Это означает, что кжвдой точкеописанной окружности, кроме! вершин треугольника, соответствует некоторая несобственная точка, лежащая на несобственной прямой плоскости. Берноипбжажное: еслиоснной несобственной точке, опредеекемой«пучком»кауалленкных прчоых, пентшвитьвкоотвекствие три параллельные прямые «пучка», проходящие через вершины треугольника, то прямые, симметричныеимотнопителлно бсссрктроссоотвжтотвуюж^о оглов треугольника, определяют точку, изогонально сопряжённую этой несобственной точке.
2. Изогональное сопряжение имеет роено четыре неподвижные точка (т. е. существуют роеночесыре тоике, кбттрымизогоналчносоп|кяжонч1самем себе): центр вписанной и центры вневписанных окружностей треугольника АВС (рис. 4).
Рис. 4
Центр вписанной окружности - это точка иересечения биссектрис треугольника. Понятно, что эта точка самосопряжена. Центр вневписанной окружности -это точка пересечения двух биссектрис внешних углов треугольника. Поскольку биссектриса внешнего угла перпендикулорпа биссеотриие снежооно с нимвпп-треннего угла, то преобразование симметрии относительно биссектрисы этого внутреннего угла оставляет прямрю. содсржажню бкснеюрису пнзшного угла, на месте. Значит, при изогональном сопряжении точка пересечения двух биссектрис
Библиографический список
внемнипугловраюкн жстается на месте. Понотн0: кттн д^оих чепШижоых то» чек изогональное сопряжение не имеет.
3. С^нто^^^т^СИечгатерссббевия иыпов)треугожьрикж АВЖазогооально сопряжён центру описанной окружности этого треугольника.
Доказательство проведём для остроугольного треугольника (случай нео-смроигорьроготпеугольжп раибурсерся асслогичрп). Прсвь 0 орертр нппсвр-ной окружности, H - точка, изогонально сопряжённая точке О. Обозначим ААСВ о р (рее. 5). Пс темой вписасром ргле, вСОВ р Он. Треогоньгик СОВ навро-бедренный, поэтому ZAОВ = 90° - у как угол при основании. Пусть точка D на прямой АС такова, что ZCBD = ААВО. Тогда, по определению, точка Н лежит на прямой BD. Но ZBCD= р, ZCBD= 90° - р, поэтому BD - высота треугольника АВС. Аналогично рассуждая, приходим к выводу, что точка Н лежит на всех трёх вшсоеах тнепгосьвико АВ С.
В
Рис. 5
Рассмотренное в статье изогональное преобразование и его особые свойства находят применение в различных областях науки и техники, особенно его свойства необходимы для изучения отдельных вопросов теоретической меха-
внпросоноорзе.Тема,а
одной стороны, выходящая за рамки основного курса, а с другой, - тесно с ним уесеплмтрущаяея.Клстбым о двжтоигствтмможно мтрестн, пиржо^мт, что она связывает все преобразования в единое целое.
1. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к ГИА курсу «Геометрия». Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016.
2. Атанасян С. и др. Геометрия.7 -9классы:учебникдляобщеобразовательныхорганизаций.Москва:Просвещение, 2014.
3. Шарыгина И.Ф. Геометрия. 5 - 9 классы. Рабочая программа к линии учебников. Available at: http://drofa-ventana.ru/upload/iblock/ee5/ee5637efac8548ecf6c9b985c 7fa7ff1.pdf
4. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Об особенностях преподавания раздела геометрических преобразований в школьном курсе геометрии. Мир науки, культуры и образования. 2017; № 1(62): 150 - 152.
5. Прояева И.В. Компетентностный подход в преподавании математических дисциплин на инженерных специальностях. Материалы I-й Международной очно-заочной конференции. Оренбург: ПГУТИ, 2015.
6. Прасолов В.В. Точки Брокара и изогональное сопряжение. Москва: МЦНМО, 2000.
References
1. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov po podgotovke k GIA kursu «Geometriya». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.
2. Atanasyan S. i dr. Geometriya. 7 - 9 klassy: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Prosveschenie, 2014.
3. Sharygina I.F. Geometriya. 5- 9klassy. Rabochaya programma k linii uchebnikov. Available at: http://drofa-ventana.ru/upload/iblock/ee5/ee5637efac8548ecf6c9b985c7fa7ff1.pdf
4. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Ob osobennostyah prepodavaniya razdela geometricheskih preobrazovanij v shkol'nom kurse geometrii. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; № 1(62): 150 - 152.
5. Proyaeva I.V. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii matematicheskih disciplin na inzhenernyh special'nostyah. Materialy I-j Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj konferencii. Orenburg: PGUTI, 2015.
6. Prasolov V.V. Tochki Brokara i izogonal'noe sopryazhenie. Moskva: MCNMO, 2000.
Статья поступила в редакцию 15.01.20
УДК 378:023.5
Skipor I.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vice-Rector of Educational Management, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: [email protected]
Mishova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Department of Automated Information Processing,
Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Leonidova G.F., senior lecturer, Department of Department of Automated Information Processing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF LIBRARY / INFORMATION WORKERS TO SOLVE PROBLEMS OF SOCIETY DIGITALIZATION. The paper considers, in terms of current regulations, requirements to graduates with field of study 51.03.06 Library / Information Work to address problems of creating, storing, and promoting high-quality digital content and providing information services for users professionally in the digitized information environment. The paper outlines the results of the analysis of basic professional academic programs (BPAPs) in field of study 51.03.06 Library /Information Work offered by the Russian higher education institutions of culture from the perspective of the professional development of graduates to solve problems of society digitalization. It is stated that BPAPs should be modelled in line with systemic approach and requirement consistency, integration, and diversification for different minors. As in the case of the BPAPs offered by the Kemerovo State Institute of Culture, we inventoried the scope of disciplines to train bachelors in the field of information technologies, the implementation and support of electronic library management systems (ELMSs), and the creation and use of electronic information resources.
Key words: higher education, professional training, libraries, information facilities, basic professional academic programs, professional competences, society digitalization.
И.Л. Скипор, канд. пед. наук, доц., проректор по УР, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected] В.В. Мишова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
Г.Ф. Леонидова, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрены с позиций нормативных документов требования к выпускникам вузов по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-ин-формационная деятельность», призванных на профессиональном уровне решать задачи формирования, сохранения и продвижения качественного цифрового контента, информационного обслуживания пользователей в условиях цифровой информационной среды. Приведены результаты анализа содержания реализуемых российскими вузами культуры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлению 51.03.06 - «Библиотеч-но-информационная деятельность» с точки зрения формирования готовности выпускников решать задачи цифровизации общества. Отмечено, что моделирование ОПОП должно осуществляться с соблюдением принципов системного подхода, преемственности, интеграции, дифференциации требований (в контексте подготовки по различным профилям). На примере ОПОП, реализуемых Кемеровским государственным институтом культуры, описан состав дисциплин, обеспечивающих подготовку будущих бакалавров в сфере использования информационных технологий, внедрения и сопровождения АБИС, создания и эксплуатации электронных информационных ресурсов.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка кадров, библиотечно-информационные учреждения, основные профессиональные образовательные программы, профессиональные компетенции, цифровизация общества.
Требования к выпускникам вузов по направлению подготовки 61.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» в условиях перехода к цифровой информационной среде: постановка проблемы
Востребованность выпускников вузов на современном рынке труда определяется главным образом их способностью решать задачи, которые ставятся обществом перед той или иной профессиональной сферой деятельности и сопряжены с уровнем развития и использования различных технологий. Внедрение информационных технологий практически во все сферы деятельности обусловило потребность формирования у выпускников всех направлений подготовки и специальностей компетенций, обеспечивающих их готовность решать задачи профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества. Особые требования предъявляются к выпускникам направления подготовки 51.03.06 -«Библиотечно-информационная деятельность», которые призваны на профессиональном уровне решать задачи формирования, сохранения и продвижения качественного цифрового контента, информационного обслуживания пользователей в условиях цифровой информационной среды.
Утвержденный в 2017 г Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 51.03.06 - «Библио-течно-информационная деятельность» [1] определяет в качестве одной из сфер профессиональной деятельности выпускников бакалавриата «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем)». Ориентация библиотечно-информационных специалистов на данную сферу деятельности не случайна. Высокий уровень вовлеченности данных специалистов в решение задач цифровизации общества и, как следствие, потребность формирования у них соответствующих компетенций определяются требованиями принятых на федеральном уровне нормативных документов, задающих приоритетные направления развития учреждений культуры, в том числе библиотечно-информационных учреждений.
К числу таких документов, прежде всего, относятся «Основы государственной культурной политики» [2] и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [3]. Так, ряд задач государственной культурной политики сопряжен с активным использованием информационных технологий, формированием качественного цифрового контента и обеспечения доступа к нему через Интернет:
• «сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания;
• формирование информационной грамотности граждан;
• повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети «Интернет»;
• формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку, и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности;
• создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети Интернет [2].
Конкретизация данных задач осуществляется в рамках национального проекта «Культура», который предполагает реализацию трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Одним из ожидаемых результатов является широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны. При этом особая роль отводится подготовке кадров, способных эффективно решать задачи в новых условиях. Активными участниками федеральных проектов являются и библиотечно-информационные учреждения.
Требования к наличию сформированных компетенций в области использования информационных технологий, создания и эксплуатации различных видов электронных информационных ресурсов определяются также принятыми Российской библиотечной ассоциацией (РБА) документами: «Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ» (2018 г); «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2008 г); «Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ» (2017 г); «Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем)» (2005 г.); «Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации» (2010 г); «Руководство для детских библиотек России» (2009 г); «Модельное положение о библиотеке музея» (2012 г). Анализ данных документов позволяет выявить состав электронных информационных ресурсов, которые должны формировать библиотеки: электронный каталог на фонд библиотеки, электронный краеведческий каталог электронный каталог местных изданий, система краеведческих БД, сайт библиотеки. Необходимость генерации и использования таких электронных информационных ресурсов требует наличия соответствующих компетенций у сотрудников библиотечно-информационных учреждений.
Таким образом, в контексте решения задач цифровизации общества к кадрам библиотечно-информационных учреждений предъявляются особые требования, которые отражены как эксплицитно, так и имплицитно в различных нормативных документах. Эти требования, безусловно, должны учитываться вузами при разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность».
Отражение проблем подготовки кадров для библиотечно-информаци-онных учреждений в современном документальном потоке
Проблемы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений достаточно широко представлены в современном документальном потоке. Они являются объектом рассмотрения в диссертационных исследованиях, монографиях, характеризуются в многочисленных научных публикациях в профессиональных журналах и материалах международных и всероссийских (национальных) конференций.
Так, результаты исследования новых концепций и технологий развития библиотечно-информационного образования представлены в монографии Пил-ко И.С., Тараненко Л.Г, Ли М.Г., Абалакова О.В. [4]. В докторской диссертации О.А. Калегиной [5] рассматриваются библиотечно-информационное образование в системе мировых информационно-цивилизационных процессов, использование компетентностного подхода при подготовке специалистов библиотечно-ин-формационной сферы, определяются организационно-педагогические условия модернизации российского библиотечно-информационного образования. Основные концептуальные положения реформы высшего образования, особенности внедрения актуализированных ФГОС ВО, методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат) и 51.04.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» (магистратура) отражены в публикациях В.К. Клюева [6].
Выявлению специфики социальных позиций библиотечной профессии в условиях информатизации, рассмотрению профессионального библиотечного образования в информационном обществе посвящено диссертационное исследование Н.В. Лопатиной [8]. Анализ зарубежного опыта разработки новых моделей компетенций для сотрудников специальных библиотек, осмысление новой роли библиотеки и библиотекаря в цифровую эпоху приводятся в статье И.Е. Парамоновой [9]. Проблемы формирования у специалистов библио-течно-информационной сферы компетенций в сфере создания электронных
информационных ресурсов библиотек рассмотрены в работах Н.И. Колковои и И.Л. Скипор [7] [11].
Несмотря на представительность документального потока, отражающего проблемы подготовки кадров для современных библиотечно-информационных учреждении, отсутствуют системные исследования реализуемых российскими вузами основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» с позиций формирования у будущих выпускников готовности решать задачи цифровизации общества.
Содержание и результаты исследования
Цель исследования: анализ содержания реализуемых вузами Российской Федерации основных профессиональных образовательных программ по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» с точки зрения формирования готовности выпускников решать задачи цифровизации общества.
В качестве базы исследования выступили сайты вузов РФ, осуществляющих подготовку по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность»; российские нормативные документы в сфере образования и информатизации общества; научные публикации по проблемам подготовки кадров для библиотечно-информационной сферы.
Исследование включало следующие этапы:
1. Выявление перечня российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», и формирование выборки.
2. Исследование сайтов вузов с целью выявления сведений о реализуемых профилях в рамках направления подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-ин-формационная деятельность».
3. Анализ компонентов ОПОП, дающих представление о структуре и содержании образовательной программы по каждому из профилей: учебных планов, аннотаций рабочих программ дисциплин, обеспечивающих формирование готовности к решению задач цифровизации общества.
4. Обработка полученных эмпирических данных, интерпретация результатов исследования.
Следует отметить, что подготовку бакалавров по направлению «Библиотеч-но-информационная деятельность» осуществляют высшие учебные заведения разной ведомственной подчиненности, в том числе институты культуры федерального и регионального статуса, классические и отраслевые университеты, педагогические вузы. Поскольку подготовка кадров для библиотечно-информа-ционных учреждений является традиционной для вузов культуры, в рамках настоящего исследования было принято решение проанализировать ОПОП по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», которые реализуются вузами культуры, подведомственными Министерству культуры РФ.
Анализ официальных документов, размещенных на сайтах вузов культуры, позволил выявить состав профилей по направлению подготовки 51.03.06 -«Библиотечно-информационная деятельность», реализуемых в период с 2016 года по настоящее время (табл. 1).
Таблица 1
Состав профилей по направлению подготовки 51.03.06 -«Библиотечно-информационная деятельность», реализуемых вузами культуры, подведомственными Министерству культуры РФ
Наименование вуза Состав реализуемых профилей подготовки
Алтайский государственный институт культуры - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации
Восточно-Сибирский государственный институт культуры - Информационно-аналитическая деятельность - Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации
Казанский государственный институт культуры - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек - Технология управления информационными ресурсами
Кемеровский государственный институт культуры - Информационно-аналитическая деятельность - Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования - Технология автоматизированных библи-отечно-информационных систем
Краснодарский государственный институт культуры - Информационно-аналитическая деятельность - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством
Московский государственный институт культуры Общий (универсальный) профиль
Орловский государственный институт культуры - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации - Технология автоматизированных библи-отечно-информационных ресурсов
Пермский государственный институт культуры Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Самарский государственный институт культуры - Общий (универсальный) профиль - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Информационно-аналитическая деятельность
Санкт-Петербургский государственный институт культуры - Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности - Информационное обеспечение профессиональной деятельности - Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе - Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек
Тюменский государственный институт культуры Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации
Хабаровский государственный институт культуры Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Челябинский государственный институт культуры Общий (универсальный) профиль
Согласно проведенному анализу, подготовка бакалавров по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется 13 вузами, подведомственными Министерству культуры РФ. При этом наибольшее количество вузов реализуют образовательные программы по профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (62% от общего количества). На втором месте - профили «Информационно-аналитическая деятельность» и «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» (по 31%). К сожалению, профиль «Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов» («Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»), ориентированный на целенаправленную подготовку бакалавров к профессиональному решению задач цифровизации общества, реализуется только тремя российскими вузами культуры.
Поскольку важнейшими ориентирами при разработке ОПОП являются ФГОС ВО, примерные основные образовательные программы (ПООП), профессиональные стандарты, данные документы были подвергнуты анализу с точки зрения выявления задаваемых ими требований, связанных с формированием компетенций в области применения информационных технологий, создания и использования электронных информационных ресурсов.
Так, ФГОС ВО и ПООП по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотеч-но-информационная деятельность» предусмотрены следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
• «ОПК-3. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
• ПКО-5. Готов к овладению перспективными методами библиотечно-ин-формационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;
• ПК-1. Готов к участию в проектировании, создании и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов» [1, с. 10].
В ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-ин-формационная деятельность» [1] определены следующие профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников: 01.001 - «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; 01.003 - «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 01.005 - «Специалист в области воспитания»; 06.013 - «Специалист по информационным ресурсам»; 07.002 - «Специалист по организационному и документа-ционному обеспечению управления организацией».
Анализ данных профессиональных стандартов показывает, что всеми стандартами предусмотрены трудовые функции, требующие у реализующих их сотрудников знаний и умений применения информационных технологий в профессиональной сфере, создания, ведения и использования различных видов электронных информационных ресурсов. Так, профессиональные стандарты 01.001 - «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», 01.003 - «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 01.005 - «Специалист в области воспитания» устанавливают трудовые функции,
требующие владения ИКТ-компетентностями в зависимости от профиля деятельности.
Профессиональный стандарт 06.013 - «Специалист по информационным ресурсам» определяет перечень трудовых функций, связанных с созданием, редактированием, размещением информационных ресурсов на сайте и их управлением. Также данным стандартом предъявляются требования к умению создавать электронные документы с использованием различных программных средств, владению методами работы с информационными базами данных.
Профессиональным стандартом 07.002 - «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» предписываются требования к умению применять современные информационно-коммуникационные технологии, пользоваться базами данных и справочно-правовыми системами, вести базы данных документов организации и т.п.
К сожалению, на момент разработки и принятия в 2017 г. актуализированного ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информацион-ная деятельность» еще не утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». Тем не менее принятые на сегодняшний день нормативные документы, в принципе, позволяют установить необходимые для будущих специалистов в области библиотечно-информа-ционной деятельности компетенции с целью их подготовки к решению широкого спектра задач в условиях цифровизации общества. Именно с позиций формирования данных компетенций в рамках исследования анализировались реализуемые ОПОП.
Анализу подлежали учебные планы и аннотации рабочих программ дисциплин по следующим параметрам: наименование дисциплины, требования к знаниям, умениям, владениям, краткое содержание дисциплины. При этом учитывался статус дисциплины: дисциплина обязательной части; дисциплина части, формируемой участниками образовательных отношений; дисциплина по выбору, факультатив. В результате анализа с учетом устранения синонимии был сформирован перечень, включающий 55 наименований учебных дисциплин. Условно данные дисциплины были распределены на семь групп в зависимости от объекта изучения: информационные сети и системы, автоматизированные библио-течно-информационные системы (АБИС), информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные библиотечно-информационные технологии, программные средства, технические средства, электронные информационные ресурсы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, в принципе, независимо от профиля подготовки, ОПОП предусмотрены учебные дисциплины, обеспечивающие изучение в той или иной мере каждого из названных выше семи объектов. В то же время следует заметить, что преимущественно данные дисциплины имеют статус дисциплин по выбору либо факультативов. Исключение составляют ОПОП по профилю «Технология автоматизированных библиотеч-но-информационных ресурсов» («Технология автоматизированных библиотеч-но-информационных систем»), в которых изучение всех семи объектов предусмотрено как в рамках обязательных дисциплин, так и дисциплин по выбору и факультативов.
Подходы к моделированию основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 61.03.06 - «Библиотечно-ин-формационная деятельность», профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»
На факультете информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры в рамках направления 51.03.06 - «Би-блиотечно-информационная деятельность» осуществляется подготовка по трем профилям: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-пе-дагогическое сопровождение школьного образования», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Следует заметить, что для кемеровской библиотечной школы является традиционным формирование готовности выпускников к внедрению и широкому использованию информационных технологий для решения различных задач профессиональной деятельности.
В результате моделирования ОПОП по направлению подготовки 51.03.06 -«Библиотечно-информационная деятельность» были определены блоки дисциплин, обеспечивающие формирование готовности выпускников к решению задач цифровизации общества:
1. Дисциплины, предусмотренные ОПОП по всем профилям подготовки: «Информационные технологии», «Автоматизированные библиотечно-информа-ционные системы», «Корпоративные библиотечные сети», «Прикладные про-
Библиографический список
граммные средства», «Мультимедийные технологии», «МеЬ-технологии», «Сетевые технологии».
2. Дисциплины, предусмотренные ОПОП по отдельным профилям подготовки. Так, помимо изучаемых всеми студентами направления подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», ОПОП профилей «Информационно-аналитическая деятельность» и ««Библиотечно-педагоги-ческое сопровождение школьного образования» предусмотрены дисциплины «Информационная безопасность и защита информации», «Формирование баз данных», «Технологическое проектирование». ОПОП профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» включает следующие дисциплины: «Информационные сети и системы», «Автоматизированные библи-отечно-информационные технологии», «Проектирование АБИС», «Информационное обеспечение АБИС», «Лингвистическое обеспечение АБИС», «Технологическое обеспечение АБИС», «Программно-техническое обеспечение АБИС», «Защита информации в АБИС», «Специальные информационные технологии АБИС», «Технологии создания электронных информационных ресурсов», «Проектирование Интернет-ресурсов».
Такой подход позволяет, с одной стороны, обеспечить сопоставимость реализуемых ОПОП по различным профилям с точки зрения формирования всех необходимых обязательных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и ПООП, а с другой стороны, - учесть специфику реализуемых профилей. В наибольшей степени на подготовку специалистов, решающих задачи автоматизации библи-отечно-информационного производства, внедрения в профессиональную деятельность современных ИКТ, создания и эксплуатации электронных информационных ресурсов, нацелена образовательная программа по профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Выпускник по данному профилю обладает компетенциями в области проектирования, создания, внедрения, эксплуатации и сопровождения автоматизированных библиотеч-но-информационных систем и ресурсов различных видов.
В целом разработанные и реализуемые в Кемеровском государственном институте культуры образовательные программы по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-педагогиче-ское сопровождение школьного образования», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» в полной мере обеспечивают формирование готовности выпускников к решению задач цифровизации общества с позиций требований как Федеральных государственных образовательных, профессиональных стандартов, так и требований современного работодателя.
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования данные позволяют сделать вывод о необходимости моделирования образовательных программ с соблюдением принципов системного подхода, преемственности, интеграции, дифференциации требований (в контексте подготовки по различным профилям). В связи с этим определение состава и содержания учебных дисциплин, обеспечивающих готовность выпускников к решению задач цифровизации общества, должно осуществляться с учетом следующих факторов:
1) необходимости обеспечения формирования компетенций выпускников по категории (группе) «Информационная культура», определенных ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», за счет включения комплекса дисциплин, имеющих различный статус: дисциплины обязательной части; дисциплины части, формируемой участниками образовательных отношений; дисциплины по выбору, факультативы;
2) учета тенденций развития современных библиотечно-информационных учреждений с позиций используемых ими информационных технологий (проектов автоматизации библиотечных технологических процессов, создания электронных информационных продуктов и электронных информационных ресурсов, предоставления информационных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий и т.п.) при определении состава учебных дисциплин и их названий;
3) определения состава и содержания учебных дисциплин в соответствии с потребностью работодателей в подготовке бакалавров, способных квалифицированно выполнять различные виды работ библиотечно-информационного производства с использованием современных средств автоматизации и информационно-коммуникационных технологий.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотеч-но-информационная деятельность. Приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 № 1182. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf
2. Об утверждении Основ государственной культурной политики. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 172706/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928
3. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г N 326-р. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5
4. Пилко И.С., Тараненко Л.Г, Ли М.Г, Абалакова О.В. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: монография. Москва: Литера, 2014.
5. Калегина О.А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект. Диссертация ... доктора педагогических наук. Казань, 2007.
6. Клюев В.К. Новый формат нормативного обеспечения подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Научные и технические библиотеки. 2019; № 2: 75 - 84.
7. Колкова Н.И., Скипор И.Л. Формирование компетенций сотрудников публичных библиотек по созданию электронных информационных ресурсов в условиях системы повышения квалификации. Информационные ресурсы - футурологический аспект: планы, прогнозы, перспективы: материалы X-й Всероссийской научно-практической конференции, 30-31 октября, Санкт-Петербург, 2014: 220 - 232.
8. Лопатина Н.В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ: теоретико-методологический анализ. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.
9. Парамонова И.Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт Научные и технические библиотеки. 2019; № 7: 3 - 13.
10. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: проект. Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования. Available at: http://пооп.рф/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1
11. Скипор И.Л. Формирование электронных информационных ресурсов библиотек: миссия вузов культуры в решении задач кадрового обеспечения. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2018; № 42/1: 30 - 38.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1182. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf
2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kulturnoj politiki. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/94 2772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928
3. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kulturnoj politiki na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.02.2016 g. N 326-r. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5
4. Pilko I.S., Taranenko L.G., Li M.G., Abalakova O.V. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie: novye koncepcii i tehnologiirazvitiya: monografiya. Moskva: Litera, 2014.
5. Kalegina O.A. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie v kontekste mirovyh tendencij: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2007.
6. Klyuev V.K. Novyj format normativnogo obespecheniya podgotovki bakalavrov i magistrov bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2019; № 2: 75 - 84.
7. Kolkova N.I., Skipor I.L. Formirovanie kompetencij sotrudnikov publichnyh bibliotek po sozdaniyu 'elektronnyh informacionnyh resursov v usloviyah sistemy povysheniya kvalifikacii. Informacionnye resursy - futurologicheskij aspekt: plany, prognozy, perspektivy: materialy X-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 30-31 oktyabrya, Sankt-Peterburg, 2014: 220 - 232.
8. Lopatina N.V. Bibliotekar' v professional'noj strukture obschestva: teoretiko-metodologicheskij analiz: teoretiko-metodologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
9. Paramonova I.E. Modeli kompetencij dlya sotrudnikov special'nyh bibliotek: zarubezhnyj opyt. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2019; № 7: 3 - 13.
10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost': proekt. Reestr primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya. Available at: http://poop.rf/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1
11. Skipor I.L. Formirovanie 'elektronnyh informacionnyh resursov bibliotek: missiya vuzov kul'tury v reshenii zadach kadrovogo obespecheniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. 2018; № 42/1: 30 - 38.
Статья поступила в редакцию 18.01.20
УДК 372.016:811.111*40
Shepshinskaya I.M., senior lecturer, Novosibirsk State Teacher Training University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
TRIADIC UTTERANCE AS A DIDACTIC UNIT OF TEACHING STUDENTS THE CULTURE OF SPEECH INTERACTION IN THE FORMAT OF PARLIAMENTARY DEBATE. Debates are considered to be a form of organization of interactive foreign language teaching in universities. Interactive forms of teaching foreign languages allow students to be involved in a polilogue. The aim of the article is to create a model of a triadic utterance to illustrate the scheme of speech interaction of the participants in debates. Methodology of the research: the study is carried out within the framework of communicative and structural-semantic approaches to the study of polylogical communication. The author studies the organization of speech exchange between participants of students' debates on the basis of studying the schemes of turn-taking. The author presents the text that can be used to illustrate the peculiarities of turn-taking in parliamentary debates.
Key words: parliamentary debates, speech interaction, turn, triadic utterance, didactic unit.
И.М. Шепшинская, ст. преп., ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ТРИЛОГ КАК ЕДИНИЦА ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМАТЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания научно обоснованной модели единицы обучения студентов культуре иноязычного многостороннего общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Дебаты являются одной из форм организации интерактивного обучения иностранным языкам в вузе. Цель статьи заключается в научном обосновании необходимости применения трилога в качестве дидактической единицы обучения культуре полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. Для выявления дидактической единицы обучения студентов многосторонней иноязычной коммуникации в формате парламентские дебаты автор применяет методы лингвистических исследований: коммуникативный и структурный подходы к изучению полилога. Рассмотрены особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Классифицированы их коммуникативные роли. На основе исследования типичных схем мены коммуникативных ролей автор описывает особенности организации речевого обмена между участниками студенческих дебатов. Доказано, что трилогическое единство является структурным элементом полилога, который проходит в формате парламентские дебаты. Создана модель трилогического единства. Автор предлагает применять модель трилогического единства в качестве дидактической единицы обучения студентов культуре иноязычного полилогического общения, проходящего в формате парламентские дебаты. На основе модели трилогического единства автор составляет учебный текст, иллюстрирующий речевое взаимодействие участников дебатов.
Ключевые слова: парламентские дебаты, речевое взаимодействие, коммуникативные роли, трилог, дидактическая единица.
Интерактивные методы обучения являются важнейшим средством совершенствования процесса обучения иностранным языкам в современном вузе. Интерактивное обучение подразумевает организацию многосторонней коммуникации.
Парламентские дебаты британского формата - это одна из форм организации многосторонней коммуникации на занятиях по иностранному языку в вузе. Междисциплинарный термин «дебаты» входит в понятийный аппарат многих наук: лингвистики, методики преподавания иностранных языков, педагогики, юриспруденции. Лингвисты рассматривают дебаты как институциональный политический дискурс. А.А. Алферов, Е.Ю. Кустова, А.М. Червоный отмечают, что
«информативность парламентской коммуникации носит особый характер...» [1, с. 11]. «Парламентская текстовая деятельность направлена, прежде всего, не на передачу информации как таковой, а на анализ, оценку происходящих событий...» [1, с. 11]. Л.В. Минаева, исследуя «перформансные компоненты парламентского дискурса», описывает британскую политическую культуру и ритуалы, проходящие в Парламенте [2, с. 396].
Педагоги рассматривают дебаты как «четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам» [3, с. 56]. Целью студенческих дебатов является детальное обсуждение актуальной, социально значимой или профессионально ориентиро-