РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.1
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
В статье приведены результаты компаративного анализа современного зарубежного опыта участия государства в повышении конкурентоспособности территорий, осуществлена селекция продуктивных компонентов его управленческой деятельности, пригодных для использования в российской практике на федеральном и региональном уровнях. В их числе: разработка и реализация государством политики повышения конкурентных преимуществ национальных производителей; появление новых зон стратегического государственного управления конкурентоспособностью; кластерная организация бизнеса; апробация различных форм государственно-частного партнерства, призванного содействовать инновационнотехнологическому развитию компаний.
Ключевые слова: зарубежный опыт, конкурентоспособность территорий, кластерная организация бизнеса, государственно-частное партнерство, инновационно-технологическое развитие.
Потребность в совершенствовании государственного управления конкурентоспособностью субъектов РФ обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм, методов и инструментов. Важную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта с целью выявления продуктивных компонентов, которые при необходимой адаптации могут быть использованы в практике российских регионов.
В выборе стран—объектов компаративного анализа, следует, на наш взгляд, учитывать достигнутые ими успехи в повышении конкурентоспособности территорий. В их числе: формирование и развитие элементов новой экономики (наукоемких отраслей, нанотехнологий, телекоммуникаций и др.), повышение инвестиционной привлекательности, выход и закрепление на перспективные сегментах мирового рынка товаров и услуг.
С.И. РИСИН
Воронежский государственный университет
e-mail: [email protected]
Обратимся к Ирландии, чьи экономические результаты в последние десятилетия обусловливают повышенный интерес мирового сообщества. К наиболее значимым факторам, их обусловившим, следует отнести эффективную государственную политику и ее основные направления:
1. Поощрение развития индустриального сектора экономики: производство для реализации преимущественно на мировых рынках продуктов, изготовляемых из местных материалов; производство товаров с использованием достижений научно— технического прогресса и высококвалифицированного труда, предназначенных для внешних рынков; выпуск продукции для секторов ирландского рынка, конкурентоспособных по отношению к мировой продукции 1.
2. Комплексное стимулирование иностранных инвестиций. Важно обратить внимание на то, что, наряду с традиционной для многих стран финансовой поддержкой, используется институциональное и инфраструктурное обеспечение. Правительство учредило специальный орган — Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority или IDA). IDA имеет широкие полномочия по учреждению компаний, предоставлению им грантов и финансовых льгот. IDA Ireland имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. IDA предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам.
3. Содействие развитию и эффективному использованию научно-технического потенциала. В рамках этого направления принципиальное значение имеет создание технопарков, кластеризация экономического пространства. Основные задачи, реализуемые технопарками: поддержка новых инновационных предприятий, поиск рынка сбыта для их товаров и помощь в интернационализации производства для наиболее успешных компаний.
Региональные кластеры основываются на отраслях как традиционной специализации Ирландии, так и новейших — инновационно-телекоммуникационные технологии2. Заметим, что поддержка названной отрасли включает значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также создание необходимой информационным компаниям инфраструктуры, прежде всего, современных систем связи.
Интересен опыт Китая, учитывая интенсивное проникновение разнообразной продукции китайских производителей на мировой рынок товаров. В характеристике управленческой деятельности государства, ориентированной на повышение конкурентоспособности, заслуживают внимания следующие моменты.
1. Обеспечение технологической самостоятельности страны. Властями Китая реализуется итерационный переход от импорта технологий к созданию независимого инновационного потенциала внутри страны. Первый этап охватывал ввод западных технологий в действие. Второй — производство отдельных компонентов и разработка собственных образцов технологий и оборудования. Третий — опытное производство технологий. Четвертый — развитие собственных инновационных возможностей.
Реализация программы развития науки и высоких технологий была начата в 1986 г. В качестве приоритетных направлений признаны микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники.
В середине 90-х годов ХХ века в стране существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков). В этих зонах установлен льготный налоговый режим. Так, предприятия, начиная с даты аккредитации, на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, а еще три года уплачивают его с
1 Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М., 1996. — С. 101.
2 Innovation Clasters: Drivers of National Innovation Systerms. Enterprise, Industry and Services. OECD, Paris, 2001. — P 53.
50-ти процентной скидкой. Предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 % . С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают: налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий 3.
Важным условием достижения самостоятельности в сфере науки и техники стало наращивание расходов на НИОКР. В 2005 г. в абсолютном выражении (при подсчете по паритету покупательной способности) по затратам на НИОКР Китай лидировал в Азии, достигнув отметки в 130 млрд. долл. (примерно 12% мировых расходов). Отметим, что научные исследования и разработки ведутся в этой стране преимущественно государственными структурами, в том числе, крупными корпорациями 4.
2. Создание свободных экономических зон (СЭЗ), изначально ориентированных на формирование и развитие экспортоориентированного производства. Важно отметить, что государство обеспечило поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли народного хозяйства. После вступления в ВТО Госсовет КНР утвердил новое положение об отраслевом регулировании иностранных инвестиций. Число открытых для иностранных инвесторов отраслей было увеличено со 186 до 262, а закрытых - сокращено со 112 до 75. К приоритетным сферам для иностранных инвестиций отнесены: комплексное использование природных ресурсов и освоение возобновляемых ресурсов; техническая реконструкция машиностроения и легкой промышленности; модернизация и индустриализация сельского хозяйства; транспорт, энергетика и добыча сырья; биоинженерия, новые материалы; охрана окружающей среды 5.
3. Широкое использование концессионных соглашений с иностранными компаниями, предметом которых является строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки 6.
В оценке опыта США, характеризующего деятельность государства, связанную с поддержкой процессов повышения конкурентоспособности территорий, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов.
1. Институциональный, проявляющийся, в частности, в создании структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании направлений и механизмов развития территорий, связанных, в том числе, с повышением их конкурентоспособности. Органы исполнительной власти на уровне штатов, городов и графств имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих, в том числе, усиление конкурентных позиций территории. Главная их цель — способствовать в конкретном территориальном образовании развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, созданию рабочих мест. Они активно занимаются работой по совершенствованию ресурсного потенциала районов и поселений. В подготавливаемых ими программах предусматриваются создание и развитие предпринимательских институтов 7.
2. Использование разнообразных форм государственно-частного партнерства как института содействия инновационно—технологическому развитию территорий. В
3 Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2002. - С. 184-186.
4 Потапов М.А., А.И. Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии. - М., 2008. - С. 122.
5 Потапов М.А., А.И. Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии. - М., 2008. - С. 183-184.
6 Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае // Инвестиции в России. — 2004. - №3. - С. 9.
7 Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. - М., 2001. - С.138.
США реализуется несколько программ, направленных на развитие инновационной деятельности. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий в таких областях, как телемедицина, экологические технологии, а также в реализации программы стимулирования технологической конкурентоспособности регионов, традиционно получающих меньшее государственное финансирование.
Моделью кооперации исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственночастные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологические партнерства.
Соглашения о кооперационных исследованиях и разработках используются для повышения уровня конкурентоспособности индустриального сектора экономики. СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных лабораторий, в основном, частным компаниям. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе, в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений - передача технологий из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего. Технологические партнерства используются для освоения технологий в промышленности. Их участниками выступают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий 8.
3. Многообразие направлений содействия региональных и местных властей предпринимательству с целью повышения уровня его конкурентоспособности, прежде всего, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций. Заметен и постоянно усиливающийся акцент на поддержку инновационной составляющей бизнеса. В качестве таких направлений выделяются: создание интеллектуального капитала в университетах; формирование промышленных кластеров; совершенствование системы обучения предпринимателей; информационное обеспечение предпринимателей. Следует отметить, что некоторые штаты приняли стратегии развития, направленные на улучшение условий их конкурентоспособности в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций.
Важное направление действий властей - содействие процессам кластеризации. Практика свидетельствует о том, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались промышленные или инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
В качестве примера реализации властями США кластерного подхода к решению проблемы повышения конкурентоспособности территории может быть приведен проект развития Аризоны. Показательно, что участниками проекта выступили различные государственные и частные структуры: объединение предприятий частного сектора, департамент торговли штата, экономический совет Аризоны, Совет Большого Финикса, Экономический Совет Большого Тусона, представители различных структур национального правительства. Проект был направлен на создание высоких техноло-
8 США: государство - человек - экономика (региональные аспекты). - М., 2001. - С. 104-105.
гий в авиакосмической промышленности, производстве медицинской техники, биотехнологии, оптической техники, программном обеспечении производства, защите окружающей среды 9.
В числе основных приоритетов государственной экономической политики, проводимой в Канаде - развитие инновационного и образовательного потенциалов. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах страны центрам генетических исследований и развития биотехнологии.
Активизирована деятельность федерального Фонда технологических партнерств (ФТП) - основного института финансирования инновационной деятельности в частно-предпринимательском секторе. Созданный в 1997 г., ФТП предоставляет частным компаниям гранты на НИОКР и внедрение новейших технологий в размере около 30 % от их собственных затрат на эти цели. Важно отметить, что «партнерский взнос» государства должен быть со временем возвращен на счета ФТП 10.
В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки.
Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет соответствующим компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20-35 %. Финансовое стимулирование включает гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала. Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списания научноисследовательских расходов 11.
В новой стратегии устойчивого развития Великобритании определены основные направления деятельности государства по повышению конкурентоспособности национальных производителей. В их числе: содействие инвестициям в разработку новых технологий, наукоемких производств; усиление коммерциализации научноисследовательских разработок университетов; поддержка установления более тесного сотрудничества компаний с местными властями в рамках программ региональных агентств развития 12.
Продуктивным моментом современной политики территориального развития в Великобритании стало выдвижение в качестве ее ключевого направления расширения форм взаимодействия бизнеса и высшего образования. Практическим результатом этого явился рост научных парков и агентств по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы.
Проведенный компаративный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам повышения конкурентоспособности страны, ее отдельных территорий позволяет осуществить селекцию его продуктивных компонентов, пригодных для широкого использования в российской практике. В составе этих компонентов необходимо выделить следующие.
1. Разработка и реализация государством на региональном уровне политики (стратегии) повышения конкурентных преимуществ национальных производителей, определяющей «точки роста» (существующие и формируемые), значимые не только для структурной и материально-технической модернизации экономики отдельных территорий, но и для успешной экспансии отечественных компаний на перспективные сегменты мирового рынка.
9 Крекотнев С, Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 9. -С. 21.
10 Канада: взгляд из России. М., 2002. - С. 40.
11 Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. -СПб., 2004. - С. 103-104.
12 Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. - М.. 2002. С. 146.
Выделение в рамках такой политики (стратегии) следующих направлений: осуществление прогрессивных структурных сдвигов в национальном и региональном хозяйстве; создание и развитие интеллектуального капитала в вузах; подготовка трудовых ресурсов мирового класса, способных активно участвовать в быстро изменяющейся экономике, основанной на знаниях; интеграция бизнеса, университетов, научно-исследовательских организаций; активизация процессов привлечения прямых иностранных инвестиций; повышение инвестиционной активности частного бизнеса и др.
2. Появление новых зон стратегического государственного управления конкурентоспособностью. В их числе: создание интеллектуального капитала в университетах; укрепление партнерских сетей между фирмами или группами фирм, исследовательскими центрами и университетами; поддержка инкубаторов для новых предприятий, обладающих связями с университетами и исследовательскими центрами; стимулирование создания обособленных отделений университетов и крупных компаний, чья деятельность направлена исключительно на разработку и освоение новых технологий; улучшение отношений между общественным и частным секторами с целью оптимизации использования существующих ресурсов и инфраструктур; поддержка микро-предприятий, желающих воспользоваться результатами исследовательской деятельности в своем регионе; развитие схем, направленных на экологический менеджмент, адаптацию чистых технологий, переработку отходов и рациональный расход энергии.
3. Активная роль государства в институционализации бизнеса, создающая предпосылки для развития инновационного и экспортного потенциалов региона: образование открытых экономических районов, разных типов экономических зон (свободных, промышленных, внедренческих); формирование инновационных кластеров; создание различного рода партнерств (инновационно-технологических, промышленно-технологических и др.).
4. Повышение инвестиционной активности частного бизнеса, достигаемое применением комплекса форм и инструментов государственной поддержки, включающей, в том числе: развитие за счет средств властей производственной и социальной структуры; подготовка в инженерном отношении мест для возможного промышленного строительства, льготное налогообложение; предоставление дешевых кредитов, субсидий, дотаций; финансирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
5. Обеспечение высокого уровня разнообразия государственной поддержки (правовой, налоговой, финансовой, кредитной, маркетинговой, информационной и др.) процессов развития и эффективного использования конкурентных преимуществ региональных производителей, осуществляемой методами прямого и косвенного воздействия.
COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN PRACTICES OF STATE PARTICIPATION IN TERRITORY COMPETITIVENESS IMPROVEMENT
S.I. RISIN
Voronezh State University e-mail: [email protected]
The article contains the results of comparative analysis of modern foreign practices of state participation in territory competitiveness improvement. The author gives the selection of its management activity efficient components that can be effective in Russian practice at Federal and Regional levels. Among the components are the following: development and implementation of the state policy (strategy) of national producers competitive advantage improvement; appearance of the new zones of state strategic management; cluster method of business activity; approbation of various forms of collaboration between state and private sectors that are established to assist innovative and technological development of companies.
Key words: foreign experience, territory competitiveness, cluster method of business activity, collaboration between state and private sectors, innovative and technological development.