Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1910-1913 ГГ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1910-1913 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ДИСЛОКАЦИЯ / КИНОЛОГИ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситников Кирилл Алексеевич

В статье рассматривается процесс трансформации уездной полицейской стражи Воронежской губернии в 1910-1913 гг. в связи с переосмыслением базовых установок МВД Российской империи в отношении данного правоохранительного института. Проанализирован Журнал Особой комиссии, образованной для обсуждения вопросов о новой дислокации полицейской стражи Воронежской губернии 09.10.1912. Сформулировано авторское видение места и роли данного документа в дальнейшем развитии уездной полиции рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ситников Кирилл Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE INSTITUTE OF THE DISTRICT POLICE GUARD OF THE VORONEZH PROVINCE IN 1910-1913

The article deals with the process of transformation of the district police guard of the Voronezh province in 1910-1913 in connection with the rethinking of the basic installations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire in relation to this law enforcement institution. The Journal of the Special Commission formed to discuss the issues of the new deployment of the police guard of the Voronezh province from 09.10.1912 is analyzed. The author's vision of the place and role of this document in the further development of the district police of the region under consideration is formulated.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1910-1913 ГГ»

К. А. Ситников

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1910—1913 гг.

TRANSFORMATION OF THE INSTITUTE OF THE DISTRICT POLICE GUARD OF THE VORONEZH PROVINCE IN 1910—1913

В статье рассматривается процесс трансформации уездной полицейской стражи Воронежской губернии в 1910—1913 гг. в связи с переосмыслением базовых установок МВД Российской империи в отношении данного правоохранительного института. Проанализирован Журнал Особой комиссии, образованной для обсуждения вопросов о новой дислокации полицейской стражи Воронежской губернии 09.10.1912. Сформулировано авторское видение места и роли данного документа в дальнейшем развитии уездной полиции рассматриваемого региона.

The article deals with the process of transformation of the district police guard of the Voronezh province in 1910— 1913 in connection with the rethinking of the basic installations ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Empire in relation to this law enforcement institution. The Journal ofthe Special Commission formed to discuss the issues of the new deployment of the police guard of the Voronezh province from 09.10.1912 is analyzed. The author's vision of the place and role of this document in the further development of the district police of the region under consideration is formulated.

Организационные основы функционирования правоохранительной системы и отдельных ее институтов находятся в постоянной динамике развития ввиду оказываемого на нее влияния чрезвычайно подвижного множества факторов, в том числе политических, экономических, социальных и правовых [1].

Особенно актуальным данный вопрос становится в переломные для государства и его механизма периоды, к которым в рамках отечественной истории, безусловно, относится начало двадцатого столетия. Указанный период существенно выделялся глубиной и масштабностью социальных конфликтов [2], что детерминировало стремительное изменение криминогенной обстановки в самых разных регионах страны.

В этой связи к 1910 году руководство Министерства внутренних дел Российской империи

вновь пришло к выводу о необходимости тщательного пересмотра организационных основ построения деятельности наиболее многочисленного полицейского компонента в сельской местности — полицейской стражи [3. — С. 464].

Обосновывалась такая позиция в секретном циркуляре от 28.11.1910 № 23860 тем, что период «революционной смуты», обусловивший ранее реформирование рассматриваемого правоохранительного института, можно признать пройденным. Перед полицией встает новая задача по борьбе с негативными последствиями минувших событий, нетерпимых для общественной безопасности.

Отмечалось усиление преступных посягательств в виде бандитизма и хулиганства [4]. Для борьбы с подобными негативными социально-правовыми явлениями МВД в сельской местности

могло опираться лишь на становых приставов и урядников, однако вверенная им территория с учетом незначительной штатной численности указанных служащих представлялась чрезмерно «обширной». В связи с этим противостоять преступности «чины эти... поставлены... нередко в невозможность», не говоря уже о выполнении превентивной функции [5. — Л. 109, 109 об.].

Для решения возникшей проблемы МВД, вновь прибегнув к методу «эшелонных опросов» [6], предлагало губернаторам высказать свои предложения по пересмотру функционального предназначения стражников уездной полицейской стражи, вновь делая их помощниками урядников и становых приставов [3. — С. 464—465].

Получив соответствующее распоряжение, воронежский губернатор С. И. Голиков циркулярно «предложил» уездным исправникам представить необходимые соображения, обратив внимание, насколько «наступившее успокоение» сельского населения дает возможность перераспределить нижних чинов уездной полиции для несения «чисто полицейских» обязанностей. Также требовалось направление следующей информации:

• доля личного состава, которую можно выделить из отрядов;

• где и в каком количестве должны быть сформированы резервные отряды;

• за какими именно селениями должны быть закреплены распределенные малыми группами служащие и почему;

• возможно ли распределить стражников в некоторых пунктах поодиночке; если да, то где именно;

• чертежи, отражающие предполагаемую дислокацию [7. — Л. 2, 2 об.].

Большинство чиновников высказались относительно предложенных изменений исключительно положительно, отметив, что «вопрос назрел» (табл. 1), а установленный на момент опроса способ распределения по отрядам «не дает использовать стражу по назначению», в связи с чем они готовы к переустройству вверенных им подразделений. Однако в глаза бросаются отличающиеся толкования исправниками циркуляров МВД и губернатора: наблюдается неоднозначное понимание терминов «отряд» и «резерв», в связи с чем автору не представляется возможным с точностью установить, является ли группа в 6 или 14 (напр., Валуйский уезд) человек «распыленным отрядом», выполняющим «чисто полицейские функции», или

незначительным по количеству личного состава отрядом-резервом. Как мы увидим в дальнейшем, со временем этот недочет в регионе будет устранен [7].

По результатам проведенного среди губернаторов опроса было проведено Особое совещание по вопросу о новой дислокации полицейской стражи под председательством П. Г. Курлова.

Ввиду того, что выработать единую позицию в масштабах всего государства не представилось возможным (рис. 1), комиссия приняла следующее решение:

• треть стражи необходимо дислоцировать в отряды при уездных полицейских управлениях;

• остальной личный состав может быть распределен небольшими группами по усмотрению губернаторов [3. — С. 520; 8. — Л. 365].

Архивные материалы также свидетельствуют о том, что 17 марта 1911 года воронежский губернатор своим циркуляром № 1909, по всей видимости, вновь потребовал от уездных исправников проект предполагаемого распределения стражи с пояснительными записками в обоснование своих идей [7. — Л. 185].

Впоследствии циркуляром Департамента полиции МВД от 08.07.1911 № 14921 ввиду развития преступности и нравственной распущенности подрастающего сельского и поселкового населения до переустройства полиции на началах, выработанных в рамках внесенного в Совет Министров проекта реформы полиции, губернаторам рекомендовалось принять подготовительные меры к осуществлению предложений, выработанных Особым совещанием. При этом «предпочтительным» предполагалось распределение «даже единицами» в пункты, которые выделяются по своим криминогенным характеристикам в негативном ключе:

• большая численность населения;

• развитие фабрично-заводской или торгово-промышленной деятельности;

• склонность жителей «к буйствам и вообще нарушению порядка» [5. — Л. 112—113].

Детальное рассмотрение вопроса должно было проводиться в рамках дополнительного обсуждения на периодических совещаниях при губернских правлениях с привлечением к их деятельности не только советников правлений, но и непосредственных руководителей полицейской стражи: инспекторов и офицеров — по строевой части, уездных исправников — по общей.

Таблица 1

Краткая характеристика мнений уездных исправников Воронежской губернии касательно реформы организации построения полицейской стражи

Уезд Краткое описание

Бирюченский 1/3 стражи «достаточно» для выполнения «действия силой». Конные летучие отряды в г. Бирюч, сл. Алексеевка, сл. Волоконовка. Остальных—распределить по уезду.

Распределить 61 стражника:

Бобровский • в три группы по 6 человек «в резервах»1 при становых квартирах; • отряд из 11 чинов в сл. Бутурлиновке; • 61 человек — малыми группами, как правило, по 1—2. Резерв из 45 стражников в г. Боброве.

Распределить 92 стражника:

Богучарский • в три отряда по 10 человек и один отряд из 15 человек — при становых квартирах; • остальные 46 человек — в одиночку или малыми группами по 2—3. Резервный отряд из 50 стражников в г. Богучар (если считать три отряда частью распределения для несения общеполицейских функций, то наблюдается лишь незначительное отклонение от нормы в 1/3).

2/3 распределить:

Валуйский • 30 пеших стражников на три отряда по 10 человек, направив к ним по 4 конных чина полиции; • 9 конных стражников — по одному, создать одну группу из 4 и одну из 5 стражников. Из остальных 30—сформировать отряд в г. Валуйках

Воронежский 2/3 «выделить»: в два отряда по 10 человек, остальные 66 стражников—группами преимущественно по 3—4 человека. Остальная 1/3 служащих—в г. Воронеже.

Задонский Распределить группами по 1—7 человек 41 служащего. В г. Задонске—«резервный отряд» из 25 стражников (заметно отклонение от нормы в 1/3).

Землянский 2/3 распределить, 1/3 оставить в «резервных отрядах».

Коротоякский Пешие отряды необходимо преобразовать в конные, «распределив их» в два отряда по 10 человек. 11 стражников—направить в помощь урядникам, еще 9—направить в села. Из оставшихся 33 человек—«образовать один отряд, который останется в городе Коротояке» (45,2 % личного состава).

Нижнедевицкий «Предполагал бы возможным назначить для несения чисто полицейских обязанностей. не более % части» стражи.

Новохоперский «Распределение чинов полицейской стражи следует признать безусловно желательным..., но привести это нововведение в жизнь по Новохоперскому уезду» не представляется возможным. Такие преобразования возможны лишь в случае расширения штата.

Острогожский 92 стражника распределить по одиночке или группами из 2—5 нижних чинов. «Крупный резерв» из 50 человек—в г. Острогожске и сл. Россошь (по 25 стражников).

Павловский Три отряда по 10 человек при становых квартирах «несут все полицейские обязанности». 45 человек—распределить. 15 конных стражников—оставить в отряде в г. Павловске.

1 Несмотря на употребление термина «резерв», исходя из количественного состава группы, мы отнесли ее к категории распыленных.

Мнения губернаторов по вопросу о распределении стражников малыми группами в помощь урядникам и становым приставам

Против высказанных предложений 26%

Против осуществления

изменений в своих губерниях 6%

Согласны, но не

уверены в целесообразности 11%

Рис. 1

В Воронежской губернии заседание подобной особой комиссии было назначено уже на 9 октября 1912 года, в ее состав вошли:

• вице-губернатор действительный статский советник С. А. Шидловский;

• инспектор полицейской стражи полковник В. З. Тархов;

• советник губернского правления статский советник А. Я. Генерозов;

• уездные исправники князь В. М. Вадболь-ский (Воронежский уезд), М. И. Булович (Павловский); Л. М. Сосновский (Острогожский)2;

• офицеры полицейской стражи ротмистры В. М. Левандовский, И. Я. Хазбиевич [9. — Л. 297, 298; 10].

На заседании было обсуждено 17 вопросов, охвативших куда более широкий круг проблем, нежели только распределение нижних чинов на местности. В результате анализа принятые решения были распределены нами на 5 групп (табл. 2):

• изменение организационных основ деятельности стражи;

• совершенствование системы профессиональной подготовки;

• пересмотр порядка комплектования личного состава;

• оптимизация делопроизводства;

• улучшение материально-технического оснащения (в том числе по вопросам конского состава) [9. — Л. 317—318 об.].

Как мы видим, в соответствии с предыдущими решениями Департамента полиции региональное руководство тоже сделало очевидный акцент на усилении вовлечения стражников в исполнение общеполицейских обязанностей в сельской местности с безусловным сохранением готовности к применению в составе подразделений для наведения порядка при массовых нарушениях общественного порядка [3. — С. 481].

Как отмечают А.П. Нахимов, А.В. Кирнос, В.А. Колесников, изменение официальной целевой установки в отношении уездной полицейской стражи произошло в 1910 году [3. — С. 451], однако в Воронежской губернии этот процесс представляется протяженным во времени. Трансформация происходила постепенно, волнообразно.

2 Изначально указывалось, что в комиссию входил и Землянский уездный исправник В. П. Гаврилов, однако в заседании он не участвовал.

Таблица 2

Решения особой комиссии при воронежском губернаторе, образованной для обсуждения вопросов о новой дислокации полицейской стражи от 09.10.1912

Направление проблем Рассмотренный вопрос Принятое решение

Организационная структура № 1. О распределении полицейских стражников в одиночку в помощь урядникам Необходимо распределить стражников в одиночку в помощь урядникам в пунктах, требующих усиленного надзора. Составление нового проекта дислокации возлагалось на исправников. В одиночные пункты должны были назначаться пешие или конные опытные, «честные, трезвые» стражники. Один из членов комиссии высказался против таких изменений.

№ 2. О замене пеших стражников конными В зависимости от мотивированных представлений исправников заменить пешую стражу конной.

№ 3. О распределении конной стражи отрядами менее 20 человек В. М. Левандовский, И. Я. Хазбиевич указали на нецелесообразность создания отрядов по 5—6 человек. В связи с этим было решено образовать резервные отряды численностью в 20—30 стражников, остальных сосредоточить конными отрядами при становых квартирах по 9 человек «при особом старшем».

Профессиональная подготовка № 5. О соединении отрядов стражников в уездах для строевого обучения (сборов) Конные отряды при становых квартирах должны каждый год (желательно в августе) соединяться в отряды на сборы для строевого обучения на 7—10 дней. Сборы одиночных стражников должны длиться две недели (в апреле и августе — сентябре).

№ 6. Об устранении причин, препятствовавших сборам Кроме общих сборов офицерами регулярно производится подготовка отрядов по утвержденному расписанию. Также подразделения проверяются внезапными приездами заведующих.

№ 17. О приобретении сыскных собак Требуется возбудить ходатайство о разрешении командировать стражников для обучения дрессировке собак.

Комплектование № 7. О порядке комплектовании стражи Ввиду невозможности комплектовать стражу представителями иных регионов был допущен набор кандидатов по возможности из дальних уездов Воронежской губернии. Не допускалось назначение в отряд и в «пунктовые» служащие лиц — уроженцев места расквартирования.

№ 9. О допустимости назначения конными стражниками лиц, не имеющих лошадей Было допущено определение конными стражниками указанных кандидатов с обязательным отбиранием подписки подчиняться ежемесячному вычету в размере 5 руб.

Делопроизводство № 8. О регистрации стражи Целесообразно возбудить ходатайство перед МВД о разрешении производить из остатков на содержание стражи расход на делопроизводство до 50 руб. в год на уезд.

Материально-техническое оснащение № 4. О вооружении чинов «Наганами» Урядников, старших стражников и чинов, расквартированных в одиночку вооружить револьверами «Наган» офицерского образца и драгунской шашкой. Винтовки «пунктовых»3 стражников хранить в отрядах.

№ 7. О порядке комплектовании стражи Ходатайствовать перед МВД о распространении на стражу преимуществ, распространяемых на чинов Отдельного корпуса жандармов. Если это невозможно, то ходатайствовать о создании системы премирования: 1) 150 руб. за 3 года беспорочной службы; 2) 500 руб. за 10 лет.

№ 10. О покупке лошадей для стражников При комплектовании конными стражниками учебной команды должна создаваться специальная комиссия, занимающаяся осмотром лошадей. Признанных негодными к службе необходимо браковать и одновременно предлагать заменить их годными в соответствии с вопросом № 9 или через получение ссуды. Приобретенные последним способом лошади могут быть оставлены в команде с возвращением денег стражнику или стать его собственностью после 3 лет службы. Аналогичен порядок при поступлении на службу новых кандидатов. В качестве поставщика выбран конеторговец Гончаров.

3 Данный термин применялся к стражникам, расквартированным (в одиночку или по 2 ленным пунктам.

—3 человека) по насе-

№11. Об использовании остатков от содержания на хозяйственные нужды В связи с необходимостью приобретения домов для учебной команды, швальни и Воронежского конного отряда остатки кредита должны расходоваться максимально экономно. Письменные принадлежности относить на остатки от содержания. И. Я. Хазбиевичу необходимо приобрести в г. Москве 12 медных факелов (по 1 на отряд).

№12. О допустимости выдачи на руки квартирных денег Квартирные на руки получают только стражники, расквартированные в одиночку.

№13. Об артельном фуражном довольствии Заготовку фуража производить наиболее выгодным способом на артельных началах.

№14. По заключению договоров аренды казарменных помещений Договоры об аренде казарменных помещений должны заключаться только после одобрения их проекта Губернским правлением (по разработанному им же образцу).

№15. Об оставлении в отрядах седел, приобретаемых из кавалерийских частей за средства казны Седла, приобретенные на казенные деньги из кавалерийских частей, могут быть оставлены в отряде при выполнении следующих условий: 1) стражник служит от 3-х лет; 2) необходимо оплатить стоимость седла, уменьшенную на 1 руб.; 3) данный порядок должен быть указан в подписке стражника.

№16. О введении седел одного кавалерийского образца Признавалось желательным введение седел для конной стражи, кроме казаков, одного кавалерийского образца. При этом замену целесообразно проводить постепенно, минимизируя расходы.

№17. О приобретении сыскных собак Решено возбудить ходатайство о разрешении приобрести для отрядов стражи сыскных собак за счет остатков от содержания.

По результатам принятых на уровне региона в октябре 1912 года решений был подготовлен проект видоизмененной дислокации, получивший одобрение от министерства 31.01.1913. Завершилось же перестроение согласно циркуляру Воронежского губернского правления от 04.03.1913 № 772 лишь 1 апреля того же года: теперь стражники располагались не только в резервных командах, но и отрядах, а также парных и одиночных пунктах.

Анализ материалов Особой комиссии позволяет прийти к выводу о том, что проведение перехода к новой целевой установке в определенной степени повлекло за собой необходимость модификации не только в организационной структуре, дислокации, но и в подходах к комплектованию и профессиональной подготовке стражи. Безусловно, определенную роль сыграл и накопленный за годы деятельности стражи опыт.

Так, например, установка на проведение ежегодных сборов обусловлена потенциальной угрозой «понижения в нравственном отношении» [9. — Л. 317], подрыва духа воинской дисциплины, ослабления «взаимной связи» между нижними чинами, которые при определенных обстоятельствах должны оперативно мобилизоваться в единое боевое подразделение.

Примечательно, что значительная часть заседания Особой комиссии была посвящена вопросом материально-технического оснащения, обеспечению нижних чинов лошадьми. Сравнительно невысокий уровень финансирования вынуждал местное руководство искать пути для оптимизации и рационализации производимых расходов с учетом параллельной потребности в совершенствовании и переоснащении подведомственного правоохранительного института в условиях стремительно преобразующейся действительности.

Решение по делопроизводству было принято, по всей видимости, также и в связи с внедренной годом ранее по инициативе губернского инспектора и его подчиненных системой картотеки урядников и стражников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения, касающиеся процедуры комплектования, детерминированы очевидной невыполнимостью в существующих реалиях требований циркуляров МВД и постоянным кадровым дефицитом. Вместе с тем такое послабление влекло за собой в дальнейшем усиление контроля со стороны строевого и общего руководства стражи за нравственными характеристикам кандидатов на службу с целью недопущения ухудшения качественных показателей личного состава. Дополнительные требования должны были предъявляться

к полицейским, «оторванным» от своих коллег, распределенных поодиночке, чье положение в этой связи было сопряжено с повышенной ответственностью.

Таким образом, проследив трансформационные процессы, происходившие внутри полицейской стражи Воронежской губернии в 1910—1913 гг., мы можем прийти к выводу о том, что постепенно было возрождено задуманное еще в 1903 г. единство нижних чинов уездной полиции в реализации полицейских функций [5. — С. 534]. Изменения принимались с учетом не только окончания революционных событий, но и изменившейся

криминогенной обстановки в селах в целом. При этом немалое влияние на преобразование оказали лица, непосредственно осуществлявшие руководство полицейской стражей, знакомые с «внутренними» проблемами и особенностями деятельности правоохранительного института.

На наш взгляд, именно комплекс решений особой комиссии, образованной для обсуждения вопросов о новой дислокации, во многом предопределил вектор всего дальнейшего развития уездной полицейской стражи Воронежской губернии вплоть до последнего дня ее функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сосновская Ю. Н. Основы построения систем организационного управления. Органы внутренних дел как социальная правоохранительная система — организация // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 10. — С. 288.

2. Осипов С. В. Россия в начале 20 века: прогресс и инерция. — Ульяновск, 2003. — С. 1—3.

3. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX — начале XX века : монография. — Воронеж, 2018. — 685 с.

4. Сидоркин Ю. В. Образование уездной полицейской стражи и ее реорганизация после русской революции 1905—1907 гг. // Вестник Московского университета МВД России. —

2021. — № 3. — С. 47—53. — Б01 10.24412/2073-0454-2021-3-47-53.

5. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). — Ф. 102. — 2-е де-лопр. — 1911. — Оп. 68. — Д. 14. — Ч. 21.

6. Ситников К. А. Учет мнения правоприменителя в законотворческом процессе на примере учреждения полицейской стражи Воронежской губернии // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2021. — № 1. — С. 225—232.

7. Государственный архив Воронежской области (далее — ГАВО). — Ф.И-1. — Оп. 2. — Д. 783.

8. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 729.

9. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 3. — Д. 101.

10. Адрес-календарь / Памятная книжка Воронежской губернии на 1913 г. — Воронеж, 1913. — С. 1, 76, 124, 153, 169.

REFERENCES

1. Sosnovskaya Yu. N. Osnovy' postroeniya sistem organizacionnogo upravleniya. Organy' vnutrennix del kak sociaTnaya pravooxranitel'naya sistema — organi-zaciya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Ros-sii. — 2014. — № 10. — S. 288.

2. Osipov S. V. Rossiya v nachale 20 veka: progress i inerciya. — UFyanovsk, 2003. — S. 1—3.

3. Naximov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. ProfessionaTnaya podgotovka nizhnix chinov uezdnoj policii v Ro ssij skoj imperii v konce XIX — nachale XX veka : monografiya. — Voronezh, 2018. — 685 s.

4. Sidorkin Yu. V. Obrazovanie uezdnoj poli-cejskoj strazhi i ee reorganizaciya posle russkoj revoly-ucii 1905—1907 gg. // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2021. — № 3. — S. 47—53. — DOI 10.24412/2073-0454-2021-3-47-53.

5. Gosudarstvennyj arxiv Rossijskoj Federacii (dalee — GARF). — F. 102. — 2-e delopr. — 1911. — Op. 68. — D. 14. — Ch. 21.

6. Sitnikov K. A. Uchet mneniya pravoprimenitelya v zakonotvorcheskom processe na primere uchrezhdeniya policejskoj strazhi Voronezhskoj guber-nii // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. — 2021. — № 1. — S. 225—232.

7. Gosudarstvennyj arxiv Voronezhskoj oblasti (dalee — GAVO). — F.I-1. — Op. 2. — D. 783.

8. GARF. — F. 110. — Op. 11. — D. 729.

9. GAVO. — F. I-1. — Op. 3. — D. 101.

10. Adres-kalendar / Pamyatnaya knizhka Voronezhskoj gubernii na 1913 g. — Voronezh, 1913. — S. 1, 76, 124, 153, 169.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ситников Кирилл Алексеевич. Преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский институт МВД России. E-mail: kirillsa@mail.m

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. 8-920-453-29-83.

Sitnikov Kirill Alexeevich. Lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: kirillsa@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те1 8-920-453-29-83.

Ключевые слова: полицейская стража; уездная полиция; трансформация; реформирование; дислокация; кинологи; Воронежская губерния.

Key words: police guard; district police; transformation; reformation; dislocation; dog handlers; Voronezh

region.

УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.