К. А. Ситников
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НИЖНИХ ЧИНОВ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ: УЧРЕЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ КОМАНДЫ-ШКОЛЫ
IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL FORMS OF TRAINING OF LOWER RANKS OF THE DISTRICT POLICE IN THE VORONEZH PROVINCE: ESTABLISHMENT OF SQUAD TRAINING SCHOOL
В статье анализируются социально-политические и организационно-правовые предпосылки появления в Воронежской губернии новой, школьной, формы обучения нижних чинов уездной полиции. Рассматриваются региональные особенности процесса создания и становления учебной команды-школы полицейской стражи.
The article analyzes the socio-political and organizational-legal prerequisites for the emergence of a new school form of training for the lower ranks of the district police in the Voronezh province. Regional features of the process of creating and developing a training team-the police guard school-are considered.
успели..., а военное успели забыть или совсем и не знали того, что нам нужно» [2].
Изначально вопрос профессиональной подготовки стражников законодательно урегулирован не был, указывались лишь минимальные требования к кандидатам на службу: для урядников — «умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и с обязанностями полиции по преследованию преступлений», стражников — «умение читать и писать и общее достаточное развитие» [3. — C. 478]. Ответственность за отбор надлежащих кадров возлагалась на уездных исправников.
В сложившихся условиях все более острым становился вопрос совершенствования ведомственной системы обучения нижних чинов полиции. При этом стоит отметить, что вся дальнейшая деятельность в данном направлении осуществлялась в соответствии с четырьмя основ-
Учрежденная 5 мая 1903 года уездная полицейская стража уже в первые годы своего функционирования столкнулась с комплексом проблем, связанных, в первую очередь, с несовершенством организационно-правовых основ института. Очевидным был и низкий уровень профессиональной подготовки лиц, замещавших должности стражников.
Комплектование уездной полиции осуществлялось по «остаточному принципу» [1. — С. 473]. Как отмечал генерал-майор И. Н. Соколовский1, «пришлось набирать прямо в службу массу людей, которые полицейского дела еще узнать не
1 Один из чиновников Отдельного корпуса жандармов (далее — ОКЖ), осуществлявших инспектирование состояния уездной полицейской стражи в губерниях Российской империи.
ными тенденциями, выявленными ранее в работах А. П. Нахимова, А. В. Кирноса, В. А. Колесникова [1. — С. 471; 4. — С. 101]:
• продолжение в ряде регионов выполнения задач по подготовке урядников, ставших после реформы 1903 годы одним из ключевых звеньев системы уездной полиции;
• осознание руководством Министерства внутренних дел (далее — МВД) необходимости создания новых организационных форм начального образования сотрудников полиции, а также трансформации уже существовавших ввиду существенно увеличившегося штата правоохранительного органа;
• нестабильная социально-политическая обстановка в стране породила запрос на более высокий уровень строевой подготовки нижних чинов полиции, а также наличие навыков по силовому подавлению волнений без привлечения вооруженных сил;
• придание стройности системе полиции в уездах вызвало необходимость в кадровой преемственности, невозможной без получения соответствующих знаний нижними чинами, которые могли бы обеспечить их дальнейший карьерный рост.
Важнейшим шагом в деле повышения качественного уровня профессиональной полицейской подготовки стало внесение изменений в нормативную правовую базу Государственным советом 18 февраля 1906 года. Общее «заведы-вание» строевой частью полицейской стражи возлагалось на губернских инспекторов (начальники губернских жандармских управлений (далее — ГЖУ)) и их помощников (помощники начальника и адъютанты ГЖУ). Дополнительно, «при недостатке» чинов ОКЖ, дозволялось нанимать для проведения занятий офицеров полицейской стражи1, назначаемых «из офицеров запаса» [5].
Для унификации образовательного процесса еще за 6 дней до принятия закона по губерниям был разослан секретный циркуляр Департамента полиции МВД № 1144, утверждавший Временную инструкцию по заведыванию строевой частью уездной полицейской стражи [6].
Постепенно под руководством начальника Воронежского губернского жандармского управления (далее — ВГЖУ) полковника В. З. Тархова начали складываться 4 разновидности внешкольной формы обучения нижних чинов уездной полиции [7; 8]:
• выездные занятия офицеров стражи и чинов ГЖУ;
• сборы;
• курсовые стрельбы;
• ежедневные занятия внутри отрядов.
Начиная с марта 1906 года руководство ОКЖ
установило постоянный контроль за результатами деятельности инспекторов стражи на местах. В связи с этим осуществлялись систематические командировки высших жандармских чинов в регионы [9]. Одним из выводов по итогам таких инспекций в 1906—1910 гг. стало признание целесообразности создания специальных школ.
Так, по мнению полковника А. И. Мааса, «лучшим средством» по подготовке стражников к исполнению своих обязанностей является «учреждение при губернском правлении школы, ... в которой, кроме воинского образования, стражники были ознакомляемы и с элементарными полицейскими обязанностями» [10].
Вместе с тем, необходимость существования «особого резерва», в котором могли бы получать первоначальные навыки вновь поступающие на службу сотрудники, была признана министерством еще в мае—июне 1906 года [11. — Л. 433].
Одним из первых юридических оснований, обусловивших возможность развертывания команд-школ в Российской империи, на наш взгляд, можно признать закрепленное законом от 05.05.1903 право министра внутренних дел «испрашивать через Комитет министров высочайшее разрешение на учреждение в местностях, нуждающихся в усиленной полицейской охране, особых жандармских, казачьих и иных полицейских команд» [3. — С. 479]. Однако какие-либо четкие нормативные правовые основы для подобных образовательных организаций на тот момент отсутствовали, не было и соответствующей статьи расходов в государственном бюджете [12].
Вышеуказанные обстоятельства объясняют стихийность процессов по учреждению школ по подготовке нижних чинов уездной полицейской стражи. Инициатива проявлялась, как правило, представителями ГЖУ и их подчинёнными либо непосредственно губернаторами, заинтересованными в стабилизации сложившейся к 1905—1906 гг. социально-политической обстановки и обеспечении условий по улучшению местной криминогенной ситуации.
Формирование профессиональной образовательной среды в деле открытия организаций по подготовке стражи, по мнению некоторых исследователей, нередко сопровождалось непоследовательностью и откатами назад. В целом же можно выделить два наиболее типичных подхода в регионах:
1 Они же — заведующие отделами.
• перестроение уже существовавших школ для урядников (например, в Уфе, Петрозаводске и т.д.);
• создание новых школ1 (например, в Саратове, Пензе и т.д.) [1. — С. 535; 13. — С. 8].
Еще в 1899 году при Воронежском губернском правлении была учреждена школа для подготовки кандидатов на должности полицейских урядников [14]. Учебная команда-школа, в свою очередь, появившись в нашем регионе на 10 лет позже, явила собой институционально самостоятельную относительно своей предшественницы образовательную организацию, которая позволила вывести на качественно новый уровень дело профессиональной подготовки нижних полицейских чинов.
Авторским коллективом Воронежского института МВД России ранее уже были представлены материалы, положившие конец дискуссиям по двум принципиальным вопросам:
• зафиксировано различие между школой для подготовки урядников и учебной командой-школой полицейской стражи;
• названа достоверная дата открытия Воронежской команды-школы [13. — С. 9].
Мы же считаем целесообразным на основе накопленных архивных сведений более подробно осветить саму процедуру учреждения новой образовательной организации, а также личный вклад чинов ВГЖУ и заведующих отделами.
Непосредственным инициатором процесса трансформации сложившейся в Воронежской губернии системы профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции стал «усердный, исполнительный» [15] ветеран русско-японской войны — офицер стражи штабс-ротмистр Василий Михайлович Левандовский [16].
17 августа 1909 года он в рапорте № 65 «в виду ощущаемого недостатка в старших команд конно-полицейской стражи» обратился к В. З. Тархову с просьбой о рассмотрении целесообразности создания «при квартире офицеров стражи особой команды из выбранных ими людей для подготовки их по курсу учебных команд конно-полицейской стражи, что дало бы возможность иметь постоянный и надежный кадр». На документе губернским инспектором была оставлена надпись: «Уже сформирована в г. Воронеже пробная команда» [17. — Л. 237].
Но вскоре, по всей видимости, проанализировав опыт других регионов и переосмыслив
1 Данный способ был характерен и для Центрального Черноземного региона, в частности для Воронежской губернии.
идею штабс-ротмистра, начальник ВГЖУ отдал личное поручение инициативному подчиненному по составлению проекта «Положения об учебной команде полицейской стражи», выполненное уже к 22 августа [17. — Л. 252].
Подготовив необходимые документы,
B. З. Тархов обратился за разрешением на учреждение к местному руководству. 16 сентября 1909 года в отношении № 3902 и.д. губернатора
C. И. Голиков воплощение такой идеи признал «в принципе возможным», поручив сообщить в дальнейшем подробные сведения, «где именно и какое помещение, и на каких условиях представляется возможным снять» [17. — Л. 259].
Решение данного вопроса было вновь возложено на зарекомендовавшего себя В. М. Ле-вандовского. Первоначально предполагалась уступка за плату флигеля, одной конюшни, кухни и старой бани при Грибоедовских казармах, расположенных напротив яхт-клуба (на плане города — цифра 1)2, в связи с чем было направлено соответствующее отношение в городскую управу. Однако там дать исчерпывающего ответа не смогли: «вопрос. будет вынесен на рассмотрение Думы в заседание ее, имеющее быть 8 октября сего года». Можно предположить, что такое затягивание сроков и побудило В. З. Тархова остановить свой выбор на доме полковника В. В. Томилина, признанном «самым подходящим» [17. — Л. 258, 260, 262, 262 об.].
Таким образом, в результате достигнутых соглашений окончательным местом для оборудования Воронежской учебной команды -школы полицейской стражи стало арендованное за 3000 рублей в год отдельно стоящее здание с пристройками, располагавшееся по ул. Кольцовской, д. 50 (отмечен цифрой 2 на рисунке) [4. — С. 114].
Примечательно, что городская дума приняла положительное решение по запросу ВГЖУ, а назначенная стоимость ежегодной платы составила 2000 рублей [18; 19. — Л. 24, 24 об.]. Поставленные перед губернским инспектором короткие сроки, вероятно, не позволили принять более взвешенное организационное решение, что, безусловно, впоследствии детерминировало определенные проблемы, связанные с обеспечением функционирования нового учреждения:
2 Ныне на данном месте находится Адмиралтейская площадь с ростральной колонной. Сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся рядом с казармами.
Расположение учебной команды-школы полицейской стражи и Грибоедовских казарм на плане г. Воронежа с пригородными слободами (составлен по новейшим данным 1910 года)
• аренда помещения у В. В. Томилина была менее выгодна с финансовой точки зрения, поскольку стоила на 50% больше по сравнению с помещением недалеко от яхт-клуба;
• после заключения соглашения полковник в отставке первоначально пренебрег взятыми на себя обязательствами (в том числе по установке отопления), в связи с чем местному руководству пришлось применять меры принудительного характера [20. — Л. 9—12];
• представленные в первоначальное использование новым полицейским учреждением помещения были «неказамернного типа», что существенно затрудняло контроль за соблюдением внутреннего порядка [20. — Л. 125]1;
• вместе со школой в усадьбе располагался лазарет 16-го уланского Новоархангельского полка. Находившиеся на лечении солдаты ставили под угрозу состояние здоровья стражников, регулярно нарушали распорядок дня, санитарные правила и нормы, а также «мешали занятиям» [21. — Л. 81—83].
Официальное открытие команды-школы состоялось 20 октября 1909 года. 10.10.1909 В. З. Тархов приказом по ВГЖУ № 154 назначил «заведующим» инициатора учреждения об-
разовательной организации В. М. Левандовского, который «командировался в гор. Воронеж» с оставлением ранее возложенных на него обязанностей [13; 16; 22].
Следует указать, что выбор названия «учебная команда-школа уездной полицейской стражи» обусловлен двумя ключевыми факторами:
• использование опыта других губерний, где уже функционировали аналогичные институты;
• наличие проблем финансового характера, в связи с которыми команда дополнительно позиционировалась как «резерв полицейской стражи для подавления беспорядков в губернии», так как «будучи прекрасно дисциплинирована и подготовлена к своим обязанностям, она представляет собою лучшую и надежную силу» [1. — С. 550; 21. — Л. 103, 103 об.].
Весомую роль в поддержании эффективности учебного процесса играет его материально -техническое обеспечение, которое, исходя из исторических реалий начала XX века, можно было оценить состоянием и развитием учебно-материальной базы, наличием специализированных мест для проведения занятий (как помещения, так и оборудованные открытые площадки). Надлежащее состояние такой базы во многом определяет качество теоретического и практического изучения преподаваемых дисциплин [23].
Понимая это, руководство ВГЖУ уделяло самое пристальное внимание оснащению учебного заведения уже с первых дней его
1 В 1910 году для школы В. В. Томилиным было предоставлено новое помещение.
функционирования. Помимо подготовки не- для строевых занятий» (табл. 1) [19. — Л. 22, обходимых помещений в скором времени бы- 22 об., 29, 112]. ли закуплены требуемые «приспособления
Таблица 1
Список «приспособлений», приобретенных для учебной команды-школы полицейской стражи Воронежской губернии по ходатайству В. М. Левандовского
№ п/п Требуемое «приспособление» Кол-во
1 Прибор для стрельбы дробинками 2 шт.
2 Капсюли 1 коробка
3 Дробь 5 фуж.
4 Зеркало для прицеливания 1 шт.
5 Указка 1 шт.
6 Сигнальная труба 1 шт.
7 Устав строевой кавалерийской службы 10 шт.
8 Устав строевой пехотной службы 10 шт.
9 Руководство для чинов уездной полицейской стражи и Наставление для всех чинов полиции по производству дознания (издание И. Д. Дубровина) 25 шт.
10 Устав внутренней службы 10 шт.
11 Устав гарнизонной службы 10 шт.
В. М. Левандовский, всегда проявлявший себя как лицо, ответственно подходящее к выполнению поставленных перед ним задач, кроме решения организационных вопросов лично разработал 2 отдельных расписания занятий для обучающихся под его руководством конных и пеших стражников [19. — Л. 27, 109 об, 110] (табл. 2). Им же была подготовлена программа топографической и тактической подготовки [24]. Нельзя не отметить и тот факт, что на протяжении всего срока нахождения в должности заведующего штабс-ротмистр делал все возможное для обеспечения эффективного функционирования созданной по его инициативе образовательной организации. В рамках руководства учебным процессом он пользовался не только имеющимися собственными знаниями, полученными в том числе в Тверском училище, но и опытом коллег из других губерний. Так, 7 февраля 1910 года «Левандовский сдал временно. заведы-вание учебной командой полицейской стражи и выехал в Саратов для ознакомления с постановкой дела в учебной команде-школе» [16; 25].
16 октября 1909 года губернатор направил всем исправникам циркуляр № 4469, в котором предло-
жил «немедленно выслать в учебную команду полицейских стражников наиболее развитых и способных к службе» для подготовки к занятию должностей старших стражников и урядников, «имея в виду, что пребывание в команде может продлиться от 3 до 6 месяцев». В зависимости от штатной численности личного состава в уезде распределялась и соответствующая квота (табл. 3) [11. — Л. 430 об.; 19. — Л. 13, 14].
Уже 1 ноября 1909 года начались первые занятия. Успешность освоения пройденного курса была проверена экзаменационной комиссией в составе и.д. губернатора статского советника С. И. Голикова, вице-губернатора в звании камер-юнкера высочайшего двора, коллежского секретаря графа П. Н. Апраксина, прокурора Воронежского окружного суда надворного советника Н. А. Волчанецкого, губернского инспектора полицейской стражи В. З. Тархова, советника губернского правления коллежского секретаря В. В. Бушнева, управляющего канцелярией губернатора статского советника Я. И. Ге-нерозова и преподавателей с 29 апреля по 1 мая [11. — Л. 430 об.; 26].
Таблица 2
Расписание занятий для пеших стражников учебной команды полицейской стражи Воронежской губернии от 18 ноября 1909 года6
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Су5&ота
8.00-9.00 8.00-10.00 8.00-9.00
Пеший сгрой Гимнастик! Пожарное дело Пеший строй Гимнастика Сборка, разборка оружия
9.00-1 10.00 9.00-10.00
Устав строевой службы Закон Божий Гимнастика Ветеринарные сведения Устав внутренней службы
10.0 1М1Л0
Упражнения с холодным оружием Пеший строй Арифметика Медицинские сведения Упражнения с холодным оружием Русский язык
11.0 0-12.00
Русский язык Обязанности полиции Сыскное дело Обязанности полиции Устав внутренней службы Обязанности полиции
14.00-15.00 14.00-16.00 14.00-15.00 V
Обучение стрельбе Обучение стрельбе Устав дисциплинарный
15.00-16.00 15.00-16.00
Уголовные преступления Политические преступления
Таблица 3
Квоты стражников 1-го набора, направляемых на обучение в команду-школу полицейской стражи Воронежской губернии
№ п/п Уезд Кол-во ст ражников
конных пеших
1 В оронежский 4 4
2 Бирюченский 3 4
3 Бобровский 4 3
4 Богучарский 4 2
5 Валуйский 3 2
6 Задонский 2 2
7 Землянский 3 3
8 Коротоякский 2 2
9 Нижнедевицкий 2 2
10 Новохоперский 4 1
11 Острогожский 4 4
12 Павловский 3 3
ИТОГО: 38 32
6 Преподавали данные дисциплины, помимо В. М. Левандовского, товарищ прокурора Воронежского окружного суда, помощник начальника ВГЖУ, пристав городской полиции, начальник сыскного отделения, уездный врач, пунктовый ветеринарный врач и учитель русского языка.
Результаты экзамена местным руководством были признаны удовлетворительными, все стражники, доучившиеся до окончания курса, успешно справились с итоговым контролем, что в последующем дало им возможность занять вышестоящие должности (диаграммы 1, 2). В связи с этим губернатором было принято реше-
ние о необходимости дальнейшего функционирования воронежской учебной команды-школы, организационную структуру и основные параметры деятельности которой были закреплены Положением, утвержденным товарищем министра внутренних дел П. Г. Курловым 5 октября 1911 года [11. — Л. 452, 452 об.].
Диаграмма 1
Результаты итогового экзамена стражников первого выпуска Воронежской учебной команды-школы
Рекомендации по дальнейшему занятию должностей стражниками первого выпуска Воронежской учебной команды-школы
Диаграмма 2
Подводя итоги, отметим, что в дальнейшем постоянная заинтересованность губернского руководства, ВГЖУ и заведующих отделами в конечном счете предопределили высокий, «образцовый», статус воронежской учебной команды-школы среди аналогичных образовательных организаций им-
перии [1. — С. 551]. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции с появлением новой, школьной, формы вышла на иной качественный уровень. Продуктивность такой работы в регионе неоднократно отмечалась высшими чиновниками ОКЖ [17. — Л. 275—279 об.; 27].
ЛИТЕРАТУРА
1. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX — начале XX века : монография. — Воронеж, 2018. — 685 с.
2. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 184. — Л. 40.
3. Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗ РИ). — Собр. 3-е. — Т. 23.
— Ч. 1. — № 22906.
4. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (1888— 1942 гг.) : монография. — Воронеж, 2017. — 382 с.
5. ПСЗ РИ. — Собр. 3-е. — Т. 26. — Ч. 1. — № 27418.
6. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — 1900.
— Оп. 57. — Д. 17. — Ч. 34 — Т. 52А. — Л. 421—423.
7. Государственный архив Воронежской области (далее — ГАВО). — Ф. И-1. — Оп. 2. — Д. 812. — Л. 21, 21 об.
8. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 2. — Д. 268. — Л. 71—71з об., 127.
9. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 947. — Л. 4—5 об.
10. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 463. — Л. 2 об. — 3.
11. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 57. — Д. 17. — Ч. 34/9.
12. Ахмедов Ч. Н. Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — № 4 (60). — С. 23—30.
13. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Воронежская учебная команда-школа в системе профессионального обучения уездной полицейской стражи империи в начале XX в. //
Вестник Воронежского института МВД России.
— 2017. — № 1. — С. 7—16.
14. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Периодизация истории образовательных организаций по подготовке сотрудников органов внутренних дел в г. Воронеже: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 4. — С. 8—27.
15. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 2. — Д. 1054. — Л. 6.
16. Сорокина Ю. В., Ситников К. А. В. М. Леван-довский как организатор профессиональной подготовки полицейской стражи Воронежской губернии // Вестник Воронежского института МВД России. — 2019. — № 3. — С. 9—20.
17. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 2. — Д. 304.
18. ГАВО. — Ф. И-19. — Оп. 1. — Д. 2488.
— Л. 78, 78 об.
19. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 3. — Д. 75.
20. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 3. — Д. 754.
21. ГАВО. — Ф. И-1. — Оп. 3. — Д. 100.
22. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 21. — Д. 107. — Л. 58.
23. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Развитие учебно-материальной базы кафедры как одна из составляющих образовательного процесса // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 257—261.
24. Савицкий Н. М. К 300-летию полиции России. Руководитель воронежской школы полицейской стражи // Известия Воронежского института МВД России. — 2016. — № 8 (212).
— С. 8.
25. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 21. — Д. 108. — Л. 9 об.
26. Адрес-календарь. Памятная книжка Воронежской губернии на 1910 год. — Воронеж, 1910. — С. 1—3, 43.
27. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 986. — Л. 28—29.
REFERENCES
1. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Professionalnaya podgotovka nizhnih chinov uezdnoy politsii v Rossiyskoy imperii v kontse XIX — nachale XX veka : monografiya. — Voronezh, 2018. — 685 s.
2. Gosudarstvennyiy arhiv Rossiyskoy Feder-atsii (dalee — GARF). — F. 110. — Op. 11. — D. 184. — L. 40.
3. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii (dalee — PSZ RI). — Sobr. 3-e. — T. 23. — Ch. 1.
— # 22906.
4. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Obrazovatelnyie organizatsii sistemyi MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888—1942 gg.) : monografiya. — Voronezh, 2017. — 382 s.
5. PSZ RI. — Sobr. 3-e. — T. 26. — Ch. 1. — # 27418.
6. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — 1900. — Op. 7. — D. 17. — Ch. 34 — T. 52A. — L. 421—423.
7. Gosudarstvennyiy arhiv Voronezhskoy oblas-ti (dalee — GAVO). — F. I-1. — Op. 2. — D. 812.
— L. 21, 21 ob.
8. GAVO. — F. I-1. — Op. 2. — D. 268. — L. 71—71z ob., 127.
9. GARF. — F. 110. — Op. 11. — D. 947. — L. 4—5 ob.
10. GARF. — F. 110. — Op. 11. — D. 463. — L. 2 ob. — 3.
11. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 57.
— D. 17. — Ch. 34/9.
12. Ahmedov Ch. N. Istoricheskiy opyit profession-alnoy podgotovki politseyskih uryadnikov v Rossiyskoy imperii // Vestnik Sankt-Peteiburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — # 4 (60). — S. 23—30.
13. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Voronezhskaya uchebnaya komanda-shkola v sisteme professionalnogo obucheniya uezdnoy politseyskoy strazhi imperii v nachale XX v. // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2017.
— # 1. — S. 7—16.
14. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Periodizatsiya istorii obrazovatelnyih organizatsiy po podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del v g. Voronezhe: k postanovke problemyi // Vestnik
Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — # 4. — S. 8—27.
15. GAVO. — F. I-1. — Op. 2. — D. 1054. —
L. 6.
16. Sorokina Yu. V., Sitnikov K. A. V. M. Levandovskiy kak organizator professional-noy podgotovki politseyskoy strazhi Voronezhskoy gubernii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — # 3. — S. 9—20.
17. GAVO. — F. I-1. — Op. 2. — D. 304.
18. GAVO. — F. I-19. — Op. 1. — D. 2488. — L. 78, 78 ob.
19. GAVO. — F. I-1. — Op. 3. — D. 75.
20. GAVO. — F. I-1. — Op. 3. — D. 754.
21. GAVO. — F. I-1. — Op. 3. — D. 100.
22. GARF. — F. 110. — Op. 21. — D. 107. — L. 58.
23. Skripnik I. L., Voronin S. V. Razvitie uchebno-materialnoy bazyi kafedryi kak odna iz sostavlyayuschih obrazovatelnogo protsessa // Pod-gotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i lik-vidatsii posledstviy chrezvyichaynyih situatsiy : materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2017. — S. 257—261.
24. Savitskiy N. M. K 300-letiyu politsii Rossii. Rukovoditel voronezhskoy shkolyi politseyskoy strazhi // Izvestiya Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — # 8 (212). — S. 8.
25. GARF. — F. 110. — Op. 21. — D. 108. — L. 9 ob.
26. Adres-kalendar. Pamyatnaya knizhka Voronezhskoy gubernii na 1910 god. — Voronezh, 1910. — S. 1—3, 43.
27. GARF. — F. 110. — Op. 11. — D. 986. — L. 28—29.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ситников Кирилл Алексеевич. Преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. 8-920-453-29-83.
Sitnikov Kirill Alexeevich. Lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те! 8-920-453-29-83.
Ключевые слова: полицейская стража; уездная полиция; профессиональная подготовка; полицейское образование; Воронеж.
Key words: police guard; district police; professional training; police training; Voronezh.
УДК 351.74