УДК 332.025.12
модель формирования кластера нанотехнологий в удмуртской республике
с.А. МОХнАЧЕВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления E-mail: [email protected] Восточно-Европейский институт н.П. ШАМАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
Статья посвящена актуальной теме в экономических исследованиях современности — повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики путем их кластерного взаимодействия и раскрывает особенности формированию кластера нанотехнологий в промышленно развитом регионе — Удмуртской Республике. В статье определена стратегическая цель создания и развития кластера нанотехнологий в Удмуртской Республике — формирование научно-промышленного центра по созданию и конечному производству готовых решений и продуктов для модернизации экономики на основе использования нанотехнологий. В рамках такой стратегии, реализуемой партнерством предприятий малого и среднего бизнеса, государственных компаний и органов федеральной, региональной и местной власти, осуществляются создание и освоение в массовом производстве востребованной конкурентоспособной импортозамещающей отечественной наукоемкой продукции.
Авторами акцентировано внимание на том, что для полноценного формирования и развития кластера нанотехнологий Удмуртской Республики необходимы разработка и реализация Программы проектного развития наноиндустрии Удмуртской Республики на период до 2020 г. Цель программы — создание и развитие наноиндустрии в Удмуртской Республике в целях развития высокотехнологичных отраслей экономики республики на основе разработки и внедрения проектов наноиндустрии. Предложена модель развития кластера нанотехнологий в Удмуртской
Республике как одного из организационных механизмов управления развитием научно-производственной кооперации. Данная модель предполагает активное взаимодействие субъектов научно-производственной кооперации (органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, организаций промышленности, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, организаций инфраструктуры) и позволяет обеспечить рост объемов производства высокотехнологичной продукции, повышение производительности труда, а также повышение конкурентоспособности продукции.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластер нанотехнологий, инновационная деятельность, проектная стратегия, конкурентоспособность, факторы конкурентного преимущества
В современных условиях активно ведутся научные исследования по повышению эффективности деятельности субъектов хозяйствования в условиях их кластеризации. К примеру, в работе [5] акцентировано внимание на новых формах и механизмах для повышения эффективности взаимодействия субъектов кластерных структур и региональной инновационной инфраструктуры в рамках перспективных направлений научно-технического развития. В то же время особенностью новой региональной
промышленной политики является ориентация на использование местных конкурентных преимуществ и повышенное внимание к местным производственным предприятиям [3].
Удмуртия обладает всеми необходимыми компетенциями и явными конкурентными преимуществами в целом ряде значимых секторов экономики [1, 2]. В Удмуртской Республике в настоящее время в рамках отдельных отраслей имеются конкурентоспособные производства и признанные научные центры, занимающие позицию флагмана в регионе, что дает основание предполагать возможность кластеризации [6]. Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрооборудования создает предпосылки к формированию мини-кластеров в соответствующих отраслях. Тенденция формирования региональных локальных альянсов особенно затронула сегменты, где работают компании с наиболее высокими по стоимости активами, обладающие хорошими перспективами долгосрочного развития (наличие позиции на мировом или российском рынке, долгосрочная стратегия). В республике сформированы холдинги в лесопромышленном комплексе (ООО «Увадрев-Холдинг», ООО «ПО «Ижмебель», ООО «Балезинский ДОК» и др.), в агропромышленном комплексе (ООО «КОМОС ГРУПП»), на пассажирском транспорте (ООО «Автобусы Удмуртии»), в торговле (ООО «Ижтрейдинг») и в других секторах экономики. Кластерный подход в состоянии обеспечить технологическую конкурентоспособность предприятий на основе объединения ресурсов высокотехнологичных производств и потенциала научно-исследовательского сектора. В рамках кластеров, являющихся одним из способов эффективного развития региона, формируется база для создания новых форм научно-производственной кооперации [7, 8, 10].
Изучение функционирования научно-производственной кооперации в любых формах ее проявления возможно с использованием динамической модели. К числу переменных, характеризующих процесс взаимодействия науки с производством (на корпоративном, региональном или национальном уровнях), относятся:
п — число используемых патентов на новые наукоемкие технологии;
w — доля средств, направляемых на НИОКР
_ w1
(относительное количество: w--, где w1 — фи-
ж
нансовые средства, направляемые на НИОКР, w2 — общая сумма финансовых средств, используемых для производства продукции);
s — доля технологически продвинутого продукта, связанного с наукоемким производством / s
(s = —, где s1 — количество изделии, произве-
S2
денных по новым технологиям и/или количество технологически продвинутых изделий, s2 — общее количество произведенных изделии);
у — степень технологического развития, характеризует технологическое отставание у.
(у = —, где у, — число используемых новых пере-
Y 2
довых наукоемких технологий, у2 — общее число используемых технологий);
ц — относительная численность персонала, Mi
занятого НИОКР (ц =— ,где ц — численность
M2
персонала, занятого НИОКР, ц2 — общая численность персонала).
Математическая модель динамики этих переменных представляет собой систему обыкновенных дифференциальных уравнений, решение которой описывает зависимость от времени этих переменных. Она имеет следующий вид:
—n(t) = kwn(t) | n0 + — - n(t) | - dn(t) + A|0,a, dt ^ kw )
—y(t) = an(t) - fi(y(t)) + f2(w(t)),
dt
—s(t) = y[ fMt)) - f4 (s(t))], —^(t) = f5(v(t)) + 5y(t).
Когда научное открытие или экспериментальная установка превращается в промышленное изделие, количество используемых патентов экспоненциально растет :
dn(t) « kwn0n(t) или n(t) ~ e
dt
-kw(t)
not.
Построенная модель функционирования научно-производственной кооперации с должной степенью адекватности описывает динамику переменных, которые характеризуют эту деятельность.
1 Шамаева Н.П. Использование модели временных рядов для оценки динамики научно-производственной кооперации // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 2-1. С. 80-87.
В этой связи данная модель может быть взята в качестве основы постановки и решения задач оптимального управления научно-производственной кооперацией2.
Рассмотрим имеющиеся возможности Удмуртской Республики в сфере нанотехнологий на основании методики синтеза кластерной стратегии Г.Б. Клейнера, Р.М. Качалова и Н.Б. Нагрудной [7]. На этапе создания кластера основную роль играет его проектная стратегия. Вовлечение участников в состав кластера облегчается, если существует достаточно крупный проект, носящий, с одной стороны, стратегический характер для дальнейшего функционирования кластера, с другой — предполагающий участие потенциальных организаций-участников в обеспечении ресурсами данного проекта и в получении выгод от его реализации.
Кластер нанотехнологии в Удмуртской Республике следует отнести к проектной стратегии с условием поддержки со стороны Правительства республики и органов государственной власти Российской Федерации. При этом методы поддержки формирования кластеров можно условно разделить на два направления: это мероприятия, направленные на активацию и развитие сразу всех кластеров в рамках региона, и мероприятия по активации и развитию кластера нанотехнологий. Оба направления деятельности являются весьма важными с точки зрения сбалансированного социально-экономического развития региона.
Мероприятия, направленные на активацию и развитие всех кластеров, заключаются в формировании условий, благоприятных для кластеризации экономики, а также в непосредственном участии в развитии выбранного кластера и масштабного финансирования из бюджета Удмуртской Республики инвестиционных проектов в сфере нанотехнологий. Первое направление во многом должно реализо-вываться за счет продвижения идеи кластеров, реализации инфраструктурных проектов, включения механизмов частно-государственного партнерства. Второе направление является особенно важным и предполагает содействие в формулировании целей, задач и общей стратегии кластера, а также активное участие в кластерных проектах. Важной проблемой, которая до сих пор не решена, является отсутствие
2 Шамаева Н.П. Использование модели временных рядов для оценки динамики научно-производственной кооперации // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 2-1. С. 80-87.
специализированных финансовых организаций, ориентированных на фирмы кластера.
Будучи интегрированным в различные виды экономической политики органов государственной власти Удмуртии, кластерный подход переориентирует их деятельность во многих сферах с учетом необходимости активации и развития кластеров:
— в промышленной политике — на привлечение прямых иностранных инвестиций, стимулирование экспорта, предоставление льгот по налогам, субсидий и государственных гарантий, поддержку высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, стимулирование конкуренции;
— в научно-технической политике — на содействие финансированию НИОКР путем участия в реализации федеральных целевых программ, планирования и реализации образовательных программ, поощрения формирования инновационных малых предприятий на базе вузов и НИИ, предоставления субсидий на поддержку развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих проекты по созданию высокотехнологичного производства в Удмуртской Республике;
— в политике поддержки малого предпринимательства — на содействие самоорганизации малого и среднего бизнеса, на стимулирование инновационных малых и средних предприятий, на оказание поддержки малым и средним предприятиям, на развитие кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом (в том числе развитие аутсорсинга и субконтрактации);
— в региональной и муниципальной политике — на развитие конкурентных преимуществ Удмуртской Республики и муниципальных образований, на разработку и реализацию программы развития нанотехнологий в республике, на разработку и реализацию муниципальных программ развития нанотехнологий, на оптимизацию размещения производительных сил, на стимулирование развития сетей, объединяющих местное научное сообщество и бизнес-структуры;
— в инфраструктурной политике — на создание специализированных финансовых организаций, ориентированных на фирмы кластера, инфраструктурные субъекты инновационной деятельности (1Т-парки, технопарки, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы), на создание центра технологической компетенции, а также центра про-тотипирования и промышленного дизайна и другой необходимой инфраструктуры.
Одной из самых важных функций органов государственной власти Удмуртской Республики является финансирование мероприятий по формированию кластера нанотехнологий. Мировой опыт кластерных инициатив показывает, что в большинстве случаев финансовая поддержка осуществляется за государственный счет. Государство на первых этапах развития кластера является основным инвестором [9]. Государственное финансирование должно играть роль фактора, привлекающего организации в кластер (пока организации еще не осознали преимущества кластерных проектов). Если государство не финансирует активацию кластера, то это может привести к невостребованности кластерного подхода, особенно при наличии некоторых кризисных тенденций (когда предприятия нацелены на выживание, невозможно возлагать надежды на то, что они найдут финансовые ресурсы на покрытие первоначальных затрат по активации кластера)3.
Процедура формирования кластера нанотех-нологий в Удмуртской Республике предполагает соблюдение двух важных условий.
Во-первых, она должна привлечь представителей федеральных, региональных властей и органов местного самоуправления в республике, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными полномочиями (правовыми, финансовыми, административными) для развития нанотехнологий.
Во-вторых, к процессу работы над созданием кластеров в Удмуртской Республике должна быть подключена общественность в лице представителей промышленных предприятий, ученых в сфере нанотехнологии, населения, общественных организаций. Для выполнения данных условий и обеспечения интересов республики необходимо выбрать соответствующие процедуры создания кластера.
Актуальность создания кластера нанотехно-логий обусловлена общими закономерностями развития экономики на современном этапе и заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает в качестве ключевой схемы, согласно которой все производство нанопродукции и нанотехнологий, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.
3 Шамаева Н.П. Математическая модель динамики как основа постановки и решения задач о научно-производственной кооперации // Экономический вестник Донбасса. 2014. Т. 1. № 1. С. 213-224.
На первом этапе особо важным является взаимодействие с потенциальными участниками кластера в целях определения потенциала кластера, а также формирование общественного мнения и определение возможностей получения федеральных средств. Кроме того, на данном этапе необходимо оценить достигнутый уровень развития экономики Удмуртской Республики, которая включает в себя оценку социально-экономического развития и оценку конкурентоспособности региона, выявить возможные направления для создания и развития кластеров.
На втором этапе ключевое значение имеет формирование организационных и правовых условий развития кластера, в том числе необходимой инфраструктуры кластерного развития. Прежде всего необходимо формирование специализированной организации развития кластера, обеспечивающей координацию деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах [7]. Данный этап предполагает выработку стратегии формирования кластера и республиканской программы по его развитию, создание модели кластера и определение системы мер по содействию его формированию.
Важно определить механизм финансирования кластера. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить затраты на его создание, на развитие инфраструктуры и ее поддержание, на отдельные проекты и программы кластера. Особенно важным является обеспечение качественной и грамотной информационно-консультационной, методической, образовательной поддержки реализации кластерной стратегии как на республиканском, так и на отраслевом уровнях.
Необходимым следует признать эффективную координацию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Удмуртской Республики, а также органов местного самоуправления и различных объединений предпринимательского сообщества в целях реализации кластерной политики. Для предприятий, научных и образовательных учреждений опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов. Например, представляется возможным: совершенствование системы управления на предприятиях в целях содействия предоставлению консалтинговых услуг в вопросах управления для предприятий, входящих в кластер; организация мониторинга наиболее успешных при-
меров практики применения новых механизмов и методов менеджмента и помощи в их эффективном распространении и внедрении на предприятиях кластера; содействие внедрению механизмов субконтракции. Следует содействовать выходу предприятий — участников кластера на внешние рынки и способствовать реализации совместных маркетинговых исследований и проектов путем субсидирования части затрат на аренду площадей, а также создания собственных стендов для участия в выставках, ярмарках и иных мероприятиях. Меры поддержки необходимы для проведения продуманной маркетинговой политики.
Особое значение для формирования кластера имеют развитие механизма коммерциализации предлагаемых технологий, поощрение процессов кооперации внутри кластера в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и развитие нововведений и инноваций. В основном это касается продвижения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятиями, входящими в кластер, и научными институтами и университетами, а также содействия в организации новых инновационных предприятий.
На третьем этапе необходимо определить эффективность результатов формирования кластера, а также разработать новые цели его развития (например, выход на мировой рынок), определения новых функций и привлечения новых участников кластера для его развития.
Следует иметь в виду существующие в настоящее время риски неэффективной реализации кластерной политики и своевременно разработать меры по их предупреждению. В качестве основных рисков по реализации кластерной стратегии нужно определить риски ошибочного выбора первостепенных по степени значимости мероприятий, нуждающихся в финансировании из бюджетных источников. Поэтому основным курсом, направленным на упреждение рисков неэффективной кластерной стратегии, может стать выработка критериев оценки результативности кластерных проектов, а также эффективности самой кластерной стратегии. Таким образом, в сферу стратегического планирования кластера следует включать не только рыночные, т.е. пользующиеся платежеспособным спросом, товары, но и нерыночные активы (знания, культура, менталитет, общее благосостояние). Для предоставления финансирования и поддержки кластерных проектов
разумным будет проектный подход с ориентацией на конечный результат и гибкость используемых механизмов. Формирование и реализация кластерной политики в регионе предполагают определение основных приоритетов развития кластеризации во взаимодействии с политикой вышестоящего уровня, качественным отбором проектов и инструментов поддержки и оценки результатов.
Стратегической целью создания и развития кластера нанотехнологий в Удмуртской Республике является формирование научно-промышленного центра по созданию и конечному производству готовых решений и продуктов для модернизации экономики путем использования нанотехнологий. В рамках такой стратегии, создаваемой и реализуемой партнерством предприятий малого и среднего бизнеса, государственных компаний и органов федеральной, региональной и местной власти, осуществляется создание и освоение в массовом производстве востребованной конкурентоспособной импортозамещающей отечественной наукоемкой продукции.
Задачами высокотехнологического кластера нанотехнологий Удмуртской Республики являются:
— развитие инновационной инфраструктуры республики (в том числе, что крайне важно, коллективного пользования) для стимулирования отечественных высокотехнологичных разработок в сфере нанотехнологий, а также промышленности на условиях государственно-частного партнерства;
— организация отбора и последующей поддержки выполнения и коммерциализации перспективных НИОКР, масштабных комплексных инновационных проектов в сфере нанотехнологий, ориентированных на организацию промышленного производства конкурентоспособной отечественной продукции;
— целевое инкубирование стартовых инновационных компаний в Ижевске, осуществляющих прорывные высокотехнологичные разработки в интересах модернизации экономики. Высокотехнологичный отраслевой кластер в Удмуртской Республике — это группа взаимосвязанных субъектов научно-технической, технико-внедренческой и промышленно-производственной деятельности в сфере нанотехнологий различных организационно-правовых форм (НИИ, КБ, вузы, инновационные компании, промышленные предприятия, инвестиционные структуры и т.п.), которые реализуют скоординированную стратегию развития соответствующих конкурентоспособных отечественных
технологий в рамках единой стратегии инновационного развития.
Основными отличительными признаками кластера являются:
— наличие общей инновационной инфраструктуры, включающей в себя площади и центры коллективного пользования современным оборудованием для осуществления технико-внедренческой деятельности;
— единые маркетинговые и консалтинговые службы, доступные всем предприятиям — участникам кластера на льготных условиях за счет общности данной инфраструктуры (это позволяет оптимизировать издержки и добиваться синергии от совместного использования общих ресурсов, что способствует росту конкурентоспособности всех участников кластера);
— наличие устойчивых кооперационных связей между участниками кластера, построенных на мотивационной рыночной основе;
— реализация сквозного цикла создания инновационных продуктов — от разработки и освоения производства отдельных видов продукции до их интеграции в комплексные решения и системы;
— наличие скоординированной стратегии инновационного развития, в рамках которой действуют участники кластера, что создает возможности для эффективной реализации комплексных программ инновационной направленности.
Первым шагом, который уже сделан для развития высокотехнологичного кластера, а также промышленности, является создание и организация функционирования профильного республиканского центра по развитию нанотехнологий. На базе центра апробируется модель активизации инновационной деятельности в области новых прорывных технологий с использованием современных организационно-правовых механизмов государственно-частного партнерства в сфере высокотехнологичного предпринимательства (см. рисунок).
Возникает необходимость разработки и подписания соглашения об инициативе создания кластера в Удмуртской Республике между основными участниками кластера нанотехнологий.
Цель подписания соглашения:
— договоренность между участниками кластера о предоставлении комплексных технологических услуг;
— консолидация предприятий, которые обладают технологическими компетенциями в сфере нанотехнологий;
— формирование в рамках кластера единой технологической платформы;
— организация эффективной системы взаимодействия между предприятиями кластера;
— создание условий для непрерывного количественного и качественного роста имеющихся технологий;
— осуществление совместного планирования развития технологических возможностей предприятий — участников кластера.
Для полноценного формирования и развития кластера нанотехнологий Удмуртской Республики необходима разработка и реализация Программы проектного развития наноиндустрии Удмуртской Республики на период до 2020 г. Цель программы — создание и развитие наноиндустрии в Удмуртской Республике в целях развития высокотехнологичных отраслей экономики республики опережающими темпами на основе разработки и внедрения проектов наноиндустрии.
Задачи программы следующие:
— создание инновационно развивающегося научно-промышленного комплекса в области разработки производства наноструктурированных материалов и создание на их базе нового поколения изделий и материалов для всех отраслей промышленности Удмуртской Республики;
— формирование и организация сектора исследований и разработок в сфере наноиндустрии в целях поддержки научно-технического развития республики;
— формирование приоритетных направлений развития и нанотехнологии в Удмуртской Республике и консолидация вокруг них исследований и разработок, ведущихся в республике;
— создание в Удмуртской Республике благоприятных условий для инновационной и инвестиционной деятельности в области наноиндустрии;
— формирование условий для полномасштабного увеличения объемов производства принципиально новых видов продукции и выход профильных предприятий Удмуртской Республики на мировой рынок высокотехнологичной продукции;
— внедрение нанотехнологий в реальный сектор экономики республики и привлечение бизнеса к финансированию и коммерциализации разработок в области нанотехнологий;
— формирование завершенных технологических циклов, начиная от исследований и заканчивая конечными потребителями нанопродукции;
м
15
о
"О
ш о-
ш
>
о О
со
СП 3 I
ю о
ОАО «РОСНАНО»
Ме^едомственная- рабочая-труппа! по -фйнанейрованйю: ; ■; ; проектов; Удмуртской ■; ■; ■XXXРеепубдйкй! ■! ■
Средства ОАО «РОСНАНО» и бюджета Удмуртской Республики, инвесторов
Реализация высокотехнологичных
проектов в сфере нанотехнологий в целях увеличения доли продукции нанотехнологий до 10%
в общем объеме производства к 2020 г.
■ ;■;■; Министерство; ■; ■ йнновацйй Удмуртской ..." Республики
Региональный центр нанотехнологий
■I * я т э; кластер! 1С гс ; ■ >
эазвНТИ-Я ■
V
■; ■ X ■ X Координационный; совет по организаций' XXX ! ■ Сотрудничества в- области- развйтйя налотехнологий! ■! ; между ОАО «РОСНАНО» и Удмуртской Республикой
: ■ Дирекция! федеральных! ■! К регйональныхпрограмм;
Органы управления и координации
Крупные промышленные предприятия Удмуртской Республики, использующие нанотехнологии (промышленное производство продукции, высококонкурентной на глобальном рынке)
. . Развитый малый й средний инновационный. . ■ X ■ X бизнес ■(производство данрматерйалрв! .;.;.;.;.;.и производство ;н;аноко>1п;онент;ов] ■ ;■;
■ Инфраструктурные еубъекты иннбвацйонной ■! ■; Деятельности ЯТ-парКи;,-технопарки; Особые; ■; ■; ■ ;экономич;ескйе;зоны; бизнес-инкубаторы); ■ ;■;
Ведущие образовательные и научные центры Удмуртской Республики (разработка нанотехнологий)
XX Лредприятйя НИОКР- й инжиниринга!
■! ■ Нредпрйятйямётролбгйческогб,! проектного-! • ......и правового-обеспечения......
<~5 ■та
С1> "П
г м ■в
г» со ев
г м ■та
С1> "П
О ¡Я 5»
со
^ л
со т о С)
' О >
ш ^
о.
"О
ш с^
о" со
О О
О СО
■ Программа:проектного ^вйтиянанойндустрий Удмуртской -Республитнаперйбд до-2-020 г.-
| | Недостаточно развитый сегмент [ ] Развитый сегмент [ ] Развитый сегмент с целевой направленностью [ . X -| Отсутствующий сегмент
Модель развития кластера нанотехнологий в Удмуртской Республике
6*3
С1>
о* 13
£2-
С1> ■С С1>
о" ■в
3
С1> 13
1-е 5»
С1>
ста
— создание и развитие системы коммерциализации полученных результатов научных исследований и разработок в сфере наноиндустрии, в том числе на основе частно-государственного партнерства
В результате реализации программы следует ожидать опережающих темпов роста объемов производства нанотехнологий в наукоемком и высокотехнологичном секторе экономики Удмуртской Республике и увеличения доли продукции нано-технологий до 10% в общем объеме производства к 2020 г., а также увеличения числа занятых (до 5 000 чел.).
Таким образом, предлагаемая модель развития кластера нанотехнологий в Удмуртской Республике, являясь одним из организационных механизмов управления развитием научно-производственной кооперации, предполагает активное взаимодействие субъектов научно-производственной кооперации (органов государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, организаций промышленности, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, организаций инфраструктуры) и позволяет обеспечить рост объемов производства высокотехнологичной продукции, повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции.
Список литературы
1. Грахова Е.В., Грахов В.П. Концептуальная модель оценки кредитоспособности региона (на примере Удмуртской Республики) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12- 1 . С.295-298.
2. Грахов В.П., Якушев Н.М., Репин А.А., Захарова В.В. Управление рисками при реализации ин-
вестиционно-строительных проектов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 400-404.
3. Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 9. С. 60-67.
4. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории // Альманах «Наука, инновации, образование». 2008. Вып. 7. С. 9-39.
5. Ларин С.Н., Герасимова Л.И. Региональные аспекты взаимодействия экономических агентов кластерных структур и субъектов инновационной инфраструктуры: зарубежный опыт, новые формы и механизмы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 49-58.
6. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 8. С. 49-52.
7. Радыгина С.В. Диплом «заточен» под проект: моделирование стратегического партнерства вузов и промышленных предприятий региона в области подготовки кадров для инновационной деятельности // Креативная экономика. 2010. № 2. С. 84-89.
8. Стручкова Е.С., Суетин С.Н. Развитие методологических положений деятельности объектов финансовой инфраструктуры промышленного производства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7. С. 806-813.
9. Субботин А. С. Принципы инновационного развития кластерной модели организации с участием государственно-частных партнерств // Научное обозрение. 2013. № 2. С. 243-245.
10. Шамаева Н.П., Мохначев С.А. Научно-производственная кооперация в промышленно развитом регионе: монография. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing. 2013. 202 с.
Regional economics: theory and practice Region development strategy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
A MODEL OF FORMATION OF A NANOTECHNOLOGY CLUSTER IN THE UDMURT REPUBLIC
Sergei A. MOKHNACHEV, Nelli P. SHAMAEVA
Abstract
The article considers a topical issue of modern economic studies, i.e., increasing the efficiency of economic entities in the conditions of market economy through their cluster interaction. The article also describes the specifics of building a nanotechnology cluster in the Udmurt Republic, an industrially developed region. The authors define the strategic goal of creating and developing a nanotechnology cluster in the Udmurt Republic. The goal is to build a scientific-industrial centre to develop and produce off-the-shelf solutions and final products to modernize the economy using nanotechnologies. Under this strategy, which is realized by the partnership of small and medium-size businesses, State companies and Federal, regional and local authorities, the stakeholders mass produce high-demand competitive import-substituting domestic science-intensive products. The authors emphasize that for a full-fledged formation and development of the nanotechnology cluster in the Udmurt Republic, it is necessary to develop and implement a Program of project development of nanotechnology industry of the Udmurt Republic for the period till 2020. The purpose of the nanotechnol-ogy industry development in the Udmurt Republic is to develop high-tech sectors of economy on the basis of developing and introducing nanotechnology industry projects. The authors have proposed a model of a nanotechnology cluster development in the Udmurt Republic as one of the institutional mechanisms for managing the development of scientific and industrial cooperation. This model involves active interaction of the subjects of scientific-industrial cooperation (the State authorities of the Russian Federation, the authorities of the Udmurt Republic, self-governing authorities, industrial enterprises, research institutes, higher educational institutions, and infrastructure organizations) and enables to provide growth of production volumes of high-tech products, to increase productivity and to increase product competitiveness.
Keywords: clustering, cluster policy, cluster, nanote-chnologies, innovation activity, project strategy, competitiveness, factor, competitive advantage
References
1. Grakhova E.V., Grakhov V.P. Kontseptual'naya model' otsenki kreditosposobnosti regiona (na primere Udmurtskoi Respubliki) [A conceptual model to assess the creditworthiness of a region (the Udmurt Republic case)]. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo — Economics and entrepreneurship, 2013, no. 12-1, pp. 295-298.
2. Grakhov V.P., Yakushev N.M., Repin A.A., Zakharova V.V. Upravlenie riskami pri realizatsii in-vestitsionno-stroitel'nykh proektov [Risk management in implementing investment projects]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economics and entrepreneur-ship, 2014, no. 1-2, pp. 400-404.
3. Zhdanova O.I. Klaster kak instrument promysh-lennoi politiki regiona [A cluster as a tool of industrial policy of a region]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2008, no. 9, pp. 60-67.
4. Kleiner G.B., Kachalov R.M., Nagrudnaya N.B. Sintez strategii klastera na osnove sistemno-integrat-sionnoi teorii [The synthesis of a cluster strategy on the basis of a system-integration theory]. Al'manakh "Nauka, innovatsii, obrazovanie " — Almanac "Science. Innovation. Education", 2008, iss. 7, pp. 9-39.
5. Larin S.N., Gerasimova L.I. Regional'nye aspekty vzaimodeistviya ekonomicheskikh agentov klasternykh struktur i sub"ektov innovatsionnoi infras-truktury: zarubezhnyi opyt, novye formy i mekhanizmy [Regional aspects of interaction between economic agents of cluster structures and subjects of innovation infrastructure: foreign experience, new forms and mechanisms]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2014, no. 10, pp. 49-58.
6. Mokhnachev S.A., Mokhnacheva E.S. Tendent-sii klasterizatsii v regional'noi khozyaistvennoi sisteme
[Clustering trends in the regional economic system].
Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2009, no. 8, pp.49-52.
7. Radygina S.V. Diplom "zatochen" pod proekt: modelirovanie strategicheskogo partnerstva vuzov i promyshlennykh predpriyatii regiona v oblasti podgo-tovki kadrov dlya innovatsionnoi deyatel'nosti [The Diploma is project-tailored: modeling the strategic partnership of higher educational institutions and industrial enterprises of the region in the field of training for innovation activities]. Kreativnaya ekonomika — Creative economy, 2010, no. 2, pp. 84-89.
8. Struchkova E.S., Suetin S.N. Razvitie me-todologicheskikh polozhenii deyatel'nosti ob"ektov finansovoi infrastruktury promyshlennogo proizvod-stva [Developing the methodology of operation of the objects of financial infrastructure of industrial production] . Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economy and entrepreneurship, 2014, no. 7, pp. 806-813.
9. Subbotin A.S. Printsipy innovatsionnogo razvitiya klasternoi modeli organizatsii s uchastiem
gosudarstvenno-chastnykh partnerstv [Principles of innovation development of a cluster model of an organization with public-private partnership involvement]. Nauchnoe obozrenie — Science review, 2013, no. 2, pp. 243-245.
10. Shamaeva N.P., Mokhnachev S.A. Nauchno-proizvodstvennaya kooperatsiya v promyshlenno raz-vitom regione. Monografiya [Scientific and production cooperation in an industrialized region. A monograph]. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing, 2013, 202 p.
Sergei A. MOKHNACHEV
East European Institute,
Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation
Nelli P. SHAMAEVA
Kama Institute of Humanities
and Engineering Technology,
Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation