства ворот на территории усадьбы, размеров и геометрической формы внутреннего двора, конструкции его ограждения (деревянного или каменного), наименований и особенностей размещения очагов, дворовых и хозяйственных построек.
3. Гомер довольно подробно описал устройство и функциональное назначение продомоса (сеней), передал общий характер композиционного решения и декоративного оформления его внутреннего пространства. Не менее детальны описания «пировой палаты» (андрона, мегарона), в которой хозяин дома принимал и угощал своих гостей. Установлено, что в конструктивной схеме жилого здания широко применялись деревянные несущие столбы перегородки, которые помогали членить внутреннее пространство его на отдельные жилые и хозяйственные помещения. Подтверждено, что покрытие дома, в т. ч. верхний брус в дверях (притолока и пр.), также выполнялось из дерева, нередко ценных пород (кедра и др.). Каменными были лишь наружные ограждающие стены.
4. Много внимания Гомер уделил описанию садовых участков и водных источников на территории дома и за его пределами.
Настоящее исследование, посвященное жилым постройкам Древней Греции и Рима, планируется продолжить далее. Кое-что в этом направлении уже сделано [5-9]. Ближайшая тема для изучения - «Древнегреческий жилой дом-периптер (архаический - эллинистический периоды)». Исследование будет вестись на основе анализа фрагментов произведений Витрувия, Апулея, Ксенофонта и других античных авторов (историков, писателей, зодчих), посвященных архитектуре жилых зданий.
Библиографический список
1. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.
2. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры /
B.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.
3. Гомер. Илиада / Гомер ; пер. с древнегреч. Н. Гнедича ; предисл. А. Нейхардт ; прим. и словарь С. Ошерова. - М. : Правда, 1984. - 432 с.
4. Гомер. Одиссея / Гомер ; пер. с греч. В. Жуковского ; предисл. А Нейхардт ; прим. и слов. С. Ошерова. - М. : Правда, 1984. - 320 с.
5. Поляков, Е.Н. Природа в архитектуре древнеримских вилл / Е.Н. Поляков, А.С. Афанасьева, Н.С. Ткаченко // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. - № 1 (34). - С. 9-27.
6. Поляков, Е.Н. Планировка и функциональное зонирование древнегреческих и римских городов в трудах античных авторов / Е.Н. Поляков, Ю.Е. Крюкова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 2 (49). - С. 75-88.
7. Красовский, А.В. Формирование концепции «идеального» усадебного дома в зодчестве Древней Греции и Рима / А.В. Красовский, Е.Н. Поляков // Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. - С. 765-772. - Условия доступа : portal.tsuab.ru/ScienceWork/2015/konf_61NTK_2015.pdf
8. Поляков, Е.Н. Развитие концепции «идеального дома» в зодчестве Древней Греции и Рима / Е.Н. Поляков // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2015. - № 1. -
C. 294-298. - Условия доступа : https://yadi.skmail/?hash=MjbomVA0WG9rc0PLb9J% 2BhHWB7q6S7Pm4FdxahHLNw%3D&uid=74269040
9. Красовский, А.В. Греческий перистильный дом как тип демократичного жилья / А.В. Красовский, Е.Н. Поляков // Молодежь, наука, технологии: идеи и перспективы (МНТ-2015). М43 : мат. II Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. - С. 891-894. - Условия доступа : file:///C:/Users/User/Downloads/MNT-2015%20(1)%20(1).pdf
References
1. Vseobshaya istoria architectury [General history of architecture]. Arkhitektura antichnogo mira (Gretsiya, Rim). Мoscow : Gosizdat Publ., 1973. V. 2. 712 p. (rus)
2. Zubov V.P. Arhitektura drevnego mira [Architecture of Ancient world]. Materialy i dokumenty po istorii arhitektury. Мoscow : USSR Academy of Architecture Publ., 1940. 519 p. (rus)
3. Homer. The Iliad. Мoscow : Pravda Publ., 1984. 432 p. (transl. from Ancient Greek)
4. Homer. The Odyssey. Мoscow : Pravda Publ., 1984. 320 p. (transl. from Ancient Greek)
5. Polyakov E.N., Afanasieva A.S., Tka^n^ N.S. Priroda v arkhitekture drevnerimskih vill [Nature in architecture of Ancient Roman villas]. Vestnik TSUAB. 2012. No. 1. Pp. 9-27 (rus)
6. Polyakov E.N., Kryukova Y.E. Planirovka i funktsionaljinoe zonirovanie drevnegrecheskih i rimskih gorodov v trudah antichnuih avtorov [Planning and functional zoning of ancient Greece and Roman towns in works of antique authors]. Vestnik TSUAB. 2015. No. 2. Pp. 75-88 (rus)
7. Krasovsky А. V., Polyakov E.N. Formirovanie kontceptsii «idealjinogo» usadebnogo doma v zodchestve Drevnej Gretsii i Rima [Formation of ideal manor house concept in Ancient Greece and Roman architecture]. Proc. 61st Sci. Conf. of Students and Young Scientists. 2015. Pp. 765-772. (rus)
8. Polyakov E.N. Razvitie kontceptsii «idealyinogo doma» v zodchestve Drevnej Gretsii i Rima [Development of conception by «ideal house» in Ancient Greece and Roman architecture]. Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly. 2015. No. 1. Pp. 294-298. (rus)
9. Krasovsky, A.V., Polyakov E.N. Grechesky peristilny dom kak tip demokratichnogo jilyia [Greek house as a type of democratic housing]. Proc. 2nd Int. Sci. Conf. 'Youth, Science, Technologies: Ideas and Perspectives'. 2015. Pp. 891-894. (rus)