Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НИЖНИХ ЧИНОВ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НИЖНИХ ЧИНОВ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД / ПОЛИЦИЯ / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ УРЯДНИКИ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА ПОЛИЦИИ / РОССЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE / DISTRICT POLICE / VILLAGE CONSTABLES / POLICE GUARDS / POLICE PROFESSIONAL TRAINING / POLICE EDUCATION / POLICE SCHOOL / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

Сформулирована авторская периодизация профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX в. в виде четырех последовательно сменяющих друг друга «волн». Рассмотрены характерные особенности становления и развития организационных форм профессиональной подготовки полицейских урядников и нижних чинов полицейской стражи. Дано концептуальное предположение о складывании к началу XX в. устойчивой тенденции к оформлению в России системного характера полицейского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOWER RANKS OF DISTRICT POLICE PROFESSIONAL TRAINING IN THE RUSSIAN EMPIRE IN LATE XIX - XX CENTURIES

The article presents an attempt to formulate the author's periodization of professional training of the lower ranks of the district police in the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries in the form of four successive «waves». Addressed some characteristic of formation and development of organizational forms of professional training of the village constables and the lower ranks of police guards. Authors formulate a conceptual assumption about the formation of a stable tendency to form the system character of police education in Russia by the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НИЖНИХ ЧИНОВ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 351.74 А. П. Нахимов,

А. В. Кирнос,

В. А. Колесников

ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»

Характерные особенности становления и развития профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX века

АННОТАЦИЯ. Сформулирована авторская периодизация профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX в. в виде четырех последовательно сменяющих друг друга «волн». Рассмотрены характерные особенности становления и развития организационных форм профессиональной подготовки полицейских урядников и нижних чинов полицейской стражи. Дано концептуальное предположение о складывании к началу XX в. устойчивой тенденции к оформлению в России системного характера полицейского образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МВД, полиция, уездная полиция, полицейские урядники, полицейская стража, профессиональная полицейская подготовка, полицейское образование, школа полиции, Россйская Империя.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Характерные особенности становления и развития профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX века // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 8.

A. P. Nakhimov, A. V. Kirnos,

V. A. Kolesnikov

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Characteristic of formation and development of lower ranks of district police professional training in the Russian Empire in late XIX - XX centuries

ABSTRACT. The article presents an attempt to formulate the author's periodization of professional training of the lower ranks of the district police in the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries in the form of four successive «waves». Addressed some characteristic of formation and development of organizational forms of professional training of the village constables and the lower ranks of police guards. Authors formulate a conceptual assumption about the formation of a stable tendency to form the system character of police education in Russia by the beginning of the XX century.

KEYWORDS: the Ministry of Internal Affairs, police, district police, village constables, police guards, police professional training, police education, police school, the Russian Empire.

FOR CITATION: Nakhimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Characteristic of formation and development of lower ranks of district police professional training in the Russian Empire in late XIX - XX centuries // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P. 8.(in Russ.).

История правоохранительных органов, неотделимая от общей эволюции Российского государства, традиционно является объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. Тем понятнее очередной виток актуализации исследовательского интереса к проблемам развития полиции Российской империи, который обусловлен не только юбилейными датами, но и существенным шагом вперед в методологическом оснащении современной полицеистики, выявлении и научном переосмыслении исторических, прежде всего архивных, источников.

Это стимулировало появление достаточно большого количества научных трудов, рассматривающих важнейшие проблемы организации и функционирования досоветской полицейской системы1 [2; 7; 13]. В общем объеме работ по отечественной полицеистике все более значительным становится удельный вес исследований отдельных аспектов истории уездной полиции Российской империи. Это объясняется важностью роли данного правоохранительного института, обусловленной рядом факторов, в частности необходимостью усиления полицейского контроля за крестьянством, доминировавшим в структуре российского населения той эпохи.

Модификации российской уездной полиции, опосредованные как эволюционными, так и революционными изменениями общественно-политической жизни в России, вплоть до 1917 г. являлись одним из центральных звеньев реформирования отечественной полицейской системы. Особо важные последствия имели формирование на основе «Временного положения» от 9 июня 1878 г. института полицейских урядников и учреждение Законом от 5 мая 1903 г. полицейской стражи.

С течением времени все более значимым фактором, влияющим на качественный состав обновлявшейся уездной полиции и соответственно эффективность деятельности, становилась профессиональная подготовка, в том числе и наиболее массовой ее компоненты - нижних чинов. Это обстоятельство обусловило повышенное внимание современного экспертного сообщества к углубленному исследованию данной историко-полицейской проблематики2 [1; 3-5; 8-12].

Одним из первых четко сформулированных

1 См.: История российской полиции: научный справочник - календарь памятных дат / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М., 2018.

2 См.: Нахимов А. П. Сто тридцать лет подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежском регионе:

от полицейских урядников к киберполицейским : учебно-на-

глядное пособие / А.П. Нахимов [и др.]. Воронеж, Воронеж-

ский институт МВД России, 2017;

нормативных оснований для начала оформления профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции стала ст. 4 «Временного положения о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» от 9 июня 1878 г., которая определяла важнейшим условием занятия соответствующей должности обязательное «испытание» уездным исправником кандидатов с целью выявления из них «наиболее годных к полицейской службе»3. Будущие урядники должны были в числе прочего продемонстрировать хорошее знание «Инструкции полицейским урядникам», утвержденной министром внутренних дел 19 июля 1878 г.4 В сопровождавшем этот документ циркуляре МВД от 26 июля 1878 г. № 83 содержалось признание того, что с началом обусловленных реформами изменений общественной жизни, прежде всего в российской деревне, а также в связи с усложнением повседневной деятельности уездной полиции «от низших полицейских чинов требуется уже гораздо более развитости и знания законов»5.

Попытки структурирования длительного и незавершенного процесса становления института профессиональной подготовки отдельных категорий нижних чинов уездной полиции в Российской империи уже предпринимались в отечественной историографии [1, с. 76]. Авторское видение формирования общей периодизации профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции изначально предполагает ряд методологических предпосылок:

определение в качестве комплексного критерия для периодизации взаимосвязей и взаимовлияния как модификаций статуса нижних чинов уездной полиции, так и изменений векторов правительственной политики в сфере профессиональной полицейской подготовки;

широкий подход к пониманию профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции, заключающийся в необходимости взаимосвязанного рассмотрения двух ее основных составляющих - строевого обучения и полицейского образования, что, в свою очередь, неизбежно приводит к расширению спектра исследуемых организационных структур и позволяет не ограничиваться изучением только уряднических школ;

3 См.: Полное Собрание законов Российской империи. Второе собрание (1825-1881). Т. 53. Ч. 1. Ст. 58610. С. 399.

4 См.: Инструкция полицейским урядникам // Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1878 г. Ст. 148. СПб., 1880. С. 170-187.

5 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1882. Оп. 317. Д. 547. Ч. 1. Л. 151-152 об.

фиксацию в развитии профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции сочетания, с одной стороны, преемственности, выражавшейся в периодическом воспроизведении похожих организационно-правовых форм, и, с другой - дискретности, обусловленной прежде всего необходимостью не только преодоления предыдущих функциональных несовершенств, но и сменой акцентов в самой профессиональной деятельности уездной полиции.

С учетом вышесказанного нами было признано уместным использование в рамках периодизации вместо категории «этап» специфического термина «волна». Это понятие, во-первых, отражает процесс последовательных возвратов к реализации идеи создания объективно необходимых организационных форм профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции, использования ряда достижений их предшествующего развития, а во-вторых, формирует представление о противоречивости эволюции полицейского образования, временных «откатах назад» в определении целесообразности разных его форм, их преемственности и масштабах развития.

Процесс эволюции института профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции структурируется в виде четырех последовательных «волн»: 1) 1878 - середина 1880-х годов; 2) 1887 - начало 1900-х годов; 3) 1903 - начало 1910-х годов; 4) 1913 - начало 1917 г. При этом хронологически нечетко оформленные «откаты волн» эволюции профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции, на наш взгляд, целесообразно не только трактовать как временные спады в интенсивности правительственной деятельности в данной области, но и рассматривать в качестве периодов оживления дискуссий о видоизменении форм, средств и методов строевого и полицейского обучения.

В самом начале «первой волны» базовая профессиональная подготовка полицейских урядников представлялась как синтез трех форм: процедуры проверки уездным исправником знания кандидатами на урядническую должность положений Инструкции 1878 г.; самообразования нижних чинов уездной полиции с использованием ими официально одобренных вспомогательных материалов, к примеру Справочной книжки для полицейских урядников6, изданной на основании циркуляра Департамента полиции от 31 июля 1879 г. № 427; повседневного контроля становы-

6 См.: Справочная книжка для полицейских урядников. СПб., 1879.

7 См.: Об издании справочной книжки для полицейских урядников. Циркуляр Департамента полиции исполнительной

ми приставами и уездными исправниками правильности оформления урядниками соответствующих документов и эффективности реализации ими служебных обязанностей.

На практике ни одна из этих форм подготовки не реализовывалась в полном объеме, так как приставы и исправники не всегда организовывали полноценные проверки знания полицейских обязанностей и контролировали их служебную деятельность, а общий низкий уровень общеобразовательной подготовки и перегруженность урядников повседневными обязанностями при недостаточности вышеуказанного контроля затрудняли самообразование.

Такая ситуация дала толчок к возникновению проектов создания специальных школ для подготовки полицейских урядников, первая из которых была открыта 30 декабря 1879 г. в Гродненской губернии по инициативе местного губернатора Н. М. Цеймерна. Решающую роль в ее организации сыграл правитель канцелярии губернатора И. П. Моллериус.

В ходе реализации «гродненской модели» были апробированы способы организации и функционирования полицейских школ, которые сохраняли свою востребованность в течение всего последующего времени. Ключевыми из них стали: привлечение для создания школы и руководства ею, а также преподавательской деятельности преимущественно на безвозмездной основе чиновников губернского правления; периодические «сменные» наборы обучавшихся из числа полицейских урядников; попытки решить проблемы финансирования за счет перераспределения казенных средств, отпускаемых на другие статьи расходов, в пользу школ; предоставление для размещения школы и общежития губернского казенного здания; преобладание в образовательном процессе теоретических дисциплин, ориентированных на изучение основ законоведения и полицейских обязанностей; практическая отработка полученных навыков обучавшимися в форме командировок в ближайшее полицейское управление; утверждение успешного окончания школы в качестве одного из важнейших критериев для занятия должности полицейского урядника.

Авторы «гродненского проекта» были убеждены, что базовая теоретическая подготовка в школе позволит не только повысить эффективность собственной служебной деятельности, но и создавать для ее выпускников «возможность при-

31 июля 1879 г. № 42 // Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1879 г. Ст. 142. СПб., 1881. С. 187-189.

обретать дальнейшие сведения и по окончании курса»8.

Успешное функционирование гродненской школы обусловило попытку министра внутренних дел Л. С. Макова инициировать развертывание сети подобных организаций по всей европейской части страны. В циркуляре от 5 мая 1880 г. № 44 глава МВД не просто предложил 46 губернаторам и ряду градоначальников ознакомиться с «гродненским опытом» и, учитывая «важность дела», «в непродолжительном времени» представить предположения об устройстве школ, но и подчеркнул, что «ожидать добрых последствий» таких школ можно лишь, если губернаторы примут «в этом деле вполне деятельное участие»9. Впервые была сформулирована вполне очерченная цель государственной политики в отношении совершенствования профессиональной подготовки полицейских урядников. Об официальном характере этого документа, а не только как о личном послании губернаторам говорит тот факт, что он был опубликован в региональных официальных печатных органах10.

Хотя из 19 сохранившихся ответных рапортов губернаторов выражение поддержки и предоставление проектов организации школ содержались в 13, реальное открытие новых школ, помимо гродненской, состоялось лишь в трех губерниях: Пермской (16 августа 1880 г.), Тверской (2 сентября 1880 г.)11 и Курской (31 августа 1880 г.)12. В их функционировании в целом использовался гродненский опыт, но не исключались и отдельные особенности. Так, школа в Курске финансировалась земством, что способствовало относительной длительности ее функционирования (не менее 5 смен)13.

Основными причинами краткости существования уряднических школ «первой волны» стали не только проблемы с финансированием из-за отсутствия соответствующих статей бюджетных расходов, но и дискуссии о целесообразности самого института урядников, инспирированные начатым новым руководителем МВД М. Т. Лорис-Меликовым очередным витком реформ.

Предпосылки для подъема «второй волны» эволюции профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции стали закладываться с

8 См.: Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 40. Д. 60. Л. 31.

9 См.: Там же. Д. 39. Л. 2.

10 См.: Воронежские губернские ведомости. 1880. № 45. 18 июня.

11 См.: Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 41. Д. 39. Л. 66, 69.

12 См.: Там же. Ф. 1286. Оп. 41. Д. 45. Л. 14.

13 См.: Там же. Д. 39. Л. 8.

1882 г., когда Д. А. Толстым, новым главой МВД, были приняты решения о сохранении модифицированного института полицейских урядников.

Характерной чертой «второй волны» стала активизация воздействия самого руководства МВД на формирование уряднических школ. Уже в циркуляре от 28 июля 1887 г. № 3153, объявлявшем новую «Инструкцию полицейским урядникам», прямо указывалось на «существенную пользу» обустройства данных школ14. Также были подготовлены Всеподданнейший доклад Д. Н. Толстого (август 1887 г.)15 и Всеподданнейшая записка И. Н. Дурново (июнь 1889 г.)16 Александру III с информированием об организации в губерниях уряднических школ, получившие Высочайшее одобрение. С этого момента целесообразность существования образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции в высших правительственных кругах практически не подвергалась публичному сомнению, а в официальных документах, как правило, содержались поощрительные для создания школ полицейских урядников отзывы. Тем не менее, полного представления о трудностях, прежде всего финансового характера, которые должны были сопровождать открытие данных образовательных организаций, руководство МВД не имело: в циркуляре № 3153 подчеркивалось, что организация «школы для урядников... не вызывает никаких затрат со стороны казны, кроме ничтожных расходов на канцелярские принадлежности, которые при наличии известной доли желания и заботливости могут свободно пополняться из имеющихся в распоряжении гг. губернаторов сумм»17.

Всего в 1887-1903 гг. в 50 губерниях империи было открыто не менее 37 уряднических школ, в том числе не менее двух - в 1887 г., 14 - в 1888 г., 8 - в 1889 г., 3 - в 1890 г., 10 - в 1893-1900 гг. [9, с. 312]. Первые школы были открыты в октябре-ноябре 1887 г. в Смоленске и Астрахани. В Вятской и Вологодской губерниях было открыто по несколько школ.

В регионах отрабатывались алгоритмы профессиональной подготовки, включавшие следующие компоненты: аттестацию уже служивших урядников; усиление внимания к «испытаниям» при подборе кандидатов; ознакомление с инструкцией (самостоятельно или с помощью становых приставов и уездных исправников); сбор в

14 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1882. Оп. 317. Д. 547. Ч. 2. Л. 61.

15 См.: Там же. Л. 66-69.

16 См.: Там же. Ч. 4. Л. 126-127 об.

17 См.: Там же. Оп. 38. Д. 400. Л. 2.

губернском городе для прохождения «экзаменационного испытания», проводимого специально назначенным чиновником; создание для «испытаний в знании инструкции» экзаменационных комиссий; приобретение этими комиссиями функции непосредственного обучения кандидатов18; создание «уряднических школ».

Хотя со временем Департамент полиции стал циркулярно рекомендовать сформированную на базе опыта житомирской школы «матрицу» образовательной организации для подготовки полицейских урядников19, существовали довольно ощутимые региональные отличия в нормативной основе функционирования школ, их принадлежности (при губернских правлениях или канцеляриях губернаторов, при местных полицейских управлениях и т. д.); организации руководства ими, времени их функционирования (постоянно или в «сессионном» порядке), сроках проведения учебных смен (от одной недели до четырех месяцев, одна или несколько в год), количестве и составе обучавшихся (до нескольких десятков, не только урядников и кандидатов, но и городовых, тюремной стражи, сторожей для присутственных мест и т. д.), образовательных программах, организации занятий и учебно-методической базе.

Содержание учебных программ в школах ощутимо различалось в зависимости от уровня подготовленности обучавшихся, специфики конкретной губернии и времени создания конкретного документа. Постепенно нарастала диверсификация изучавшихся дисциплин, рос их объем. При сохранении общей направленности обучения на формирование практических навыков наблюдалось увеличение объема преподававшихся теоретических сведений. Быстро росло общее число учебных пособий и модифицировалось их содержание: работы, посвященные непосредственному изучению «Инструкции полицейским урядникам», активно дополнялись специализированными трудами, направленными на изложение основ отдельных отраслей права или конкретных направлений деятельности урядников. К составлению данных пособий начали привлекаться достаточно известные специалисты.

К началу ХХ в. в деятельности школ «второй волны» стал накапливаться комплекс новых проблем, в частности связанных с заполнением основной массы уряднических должностей лицами,

18 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. Оп. 317. 1882. Д. 547. Ч. 2. Л. 123.

19 См.: Там же. Ч. 4. Л. 62.

уже прошедшими обучение, снижением текучести кадров, отсутствием отработанной системы «социальных лифтов», позволявших проводить эффективную ротацию с освобождением вакансий для новых кандидатов на обучение. Это повлекло за собой закрытие или временное приостановление функционирования части школ.

В рамках «третьей волны» развития профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции уместно говорить о возникновении четырех основных тенденций: 1) продолжение совершенствования профессиональной подготовки урядников, интегрированных в уездную стражу; 2) обусловленная резким ростом численности нижних чинов уездной стражи актуализация необходимости создания новых организационных форм первоначальной подготовки; 3) предопределенное размахом крестьянского движения усиление значимости специального строевого обучения стражников, призванного повысить эффективность подавления протеста, преимущественно в составе отрядов конной полицейской стражи; 4) выявление потребности в создании новых форм профессиональной подготовки, обеспечивающих вертикальную кадровую мобильность полицейской стражи.

Резкое увеличение числа нижних чинов уездной полиции после реформы 1903 г. обусловило не только количественный рост организационных форм профессиональной подготовки, но и привело к их существенному разнообразию. На наш взгляд, целесообразно выделить четыре характерные для «третьей волны» организационные формы: строевое обучение полицейской стражи без отрыва от места постоянной службы; летние лагерные сборы; «резерв», учебная команда или курсы; специализированные школы для стражников и урядников [9, с. 473].

Уже менее чем через год после учреждения института уездной полицейской стражи в руководстве Департамента полиции возникли первые проекты организации профессиональной подготовки стражников. Так, в служебной записке от 12 апреля 1904 г. № 1872 предлагалось учредить при каждом начальнике уездной полицейской стражи «особый резерв, который служил бы учебной командой чинов стражи», равно как и силой, «могущей в любое время выступить для принятия мер по прекращению народных волнений». Прикомандированные к нему стражники получали бы как знания полицейских обязанностей, так и «строевое образование». Планировалась и переподготовка уже состоявших на службе урядников

и стражников20.

В разгар первой русской революции в секретном циркуляре Департамента полиции от 7 декабря 1905 г. № 6091 было впервые обозначено четкое отделение строевого обучения стражников от полицейского образования урядников, обусловленное разными функциями этих контингентов уездной полицейской стражи в период кризиса. Соответствующие изменения в законодательстве были осуществлены 18 февраля 1906 г.21 12 февраля 1906 г. губернаторам был разослан секретный циркуляр Департамента полиции № 1144, которым утверждалась Временная инструкция по заведыванию строевой частью уездной полицейской стражи22.

Значительный вклад в концептуальную разработку основ заведования строевой частью и обучением стражников внесла комиссия под председательством командующего Отдельным корпусом жандармов В. А. Дедюлина, разработавшая новую Инструкцию по заведыванию строевой частью и ведению строевых занятий уездной полицейской стражи, которая была утверждена 26 июля 1906 г. министром внутренних дел П. А. Сто-

„23

Пензенской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Ставропольской, Херсонской губерниях.

Совершенствование строевого обучения стражников реализовывалось в проведении совместных лагерных сборов с отрядами стражников из разных уездов. Положительным был признан опыт сборов в Могилевской26, Саратовской27 и Пензенской28 губерниях.

По мере стабилизации общественно-политической ситуации и устранения острой необходимости в использовании уездной полицейской стражи для подавления беспорядков уже с конца 1906 г. вновь актуализировался вопрос о создании таких организационных форм профессиональной подготовки, в рамках которых осуществлялось бы сбалансированное строевое и полицейское обучение, а также обеспечивался карьерный рост нижних чинов уездной полиции. Это планировалось достичь прежде всего за счет частичной концентрации стражников в губернских городах в виде «резервов» (одни из первых были созданы в Орловской и Брянской губерниях29), «учебных команд» (Могилевская30 и Тиф-

лыпиным23. Заведовать «строевым образованием лисская31 губернии) и «курсов» (Костромская

стражи» вменялось в обязанность губернскому инспектору полицейской стражи (начальнику губернского жандармского управления (ГЖУ)), контролировавшему весь процесс обучения, в том числе в ходе личного посещения отрядов. Общее руководство строевым обучением стражников возлагалось на заведующих отрядами (помощников начальника ГЖУ и офицеров полицейской стражи), которые в соответствии с программой по соглашению с соответствующим уездным исправником составляли расписание занятий. Непосредственным повседневным согласно расписанию строевым обучением отряда, за исключением огневой подготовки, должны были заниматься старшие стражники. Программа обучения включала занятия пешим и конным строем, по владению огнестрельным и холодным оружием24. В ходе осуществленных в 1906-1912 гг. инспекторских проверок25 лучшая строевая подготовка стражников была продемонстрирована во Владимирской, Воронежской, Казанской, Калужской,

губерния32).

От учебы без отрыва от службы их отличал приоритет временных затрат на обучение перед таковыми, выделявшимися на непосредственное исполнение служебных обязанностей. В отличие от лагерных сборов учебные команды имели постоянное местонахождение. Изначально это еще были не школы, институционализа-ция которых предполагала постоянное функционирование и локализацию, более сложный и структурированный образовательный процесс. Но курсы, приобретая регулярность функционирования, со временем все меньше отличались от школ для подготовки нижних чинов полицейской стражи.

Выделяются два вектора формирования таких школ: 1) набор нового контингента в уже функционировавшие к тому времени уряднические школы; 2) открытие новых школ, в том числе в губерниях, где школы ранее существовали. Образовательные организации «третьей волны» представляли собой «атомизированный конгломерат»

20 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1900. Оп. 57. Д. 17. Ч. 34В. Л. 77-77 об.

21 См.: Полное Собрание законов Российской империи. Третье собрание (1881-1913). Т. 26. Ч. 1. Ст. 27418. С. 146.

22 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1900. Оп. 57. Д. 17. Ч. 34. Т. 52А. Л. 421423.

23 См.: Там же. Оп. 261. Д. 18. Л. 71-71з.

24 См.: Там же. Д. 18. Л. 8-8 об.

25 См.: Там же. Ф. 110. Оп. 11. Д. 947. Л. 4-5 об.

26 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопроизводство. 1900. Оп. 261. Д. 470. Л. 53-54 об.

27 См.: Там же. Ф. 102. Оп. 291. Д. 10. Л. 40.

28 См.: Там же. Оп. 67. Д. 10. Ч. 102 I.

29 См.: Там же. Ф. 110. Оп. 11. Д. 465. Л. 94.

30 См.: Там же. Д. 470. Л. 54 об.

31 См.: Там же. Ф. 102. 2-е делопр. 1910. Оп. 67. Д. 10. Ч. 43. Л. 176-176 об.

32 См.: Там же. Ч. 43. Л. 180-180 об.

со слабыми горизонтальными связями (преимущественно для заимствования положительного опыта) и лишь начавшим оформляться регулировавшим их функционирование комплексом общеимперских инструктивных указаний.

Оптимистичная оценка количества созданных в те годы школ содержалась в письме Департамента полиции от 8 февраля 1911 г.: «Ныне редкая губерния Европейской России не имеет школы для подготовки нижних чинов, причем обыкновенно школы субсидируются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерством внутренних дел...*

Однако

процесс формирования школ «третьей волны» нередко отличался непоследовательностью. Многие из учебных команд или резервов так и не приобрели организационную завершенность в виде школ, название некоторых не отражало специфику школьной структуры. По-прежнему, особенно в первые годы после учреждения института полицейской стражи, открытые школы являлись, скорее, периодически созываемыми курсами, нежели постоянно функционировавшими учреждениями. Именно поэтому при исследовании образовательных организаций «третьей волны» зачастую возникает соблазн утверждать о периодически возобновляемом открытии новых школ. Можно утверждать, что к концу 1912 г. относительно стабильно функционировавших школ было около 30 и они по-прежнему располагались в Европейской России [9, с. 529-535].

Первые из них были открыты в 1903-1905 гг. в гг. Вильно34, Гродно35 и Уфе36. Целью этих школ было первоначальное заполнение подготовленными выпускниками должностей во вновь образованной полицейской страже губернии. С определенной долей генерализации к 1911 г. можно говорить о трех основных направлениях (моделях) развития школ «третьей волны», обеспечивавших: 1) переподготовку преимущественно урядников и подготовку кандидатов на эти должности из числа бывших военных чинов (новгородская, уфимская и др.); 2) комбинирование запланированных результатов обучения с разной степенью преобладания «уряднического» или «стражнического» компонентов профессионального полицейского образования (воронежская,

33 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. Оп. 68. Д. 23. Л. 4.

34 См.: Отчет о школе Виленской полицейской стражи / сост. заведующий школой пристав Б. Н. Дункель. Вильно, 1904.

35 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 110. Оп. 11. Д. 190. Л. 24.

36 См.: Уфимские губернские ведомости. 1905. № 117.

3 июня.

самарская, саратовская и др.); 3) карьерный рост полицейских стражников: в них обучались лица, как уже имевшие серьезный профессиональный опыт, так и только поступающие на службу, но уже не на самые низшие должности (полтавская, рязанская).

При формировании организационной структуры и учебно-методической базы школ «третьей волны» за основу брался опыт, уже накопленный урядническими школами прежних «волн», но подвергавшийся преобразованиям с учетом специфики уездной полицейской стражи.

Иными стали масштабы численности обучавшегося контингента: смены могли насчитывать до сотни человек. Обучавшиеся составляли учебную команду, формировавшуюся из взводов численностью по 15-25 человек. Начало постепенно укрепляться материальное положение школ. Этому способствовало нахождение допустимой статьи бюджетных расходов - остатки от кредита из казны на содержание губернской полицейской стражи. Стабилизировалась структура управления школами. Снизилась роль гражданских старших чиновников губернского правления, за которыми как максимум закреплялись «попечительство» или «наблюдение». В немногочисленный штат постоянного состава также входили преподаватели (преимущественно на безвозмездной основе) и строевые командиры (в учебных командах, командах-школах), которые контролировали внутренний распорядок, теоретические и практические учебные занятия в школе, «внешнюю» практику (в том числе откомандирование в распоряжение руководства городской полиции), самоподготовку и время отдыха. Растущее число общеобразовательных предметов преподавалось исходя из их необходимости для развития деловых и морально-нравственных качеств, значимых для службы. По итогам испытаний лучшие выпускники стали награждаться от имени губернаторов ценными подарками. Также они получали свидетельства, в которых указывались сроки учебы, изученные предметы, оценки, должностная категория, на которую они могли претендовать37.

Видение чиновниками МВД проблем школ «третьей волны» было оформлено в августе 1912 г. в специальной справке38. Отмечалось, что школы, открытые по инициативе местных властей, «поставлены не везде одинаково и страдают существенными недостатками». Это:

37 См.: Государственный архив Воронежской области. Ф. И-2. Оп. 9. Д. 164. Л. 10.

38 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1911. Оп. 68. Д. 10. Ч. 90. Л. б/н.

33

1) чрезмерная обширность учебных программ «для умственного развития стражников», их перегруженность общеобразовательными дисциплинами и малое внимание к практическим полицейским навыкам; 2) слабая заинтересованность «приватных» и безвозмездных преподавателей; 3) принципиальные пороки в организации наборов; 3) неудобства для организации службы уездной полиции, вызванные перемещением стражников из отдаленных уездов для обучения в губернские города; 4) отсутствие центров полноценного профессионального образования для всей полиции - городовых, околоточных и полицейских надзирателей, приставов и т. д. По нашему мнению, к числу несовершенств школ «третьей волны» можно отнести и неокончательную, несмотря на все старания, ясность с формированием материальной базы и финансированием образовательных организаций;довольно часто встречавшиеся принципиальные противоречия между жандармской инспекцией и чинами общей полиции по вопросам профессиональной подготовки стражников; недостаточную развитость методической базы образовательного процесса в полицейских школах и отсутствие постоянных преподавателей; слабую инфраструктуру полицейских школ; отсутствие или недостаточное развитие «горизонтальных» связей между образовательными организациями полиции, не компенсировавшееся указанием на положительный опыт отдельных из них со стороны руководства МВД.

Рубеж «третьей» и «четвертой» волн ознаменовался началом попыток руководства МВД придать созданию и функционированию школ полицейских стражников и урядников системный характер. Идею унификации системы профессиональной подготовки активно поддерживал вице-директор Департамента полиции С. П. Белецкий, представивший в июле 1911 г. соответствующий доклад. Особую роль он отводил новым школам «как для усовершенствования стражников в познаниях по полицейской службе, так и для образования из них кадра достойных кандидатов для замещения должностей урядников»39. В циркуляре Департамента полиции от 14 декабря 1911 г. № 20808 подчеркивалось, что результативность школ для стражников как кандидатов на должности урядников позволила МВД «озаботиться не только возможно более широким распространением указанных

школ по всей империи, но также и учреждением особых полицейских курсов, долженствующих насколько возможно поднять уровень развития и самих урядников». Источником финансирования отныне четко указывались остатки от кредитов на содержание стражи в губерниях - не более 5 тыс. руб. в год, хотя в реальности эти суммы были значительно меньшими40. Губернаторам было настоятельно рекомендовано приступить к открытию подобных школ на основе программ, разработанных С. П. Белецким, и обеспечить сбалансированное теоретическое и строевое обучение. «Общеобразовательный курс» (Закон Божий, русский язык, арифметика, история и т. д.) относился на усмотрение начальников губерний в зависимости от наличия преподавателей, уровня развитости стражников и т. д. В рамках строевого обучения планировались дополнительные занятия гимнастикой и джиу-джитсу.

Характерными чертами начинавшейся «четвертой волны» стали реализовывавшиеся в контексте нового витка полицейской реформы все более отчетливые попытки сформировать общеимперскую систему институтов, которые бы обеспечивали дифференцированную профессиональную подготовку нижних чинов уездной полиции, в том числе в рамках широкой системы полицейского образования: ввести единый образовательный ценз, устойчивое централизованное финансирование, унификацию организационных форм и учебно-методического обеспечения на основе разработанных центральным аппаратом Министерства внутренних дел общих стандартов, обеспечить дальнейшее территориальное расширение ведомственных образовательных институтов и охват ими новых категорий полицейских чинов.

Одним из рубежей, завершавших противоречивый процесс ведомственных поисков путей модернизации российской полиции и профессиональной подготовки ее личного состава в новых условиях, стало созванное под председательством Н. А. Маклакова 8 февраля 1913 г. Особое совещание «для обсуждения вопросов, связанных с реформой полиции...». Совещание одобрило Программу к преподаванию курса подготовительной школы для лиц, желающих занять должность полицейского урядника, и Инструкцию для стражников уездной полицейской стражи41.

Отныне усилия руководства МВД были сосредоточены в трех направлениях: 1) продолжения

39 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1911. Оп. 68. Д. 10. Ч. 90. Л. 30-35.

40 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1913. Оп. 70. Л. 70-71.

41 См.: Там же. Д. 14. Ч. 1. Л. 1-1 об., 166-183, 240-249.

совершенствования строевого обучения стражников в связи с очередными передислокациями уездной полицейской стражи; 2) методической унификации образовательного процесса в действующих и открывающихся образовательных организациях уездной полиции; 3) законодательного обеспечения полицейской реформы, включая создание общероссийской ведомственной системы полицейских курсов и школ.

Принцип, лежавший в основе организации повседневного внешкольного строевого обучения в 1913-1917 гг., был характерен для большинства губерний Российской империи. Он сводился к тому, что текущее обучение стражников осуществлялось по так называемой маршрутной методике, которая предполагала, что офицеры полицейской стражи, для того чтобы лично на местах осуществлять руководство строевой подготовкой, следовали по заранее разработанному временно-пространственному графику, учитывавшему прежде всего географическое расположение уездов. Образцовыми в связи с этим были расписания маршрутов в 1914 г. в Тульской42 и Калужской43 губерниях.

Еще одной формой внешкольного обучения стали периодически организуемые в уездных городах сборы пеших и конных стражников. С учетом новой дислокации полицейской стражи в большинстве губерний прекратились летние продолжительные лагерные строевые мероприятия, на которые собирались все локальные отряды стражников. Рассредоточение стражников по селениям в помощь полицейским урядникам и становым приставам сделало их проведение маловероятным и неэффективным. Это достаточно контрастно проявилось, к примеру, в ходе подготовки к организации сборов в 1913-1914 гг. в Архангельской губернии44.

В целом результаты строевого практического обучения в пешем и конном строю в 1913-1916 гг. оказались успешными. Лучшую строевую подготовку во время инспекторских смотров показала орловская и тульская уездная полицейская стража. Гораздо хуже были успехи в овладении теоретическими знаниями: в шести губерниях итоги изучения уставов и инструкций были не-удовлетворительными45. Это вновь подтвердило важность комбинирования внешкольной подго-

42 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 110. Оп. 11. Д. 949. Л. 46.

43 См.: Там же. Д. 962. Л. 1.

44 См.: Государственный архив Астраханской области. Ф. 13. Оп. 65. Д. 3293. Л. 1-7.

45 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 110. Оп. 11. Д. 981. Л. 154 об. - 159.

товки с теоретическим обучением в специальных школах.

29 марта 1913 г. была утверждена общегосударственная Программа курса подготовительной школы для лиц, желающих занять должность полицейского урядника46. Став своеобразным общегосударственным итогом развития методического обеспечения образовательного процесса в школах для подготовки нижних чинов уездной полиции, эта программа отличалась повышенным качеством структурирования, формулировок содержания дидактических единиц, соотношением объема изучаемых предметов. Принципиальным новшеством, содержавшимся в сопровождавшем ее циркуляре от 7 мая 1913 г. № 14532, стало указание на необходимость создания общегосударственной сети школ для подготовки полицейских урядников, функционирующих на основе унифицированного методического обеспечения.

Принятие унифицированной программы стимулировало возникновение и развитие новых тенденций: активного преобразования временных курсов в постоянно действующие школы (Смоленск, Каменец-Подольск, Кострома47 и др.); постепенного внедрения новой программы в образовательный процесс в уже функционировавших образовательных организациях, преимущественно посредством попыток синтеза ее положений с содержанием местных методических документов (Воронеж48, Новгород, Саратов49 и др.). Последние начали включать программы новых учебных дисциплин, в первую очередь специально-технических: телеграфное, телефонное, железнодорожное, водопроводное дело, электротехническую подготовку (Пензенская и Симбирская губернии50). Руководство Департамента полиции реагировало на эти новшества довольно сдержанно, указывая (хотя и в весьма мягкой форме) на необходимость более последовательно придерживаться министерской программы. Ряд ранее принятых местных программ пришлось подвергать корректировке в соответствии с первым «общегосударственным стандартом»51. Установленные ранее общие организационные основы действовавших школ, как правило, не затрагивались.

46 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1911. Оп. 68. Д. 10. Ч. 90А. Л. 21-27.

47 См.: Там же. Л. 1-2, 73, 126-127 об.

48 См.: Там же. Ф. 102. 2-е делопр. 1900. Оп. 57. Д. 17. Ч. 34. Т. 9А. Л. 10.

49 См.: Там же. Ф. 102. 2-е делопр. 1911. Оп. 68. Д. 10. Ч. 90А. Л. 173-174 об.

50 См.: Там же. Л. 135-136 об., 153.

51 Там же. Л. 501 об.

После Особого совещания 1913 г. продолжили расширяться масштабы территориального развития школ для подготовки нижних чинов полицейской стражи. Интенсивно открывались и функционировали образовательные организации в западных и центральных губерниях, активизировалась практика открытия в одной губернии двух и более школ (Оренбургская губерния)52. Особенностью «четвертой волны» стали попытки распространить полицейские школы за пределы Европейской России, в частности в 1916 г. планировалось открытие уряднической школы в Красноярске [6, с. 193-194].

Одной из важнейших проблем, влиявших на функционирование всей совокупности образовательных институтов, обеспечивавших профессиональную подготовку нижних чинов полицейской стражи, по-прежнему оставалось недостаточное материально-денежное обеспечение. Зачастую само создание новых школ ставилось в непосредственную зависимость от определения источников и сумм финансирования. В июле 1913 г. Государственный контроль ограничил фиксированный ежегодный расход на каждую школу суммой в тысячу руб.53 Этих средств, особенно с учетом инфляции, было недостаточно, что обусловило новые попытки руководства МВД добиться увеличения объема выделяемых средств. Министр внутренних дел А. А. Хвостов в донесении в Совет министров от 15 сентября 1916 г. № 22681 для существенного ускорения процесса оформления системы школ по подготовке нижних чинов уездной полиции ходатайствовал о повышении этой суммы до 5 тыс. руб.54

Судьба школ для подготовки нижних чинов уездной полицейской стражи с обострением внутриполитического кризиса и обстановки на фронте складывалась по-разному. Многие из них (саратовская, симферопольская и др.) были закрыты как вследствие недофинансирования, так и по причине нахождения в прифронтовой или оккупированной зонах. Отдельные школы, к примеру воронежская, продолжали деятельность, хотя и с несколько меньшей эффективностью, что, в частности, обусловливалось уходом на фронт значительной части квалифицированного постоянного состава, в первую очередь из числа офицеров.

С конца 1913 и вплоть до 1916 г. развертывался процесс законодательного оформления полицейской реформы, среди прочего предус-

матривавшей введение обновленного института полиции с единой системой ведомственных образовательных организаций. В октябре 1913 г. в Государственную думу IV созыва был передан законопроект «О преобразовании полиции в империи»55. В соответствии с требованиями специальной думской комиссии56 Департамент полиции в 1914 г. подготовил первоначальные варианты «Правил о полицейских школах и курсах», предусматривавшие создание единой системы образовательных организаций полиции (50 школ, 12 «самостоятельных курсов» и 18 «курсов при резервах») для разных категорий ее личного состава57. Проекты не были совершенны, но они к 1915 г. зафиксировали контуры общеимперской системы общеполицейских образовательных организаций, в которых проходили бы профессиональное обучение и чины уездной полиции. К сожалению, новая волна дискуссий, Первая мировая война и очередное обострение общего кризиса в Российской империи так и не позволили завершить работу над проектами.

Единая система полицейского профессионального образования, начавшая оформляться в 1913-1914 гг., в итоге так и не сложилась. Дальнейшее поступательное развитие организационных форм профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции было прервано Первой мировой войной и Февральской революцией. Вместе с тем целый ряд организационных форм и методических приемов профессиональной подготовки был впоследствии использован при организации образовательного процесса для сотрудников рабоче-крестьянской милиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедов Ч. Н. Институт полицейских урядников: профессиональная подготовка и социально-материальное обеспечение его деятельности (вторая половина XIX - начало XX века) : монография. - СПб. : СПб университет МВД России, 2018. - 224 с.

2. Борисов А., Малыгин А., Мулукаев Р. Три века российской полиции. - М. : РИПОЛ классик, 2016. - 605 с.

3. Ершов Ю. А. Полиция России в пореформенный период : комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность,

52 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. Л. 131.

53 См.: Там же. Л. 53 об. - 54.

54 См.: Там же. 1916. Оп. 74. Д. 10. Ч. 30. Л. 5.

55 Российский государственный исторический архив. Ф. 1278. Оп. 5. Д. 550. Л. 1.

56 См.: Там же. Д. 549. Л. 242 об.

57 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. 2-е делопр. 1914. Оп. 262. Д. 81А. Л. 13.

историко-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1998. - 238 с.

4. Игошин Н. А. Особенности комплектования и профессиональной подготовки органов полиции в России XIX - начала XX века: историко-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - 165 с.

5. Кольцова М. В. Профессиональная подготовка кадров Российской империи в период с 1907 г. до 1917 г. (историко-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 176 с.

6. Коновалова О. В. История создания полицейской стражи в Енисейской губернии в начале ХХ в.: организационно-правовые аспекты // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 189-195.

7. Население и охрана общественного порядка в российской истории : монография / Борисов А. В., Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С., Потёмкин И. А. ; под ред. Р. С. Мулукаева. - М. : Академия управления МВД России, 2018. - 147 с.

8. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (18881942 гг.) : монография. - Воронеж, 2017. - 382 с.

9. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников

B. А. Отечественная историография профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в Российской империи как элемент общей историографии российской полицеистики // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 2. С. 9-33.

10. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX века. - Воронеж, 2018. -685 с.

11. Невский С. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX - начале XX века // Вестник ВИПК МВД России. 2015. № 1 (33). С. 94-100.

12. Невский С. А. Совершенствование организации и обучения уездной полицейской стражи в Российской империи // Вестник ВИПК МВД России. 2015. № 2. С. 81-87.

13. Политико-правовые проблемы реформирования полиции в Российской империи : монография / Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Борисов А. В., Стёпкин Е. Ю. - М. : Академия управления МВД России, 2017. - 167 с.

14. Токарева С. Н. Профессиональная подготовка служащих полиции начала XX столетия (по материалам Центрального Черноземья России) // История государства и права. 2012. № 24.

C. 35-38.

15. Халиуллина Л. Г. Система ведомственного образования МВД России на рубеже веков: исторический очерк. Июнь 1718 г. - декабрь 2006 г. -Казань : Идел-Пресс, 2006. - 272 с.

REFERENCES

1. Akhmedov Ch. N. Institut politsejskikh ury-adnikov: professional'naya podgotovka i sotsial'no-material'noe obespechenie ego deyatel'nosti (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka): mono-grafiya (Institute of Police Officers: vocational training and social and material support for its activities (second half of the 19th - early 20th centuries): monograph), St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, 224 p.

2. Borisov А., Malygin А., Mulukaev R. Tri veka rossijskojpolitsii (Three centuries of Russian police), Moscow: RIPOL klassik, 2016, 605 p.

3. Ershov Yu. А. Politsiya Rossii vporeformennyj period : komplektovanie, professional'naya podgotovka i sotsial'naya zashhishhennost', istoriko-pra-vovoj aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk (The Russian police in the post-reform period: staffing, training and social security, historical and legal aspect: candidate's thesis), St. Petersburg, 1998, 238 p.

4. Igoshin N. А. Osobennosti komplektovaniya i professional'noj podgotovki organov politsii v Rossii XIX - nachala XX veka: istoriko-pravovoj aspekt : dis. ... kand. yurid. nauk (Features of the acquisition and training of police in Russia in the XIX - early XX centuries: historical and legal aspect: candidate's thesis), St. Petersburg, 2004, 165 p.

5. Kol'tsova M. V. Professional'naya podgotovka kadrov Rossijskoj imperii v period s 1907 g. do 1917 g. (istoriko-pravovoe issledovanie): dis. ... kand. yurid. nauk (Professional training for the cadres of the Russian Empire from 1907 to 1917 (historical and legal research): candidate's thesis), Moscow, 2005, 176 p.

6. Konovalova O. V. TrudyAkademii upravleniya MVD Rossi (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2018, No. 2 (46), pp. 189-195.

7. Borisov А. V., Malygin А. YA., Mulukaev R. S., Potyomkin I. А. Naselenie i okhrana obshhestvenno-go poryadka v rossijskoj istorii: monografiya (Population and policing in Russian history: monograph), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, 147 p.

8. Nakhimov А. P., Kirnos А. V., Kolesnikov V. А. Obrazovatel'nye organizatsii sistemy MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888-1942 gg.): monografiya (Educational organizations of the Ministry of

Internal Affairs / NKVD system in the Voronezh region (1888-1942): monograph), Voronezh, 2017, 382 p.

9. Nakhimov А. P., Kirnos А. V., Kolesnikov V. А. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 2, pp. 9-33.

10. Nakhimov А. P., Kirnos А. V., Kolesnikov V. А. Professional'naya podgotovka nizhnikh chinov uezd-noj politsii v Rossijskoj imperii v kontse XIX - nachale XX veka (Vocational training of lower ranks of county police in the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries), Voronezh, 2018, 685 p.

11. Nevskij S. А. Vestnik VIPK MVD Rossii (Bulletin of the VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia), 2015, No. 1 (33), pp. 94-100.

12. Nevskij S. А. Vestnik VIPK MVD Rossii (Bulletin of the VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia), 2015, No. 2, pp. 81-87.

13. Mulukaev R. S., Malygin А. Ya., Borisov А. V., Styopkin E. Yu. Politiko-pravovye problemy reformi-rovaniya politsii v Rossijskoj imperii : monografiya (Political and legal problems of police reform in the Russian Empire: monograph), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, 167 p.

14. Tokareva S. N. Istoriya gosudarstva i prava (History of State and Law), 2012, No. 24, pp. 35-38.

15. Khaliullina L. G. Sistema vedomstvennogo obrazovaniya MVD Rossii na rubezhe vekov: istorich-eskij ocherk. Iyun' 1718 g. - dekabr' 2006 g. (The system of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the turn of the century: historical outline. June 1718 - December 2006), Kazan': Idel-Press, 2006, 272 p.

Рукопись поступила в редакцию 02.08.2019, принята к публикации 26.12.2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр Павлович Нахимов, кандидат философских наук, начальник федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел» (Российская Федерация, 394065, г. Воронеж, ул. Патриотов, д. 53).

E-mail: [email protected]

Тел.:8 (4732) 200-50-10

Андрей Викторович Кирнос, кандидат политических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 394065, г. Воронеж, ул. Патриотов, д. 53).

E-mail: [email protected]

Тел.: 8 (4732) 200-53-50

Владимир Александрович Колесников, кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 394065, г. Воронеж, ул. Патриотов, д. 53).

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел.: 8 (4732) 200-53-56

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexander P. Nakhimov, Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Institute, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Voronezh, Pa-triotov Str., d. 53, 394065, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tel.:8 (4732) 200-50-10

Andrey V. Kirnos, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor, Head of the chair of Theory and History of State and Law, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Voronezh, Patriotov Str., d. 53, 394065, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tel.: 8 (4732) 200-53-50

Vladimir A. Kolesnikov, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor, Professor of the chair of Theory and History of State and Law, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Voronezh, Patriotov Str., d. 53, 394065, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tel.: 8 (4732) 200-53-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.