КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 332.025.12
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
В.П. ГРАХОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой промышленного и гражданского строительства E-mail: pgs@istu.ru Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
С.А. МОХНАЧЕВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления E-mail: msa_ufmfpa@mail.ru Восточно-Европейский институт, г. Ижевск
Д. С. ЧИРКОВА, магистрантка E-mail: pgs@istu.ru Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
В статье раскрыты основные задачи и цели реализации мероприятий кластерной политики. На основе положений теории М. Портера выделены факторы конкурентного преимущества предприятий. Определены направления содействия развитию кластеров со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, конкурентоспособность, факторы конкурентного преимущества
Одним из основных условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие территориальных кластеров - объединений предприятий, поставщиков (как оборудования, так и
услуг), научных и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функционирующих в рамках определенной сферы производства (реализации) товаров или услуг. При этом кластерные объединения могут располагаться в пределах как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Для создания и последующего поддержания устойчивого конкурентного потенциала региона, а также в рамках долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предусмотрено формирование сети территориально-производственных кластеров.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновацион-
ного развития Российской Федерации на период до 2020 года»1 развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности является одним из основных факторов развития инновационной сферы страны.
Активизация деятельности по реализации инновационной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров2 [4, 5]. В работе [11] показано значение новых форм и механизмов для повышения эффективности взаимодействия субъектов кластерных структур и региональной инновационной инфраструктуры в рамках перспективных направлений научно-технического развития.
Создание и успешное функционирование кластеров является эффективным методом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции, а дальнейшее развитие кластерного направления позволит обеспечить устойчивое положение отечественных предприятий в цепочках с иностранными инвесторами [1, 14].
Основными задачами кластерной политики являются:
1) создание условий для эффективной деятельности предприятий, включая:
- поиск участников кластера;
- разработку стратегии развития; в том числе выявление слабых мест, снижающих конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- увеличение конкурентных преимуществ участников кластера;
2) обеспечение постоянной конкурентоспособности участников кластера, в том числе за счет поддержки проектов, направленных на развитие кластера по следующим приоритетным направлениям:
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- инновационная политика;
- образовательная политика;
1 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2012 № 2227-р.
2 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: утв. Минэкономразвития России 26.12.2008 № 20615-ак/д19.
- привлечение инвестиций;
- развитие экспорта;
3) формирование эффективной нормативно-правовой базы для реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровнях, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и объединений предпринимателей по реализации кластерной политики. Для обеспечения высоких темпов экономического роста страны необходимо создать конкурентоспособную среду предприятий и обеспечить конкурентоспособное развитие регионов [2, 12, 13].
Основной целью реализации мероприятий кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Рост конкурентоспособности бизнеса будет зависеть от успешной реализации мероприятий по внедрению кластерной политики в целом, а значит, и от эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам [6].
Вклад в развитие кластерного направления внес профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы Майкл Юджшн Портер. Согласно его теории, кластер - географическое сосредоточение взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг и ассоциированных организаций в определенной области. Они вырастают там, где сосредоточено достаточно ресурсов и компетенций, которые достигают критического порога и приобретают ключевую роль в некоторой экономической сфере с решающим устойчивым конкурентным преимуществом над другими местами или даже глобальное превосходство в данной области.
Портер считал, что кластеры могут оказывать влияние на конкуренцию 3 способами: - увеличение производительности предприятий - участников кластера;
стимулирование инноваций; стимулирование развития новых бизнес-направлений.
Сюда же можно отнести и увеличение числа участников кластера. Развивая кластерную сеть и осваивая новые территории, участники кластера в процессе деятельности функционируют в тесном взаимодействии друг с другом, обмениваются идеями и предложениями. Данное условие приводит к успешному развитию предприятий, а значит, выводит его на лидирующие позиции. Подобное состояние одного из предприятий-участников приводит к формированию конкурентной среды в кластере. Решающую роль в конкурентной борьбе играет результат 4 взаимосвязанных расширенных факторов и взаимодействий между компаниями в этих кластерах.
Взаимосвязанные расширенные факторы конкурентного преимущества, предложенные М. Портером (рис. 1):
1) стратегия, структура и конкуренция фирм. В мире преобладают динамические условия. Прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации;
2) условия спроса. Спрос рождает предложение, а увеличение спроса будет порождать увеличение не только количественных, но и качественных показателей предложения;
3) «родственные» поддерживающие отрасли. Близость смежных отраслей облегчает деятельность предприятия - отсутствует необходимость привлекать организации со стороны, что благоприятно влияет на скорость решения поставленных задач;
4) факторные условия. Наперекор устоявшемуся мнению, Портер утверждает, что ключевые факторы производства (или специализированные факторы) создаются, а не наследуются. Специализированными факторами производства
Рис. 1. Модель «алмаз» Портера
являются квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы, или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество. Однако специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти факторы, то они ценны.
Органы власти на всех уровнях в модели ромба («алмаза») Портера выполняют роль катализатора: они должны поощрять или даже побуждать компании к тому, чтобы повышать свои намерения и уровень конкурентной эффективности. Правительство должно стимулировать компании к повышению эффективности, содействовать созданию спроса на ранней стадии, концентрироваться на создании специализированных факторов и развитии здоровой конкуренции.
Данную модель Портера можно смело считать первой теорией конкурентоспособности, основанной на факторах производительности, вместо таких традиционных преимуществ, как природные и трудовые ресурсы.
Таким образом, кластерное объединение можно рассмотреть как площадку для формирования здоровой и контролируемой конкуренции организаций-участников. Работая в непрерывном взаимо-
действии друг с другом, предприятия находятся в постоянном напряженном состоянии и стремятся достигнуть лидирующих позиций в кластере по одному из направлений деятельности. А наличие в подобном объединении организаций смежных отраслей способствует быстрому и своевременному решению задач, возникающих в процессе производства.
Одну из решающих ролей в формировании здоровой конкурентной среды кластера играет деятельность органов власти. Главными направлениями содействия развитию кластеров, осуществляемыми органами государственной власти и местного самоуправления, являются:
1) формирование кластеров по институциональной схеме, предполагающей содействие в стратегическом планировании развития кластера, эффективном информационном взаимодействии между участниками и укреплении сотрудничества между ними;
2) формирование инструментов поддержки кластерных проектов, оказываемой независимо от принадлежности к тому или иному кластеру участников;
3) подготовка и организация мероприятий по укреплению сотрудничества между участниками кластера (проведение конференций, семинаров, помощь в создании специализированных интернет-ресурсов) [3, 5].
Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будут выступать в качестве инициаторов формирования организаций развития кластеров, а также осуществлять предоставление субсидий для реализации мероприятий по организационному развитию кластеров.
При этом финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [10]. Особенностями новой региональной промышленной политики являются ориентация на использование местных конкурентных преимуществ и повышенное внимание к местным производственным предприятиям [10].
В целях укрепления сотрудничества между участниками, в том числе и смежных, например между научно-исследовательскими и образовательными организациями, главная роль должна
отводиться механизмам поддержки, основанным на принципах кооперации, с вовлечением в реализацию этих кластерных проектов не менее 5 организаций. Эти механизмы поддержки должны быть разработаны по следующим направлениям-блокам:
1) блок «Повышение качества управления на предприятии»;
2) блок «Содействие в финансировании кластерной деятельности»;
3) блок «Развитие инновационных направлений внутри кластеров, развитие инструментов коммерциализации предложенных идей».
Ведя работу по всем трем блокам одновременно и находя новые пути развития, предприятия будут стратегически упрочнять свое положение сначала на внутреннем рынке, а затем будут иметь все необходимые механизмы для выхода на внешний рынок и экспорта товаров.
Экономический эффект от создания кластера в сфере строительства обусловлен прежде всего следующими факторами:
- производственная кооперация организаций-участников;
- снижение затрат при производстве;
- повышение эффективности процесса обеспечения производства необходимыми материалами;
- повышение надежности сетевых партнеров и, как следствие, повышение эффективности всего производственного цикла в строительной сфере [6, 7].
Республиканская комплексная программа развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы3, предусматривает создание трех отраслевых кластеров по приоритетным направлениям экономики республики (промышленный, строительный, агропромышленный) и одного образовательно-инновационного кластера. Строительный кластер Удмуртской Республики включает:
- Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
- Объединение работодателей «Союз строителей Удмуртии» (некоммерческая организация, основанная на членстве работодателей,
3 Об утверждении Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы: постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.05.2011 № 140 (ред. от 09.09.2013).
представляющих строительный комплекс Удмуртии, 29 членов);
520 п
510 -
500
- ГОУ ВПО «Ижевс- 490
480
470
460 -
450
440
430 J
515,622
кии государственный технический университет»;
- восемь образовательных организаций среднего профессионального образования и начального профессионального образования строительного профиля.
Союз строителей Удмуртии объединяет широкий круг участников, в том числе предприятия сопутствующих отраслей:
- образовательные учреждения; страховые компании; профсоюзные, юридические организации. Это условие позволяет решать огромный круг
вопросов, связанных не только с производством строительных работ, но также с подготовкой кадров, снижением административных барьеров, техническим регулированием и совершенствованием нормативно-правовой базы строительной отрасли [8, 9].
Основной задачей объединения работодателей любой сферы является повышение основных качественных и количественных показателей деятельности. Так, в строительной отрасли доминирующим целевым фактором остается количество возводимых объектов. Необходимо отметить вклад организаций - членов Объединения работодателей «Союз строителей Удмуртии» в увеличение количества введенной площади жилья, а значит, в повышение его доступности (рис. 2).
Однако необходимо отметить ряд причин, сдерживающих темпы развития и распространения кластерной политики на территории субъектов Российской Федерации. По ряду приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты. Во-первых, для практической реализации мероприятий кластерного развития необходимо формирование теоретической базы данного направления: методические и информационно-консультативные материалы. Во-вторых, в настоящее время ограничен набор инструментов финансовой
■ 2009 □ 2010 И 2011 □ 2012 Рис. 2. Ввод в действие жилья в Удмуртской Республике в 2009-2012 гг., тыс. м2
поддержки кластерных проектов из бюджетных источников. В-третьих, не определена роль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
Список литературы
1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. СПб: АНО ИПЭВ. 2009. 336 с.
2. Грахов В.П., Лекомцева Е.Ю. Стратегическое планирование инновационных проектов // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 2. С. 75-77.
3. Грахов В.П., Тарануха Н.Л., Кощеев В.А., Соломенников С.И. Формирование механизма бюджетного управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса: монография. Ижевск: Ижевский государственный технический университет. 2011. С. 164.
4. Грахов В.П., Грахова Е.В., Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Управление регионом: оценка кредитоспособности региона и его конкурентоспособность. URL: http://conference.be5.biz/r2013/4858. htm.
5. Грахов В.П., Мохначев С.А., Грахова Е.В. Конкурентоспособность регионов и оценка их кредитоспособности // Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI веке: аспиранты и студенты в научном поиске: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск. 2013. С. 75-79.
6. Грахова Е.В., Грахов В.П. Концептуальная модель оценки кредитоспособности региона (на примере Удмуртской Республики) // Экономика и предпринимательство . 2013 . № 12-1. С. 295-298.
7. Грахов В.П., Якушев Н.М., Репин А.А., Захарова В.В. Управление рисками при реализации инвестиционно-строительных проектов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 400-404.
8. ГраховВ.П., Мирзаянов Ф. Ф., КисляковаЮ.Г., Караваева В.А. Влияние государственного заказа на развитие устойчивости строительного комплекса региона // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3. С.304-308.
9. Грахов В.П., Якушев Н.М., Семенова С.В. Информационно-инвестиционное обеспечение градостроительной деятельности: монография. Ижевск: ИЖГТУ. 2013. 232 с.
10. Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 9. С. 60-67.
11. Ларин С.Н., ГерасимоваЛ.И. Региональные аспекты взаимодействия экономических агентов кластерных структур и субъектов инновационной инфраструктуры: зарубежный опыт, новые формы и механизмы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 49-58.
12. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 8. С. 49-52.
13. Мохначев С. А., Мохначев К. С., Шамаева Н.П. Тенденции и особенности совершенствования интеграции образования, науки и бизнеса в промыш-ленно развитом регионе // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 3. С. 84-91.
14. ЧирковаД.С., ГраховВ.П., ТаранухаН.Л. ОР «Союз строителей Удмуртии» как основа кластерной самоорганизации участников инвестиционно-строительной деятельности // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2013. № 3. С. 78-81.
Regional economics: theory and practice Cluster policy
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
CLUSTER POLICIES IN THE REGION: FEATURES OF THE IMPLEMENTATION
Valerii P. GRAKHOV, Sergei A. MOKHNACHEV, Dar'ya S. CHIRKOVA
Abstract
The article reveals the core purposes and objectives of the cluster policy. On the basis of the theory of M. Porter, the authors highlight the factors of competitive advantage of enterprises The authors define the ways of the promotion to clusters by the organs of State power and local self-government.
Keywords: cluster, cluster policy, competitiveness, factors, competitive advantage
References
1. Asaul A.N. Organizatsiya predprinimatel 'skoi deyatel 'nosti: uchebnik [Organization ofbusiness activity: a textbook]. St. Petersburg, IPEV Publ., 2009, 336 p.
2. Grakhov V.P., Lekomtseva E.Yu. Strategicheskoe planirovanie innovatsionnykh proektov [Strategic
planning of innovation projects]. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta -Bulletin of Izhevsk State Technical University, 2012, no. 2, pp. 75-77.
3. Grakhov V.P., Taranukha N.L., Koshcheev V.A., Solomennikov S.I. Formirovanie mekhanizma byudzhetnogo upravleniya predpriyatiyami investit-sionno-stroitel 'nogo kompleksa: monografiya [Formation of the mechanism of budgetary management by enterprises of the investment and construction complex: a monograph]. Izhevsk, Izhevsk State Technical University Publ., 2011, p. 164.
4. Grakhov V.P., Grakhova E.V., Mokhnachev S.A., Mokhnacheva E.S. Upravlenie regionom: otsenka kreditosposobnosti regiona i ego konkurentosposob-nost' [Management of the region: an assessment of solvency of the region and its competitiveness]. Avail-
able at: http://conference.be5.biz/r2013/4858.htm. (In Russ.)
5. Grakhov V.P., Mokhnachev S.A., Grakhova E.V. [Competitiveness of regions and the assessment of their solvency]. Aktual'nye voprosy sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiya Rossii v XXI veke: aspiranty i studenty v nauchnom poiske: sbornik nauchnykh statei V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Topical issues of social and economic development of Russia in XXI century: graduate students and students in scientific search: a collection of scientific articles of the 5th All-Russian Sci. and Prac. Conf.], Smolensk, 2013, pp.75-79.
6. Grakhova E.V., Grakhov V.P. Kontseptual'naya model' otsenki kreditosposobnosti regiona (na primere Udmurtskoi Respubliki) [A conceptual model of the assessment of solvency of a region (the Udmurt Republic case)]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo - Economy and business, 2013, no. 12-1, pp. 295-298.
7. Grakhov V.P., Yakushev N.M., Repin A.A., Zakharova V.V. Upravlenie riskami pri realizatsii investitsionno-stroitel'nykh proektov [Risk management at implementation of investment and construction projects]. Ekonomika i predprinimatel'stvo - Economy and business, 2014, no. 1-2, pp. 400-404.
8. Grakhov V.P., Mirzayanov F.F., Kislyakova Yu.G., Karavaeva V.A. Vliyanie gosudarstvennogo zakaza na razvitie ustoichivosti stroitel'nogo kompleksa regiona [The influence of State orders on the development of stability of a construction complex of the region]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo - Economy and business, 2014, no. 1-3, pp. 304-308.
9. Grakhov V.P., Yakushev N.M., Semenova S . V. Informatsionno-investitsionnoe obespechenie gradostroitel 'noi deyatel 'nosti: monografiya [Information and investment ensuring of town-planning activity: a monograph]. Izhevsk, Izhevsk State Technical University Publ., 2013, 232 p.
10. Zhdanova O.I. Klaster kak instrument promy-shlennoi politiki regiona [Cluster as a tool for industrial policy of the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 9, pp. 60-67.
11. Larin S.N., Gerasimova L.I. Regional'nye aspekty vzaimodeistviya ekonomicheskikh agentov klasternykh struktur i sub"ektov innovatsionnoi in-frastruktury: zarubezhnyi opyt, novye formy i mekha-nizmy [Regional aspects of the interaction of economic
agents of cluster structures and subjects of innovation infrastructure: the foreign experience, new forms and mechanisms]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2014, no. 10, pp. 49-58.
12. Mokhnachev S.A., Mokhnacheva E.S. Tendent-sii klasterizatsii v regional'noi khozyaistvennoi sisteme [The tendencies of clustering in a regional economic system]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika -Regional economics: theory and practice, 2009, no. 8, pp. 49-52.
13. Mokhnachev S.A., Mokhnachev K.S., Shamae-va N.P. Tendentsii i osobennosti sovershenstvovaniya integratsii obrazovaniya, nauki i biznesa v promysh-lenno razvitom regione [Tendencies and features of the improvement of integration of education, science and business in the industrially developed region]. Menedzhment i biznes-administrirovanie - Management and business administration, 2012, no. 3, pp.84-91.
14. Chirkova D.S., Grakhov V.P., Taranukha N.L. Ob"edinenie rabotodatelei "Soyuz stroitelei Udmurtii" kak osnova klasternoi samoorganizatsii uchastnikov investitsionno-stroitel'noi deyatel'nosti [The Association of employers "Union of builders of Udmurtia" as the basis of cluster self-organization of the participants of investment and construction activity]. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta - Bulletin of Izhevsk State Technical University, 2013, no. 3, pp. 78-81.
Valerii P. GRAKHOV
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation pgs@istu . ru
Sergei A. MOKHNACHEV
East European Institute, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation msa_ufmfpa@mail . ru
Dar'ya S. CHIRKOVA
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation pgs@istu . ru