Научная статья на тему 'Механизмы повышения конкурентоспособности в корпорациях с государственным участием'

Механизмы повышения конкурентоспособности в корпорациях с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / MECHANISMS TO IMPROVE COMPETITIVENESS / КОРПОРАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / STATE-OWNED CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Павел Владимирович

Статья посвящена вопросам разработки механизмов повышения конкурентоспособности интегрированных корпоративных структурах с государственным участием. Особое внимание автор обращает на ключевые факторы оценки конкурентоспособности. В статье проводится сравнительный анализ индексов конкурентоспособности крупнейших международных корпораций и российских госкорпораций, занятых в стратегически важных отраслях. Сформированы предпосылки для формирования механизмов конкурентоспособности для корпораций. Получение конкурентных преимуществ на международной арене возможно через эффективное взаимодействие государства и интегрированных корпоративных структур в вопросах получения доступа к достижениям научно-технического прогресса и развития инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF STATE-OWNED CORPORATIONS

The article is devoted to the development of mechanisms to increase the competitiveness of the integrated corporate structures with state participation. Special attention is paid to the key factors in the evaluation of competitiveness. The article presents a comparative analysis of the competitiveness index of major international corporations and the Russian state corporations engaged in strategic sectors. The preconditions for the formation mechanisms of competitiveness for corporations are provided. Getting a competitive advantage in the international arena is possible through effective interaction between the state and integrated corporate structures in access to scientific and technical progress and the development of innovative potential.

Текст научной работы на тему «Механизмы повышения конкурентоспособности в корпорациях с государственным участием»

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В КОРПОРАЦИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

УДК 65.017.1

Павел Владимирович Трифонов,

К.э.н., доцент, каф. Общий менеджмент и управление проектами, Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

Тел.: 8 (916) 753-54-67 Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена вопросам разработки механизмов повышения конкурентоспособности интегрированных корпоративных структурах с государственным участием. Особое внимание автор обращает на ключевые факторы оценки конкурентоспособности. В статье проводится сравнительный анализ индексов конкурентоспособности крупнейших международных корпораций и российских госкорпораций, занятых в стратегически важных отраслях. Сформированы предпосылки для формирования механизмов конкурентоспособности для корпораций. Получение конкурентных преимуществ на международной арене возможно через эффективное взаимодействие государства и интегрированных корпоративных структур в вопросах получения доступа к достижениям научно-технического прогресса и развития инновационного потенциала.

Ключевые слова: конкурентные преимущества; конкурентоспособность; механизмы повышения конкурентоспособности; корпорации с государственным участием; инновационный потенциал.

Pavel V. Trifonov,

PhD in Economics, Associate Professor, Financial University under Government of the Russian Federation Тel.: 8 (916) 753-54-67 E-Mail: [email protected]

MECHANISMS TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF STATE-OWNED CORPORATIONS

The article is devoted to the development of mechanisms to increase the competitiveness of the integrated corporate structures with state participation. Special attention is paid to the key factors in the evaluation of competitiveness. The article presents a comparative analysis of the competitiveness index of major international corporations and the Russian state corporations engaged in strategic sectors. The preconditions for the formation mechanisms of competitiveness for corporations are provided. Getting a competitive advantage in the international arena is possible through effective interaction between the state and integrated corporate structures in access to scientific and technical progress and the development of innovative potential.

Keywords: competitive advantage; competitiveness; mechanisms to improve competitiveness, state-owned corporation, the innovative potential

1. Введение

Необходимым условием развития экономики России является повышение ее конкурентоспособности на международном рынке и выбор сбалансированной модели государственного управления экономикой, в которой будут поддерживаться интересы потребителей и частного бизнеса, поиск оптимального пути между либерализмом рыночных отношений и патернализмом в виде господдержки крупных промышленных корпораций флагманов развития стратегически важных отраслей национальной экономики. Механизмы такого подхода должны реализовываться в виде реформирования промышленных предприятий в крупные структуры холдингового типа и адаптации их к условиям нестабильной внешней среды.

2. Предпосылки для формирования корпораций с государственным участием

Одной из отличительной черт государственной политики в сфере экономики в начале XXI веке стали диверсификация финансовых средств в создание государственных корпораций и усиление влияния на стратегически важные сектора национальной экономики.

Причиной такого поведения стало, с одной стороны, желание государства осуществлять контроль над поведением корпораций на рынке и регулирование стратегически важных отраслей, а с другой стороны, оказывать поддержку курсу рыночного развития государства и влиять на создание привлекательного инвестиционного климата за счет поддержки чистой конкуренции в секторах отечественного рынка.

Целями для инвесторов создателей корпораций со стороны представителей крупного бизнеса и финансовых институтов стали потребность диверсификации управленческих и инвестиционных рисков и получение устойчивой поддержки со стороны государства.

Важной особенностью деятельности корпораций с государственным участием является уникальный правовой статус, предоставляющий льготы и позволяющий осуществлять доминирующую политику в ряде отраслей, стратегического значения и инновационного характера для страны (энергетическая, строительная, финансовая и машиностроение). Ряд корпораций являются проектными, т.е. при реализации поставленных целей будут ликвидированы ( Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта).

Важным аспектом функционирования корпораций с государственным участием является выход на международные рынки и работа с иностранными партнерами.

Современными вызовами для российской экономики на международной арене станут следующие риски и слабые стороны [7, 27]:

1) Завершение процесса построения биполярной модели мира между двумя странами лидерами США и Китай.

2) Мировое энергопотребление будет расти на 2% в год, в силу роста развивающихся государств Азии и Латинской Америки.

3) Мировые цены на продовольствие будут расти на 1-2% в год вследствие снижения урожайности сельскохозяйственных культур из-за изменения климата и увеличения народонаселения (на 1 млрд. за 15 лет).

4) Доля антропогенного воздействия на климат продолжит расти

5) Продолжится тенденция к углублению глобализации экономики с общей тенденцией к перераспределению промышленного производства в страны с наиболее привлекательными условиями ведения хозяйствен-

ной деятельности (Китай, Индия, Бразилия)

6) Формирование в индустриальных странах нового технологического уклада, основу которого составит развитие различных технологических и научных направлений

Ключевой проблемой развития российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на международной арене, выраженная, прежде всего, в отставании в уровне и темпах производительности труда и отсутствии перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. В свою очередь, к причинам данного состояния экономики следует отнести повышенную концентрацию производственной и инвестиционной активности в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно малоквалифицированную рабочую силу.

Повышение конкурентоспособности российских ведущих технологических предприятий - одна из основных задач национальной экономики, грамотное решение которой обеспечит устойчивый рост хозяйственно-экономических показателей, технологическую и оборонную безопасность государства и благополучие нации.

Возрастание открытости экономики России и глобализация делают повышение конкурентоспособности особо значимыми задачами.

В условиях интеграции рынков российским предприятиям приходится конкурировать с иностранными компаниями даже на своем рынке.

Россия заняла лишь 66-е место среди 142 государств в рейтинге конкурентоспособности 2011-2012 годов (годом ранее это была 63-я позиция, а в 2009 году - 51-е). На сегодняшний день уровень конкурентоспособности нашей страны ниже Панамы, Турции, Черногории, Мексики, Вьетнама. К тому же Россия считается одной из наиболее пострадавших в период экономического кризиса.

Практика показала, что большинство отечественных предприятий не готовы к борьбе за повышение конкурентоспособности по причине недоработок в построении

систем обеспечения конкурентоспособности и отсутствия эффективных механизмов реагирования на колебания внешней и внутренней среды.

Повышение конкурентоспособности экономики России, и в частности, российских предприятий специалисты связывают с инновациями, без которых мировая конкурентоспособность невозможна.

Движение российской экономики по пути инновационного развития требует решения сложных задач, связанных друг с другом:

• создание условий для обеспечения инновационного потенциала организации - эта задача решается внутри предприятия;

• создание условий для реализации этого потенциала, что требует развития внешнего институционального обеспечения, в частности, экономических знаний.

Формирование инновационного потенциала - это целый комплекс задач:

1. выбор инновационного продукта;

2. организация технологии и процесса производства этого продукта;

3. выбор разработчиков и специалистов по внедрению инноваций;

4. определение источников финансирования.

В процессе разработки системы формирования инновационного капитала предприятие решает задачи, которые требуют интеллектуализации управления, и наилучшим образом этому соответствует когнитивное моделирование.

Базой для повышения конкурентоспособности предприятия является преобразование инновационного потенциала в инновационный капитал.

3. Конкурентоспособность российских корпораций на международной арене

Важным фактором развития для российских корпораций является государственная поддержка новых отраслей и компаний на глобальном рынке в виду того, что у существующих игроков уже есть конкурентное преимущество виде времени пребывания на рынке и их размеров. Величина компании - ти-

пичный фактор ее эффективности. Согласно модели «кривой опыта» чем большим опытом производства обладает компания и дольше находится на рынке, тем быстрее снижаются ее единичные издержки. Инвестиционная роль государства в данных условиях выражается в виде стимулирования массового производства в период первоначального аккумулирования новых знаний и покрытия первоначальных убытков новых игроков, участвующих в развитии отрасли. Вследствие роста конкуренции на рынке и возможного снижения доходов основных игроков рынка растет благосостояние потребителей, что отражает позитивную роль государства. Еще одной особенностью российской экономики и причиной патерналистской политики государства являются недостаточное развитие фондового рынка и несовершенство рыночных коммуникаций, за которые отвечают биржи, торгово-промышленные палаты и агентства. Государственная поддержка крупных корпораций является катализатором развитию других организаций в кластере, в виду взаимодействия в нем компаний и обмене технологий, знаний и инноваций, в которой ключевую и основополагающую роль играет крупные промышленные компании

Примером данного факта является образование крупнейших промышленных международных кластеров, как Силиконовая Долина (вокруг IBM и др. американских IT компаний), Рона-Альпы (вокруг компаний «Филипс» и «Моторола»), хельсинкский (вокруг компании «Нокиа»), детройтский (вокруг компании General Motors).

В Европе переориентация государственной политики в сторону формирование конкурентной среды в 1980-е годы произошла уже после того, как были созданы крупные конкурентоспособные компании, причем этап их выращивания длился около 30 лет.

На примере нескольких госкорпораций сравним их ключевые факторы конкурентоспособности с показателями деятельности прямых конкурентов из Европы и США (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ ключевых факторов конкурентоспособности крупнейших российских и зарубежных

интегрированных корпоративных структур

Ключевые факторы конкурентоспособности / Ростех Сименс ОАК Боинг Росатом Тошиба

Интегрированные корпоративные структуры (Россия) (Германия) (Россия) (США) (Россия) (Япония)

Внутренние переменные

Степень развития НИОКР 3 5 3 5 4 5

Скорость внедрения новых продуктов 3 4 2 4 4 5

Лидерский подход в системе управления 2 4 2 5 3 3

Уровень производительности труда 2 5 3 4 4 5

Уровень опережающих технологий 3 5 4 4 5 5

Степень дифференциации продукта / диверсифицированности 5 5 3 4 4 4

Наличие сильных брендов 4 5 3 5 3 5

География сбыта 4 4 2 5 4 4

Интеллектуальный потенциал 3 4 3 4 3 5

Степень внутреннего синергизма 2 5 3 4 2 4

ИТОГ внутренний индекс 3,1 4,6 2,8 4,4 3,6 4,5

Внешние переменные

Жизненный цикл отрасли 4 4 4 4 5 4

Государственное регулирование (лояльность государства) 5 2 5 3 5 3

Доступ к дешевым ресурсам 4 2 4 3 5 1

Емкость рынка / Масштабы деятельности 3 4 3 4 3 2

Степень конкурентного окружения на международном рынке 3 5 5 4 2 3

Динамичность развития 2 4 2 5 4 4

Адаптивность к окружающей среде 2 3 3 4 2 4

Степень внешнего синергизма 3 4 4 3 2 4

ИТОГ внешний индекс 3,3 3,5 3,5 3,8 3,5 3,1

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в топливно-энергетическом секторе и черной металлургии, сильные - в цветной металлургии, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности, посредственные - в химии, в авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые - в гражданской авиапромышленности, электронике, в текстильной промышленности [3; с.28].

Конкурентные позиции российских компаний напрямую связаны с общим состоянием национальной конкурентоспособности и проводимой государством макроэкономической политикой, уровнем образования и здоровья населения, развитием науки, возможностями информационной среды и раскрытия созидательных творческих способностей каждого человека, развитием ключевых производственно-технических систем шестого технологического уклада, способностью компаний проявлять высокую инновационную

активность. Большое значение для конкурентоспособности компаний имеют финансовая, налоговая, инвестиционная, таможенная политика, ставки естественных монополий, равно как реализация социальных и демографических программ государства.

При этом следует отметить, что существенное негативное влияние на конкурентоспособность российских компаний оказывает нерешенность ряда институциональных вопросов, в частности, таких как низкое качество инфраструктуры, особенно в области транспорта, связи и современных информационных технологий, мо-нополизированность отечественной экономики, засилье бюрократического аппарата, высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, низкая эффективность методов госрегулирования, непродуманное налоговое законодательство, низкая эффективность финансовой системы, сложная система таможенного администрирования и неэффективная судебная система, невысокое качество корпоративного управления, слабая

защита предпринимательства и непрозрачная структура собственности. Закономерным результатом указанных негативных макроэкономических обстоятельств являются замедление адаптивной гибкости, низкая инновативность и высокие трансакционные издержки российских компаний, особенно мелких и средних, что серьезно снижает их конкурентоспособность.

4. Задачи государства для реализации механизмов повышения конкурентоспособности корпораций с госучастием

Государству следует стимулировать крупные российские компании на осуществление глобальных слияний и поглощений в интересах получения важнейших профильных активов и ноу-хау через механизм льготного кредитования, а также передачу в доверительное управление или продажу акций предприятий, закрепленных в государственной собственности. Представляется, что в рамках сотрудничества государства с крупнейшими фирмами возможно

_

обеспечить тесную производственную, технологическую и научно-исследовательскую кооперацию между компаниями важнейших наукоемких отраслей.

Формирующиеся российские транснациональные корпорации могут и должны стать локомотивом повышения конкурентоспособности всей российской экономики.

Ключевую роль в конкурентоспособности российских фирм будет играть наличие талантливых, хорошо подготовленных лидеров, способных разрабатывать и реализовывать эффективные конкурентные стратегии, динамично развивать компании, обновляя их структуру и ключевые бизнес-процессы, мобилизовать персонал на инновационное развитие.

Достижение международной конкурентоспособности российских фирм требует разработки и реализации эффективных глобальных конкурентных стратегий развития, активного частно-государственного партнерства, выхода на мировый уровень производительности труда и качества, повышения научного и технологического уровня в соответствии с основными направлениями НТР, создания инфраструктуры, стимулирующей и обеспечивающей технологическую модернизацию и переход компаний на глобальную инновационную модель развития.

Повышение конкурентоспособности предприятия в масштабах страны ведет к повышению конкурентоспособности отрасли и промышленности в целом. Результат конкурентоспособной промышленности выражается активным развитием внутреннего рынка, ростом ВВП, стабильностью налоговых поступлений в бюджет, ростом экспорта, рациональностью и эффективностью использования природных ресурсов, сохранением и развитием научного потенциала страны, высокой занятостью населения, социальной и политической стабильностью, а также достойным местом, которое занимает страна на международном экономическом рынке. Повышение конкурентоспособности предприятий - одна из основных задач национальной экономики, грамотное

решение которой обеспечит устойчивый рост хозяйственно-экономических показателей, технологическую и оборонную безопасность государства и благополучие нации.

Возрастание открытости экономики России и глобализация делают повышение конкурентоспособности особо значимыми задачами. В условиях интеграции рынков российским предприятиям приходится конкурировать с иностранными компаниями даже на своем рынке. Россия заняла лишь 66-е место среди 142 государств в рейтинге конкурентоспособности 2011-2012 годов (годом ранее это была 63-я позиция, а в 2009 году - 51-е). На сегодняшний день уровень конкурентоспособности нашей страны ниже Панамы, Турции, Черногории, Мексики, Вьетнама. К тому же Россия считается одной из наиболее пострадавших в период экономического кризиса. Практика показала, что большинство отечественных предприятий не готовы к борьбе за повышение конкурентоспособности по причине недоработок в построении систем обеспечения конкурентоспособности и отсутствия эффективных механизмов реагирования на колебания внешней и внутренней среды. Повышение конкурентоспособности экономики России, и в частности, российских предприятий специалисты связывают с инновациями, без которых мировая конкурентоспособность невозможна. Движение российской экономики по пути инновационного развития требует решения сложных задач, связанных друг с другом:

• создание условий для обеспечения инновационного потенциала организации - эта задача решается внутри предприятия;

• создание условий для реализации этого потенциала, что требует развития внешнего институционального обеспечения, в частности, экономических знаний.

5. Заключение

Государство должно быть заинтересовано в увеличении своей доли собственности в промышленных корпорациях с высоким инновационным потенциалом и поддержке их выхода на международные рынки,

создавая новый класс национального бизнеса - транснациональные корпорации с штаб-квартирой в российском налоговом поле. Необходима также поддержка средних по размеру региональных компаний для постоянного увеличения их доли на внутреннем рынке, превращения их в потенциальных «национальных чемпионов». Наконец, малый бизнес должен подпитывать крупный и средний инновациями, новыми видами продукции и услуг, выполняя функцию «outsource» в цепочке создания высокотехнологических продуктов.

Литература

1. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие/ О.Н. Беленов, А.А. Ану-чин. - М.: КНОРУС, 2011. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дэвенпорт Том, Харрис Джоан. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать: пер. с англ./под ред. И. Матвеевой. - М.: BestBuisnessBooks, 2010. -264 с. [Thomas H. Davenport, Jeanne G. Harris. Competing on Analytics: The New Science of Winning. -UK: Harvard Business School Press, 2007. - 224 p.]

3. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. - Москва : Проспект, 2012. -368 с.

4. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с англ./ под ред. В.Б. Колча-нова. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с. [Jean-Jacque Lambin. Market-driven management. 3rd ed. - UK: Palgrave Publishers Ltd., 2010.]

5. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008. - 325 с.

6. Конкурентоспособность экономики России в XXI в.: вызовы для национальной безопасности: сб.докл./под ред. И.В. Прокофьева, А.А. Никулина, Е.А Семеновой. -М.: РИСИ, 2013. - 260

7. Портал Фонда исторической перспективы. http://www.perspektivy. info

8. Официальный сайт Российского института стратегических исследований http://riss.ru

References

1. Belenov ON Competitiveness of countries and regions: the manual / O. Belenov, AA Anuchin . - M.: KNORUS, 2011 . - 144 p .

2. Tom Davenport, Joanne Harris . Analytics as a competitive advantage. The new science of victory: per. s ang. / ed. Matveeva . - M.: BestBuisness-Books, 2010. - 264 p. [Thomas H. Davenport, Jeanne G. Harris. Competing on Analytics: The New Science

of Winning. - UK: Harvard Business School Press, 2007. - 224 p.]

3. Horse meat NY competitiveness of the company in the global world . -M.: Prospect , 2012. - 368 p .

4. Lamba Jean-Jacques Management , focused on market: Per. with Eng. / ed. VB Kolchanov . - St. Petersburg. : Peter , 2011 . - 800 . [Jean-Jacque Lambin. Market-driven management. 3rd ed. - UK: Palgrave Publishers Ltd., 2010 . ]

5. Mazilkin EI, Panichkina GG Management of competitiveness: a training manual. - M: Omega-L, 2008. - 325 .

6. The competitiveness of the Russian economy in the XXI century. : Challenges for National Security : sb.dokl . / Ed. IV Prokofiev, AA Nikulin , EA Semenova. - M.: RISI , 2013. - 260

7. Portal Fund historical perspective. http://www.perspektivy.info

8. The official website of the Russian Institute of Strategic Studies http://riss.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.