Научная статья на тему 'Компаративный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах'

Компаративный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ И ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантаева Э. И., Слободчикова И. В., Цеденов А. В.

Работа посвящена сопоставлению мирового и отечественного опыта национального и регионального инновационного развития и методов его регулирования. Определены мероприятия, направленные на увеличение вклада науки в развитие экономики страны. Дается оценка эффективности деятельности государства в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мантаева Э. И., Слободчикова И. В., Цеденов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах»

Мантаева Э.И., доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Слободчикова И.В., кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Цеденов А.В., аспирант, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Компаративный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и

зарубежных странах

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 11 32 00008а1)

Аннотация: работа посвящена сопоставлению мирового и

отечественного опыта национального и регионального инновационного развития и методов его регулирования. Определены мероприятия, направленные на увеличение вклада науки в развитие экономики страны. Дается оценка эффективности деятельности государства в инновационной сфере.

Abstract: in work comparison of world and domestic experience of national and regional innovative development and methods of its regulation is spent. The actions directed on increase of the contribution of a science in development of national economy are defined. The estimation of efficiency of activity of the state in innovative sphere is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, государственная

поддержка, организация инновационной деятельности, инновационная политика, наука, конкурентоспособность страны и отдельных регионов, факторы инновационного развития.

Key words: innovative development, the state support, the organization of innovative activity, the innovative policy, a science, competitiveness of the country and separate regions, factors of innovative development.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития, а создание и реализация нововведений является ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества производимой продукции. Преумножение научных знаний становится неотъемлемым условием обеспечения жизнедеятельности общества, его духовного и физического здоровья, а реализация на практике научно-технических достижений выступает важным источником устойчивого поступательного развития экономики. Государственное участие является важным фактором в обеспечении динамичного протекания инновационных процессов. Это объясняется тем, что научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики.

Инновационное развитие в каждой стране имеет свои особенности, при этом существуют единые направления деятельности государств в области общенациональной и региональной поддержки инновационной деятельности, проверенные мировой практикой и доказавшие свою эффективность, в числе которых нормативно-правовое регулирование, субсидирование и льготное налогообложения инновационной деятельности; партнерство государства и частного сектора; формирование институтов развития (фондов, программ); трансфер технологий; информационное обеспечение инновационной деятельности. Многие страны сумели выйти в лидеры посредством решения комплекса проблем в сферах образования, науки и технологий, создания благоприятных условий для новаторов и предпринимателей.

В настоящее время промышленно-развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Становление

и рост наукоемких отраслей хозяйств отдельных стран происходит в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, так как крупные масштабы производства и сбыта являются необходимым условием накопления средств для дальнейшего развития исследований и разработок. При этом побеждают те страны и корпорации, которые не просто обладают мощным научнотехническим потенциалом, но и умеют наиболее эффективно его использовать, то есть трансформировать новые научные идеи и открытия в коммерческую продукцию [1].

Одна из важных функций государства в развитых странах - создание благоприятных условий для инновационной деятельности предпринимательского сектора. С целью реализации данной функции используются такие меры экономической и бюджетной политики, как:

- применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

- льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования;

- безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий (в основном в сфере образования или мелкого и среднего бизнеса);

- создание научной инфраструктуры в регионах.

Указанные меры проводятся во всех развитых и новых индустриальных странах и дополняются действиями центральных и местных властей в области антимонопольного регулирования, таможенной политики, охраны прав интеллектуальной собственности в интересах стимулирования инновационной активности. Различия между странами выражаются в

основном в сроках применения указанных инструментов, масштабах предоставляемых льгот, приоритетности поддержки тех или иных отраслей.

Важным является то, что в развитых странах вопросы проведения широкого спектра исследований и создания новых технологий находятся в сфере интересов как государства, так и частного и корпоративного секторов экономики. Это усиливает партнерство государства и частного сектора в реализации государственных программ, что позволяет широко использовать рыночные механизмы финансирования и управления в области исследований и разработок.

Многие страны сумели выйти в лидеры по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в сферах образования, науки и технологий, создания благоприятных условий для новаторов и предпринимателей. В политике каждой страны по отношению к развитию профессионального образования есть свои особенности. Так, правительство Германии поддерживает в высших учебных заведениях программы, направленные на формирование у выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. Во Франции исследователи, студенты, аспиранты, докторанты, техники могут участвовать в качестве партнеров или руководителей в создании компаний по использованию их исследований [3, С. 37].

В развитых странах наряду с прямым государственным финансированием инновационной деятельности приняты специальные программы развития нововведений с упором на косвенные методы стимулирования. Речь идет о поощрении сотрудничества университетов и компаний, межфирменной корпорации, улучшении системы охраны интеллектуальной собственности, совершенствовании информационного обслуживания и антимонопольного регулирования. Одним из важнейших элементов инновационных инфраструктур, определяющим активное вовлечение национальных экономик в мировое хозяйство, в конце XX в. становится такая специфическая форма интеграции науки, промышленности

и капитала, как технопарки и технополисы. Эти структуры являются основой для инновационного процесса, соединяющего генерирование научных идей, прикладные разработки и реализацию научных результатов в производство[1].

Г осударственная поддержка региональной инновационной деятельности является важным аспектом взаимоотношений между центральной и региональной научно-технической и инновационной политикой. В европейских странах большое значение приобретает стимулирование как научно-исследовательской, так и технологической кооперации. Государство при этом выступает в качестве посредника между сферой НИОКР и фирмами. В Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Г ермании, Франции созданы различные центры по кооперации

университетов и промышленности, инновационные центры по передаче

новой технологии малому и среднему бизнесу, действующие на региональной основе [4, С.77].

Не меньшее значение уделяют развитию инновационной экономики многие развивающиеся страны. Так в Чили, Мексике в качестве инструментов государственной поддержки инновационного развития создавались системы так называемых «институтов развития»,

специализирующихся на управлении технологическими проектами,

предоставлении технологических услуг (помощь в сертификации, оформлении лицензий, подготовке кадров) и на инкубации инновационных компаний в нишах технологий среднего уровня.

В Южной Корее в высокотехнологичных отраслях возникли инновационные сети такие, как биотехнология, информация и связь. Они отличаются развитой специализацией, поддерживают тесные связи с высшей школой, государственными НИИ и другими частными фирмами. Как правило, они действуют в рамках региональной агломерации. Примерами могут служить Долина Даедук, технопарк Поханг и Долина Тегеран вокруг Сеула. Наукоград Долина Даедук строится по принципу Силиконовой

долины и является региональной инновационной системой с присущими ей элементами: институтами разной природы, инфраструктурой,

технологическим бизнес-инкубатором и высокотехнологичными промышленными фирмами [2, С. 33].

В Российской Федерации, как и в зарубежных странах, государственное регулирование выступает важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов. В нашей стране существуют разнообразные методы воздействия государства на инновационную деятельность, заключающиеся в реализации мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции. Можно выделить следующие методы государственного регулирования инновационной деятельности: правовые, финансовые, организационные, стимулирующие инновационную деятельность и инновационные процессы в Российской Федерации и ее субъектах. В рамках указанных мер государство проводит ряд мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта.

Значимой составляющей в процессе становления инновационной экономики является нормативно-правововая база инновационной деятельности, определение приоритетов инновационного развития, разработка инновационных программ и принятие соответствующих нормативно-правовых актов. Законодательная база, целевые программы, концепции являются базовыми средствами реализации инновационной политики в РФ. Основное значение инновационных региональных программ состоит в стимулировании региональной интеграции между различными субъектами НИОКР, координации инновационной политики регионов, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего опыта

создания инноваций.

Существенную роль в проведении научных исследований, во внедрении достижений науки в производство, создании наукоемких производств играет государственная финансовая поддержка, которая осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации в форме предоставления кредитов, субсидий, субвенций.

В общем инновационном потоке особое значение принадлежит организационному обеспечению. Специальные инновационные, венчурные фонды создаются и на уровне РФ, и в субъектах.

Не менее важным является применение специальных мер государственного стимулирования: государственные гарантии,

государственный заказ, распространение идеи инновационного развития с целью повышения общественного статуса научной, инновационной деятельности.

Стоит отметить, что определенных успехов в области инновационного развития достигли те субъекты РФ, в которых проводится активная государственная поддержка инновационной деятельности. В частности, приняты соответствующие программы, законы, организовано информационное обеспечение инновационной деятельности, развивается инновационная инфраструктура (Ростовская область, Волгоградская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Астраханская область, Республика Дагестан).

В рамках указанных мер государство проводит ряд мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта.

Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта инновационных преобразований установлено, что региональное инновационное развитие в каждой стране имеет свои особенности, при этом существуют общие тенденции

деятельности государств в области национальной и региональной поддержки инновационной деятельности (табл.).

Таблица

Компаративный анализ основных направлений национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах

Направления поддержки инновационной деятельности Применение

Россия Развитые страны Новые индустрии- альные страны

Принятие соответствующих нормативноправовых документов, регулирующих инновационную деятельность + - + + -

Информационное обеспечение инновационной деятельности + - + + -

Использование систем субсидирования и льготного налогообложения + - + + -

Партнерство государства и частного сектора во всех направлениях инновационной деятельности + - + +

Формирование институтов развития (фондов, программ) + - + +

Трансфер технологий + - + + -

Развитие венчурной индустрии + - + + -

Поддержка в вузах программ, направлен-ных на формирование у выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприя-тий; обеспечение участия исследователей, студентов, аспирантов, докторантов в качестве партнеров или руководителей в создании компаний по использованию их исследований - + -

Предоставление услуг вместо денег (обучение персонала, содействие сертификации продукции, обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР, предоставление площадей на территории государственных вузов и НИИ на льготных условиях и т.д.) + - + + -

Поддержка кооперации и взаимного обучения (поощрении сотрудничества университетов и компаний, межфирменной кооперации) + - + + -

Примечание. Условные обозначения: «-» - отсутствует

«+» - используется

«+ -» - используется недостаточно

Различия между странами выражаются в основном в масштабах предоставляемых льгот, приоритетности поддержки тех или иных отраслей, наиболее эффективном механизме инновационной деятельности и развитости инфраструктуры реализации нововведений. Указанные меры государственной поддержки инновационного развития проверены мировой практикой и доказали свою эффективность. Примером этого является стремительный рост экономики некоторых стран, которые сумели выйти в лидеры по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в сферах образования, науки и технологий, создания благоприятных условий для новаторов и предпринимателей. За рубежом существует также богатый опыт вывода из кризисов депрессивных регионов, переводя их экономику на инновационный путь развития, создания там инновационной инфраструктуры.

Не смотря на то, что в России существует целый арсенал средств, направленных на стимулирование инновационного развития, на практике мероприятия по поддержке инновационной деятельности слабо увязаны, разобщены, плохо состыкованы. Это отражает недостаточную разработанность проблемы инновационного обеспечения развития экономики нашей страны и ее регионов, что вызывает необходимость исследования современных тенденций регионального инновационного развития и на этой основе определение приоритетных направлений экономических преобразований в области формирования и развития инновационной экономики на региональном уровне. Данное обстоятельство обусловлено и тем, что переход региональной хозяйственной системы к инновационному типу экономического развития представляется наиболее перспективным и результативным с точки зрения обеспечения как региональных, так и национальных интересов, способным стать тем направлением, которое обеспечит экономически устойчивым регионам дальнейшее совершенствование, а отсталым - возможность совершить прорыв в экономическом развитии и выйти из кризиса.

Библиографический список:

1. Воронов Д.Г. Источники финансирования технопарков (на примере научных парков Великобритании) - [Электронный ресурс] http://www.miiris.ru/library/voronov.php - Сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (МИИРИС)

2. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста // Вопросы экономики. 2004. №10.

3. Спицын А. Ориентиры экономического роста // Экономист. 2004. №10.

4. Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2001. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.