СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПОДХОДЫ К ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
И. Е. РИСИН
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
A number of questions about foreign investments, its forms and methods of state regulations and attraction of foreign investments processes are touched upon. The analysis of modern foreign experience is given: various investment practices in China, USA, Mexico and other countries are described in the article.
Потребность в совершенствовании государственного регулирования процессов привлечения иностранных инвестиций обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм и методов.
Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения - выявление основных подходов к организации государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества и инструментов его осуществления.
Обратимся, прежде всего, к Китаю, учитывая, во-первых, известное сходство его стартовых позиций с нашей страной, во-вторых, превращение этой страны в 1993 г. во второго в мире после США получателя прямых иностранных инвестиций 1111), а в 2002 г. - в лидера по фактическому использованию этих инвестиций [1].
Акцентируя внимание на объемах и динамике ПИИ, отметим, что их приток вырос с практически нулевой отметки в начале реформ (конец 70-х гг. ХХ в.) до 40-45 млрд. долл. в год во второй половине 90-х гг. ХХ в. В 2002 г., по данным ЮНКТАД, этот показатель достиг абсолютного рекорда и составил 52,7 млрд. долл. [9].
Предварим оценку действий китайских властей, связанных со стимулированием ПИИ, систематизацией основных результатов такой деятельности, чтобы убедиться в продуктивности подходов, реализованных государством. Обратим внимание на следующие основные эффекты, полученные в Китае.
1. ПИИ внесли вклад в рост ВВП благодаря своему положительному влиянию на общую про-
изводительность факторов производства. По оценкам экспертов, ПИИ увеличили потенциальные возможности роста ВВП в 90-е гг. почти на 3 процентных пункта.
2. Наибольший вклад в рост ВВП внесли предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Они стали наиболее динамичными и производительными фирмами в экономике Китая. Объем их производства в промышленном секторе рос в четыре раза быстрее аналогичного показателя других предприятий, а производительность труда почти вдвое превысила уровень, достигнутый компаниями государственного сектора [9].
3. ПИИ создали новые рабочие места. Занятость в годах на предприятиях со стопроцентным иностранным капиталом за 90-е гг. выросла в четыре раза, составив 6 млн. человек, что соответствует 3 % общего числа занятых в городах страны. Всего на предприятиях с участием иностранного капитала занято 23 млн. чел. [1].
4. ПИИ создали новый сектор экономики, ориентированный на экспорт. Благодаря ему рост внешней торговли Китая начиная с 1978 г. в 4,5 раза превысил аналогичный показатель всей мировой торговли. Ключевую роль в этом достижении сыграли предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Начиная с 1985 г. их доля в экспорте выросла с 1 до 50 %, на них пришлось свыше половины общего роста экспорта.
5. ПИИ обеспечили доступ Китая к современным мировым технологиям. Об этом, в частности, свидетельствуют такие данные. Предприятия с участием иностранного капитала производят 80 % всего объема высокотехнологической
продукции (которая составляет ныне пятую часть экспорта), идущей на экспорт [9]:
6. Иностранные инвестиции позволили КНР не только устранить импортную зависимость большинства отраслей, но и стать одним из ведущих поставщиков их продукции на рынки развитых стран (речь, например, идет о микросхемах, полупроводниках, станках для текстильной промышленности, металлообработки, о бытовой электронике, медикаментах) [2].
Как видим, ПИИ обеспечили множество эффектов, позволяя Китаю успешно решать ряд ключевых социально-экономических задач (устойчивый и значительный тем роста ВВП, доступ к мировым технологиям, достижениям современного менеджмента, повышение занятости и др.).
Обратим внимание на существенные характеристики реализованного властями этой страны подхода к стимулированию иностранных инвестиций. В их числе отметим следующие.
1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.
2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, новые отрасли и сферы народного хозяйства. Известно, что политика «открытых дверей» начиналась с экспериментирования в восточных регионах, первые открытые экономические зоны ОЭЗ были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 90-е гг. власти перешли к более широким экономическим преобразованиям, ПИИ начали поступать в центральные и западные регионы страны.
Создание новой зоны развития Пудун в апреле 1990 г. отразило усиление внимания китайского руководства к вопросам расширения привлечения прямых зарубежных капиталовложений, прежде всего в сфере производства, технологического и научно-технического сотрудничества. В ряде отличительных особенностей зоны Пудун можно выделить активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости.
После присоединения Китая к ВТО перед иностранными инвесторами, включая ТНК, шире открываются возможности для инвестирования капитала в различные области сферы услуг (банковская, страховая деятельность), оптовую и розничную торговлю [1].
3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций. Если,
в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то со второй половины 90-х гг. ХХ в. - предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Пока, однако, посредством такой формы в Китае инвестируется не более 5 % иностранного капитала, тогда как в мире этот показатель достигает 80 %. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов ин-фрастуктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки [1, с. 9].
4. Смена приоритетов форм государственной поддержки процессов привлечения иностранных инвестиций. Так, в 80-е - середине 90-х гг. ХХ в. для стимулирования объемов и динамики прироста инвестиций государство использовало преференции для иностранных инвесторов, которые включали налоговые льготы и специальные привилегии.
Наиболее распространенные налоговые льготы для предприятий с иностранным капиталом (ПИК) - снижение налога на прибыль и налоговые каникулы. Они доступны для всех ПИК, расположенных в ОЭЗ, и для ПИК в отраслях, ориентированных на экспорт и использование передовых технологий, расположенных вне ОЭЗ, а также для отечественных компаний без участия иностранного капитала, работающих в ОЭЗ. Для ПИК, работающих в сфере высоких технологий и на экспорт, существуют дополнительные налоговые льготы по перечислению и реинвестированию полученных доходов, им также предоставляются значительные скидки на плату за пользование землей [2, с. 9].
С апреля 1996 г. происходит отмена таможенных льгот в отношении предприятий, находящихся в СЭЗ. На наш взгляд, причин такого поворота в политике несколько. Первая - удовлетворение требований ВТО. Вторая - объемы накопленных ПИИ и их динамика таковы, что способны вызывать своеобразный кумулятивный эффект.
Специалисты обоснованно отмечают, что после накопления некой критической массы иностранных инвестиций территориям становится намного легче привлекать дополнительный объем капитальных ресурсов, потому что иностранные
инвесторы рассматривают присутствие других зарубежных предпринимателей в регионе как положительный сигнал [2].
Заметим, что такая потеря таможенных льгот для инвесторов компенсируется государством другими, не менее значимыми мерами: именно в этот период снимается ограничение на создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу, обеспечивается его доступ в более широкий круг отраслей и регионов страны.
5. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Так, в 1980-х гг. ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов были выделены в экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и позже -провинция Хайнань). Они были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем, а перспективе и Тайваня [7]. Среди факторов, благоприятствующих развитию СЭЗ, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА.
6. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды [5].
7. Мониторинг результатов деятельности государства по стимулированию процессов привлечения иностранных инвестиций и необходимая коррекция ее содержания. В качестве примера обратим внимание на эволюцию позиции государства относительно экономических зон. К середине 1980-х гг. эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем. Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышлен-
ного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд. юаней, что в 6 раз превысило показатели 1979 г.) и экспорта зон (соответственно
0,81 млрд. долл., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), им не удалось достичь первоначально намеченных целей, затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции. Не просматривалась и экспортная ориентация зон: в 1984 г. внутри зон потреблялось 14 % выпускаемой продукции, 66 % ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20 % шло на экспорт [10].
Таким образом, расчет на быстрое создание в СЭЗ экспортноориентированной экономики не оправдался. Стало очевидно, что на первоначальном этапе затраты на развитие СЭЗ всегда превышают поступления, и для изменения положения, улучшения отраслевой структуры инвестиций, развития производства и расширения экспорта требуется время.
Очередным шагом в деле реализации внешнеэкономической политики Китая стала провозглашенная в 1988 г. Стратегия ускоренного экономического развития приморских районов. Планы создания в этих районах внешнеориентированной экономики отражали общемировую тенденцию переноса трудоемких производств из промышленно развитых государств, а затем и НИС в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой. Конкретно речь шла о развитии трудоемких экспортных отраслей обрабатывающей промышленности и мелкого промышленного производства в сельскохозяйственных районах зон с использованием инвалютной выручки для создания на местах импортозамещающих производств [10].
Предполагалось наладить работу экспортных производств в форме поручительской переработки и сборки, исключительно на привозном сырье, чтобы ослабить нагрузку на внутренние районы по снабжению приморских сырьем и материалами.
Авторы стратегии рассчитывали на то, что массовый приток иностранного капитала в кратчайшие сроки преобразит экономику приморских районов и позволит через горизонтальные хозяйственные связи осуществить передачу внутренним районам техники и технологии, опыта и кадров, дать импульс экономическому развитию страны в целом. Но данное «преображение» носило направленный характер. В Китае запрещены иностранные инвестиции, если это может создать угрозу для государства или подорвать обороноспособность страны. Власти запрещают, жестко ограничивают иностранные инвестиции в секто-
рах, где действует монополия государства (СМИ, производство алкогольных и табачных изделий).
Центральным моментом концепции стало намерение распространить режим открытых экономических районов на все восточное побережье Китая - от провинции Ляонин на севере до острова Хайнань на юге. В 1984 г. четырнадцати городам был придан статус открытых приморских городов, в них были выделены районы техникоэкономического развития (к настоящему времени их число достигло 32).
«Перегрев» экономики в конце 80-х гг., усиление инфляции, обострение структурных диспропорций, дефицит госбюджета значительно осложнили реализацию стратегии развития приморских районов. Ситуация усугублялась сложностями сбыта за рубежом трудоемкой продукции невысокого качества, слабой связью приморских районов, ориентированных на внешний рынок, с внутренними провинциями и углублением разрыва между ними в экономическом развитии, отсутствием единого отношения в руководстве к данной стратегии.
Новый подход китайского руководства к дальнейшему развитию открытых экономических районов заключался в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свой вклад в доходы государства.
Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более разборчивой должна стать инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.) [6].
Воодушевленные примером Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока ПИИ в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранцами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т. д. [2, с. 19-23].
Особого внимания заслуживает опыт создания специализированных государственных агентств по координации процесса привлечения и разме-
щения ПИИ. В частности, на созданное в Индии в 1991 г. Бюро по стимулированию иностранного инвестирования возложены обязанности рассмотрения и одобрения проектов с участием ПИИ, а также дальнейшее стимулирование их притока. Оно также получило функции консультанта правительства в определении приоритетных отраслей, требующих привлечения иностранного капитала. Изначально бюро находилось в непосредственном подчинении главы правительства, что подтверждало значение, придававшееся индийскими властями инвестиционному сотрудничеству с зарубежными партнерами.
Имея широкие полномочия, бюро хорошо зарекомендовало себя в переговорах с иностранными инвесторами. За годы своей деятельности оно получило признание как в Индии, так и за рубежом и доказало жизнеспособность идеи единого государственного органа, занимающегося привлечением зарубежных инвестиций и технологий в приоритетные отрасли национальной экономики. В настоящее время около 90 % всего притока иностранных инвестиций в Индию проходит через бюро, поскольку зарубежные партнеры заинтересованы в предоставляемых им государственных гарантиях. При этом следует особо подчеркнуть, что правительство Индии стремится стимулировать приток ПИИ не только в высокорентабельные и приоритетные отрасли, но и в отсталые районы страны для обеспечения более равномерного географического распределения инвестиций. В рамках этой политики индийские штаты получили большую автономию в решении экономических вопросов и в работе с иностранными партнерами [4].
Примером успешного использования иностранных инвестиций может служить Мексика. Изначально ПИИ в эту страну шли из-за возможности производить там с меньшими издержками (прежде всего из-за более низкой стоимости рабочей силы) товары и услуги, которые потом легко могли быть проданы на самом емком в мире -американском - рынке. Территория вдоль мексикано-американской границы быстро превратилась в экспортный плацдарм для множества иностранных компаний, поставлявших продукцию легкой промышленности, а также автомобильные и электронные компоненты в США.
Мексиканские власти, в свою очередь, сумели грамотно воспользоваться своим выгодным географическим положением и создали дополнительные конкурентные преимущества для инвестиций в те секторы, развитие которых в наибольшей степени отвечало долгосрочным интере-
сам страны (легкое машиностроение, потребительские товары, химия и фармацевтика и т. д.). И если первоначально приток ПИИ был сосредоточен в основном в регионах, граничащих с США, то сегодня ПИИ распространяются по всей стране. При этом одним из важных побудительных мотивов стало упрощение экспортных требований и равные конкурентные условия по сравнению с местными производителями.
Следует отметить, что наличие рядом со страной-реципиентом ПИИ крупного рынка сбыта существенно расширяет спектр отраслей местной экономики, представляющих интерес для зарубежных инвесторов, ведь иностранцы учитывают выгоды не только местного, но и соседних рынков. Данное обстоятельство весьма благотворно сказывается на отраслевой структуре экономики многих стран с развивающимися рынками, поскольку их более развитые соседи имеют тенденцию потреблять более высокотехнологичные товары. Так, в страны-реципиенты ПИИ приходят передовые технологии и ноу-хау.
Кроме того, страны с развивающимися рынками традиционно стремятся создавать дополнительные поощрительные условия для ПИИ в тех секторах экономики, которые в наибольшей степени пострадали от кризисного сокращения производства под давлением импорта. Например, в Китае первоначально такими отраслями были легкая промышленность и производство товаров широкого потребления. Позднее акцент сместился на автомобилестроение, легкое машиностроение и высокотехнологичные отрасли (электроника, телекоммуникации, новые материалы, компьютерная техника).
Продуктивный опыт государственного регулирования процессов привлечения иностранных инвестиций накоплен в Ирландии. В этой стране существуют два средства стимулирования иностранных инвесторов: финансовая поддержка и налоговые стимулы. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов.
Доступность, условия получения и размер гранта зависят от географии инвестиционного проекта, а также регламентируются законодательством Ирландии и ЕС. Самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны, самые маленькие - в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, и по уровню квали-
фикации, который потребуется от работников предприятия.
Чтобы побудить иностранных предпринимателей начать бизнес в Ирландии, правительство учредило специальный орган - Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority или IDA). IDA имеет широкие полномочия принимать заявления для учреждения компаний и предоставлять гранты и финансовые льготы. Отделения IDA имеются в США, Австралии, Японии, Южной Корее, Тайване, Великобритании, Германии и Нидерландах. Определенное число крупных мультинациональных компаний уже воспользовалось преимуществами пособий и скидок, открыв в Ирландии дочерние компании.
IDA Ireland в настоящее время имеет в своем портфеле 1 250 инвестиционных проектов с участием иностранных компаний. Реализация этих проектов позволила обеспечить постоянной работой 138 тысяч человек. Половина этих компаний имеют коммерческие предприятия в Ирландии уже свыше 10 лет, а одна пятая - свыше 20 лет. IDA Ireland расположено в Дублине и имеет зарубежные отделения по всему миру.
Агентство выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Также предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки.
Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий. Размер капитальных расходов и сумма субсидии согласовывается с IDA Ireland, затем определяется график ее перечисления. Сумма субсидии определяется исходя из доли капитальных расходов в общей структуре инвестиций. Максимальный размер субсидии устанавливается правилами ЕС о порядке предоставления государственной поддержки. Капитальное субсидирование допускается в размере от 40 % (пограничные, внутренние и западные районы страны) до 17,5 % (Дублин). На практике доля оказывается ниже, за исключением тех случаев, когда проект имеет особую важность.
Как правило, график выплаты субсидий синхронизирован с процессом создания новых рабочих мест; в соглашении о субсидировании предусматривается максимальная сумма субсидий для каждого периода, состоящего из 12 месяцев.
Также предоставляются субсидии по факту создания новых рабочих мест с полной занято-
стью. Размер субсидии - от 1 250 до 12 500 евро за каждое рабочее место. Если инвестор обеспечивает работой большое число работников, однако с неполной занятостью из-за особенностей деятельности конкретного предприятия, IDA Ireland может, если сочтет это обоснованным, произвести перерасчет и выделить субсидии.
Ирландское законодательство предусматривает две схемы субсидирования НИОКР, проводимых инвесторами, имеющими коммерческие предприятия в стране. Первая схема направлена на финансирование модернизации или создания материальной базы для проведения НИОКР; вторая - на субсидирование НИОКР высокой сложности и НИОКР с высокой степенью риска, проводимых компаниями, активно работающими в исследовательской области. Субсидируемые проекты должны быть связаны с разработкой принципиально нового вида продукции или нового технологического процесса; текущие разработки новых моделей товаров не субсидируются.
Иностранные компании, работающие на территории Ирландии, также могут подать заявку на получение гранта на осуществление НИОКР из средств ЕС в рамках соответствующей программы («Шестая рамочная программа»). Для этого такая компания должна сотрудничать с другой компанией, университетом или научно-исследовательским институтом хотя бы в одной стране Евросоюза, кроме Ирландии.
Процесс предоставления субсидии обычно занимает несколько недель, однако может растянуться и на несколько месяцев, если компания-заявитель будет недостаточно быстро предоставлять IDA Ireland требуемую информацию. Прежде всего, агентство запрашивает план проекта, который должен освещать следующие вопросы:
- информация о компании-инвесторе, в том числе ее краткая история, описание поставляемой продукции и основных рынков сбыта, сведения о финансовом положении и о руководстве компании;
- описание инвестиционного проекта и причины, по котором в качестве места его реализации была выбрана Ирландия; описание проекта должно содержать количество создаваемых рабочих мест, планируемые рынки сбыта, объем инвестиций, оценку вклада проекта в экономику Ирландии;
- распределение уставного капитала ирландского коммерческого предприятия;
- обоснованный прогноз финансового результата на ближайшие пять лет.
Если инвестиционный проект имеет особо крупный масштаб, то для предоставления субсидий может потребоваться разрешение правительства Ирландии и, в исключительных случаях, Евросоюза. Сумма субсидии подлежит возврату IDA Ireland в следующих случаях:
- нарушение инвестором условий соглашения о субсидировании;
- ликвидация компании;
- прекращение предпринимательской деятельности на территории Ирландии;
- реализация имущества, на приобретение которого была выделена субсидия;
- недостижение проектного размера штата предприятия.
Законодательство и Ирландии и США допускает, что международные торговые корпорации, зарегистрированные в США, для получения экспортных льгот, могут быть перемещены под юрисдикцию Ирландии, оставаясь при этом под действием американского налогового законодательства. Такие компании, расположенные в районе свободной зоны аэропорта Шеннон, облагаются производственным налогом по 10 %-ной ставке, которая является самой низкой в Европе для подобного рода операций.
Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Не существует, например, общих запретов на приобретение большинства акций в ирландских компаниях со стороны иностранцев, либо на владение ими компаниями или недвижимостью.
Более того, в Ирландии не существует ограничений по гражданству для руководства или акционеров в ирландских коммерческих структурах. Ирландия предлагает исключительно конкурентоспособные условия для ведения бизнеса, где уровень издержек один из самых низких в Европе.
Стандартная ставка налога на прибыль -28 % - (25 % для первых 100 000 ф. ст. дохода) понижается до 10 %. Прибыль, подлежащая обложению по ставке 10 %, рассчитывается путем выделения прибыли от перечисленных видов деятельности из общей суммы прибыли.
Льгота по налогу на прибыль предоставляется и нерезидентским компаниям, т. е. компания не обязательно должна быть зарегистрирована в Ирландии как налоговый резидент. Иностранная компания, осуществляющая свое присутствие на рынке Ирландии через свой филиал, может претендовать на льготу.
Прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в Ирландии.
Оффшорные компании не облагаются налогами. Ирландия имеет широкую сеть договоров об избежании двойного налогообложения со следующими странами: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Португалия, Россия, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, США, Соединенное Королевство, Замбия. Лицензионного взноса нет. Нет пошлины на уставной капитал. Имеется 1-процентная пошлина на выпущенный капитал.
В СЭЗ Шеннон был введен 10 %-ый налог (вместо обычных 28 %), которым облагаются ремонт и обслуживание авиационного транспорта, торговые операции, связанные с функционированием аэропорта, оффшорная банковская и трастовая деятельность.
Ирландское законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении вывоза прибыли, капитала, роялти, процентов с капитала, вывод капитала за границу допускается в любой валюте. В отношении импорта капитала в страну также не предусмотрено каких-либо ограничений. Резиденты и нерезиденты вправе открывать банковские счета в любой валюте.
IDA Ireland имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. Также IDA Ireland предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам.
Также существуют промышленные парки, находящиеся в частной собственности. Эти парки располагают как промышленными, так и административными помещениями.
По общему правилу, на строительство любого здания необходимо разрешение местных органов власти. Для получения разрешения застройщик обязан представить план планируемого к постройке здания и прилегающей территории, проект использования здания, проект подключения коммуникаций. Если строительные работы могут оказать негативное влияние на окружающую среду либо если работы особенно масштабны, требуется особое заявления о возможных последствиях
для экологической обстановки (EIS). Данное заявление составляется застройщиком и представляет собой анализ возможных негативных последствий проекта для окружающей среды и план мер по нейтрализации этих последствий. Кроме того, проект должен соответствовать генеральному плану развития конкретного района.
Основными инвесторами ирландской экономики стали американские компании, работающие в секторе hi-tech. В середине 90-х гг. на волне информационной революции они искали плацдармы для наступления на очень важный для них европейский рынок.
Эффективность проводимой правительством Ирландии инвестиционной политики подтверждается тем обстоятельством, что коммерческие предприятия в этой стране имеют 1240 иностранных компаний. Здесь расположены европейские центры практически всех ведущих компаний -Microsoft, Compaq, Oracle, Intel, Dell, Panasonic, 3Com, Netscape, Novell, Corel, Symantec, Informix, Ericsson и т. д. Структура инвесторов по стране регистрации такова: США - 43 %; Великобритания - 13 %; Германия - 13 %; иные страны Европы - 22 %; Япония - 4 %; иные страны - 5 %.
Иностранные инвесторы обеспечивают постоянной работой 138 тысяч человек и ежегодно вкладывают в ирландскую экономику 12,7 млрд. евро.
Низкий уровень налогообложения корпораций делает Ирландию одной из самых привлекательных для иностранных инвесторов стран.
По статистике Департамента коммерции США, в течение последнего десятилетия доходность американских инвестиций в ирландскую промышленность составляла в среднем 21 % [8].
Заслуживает внимания и опыт стран Восточной и Центральной Европы в решении проблем регулирования иностранных инвестиций. Обратимся в этой связи к современной практике Венгрии, Польши и Чехии [3]. Ее анализ позволяет выделить в качестве общих моментов государственной политики содействия развитию международного инвестиционного сотрудничества следующие.
1. Иностранным инвесторам гарантируется национальный режим. Это означает, что никаких специальных льгот для иностранных инвесторов не существует, так как названные страны присоединились к антидискриминационным законам Европейского союза. Все льготы доступны для любого инвестора независимо от его национальной принадлежности при условии соответствия инвестора определенным требованиям.
2. Деятельность зарубежных инвесторов разрешена практически во всех сферах экономики. Им разрешено приобретать недвижимость, в том числе земли (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). В то же время государство четко фиксирует объекты, в которых доля иностранного инвестора не может доходить до 100 %. В Венгрии, например, к ним относят: а) компании, входящие в перечень стратегических предприятий; б) некоторые отрасли промышленности, связанные с национальной обороной, в) венгерская авиалиния «Малев». В Польше отраслевые законы накладывают следующие ограничения на долю иностранных инвесторов в ряде секторов: на воздушном транспорте - не более 49 %, на радиовещании и телевидении - 33 %, в международных телекоммуникациях и игровом бизнесе - 0 % [3, с. 17, 19].
3. Существует дифференциация налоговых льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в зависимости от уровня развития региона. Так, например, расположенные в депрессивных регионах Венгрии (к ним относятся регионы, где уровень безработицы превышает 15 %) предприятия полностью освобождены от уплаты налога на прибыль на срок до 5 лет (при условии ежегодного роста продаж на 5 % от объема инвестиций).
Заметим, что вступление названных стран в Европейский союз связано с приведением национального законодательства в соответствии со стандартами этой организации, в частности с законом «О государственной помощи». Согласно этому закону, применение любой избирательной экономической политики следует соотносить с необходимостью защиты рыночных принципов и свободной конкуренции. Оказание государственной поддержки допускается только в отношении регионов с низким уровнем среднедушевых доходов (менее 75 % от среднего по ЕС ВНП на душу населения), высоким уровнем безработицы или значительными структурными деформациями [3].
Понятно, что в обозримой перспективе предоставление региональных льгот не будет противоречить стандартам ЕС, поскольку в каждой стране есть регионы, соответствующие европейским стандартам допустимости оказания государственной поддержки.
4. Наличие четких условий оказания государственной финансовой поддержки инвесторам, в том числе иностранным. Так, в Польше, чтобы получить эту поддержку, необходимо, чтобы инвестиции отвечали одному из перечисленных ниже условий: объем новых инвестиций должен превышать 10 млн. евро; объем инвестиций в раз-
витие и модернизацию существующего бизнеса должен превышать 500 тыс. евро и должно быть создано 100 или более рабочих мест (50 рабочих мест для инвестиций в приоритетные регионы) на протяжении, по крайней мере, пяти лет; инвестиции должны обеспечивать внедрение новых технологий, которые позволяют производить современные и конкурентоспособные товары или услуги [3, с. 20].
5. Заявительный порядок регистрации предприятий, в том числе с участием иностранного капитала. Регистрирующий орган обязан обработать заявку о регистрации юридического лица в течение определенного периода времени. В случае отсутствия по истечении этого периода заключения регистрирующего органа компания считается автоматически зарегистрированной. При этом устраняется необходимость дополнительной регистрации предприятия в налоговых, социальных и иных органах.
Рассмотренные подходы к активизации иностранных инвестиций в названных странах нужно оценивать в более широком контексте изменений, происходящих в международной экономической деятельности. Суть этих изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:
- возникают условия для более легкого доступа к иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения подрядного типа, франчайзинг;
- расширение рынков создает благоприятные возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержанию своей конкурентоспособности;
- ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими им материальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь их максимально эффективного использования в интересах всей структуры;
- изменяется сравнительное значение разных факторов, влияющих на размещение прямых иностранных инвестиций (так, с общим понижением тарифных и нетарифных барьеров роль данного фактора с позиций его влияния на направление инвестиций уменьшается, в то же время возрастает значение таких факторов, как состояние инфраструктуры, различия в общих издержках, административные и налоговые условия для деятельности иностранного капитала.
Литература
1. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае // Инвестиции в России. 2004. № 3. С. 7.
2. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // Инвестиции в России. 2004. № 12. С. 21.
3. Загородников С. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Венгрии, Польше, Чехии // Инвестиции в России. 2004. № 2. С. 16-22.
4. Игонина Л. Л. Инвестиции. М.: Экономистъ, 2004. С. 9-12.
5. Карлусов В. Государственная поддержка предпринимательства в условиях вступления Китая в ВТО // Проблемы теории и практики управления. № 3. 2004. С. 25.
6. Коркунов И. Китай на пути интеграции в глобальную экономику // Проблемы теории и практики управления. № 5. 2003. С. 42.
7. Политика Китая в области иностранных инвестиций. Техноконсалт. М., 2000. С. 48.
8. Систематизация опыта Ирландии осуществлена по следующим источникам: Фирсов К. Как Ирландия стала богатой (www.belgazeta.by/2005030.21/ 500282982); Общий обзор экономики Ирландии (www. businessuchet.ru); Рывок Кельтского тигра (www. spe-kulant.ru); Экономика Ирландии (www.temadnya.ru).
9. Foreign direct investments in China: some lessons for other countries // IME policy discussion paper / international monetary fund. Washington D. C., 2002.
10. http//www.china.org.cn/95-zong/huihuang/6. htm