СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. КЛЮЕВ В.К. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА
В статье анализируется компетентностный ряд профессионального обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности в условиях развивающейся цифровой среды функционирования библиотеки и глобального цифрового общества. Детально рассмотрено содержание проекта профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» через трудовые функции и действия, необходимые знания и умения. Представлена трансформация формируемых «цифровых» компетенций отраслевых бакалавров в образовательных стандартах третьего поколения. Сделан вывод о возможностях наполнения перечня формируемых профессиональных компетенций на основе анализа практики и требований работодателей к выпускникам.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая среда, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, цифровизация, бакалавриат, компетенции, профессиональные компетенции.
Klyuev V.K.
TRANSFORMATION OF FORMED COMPETENCES IN THE SYSTEM OF HIGHER LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION AS A RESPONSE TO THE DIGITALIZATION OF SOCIETY
The article analyzes the competence range of vocational training for bachelors of library and information activities in a developing digital library environment and a global digital society. The content of the draft of the professional standard "Specialist in the field of library and information activities" through work functions and actions, the necessary knowledge and skills is reviewed in detail. The transformation of the emerging "digital" competencies of industry bachelors in the third generation educational standards is presented. The conclusion is made about the possibilities of filling the list of formed professional competencies based on the analysis of the practice and requirements of employers for graduates.
Keywords: digital economy, digital environment, professional standard, educational standard, digitalization, bachelor degree, competence, professional competence.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. КЛЮЕВ В.К. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА
Одним из приоритетов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018-2024) [1], зафиксированном в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [3], является подготовка компетентных специалистов, призванных трансформировать рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям, обеспечить повышение конкурентоспособности России на глобальном уровне. Цифровые технологии пронизывают всё пространство жизни современного социума и будущее неразрывно связано с их использованием во всех сферах человеческого бытия.
В частности, Федеральный проект «Цифровая культура» [4] Национального проекта «Культура» (2019-2024) [2] предусматривает повышение доступности и возможности участия граждан в культурной жизни путем цифровизации услуг культуры и формирования информационного пространства знаний, а также многократное увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры.
Очевидным общедоступным информационным посредником, средством преодоления цифрового неравенства, формирования информационного пространства жизни и развития цифровой грамотности различных групп населения, поисковым экспертом и своеобразным повседневным цифровым консультантом по применению цифровых технологий и онлайн-сервисов, местом активной дигитализации (взаимопроникновения компьютерной составляющей и повседневных социальных практик) по факту своей базовой деятельности выступают публичные общедоступные библиотеки, поэтому их сотрудники должны обладать спектром необходимых многообразных профильных компетенций. В последнее время ведущие специалисты-практики предметно обращаются к рассмотрению данных аспектов библиотечного функционала [см., в частности 11].
Понятие «компетенция» отражает совокупность знания, применимого и применяемого на практике, объединяет способности и мотивацию, характеризует функциональный потенциал сотрудника. В данном контексте важно гармоничное сопряжение задач собственно профессиональной деятельности библиотечно-информационного специалиста и содержания его обучения, прежде всего, в рамках наиболее распространенного в настоящее время образовательного формата - отраслевого бакалавриата.
В процессе подготовки в 2013-2014 гг. по заданию Министерства культуры Российской Федерации проекта Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» нашей рабочей группой в него были заложены актуальные «цифровые» трудовые функции, а также перспективные требования к необходимым знаниям и умениям. К сожалению, приходится в очередной раз констатировать, что этот документ, прошедший все необходимые отраслевые и внешние экспертизы, так и остаётся в статусе подготовленного к утверждению проекта [9].
В проекте профстандарта обозначен комплекс таких трудовых функций, как стационарное и нестационарное обслуживание пользователей электронными документами, организация обслуживания в режиме удалённого доступа; комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами; микрофильмирование и оцифровка библиотечного фонда; организация электронных каталогов; создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов (базы данных, сайты, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронные хранилища); справочно-библиографическое и информационное обслуживание в режимах удалённого доступа. Среди так называемых трудовых действий: осуществление процесса оцифровки документного фонда; цифровая обработка электронных копий документов программными средствами; проектирование электронного информационного ресурса; ведение (эксплуатация, актуализация, модернизация) web-ресурсов библиотеки (включая генерируемые базы данных); обеспечение доступа к электронному каталогу в локальном и удалённом режимах; предоставление электронных документов и организация удалённого доступа к электронной и сетевой информации по запросам пользователей; приём и выполнение (в том числе в удалённом режиме) поступивших информационных запросов; обучение пользователей библиотеки информационным технологиям и работе в сети Интернет, формирование медийной культуры; использование коммуникативных средств социальных сетей и ■дакьтехнологий; проведение профессиональных консультаций пользователей в режиме онлайн; организация и проведение методических мероприятий в дистанционных формах.
В подготовленном отраслевом профессиональном стандарте выделен круг необходимых знаний и умений сотрудников библиотек, включая информационно-коммуникационно-технологические, которые, по сути, должны формироваться в процессе обучения в бакалавриате.
Так, в числе требующихся знаний: основы информатики и научно-информационной деятельности; нормативные документы, регламентирующие создание, регистрацию и использование электронных информационных ресурсов, а также рынок электронных продуктов и услуг; методики формирования медийной культуры; специфические свойства и назначение электронных информационных ресурсов; основы организации и использования электронных каталогов, а также других информационно-поисковых систем; виды информационного поиска; типовые алгоритмы информационного поиска в локальных и сетевых ресурсах; информационные сетевые ресурсы и поисковые возможности баз данных; возможности глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов и интернет-справочников; методы библиографического поиска в локальных и сетевых электронных ресурсах; поисковые возможности электронных информационных ресурсов различного назначения; технологический процесс оцифровки документов; особенности сохранения электронных документов; методики создания электронных выставок библиотек; методы анализа информационных ресурсов; технологии создания, ведения, эффективной эксплуатации, хранения и защиты электронных информационных ресурсов; медиаресурсы информационного рынка и возможности их использования; показатели, критерии и методы оценки качества различных видов электронных информационных ресурсов.
В ряду профильных умений: свободное владение информационными технологиями (в том числе электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами) и умение их применять в процессах библиотечного обслуживания; использование информационно-телекоммуникационных технологий для реализации библиотечных проектов и программ; идентификация, анализ и структурирование данных; выбор форм свертывания информации, адекватных информационному объекту; конвертирование различных форматов цифровых данных; обеспечение долговременного эффективного хранения и актуализация электронного информационного ресурса; свободная ориентация в базах данных и интернет-ресурсах различного назначения; использование программно-технических средств и информационных методов поиска в сетевых ресурсах и сервисах; осуществление адекватного выбора поисковой системы и релевантное
формулирование запроса; владение технологиями работы на современных аппаратах оцифровки документов и долговременного сохранения цифровых копий; обучение пользователей работе с электронными информационными ресурсами; владение информационно-телекоммуникационными технологиями для продвижения и сопровождения культурно-досуговых услуг, включая представительство в социальных сетях; использование информационно-телекоммуникационных технологий для осуществления мониторинга и диагностики библиотечно-информационной деятельности, проведения профильных научных и прикладных исследований, в методической работе библиотеки.
Что касается формирования цифровых компетенций в процессе подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности, то в образовательных стандартах третьего поколения (ФГОСы ВО 3, 3+ и 3++) они предусмотрены, но официально не соотнесены (даже в «заточенном» на сопряжение с профстандартом последнем ФГОСе ВО 3++) [8] напрямую с требованиями проекта отраслевого Профессионального стандарта, который не стал нормативным документом, поэтому не может рассматриваться в качестве официального ориентира для моделирования содержания профессионального образования.
Обозначим стандартизированные «цифровые» компетенции выпускников, предусматриваемые для отраслевого бакалавриата разными ФГОСами третьего поколения, разработанными в профессиональной части при нашем непосредственном участии.
В первом образовательном стандарте третьего поколения (ФГОС ВПО 3, 2010) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» [6] представлены 16 общекультурных компетенций (ОК), в частности, три «информационно-цифровые»: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
Было предусмотрено также формирование в процессе освоения программы профильного бакалавриата 41 профессиональной компетенции (ПК), в том числе с актуальной «информационной коннотацией»: готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры (ПК-2); способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3); готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4); способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-27); способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29); готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-33); готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-37). Однако напрямую к «цифровым» можно отнести из данного перечня только ПК-4.
В так называемом модернизированном ФГОСе ВО 3+ уровня бакалавриата (2016) [7] в обязательном формате отражено меньше общекультурных компетенций - 11, но они более ёмкие по формулировкам. В интересующем нас контексте вместо прежних трёх выделена одна ОК-11: способность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией. Одновременно, наряду с прежними по базовым формулировкам, но поменявшими нумерацию профессиональными, нами - разработчиками были выделены шесть общепрофессиональных компетенций (ОПК), но они не стали новыми, а специально напрямую заимствованы из наиболее общих ранее представленных (во ФГОСе ВПО 3) профессиональных компетенций. В их числе и ОПК-1 (прежняя ПК-4) - готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Из новых с «цифровым акцентом» централизованно была обозначена только одна ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
В вводимом повсеместно в действие с сентября 2019 г. актуализированном ФГОСе ВО 3++ отраслевой бакалаврской подготовки (2017) [8] разработчиками значительно сокращено количество всех видов компетенций, которые укрупнены по формулировкам и прослеживается чёткая ориентация специальной подготовки, при отсутствии утверждённого базового профстандарта, на так
называемые сопряжённые профессиональные стандарты. В их числе мы акцентировали и профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам» (2014) [5], позволяющий привнести вполне предметную «цифровую составляющую» обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности. На министерском уровне для бакалавриата любого направления подготовки в новом стандарте предусмотрено 8 универсальных компетенций, не отражающих теперь информационно-цифровой конкретики. Из выделенных там же четырех ОПК, ориентированных на всю укрупнённую группу направлений подготовки «Культуроведение и социокультурные проекты» (в которую входит и библиотечно-информационная деятельность), в категорию компетенций «Информационная культура» целиком перекочевала в статусе ОПК-3 прежняя ОПК-6.
Полностью изменились формулировки собственно профессиональных компетенций, которые теперь отражены не во ФГОСе, а в Примерной основной образовательной программе (ПООПе), подготовленной (2018) межвузовской рабочей группой нашего отраслевого Учебно-методического совета, проект которой размещён на официальном ресурсе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - Реестре Примерных основных образовательных программ высшего образования [10]. При моделировании профессиональных компетенций их формулировки были нами содержательно соотнесены с выделенными в качестве сопряженных утверждёнными профессиональными стандартами смежных предметных областей деятельности, имеющийся проект профстандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности принимался во внимание только факультативно. На основе обозначенных в действующих сопряжённых профстандартах трудовых функций мы выделили соответствующие задачи профессиональной деятельности и сформулировали необходимые для их достижения компетенции, обобщённые по смысловому наполнению. Была осуществлена дифференциация профессиональных компетенций на обязательные (ПКО) и рекомендуемые (ПК), их общее количество значительно сокращено. Обязательных профессиональных компетенций теперь всего 9 и ещё 4 рекомендуемых (это вместо 41 профессиональной компетенции во ФГОСе ВПО 3 2010 года!).
Для решения одной из выделенных в проекте ПООП технологических задач профессиональной деятельности - «Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности» предусмотрено формирование профильной обязательной компетенции (ПКО-5): готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на общий характер формулировки, обозначены очень конкретные индикаторы её достижения, в частности, знания основных направлений автоматизации библиотечно-информационных процессов, объектов автоматизации и программно-технических средства их реализации; технологических возможностей, типовой структуры автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС), назначения отдельных подсистем и автоматизированных рабочих мест (АРМ); принципов организации и функциональных возможностей корпоративных библиотечно-информационных систем и сетей. Среди практических характеристик освоения данной компетенции -умение использовать в библиотечной практике различные виды информационно-коммуникационных технологий, формировать и использовать адекватные запросам электронные информационные ресурсы; владение навыками создания электронных информационных ресурсов и работы в АБИС.
Среди дополнительных профессиональных компетенций отраслевых бакалавров в проекте ПООПа предусмотрена обеспечивающая реализацию той же технологической информационно-коммуникационной задачи рекомендуемая компетенция (ПК-1) - готовность к участию в проектировании, создании и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов. Она предполагает знание классификации и технологии создания различных видов электронных информационных ресурсов; умение проводить сравнительный анализ электронных информационных ресурсов и выявлять целевые группы их пользователей, выбирать эффективные средства создания и модернизации различных видов электронных информационных ресурсов; владение общей и специальными технологиями создания электронных информационных ресурсов.
Таким образом, можно констатировать, что современное высшее библиотечно-информационное образование на базовом бакалаврском уровне подготовки кадров в целом содержательно отражает текщие и учитывает перспективные компетентностные требования развивающейся цифровой среды функционирования библиотеки и глобального цифрового общества в целом. В рамках освоения основной образовательной программы студенты отраслевого бакалавриата изначально концептуально, а затем и в инструментальном плане осваивают функционально необходимые знания, умения и навыки, позволяющие формировать устойчивые, мобильно развиваемые и трансформируемые прикладные актуальные цифровые профессиональные компетенции. При этом новая нормативная база стандартизации высшего образования позволяет учебным заведениям, наряду с формированием предусмотренных централизовано (ПООПом по направлению подготовки) базовых обязательных профессиональных компетенций, по своему усмотрению
формулировать и самостоятельно отражать в образовательной программе конкретного вуза перечень дополнительных - исходя из профиля программы бакалавриата, а также на основе анализа практики и требований работодателей к выпускникам. Следовательно, педагогам важно быть готовым к постоянной модернизации компетентностного ряда профессионального обучения, необходимого для адаптации бакалавров библиотечно-информационной деятельности к цифровой среде и формирования актуального «сетевого мышления» библиотечных специалистов в контексте вызовов цифровой экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. - М., 2018. - 52 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319432/
2. Паспорт национального проекта «Культура»: утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. -М., 2018. - 52 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319207/
3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - М., 2018. - 41 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/Pass EduHR.pdf
4. Паспорт федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». - М., 2018. - 10 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80°/oD0°/oB0.pdf /8a02a0a3-573d-ea8e-a59c-4313043e4676
5. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 629 н; регистрационный номер 148. - М.. 2014. - 16 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 169629/23ec671fa29ee3587c006b7aebad7188 239751bd/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 3. - М, 2010. - 28 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 98102/7ae94b47901b56f4fb1c27f031cac3fd9ae c3586/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1001. - М, 2016. - 20 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 204040/14ec70243fbd770815961f692a191b0be 1fad58a/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1182. - М, 2017. - 19 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 287594/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafda ddf518
9. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»: проект. - М., 2014. - 36 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=5277#00717229942682095
10. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - бакалавриат: проект. - М., 2018. - 121 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1
11. Михнова И.Б. Цифровые кураторы и библиотека: ищем точки пересечения / И.Б. Михнова // Территория L. - 2019. - № 41 (15 марта). [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://gazetargub.ru/?p=10068
12. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты: инфографика. - М., 2019. - 56 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Клюев Владимир Константинович - кандидат педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета; председатель Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности; [email protected]