Научная статья на тему 'Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона'

Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OBJECTIVES OF REGION''S INDUSTRIAL DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ЦЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL POLICY OF REGION / MEASURES AND INSTRUMENTS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPETITIVENESS OF REGIONAL ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полиди Александр Анатольевич, Мкртычан Зоя Владимировна

Статья посвящена вопросам генерации и использования инструментов государственно-частного партнерства при формировании региональной промышленной политики. Акцент в статье сделан на механизмах интеграции усилий государства и корпоративного сектора в ходе развития промышленного бизнеса в регионе. Рассмотрены и классифицированы меры государственно-частного партнерства, определены цели и задачи государства в процессе обеспечения промышленного развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полиди Александр Анатольевич, Мкртычан Зоя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF PUBLIC-TO-PRIVATE PARTNERSHIP INSTRUMENTS IN THE INDUSTRIAL POLICY OF THE REGION

The article is devoted to the generation and use of public-private partnership instruments in the formation of regional industrial policy. Great attention is paid to the mechanisms of integration of efforts of the state and corporate sector in the course of the development of industrial business in the region. We have also considered and classified the measures of public-private partnership, defined the goals of the state in the process of industrial development of the region

Текст научной работы на тему «Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона»

УДК 332.146.2

МЕСТО И РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РЕГИОНА

UDC 332.146.2

PLACE AND ROLE OF PUBLIC-TO-PRIVATE PARTNERSHIP INSTRUMENTS IN THE INDUSTRIAL POLICY OF THE REGION

Полиди Александр Анатольевич д.э.н., профессор

Мкртычан Зоя Владимировна аспирант

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Статья посвящена вопросам генерации и использования инструментов государственно-частного партнерства при формировании региональной промышленной политики. Акцент в статье сделан на механизмах интеграции усилий государства и корпоративного сектора в ходе развития промышленного бизнеса в регионе. Рассмотрены и классифицированы меры государственно-частного партнерства, определены цели и задачи государства в процессе обеспечения промышленного развития региона

Ключевые слова: ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА, МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, ЦЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Polidi Alexandr Anatolievich Dr.Sci.Econ., professor

Mkrtichan Zoya Vladimirovna postgraduate student

Kuban state technological University, Krasnodar

The article is devoted to the generation and use of public-private partnership instruments in the formation of regional industrial policy. Great attention is paid to the mechanisms of integration of efforts of the state and corporate sector in the course of the development of industrial business in the region. We have also considered and classified the measures of public-private partnership, defined the goals of the state in the process of industrial development of the region

Keywords: INDUSTRIAF POFICY OF REGION, MEASURES AND INSTRUMENTS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP, OBJECTIVES OF REGION'S INDUSTRIAF DEVEFOPMENT, COMPETITIVENESS OF REGIONAL ECONOMY, SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF REGIONAL DEVEFOPMENT

Современное состояние и темпы развития отечественного промышленного сектора создают предпосылки для деиндустриализации национальной экономики. Темпы промышленного роста близки к нулю, доля промышленного сектора в валовом национальном продукте сокращается, уступая место торговле. Между тем промышленность и промышленное производство формирует конкурентные преимущества в мировом экономическом пространстве, обусловливая экономическую безопасность развития национальной социально-экономической системы.

Развитие промышленного сектора региона практически всегда формирует мультипликативные эффекты и является стимулом для развития ряда других

поддерживающих и сервисных секторов региональной экономики. Поэтому развитие промышленного регионального бизнеса - одна из ключевых задач государственной власти. Следует отметить, что в настоящий момент времени органы государственной власти занимают достаточно активную позицию в регулировании промышленного развития как национального, так и регионального пространства. Вместе с тем, результаты этого регулирования, которые должны выражаться в повышении региональной производительности труда, росте промышленного производства и положительной динамике инвестиций в основной капитал промышленных предприятий оставляют желать лучшего. В связи с этим представляется востребованными новые методические подходы к регулированию промышленного развития региона, которые бы обусловливали рост основных индикаторов экономического, а, следовательно, и социального развития региона.

Российская промышленная политика имеет многоуровневый характер, который обусловлен системой государственного территориального устройства. В зависимости от географического расположения территории, ее природно-климатических факторов, человеческих ресурсов, уровня социально-экономического развития формируются отношения между органами исполнительной власти и средой бизнеса.

На рисунке 1 показана последовательность действий государственных органов власти по формированию стратегии развития промышленного комплекса региона. На данном рисунке проиллюстрировано место и роль инструментов государственно-частного партнерства в системе формирования элементов государственной регулятивной промышленной политики.

Рисунок 1 - Последовательность действий государственной власти по формированию региональной промышленной политики

Развитие промышленного сектора отечественной экономики не может быть интенсифицировано исключительно государственными мерами. Оно должно опираться на интерференцию усилий государства и корпоративного сектора, то есть фактически речь идет о том, что государственная власть должна планировать и эффективного координировать взаимодействие бизнеса и власти через реализацию инструментов государственно-частного партнерства. Все остальные меры государственного регулирования должны быть сведены до регулирования развития институциональной и инфраструктурной сред развития промышленного бизнеса.

В таблице 1 показано разделение полномочий органов государственной власти (всех уровней) и корпоративного промышленного сектора.

Таблица 1. Разделение полномочий органов государственной

власти и бизнеса

Органы государственной власти

Бизнес (субъекты промышленной

деятельности)

Разработка концепции промышленной политики Участие в разработке в качестве экспертного сообщества

Формирование программ поддержки субъектов промышленной деятельности Формирование и подача соответствующих документов на соискание государственных преференций

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам промышленности Использование современных инновационных технологий для повышения конкурентного статуса

Формирование единой информационной системы в целях реализации промышленной политики Предоставление необходимой информации для включения ее в общую информационную систему

Содействие в организации и работе некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности Вхождение в некоммерческие организации для лоббирования интересов субъектов промышленной деятельности

Содействие развитию межрегионального сотрудничества и представительство в международных организациях Формирование рекламной продукции, необходимой для международного продвижения готовой продукции или соискания инвестиционных ресурсов

Формирование инфраструктуры промышленного бизнеса Подготовка бизнес-планов реализации новых проектов на территории региона

Составление прогнозов развития промышленности в регионе Содействие в формировании административной статистики как базиса для прогнозирования развития промышленности

Информирование субъектов промышленной деятельности О трудовых ресурсах, формирование государственного заказа на подготовку специалистов Формирование потребности в трудовых ресурсах с необходимым квалификационным уровнем

Инструментами реализации и улучшения промышленной политики выступает совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, отраслевые и межотраслевые пропорции. Эти меры направлены на селективную поддержку государством определенных отраслей и

Научный журнал КубГАУ, №93(09), 2013 года видов производств.

На рисунке 2 приведены этапы формирования инструментов государственно-частного партнёрства в контуре мер развития региональной промышленно сти.

Рисунок 2 - Последовательность формирования и реализации инструментов ГЧП для развития региональной промышленности

Первичным звеном в разработке промышленной политики региона является блок целеполагания - определения и формализации целей и задач государственной власти в сфере обеспечения качественного промышленного роста. От того, насколько правильно сформированы цели зависит основа будущей промышленной политики региона, ее эффективность и результативность. На рисунке 3 приведено «дерево целей» государственной регулятивной политики промышленного роста в

Научный журнал КубГАУ, №93(09), 2013 года регионе.

Рисунок 3 - Цели и задачи региональной промышленной политики Краснодарского

края

В настоящий момент времени бизнес и органы государственной власти практически не интегрируют свои усилия в сфере развития региональной промышленной политики. Мы предлагаем интерферировать их усилия через формирование и реализацию инструментов ГЧП.

Для эффективного достижения целей государственного регулирования ускоренного экономического роста в регионе необходимо запланировать и эффективно реализовывать следующие меры государственно-частного партнерства, сгруппированные по функциональным направлениям (таблица 2). Инструментами реализации и улучшения промышленной политики выступает совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, отраслевые и межотраслевые пропорции. Эти меры направлены на селективную

поддержку государством определенных отраслей и видов производств. Анализ мер государственной промышленной политики позволил автору классифицировать их в разрезе уровней государственной власти и факторов развития промышленного сектора региона. Очевидно, что государственная власть в России имеет три уровня -федеральный, региональный и муниципальный. Для полноты классификации определим факторы развития промышленного сектора региона.

1. Институциональный фактор. Обусловливает качество институциональной среды, эффективность функционирования государственных и корпоративных институтов развития, качество и нацеленность на результат институций, сложившихся в экономической среде.

2. Инновационный фактор. Характеризует степень развития элементов национальной и региональной инновационной системы, а также зависимость развития промышленности от уровня развития элементов инновационной системы.

3. Инфраструктурный фактор. Определяет степень

инфраструктурного развития национальной и региональной экономических систем и влияние на промышленный рост региона.

4. Квалификационный фактор. Определяет уровень квалификации трудовых ресурсов, а также потенциал приращения этого уровня за счет программ обучения и переквалификации.

5. Социальный фактор. Определяет качество жизни и конкурентоспособность социально-экономических систем как территории благоприятной для проживания.

6. Интеграционный фактор. Характеризует потенциал промышленного сектора региона эффективно интегрироваться в мировое, национальное и надрегиональное экономическое пространство (через рынки готовой продукции и факторов производства).

7. Конъюнктурный фактор. Определяет влияние рынков сырья, готовой продукции и факторов производства на развитие промышленного сектора

Научный журнал КубГАУ, №93(09), 2013 года региона.

Опираясь на выделенные факторы, можно предложить авторскую классификацию инструментов и мер государственно-частного партнерства по критериям уровня государственной власти и факторов развития промышленного сектора региона (таблица 2).

Таблица 2. Меры государственной поддержки субъектов промышленной

деятельности Краснодарского края

Виды поддержки Инструменты государственно-частного партнерства

Финансовая - субсидирование процента заемных средств в ходе реализации инвестиционных проектов; - льготирование налоговых ставок при реализации инвестиционных проектов (налог на имущество, налог на прибыль); - создание особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов.

Виды поддержки Инструменты государственно-частного партнерства

Имущественная - формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности; - передача основных фондов во владение или пользование субъектам промышленной деятельности (с запретом продажи);

Инновационная - создание техно-парков, центров коммерциализации технологий, научно-производственных зон;

- содействие патентованию, полезных моделей и промышленных образцов;

Информацион-ная и консультацион- ная - создание единой информационной системы; - формирование консалтинговых компаний и исследовательских центров (в форме ГУ и ГУП); - компенсация затрат на оплату консалтинговых услуг (документарно подтвержденных) в ходе реализации инвестиционных инициатив

В сфере обеспечения кадрами - материальная поддержка организаций, осуществляющих обучение. Профессиональную подготовку и переподготовку работников субъектов промышленной деятельности; - участие в разработке примерных образовательных программ обучения; - формирование модели трудовых ресурсов региона;

В сфере внешнеэкономи-че ской деятельности - содействие продвижению на рынки иностранных государств отечественных товаров; - помощь в соискании иностранных инвестиций;

Анализируя данные этой таблицы, можно выделить группы инструментов государственно-частного партнерства по факторам промышленного развития региона. Эта классификация даст возможность с большей эффективностью выбирать конкретные инструменты государственно-частного партнерства в зависимости от экономической ситуации и уровня развития промышленного сектора региона.

Таким образом, реализуя предложенные направления регулирования промышленного роста в регионе, основанные на использовании мер и инструментов государственно-частного партнерства, можно достичь конкурентного развития промышленного сектора региональной экономики. Это в свою очередь обусловит рост индикаторов социально-экономического развития региона в национальном геоэкономическом пространстве современной России.

Список использованной литературы

1. Семидоцкий В.А. Формирование и применение инструментов государственно-частного партнерства в ходе развития курортных территорий Краснодарского края / Семидоцкий В.А., Панасенко Д.В., Цветненко Е.Н.// Экономические науки. 2010. № 68. С. 122-125.

2. Ладыга А.И. Государственная система управления ростом конкурентоспособности промышленности / Ладыга А.И., Овчаренко Н.А., Кушнир Д.Д. // Экономические науки. 2010. № 64. С. 153-156.

3. Молчан А.С. Управление системой стратегических приоритетов развития производственного потенциала региона/ А.С. Молчан, Л.И. Тринка, К.О. Тернавщенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011. -№01(065). С. 329 - 341. - Шифр Информрегистра: 0421100012\0016, ША [article ГО]: 0651101027. -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/ 01/pdf/27.pdf, 0,812 у.п.л.

References

1. Semidockij V.A. Formirovanie i primenenie instrumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v hode razvitija kurortnyh territory Krasnodarskogo kraja / Semidockij V.A., Panasenko D.V., Cvetnenko E.N.// Jekonomicheskie nauki. 2010. № 68. S. 122-125.

2. Ladyga A.I. Gosudarstvennaja sistema upravlenija rostom konkurentosposobnosti promyshlennosti / Ladyga A.I., Ovcharenko N.A., Kushnir D.D. // Jekonomicheskie nauki. 2010. № 64. S. 153-156.

3. Mol chan A. S. Upravlenie sistemoj strategicheskih prioritetov razvitija proizvodstvennogo

potenciala regiona / A.S. Molchan, L.I. Trinka, K.O. Temavshhenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhumal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhumal KubGAU) [Jelektronnyj resurs], - Krasnodar: KubGAU, 2011. - №01(065). S. 329 - 341. - Shift Informregistra: 0421100012\0016, IDA [article ID]: 0651101027. - Rezhim dostupa:

http://ej.kubagro.ru/2011/ 01/pdf/27.pdf, 0,812 u.p.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.