УДК 338.242.4
Рисин С. И., магистр экономики, аспирант кафедры Экономики и управления организациями Экономического факультета Воронежского государственного университета, г. Воронеж, [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Цель статьи — позиционировать продуктивные компоненты управленческой деятельности государства, пригодные для использования в российской практике на федеральном и региональном уровнях. В их числе: разработка и реализация государством политики (стратегии) повышения конкурентных преимуществ национальных производителей; появление новых зон стратегического государственного управления конкурентоспособностью; кластерная организация бизнеса; апробация различных форм государственно-частного партнерства, призванного содействовать инновационно-технологическому развитию компаний.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, конкурентоспособность национальных производителей, кластерная организация бизнеса, государственно-частное партнерство.
Потребность в совершенствовании государственного управления повышением конкурентоспособности субъектов РФ обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм, методов и инструментов. Важную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения — выявление продуктивных компонентов, которые могут быть при необходимой адаптации использованы в практике российских регионов.
В выборе стран следует, на наш взгляд, учитывать их успехи в достижении значимых результатов процесса повышения конкурентоспособности территорий. В их числе: формирование и развитие элементов новой экономики (наукоемких отраслей, нанотехнологий, телекоммуникаций и др.),
повышение инвестиционной привлекательности, выход и закрепление на перспективных сегментах мирового рынка товаров и услуг.
Обратимся к Ирландии, чьи экономические результаты в последние десятилетия обусловливают повышенный интерес мирового сообщества. К наиболее значимым факторам, их обусловившим, следует, на наш взгляд, отнести эффективную государственную политику. Среди основных направлений этой политики заслуживают повышенного внимания, на наш взгляд, следующие.
1. Поощрение развития индустриального сектора экономики, учитывающее как минимум один из множества критериев: производство для реализации преимущественно на мировых рынках таких продуктов, которые предусматривают использо-
вание местных материалов; производство товаров с использованием достижений научно-технического прогресса и высококвалифицированного труда, предназначенных для внешнеторговых компаний; выпуск продукции для секторов ирландского рынка, конкурентоспособных по отношению к мировой продукции1.
2. Комплексное стимулирование иностранных инвестиций. Важно обратить внимание на то, что наряду с традиционной для многих стран финансовой поддержкой используется институциональное и инфраструктурное обеспечение. Правительство учредило специальный орган — Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority, или IDA). IDA имеет широкие полномочия принимать заявления для учреждения компаний, предоставлять им гранты и финансовые льготы. IDA Ireland имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. IDA предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам.
3. Содействие развитию и эффективному использованию научно-технического потенциала. В рамках этого направления принципиальное значение имеют создание технопарков, кластеризация экономического пространства. Основные задачи, реализуемые технопарками: поддержка новых инновационных предприятий, поиск рынка сбыта для их товаров и помощь в интернационализации производства для наиболее успешных компаний. Региональные кластеры основываются как на отраслях традиционной специализации Ирландии, так и на новейшей отрасли — инно-
1 См.: Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 101.
вационно-телекоммуникационных технологий2.
Заметим, что поддержка названной отрасли включает значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также создание необходимой информационным компаниям инфраструктуры, прежде всего современных систем связи.
Рассмотрим опыт Китая, учитывая интенсивное проникновение разнообразной продукции китайских производителей на мировой рынок товаров. Вхарактеристи-ке управленческой деятельности государства, ориентированной на повышение конкурентоспособности, заслуживают внимания следующие моменты.
1. Обеспечение технологической самостоятельности страны. Обратим внимание на реализованную властями Китая итерационную технологию перехода от импорта технологий к созданию независимого инновационного потенциала внутри страны. Первый этап охватывал ввод западных технологий в действие. Второй — производство отдельных компонентов и далее — разработка собственных образцов технологий и оборудования. Третий — опытное производство технологий. Четвертый — развитие собственных инновационных возможностей3.
Реализация программы развития науки и высоких технологий была начата в 1986 г. В качестве приоритетных направлений признаны микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнология и генная инженерия, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники.
2 См.: Innovation Clasters: Drivers of National Innovation Systerms. Enterprise, Industry and Services. OECD, Paris, 2001. P 53.
3 См.: Переход к устойчивому развитию: глобаль-
ный, региональный и локальный уровни. Зарубежный
опыт и проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002. С. 184.
В середине 90-х годов ХХ века в стране существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков). В этих зонах установлен льготный налоговый режим. Так, предприятия начиная с даты аккредитации на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, а еще три года уплачивают его с 50 %-ной скидкой.
Предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции,подоходный налог сокращен до 10 %4. С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают: налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий 5.
Важным условием достижения самостоятельности в сфере науки и техники стало наращивание расходов на НИОКР. В 2005 г. в абсолютном выражении (при подсчете по паритету покупательной способности) по затратам на НИОКР Китай лидировал в Азии, достигнув отметки в 130 млрд долл. (примерно 12 % мировых расходов). Отметим, что научные исследования и разработки ведутся в этой стране преимущественно государственными структурами, в том числе крупными корпорациями6. Исследователи обоснованно отмечают, что преодолению технологического отставания Китая от США, ЕС и Японии будет способствовать не только расширение финансирования национальных фундаментальных исследований, но и использование возможностей китайских ТНК в сфере разра-
4 См.: Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002. С. 186.
5 Там же.
6 См.: Потапов М. А. Экономика современной Азии / М. А. Потапов, А. И. Салицкий, А. В. Шахматов. М.: Международные отношения, 2008. С. 122.
боток и внедрения научных достижений и, главное, в ускоренном при поддержке государства развитии венчурного (как китайского, так и иностранного) капитала7.
2. Создание свободных экономических зон (СЭЗ), изначально ориентированных на формирование и развитие экспорто-ориентированного производства. Важно отметить, что государство обеспечило поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли народного хозяйства. После вступления в ВТО Госсовет КНР утвердил новое положение об отраслевом регулировании иностранных инвестиций. Число открытых для иностранных инвесторов отраслей было увеличено со 186 до 262, а закрытых — сокращено со 112 до 75. К приоритетным сферам для иностранных инвестиций отнесены: комплексное использование природных ресурсов и освоение возобновляемых ресурсов; техническая реконструкция машиностроения и легкой промышленности; модернизация и индустриализация сельского хозяйства; транспорт, энергетика и добыча сырья; биоинженерия, новые материалы; охрана окружающей среды8.
3. Широкое использование концессионных соглашений с иностранными компаниями, предметом которых являются строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки9.
7 См.: Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А. А. Дынкина. ИМЭМО. М.: Магистр, 2008. С. 311.
8 См.: Потапов М. А, Салицкий А. И., Шахматов А. В. Экономика современной Азии. Указ. работа. С. 183 - 184.
9 См.: Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. 2004. № 3. С. 9.
4. Институционализация государственной поддержки бизнеса основывается на взаимосвязанном развитии процессов регионализации и децентрализации государственных полномочий. Исследователи отмечают, что одним из ключевых элементов стратегии китайских реформ является расширение хозяйственных прав регионов и финансовой базы местных администраций10.
В оценке опыта США, характеризующего деятельность государства, связанную с поддержкой процессов повышения конкурентоспособности территорий, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов.
1. В качестве одного из них можно отметить институциональный. Он проявляется, в частности, в создании структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании направлений и механизмов развития территорий, связанных в том числе с повышением их конкурентоспособности.
Органы исполнительной власти на уровне штатов, городов и графств имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих в том числе усиление конкурентных позиций территории. Главная их цель — способствовать в конкретном территориальном образовании развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, созданию рабочих мест. Они активно занимаются работой по совершенствованию ресурсного потенциала районов и поселений. В подготавливаемых ими программах предусматриваются создание и развитие предпринимательских институтов11.
10 См.: ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / Под ред. С. Ф. Суты-рина. М.: Эксмо, 2008. С. 245.
11 См.: Супян В. Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХ! века / В. Б. Супян.
М.: Анкил, 2001. С.138.
2. Единство научно-технической и налоговой политики, их постоянный курс на развитие конкурентного потенциала экономики. В этой связи отметим, что действующее федеральное законодательство предоставляет корпорациям, осуществляющим НИОКР в рамках собственной предпринимательской деятельности при постоянном увеличении затрат корпорации на НИОКР, особую льготу: налоговую скидку на эти затраты в объеме 25 % доли, вычитаемой из общего объема годовой прибыли данной корпорации, подлежащей федеральному налогообложению в данном году12.
3. Использование разнообразных форм государственно-частного партнерства как института содействия инновационно-технологическому развитию территорий. В США реализуется несколько программ, направленных на развитие инновационной деятельности. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий в таких областях, как телемедицина, экологические технологии, а также в реализации программы стимулирования технологической конкурентоспособности регионов, традиционно получающих меньшее государственное финансирование.
Моделью кооперации исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологические партнерства.
12 См.: Федорович В. А. США: государство и экономика / В. А. Федорович, А. П. Патрон. М.: Международные отношения, 2007. С. 108.
Соглашения о кооперационных исследованиях и разработках используются для повышения уровня конкурентоспособности индустриального сектора экономики. СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из федеральных лабораторий в основном частным компаниям. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений — передача технологий из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего13.
Технологические партнерства используются для освоения технологий в промышленности. Их участниками выступают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий14.
К продуктивным формам государственно-частного партнерства следует также отнести кооперационные исследовательские центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов, укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием, упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и штатов15.
13 См.: США: государство — человек — экономика (региональные аспекты). М.: Анкил, 2001. С. 104 - 105.
14 Там же.
15 Там же.
В структуре национальной инновационной системы США возрастает роль вузовского сектора в связи с множественностью выполняемых им функций. Вузы являются исполнителями фундаментальных исследований (на их долю приходится около 55 - 60 % их объема), инкубаторами малого инновационного бизнеса, основой формирования научно-технологических парков и региональных инновационных кластеров16.
4. Многообразие направлений содействия региональных и местных властей предпринимательству с целью повышения уровня его конкурентоспособности прежде всего в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций. Заметен и постоянно усиливающийся акцент на поддержку инновационной составляющей бизнеса. В качестве таких направлений выделяются: создание интеллектуального капитала в университетах; формирование промышленных кластеров; совершенствование системы обучения предпринимателей; информационное обеспечение предпринимателей. Следует отметить, что некоторые штаты приняли стратегии развития, направленные на улучшение условий их конкурентоспособности в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций.
Важное направление действий властей — содействие процессам кластеризации. Практика свидетельствует о том, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались промышленные или инновационные кластеры — комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления на базе территориальной концентрации сетей специализированных
16 См.: Мировая экономика: прогноз до 2020 года. С. 211.
поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
В качестве примера реализации властями США кластерного подхода к решению проблемы повышения конкурентоспособности территории может быть приведен проект развития Аризоны.
Показательно, что участниками проекта выступили различные государственные и частные структуры: объединение предприятий частного сектора, департамент торговли штата, экономический совет Аризоны, Совет Большого Финикса (Phoenix), Экономический совет Большого Тусона, представители различных структур национального правительства. Проект был направлен на создание высоких технологий в авиакосмической промышленности, в производстве медицинской техники, биотехнологии, оптической техники, в программном обеспечении производства, в защите окружающей среды17.
В числе основных приоритетов государственной экономической политики, проводимой в Канаде, — развитие инновационного и образовательного потенциалов. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах страны центрам генетических исследований и развития биотехнологии.
Активизирована деятельность федерального Фонда технологических парт-нерств (ФТП) — основного института финансирования инновационной деятельности в частнопредпринимательском секторе. Созданный в 1997 г ФТП предоставляет частным компаниям гранты на НИОКР и внедрение новейших технологий в размере около 30 % их собственных затрат на эти цели. Важно отметить, что «партнерский взнос» государства
17 См.: Крекотнев С. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ / С. Крекотнев, О. Иванов // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 21.
должен быть со временем возвращен на счета ФТП18.
В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки.
Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет соответствующим компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20-35 %. Финансовое стимулирование включает гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала. Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списывания научно-исследовательских расходов19.
В новой стратегии устойчивого развития Великобритании определены основные направления деятельности государства по повышению конкурентоспособности национальных производителей. В их числе: содействие инвестициям в разработку новых технологий, наукоемких производств; усиление коммерциализации научно-исследовательских разработок университетов; поддержка установления более тесного сотрудничества компаний с местными властями в рамках программ региональных агентств развития.
В стратегии подчеркивается необходимость роста «социального инвестирова-
18 См.: Канада: взгляд из России. М.: Анкил, 2002. С. 40.
19 См.: Стратегическое планирование экономиче-
ского развития: 35 лет канадского опыта. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2004. С. 103 -104.
ния», особенно капиталовложений в развитие науки и повышение профессионального образования рабочей силы. Для повышения конкурентоспособности особое значение, как отмечают специалисты, придается инвестированию не в производство как таковое, а в разработку новых технологий, и соответственно вложению капитала в научные разработки20.
Продуктивным моментом современной политики территориального развития в Великобритании стало выдвижение в качестве ее ключевого направления расширения форм взаимодействия бизнеса и высшего образования.
Практическим результатом этого явился рост научных парков и агентств по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы.
Одним из направлений привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в высшую школу региона является расширение форм взаимодействия высшего образования и бизнеса.
Успешным проектом по налаживанию сотрудничества науки и бизнеса являются Сообщества Фарадея — это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследовательские и технологические организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы.
Цель сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышения конкурентоспособности промышленности Великобритании. Правительственными спонсорами Сообществ Фарадея является целый ряд организаций.
Весьма показательной является деятельность Правительственного фонда универси-
20 См.: Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. С. 146.
тетских поисковых посевных фондов. Цель этой программы заключается в заполнении того финансового пробела, который существует между исследованиями в университетах и стадией их возможного коммерческого использования. Привлечение посевных фондов университетами способствует успешной трансформации качественных исследований в конкурентный бизнес21.
Проведенный компаративный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам повышения конкурентоспособности страны, ее отдельных территорий позволяет осуществить селекцию его продуктивных компонентов, в составе которых необходимо выделить следующие.
1. Разработка и реализация государством на региональном уровне политики (стратегии) повышения конкурентных преимуществ национальных производителей, определяющей «точки роста» (существующие и формируемые), значимые не только для структурной и материально-технической модернизации экономики отдельных территорий, но и для успешной экспансии отечественных компаний на перспективные сегменты мирового рынка. В составе направлений такой политики (стратегии) выделяются: осуществление прогрессивных структурных сдвигов в национальном и региональном хозяйстве; создание и развитие интеллектуального капитала в вузах; подготовка трудовых ресурсов мирового класса, способных активно участвовать в быстро изменяющейся экономике, основанной на знаниях; интеграция бизнеса, университетов, научно-исследовательских организаций; активизация процессов привлечения прямых иностранных инвестиций; повышение инвестиционной активности частного бизнеса и др.
2. Появление новых зон стратегического государственного управления конку-
21 См.: Создание национальной инновационной системы — http://www.salonexpo.ru/salon-innovation.
рентоспособностью. В их числе: создание интеллектуального капитала в университетах; укрепление партнерских сетей между фирмами или группами фирм, исследовательскими центрами и университетами; поддержка инкубаторов для новых предприятий, обладающих связями с университетами и исследовательскими центрами; стимулирование создания обособленных отделений университетов и крупных компаний, чья деятельность направлена исключительно на разработку и освоение новых технологий; улучшение отношений между общественным и частным секторами с целью оптимизации использования существующих ресурсов и инфраструктур; поддержка микропредприятий, желающих воспользоваться результатами исследовательской деятельности в своем регионе; развитие схем, направленных на экологический менеджмент, адаптацию чистых технологий, переработку отходов и рациональный расход энергии.
3. Активизация роли государства в ин-ституционализации бизнеса, создающей предпосылки для развития инновационного и экспортного потенциалов региона: образование открытых экономических районов, разных типов экономических зон (свободных, промышленных, внедренческих); формирование инновационных кластеров; организация различного рода партнерств (инновационно-технологических, промышлен-но-технологических и др.).
4. Создание в регионах специализированных государственных организаций (агентств по экономическому развитию), концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании направлений и механизмов развития территорий, связанных в том числе с повышением их конкурентоспособности.
5. Выполнение государством разнообразных функций (инвестора, заказчика, инициатора производственного процесса и др.), обеспечивающих благоприятные усло-
вия для формирования и развития кластеров. Применение разных типов организации их государственной поддержки: а) единообразного для всех, б) «точечного», учитывающего особенности конкретного кластера.
6. Апробация различных форм государственно-частного партнерства, призванного содействовать инновационно-технологическому развитию компаний (промышленно-технологичные партнерства, государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок и др.). Потенциал этого партнерства реализуется посредством разнообразных программ, ориентированных главным образом на содействие частному сектору в разработке передовых и высокорисковых технологий с длительным циклом разработки и в эффективном использовании достижений науки в производстве.
7. Повышение инвестиционной активности частного бизнеса, достигаемое применением комплекса форм и инструментов государственной поддержки, включающей в том числе: развитие за счет средств властей производственной и социальной структуры; подготовку в инженерном отношении мест для возможного промышленного строительства, льготное налогообложение; предоставление дешевых кредитов, субсидий, дотаций; финансирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
8. Расширение форм взаимодействия бизнеса и высшего образования: научных парков, агентств по передаче технологий, университетских поисковых посевных фондов и др.
9. Обеспечение высокого уровня разнообразия государственной поддержки (правовой, налоговой, финансовой, кредитной, маркетинговой, информационной и др.) процессов развития и эффективного использования конкурентных преимуществ региональных производителей, осуществляемой методами прямого и косвенного воздействия.
Выводы
Результаты компаративного анализа зарубежного опыта государственного управления повышением конкурентоспособности территорий позволяют позиционировать уроки, важные для современной российской практики:
• принципиально важно осуществить переход от преимущественно тактических действий государства к модели стратегического управления конкурентоспособностью территорий, реализуемой на федеральном и региональном уровнях;
• целесообразно создание в регионах специализированных государственных структур, концентрирующих высокопрофессиональные кадры, непосредственно осуществляющие разработку направлений и механизмов инновационного развития территорий;
• оправданно использовать механизм государственно-частного партнерства, обеспечив, во-первых, широкий состав его участников (государственные и местные органы власти, кредитно-финансовые учреждения, бизнес, вузы, НИИ), во-вторых, разнообразие его форм, ориентированных на инновационное развитие территорий;
• следует существенно повысить уровень разнообразия инструментов госу-
дарственного управления конкурентоспособностью территорий, дополнив правовую и налоговую поддержку производителей экспортной и импортозамещающей продукции информационной, финансовой (гранты, субсидии), маркетинговой, инфраструктурной;
• необходимо повысить роль вузов, имеющих научные школы, в социально-экономической системе региона, дополнив традиционно реализуемые ими функции новыми, в том числе базового элемента создаваемых научно-технологических парков и инновационных кластеров, организации инкубаторов малого инновационного бизнеса.
Литература
1. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / Под ред. С. Ф. Су-тырина. М.: Эксмо, 2008.
2. Крекотнев С. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ / С. Крекотнев, О. Иванов // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9.
3. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А. А. Дынкина. ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2008.
4. Потапов М. А. Экономика современной Азии / М. А. Потапов, А. И. Салицкий, А. В. Шахматов. М.: Международные отношения, 2008.
Статья поступила в редакцию 20.01.2009
S. Risin, Master of Economics, Postgraduate Student, Chair of Economics
and Business Administration, Faculty of Economics, Voronezh State University, [email protected]
INTERNATIONAL BEST PRACTICES IN THE STATE REGULATION OF THE REGIONAL COMPETITIVENESS LEVEL IMPROVEMENT
The article describes the comparative analysis results of today's international best practices elaborated by various governmental bodies for the regional competitiveness level improvement. The author tries to identify the productive components of the state bodies' managerial activity that can be used in Russia on the federal and regional scale. The components identified include the following: the development and implementation of the national industries' competitiveness level improvement state policy (strategy); identification by the state bodies of the new strategic competitiveness level management zones; cluster principle use in the business building; pilot projects in using various forms of partnerships-based cooperation between private entities and state bodies that should assist the companies in technology development and in using innovations. Key words: region's competitiveness, national producers' competitiveness, cluster-like organization of business environment, partnerships between state-owned and privately-owned companies.