зарубежный опыт
УДК 911.3(075.8)
трансформация экономическом политики как стимул развития национальной экономики ирландии
т. п. тельнова,
кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии E-mail: telnova-tp@yandex. ru Башкирский государственный университет, г. Уфа
В статье рассматриваются особенности трансформации экономической политики государства в период с середины XXв. по настоящее время в поисках стимулов роста. Выделена роль кластеров как новой формы территориальной организации инновационных процессов. Отмечены трудности, с которыми столкнулась ирландская экономика в современных кризисных условиях.
Ключевые слова: догоняющее развитие, информационные технологии, конкурентоспособность, кластер, фактор, «полюс роста», конкурентные преимущества, программное обеспечение, ^-рынок, рецессия, кризис.
Период конца XX в. и первое десятилетие XXI в. продемонстрировал особую роль информационных технологий в большинстве прогнозов экономического развития. Обозначенная доминанта подтверждалась высокими темпами роста экономик отдельных стран и именно тех, которые в рамках курса «догоняющего развития» сознательно выбрали приоритет инновационного фактора национальной экономической стратегии.
Внедрение новейших технологий третьего тысячелетия потребовало новых форм территориальной организации инновационных процессов для достижения более весомого экономического
эффекта, повышения конкурентоспособности производимого продукта. Наиболее актуальной формой в сложившихся условиях стало создание кластеров, образованных фирмами (предприятиями, учреждениями или организациями) с разными функциями, но объединенных рамками одного технологического процесса, использованием общей инфраструктуры и границами одной территории. Конечный продукт представляет собой результат совместных усилий всех участников процесса: от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и подготовки необходимых кадров до технологов, дизайнеров, представителей рекламной, транспортной и дилерской сети. В этом случае в соответствующем сегменте рынка конкурирует не одно предприятие, а региональный кластер, существенно сокращающий неизбежные издержки в силу использования эффекта кооперации. Неслучайно М. Портер представил кластеры как наиболее конкурентоспособные формы организации процесса общественного воспроизводства.
Разумеется, единой модели формирования кластеров не существует, что подтверждает разнообразие примеров мировой теории и практики (шотландская, финская, итальянская, индийско-китайская, североамериканская модели). Исследования и
классификация наиболее существенных признаков кластеров выявляют их дифференциацию в странах и регионах мира. Можно выделить 12 самых общих позиций, обусловленных сочетанием стартовых условий и ожидаемого результата:
- выбор перспектив развития;
- наличие стартового капитала;
- уровень квалификации рабочей силы;
- развитие трудового потенциала;
- возможность получения специализированных услуг;
- транспортная доступность;
- контакты с поставщиками оборудования;
- ассоциирующиеся структуры;
- интенсивность формирования сетей;
- предпринимательская энергия;
- инновации и обучение;
- коллективное видение и руководство.
Особый вес придается уровню квалификации,
мастерства рабочей сил. В этой связи подготовка соответствующих кадров выступает центральным звеном процесса формирования и функционирования кластера. Как показывает практика, кластерная организация производства способствует обеспечению всех ее элементов единой инфраструктурой, формирует единство связей в границах данной территории. Создается информационная система, гарантирующая доступ ко всей необходимой информации разного уровня, что приводит к существенному повышению конкурентоспособности выпускаемого продукта. Своеобразное кредо кластерного подхода можно выразить следующей фразой: система — это значительно больше, чем сумма составляющих ее элементов.
Далеко не все территории с концентрацией компаний какого-либо определенного вида экономической деятельности могут стать успешными кластерами. Для этой цели, как правило, необходимо взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание целого ряда факторов. Прежде всего — это объединяющая стратегия развития для всех участников формирующегося кластера вне зависимости от того, частные это компании, государственные университеты или структуры со смешанным капиталом. Второй фактор — уровень сложившегося партнерства в данной системе. Третьим параметром является относительно высокая концентрация технологий, востребованных рынком. Четвертый фактор — известность кластера в соответствующих сегментах мирового рынка. Самое весомое
преимущество кластеров состоит в применении новых высоких технологий, а не в экономии на стоимости рабочей силы.
Весьма интересным представляется феномен Ирландии, именуемый как «кельтский тигр», пребывавшей в 1980-е гг. в категории самых отсталых европейских стран. За прошедшие три десятилетия эта страна с 24-го места в рейтинге государств по душевому значению ВВП поднялась на 4-ю позицию, увеличив в 1,8 раза соответствующий показатель и опередив такие страны, как Швейцария, Канада, Япония, ФРГ. В середине первого десятилетия XXI в. она уже замыкала первую тройку мировых лидеров по указанному параметру [3].
Что же явилось той подъемной силой, которая вывела вчерашнего европейского аутсайдера на передовые позиции мировой «табели о рангах» и позволила в исторически короткие сроки ликвидировать вековую отсталость? Прежде всего — это трансформация экономической политики, сосредоточение усилий на реализации модели кластерного развития. Конкретным примером рационального и эффективного производства на базе кластерной модели может служить создание и дальнейшее развитие сферы информационных технологий. Ирландия разработала свои приоритеты экономической политики, где кластерный подход занял важное место.
Исторически Ирландская Республика традиционно специализировалась на сферах производства агропромышленного комплекса. Первая попытка изменения сложившейся ситуации относится к середине 1930-х гг. Именно в тот период особо выгодным оказалось географическое положение ирландского аэропорта Шеннон, который использовался для дозаправки самолетов, выполняющих трансатлантические рейсы по маршруту Европа — Америка. В соответствии со спросом аэропорт становится центром с соответствующей разнообразной инфраструктурой, позволившей значительно увеличить пассажиро- и грузопотоки региона с максимизацией возможной прибыли. В дальнейшем развитие научно-технического прогресса приводит к увеличению дальности беспосадочных полетов. Потеря аэропортом Шеннон былого значения способствует поиску выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. В результате ирландское правительство принимает неординарное решение, объявив в 1947 г. Шеннон первой в мире свободной беспошлинной зоной.
Успешное функционирование аэропорта в последующее десятилетие в новом статусе позволило сделать вывод о формировании «полюса роста» на западе страны. На государственном уровне были приняты меры, способствовавшие усилению выбранного направления. Территория зоны с беспошлинным экспортно-импортным режимом (10 %-ной ставкой налога на прибыль) была увеличена. Как следствие — вновь выросли пассажиро- и грузопотоки региона, появились новые промышленные предприятия с увеличением числа рабочих мест. Новая структура именовалась теперь свободной экономической зоной (СЭЗ).
Попытки апробации новых моделей экономического развития в целях привлечения иностранных инвестиций были предприняты в 1970-е гг. Был реализован проект поддержки развития малого и среднего бизнеса. Смена приоритетов сложившихся тенденций индустриального развития произошла в 1980-е гг., чему способствовали имевшие место относительные конкурентные преимущества страны, а именно:
• членство Ирландии в ЕЭС и отсутствие барьеров на пути освоения рынков европейских стран;
• наличие молодой дешевой рабочей силы с хорошим уровнем образования;
• невысокие темпы инфляции и сравнительно низкие производственные издержки;
• существенное субсидирование страны из фондов ЕЭС.
Ставка была сделана на максимальное привлечение иностранного капитала. В этих целях иностранным компаниям был предоставлен минимальный налог на прибыль (первоначально — 10 %, а с 2003 г. — 12,5 вместо обычных 28 %) [4]. Одновременно была проведена налоговая амнистия. Около полугода налоговые органы не интересовались источниками поступления средств от граждан, причем все желающие имели право без проблем задекларировать свой «серый» доход. В результате госказна «потяжелела» на 750 млн долл., хотя правительство оценило сознательность своих граждан не более чем в 40 млн долл. [5].
В целях регистрации фирм и представительств с иностранным капиталом была создана специальная организация — Агентство индустриального развития (IDA). В результате на территории страны в настоящее время функционируют 1 240 иностранных компаний, каждая десятая из которых относится к
сфере IT-технологий. Семь из десяти крупнейших мировых производителей программного обеспечения, таких как Microsoft, Compaq, Intel, Dell, организовали на территории Ирландии дочерние фирмы или филиалы, что явилось гарантом 30 %-ных налоговых поступлений в бюджет и обеспечило высокий уровень жизни ирландцев. Кадровая политика компаний, заинтересованных в специалистах высокой квалификации, привела к тому, что ныне примерно одна треть трудового потенциала страны имеет университетское образование [4].
Около 40 % всех американских инвестиций в Европе, предназначенных для производства электроники и комплектующих, в 1980—1990-е гг. были задействованы именно в Ирландии. Как следствие, по всей территории страны наблюдался бурный рост числа предприятий, производящих электронику. В последующем Ирландия демонстрировала классический эффект «цепной реакции». Финансирование высокотехнологичных направлений в промышленности способствовало возрождению пищевой индустрии, подъему фармацевтики и целого ряда других сфер деятельности. В этот период за Ирландией фактически закрепляется имидж внутренней офшорной зоны ЕС, что еще более укрепляет международные финансовые позиции страны. Здесь открываются многочисленные филиалы крупнейших зарубежных банков. Итогом такой государственной политики стал масштабный объем иностранных инвестиций — около 25 млрд долл., что вкупе с небольшим населением (менее 4 млн чел.) особенно впечатляет [6]. Кроме снижения налога на прибыль слагаемым успеха выступал и своеобразный эффект «притяжения успеха»: на фоне достойных результатов деятельности конкурентов все больше иностранных компаний стремились «освоить» в деловом отношении территорию страны.
Возвращаясь к такому внутреннему фактору развития страны, как квалифицированные кадры, следует отметить, что это результат удачного совмещения двух сфер: приоритета образовательной программы, на которую расходуется существенная доля ВВП и приемлемых демографических тенденций. На фоне демографического кризиса большинства европейских стран Ирландию характеризуют демографический рост и перспективная возрастная структура населения трудоспособного возраста (41 % населения страны моложе 24 лет, а 69 % — моложе 45 лет). Ждут своего решения дальнейшее привлечение к активной трудовой
деятельности в сфере экономики женщин и изменение вектора миграционных процессов. Не стоит забывать, что Ирландия столетиями была страной массовой эмиграции, что привело к формированию внушительной (около 70 млн чел.) зарубежной диаспоры, члены которой продолжают активно сотрудничать со своей исторической родиной. Весьма привлекательным для потенциальных зарубежных инвесторов является отсутствие языкового барьера, а также доминанта европейских интересов и свободный доступ на рынки стран Евросоюза.
Правительством Ирландской Республики была разработана программа национального возрождения, которая фактически обозначила перспективную стратегию развития страны. В рамках документа был заключен договор с профсоюзами о долгосрочной политике в области повышения зарплаты, что привело к существенному сокращению числа забастовок и превратило Ирландию в безопасное место для развертывания стабильного бизнеса.
Одним из основных факторов успешного продвижения страны по пути экономического развития следует признать целенаправленные действия по формированию кластеров взаимосвязанных компаний, поставляющих друг другу товары и услуги, прежде всего в электронной промышленности. В районе Дублина и его окрестностей сформировался кластер по производству программного обеспечения на базе предприятий компаний Microsoft, Oracle и Symantec. В графствах Корк, Лимерик/Шэннон и Голуэй сложились кластеры, занятые разработкой программного обеспечения (ПО) для телекоммуникаций в таких сегментах, как производство серверов для телефонных инфоцентров (call-centre), управление сетями, служба предоставления услуг и оценка.
В итоге менее чем за десятилетие Ирландия продемонстрировала настоящий экономический спурт: темпы прироста ВВП на душу населения удвоились в период 1980—1990-х гг. с 3,3 до 7,0 % [3]. И это при невысоких показателях инфляции, безработицы, налоговой нагрузки и внешней задолженности.
Электронная промышленность страны охватывает следующие сферы:
• производство комплектующих;
• сборка компьютеров;
• контрактное производство;
• полупроводники;
• разработка и производство программного обеспечения;
• телекоммуникации и информационные коммуникации;
• информационные услуги.
Американские компании представляют здесь
наибольшую часть сектора электроники (43 %), значительны позиции Великобритании и ФРГ (по 13 % каждая страна) [6]. Набирает масштабы процесс диверсификации. Компании, занимавшиеся преимущественно производством электроники и комплектующих, постепенно проникают в другие сферы деятельности.
Ирландская индустрия по производству ПО включает разнообразный спектр рыночных сегментов вследствие существенного числа субъектов, представленных в данной сфере. Это 550 компаний, в которых занято более 15 тыс. чел., причем из них 250 компаний со значительной степенью экспортности [4]. Особенно представлены такие направления, как создание систем программного и микропрограммного обеспечения; проектирование ПО для телекоммуникаций, здравоохранения, страхового и банковского дела; электронное обучение. Большая часть фирм, оказывающих консультационные услуги и услуги системной интеграции, рассматривают Ирландию как базу для поддержки международных клиентов в разработке дизайна, адаптации под требования пользователей (кастоми-зации), тестирования и использования всей гаммы бизнес-систем и продуктов.
В настоящее время Ирландия специализируется, прежде всего, в сфере производства и торговли программным обеспечением (software). География сбыта программной продукции весьма обширна: континентальная Европа, США, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион (сделки в Японии, Китае, Сянгане, Австралии, Сингапуре, перспективен рынок Республики Корея). 55,5 % экспорта программного обеспечения стран ЕС приходится на Ирландию. В то же время 75 % всего ирландского экспорта ПО локализовано в странах Евросоюза, что явно свидетельствует о приоритете европейского направления.
Современному успеху ирландцев на мировом рынке информационных технологий способствовали несколько важных факторов:
1) географический. Незначительная территория страны и небольшое население не обеспечивали необходимой емкости внутреннего рынка, поэтому любая экономически эффективная деятельность должна была ориентироваться на экспорт. Выгодное
географическое положение гарантировало доступность европейского и американского рынков;
2) социальный. Высокий уровень квалификации рабочей силы, свободно владеющей английским языком, значительно облегчал контакты с ведущими американскими фирмами, доминировавшими в стадии становления процесса. Качество ирландского образования в области IT-технологий традиционно признано в мире. Кроме того, когорта трудовых ресурсов пополняется за счет высоких показателей естественного прироста;
3) государственная политика. Государство обеспечивает конкретную помощь: низкие ставки экспортных пошлин, гарантийное покрытие, поддержка и привлечение инвесторов. Помимо иностранных инвестиций, создавших хорошие стартовые условия, государство ныне реализует финансовую поддержку инфраструктуры IT и обеспечивает необходимую правовую базу. Еще в 2000 г. были приняты законы о юридической силе электронной подписи (Ecommerce Act 2000) и защите интеллектуальных прав на программное обеспечение (Copyright&Related Rights Act 2000). Компенсируется (в виде грантов) значительная часть первоначальных расходов по созданию национальных компаний, оказывается поддержка по выходу их на международный уровень. Доступность, условия получения и размеры грантов обусловлены географией инвестиционных проектов. Самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны, минимальные — в окрестностях Дублина (делается это с тем, чтобы придать импульс развитию периферийных территорий). Дифференциация грантов связана также с определенными секторами экономики и необходимым уровнем подготовки работников. Наиболее привлекательны по ожидаемому результату наукоемкие и высокотехнологичные сферы. Государственное инвестирование НИОКР растет опережающими темпами. В период 1992—1997 гг. ежегодный прирост составлял 5,9 %, в 1997—2002 гг. — 12,3 %. На развитие НИОКР в 2000—2007 гг. правительство направило около 3 млрд евро, что в несколько раз превысило показатели предшествующего периода [3];
4) венчурный капитал. Привлечение иностранных инвестиций активизировало деятельность национального капитала, поддержавшего динамику появления новых субъектов рынка программного обеспечения. В стране сформировался высокий уровень инфраструктуры, обеспечивающей потреб-
ности компаний в области программного обеспечения. Курирует названную сферу Enterprise Ireland (Ирландский совет по торговле и технологии), который помимо патронажа развития данного вида деятельности в стране содействует продвижению соответствующих разработок и услуг за ее пределами. Преимущества государственной поддержки венчурного капитала (иностранного и национального) дополняются тесной взаимосвязью между учебными заведениями, наукой и индустриальным сектором. Приоритетные направления — сетевые технологии, базы данных, мультимедийные технологии.
Важной составной частью пакета стимулирующих мер являются дополнительные шаги по созданию предпосылок для превращения страны в европейский центр развития электронной торговли. Этот комплекс охватывает следующие направления:
— развитие сети телекоммуникаций на фоне снижения стоимости соответствующих услуг;
— поддержка образования в области IT- и телекоммуникаций;
— постоянное повышение квалификации занятого в штате персонала;
— совершенствование регулирования рынка;
— масштабные исследования и разработки IT-и телекоммуникаций.
Приток иностранных инвестиций в Ирландию с 1990-х гг. стимулировался минимальными в рамках ЕС корпоративными налогами. Государственное регулирование экономики было незначительным. Фактически не наблюдался рост заработной платы, были сокращены государственные расходы на социальную сферу. Избранная экономическая стратегия обрекала страну на слишком серьезную зависимость от внешних факторов экономического развития, делала особо уязвимой национальную экономику в периоды кризисов. Любое колебание конъюнктуры мирового рынка могло спровоцировать негативные последствия для экономики Ирландии, что и подтвердили события 2008—2010 гг.
Проблемы банковского сектора в 2008 г. отрицательным образом повлияли на общеэкономическую ситуацию в стране. Глубокая рецессия ирландской экономики, резкий рост государственного долга, вызванный попыткой самостоятельно справиться с решением финансовых проблем, — все это привело к тому, что Ирландия была вынуждена обратиться за помощью извне. Надо
иметь в виду, что речь идет о стране, незадолго до анализируемых событий имевшей наивысший суверенный кредитный рейтинг (ААА). Есть основания полагать, что налицо очевидные ошибки экономической политики ирландского правительства, своевременно не принявшего мер по ограничению спекулятивного роста в финансовой сфере национальной экономики. В результате страну удивительно быстро перевели из категории «отличников» в разряд «неуспевающих».
В современных условиях кризиса вполне логично предположить серьезное сужение возможностей ирландского экспорта, сфокусированного на высокотехнологичной 1Т-продукции и в значительной мере ориентированного на британский и американский рынки. Действительно, негативные тенденции уже налицо: в Ирландии сокращается количество филиалов и дочерних фирм иностранных компаний. Транснациональные кампании предпочитают теперь осваивать территории с более дешевой рабочей силой — Китай, страны Центральной и Восточной Европы. Растут в стране безработица и связанные с ней социальные проблемы. Тем не менее Ирландия смогла в целом сохранить свой высокотехнологичный сектор экономики, оставаясь одной из наиболее конкурентоспособных в этой сфере стран. Фундамент 1Т-индустрии оказался более жизнеспособным, чем это можно было бы предположить, хотя и наблюдается существенное снижение ряда социально-экономических показателей.
Появление новых производителей и экспортеров программного продукта, таких как Китай, приводит к ужесточению конкуренции на 1Т-рынке. Но Ирландия располагает целым рядом преимуществ в этой конкурентной борьбе: относительно
высоким стартовым уровнем развития, весомой экономической базой, членством в ЕС, отсутствием языковых и культурных барьеров. Ирландия не только производит программное обеспечение, но и сама является крупным его потребителем в отличие от Индии, которая лидирует по экспорту ПО, но собственный уровень потребления программного продукта у нее остается низким.
Кроме того, Ирландская Республика — признанный лидер нового направления. Это — аут-сортинг бизнес-процессов, обеспечивающий эффективный способ сокращения затратной части бизнеса, что особо важно в современных условиях кризиса. По экспертным оценкам, около трети из 2 000 крупнейших компаний мира уже пользуются услугами аутсортинга в области IT-рынка, причем прогнозируется рост послекризисного спроса [5]. Таким образом, потенциал Ирландии создает реальные условия для будущего роста и укрепления позиций на мировом рынке интернет-технологий.
Список литературы
1. Государственная поддержка информационных технологий в Ирландии / Корпоративное управление и глобализация мировой экономики: материалы II Московской международной научно-практической конференции. 30—31.05.2008. М., 2008.
2. Krugman P. R. Good News from Ireland: A Geographical Perspective. Dublin: Indecon, 1997.
3. URL: http://www. cso. ie/statistics/external_ trade. htm.
4. URL: http://www. enterprise-ireiand. ru.
5. URL: http://www. forextimes. ru.
6. URL: http://www. mavica. ru.
7. URL: http://www. subcontract.ru.