СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. АКИФЬЕВА И.Ю., ОПАРИНА Н.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 51.03.06 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Анализируются целесообразность и возможности использования профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» для разработки основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, бакалавриат, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, трудовая функция, педагог-библиотекарь.
Akifieva I.U., Oparina N.P.
PROFESSIONAL STANDARDS AND EDUCATIONAL SYSTEM FOR DEGREE BACHELOR OF LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE
The expediency and possibilities of use of the professional standard of bachelor for education are analyzed to develop the educational program according the Federal State Higher Education Standard for Bachelor of Library and Information Science.
Key words: library and information science, bachelor, professional standard, educational standard, employment function, teacher-librarian.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. АКИФЬЕВА И.Ю., ОПАРИНА Н.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 51.03.06 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В декабре 2017 года утвержден ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность [1]. Перед профильными вузами встает задача разработки ООП и определения содержания высшего образования с учетом рекомендуемых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников и комплексу требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда. Согласно принятому образовательному стандарту вуз может самостоятельно определить одну или несколько профессиональных компетенций с учетом принятых профессиональных стандартов.
На вуз возложена ответственность в определении перечня профессиональных стандартов, на которые будет опираться разработчик ООП. Осложняет процесс формирования ООП отсутствие принятого профессионального стандарта «Специалиста в области библиотечно-информационной деятельности».
В приложении к ФОС ВО 3++ «Библиотечно-информационная деятельность» приводится «Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность». В него включено пять профессиональных стандартов, на которые может ориентироваться вуз при разработке ООП. В этот перечень входит профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10р (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 2017 г., регистрационный № 454406) [2].
Рассмотрим целесообразность и возможности использования данного стандарта для разработки ООП по направлению 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Выбор данного стандарта обусловлен прежде всего основными направлениями и приоритетами государственной политики в области культуры и образования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года» разработан национальный проект «Культура». Его целью является увеличение к 2024 году числа граждан, вовлеченных в культуру, путем создания современной инфраструктуры культуры, внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской идентичности. В паспорт нацпроекта «Культура» включены следующие показатели: увеличение на 15% посещений организаций культуры и увеличение в пять раз обращений к цифровым ресурсам. Дополнительными показателями являются доля детей, посещающих организации культуры от общего числа посещений и доля зрителей отечественных фильмов в общем количестве зрителей. В рамках ФП «Культура» на 2019-2024 гг. предусмотрена организация не менее 150 культурно-образовательных программ для 500 000 школьников (нарастающим итогом) [3].
Внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Предусмотрено выполнение комплекса задач, среди которых обеспечение духовного и нравственного развития личности посредством поддержки детско-юношеского чтения.
На заседании Президиума Совета законодателей Федерального Собрания РФ от 13 декабря 2018 года Заместитель Председателя Государственной думы Российской Федерации И.А. Яровая подчеркнула, что особую важность имеют решения Президента РФ В.В. Путина, касающиеся проведения в России Десятилетия детства. Рассматривался вопрос о разработке общефедерального проекта о детских библиотеках в регионах.
Учитывая значимость организации детского чтения и подготовки специалистов в этой области, разработчики ООП в Самарском государственном институте культуры выбрали из перечня рекомендуемых профстандарт «Специалист в области воспитания», который предполагает подготовку обучающихся к профессии «Педагог-библиотекарь».
Для выполнения обобщенной трудовой функции «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» необходимы высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства. Для вуза культуры это означает возможность реализации требований стандарта в рамках подготовки студентов по направлению 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. В стандарте среди прочих определены две базовые группы: ОКПДТ - 20316 (Библиотекарь), ОКСО -071200 (Библиотечно-информационные ресурсы).
Профессиональная библиотечно-педагогическая деятельность библиотекаря, работающего в образовательной организации, отличается, с одной стороны, многоаспектностью, с другой -целостностью, комплексностью отдельных ее направлений. Она базируется на принципе интеграции педагогики с библиотековедением, выполняющим общие важные функции по развитию личности читателя. Иными словам эта деятельность, которая направлена на воспитание, образование, развитие личности читателя специфическими средствами и методами библиотечной работы под воздействием определенных факторов, важнейшими из которых являются книга и сам педагог-библиотекарь. «В этой профессии органически соединились образовательная, обучающая, воспитательная и развивающая функции, а также способность реализовать творческий потенциал ребёнка в разных видах созидательной деятельности, вызванной чтением» [4, с. 20].
В профстандарте «Специалист в области воспитания» отмечается, что педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся предполагает организацию воспитательного процесса
с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей. Для подготовки библиотечных специалистов следует обратить внимание на содержащиеся в стандарте трудовые функции:
1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2. Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;
3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению.
Если рассматривать особенности работы библиотекарей системы образования, то становится очевидным, что все названные функции осуществляются в той или иной степени успешно. В то же время педагогическая сторона деятельности педагога-библиотекаря в отличии от библиотечной компоненты для многих практиков вызывает определенные затруднения.
Можно предложить три варианта реализации требований рассматриваемого стандарта в условиях вуза культуры:
1. Восстановление профиля «Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством», поскольку в связи с закрытием в профильных вузах кафедр по библиотечной работе с детьми и юношеством, достаточно остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов для библиотек, обслуживающих детей. Существующая в настоящее время система подготовки и переподготовки кадров находится не в полном соответствии с потребностями современной библиотечной практики, особенно это ощутимо в региональных вузах.
2. Корректировка содержания дисциплин, входящих в ООП, с включением разделов и тем, раскрывающих особенности библиотечно-информационного обслуживания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. В качестве примера можно привести дисциплину «Библиотечный фонд», в которую можно включить раздел «Специфика формирования и использования фондов образовательных организаций»; дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» может включать раздел «Библиотечно-информационное обслуживания в общеобразовательных организациях». Кроме того, в учебный план могут войти дисциплины по выбору «Педагогика детского чтения», «Социология и психология чтения», «Основы педагогической деятельности», «Основы социально-педагогического проектирования» и др.
3. Обеспечение подготовки кадров к работе в должности «Педагог-библиотекарь» в рамках системы дополнительного профессионального образования. В настоящее время для слушателей ФДО СГИК предложена программа повышения квалификации «Библиотека в информационном пространстве современной школы» (общим объемом 72 часа), включающая разделы: законодательно-нормативное обеспечение деятельности библиотек образовательных организаций; детская литературы XXI века и проблемы чтения детей и подростков; педагогическая направленность деятельности школьного библиотекаря; информационно-коммуникационные технологии библиотек общеобразовательных организаций.
Таким образом, стандарт ФГОС ВО Библиотечно-информационная деятельность, принятый в 2017 году, открывает новые возможности для осмысления процесса разработки соответствующей ООП. Из рекомендуемых профессиональных стандартов наиболее востребован и реализуем профстандарт «Специалист в области воспитания». Подготовить выпускника, который будет осуществлять профессиональную деятельность по всем обобщенным трудовым функциям полного
комплекса рекомендуемых профессиональных стандартов, коррелируемых с ФГОС ВО, не представляется возможным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата): проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadffles/ ProjectsFGOSVO/BAK/ 510306_B.pdf/. - (Дата обращения: 10.01.2019).
2. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/01.005-spetcialist-v-oblasti-vospitaniia.html. - (Дата обращения: 11.02.2019).
3. Национальный проект "Культура" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300629/1d57a1e4b1181eed6b1ea4caee272e0805ceb35e/ /. - (Дата обращения: 10.01.2019).
4. Тихомирова, И.И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой [Текст]: учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И.И. Тихомирова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 384 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Акифьева Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения Самарского государственного института культуры, Почетный работник высшего профессионального образования
Опарина Надежда Прокопьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения Самарского государственного института культуры